кто такой целомудренный человек

Целомудрие

Целому́дрие – (греч. σωφροσύνη “соф­ро­сини”, от “сос” — здо­ро­вый, целый + “фронео” — мыс­лить, думать) – 1) доб­ро­де­тель; непо­роч­ность, нрав­ствен­ная и телес­ная чистота; 2) дев­ствен­ность; 3) бла­го­ра­зу­мие.

Это внут­рен­няя чистота, цель­ность помыс­лов и поступ­ков, кото­рая не обу­слов­ли­ва­ется внеш­ними фак­то­рами. Отож­деств­ле­ние цело­муд­рия с дев­ствен­но­стью – суже­ние поня­тия.

Цело­муд­рие и бла­го­род­ство – две аксио­ло­ги­че­ские кате­го­рии, состав­ля­ю­щие поня­тие чести.

Можно ли достичь под­лин­ного цело­муд­рия вне Церкви?

Цело­муд­рие, в высшем зна­че­нии этого слова, при­зна­ётся в хри­сти­ан­стве одной из важ­ней­ших лич­ност­ных доб­ро­де­те­лей. Как сле­дует из самого наиме­но­ва­ния, цело­муд­рие сопря­жено с внут­рен­ней целост­но­стью, цель­но­стью. Что же это за цель­ность, в чём она состоит?

Как известно, только что создан­ный чело­век, до того, как дерз­нул согре­шить, не испы­ты­вал ни малей­ших внут­рен­них про­ти­во­ре­чий в душе. Все его душев­ные силы дей­ство­вали сла­женно и гар­мо­нично, плоть все­цело и нена­силь­ственно под­чи­ня­лась душе. Пре­бы­вая в таком состо­я­нии, чело­век жил и дей­ство­вал в соот­вет­ствии со своим есте­ством, насла­ждался есте­ствен­ной для него радо­стью бого­по­зна­ния, бого­об­ще­ния.

Омра­чив­шись сквер­ной греха, чело­век под­верг себя не только внеш­нему отлу­че­нию от Бога, но и внут­рен­нему раз­ладу: раз­ла­ди­лись его душев­ные спо­соб­но­сти и силы (воле­вая, разум­ная, жела­тель­ная, чув­ствен­ная), раз­ла­ди­лись отно­ше­ния плоти с душой (см.: Гре­хо­па­де­ние). Есте­ствен­ная для него склон­ность к обще­нию с Богом и сле­до­ва­нию нрав­ствен­ному закону, зву­ча­щему в голосе сове­сти, изме­ни­лась до неузна­ва­е­мо­сти. Вместо этого чело­век под­вергся про­ти­во­есте­ствен­ному для него стрем­ле­нию ко злу.

Для того, чтобы воз­вра­тить чело­века в достой­ное его званию состо­я­ние нрав­ствен­ной чистоты, необ­хо­димо было вер­нуть ему преж­нюю цель­ность. Соб­ственно, это и яви­лось одной из бли­жай­ших целей При­ше­ствия Христа. Само слово “спа­се­ние” — греч. “σωτηρία” — имеет одним из пере­во­дов зна­че­ние «целе­ние», «при­ве­де­ние в цель­ность».

Цело­муд­рие как один из аспек­тов лич­ност­ной цель­но­сти вообще, обна­ру­жи­ва­ется, помимо про­чего, в точном соот­вет­ствии дея­тель­но­сти чело­века побуж­де­ниям голоса сове­сти. Ведь в случае про­ти­во­ре­чия мыслей и жела­ний голосу сове­сти ни о какой внут­рен­ней цель­но­сти душев­ных сил и дви­же­ний не может быть речи.

Ввиду того, что совесть явля­ется выра­зи­тель­ни­цей есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона, вко­ре­нен­ного в чело­ве­че­ское есте­ство Самим Богом, пони­маем, что под­лин­ное цело­муд­рие воз­можно не иначе как при соблю­де­нии тре­бо­ва­ний Божьего закона, при послу­ша­нии Богу.

Поскольку поня­тие цело­муд­рия, как доб­ро­де­тели, под­ра­зу­ме­вает, что голосу сове­сти должны быть созвучны не только душев­ные побуж­де­ния чело­века, но и телес­ные, постольку оче­видно, что оно дости­жимо лишь в случае осво­бож­де­ния чело­века от плот­ских стра­стей, через отвер­же­ние от мир­ских похо­тей и нече­стия ( Тит.2:12 )

О том, что цело­муд­рие дости­га­ется не иначе как путем стя­жа­ния пра­вед­но­сти, чело­веку было воз­ве­щено ещё во вре­мена Вет­хого Завета ( Прем.8:7 ). Но Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь не обла­дала той пол­но­той бла­го­дат­ных спа­си­тель­ных средств, кото­рыми наде­лена Цер­ковь Хри­стова, и конечно же, пра­вед­ность вет­хо­за­вет­ного чело­века отли­ча­лась от пра­вед­но­сти, свой­ствен­ной хри­сти­ан­ским святым.

