кто такой тол бабай
Кто такой тол бабай
Клуб Я Ижевск | Удмуртия запись закреплена
Легенда о Тол Бабае
В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений.
Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.
В.Л. Белых «Тол Бабай (Дед Мороз)»
х.м. 60*80 см. 2015 г.
Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.
В.Л. Белых «Тол Бабай (Дед Мороз)»
х.м. 60*80 см. 2015 г.
Почему у Тол Бабая фиолетовая шуба и посох с головой лося?
Удмуртский Дед Мороз об особенностях своей работы
О работе Деда Мороза мы знаем много, но как проводит праздники наш сказочный герой – Тол Бабай? Несмотря на то, что скоро Новый год, удмуртский Дед Мороз нашел время и рассказал IZHLIFE об особенностях своей работы и о том, какие желания загадывают взрослые и дети.
Досье:
Тол Бабай
Возраст: более 1000 лет
Семья: есть внучка-помощница Лымы ныл
Хобби: заниматься спортом, кататься на лыжах, гулять по лесу, кататься с горок, дарить подарки. Дети также Тол Бабая научили давным-давно играть на гармошке, и даже подарили ему маленькую гармошку. Она не сохранилась.
Как пришел в профессию:
– В Шарканском районе жили великаны-алангасары. В свое время им пришлось спрятаться в Кар гору, и из всех остался лишь я. Я стал странствовать по всей территории Удмуртской Республики. Однажды встретил играющих ребятишек, после чего решил стать удмуртским Дедом Морозом. Ребятишки меня очень полюбили, и каждый год я стал дарить им подарки.
Отмечает день рождения тортом из мороженого
У удмуртского Деда Мороза круглый год дел невпроворот: подготовка к следующему Новому году начинается сразу, как пройдут праздники. К счастью, у Тол Бабая много помощников: Лымы Ныл – удмуртская Снегурочка, Сандыр агай, Обыда – Баба Яга, Нюлэсмурт – леший. Весь год сказочные герои собирают игры, пляски и песни для детей к следующему празднику. А 9 декабря они собираются на день рождения Тол Бабая.
– У меня очень много помощников в усадьбе, вот мы собираемся вместе в нашем большом доме и отмечаем. В свой день рождения я получаю подарки, а не дарю их как обычно! Мои помощники – очень творческие люди, готовят мне песни и танцы. Я сижу, любуюсь их творчеством и ем мороженый торт, который они готовят. Очень уж я мороженое люблю, – говорит волшебник.
Но больше всего сказочному герою нравятся подарки от детей – чаще всего это рисунки, посвященные Новому году.
– Часто взрослые не обращают внимания на эти маленькие картинки, однако в каждом из них так много красоты и волшебства, – считает Тол Бабай.
Разносит подарки пешком
Самое суматошное время в жизни усадьбы – Новый год. В середине декабря обычно проходит межрегиональный фестиваль «На родине Тол Бабая». Обычно в этот день в гости приезжают сказочные герои со всей России. Но в этот раз из-за пандемии коронавируса многие из них не смогли покинуть пределы малой родины. Однако сам волшебник коронавируса не боится.
– У меня есть густая борода вместо маски и волшебство. А в самой усадьбе будут предприняты все необходимые меры, чтобы детишки не заразились. Все будет, как и в остальных учреждениях, – говорит сказочный герой.
У Тол Бабая есть несколько сундуков с детскими письмами. Больше всего просьб из Шарканского района и Ижевска, но есть и из других районов Удмуртии, регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Удмуртский Дед Мороз читает письма вместе со своими помощниками и они все отвечают на них. Издалека в этом году пришло пока только одно письмо – из Чехии.
Ребята обычно заказывают в подарок гаджеты. Но больше всего Тол Бабая трогают письма, где дети желают здоровья своим близким.
– Одна девочка попросила, чтобы я вылечил ее собачку. Я исполнил это желание. А в следующем году она приехала ко мне в усадьбу с песиком, и мы вместе обнимались.
Бывает, что желания загадывают и взрослые. Они гораздо чаще, чем дети, просят здоровья для своих родных. А один мужчина попросил внука: у него до этого рождались только внучки. В следующем году счастливый дед приехал в усадьбу и рассказал, что у него наконец-то появился долгожданный мальчик.
