кто такой церемониймейстер на похоронах
Церемониймейстер на похоронах
Особенность похорон высокого класса является присутствие церемониймейстера — особого человека, организующего похороны. Церемониймейстер выступает в роли распорядителя и ведущего церемонии прощания.
Что входит в обязанности церемониймейстера
Церемониймейстер совмещает в своем лице распорядителя похорон и ведущего траурной церемонии. Обычно к его услугам прибегают на многолюдных похоронах, когда с покойным приходит прощаться большое количество людей. Для организации больших масс участников прощания, подготовки и проведения важной публичной церемонии и нанимается церемониймейстер. С его помощью организаторы похорон сводят до минимума вероятность различных накладок в процессе прощания, а также придают ему особую торжественность.
В круг обязанностей распорядителя входят:
В день захоронения церемониймейстер еще до начала церемонии осуществляет проверку помещения, в котором будет проводиться прощание с усопшим, а также контролирует все службы похоронного бюро. По прибытии родственников он принимает на себя обязанности руководителя траурной церемонии.
Как ведущее лицо церемонии прощания, церемониймейстер имеет свою форменную одежду. Обычно в ее качестве выступает смокинг или темный классический костюм.
Заказать услугу церемониймейстера
«Московская ритуальная служба» имеет в своем штате опытных и высокопрофессиональных распорядителей похорон, за время своей работы подготовивших и проведших множество траурных церемоний. Заказать услугу церемониймейстера Вы можете по телефону 8 (495) 128-30-45
Церемониймейстеры, кто они?
Специалист редкой профессии знатока этикета называется церемониймейстером. В современном мире так чаще всего именуют распорядителя похорон. Организаторами траурной церемонии могут быть как ритуальные агенты, так и представители специализированной службы, сотрудники местных органов самоуправления. Чтобы стать церемониймейстером, нужно пройти специальное обучение и получить соответствующее удостоверение.
Обязанности церемониймейстера
Церемониймейстер совместно с человеком, взявшим на себя организацию похорон, составляет сценарий мероприятия. В дальнейшем он руководит церемонией, руководствуясь написанным планом: организует участников процесса, разъясняет им порядок действий, предоставляет слово. Выстраивание особой линии поведения способствует правильному переживанию горя: находящимся в шоке от известия о смерти близкого нужно помочь выплакаться, высказаться, чтобы боль уступила месту светлой памяти, благодарности за совместно прожитые жизненные моменты.
Многие люди не умеют говорить надгробных речей, ограничиваются общими фразами «он был добрым человеком, любящим супругом и отцом, любил рыбалку». Во время церемонии прощания важно найти слова, доказывающие уникальность каждого человека, раскрыть особенности его характера и интересные моменты жизненного пути.
Если родственники и друзья затрудняются с такими обобщениями, церемониймейстер, основываясь на краткой информации о жизни усопшего, делает выводы и формулирует их сам. Незнакомый с конкретным умершим человеком распорядитель похорон говорит именно те слова, которые всем нужно услышать на похоронах: о значимости жизни каждого индивида, о его влиянии на жизнь других людей.
Церемониймейстер обладает широким спектром обязанностей: помимо руководства похоронами и произнесения траурной речи, он консультирует по обрядовым вопросам, оформляет интерьер залов для прощания, помогая в расстановке мебели и декора. Совместно с лицом, занимающимся организацией похорон со стороны родственников умершего, он собирает необходимые для погребения бумаги.
Организатор траурной церемонии занимается ее режиссурой, объясняет всем присутствующим их роли, распределяет функции между всеми участниками. Существует особый порядок расположения приглашенных во время траурного шествия, а затем и кортежа.
Церемониймейстеру важно присутствовать на всех этапах процесса и руководить им: он проверяет готовность сотрудников, подготовку могилы, организацию первого поминального обеда, чтобы весь тщательно выстроенный процесс шел без заминок. Особенно важной работа организатора похорон будет на многолюдных мероприятиях, чтобы каждый приглашенный был на своем месте и знал отведенную ему роль.