Пра­вед­ность как норма жизни, а значит и свя­зан­ное с ней (под­лин­ное) цело­муд­рие дости­жимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Гос­подь: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

Не бой­тесь оттолк­нуть жениха стро­го­стью. Многие муж­чины счи­тают, что сна­чала надо пожить в т.н. «граж­дан­ском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не дохо­дит. Начи­нать отно­ше­ния с плот­ской бли­зо­сти – непра­вильно. Суще­ствует опре­де­лен­ная после­до­ва­тель­ность в раз­ви­тии отно­ше­ний мужа и жены: сна­чала – дружба, пони­ма­ние, узна­ва­ние этого чело­века. Ведь вам жить с этим чело­ве­ком, раз­го­ва­ри­вать, делиться впе­чат­ле­ни­ями, смот­реть вместе на мир, вос­пи­ты­вать детей, помо­гать друг другу, пере­жи­вать скорби, болезни, труд­но­сти – это же самое глав­ное и именно к этому надо гото­виться!

Вы себе ищите не «парт­нера», а спут­ника жизни, отца ваших детей. Не бой­тесь совер­шенно внятно и опре­де­ленно ска­зать ему о том, что для вас до брака близ­кие отно­ше­ния невоз­можны. Это хоро­шая про­верка того, насколько чело­век готов ува­жать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать чело­века, кото­рый умеет дер­жать в узде свои жела­ния, иначе потом они просто могут выйти из-под кон­троля и все может кон­читься тра­ге­дией. Если начи­нать стро­ить отно­ше­ния на плот­ских потреб­но­стях, это неиз­бежно иска­зит созна­тель­ность вашего выбора — поме­шает ваша влюб­лен­ность, увле­чен­ность, страст­ность, зави­си­мость от при­ят­ного вам чело­века. И вы не смо­жете оце­нить его трезво.
епи­скоп Пан­те­ле­и­мон (Шатов)

Дьявол слабее Бога, но его так­тика — раз­дро­бить, раз­мель­чить внут­рен­нее состо­я­ние чело­века. Поэтому если чита­ешь молитву — заклю­чай ум в слова молитвы, и не отвле­кайся, не блуж­дай мыс­лями. Точно так же и в миру: слу­ша­ешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более при­ят­ных. Всякая небреж­ность, раз­бол­тан­ность — и в работе, и в одежде — это ума­ле­ние духов­ной сущ­но­сти. Доб­ро­де­тель цело­муд­рия, кото­рая очень ценится в Церкви — это не столько сохра­не­ние деви­чьей чистоты или юно­ше­ской све­же­сти — это именно целе­устрем­лен­ность, целе­на­прав­лен­ность, цель­ность лич­но­сти. Цело­муд­рен­ный чело­век не раз­ме­ни­вает себя на мишуру.
Какие сред­ства для духов­ного вос­хож­де­ния? Средств много, но смысл один — пре­одо­ле­ние «плю­ра­лизма». Жизнь наша мно­го­об­разна: дела­ешь одно, дума­ешь другое, отве­ча­ешь третье. Быть совер­шен­ным во всех сферах дея­тель­но­сти — удел единиц. Поэтому чело­век, кото­рый кон­цен­три­рует свои силы в одном направ­ле­нии, дости­гает боль­шего. Очень важна цель­ность, сосре­до­то­чен­ность внут­рен­них усилий.
мит­ро­по­лит Пити­рим (Нечаев)

Слово «цело­муд­рие» состоит из двух корней: «целост­ность» и «муд­рость». To есть можно ска­зать, что это знание о целост­но­сти. В свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре под стя­жа­нием цело­муд­рия под­ра­зу­ме­ва­ется про­цесс соби­ра­ния чело­века в ту гар­мо­нич­ную лич­ность, кото­рую изна­чально заду­мы­вал Творец. Бог — Лич­ность, и потому чело­век, лишь ста­но­вясь целост­ной лич­но­стью, обре­тает спо­соб­ность к под­лин­ному бого­об­ще­нию.
— To есть изна­чально, в раю, чело­век был цело­муд­рен­ным, а после гре­хо­па­де­ния утра­тил это свой­ство? И взра­щи­ва­ние цело­муд­рия — это, по сути, воз­вра­ще­ние в рай­ское состо­я­ние?
— Именно так. Пер­во­род­ный грех пере­да­ется из поко­ле­ния в поко­ле­ние, чело­век уже рож­да­ется с иска­жен­ной сла­бо­стями душой. Без­за­ко­ние, нару­ше­ние запо­ве­дей Божиих, удо­вле­тво­ре­ние раз­дра­жен­ной похоти и про­ти­во­по­став­ле­ние себя Богу — такая жизнь неиз­бежно ведет к рас­паду лич­но­сти. С хри­сти­ан­ской точки зрения чело­век соби­ра­ется в целост­ную лич­ность именно в свете Лич­но­сти Бога, ста­но­вясь отра­же­нием Боже­ства, через прямое дей­ствие Бога на чело­века. Дух Божий ожи­во­тво­ряет чело­ве­че­скую при­роду: разум напол­няет муд­ро­стью, тело — здра­вием, а пси­хику — радо­стью и воз­мож­но­стью реа­ли­зо­вы­вать данные Гос­по­дом таланты.
про­то­и­е­рей Сергий Ксе­но­фон­тов

