западно-капский африкаанс, южноафриканский английский, ранее малайско-португальский
сложились на основе европейцев, бушменов, банту, койсанских народов, выходцев из Индонезии, Малайи, Мадагаскара, Маврикия
Содержание
Генезис
Цветные люди получили своё название от разных оттенков коричневого цвета: от молочного до почти чёрного. Подобный спектр отражает их смешанное происхождение. В них течёт кровь европейцев, бушменов (коренных племён Юга Африки), совсем тёмных племён банту. У цветного населения г. Кейптаун (они называются капские метисы) значительна примесь населения азиатского происхождения (см. евроазиаты).
Цветные составляют наиболее значительную группу населения именно в ЮАР (порядка 4,5 млн человек, или 9—10% всего населения страны), причём в провинциях Западный Кaп и Северный Кaп они составляют до двух третей всех жителей.
Намибия
В Намибии цветные составляют от 6% до 8% населения, среди них выделяется особая группа бастеры.
Из-за активной колонизаторской деятельности Голландии в XVII—XVIII вв., когда произошло формирование генезиса цветного населения региона, для большинства из них родным является африкаанс или креолизированный африкаанс. Около 10—15 % также разговаривает на английском языке (особенно за пределами ЮАР и Намибии), большинство хорошо владеют им как вторым.
Культура
Культура цветного населения в значительной степени более близка к белому или европейскому, чем к африканскому. Популярны современные европейско-американские ритмы. Цветные люди также в большей степени склонны голосовать за белые демократические партии ЮАР.
Другие значения
Ранее название «цветные» применялось ко всем людям, не принадлежащим к белой расе. [2]
В США на протяжении большей части истории страны (до 1970-х гг) понятие «цветные» (Colored) применялось для обозначения рабов-негров и их потомков (в том числе смешанного происхождения). Однако, в настоящее время для обозначения этого понятия применяются слова «чёрные» (Black, хотя, конечно, никто из афроамериканцев чёрным в буквальном смысле не является) или «афроамериканцы» (African-American). Слово «цветные» (Colored) считается оскорбительным, употребляется как правило в кругу только белых людей, в основном на юге страны, как правило среди людей старшего поколения.
В русском воровском жаргоне «цветные» обозначает сотрудников полиции: «Мент Цветной» — полицейский в форме [3]
цветной 1. м. разг. Тот, кто относится не к белой расе. 2. прил. 1) Окрашенный в какой-л. цвет, имеющий не белую и не черную окраску. 2) перен. разг. Относящийся не к белой расе. 3) разг. Имеющий окраску разных цветов; пестрый. 4) а) Изображающий предметы в цветах, близких к натуральным (в фото-, киноизображении). б) Связанный с получением таких изображений. 5) Связанный с восприятием цвета органами зрения.
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
цветно́й прил., употр. сравн. часто 1. Цветным называется то, что окрашено в какой-либо цвет (не чёрный и не белый). Цветная бумага. 2. Цветным назы. смотреть
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
renkli* * *renkliцветно́й фильм — renkli filimцветна́я фотогра́фия — renkli fotoğrafцветно́е телеви́дение — renkli televizyon••цветна́я капу́ста — karn. смотреть
ЦВЕТНОЙ
farbig; bunt (пестрый); Farb- (опр. сл.)цветная фотография — Farbfotografie fцветное телевидение — Farbfernsehen n••цветные металлы — Buntmetalle n pl. смотреть
ЦВЕТНОЙ
(окрашенный в какой-либо цвет) de couleur; coloréцветная фотография — photographie f en couleurs; photochromie fцветной фильм — film m en couleurs••цв. смотреть
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
тюрем.1) Сотрудник МВД, иногда — любой кто служит в армии, носит погоны. Так же называют бывших сотрудников МВД, прокуроров, судей, государственных слу. смотреть
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
1) Орфографическая запись слова: цветной2) Ударение в слове: цветн`ой3) Деление слова на слоги (перенос слова): цветной4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
(окрашенный в какой-либо цвет) de couleur; coloré цветная фотография — photographie f en couleurs; photochromie <-krɔ->f цветной фильм — film m en co. смотреть
ЦВЕТНОЙ