Подарки Тол Бабай разносит пешком: Удмуртия маленькая. Если он едет в гости к своим «коллегам», то тут помогают лоси. Именно поэтому на посохе волшебника выгравирована голова лося – распространенного в нашей республике животного.
Даже в небольшом регионе детей много. Поэтому творить новогоднее чудо помогают особые часы: они дарят Тол Бабаю лишний час в новогоднюю ночь. Подарки сказочный герой разносит в коробе – пестере. А вот рассказывать, как он проникает в дом, удмуртский Дед Мороз отказался.
– А это мой большой секрет, и раскрывать его я не буду. Вдруг детки захотят проверить, закроют все входы и выходы и будут меня караулить, – говорит Тол Бабай.
– Почему пришлось оставить усадьбу в Титово?
– Там было не так много места для ребятишек, поэтому мы решили перенести усадьбу сюда. И каждый год мы что-то новое строим в нашем новом доме. Например в этом году мы построили новую горку для ребяток.
– Сколько тебе лет, Тол Бабай?
– Я всегда отвечают вопросом на вопрос: «Откуда вы знаете, сколько вам лет?». От родителей. А у меня родителей нет, поэтому и возраст свой я не знаю. По легенде сохранилась дата, когда я родился – 9 декабря. В пенсионном фонде написали, что мне 300 лет. Но на самом деле точно больше 1000.
– Сколько у тебя шуб?
– Очень много. Есть несколько шуб на зиму. Мои помощники специально сшили для меня летний костюм, чтобы было не жарко. Каждый год дети приезжают, костюм треплется, и мои помощники его обновляют. А еще у меня есть спортивный костюм, он тоже фиолетовый. Ученые считают, что это цвет Шарканского района. Он символизирует богатство. А узоры на шубе изображают путь жизни человека.
– Чем ты занимаешься летом?
– Летом мы начинаем собирать песни и сказки, чтобы показать ребяткам, что такое удмуртская культура. Летом тоже приезжают дети. Мы им показываем удмуртские растения, рассказываем о животных.
– Правда ли, что дети, которые плохо себя ведут, не получат подарок?
– Взрослые лукавят, когда так говорят. Каждый ребенок получит свой подарок на праздник. Но мой посох подсказывает, кто и как себя вел в уходящем году.
– Что нужно сделать, чтобы сбылось желание на Новый год?
– Написать мне письмо! Мне приходят письма со всего света: из Америки, Южной Кореи, Японии. В том году ездил в Томск, и в этом году приходит много писем оттуда.
– Дергают ли дети тебя за бороду?
– Конечно! Хотят убедиться, что я настоящий. Это больно, но это же дети.
Кто такой тол бабай
Когда я начинаю рассказывать, что во время нашего зимнего путешествия в Пермский край мы посетили родину Тол Бабая и побывали в его резиденции, помимо уже стандартных расспросов, типа «Где это?» и «Как там?», всегда возникает ещё один вопрос – главный – А кто это, Тол Бабай?
Честно признаюсь, до недавнего времени я сам не знал о существовании данного персонажа. Но когда, при подготовке маршрута зимней поездки, я наткнулся на информацию о том, что в Удмуртии есть свой национальный Дед Мороз и его резиденция находится на расстоянии всего-то плюс/минус сто пятьдесят километров от конечной точки нашего пути, то решил – едем! Обязательно едем!
И забегая вперёд, скажу, что это было правильное решение! 🙂 Потому что, поездка в гости к Тол Бабаю стала, пожалуй, самым ярким впечатлением нашей новогодней экспедиции.
Действительно, впечатлений и фотографий, после посещения резиденции Тол Бабая у нас осталось много. Очень много. И разбирая их (в первую очередь, фотографии) я понял, что уложиться в один рассказ у меня ну ни как не получится. 🙂 Так что, давайте, сделаем так – в первой части я познакомлю вас с самим удмуртским Дедом Морозом и с его резиденцией. А вот второй, немного расскажу о красотах и развлечениях родины Тол Бабая. Потому что, Шаркан и окрестности (где и живёт дедушка) – это действительно, очень красивое и интересное место. Но пока о самом Тол Бабае.