Источник

Почему целомудрие женщины приносит в семью счастье и деньги

«Целомудрие женщины связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством», так трактуется во всех христианских книгах. А еще есть пословица, что «парни гуляют с одними, а женятся совсем на других», и это зачастую получается именно так.

На какие типы мужчины делят женщин

Неожиданно попалось в руки исследование, в котором принимали участие девушки и мужчины. Им было предложено выбрать женщин для женитьбы по внешней одежде. Один вариант, где женщины были одеты в короткие юбки, с ярким макияжем, очень сексапильные. Второй вариант, где женщины были в длинных юбках, со спокойным макияжем, скромного вида.

Мужчины для жизни в семье выбрали практически все второй вариант. И их девушки с типом одежды первого типа были удивлены тем, что сами они собирались за этих парней замуж, а они не выбрали их. Получается, что мужчины просто не планировали связывать с ними свою судьбу.

Получается, что мужчины делят женщин на два типа:

С первыми они удовлетворяют свои потребности в интимных отношениях, а на вторых – женятся, и это скромные девушки.

Почему выбирают целомудренных и скромных?

Считается, что целомудрие – это сохранение чистоты и девственности. А на самом деле это более широкое понятие. Под целомудрием женщины понимается чистота помыслов, самоконтроль, особенно в сексуальном плане, скромность, верность себе и своему мужчине, высокая нравственность.

И само слово «целомудрие» состоит из двух слов – это «целое» и «мудрость», такой стержень как тело и дух, слитые воедино.

Просмотр литературы сексуального направления и видео часто сбивает девушек с истинного пути, даже если у них не было близкой связи с мужчинами. Помыслы-то всегда влияют на поведение.

Миланский епископ Амвросий Медиоланский в 4 веке разделял целомудрие жены, монашки, девушки и вдовы, они отличаются друг от друга разными обетами и правилами.

кто такой целомудренный человекЖенщины всегда, а особенно целомудренные женщины стремятся гармонизировать пространство. От нее исходит такая сила, энергия, что мужчины невольно обращают на это внимание.

Вспомните мужские компании. И если там есть женщины, то и мужчины ведут себя соответствующим образом: либо используют ненормативную лексику, либо, наоборот, ведут себя достойно и с уважением. И это все зависит от того, какая женщина в компании. При целомудренной женщине вряд ли даже какой-то мужчина «выругается», или поведет себя как-то неприлично.

«Светлая Женщина» синоним целомудренная

Образ женщины всегда играет большую роль. «Женщина, несущая Свет», так иногда говорят о целомудренной женщине, и пространство, где она появляется становится более дружелюбным и светлым только от одного ее присутствия.

Верная жена, например, является достоинством и честью мужа, и это тоже проявление целомудренности женщины. Хорошо, что сейчас опять стала появляться информация на экране телевизора и СМИ о том, что необходимо возродить «культ семьи» и нравственности современного поколения, в том числе и облик современной девушки.

И целомудрие в данном случае нужно опять воспитывать в этом нашем новом поколении. Сейчас присутствие в социальных сетях, свобода и деньги являются основными ценностями. А нужно чтобы женщина «включила» свою умную голову и подумала о семье, о детях, и чтобы проблема деторождения не откладывалась на потом, когда будет построена карьера, а планировалась в первую очередь, и женщина все же стремилась бы быть в семье и ЗА МУЖЕМ, а не «сама по себе».

Нам кажется, что целомудрие имеет синоним и это слово «честь». Недаром есть пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду» … это вот об этом!

Почему все же целомудрие так важно? Причин на это много, например:

✔️ По Роду

Считалось издавна нашими предками, что женщина, вступившая в связь с мужчиной до брака, теряет часть своей энергии, и становится менее энергетически наполненной, а значит, и не такой «сильной». Дети рождаются более слабыми и болезненными.

Очень важно с кем девушка вступила в первую интимную связь. На тонком плане эта информация записывается в истории ДНК. Даже есть такое понятие как «телегония». Это «когда душа влияет на тело», и все, что было в первых отношениях, записывается в памяти навсегда, поскольку это самое сильное первое чувство у женщины. Ученые рассуждают, иногда отметают эту информацию, но она все же существует.