прил. 1) variopinto; colorato цветной карандаш — matita colorata цветная фотография — cromofotografia f цветной фильм — film a colori цветное телевидение — televisione a colori 2) (о людях) di colore цветное население — popolazione di colore •• цветная капуста — cavolfiore m цветные металлы — metalli non ferrosi Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокрасочный, многоцветный, не черно-белый, окрашенный, переливающийся всеми цветами радуги, пестрый, радужный, разноцветный, хроматический, цветастый, цветовой. смотреть
ЦВЕТНОЙ
цветно́й прил. 1. (о поверхности, предмете) coloured; (о цвете и его эффектах) chromatic 2. (о металле) non-ferrousСинонимы: идиохроматический, лиц. смотреть
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
окрашенный в какой-л. (но не черный и не белый) цвет. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Синонимы: идиохроматический, лицо ка. смотреть
ЦВЕТНОЙ
цветной farbig; bunt (пёстрый); Farb. цветная фотография Farbfotografie f c цветное телевидение Farbfernsehen n 1 а цветные металлы Buntmetalle n pl, Nichteisenmetalle n pl (сокр. NE-Metalle) цветная капуста Blumenkohl m 1 Синонимы:
прл(разноцветный) colorido, de cor, a (em) cores; (о людях) de cor; м homem de corСинонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокр. смотреть
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
цветной прил. (2)ед.муж.им.Джамбот в великолепном убранстве, цветной тишлай сверх панциря, кинжал, шашкаПс71.ед.жен.им.в них цветная слюда перемешана с. смотреть
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
adj.colored, chromatic, colorСинонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокрасочный, многоцветный, не черно-белый, окрашенный, пе. смотреть
(о металле) nonferrousСинонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокрасочный, многоцветный, не черно-белый, окрашенный, переливаю. смотреть
ЦВЕТНОЙ
כושיכרומאטימגווןססגוניצבעוניצבעירב-גונירבגוניСинонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокрасочный, многоцветный, не черно-белый. смотреть
ЦВЕТНОЙ
цветн’ойСинонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокрасочный, многоцветный, не черно-белый, окрашенный, переливающийся всеми цв. смотреть
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
-Синонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокрасочный, многоцветный, не черно-белый, окрашенный, переливающийся всеми цветами р. смотреть
ЦВЕТНОЙ
kulørtСинонимы: идиохроматический, лицо кавказской национальности, многокрасочный, многоцветный, не черно-белый, окрашенный, переливающийся всеми цвет. смотреть
цветной раскрашиваемый, многокрасочный, лицо южной национальности, разноцветный, переливающийся всеми цветами радуги, окрашенный, хроматический, многоцветный, радужный, не черно-белый, цветовой
ЦВЕТНОЙ
Przymiotnik цветной kolorowy barwny
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
цветн||ойприл χρωματιστός, Εγχρωμος:
ая ткань τό χρωματιστό ὕφασμα·
фильм τό ἔγχρωμο φίλμ· ◊
ые металлы τά μή σιδηρούχα μέταλλα·
ая капуста τό κουνουπίδι. смотреть
ЦВЕТНОЙ
1) a colori, colorato; variopinto 2) метал. non ferroso
ЦВЕТНОЙ
Ударение в слове: цветн`ойУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: цветн`ой
В 1984 году в семье ирландки и каталонца родился мальчик, которого назвали Нилом. Он родился с цветовой слепотой и до 20 лет мог различать только оттенки серого. В принципе, глазами он до сих пор видит только серый. Но в 2004 году в его череп смогли имплантировать устройство под названием Eyeborg — специальный гибкий датчик с простой камерой, которая считывает цвета и посылает Нилу звуковой сигнал. И он стал слышать цвет.
Сначала Нил долго не мог привыкнуть к постоянной какофонии в своей голове. Однако со временем он научился различать цвета по закрепленным за ними нотам. А позже развил и обратную способность: звуки определенной тональности стали вызывать у него ощущения соответствующих цветов.
Так Нил Харбиссон развил синестезию — феномен восприятия, при котором в результате особенностей в работе мозга разные сигналы и чувства смешиваются, дополняют друг друга и сливаются в единое ощущение. А еще Харбиссон стал первым в мире официально признанным киборгом, но это совсем другая история.