Жили себе алангасары, жили. Как говорится, никого не трогали. Пока в здешние места – край лесистых холмов и высокий елей не пришли первые люди. Которые, хоть не отличались большим ростом и великанской силой, были умнее и смышленее алангасаров на порядок. Испугались великаны людей, поняли, что не ужиться им вместе на белом свете и решили спрятаться от них раз и навсегда в самой глубокой яме на вершине Кар-горы. Собрались все алангасары вместе, встали вокруг ямы и прыгнули в неё. Только один великан – самый, самый маленький из всех, перед тем, как прыгнуть, замешкался, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. Но в это мгновение яма исчезла.
Остался маленький алангасар совсем один (практически, как наша машина на подъездке к Шоркану 🙂 ). Стал он бродить по свету, по лесам, по полям скитаться. А пока ходил-бродил – и ума разума набрался, язык птиц и зверей выучил, узнал целебные свойства растений. В общем, стал, как стал как люди, даже умнее и разумнее.
Поэтому дом у Тол Бабая, хоть и прост на вид, но просторен и красив – шутка ли – столько народу принять! Да и помощники у него имеются – встречают гостей прямо у порога, по-удмуртски здоровья желают, в резиденцию проводят, всё рассказывают, показывают. Никто без внимания не остаётся. В чём, кстати, мы сумели убедится лично. 🙂
…то «местных жителей» в национальных костюмах, уменьшенных до игрушечных размеров.
…то многочисленные картины зимы, которые помноженные на холод за окном и высокие предуральские сугробы, создают неповторимую атмосферу нового года и какого-то, непонятного, детского счастью.
А вот и сам Тол Бабай. Правда первая встреча с удмуртским зимним старцем происходит заочно – на одной из стен его терема висят фотографии Тол Бабая с… друзьями и, скажем так, братьями – дедами Морозами из разных уголков России. Да, да, Дед Мороз у нас далеко не один – практически в каждом регионе страны существует свой, национальный, колоритный «дедушка». Притом, «братья» между собой ещё и соревнуются – каждый год, в декабре проходят общероссийские Олонецкие игры – этакая олимпиада Дедов Морозов. В которой уже второй год (дайте похвалиться!) выигрывает наш, пензенский Дед Мороз по имени Буба!
Различные Деды Морозы представлены в доме Тол Бабая не только на фотографиях. Если приглядеться, то маленькие фигурки в красных, синих и других халатах можно найти и на полках сувенирной лавки. А при желании этих мими-алангасаров даже можно унести с собой – цены на поделки, игрушки и изделия народных промыслов здесь довольно гуманны.
Кстати, об игрушках. Учитывая, что удмуртский фольклор полон своими мифологическими существами, довольная значимая часть торговой экспозиции в резиденции Тол Бабая и представлена именно этими, неведомыми нам Обыдами (Лесными кикиморами), Нюлэсмуртами (Лешими) и Вумуртами (Водяными). Честно скажу, что особой разницы между нашей и удмуртской нечистой силой я так и не нашёл. 🙂 Но, согласитесь, названия весьма интересны и экзотичны. 🙂
Зато я точно могу сказать, чем отличается удмуртский Дед Мороз от русского Деда Мороза! Во-первых, у Тол Бабая шуба не красная, а фиолетовая. Это цвет его родины – Шарканского района республики Удмуртия. Во-вторых, у Тол Бабая посох не прямой, а согнутый – ведь удмуртский старец неутомимый путник и его посох от многих дорог и лет уже давно погнулся и искривился. И, в-третьих, Тол Бабай носит на плече не мешок, а традиционный удмурдский берестяной короб – пестерь. Так что, как говорится, почувствуйте разницу! 🙂
А для того, что бы почувствовать всё гостеприимство и теплоту резиденции Тол Бабая обязательно (подчёркиваю, обязательно!) нужно зайти в кафешку, что находится тут же – в дальней стороне дома удмуртского Деда Мороза.
В общем, на первый взгляд, ничего интересного. Кафешка. Просто кафешка.