кто такой целомудренный человек

И если мужем не становится первый мужчина, а другой, то и ребенок может получить черты того, прежнего партнера. Так как изменения на тонком уровне касаются ДНК.

Есть также и еще одна теория, что при физиологическом контакте, на тонком плане у женщины каждый ее мужчина существует 7 лет (у мужчин женщина находится 5 лет). И все эти изменения могут касаться психологического здоровья вашего ребенка, рожденного в этот период.

✔️ По судьбе

Когда-то бабушки говорили, что если замуж выходить девственницей, то все 100% счастья достанутся твоему мужу, и будет в семье «лад и мир». Но вот если нет, то 50% счастья вы отдаете этому первому мужчине, а если их несколько, то просто счастье свое «разбазариваете». Каждому достается от оставшейся части 50%. Как это выглядит в цифрах:

А вам может ничего не остаться. И сил нет строить нормальную семью.

✔️ По физиологическим признакам

Девушка, рано начавшая вести половую жизнь, обретает себя на «нездоровье». Потому что организм физиологически еще не созрел, мало защищен и легче подвержен инфекциям, которые трудно поддаются лечению. Не считая риска забеременеть.

И стоит учитывать, что даже если вы избежали нежелательной беременности, то информация и обмен энергиями все же происходит колоссальный. И эта информация сильно влияет как на женщину, так и на мужчину.

Вспомните свое состояние влюбленности и страсти на первых порах отношений, когда к вам даже никакие болячки «не прилипают», и вы «летаете на крыльях любви»… это вот об этом!

7 качеств целомудренной женщины

Целомудрие женщины – это сила мужчины

Времена меняются, но и сейчас мужчины выбирают себе женщин, которые для них сохранили свою невинность.

Женщина в браке должна «покорно служить своему мужу», в самом хорошем понимании этого слова, также сохранять верность, даже в помыслах на всю жизнь.

Целомудрие женщины – это сила, которая помогает мужчине идти на подвиги, стараться получить больше денег, построить для своей семьи дом, обеспечить своим детям будущее.

И целомудренная женщина вкладывает свою силу в мужа и следует за ним. Такова ее природа.

Сейчас трудно представить, что в 12-13 лет девушка в школе ни с кем не «дружит» из мальчиков, а раньше, еще в 60-е годы это действительно было сложно представить. Но все же стоит дружить осмысленно, и не вступать в близкие отношения при первом-втором свидании и не нужно бояться быть несовременной.

Всего 10% из 100 в мире богачи, статистика счастливых браков тоже оставляет желать лучшего, там 68% разводов из 100% браков. И там не каждая семья счастливая. Подумайте об этом и не спешите с интимной близостью.

Как же связано целомудрие, благополучие в семье и деньги?

Целомудренная женщина – это женщина самого высокого качества. Она энергетически наполнена, она как только что купленные новые батарейки с полным зарядом. У нее развита интуиция, хорошо работает ее «женское чутье». И это ее женская сила, которая конвертируется в любую валюту, в том числе и денежную.

Это сложно объяснить, но вы сами того не осознавая:

Мужчины такую женщину видят и чувствуют за версту. Иногда говорят, что вот идет «серая мышка» и рядом красавец-муж. Но вот это и есть та целомудренная женщина, и рядом с ней идущий красавец-мужчина никогда и ни за что ее не променяет ни на кого. Он ценит это ее качество – целомудрие!

Источник

Целый мир – в награду за целомудрие

Как святые отцы понимали добродетель целомудрия? Каким образом взращивали это важное качество в себе и в детях? Беседа с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном (Ященко).

кто такой целомудренный человек

Остров невезения

Господь, предвидя, что люди будут уклоняться от продолжения рода, дал им влечение друг к другу. Правда, современный человек все исказил, превратив естественную потребность во множество извращений, в целую индустрию. В Европарламенте узаконены однополые браки, усыновление детей в таких браках. Содомский грех оказался законодательной нормой. Во многих американских университетах абитуриенты нетрадиционной ориентации пользуются преимуществом при поступлении. Множество мэров европейских городов, епископов, священников были брошены за решетку за то, что выступили против гей-парадов, выразили свое недовольство. Грех стал нормой, а нормальный человек, который реагирует на грех, оказался преступником.

Ко мне как-то одна наша прихожанка пришла с проблемой: у нас, говорит, семья распадается. Они очень обеспеченные люди, глава семьи – крупный банкир, у них все есть. И жена говорит: «Батюшка, познакомьте нас с нормальной православной семьей, чтобы мы с них брали пример, пригласили бы в гости, сами бы пришли. Потому что в нашем окружении – только ненормальные семьи». И я не смог, к сожалению, посоветовать ни одной семьи, которая могла бы стать для них образцом. Сложно найти нормальную целомудренную семью, которая так же, в целомудрии воспитывает детей. В такой реальности мы сейчас живем.