Синестезия — малоизученный, но доказанный феномен восприятия, при котором раздражение в одной системе ощущений ведет к автоматическому отклику в другой.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Цвет и звук для Нила теперь взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Свою способность «видеть» звуки в цвете Харбиссон использует в творчестве: например, он пишет картины, на которых в цвете изображает, как для него звучат музыкальные произведения и человеческие голоса.
У Харбиссона синестезия проявилась вследствие использования технологий. Это уникальный случай: у подавляющего большинства синестетов (или синестетиков, оба варианта допустимы) этот феноменальный способ чувствовать — врожденный.
Развить синестезию в себе искусственно нельзя, но люди могут испытывать похожие ощущения при некоторых видах эпилепсии и травмах головы, медитации и сенсорной депривации, а также при употреблении психотропных веществ.
Антон Сидоров-Дорсо, один из авторов программы исследования «Антропология синестезии», руководитель проекта по исследованию синестезии в детском возрасте ЦМИСД МГППУ, сооснователь и член правления Международного сообщества синестетов, деятелей искусства и науки, считает, что отличить синестезию от богатого воображения довольно просто.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Он объясняет, что от простых ассоциаций синестезию отличает непроизвольность связей (чувства «соединяются» непроизвольно, подсознательно) и постоянство ощущений, которые не меняются с течением времени. Чаще всего эти группы чувств включают в себя «материальные» ощущения: осязательные, зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные.
«Кроме того, сам синестет не может объяснить свои реакции: они немотивированны и редко имеют очевидный смысл», — говорит Дорсо.
При синестезии могут «смешиваться» чувства из двух и более систем восприятия.
Например, Анастасия Г. из Москвы, когда пьет не очень хороший, дешевый кофе, помимо вкуса, ощущает его цвет и форму.
Согласно разным исследованиям, врожденной синестезией обладают от одного до четырех процентов населения Земли. От 75 до 300 миллионов человек! Фактически в радиусе двух километров вокруг вас всегда будет хотя бы один синестет. Почему же при таком их количестве мы редко сталкиваемся с ними в жизни? Все просто. Врожденные синестеты воспринимают мир таким образом всю жизнь и считают «смешение» чувств нормой. О том, что ощущения других людей отличаются, синестеты чаще всего узнают случайно. Обычно — в уже зрелом возрасте, порой — не узнают вообще. А те, кто узнает, иногда скрывают свою «инаковость», стесняясь ее или опасаясь непонимания со стороны окружающих.
Игорь Дамулин, доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ имени Сеченова, начал изучать синестезию уже состоявшимся ученым.
«Синестеты — люди абсолютно психически нормальные, — говорит Дамулин. — И один из критериев выявления синестезии — это отсутствие психической патологии». В мире синестезию изучают более ста лет, но был период, когда наука «забыла» про этот феномен. Однако современные технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, дали возможность изучать синестезию на физиологическом уровне, что породило новую волну интереса со стороны исследователей.
Тем не менее широкая публика о феномене синестезии осведомлена слабо, и синестетов, которые заявляют о себе миру, нередко склонна считать шарлатанами или сумасшедшими. Между тем с любой другой точки зрения синестеты — совершенно обычные люди. Пройдя мимо одного из них, вы даже не заподозрите, что секунду назад разминулись с одним из интереснейших феноменов нейропсихологии.
Существует более 60 видов синестезии, часто у одного человека может быть сразу несколько проявлений этой особой чувствительности. Самая распространенная форма — графемно-цветовая, при которой синестеты воспринимают в цвете буквы, цифры и их комбинации (слова и числа). При некоторых разновидностях графемы могут также дополняться ощущением объема и текстуры. Например, для Елены А. из Санкт-Петербурга буква «И» похожа на зеленый фикус. А Ангелина К. из Москвы не любит имя Илья, потому что оно черное и склизкое.