Но только здесь, пусть в неказистой, но… дровяной. печи…
… вам приготовят и подадут настоящие (с яйцом, с мясом, с картошкой и много чем ещё) удмуртские перепечи! Что это такое? Словами не передать – это надо попробовать. 🙂 Однако, если постараться описать, то это… открытые ватрушки с разными начинками. Перепечи – пожалуй, самое известное удмуртское национальное блюдо. Притом настолько древнее, что его аналог есть только у давних братьев удмуртов – финно-угорских народов. Говорят, что название «перепечи» произошло от выражения «перед печкой», то есть перед огнем, так как для приготовления данного блюда сильный жар не нужен.
У вас, наверное, встаёт закономерный вопрос – а где, собственно, фотография готового блюда? Каюсь, перепечи были такие вкусные, чай на травах такой ароматный и горячий, что для показательной фотосессии… ничего не осталось. 🙂 Всё было сметено, буквально за минуту. А потом… потом нас позвали на представление и стало не до этого. 🙂
Представление у Тол Бабая проходит каждый полтора часа и начинается с… прихожей. В просторной комнате собираются все, кто захотел увидеть удмуртского Деда Мороза. Его помощники рассказывают немного о Тол Бабае, о том, кто он, откуда, почему живёт здесь. Потом деревянные двери в большой зал открываются и…
И в нос ударяет непередаваемый, головокружительный аромат живой, настоящей ели! Ведь только это дерево (а не сосна или какое иное хвойное) считается в Удмуртии, да и на всём Урале, в целом, настоящим символом нового года.
Праздничный зал резиденции удмурдского «зимнего деда» совсем не велик. В нём всё отделано деревом, а на потолке размещены необычные национальные орнаменты и фигуры.
Однако, по этой фотографии видно, что помещение довольно небольшое. Хотя, ведь, главное не размер – главное, атмосфера. 🙂 А атмосфера в этом уютном доме была просто супер!
В отличие от многих других праздников, на которых мне удалось побывать (и даже подедморозить)
праздничное представление у Тол Бабая оказалось на редкость динамичным. И что, лично мне, показалось необычным, так это то, что «виновник торжества» не прятался за кулисами до конца представления, а появился на сцене, буквально, через пять минут после начала!
Ведь дети (и признаюсь, взрослые) ждали именно его – Тол Бабая (Дед Мороза). И ведь именно ради знакомства с древним сыном алангасаров все и приехали в Шаркан.
И Тол Бабай не заставил себя долго ждать! 🙂 Скажу сразу: Тол Бабай – Дед Мороз просто супер! Давно я не видел такого «настоящего», «правильного», заводного, интересного и, главное, профессионального Деда Мороза! Поверить мне на слово, как человеку, который провёл в красной шубе не одни новый год. 🙂 Мне очень понравилось!
Хотя, конечно и другие участники представления были на высоте. Что положительные герои, что отрицательные.
Если Лымы Ныл и по жизни и по сценарию весьма ледяная, то Тол Бабай – мужчина заводной и горячий! 🙂
Кстати, и техническая составляющая концерта в Шаркане была весьма занимательна. На сцене было «живое зеркало», которое показывало «живые картинки».
Так и хочется сказать: «Вот до чего техника дошла!». Хотя прекрасное понимаю, что нынешнее поколение IT-мелюзги старыми приёмами уже не возьмёшь – удивлять надо! Но меня удивили точно. 🙂
Однако не стоит думать, что всё в представлении в резиденции Тол Бабая вверх дном или по-современному. Новогодняя сказка – это классика. У которой есть свои правила и каноны. Поэтому добро должно было победить зло. И оно победило! 🙂
И ёлочка должна была зажечься! И она зажглась!
И знаете, глядя на эту красоту, на эту переливающуюся огнями новогоднюю ёлку, что «по волшебству» зажглась где-то в глубине заснеженной Удмуртии, я, здоровый уже дядька, подумал, что чудеса на свете есть.
Тол Бабай по патенту. В Удмуртии возник несказочный спор о национальном Деде Морозе
Вслед за войной за Кыш бабая у соседей патентный спор за своего сказочного персонажа
Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай — в преддверии новогодних праздников оказался предметом спора между крупнейшими туристическими центрами Удмуртии. Патент на наименование сказочного персонажа был выдан еще в 2011 году центру в Шарканском районе, где обустроили усадьбу Тол Бабая, однако конфликт относительно использования его имени возник только сейчас. Удалось ли разрешить разногласия — в материале «Реального времени».