Церемониймейстер проводит индивидуальную работу, рассказывает об особенностях траурного этикета всем участникам похорон, провожает их до зала, в котором проводятся поминки, или домой. Он отлично ориентируется в дресс коде ритуальных мероприятий и может подсказать, какой цвет наряда предпочесть, как уложить волосы, какие детали добавить, какой выбрать букет и как одеться на похороны.
Костюм церемониймейстера
Большинству людей кажется, что траурная одежда — это практически любой предмет гардероба черного цвета, но это верно лишь отчасти: существуют ограничения и по украшениям, и по прическам, и по макияжу, и по длине наряда. Самого церемониймейстера можно легко отличить среди других участников похорон по его внешнему виду. Если это женщина, то она будет в строгое темное платье или деловой костюм, длина которого составляет от середины колена до щиколотки. Наряд будет дополнен головным убором в тон и парой перчаток. Мужчина будет в костюме парадного покроя темного или черного цвета, с бабочкой или галстуком, обувью в цвет костюма. Вместо костюма или платья возможна специальная униформа. На похоронах. При погребении по государственному протоколу дресс код является еще более строгим. Одежда церемониймейстера является уникальной, созданной специально для траурных церемоний и не применимой в повседневной жизни. Отличительным знаком является черная розочка с шильдиком на левой стороне груди.
Церемониймейстер подбирает музыкальное сопровождение для траурной панихиды. Если раньше на похоронах звучали классические мелодии, то сейчас люди предпочитают лирические песни советского периода: это может быть, например, «Нежность» Анны Герман, «Чистые пруды» Игоря Талькова.
Церемониймейстер обладает знаниями не только этикета, но и при необходимости может оказать первую медицинскую помощь. Учитывая тяжелейшее моральное состояние близких покойного, этот навык является довольно полезным.
Церемониймейстер должен подготовить не только сам зал для прощаний, но и тело покойного. Ни для кого не секрет, что тело выделяет птомаины — устаревшее его название «трупный яд» — продукты гниения белка и аминокислот. Гроб, открытые участки тела покойного и помещение обрабатывается специальными обеззараживающими составами, чтобы сделать процедуру прощания максимально безопасной. Исторически на Руси опасались отравления трупным ядом, его участия в ритуалах «черной магии», но на самом деле, если что и представляет опасность — это источник инфекции, от которой человек умер. До XX века большинство людей умирали не биологической смертью, а от различных инфекций, поэтому была подмечена связь между болезнью и соприкосновением с покойным. В настоящее время поводов для беспокойства практически не осталось.
Церемониймейстер является человеком, который является организатором похорон в разных национальных, религиозных традициях, в соответствии с общепринятым гражданским обрядом. При необходимости он сможет руководить процессом выноса тела из дома, из морга, из зала предприятия, на котором трудился умерший. Главное, что взять на себя такую работу сможет лишь человек, не боящийся смерти, зрелый в духовным отношении. Это то, что ожидает каждого, и главное, чтобы рядом были близкие, которые смогут достойно проводить вас в последний путь.
Кто такой церемониймейстер
Содержание:
Зачем нужен распорядитель похорон?
Услуга распорядителя играет большую роль в проведении похорон, особенно если родственники покойного желают придать церемонии торжественность и исключить любые недоразумения. Церемониймейстер освобождает родных от необходимости самостоятельно организовывать весь процесс и решает любые вопросы, возникающие во время мероприятия.
Чаще всего к услугам сотрудника прибегают на похоронах, собирающих большое количество людей. Массовые мероприятия сопровождаются публичными церемониями и требуют тщательной подготовки, для которой приглашается распорядитель. Его услуги обеспечивают родственникам множество преимуществ:
Распорядитель помогает выстроить линию траурной церемонии и подготавливает сценарий, полностью контролируя его правильное течение. Он организует участников захоронения, объясняет каждому порядок действий, дает слово на прощальном мероприятии. С его помощью обеспечивается правильное переживание горя, то есть родственники могут выплакаться, высказаться, а тяжелая боль уступает место светлой памяти о покойном.