– Батюшка, а как же многодетные семьи священников?

– Есть, конечно, замечательные священнические семьи, которые передают традицию из поколения в поколение, – слава Богу. Но что произошло? У нас священников, епископов репрессировали, а потом говорят: давайте пастырей. А где их взять-то? Чтобы возникло священство, надо нескольким поколениям трудиться, передавать традицию. И все священники современные – как бы «новоделы», без корней. Я, к несчастью, такой же. Пути Господни неисповедимы, бывает, что из несвященнической семьи выходит хороший пастырь.

Ты на свете всех милее

Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие – это целостное воззрение на мир. Нецеломудренный человек не может в целости воспринять ни другого человека, ни самого себя. Он видит фрагментарно, выхватывает какой-то аспект и абсолютизирует его. Но как Козьма Прутков говорил, всякий специалист подобен флюсу.

А как проявляется целомудрие? Как ведет себя целомудренный человек? Скромно, глаз потупя. Амвросий Медиоланский в «Увещевании к девству» пишет о том, что целомудренный человек молчалив и стыдлив. «Сусанна была в опасности и молчала, чтобы тем красноречивее можно было ей говорить своим молчаливым целомудрием. И вот стыдливость нашла себе защитника, который защитил ее целомудрие. И именно в приложении к ней прекрасно говорится в Писании, что Господь скрыл ее от бича языка». Действительно, целомудренный человек защищен Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ничто так не выражает эту добродетель, как любовь к своей жене, мужу: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех на свете. И станет смотреть на нее с великой любовью. И иметь с ней большое согласие. А с миром и согласием войдут в дом все блага». Еще Иоанн Златоуст пишет, что есть «две цели, для которых установлен брак. Чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей – целомудрие».

Действительно, в благочестивой семье, когда спросишь супруга, кто самая красивая в мире? «Ну конечно, моя жена». А жену – «Конечно, мой муж». И люди любят друг друга, и эта любовь заслоняет им всех. И наоборот, у нецеломудренных людей: только совершили брак, только их повенчали, начинает корабль штормить. Приходят и рассказывают истории: «Ничего не могу с собой поделать, остыл к жене, полюбил другую, все сердце горит. Батюшка, сердцу не прикажешь. Благословите». Как благословить, на что?! Человек, в блуде находящийся, просит еще благословения на этот блуд.

Мир вообще очень подвержен этой страсти. Один из старцев Печерского монастыря, отец Андриан, мне рассказывал, что было ему видение. Над Россией летает демон и кричит: «Я всю молодежь утоплю в блуде! Всех до единого, никто от меня не уйдет!»

Действительно, такое демонское воздействие, окружение влияет на многих молодых людей. Пребывая на дискотеке или даже в каких-то общественных местах, в транспорте, например, человек может заразиться этим духом.

Как приобрести целомудрие для себя, воспитать детей в целомудрии? Забор высокий построить? Такой опыт описан в житиях святых, когда некоторые отцы, дабы уберечь своих детей, их ограждали, строили заборы, и дети ни с чем грязным не соприкасались. Но так не может продолжаться до самой смерти.

Сейчас мы вторгаемся в область педагогики, где нет общих рецептов. Для некоторых детей как раз и нужна плотная опека, а для других – такой «прессинг» смерти подобен. Им, наоборот, надо дать возможность быть самостоятельными.

Существует педагогический закон: чем выше духовность, нравственность человека, тем больше степень его свободы. Чем ниже нравственность и духовность – тем ниже степень свободы. Если он совсем безнравственный и не может не совершать преступлений, то общество ограничивает его свободу стенами тюремной камеры. Вообще закон духовной жизни – это, прежде всего, свобода. Невольник – не богомольник.

Жизнь или добродетель?

На следующий день я улетел из Хабаровска в Москву. Прошло буквально три дня, и мне пришла телеграмма о том, что ее зверски убили. Она поехала в православный лагерь, но внезапно заболела мама. И девушка темным лесом, напрямую, пошла к электричке, чтобы навестить ее. И попала в руки даже непонятно кого, трудно сказать, как происходили события. Но в результате на следующий день нашли ее труп: несколько десятков ножевых ран, изуродованное, изнасилованное тело. Но лицо ее сияло, на нем была улыбка. Она мученица, да. Я помню ее последние слова, которые она произнесла, когда мы прощались: «Теперь мне все понятно. Действительно, за Бога можно даже жизнь отдать. Можно пострадать».

И вот Господь, видя ее решимость, взял ее в такой твердости, фактически причислив к лику святых, – она действительно пострадала как мученица. Многие ее любили, она была лидером – красивая, умная.

Господь даже намерения видит. Она дерзала, помню, пострадать. Я говорю: «Ничего не ищи, никаких приключений, не надо. Господь Сам все устроит, каждому Он дает по силам».