Становление бренда
Усадьбу удмуртского Деда Мороза — Тол Бабая (от удмуртского «тол» — «зима» и «бабай» — «дедушка») — построили в селе Шаркан, в 90 км от Ижевска, несколько лет назад. До этого резиденция сказочного персонажа располагалась в небольшой деревне Титово, но с ростом популярности Тол Бабая она уже не могла вмещать всех желающих.
В последнее время усадьба Тол Бабая стала одной из главных точек притяжения туристов зимой. Тол Бабай занял пятое место в топ-10 Дедов Морозов России, а ежегодный фестиваль «На родине Тол Бабая» вошел в число лучших в стране.
Однако впервые использование наименования «Тол Бабай» стало предметом спора между правообладателем — культурно-туристическим центром «Усадьба Тол Бабая» в Шарканском районе — и музеем-заповедником «Лудорвай» в окрестностях Ижевска. Как писали местные СМИ, «Лудорваю» запретили использовать в афише имя персонажа. Еще в 2012 году оно было запатентовано шарканцами.
В последнее время усадьба Тол Бабая стала одной из главных точек притяжения туристов зимой. Фото deshi8.ru
Патент №455783 зарегистрирован на издание книг, культурно-просветительные и развлекательные клубы, организацию досугов, мастер-классов, конкурсов, спортивных состязаний, развлекательные ТВ-передачи, публикацию текстовых материалов [за исключением рекламных], развлечения и образовательно-воспитательные услуги. Он действует до 2021 года.
«Теперь к детям-удмуртам не будет приходить Тол Бабай?»
Споры вокруг бренда Тол Бабая создают неправильный негативный фон, а патент, выданный на использование этого наименования, выдан некорректно. Такое мнение выразила председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по науке, образованию, культуре, национальной и молодежной политике и спорту Татьяна Ишматова.
— Я считаю что, патент, который забрендировал само название «Тол Бабай», выдан некорректно, потому что Тол Бабай, хоть и говорят наши коллеги, даже ряд ученых, что в 1990-е только он появился, на самом деле есть и в стихах, есть произведения 1930-х годов у Кузебая Герда, про Тол Бабая стихи писал. Вообще название «Тол Бабай» ближе и роднее южным районам. В Шарканском районе это был Тол Буба. Я тут даже не хочу высказываться, кто прав, кто виноват. Я считаю, что это просто неправильный негативный фон. Теперь к детям-удмуртам не будет приходить Тол Бабай, что ли? — посетовала Ишматова.
Она при этом отметила, что Шарканский район серьезно вложился в создание усадьбы Тол Бабая и раскрутку бренда, и стоило бы запатентовать исключительно саму усадьбу.
Получить комментарий по этому поводу у представителей «Лудорвая» не удалось.
«Я считаю, что это просто неправильный негативный фон. Теперь к детям-удмуртам не будет приходить Тол Бабай, что ли?» — посетовала Ишматова. Фото udmgossovet.ru
«Мы, единственно, просили не использовать его в коммерческих целях»
Председатель совета депутатов Шарканского района Дмитрий Орлов в комментарии «Реальному времени» сообщил, что вопрос использования бренда улажен, и переадресовал нас к начальнику управления культуры и туризма администрации района Елене Рудницкой. Она в свою очередь подтвердила, что вопрос уже был обсужден с участием профильных министров, и с юридической точки зрения шарканцы правы.
— У нас состоялся разговор, и мы пришли к компромиссу. Они признали, что мы правы юридически и научно, что это выдуманный персонаж, мы его раскручиваем, мы тратим деньги, энергию, самоотверженно люди работают. Мы, единственно, просили не использовать его в коммерческих целях, потому что, когда «Лудорвай» прописали в своем туре участие Тол Бабая, люди стали спрашивать, а что, действительно Тол Бабай из усадьбы в Шаркане туда отправится? Для нас это стало удивлением. Мы их попросили эту строчку из афиш убрать. А то, что вывернуто, будто мы никому не разрешаем произносить имя Тол Бабая в школах или детских садах, это не так, — отметила Рудницкая.