Сотрудник придает родным уверенности в себе, вселяет спокойствие и помогает справиться с переживаниями. Далеко не все люди способны произносить надгробные речи, и в такой ситуации специалист помогает найти слова, сформулировать то, что присутствующие хотят сказать о покойном. Благодаря ему родным не приходится ни о чем переживать. Погребение проходит гладко, без запинок или проблем.
Что делает церемониймейстер?
На первый взгляд может показаться, что церемониймейстер и организатор похорон – это одно лицо. Но в действительности первый имеет намного больше обязанностей. Он берет на себя функции и организатора, и ведущего, отвечает за торжественную часть мероприятия, оказывает помощь, которая может потребоваться присутствующим при проведении похорон.
В обязанности распорядителя входят:
Церемониймейстер должен тщательно продумать каждую деталь погребения. В день похорон он первым приезжает на место и контролирует готовность к проведению мероприятия. После этого специалист берет на себя руководство похоронным событием и оперативно предотвращает неожиданные ситуации.
Ключевые качества распорядителя
От того, как распорядитель выполняет работу, во многом зависит психологическая обстановка на траурной церемонии. Родственники в этот момент тяжело переживают боль от утраты близкого, поэтому церемониймейстер должен быть тактичным и деликатным. Главными умениями и качествами распорядителя являются:
Костюм церемониймейстера
Многие полагают, что траурный костюм церемониймейстера ограничивается одеждой черного цвета. Однако это не совсем так, поскольку для людей этой профессии предусмотрены правила внешнего вида. Распорядителя легко отличить от других участников траурной церемонии по следующим нюансам:
Сколько стоят услуги помощника на похоронах?
Стоимость работы распорядителя зависит от множества факторов. На нее влияют как объем поставленных задач, так и время, затраченное на устройство траурного события. Часто цены определяются согласно количеству присутствующих на захоронении. Чем больше людей приходит на похороны, тем дольше длится прощание и тем больше усилий нужно предпринять для подготовки.
Чтобы воспользоваться услугами распорядителя похорон, вы можете обратиться в ритуальное бюро «Честный Агент». Мы предоставим в ваше распоряжение опытного сотрудника, который поможет провести похоронную церемонию достойного уровня. Для заказа церемониймейстера позвоните нам или оставьте заявку на сайте.
Организатор траурной церемонии — церемониймейстер
Церемониймейстер — организатор и распорядитель траурной церемонии. Совместно с заказчиком церемониймейстер заранее готовит план-сценарий траурной церемонии, а затем профессионально и тактично руководит ею в строгом соответствии с согласованным сценарием.
Церемониймейстер нужен тогда, когда необходимо придать торжественность ритуалу похорон и избавить родственников от хлопот по подготовке и организации траурных мероприятий.
Церемониймейстер может быть сотрудником специализированной службы по вопросам похоронного дела или магазина-салона, представителем протокольных служб мест, где работал или служил умерший, а при их отсутствии эту роль выполняет наиболее компетентный участник погребения или священнослужитель. Роль церемониймейстера может принимать на себя агент специализированной службы или представитель органа местного самоуправления.
На многолюдных похоронах организаторов может быть несколько, и они могут работать в группе, распределяя между собой функциональные обязанности.
Функциями церемониймейстера являются:
Сотрудник специализированной службы по вопросам похоронного дела должен быть одет по одному из предлагаемых вариантов:
Мужчина:
Женщина:
Макияж — дневной, повседневный, сдержанный. На левой стороне груди должна быть розочка черного цвета с шильдиком или шильдик с указанием имени, отчества, фамилии, должности и названия службы или входящего в него предприятия. Обувь должна быть черной или в цвет костюма с учетом условий прохождения траурной процессии.