Тем не менее явление известно ученым и исследователям уже несколько веков. В середине XIX века cинестезия привлекла внимание представителей новой, зарождающейся тогда науки — психологии. Об этом феномене писали многие ученые из разных стран. Быть синестетом в определенных кругах европейского света и богемы стало модным, исследования вызвали интерес, восхищение и даже легкую зависть у людей от мира искусства. В 1871 году французский поэт Артюр Рембо написал стихотворение «Гласные», в котором столь похоже передал ощущения от графемно-цветовой синестезии, что спустя века все ещё существует миф о том, что он сам являлся синестетом.
Стихотворение Артюра Рембо «Гласные»
На самом деле из его поздней переписки стало понятно, что Рембо не был синестетом, но остался впечатленным от общения со знакомыми — носителями синестезии.
Ассоциации, образующие синестетические связи, у каждого человека формируются индивидуально. Поэтому люди с одинаковой формой синестезии могут одни и те же вещи воспринимать и чувствовать по-разному. Так, например, было в семье русского писателя Владимира Набокова.
Набоков был очень близок к истине: синестезию действительно можно унаследовать. Ученые не нашли гены, которые отвечают за развитие этого феномена, но наблюдения показывают, что у синестетов часто рождаются дети с синестезией, причем вероятнее всего — с тем же видом, что у родителей.
Второй по частоте вид синестезии — цвето-звуковаяили хромостезия. При этой форме практически каждый звук, который слышит синестет, окрашивается в его сознании в определенный цвет. Именно этот вид естественно развился у Нила Харбиссона после долгого ношения Eyeborg.
Признаки хромостезии можно заметить в работах многих известных художников. К сожалению, научные методы, позволяющие однозначно установить наличие синестезии, появились совсем недавно. Поэтому о том, была ли синестезия у мастеров прошлого, судить можно лишь по косвенным признакам: переписке, отзывам современников, общим элементам в их работах. Среди современных художников синестетами точно являются, например, американец Дэвид Хокни и британка Джейн Макей.
В прошлом многие знаменитые живописцы умышлено или скорее по эстетическому наитию стремились подражать коллегам-синестетам и передавали свое творческое видение средствами, напоминающими цвето-звуковую синестезию. Например, на своей картине «Крик» норвежец Эдвард Мунк изобразил то, как, по его мнению, синестет воспринимает в цвете человеческий вопль. А русский художник Василий Кандинский, который был прекрасно осведомлен о феномене «цветного слуха», переложил «на цвет» композицию Шенберга, и в результате родилась его картина «Импрессия III (Концерт)».
Антон Сидоров-Дорсо считает, что большую часть своего метода Кандинский черпал из собственной творческой интерпретации значения цвета, абстрактных форм и связей, в том числе звука и цвета. Кандинский называл синестетов «сильно чувствующими людьми» и уподоблял их «обыгранным хорошим скрипкам, звучащим от всякого прикосновения смычком во всех своих частях и жилках». При этом сам прямо и безусловно он себя к синестетам не причислял. У природного синестета реакции (смешения цвета и звуков) немотивированные, они происходят произвольно, без умысла и стараний, объясняет Дорсо. В то же время подражатели синестетам будут «придумывать» сочетания звука и цвета, придавать им некий скрытый смысл.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Доказанным синестетом был композитор Римский-Корсаков, который, наоборот, «слышал цвета», превращая музыку у себя в голове в яркие картины. Вот как он описывал свою синестезию: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния. Там есть… все, что вы хотите».
Мир, в котором каждый цвет, каждый предмет «звучит» по-своему, — мелодия или какофония?
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
А как вы представляете неделю? Большинство ответит, что в виде школьного дневника или календаря в телефоне. Но так не у всех.
Смешиваться могут не только сенсорные ощущения от объективно существующих раздражителей — звука, цвета, запаха, вкуса — но и от субъективно воспринимаемых: букв и цифр, эмоций, имен, характеров, времени.
Синстезия может быть связанной с абстрактными понятиями — скорее с продуктами человеческого мышления, чем с явлениями природы. Например, существуют синестеты, которые воспринимают время исключительно в пространстве. Год для них может выглядеть как кольцо, будущее лежит справа вверху, а день выглядит изогнутой лентой или разбит по часам на колонки. Это одна из разновидностей синестезии локализации последовательностей или «числовых форм». Такие виды синестезии встречаются значительно реже.