Вместо Тол Бабая — Тол Ая
В результате действительно на афишах «Лудорвая» зимний сказочный персонаж теперь называется Тол Ая. При этом на сайте опубликован пресс-релиз, в котором представляют Тол Ая как удмуртского Деда Мороза.
«Этот праздник просто невозможен без его главного символа — Дедушки Мороза, а в Удмуртии его называют Тол Ая. Произнесите вслух — звучит певуче. Удмуртский вариант имени этого древнего зимнего персонажа звучит именно так. Слово Тол переводится как «зима, зимний», а древнее слово Ай, Ая было заимствовано у урало-алтайских народов, которое у них означало «старец, мудрец, хозяин». Получается, Тол Ая — это мудрый старец, хозяин зимы», — сообщается на сайте музея-заповедника.
На афишах «Лудорвая» зимний сказочный персонаж теперь называется Тол Ая. Фото vk.com
При этом на приложенном рисунке персонаж одет не в фиолетовое пальто, а в голубое.
В Удмуртском институте истории, языка и литературы Уральского отделения РАН отказались комментировать, когда именно появился персонаж под именем «Тол Бабай», и высказываться относительно возникшего спора.
Руководитель администрации главы и правительства Удмуртии Сергей Смирнов, комментируя эту тему журналистам, отметил, что не берется судить, кто в этой ситуации прав.
— Мне бы хотелось, я скажу личное мнение, чтобы такие объекты спорными не становились, потому что, знаете, это разрушает то самое ощущение сказки у детей, когда выясняются, что есть какие-то права, — сказал Смирнов.
При этом он не исключил, что республика в дальнейшем может зарегистрировать права на подобные бренды.
Добавим, что между Татарстаном и Башкортостаном была война из-за бренда «Кыш бабай».
Тол Бабай по патенту. В Удмуртии возник несказочный спор о национальном Деде Морозе
Вслед за войной за Кыш бабая у соседей патентный спор за своего сказочного персонажа
Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай — в преддверии новогодних праздников оказался предметом спора между крупнейшими туристическими центрами Удмуртии. Патент на наименование сказочного персонажа был выдан еще в 2011 году центру в Шарканском районе, где обустроили усадьбу Тол Бабая, однако конфликт относительно использования его имени возник только сейчас. Удалось ли разрешить разногласия — в материале «Реального времени».
Становление бренда
Усадьбу удмуртского Деда Мороза — Тол Бабая (от удмуртского «тол» — «зима» и «бабай» — «дедушка») — построили в селе Шаркан, в 90 км от Ижевска, несколько лет назад. До этого резиденция сказочного персонажа располагалась в небольшой деревне Титово, но с ростом популярности Тол Бабая она уже не могла вмещать всех желающих.
В последнее время усадьба Тол Бабая стала одной из главных точек притяжения туристов зимой. Тол Бабай занял пятое место в топ-10 Дедов Морозов России, а ежегодный фестиваль «На родине Тол Бабая» вошел в число лучших в стране.
Однако впервые использование наименования «Тол Бабай» стало предметом спора между правообладателем — культурно-туристическим центром «Усадьба Тол Бабая» в Шарканском районе — и музеем-заповедником «Лудорвай» в окрестностях Ижевска. Как писали местные СМИ, «Лудорваю» запретили использовать в афише имя персонажа. Еще в 2012 году оно было запатентовано шарканцами.
В последнее время усадьба Тол Бабая стала одной из главных точек притяжения туристов зимой. Фото deshi8.ru
Патент №455783 зарегистрирован на издание книг, культурно-просветительные и развлекательные клубы, организацию досугов, мастер-классов, конкурсов, спортивных состязаний, развлекательные ТВ-передачи, публикацию текстовых материалов [за исключением рекламных], развлечения и образовательно-воспитательные услуги. Он действует до 2021 года.
«Теперь к детям-удмуртам не будет приходить Тол Бабай?»