Лица, взявшие на себя обязанность церемониймейстера, но не являющиеся работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела, на левой стороне груди носят черный бантик с длинными, свисающими концами (косицами) длиной от 5 до 10 см или розетку черного цвета со свисающими ленточками указанной длины.
Церемониймейстер (организатор похорон) должен знать порядок проведения похоронного обряда при похоронах из дома, из морга, из организации (предприятия) и т.д., национальные похоронные обычаи, особенности похорон с учетом вероисповедания, правила оформления соответствующих документов, уметь пользоваться магнитофоном и оказывать первую доврачебную помощь.
Организатор похорон — работник специализированной службы по вопросам похоронного дела во время исполнения служебных обязанностей должен иметь при себе служебное удостоверение.
В день проведения похорон церемониймейстер в точно назначенное время должен прибыть к месту, откуда начнутся похороны, представиться близким родственникам умершего, предъявить им служебное удостоверение и принять на себя руководство похоронами.
Церемониймейстер должен проверить наличие у близких свидетельства о смерти и счета-заказа на похороны.
Организатор похорон назначает из числа участников похорон лиц для несения гроба и атрибутов похорон, определяет состав почетного караула, разводящего и смены, руководит выносом гроба, формирует траурный автомобильный кортеж, руководит построением и шествием траурной процессии, а также траурным митингом.
В трудные жизненные моменты не стоит отказываться от надежных помощников. Чтобы церемония прощания прошла торжественно и достойно — доверьтесь опытному церемониймейстеру.
«Моя страсть — это смерть»: как работает церемониймейстер похорон в России
Вере Сальниковой 37 лет, живет в Костроме и работает организатором похорон. Она считает, что к каждому прощанию нужно подходить индивидуально: выпускать голубей на кладбище или провожать в последний путь под любимые песни. Узнали у Веры, каково работать со смертью, что такое онлайн похороны и почему выбирать себе гроб заранее — нормально.
«Боялась смерти и плакала от того, что она рядом»
Раньше в старших классах все ученики ходили на дополнительное профессиональное обучение: делопроизводитель, повар, портной, медсестра, психолог-педагог. Мне хотелось быть психологом и помогать людям понять их внутренний мир. Это был мой юношеский максимализм: всем помочь, спасти и в первую очередь разобраться в себе.
После года обучения нужно было пройти производственную практику. Нам предложили на выбор школу и детский сад, я же решила пойти на зону. Мне было шестнадцать лет, я считала, что люди за решеткой виновные, но раскаявшиеся, и только я смогу их вылечить. Пришла туда в коротких кожаных шортах, в вязанной кофте, сквозь которую было видно мое белье. Встретивший меня конвоир посмотрел удивленными глазами и сказал: «Ты что, с ума сошла? Какая зона, какие преступники? Преступники такие психологи, что потом тебе самой он понадобится».
Ходила к ним еще несколько дней, клянчила, чтобы меня взяли. Конечно, мне отказали. И я гордая решила, что не пойду вообще никуда, раз мне не разрешили помочь заблудшим душам. Вступительные экзамены в институт на психолога провалила. Решила поступать через год, а тем временем выучиться на парикмахера: опыт стричь был, отец научил. Папа хоть и был водителем общественного транспорта, но у него были золотые руки — умел стричь, так что в семье у нас всю жизнь был свой парикмахер.
Искусство окрашивания, причесок и стрижки меня затянуло, я поняла, что на этом можно неплохо заработать, а психологии у меня в профессии оказалось не меньше, чем на приеме у дипломированного специалиста. Я стригу уже девятнадцать лет, и все эти годы мужчины и женщины рассказывают мне о разводе, свадьбе, болезнях, изменах, детях, своих страхах. В каком‑то смысле для них приход ко мне — это возможность получить терапию.