Вот Господь и дал по силам.

Неприкасаемые

Целомудрие начинается с простых вещей – поменьше говорить, смеяться, глазеть, отвлекаться, слушать. А как же быть с интернетом, без которого мы не можем творить ничесоже? Там же множество картинок. Вот отцы и говорят: не нужно заострять на них внимание, пусть мелькают, главное – чтобы не зацепили и не стали образом, который вошел бы в сердце.

«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения…» – пишет преподобный авва Дорофей. А что такое свободное обращение? Можете привести пример? Тактильное, да. Вроде бы дружеские у нас приветствия, поцелуи при встрече, при прощании. Но они могут передавать страсть. Особенно если мы к этому человеку питаем какое-то расположение. Это тоже некая вольность.

Некоторые священники в Москве строго запрещают юношам и девушкам друг до друга дотрагиваться, ходить ручка в ручку. И под ручку не разрешают. Как быть? Предложить клюшку, палочку спутнице, чтобы та не поскользнулась? Начинается с невинных прикосновений, надо же как-то выразить чувства. Они бурлят у молодежи. Потом молиться не могут, сон теряют, у них фантазии играют, целое кино в голове крутится. Это называют любовью. Но это не любовь, а влюбленность, страсть. И она подпитывается через тактильные ощущения, взгляды, через свободное или развязное общение.

– А смотреть человеку в глаза можно?

– Детям надо смотреть в глаза. Если виноваты – они сразу взор опускают. А в транспорте, при общении с людьми страстными я бы вам не рекомендовал долго смотреть глаза в глаза. Через такой взгляд передаются страсти.

Порок не должен именоваться

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3), – пишет апостол Павел в послании к Ефесянам. Если кто-либо где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уж не говорю про разглядывания своих «возлюбленных», каких-то школьных, юношеских увлечений.

Редко сейчас кто минует блудных пороков в своей жизни. И если уж человек впал в блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается – надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было. Перед тобой супруг, супруга – и все.

Иногда приходит – поссорились. «Почему?» – задаю вопрос. «А он у меня спрашивал, не было ли кого у меня?» Оказывается, и она у него тоже допытывалась. «Вы что – сумасшедшие, зачем вы об этом говорите? Что за любопытство? Это же разрушение семьи!»

Старец Фаддей Витовницкий пишет, что «мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают, такова и жизнь наша». А Паисий Святогорец дополняет: «Надо ежедневно вытеснять из своей души что-либо мирское или нечистое и заменять чем-то духовным, заменять коренящиеся в памяти греховные картины святыми образами, мирские песни – церковными песнопениями, вместо светских журналов читать духовную литературу».

Природа не терпит пустоты. Одна раба Божия страдала любовью к рок-музыке. Вообще подобная музыка, ритмичные произведения возбуждают блудную страсть, они на это направлены. Мы с ней два года боролись, чтобы перейти на классику. Вначале на бардовскую песню переключились, на Жанну Бичевскую – с «легким ударом», потом – к классическим произведениям. Через три-четыре года перешли к духовным песнопениям.

Потушить страсть

Святой старец Паисий пишет: «Юноша, повстречав красивую девушку, должен включить в работу добрые помыслы, чтобы смотреть на нее, как на живой образ какой-либо святой. А встретив девушку развращенную, он должен посмотреть на нее как на свою сестру. Ибо все мы дети Адама. И пожалеть ее, как сделал бы, если бы его родная сестра дошла до такого».

Один из монахов на Афоне обладал такой молитвой, что поднимался над землей. Его спрашивают: «Ты как этого достиг?» А он отвечает: «Да у меня был грех, я очень любил рассматривать красивые женские лица. Пришел к духовнику – как побороть такую страсть? А тот советует: «Ты, когда смотришь на красивое лицо, возводи молитву благодарения Богу, говори: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал такую красоту». Она ж не сама себя вылепила такой, это Господь создал ее». И вот он начал с искренностью, с той силой, которую питал к красоте, молиться Богу, благодарить его, и достиг такой молитвы, что стал подниматься над землей.

А как еще можно потушить страсть?

– Некоторые подвижники сжигали себе руки, лишь бы не согрешить. Вплавь удалялись в море…

– Да, если сильное разжение плотское – причиняли себе физическую боль.

– Поклоны поделать.

– Поклоны земные помогают. Дрова поколоть, душ принять холодный, в источнике искупаться – тоже отрезвляет.

– Старцы советуют представить себе этого человека в гробу, чтобы возникло чувство временности земной жизни, понимание, что плоть наша – тленна.

– Еще, говорят, если нравится девушка, сразу вспыхивают чувства – представь ее старухой. И у тебя ничего не будет вспыхивать.