Споры вокруг бренда Тол Бабая создают неправильный негативный фон, а патент, выданный на использование этого наименования, выдан некорректно. Такое мнение выразила председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по науке, образованию, культуре, национальной и молодежной политике и спорту Татьяна Ишматова.
— Я считаю что, патент, который забрендировал само название «Тол Бабай», выдан некорректно, потому что Тол Бабай, хоть и говорят наши коллеги, даже ряд ученых, что в 1990-е только он появился, на самом деле есть и в стихах, есть произведения 1930-х годов у Кузебая Герда, про Тол Бабая стихи писал. Вообще название «Тол Бабай» ближе и роднее южным районам. В Шарканском районе это был Тол Буба. Я тут даже не хочу высказываться, кто прав, кто виноват. Я считаю, что это просто неправильный негативный фон. Теперь к детям-удмуртам не будет приходить Тол Бабай, что ли? — посетовала Ишматова.
Она при этом отметила, что Шарканский район серьезно вложился в создание усадьбы Тол Бабая и раскрутку бренда, и стоило бы запатентовать исключительно саму усадьбу.
Получить комментарий по этому поводу у представителей «Лудорвая» не удалось.
«Я считаю, что это просто неправильный негативный фон. Теперь к детям-удмуртам не будет приходить Тол Бабай, что ли?» — посетовала Ишматова. Фото udmgossovet.ru
«Мы, единственно, просили не использовать его в коммерческих целях»
Председатель совета депутатов Шарканского района Дмитрий Орлов в комментарии «Реальному времени» сообщил, что вопрос использования бренда улажен, и переадресовал нас к начальнику управления культуры и туризма администрации района Елене Рудницкой. Она в свою очередь подтвердила, что вопрос уже был обсужден с участием профильных министров, и с юридической точки зрения шарканцы правы.
— У нас состоялся разговор, и мы пришли к компромиссу. Они признали, что мы правы юридически и научно, что это выдуманный персонаж, мы его раскручиваем, мы тратим деньги, энергию, самоотверженно люди работают. Мы, единственно, просили не использовать его в коммерческих целях, потому что, когда «Лудорвай» прописали в своем туре участие Тол Бабая, люди стали спрашивать, а что, действительно Тол Бабай из усадьбы в Шаркане туда отправится? Для нас это стало удивлением. Мы их попросили эту строчку из афиш убрать. А то, что вывернуто, будто мы никому не разрешаем произносить имя Тол Бабая в школах или детских садах, это не так, — отметила Рудницкая.
Вместо Тол Бабая — Тол Ая
В результате действительно на афишах «Лудорвая» зимний сказочный персонаж теперь называется Тол Ая. При этом на сайте опубликован пресс-релиз, в котором представляют Тол Ая как удмуртского Деда Мороза.
«Этот праздник просто невозможен без его главного символа — Дедушки Мороза, а в Удмуртии его называют Тол Ая. Произнесите вслух — звучит певуче. Удмуртский вариант имени этого древнего зимнего персонажа звучит именно так. Слово Тол переводится как «зима, зимний», а древнее слово Ай, Ая было заимствовано у урало-алтайских народов, которое у них означало «старец, мудрец, хозяин». Получается, Тол Ая — это мудрый старец, хозяин зимы», — сообщается на сайте музея-заповедника.
На афишах «Лудорвая» зимний сказочный персонаж теперь называется Тол Ая. Фото vk.com
При этом на приложенном рисунке персонаж одет не в фиолетовое пальто, а в голубое.
В Удмуртском институте истории, языка и литературы Уральского отделения РАН отказались комментировать, когда именно появился персонаж под именем «Тол Бабай», и высказываться относительно возникшего спора.
Руководитель администрации главы и правительства Удмуртии Сергей Смирнов, комментируя эту тему журналистам, отметил, что не берется судить, кто в этой ситуации прав.
— Мне бы хотелось, я скажу личное мнение, чтобы такие объекты спорными не становились, потому что, знаете, это разрушает то самое ощущение сказки у детей, когда выясняются, что есть какие-то права, — сказал Смирнов.
При этом он не исключил, что республика в дальнейшем может зарегистрировать права на подобные бренды.
Добавим, что между Татарстаном и Башкортостаном была война из-за бренда «Кыш бабай».