Пятнадцать лет ко мне ходит одна клиентка, которая работает в похоронном доме финансовым директором. Иногда она делилась со мной, кого они недавно хоронили или как их директор привозит им траурные сувениры с выставок — в последний раз был брелок в виде гроба. В один из таких визитов она рассказала, что им в похоронное бюро требуется церемониймейстер — человек, руководящий процессом похорон.
В тот момент перед глазами всплыла картина похорон моего друга. Было лето, я опаздывала, долго не могла припарковать машину. Волновалась, что не успею ему что‑то сказать. В зале прощания стояли люди, рядом гроб, все тихо перешептывались, о чем‑то говорили. Вскоре к нам вышел священник, сказал желающим подойти к гробу проститься и ехать на кладбище. Я подумала, неужели это все? А где же речь, прощание, где действие? Ничего не было, все тихо собрались и уехали на кладбище. Так его и предали земле: тихо и без слов. Я была сильно потрясена.
«После первых похорон я поняла, что мне не страшно»
В моем представлении похоронный дом должен был выглядеть примерно так: тусклая комната, кругом гробы, венки и тишина. В действительности все оказалось иначе: лофт в европейском стиле. Стеклянные двери, выбеленные кирпичные стены и темно-серые шторы в пол, переговорная для приема заказов — и никакой траурной атрибутики.
Мы поговорили с директором, обсудили оплату, что я должна изучить — толком о работе, конечно, не сказали, да ни у кого не было представления, как оно должно быть. В этот момент на первом этаже шли переговоры о заказе похорон. И мой будущий руководитель, не дождавшись моего согласия о работе, говорит: «Тебе завтра нужно быть на этих похоронах». Все сложилось загадочно: вечером я разговариваю с директором о вакансии, а на следующий день еду в другой город хоронить человека, где будет 150 гостей. Это было боевое крещение.
Умершим оказался 51-летний мужчина, предприниматель, всеобщий любимец. У него было много друзей и любящая жена, не пожалевшая потратить на его уход много денег. Предприниматель лег в дорогой гроб стоимостью 300 тыс. рублей.
Моя задача на первой церемонии была простая: поправить покрывало мужчине, лежащему в гробу, направить гостей в нужную сторону, принять цветы и поставить их в вазу. Цветов было много. К этим похоронам я никак не готовилась, купила только черный платок, и это была моя ошибка, потому что меня принимали не за церемониймейстера, а за близкого родственника. Меня обнимали, выражали скорбь, а я в ответ кивала головой.
«Я до мозга костей оказалась церемониймейстером похорон»
Две последующие недели я сидела в офисе и смотрела, как похоронные агенты принимают заказы. И одновременно зачитывалась о похоронах, ритуалах, трауре, бальзамации, психологии горя, как принимать тело в зале, на кладбище. Для речей выписывала в тетрадочку все фразы из религиозных книг, связанных со смертью, искала стихотворения, цитаты из интернета. Формальные прощальные фразы наподобие «Скорбный час настал», которые прописываются в учебной литературе, мне не нравились. Я хотела произносить какую‑то душевную речь о умершем, соприкасающуюся с его личной пройденной жизнью, с впечатлением близких о нем.
Сейчас в Новосибирском учебном центре похоронного дела можно прослушать краткосрочную лекцию по специальности «распределитель похорон» и получить удостоверение церемониймейстера. Когда я начинала, такого не было, все мое обучение — это были книги и практика.
Похороны меня поглотили настолько, что я перестала есть и спать. Все время думала о смерти, даже глазами искала траур в природе, смотрела на березовые ветки и думала: «Это они скорбят». Смотрела на черную одежду у прохожих и представляла, как она будет красиво смотреться на похоронах. И я понимаю, что я церемониймейстер до мозга костей.
«Умерший должен остаться доволен своим прощанием»
Обсуждаем музыку, будет ли видеофильм, когда будет его трансляция, список гостей, какая будет речь. И последовательность: что положить в гроб, проехать ли мимо старого дома, где жил умерший, шествие, храм, кладбище.
Как‑то к нам зашла старенькая бабушка купить себе на похороны покрывало, чтобы положить к «похоронному». Мы с ней все какие есть в магазине развернули. Одно ей просвечивало, другое узковато. Выбрали с золотыми крестиками и красивыми волнами. Она ушла счастливая и довольная.
Похороны бывают разных видов: прощание в зале, при морге, в храме, на кладбище — смотря что заказали клиенты. В храме или зале прощания я должна быть одной из первых, чтобы встречать гостей. Я разговариваю с ними, слушаю их боль, воспоминания, узнаю, кем они приходятся умершему. Я для них не просто церемониймейстер, я психотерапевт.
Когда все в сборе, я начинаю траурное приветствие, рассказываю о заслугах, о качествах человека и передаю слово близким родственникам. Поочередно прощающиеся подходят к гробу, возлагают цветы, несколько секунд стоят рядом с умершим, плачут, крестятся, кланяются, целуют, что‑то шепчут. Подходят к близким родственникам, которые обычно сидят рядом с гробом по правую руку от умершего, выражают соболезнования, занимают место в зале или уходят. В эти моменты тоже нужна рядом я, чтобы принять цветы, проводить, поддержать, обнять.
В конце прощания церемониймейстер сопровождает процессию на кладбище. Гости разъезжаются к месту поминовения; бывает, фуршет проходит прямо на кладбище. Для этого расстилается шатер, устанавливаются столы, гостям предлагают горячий чай, если это холодное время года, прохладительные напитки летом, на подносах лежат конфеты, фрукты, канапе.
Люди делятся воспоминаниями, могут смотреть фильмы памяти на установленном плазменном телевизоре. После похорон ко мне могут подойти сказать слова благодарности. «Когда нам сказали, что будет организатор похорон, мы сначала испугались, но вы развеяли все наши опасения», — поделилась впечатлением со мной подруга умершей учительницы.
После похорон моя жизнь продолжается. Днем пишу письма — соболезнования родным после смерти, а вечером встречаю живых клиентов у себя дома, делаю им стрижки, окрашивания, прически и, конечно, рассказываю о своей любимой работе.
Многие даже не знали, что такая профессия существует. Меня слушают молча, а потом утвердительно говорят «Это же страшно» или «Так можно сойти с ума». Мой друг покрутил пальцем у виска, когда я пригласила его поработать. Подруга наоборот говорила: «Это как раз для тебя, это точно твое. Всех спасти — всем помочь, — даже тех, кого уже спасать не надо». Похороны — это моя зона ответственности, чтобы умерший остался доволен своим прощанием, а родственники сделали все правильно.
Казусы происходят не только во время свадеб и других увеселительных торжеств, бывает, и во время похорон что‑то случается: у катафалка отваливается глушитель, цветов принесли очень много, а вазы и ведра уже закончились, стоишь весь в цветах и держишь их.
Самый серьезный инцидент произошел во время церемонии прощания с молодым человеком. Парень был убит в Москве. В день похорон, после отпевания в храме, мы должны были ехать на кладбище. К нашему приезду должен был быть готов специальный шатер, под которым стояли бы постамент, стулья, столы для поминальной трапезы. Работник, который его устанавливал, сломал руку. Агент позвонил и попросил, чтобы я тянула отпевание.
Как это сделать — непонятно, показывать панику внутри себя нельзя. Я подошла к батюшке и говорю: «Простите, у нас чрезвычайное происшествие, нужно время потянуть, вы можете петь помедленнее?» Конечно, я понимала, что сказала глупость, они и так медленно поют, но служители церкви пошли навстречу: медленнее все делали, долго облачались, выходили, ставили свечи. В итоге все закончилось хорошо, мы все успели и никто из гостей не догадался, что перед ними сейчас разыгрался небольшой спектакль.