Писатель Дэймон Янг рассказывает, почему такие с виду аккуратные и толерантные термины, как «цветные люди» (или русские аналоги «выходец с …» или «уроженец …»), на самом деле такие же оскорбительные.
В моей ненависти к очень расплывчатому и бесполезному термину «цветные люди» (people of colour) можно частично обвинить палочки сельдерея, помидоры черри и ужасную салатную заправку. Кажется, это был 2017 год. Я был на конференции по борьбе с расовыми предрассудками, но не помню, где именно. В Питтсбурге, может быть? Единственное, что я отчетливо помню: организаторы сказали, что там будет «еда». Но, к сожалению, мое определение «подходящей еды для вечерней конференции» (пицца, паста и так далее) не соответствовало их определению. Поэтому весь вечер я сидел на сцене – раздраженный и голодный.
Ближе к концу вечера кто-то из гостей конференции спросил о меня «стратегиях устранения неравенства, с которым сталкиваются цветные люди» или о чем-то в этом роде. Мой ответ был немного острее, чем обычно. Я знал, что «цветные люди» стало удобным выражением для белых, которым просто неудобно говорить слово «черный». Но вместо того чтобы как-то поправлять их или просить пояснить, я обычно просто делал вид, что они сказали «черные», и отвечал соответственно. Но то ли из-за ужасного голода, то ли из-за урчания в животе, я ответил немного… необычно. «Все здесь черные, и этот форум специально посвящен черной хрени, так почему же вы спрашиваете о «цветных людях»? Что это хотя бы значит?» – сказал я. Честно говоря, не помню, что человек из зала ответил мне. К тому моменту у меня уже, возможно, был гипогликемический шок, и мои уши перестали работать.
Но с той самой конференции «цветные люди» стали моей ветряной мельницей, и я в одиночку отправился избавлять землю от этого термина. Я хочу, чтобы термин умер так же, как Джордж Клуни в фильме «Идеальный шторм» – в быстро тонущей рыбацкой лодке, глядя на Марка Уолберга.
Словосочетание «цветные люди» не всегда было бесполезным. Этому термину уже много веков, хоть он и не использовался в нашем лексиконе до конца 1980-х годов. Именно тогда выражение вошло в обиход как альтернатива словам «небелые» и «меньшинство». Термин должен был объединять представителей разных этнических групп и вызывать солидарность, основанную на угнетении. Что-то вроде «Мстителей», которые вместе ведут борьбу против расизма.
Но в итоге, к сожалению, появление выражения «цветные люди» привело к некой унификации разных культур и разных проблем, с которыми каждая расовая группа сталкивается в Америке. К примеру, предубеждение против американцев китайского происхождения выглядит совершенно иначе, чем предубеждение против американцев мексиканского происхождения. Но все они сейчас объединены термином «цветные».
Но в конце этого туннеля все-таки есть свет. Этим летом белая часть Америки внезапно обнаружила, что, во-первых, расизм существует и, во-вторых, все очень плохо. Я наблюдал за тем, как полицейский стоит на коленях рядом с протестующими, или как коллега, который иногда может себе позволить глупые расистские шутки, ретвитит список антирасистских книг, и меня забавляли эти бесполезные публичные жесты.
Конечно, жесты сами по себе – неплохие вещи. Они ведут к разговору, самоанализу и переменам. Но жест – всего лишь средство. К сожалению, многие компании и обычные белые американские граждане относятся к ним как к задаче, которую просто нужно выполнить. Вроде мытья рук или поручения от начальника. В такую задачу превратились и «цветные люди». В лингвистический жест. В бесполезную уловку, которая стирает культурную идентичность, а не превозносит ее. Людям больше не нужно распознавать и признавать расовые проблемы, ведь в выражении «цветные люди» нет ни слова о расе.
После той конференции один из организаторов подошел ко мне, чтобы уточнить мои мысли о «цветных людях». «Как бы вы предпочли, чтобы вас называли?» – спросила она, неся остатки овощного салата. «Что не так со словом «черный»?» – ответил я. Она кивнула и ушла, а я так и не спросил ее о «еде». Думаю, нам обоим требовалась смелость, чтобы подобрать правильные слова.