– А если по-прежнему вспыхивает, то женись…

– Это тоже сразу охлаждает, да? Мысль о браке трезвит. Это действительно так. Если относиться к объекту своего вожделения, пристрастия как к настоятелю будущей малой церкви, отцу твоих детей, то все выглядит совсем иначе. Если бы юноша смотрел на девушку как на мать, которая родит детей, продолжателей его рода, это был бы совсем другой взгляд, другие отношения, иное общение. Господь дал потребность в продолжении рода, вот где корень-то. Такое понимание охлаждает, конечно, страсть блудную.

Силы души

«Я думаю, что страсти – это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы», – пишет святой старец Паисий. Бог же не создал блудную страсть. Он дал влечение, расположение, а это мы, искажая дары, превратили их в страсти.

Педагог и психолог начала XX в. протоиерей Василий Зеньковский писал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу. И вообще – может ли человек молиться, вместо того чтобы перемалывать ненужные мысли? Вот приходят ко мне юноша и девушка. «Ты ее любишь?» – «Люблю». – «А ты?» – «До смерти люблю». – «Ну давайте тогда, молитесь друг за друга всеми силами своей души, просите, чтобы Господь вас соединил. Каждый вечер и каждое утро ты молись за него. А ты – за нее. И днем, когда вспоминаешь, говори: Господи, дай ей благодать быть моей святой женой». И они начинают молиться. Когда сила любви к другому человеку (может быть, не совсем чистая, так как к ней примешана физиология) начинает вливаться в слова молитвы, соединяться с именем Христа, Божией Матери, то происходит чудо. Действительно, Господь соединяет. А бывает, и разъединяет.

У меня одна прихожанка, чадо мое с малых лет, Наталья, очень хотела стать матушкой. Удивительной красоты и ума девица, такая русская красавица. Я преподавал в семинарии, думаю – познакомлю ее с хорошим семинаристом. Делал это не раз. Все время разворачивался один и тот же сценарий. Ее не полюбить невозможно, она очень красивая, умная и очень тихая, женственная. Семинарист влюблялся, начинал за нее молиться. Она молилась за него, но потом что-то происходило, никто не мог объяснить – что, какая-то тайна, и этот семинарист принимал монашество. Семь монахов для Русской Православной Церкви подготовила эта девица. Таковы плоды благочестивой молитвы. Если разобрать этот случай: у нее было сильное желание быть матушкой. У семинаристов – желание сделать ее матушкой. А Бог решал нечто третье – полезное для спасения души.

Вышла замуж за военного. Сейчас трое детей у нее.

Еще один важный момент, касающийся силы молитвы. Одна девушка, тоже удивительной красоты, пожаловалась: «Батюшка, не могу выйти замуж, мне уже 28 лет». Я спрашиваю: «С твоей-то внешностью? На тебя что, внимания не обращают?» – «Наоборот, проходу не дают. Но я не могу понять почему: с кем только ни начинаю дружить – ничего не получается». – «Ты сама-то замуж хочешь?» – «Да я мечтаю об этом, это главное дело моей жизни. Я детей хочу, мужа». Спрашиваю: «Как, сильно хочешь?» – «Каждый вечер с этим ложусь, каждое утро – встаю». По страсти ничего хорошего не бывает, и я ей говорю: «Давай мы это дело прекратим. Будем молиться, чтобы Господь устроил так, как полезно для спасения твоей души. Может, тебе в монахини надо пойти. Если Господу угодно, Он тебе Сам даст твоего спутника жизни, твою половинку».

Она серьезно к этому отнеслась и начала молиться. И у нее возникло спокойствие… Она приходила, исповедовалась частенько. Даже какие-то ребята появлялись, интересовались, а ей было все это неинтересно. Два или три месяца прошло – находится богатырь. Она его привела, говорит: «Батюшка, вот, не отстает». – «Тебе-то нравится?» – «Нравится». – «Ну давайте, полгода подружите». Полгода подружили, приходят. «Как, чувства прошли?» – «Нет, еще больше». – «Ну, Бог благословит». И хороший брак получился. Как страсть остыла, пошла молитва друг за друга, так Господь и соединил.

Или еще одна моя прихожанка пришла: «Батюшка, полюбила мусульманина». Я говорю: «Зови». Приходит азербайджанец, красивый, вежливый. Они умеют ухаживать. Я его спрашиваю: «Ты любишь Таню?» – «Ой, люблю, больше жизни, все отдам». Я спрашиваю: «А кто у тебя папа?» А папа у него – муфтий в мечети. Вся семья верующая, не просто рядовой мусульманин. Я говорю: «Слушай, тогда сделай доброе дело по любви к ней. Если ты ее любишь, оставь ее. Я не могу благословить ее на брак с иноверцем. У нее найдется жених, мы ее отдадим замуж». Он спрашивает: «Другой вариант есть?» – «Есть. Принимай Крещение, и мы вас с радостью повенчаем». – «А третий вариант есть?» – «Нет, третьего нет. Либо-либо». – «А сколько я могу подумать?» – «Месяц хватит тебе?» – «Хватит». Пришел через месяц: «Батюшка, крести». Я говорю: «Тебя же убьют». – «Господь меня защитит».