«Похороны в России проходят как под копирку»
Я часто вспоминаю историю женщины, потерявшей всю свою семью и превратившей похороны в необычное мероприятие. Она больничный клоун, живет в Вене. В один день потеряла свою семью — муж и двое детей погибли в аварии. Под зажигательную песню Пеппи Длинныйчулок она провожала близких в их последний путь. Ее дочь лежала в гробу в сорочке, измазанной шоколадом, сын в майке и штанах с изображением Бэтмена, муж в рубахе дровосека и в рабочих штанах. Пришедшие гости были в костюмах и гриме клоунов. И это были не похороны, а праздник прощания, у которого было название «Единение душ». Похоронный агент, принявший заказ, не осуждал ее, а нормально к этому отнесся. Если человек хочет на похороны клоуна, то почему нет. Позднее она изложила свою историю в книге — «Четыре минус три» Барбары Пахл-Эберхарт.
Это Европа, в России все еще не так атмосферно, но модная индустрия похорон доходит и до нас.
Подавляющая часть похорон в России проходит как под копирку, индивидуальность умершего не имеет значения. Мне всегда хотелось, чтобы похороны отнесли к услуге ивент-индустрии. Это тоже мероприятие, печальное, но по большей части похороны — бенефис умершего. Большинство людей стали относиться к похоронам не только как к траурному событию, где надо поплакать и бросить горсть земли на гроб, а как к церемонии. Родственники делают фильмы памяти, подбирают музыку, пишут стихотворения.
Помню заказ на похороны девочки, ей был год и восемь месяцев, онкология. Когда закапывалась могила, все родственники взяли в руки ручных голубей, мама сказала последнее слово, и птиц отпустили в небо.
На прощание я читала стихотворение «Младенец умер», написанный от мамы умершего ребенка когда‑то к маме умершего ребенка сейчас. Там были такие строчки:
«И я знакома с этим горем близко,
Я тоже знаю слез горячих вкус…
Меня в моей печали материнской
Утешил Сам Спаситель Иисус.
И я склонялась над холодным тельцем,
Чтобы дыханием дитя согреть.
И разрывалось от разлуки сердце,
Когда в глаза мои смотрела смерть».
В 2011 году у меня родилась дочь Машенька. Ей при рождении поставили диагноз острый лимфобластный лейкоз. Мы лечились, дочь боролась за жизнь, но болезнь не отступила. Когда дочери было два месяца и восемь дней, ее сердце остановилось. Я вспоминала Машу во время похорон девочки, но не плакала. Я всю ночь репетировала, чтобы это было не очень трагично. Не знаю, можно или нельзя плакать. Если хочется плакать, то я плачу. Очень редко у меня может дрожать голос от близости слез, но от этого церемония становится только душевнее.
Спустя несколько дней после похорон мне позвонила мама девочки и сказала спасибо за то, что дала ей возможность подержать еще раз свою дочь. Ей казалось, что когда она держала голубей, она держала и отпускала свою дочь.
«Я написала сценарий своих похорон»
Никогда не забуду одного нашего «будущего» клиента. Это был солидный 82-летний мужчина, всю свою жизнь проработавший энергетиком. Пришел заказать себе на будущее памятник по своему эскизу, он хотел, чтобы на нем прописали звания и заслуги. Ему важно было увидеть его при жизни.
Я предложила написать сценарий будущих похорон. Идея спланировать свое прощание ему понравилась, но он оставил этот план на потом. Спустя год мы встретились снова специально для обсуждения сценария: где должно проходить отпевание, прощание, где он хочет быть похороненным. Выбирали гроб, крест и все, что может понадобиться для церемонии.
Через год он умер, я узнала об этом из ленты новостей. Он был не просто энергетик, а заслуженный энергетик РФ, ветеран труда, почетный гражданин области, почетный гражданин города. О его уходе не могли не написать. Похороны проводила другая организация, не наша, иначе все было: гроб, крест, и отпевание не в том храме, все не то, что он сам себе хотел. У меня было ощущение, что я не выполнила волю умершего, успокаивала себя мыслью, что он мог изменить волеизъявление.
«Выгорание произошло от бессилия что‑то изменить в похоронке»
Сейчас я не работаю распределителем похорон в агентстве, ушла. Отдала профессии восемь месяцев и устала. Выгорание произошло не от контакта с горюющими людьми и не от созерцания смерти и умерших. Выгорание произошло от бессилия что‑то изменить в похоронке. Я пыталась внести что‑то новое, а на меня смотрели, как на чудачку. Я предлагала сделать новую коллекцию венков и новые материалы для обивки гробов. А мне говорили: «Зачем тебе это надо? Все как хоронили по-старому, так и будут. Не надо ничего нового». Не было признания и похвалы. Все это нужно было, ведь я отдавала все свои силы и энергию. Сначала внутри меня кричал супермен: «Э-ге-ге, я все смогу». Он даром готов был сделать все, потому что горел. Потом он, наверное, сгорел и умер.
Это был и финансовый вопрос. Кроме проведения прощания в зале я писала слова, составляла траурные письма, подбирала музыку, и это занимало 24 часа в сутки. За восемь месяцев работы я получила чуть больше 20 тыс. рублей.
Перед моим уходом директор сказал: «Ты же понимаешь, что по-другому жить теперь не сможешь?» И я понимала, что да. Часть меня летала на кладбище. Я постоянно думала о похоронах: утром, днем, вечером, во сне. Вспоминала всех, кого провожала в другой мир, и думала: «А рядом ли они сейчас со мной, а поддерживают ли, сочувствуют?»
Через месяц мне позвонили и сказали, что я нужна. Нужно было помочь в процессии церемонии похорон экс-заместителя губернатора области. Я согласилась, потому что скучала без приветствия умершего, распоряжений, куда поставить венки, цветы, стулья. Считаю ли это признанием моих трудов и таланта? Не знаю. На данный момент я участвую в грандиозных похоронах: депутаты, предприниматели, банкиры.
У моей мамы был рак. Она умерла. Несколько лет лечилась, и вроде болезнь ушла. Но опухоль продолжала расти. Когда она пришла на очередной прием, опухоль уже была огромной. И ее отправили домой умирать. На том приеме была и я и первая услышала фразу «Крепитесь».
Я должна была передать маме, что ее кончина близка, но решила не говорить. В аптеке покупала разные таблетки, говорила: «Сейчас мы полечимся, потом снова на терапию поедем». Рядом с мамой я радовалась, показывала ей свою улыбку, а отойдя, ревела. Она умерла, когда я оформляла для нее обезболивающее. Выходя из больницы, почувствовала, что мне почему‑то в миг стало легко: наверное, она отпустила.
У меня была подопечная — не люблю это слово, оно некрасивое. Онкология четвертой стадии. Она была директором по благоустройству. Для нее было главное, чтобы рядом с ней кто‑то находился и держал ее за руку. Когда она просыпалась, она говорила: «Так боялась проснуться, а тебя нет». Я знала, что ее песочные часы ссыпали последние песчинки, и незадолго до смерти она подарила мне подарок на день рождения — цепочку и крестик. Она ушла, но память о ней осталась со мной.
В настоящий момент я создала страницу в инстаграме под названием «Good Mourning», что в переводе с английского означает «Хороший траур». В своем блоге буду рассказывать о трауре, его выражениях, похоронах и их оформлении, траурной флористике, практиках памяти.
Я не могу открыть свое похоронное агентство, но быть церемониймейстером не перестаю. Я хочу продолжить организовывать похороны, быть многоуровневым специалистом — организатором похорон и психологом.
Я буду оказывать услуги траурного оформления зала, для этого сейчас развиваюсь в похоронной экофлористике. Делаю венки, корзинки, цветочные композиции из натуральных сухоцветов: сена, ветвей деревьев, гербария, бессмертника, злаковых культур.