Вот пример настоящей любви. Действительно, Господь защитил, живут счастливо. Вот что по молитве бывает.

Хватай себя на месте преступления

«Научившись хватать нашего ветхого человека на месте преступления, мы поймаем и прочих грабителей, похищающих те блага, которые делает нам Господь. Таким способом мы сохраним наш духовный капитал».

Это пишет старец Паисий. Как только возник грязный помысел, здесь же, на месте, кайся перед Богом, не жди, когда в субботу будет исповедь. Хватай себя на месте преступления: «Ах ты такая, паршивая, что ты думаешь-то!»

Есть знаменитая афонская молитва от блудной страсти: «Иисусе мой, Господи, сладчайший мой Иисусе, ускори на помощь мне, и не даждь врагам моим полонить меня».

Паисий Афонский говорит, что если в юности человек поборол страсть, сохранил целомудрие, то Господь дает ему благодать на всю жизнь. За это полагается величайшая награда, потому что в старости плоть уже не восстает, пожилой человек живет в целомудрии естественным образом.

«Молодые люди, с ранних лет подогревающие в себе интерес к другому полу, спускают курок, не дождавшись благоприятного для этого времени, – пишет старец Паисий Афонский. – А когда должный срок подходит, они уже не могут ощутить радость, потому что пережили это раньше времени. А вот те юноши и девушки, которые были осмотрительны в этом вопросе, сохраняют душевный покой, а дождавшись подходящего времени, переживают большую радость. Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот… Пока девушка не примет решение, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе».

Важно найти детям достойное занятие. Безделие, праздность, неимение каких-то постоянных обязанностей в доме – почва для всех пороков. Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет: «Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий. Постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучить к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение домашнему хозяйству, требующему времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не в воспитательных целях, а всерьез, что она приносит реальную пользу семье».

А вот что сказал святитель Иоанн Златоуст: «Будем удалять детей и не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных, развратных песен, чтобы у них не польстилась душа».

Важно сохранить детскую стыдливость. Преосвященный Ириней в своей книге о воспитании детей дополняет: «Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым, чтобы дети одевались и раздевались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя от него сделать то, что противно его врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаруживает чувство стыда. Напротив, благодарите Бога, что имеете такое дитя и хвалите его за это».

Наши жены – ружья заряжены

Какова награда целомудренным? Об этом мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, которая поднималась в воздух во время молитвы. Целомудренному Господь дает благодать, в нем открываются духовные дары. « Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

В Киево-Печерской Лавре был монах Иоанн Многострадальный, который долго боролся против блудной страсти, пока, наконец, в ночь Христова Воскресения ему не явился Господь.

«И нисшел на меня неизреченный свет, в котором пребываю я, и теперь не нуждаюсь в свете ни днем ни ночью, и все приходящие ко мне достойно восхищаются этим светом, видя явное утешение, осветившее меня в ту ночь Воскресения, как надежда будущего света», – пишет Иоанн Многострадальный.

Когда меня постригли в монахи, старец Кирилл (Павлов) сказал: «Я тебя благословляю никогда не снимать подрясник, где бы ты ни находился».

Я не понял вначале всего замысла старца, но потом в своей жизни испытал множество удивительных моментов. Идешь в подряснике, например, по перрону вокзала, а бомжи, пьяницы вдруг встают и начинают креститься на меня, как на икону. Некоторые бегут за мной, каются, грехи называют. То есть человек, видя что-то достойное, начинает к этому тянуться. В этом мы действительно можем быть неким светом миру.

Поэтому я вас благословляю вести себя целомудренно, поскольку это вообще основа существования народа. Чтобы народ прекратил свое существование, его надо развратить. Иоанн Златоуст говорил: если в народе есть целомудренные жены, то этот народ непобедим.

Сейчас появились написанные и уже осуществляемые целые «программы» развращения молодежи. Мы наблюдаем, что множество умов не в состоянии сформулировать, куда идти, какова цель, даже если речь идет о простых вещах. У людей нет цельной картины мира. А спросите любого батюшку, любого монаха, любого духовного человека – и они вам скажут, что нужно сделать, чтобы народ воспрял.

Божие вам всем благословение, укрепляй, Господь, хранить целомудрие в себе, в своих детях, во вверенных людях. Если мы будем это в тихости сохранять, тем самым окажем великую помощь всему нашему Отечеству.

Мне много приходится ездить по миру, и я могу сказать: все-таки до сих пор русский народ – один из самых целомудренных в мире. Генетически это заложено в нас. И как бы этот народ ни развращали, он таким и остается. Будем благодарить Господа за это, будем достойными восприемниками нашего народа и Отечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *