кто такой тейкер на бирже
Кто такие тейкеры и мейкеры на биржевых площадках?
Мейкер — кто это такой?
Лимитные заявки «покупка/продажа» имеют ценовые ограничения, которые способствуют смещению котировок в какую-либо сторону – повышение либо понижение. Таким образом, maker активизируют торги, добавляя объёмы биржевого инструмента в книгу заказов. Биржа приветствует работу данной категории спекулянтов, поощряя их отсутствием комиссий по сделкам или минимизируя эти проценты.
Тейкеры на рынке
Многие новички ошибочно полагают, что тейкеры представляют собой группу спекулянтов, действующих в противоположность мейкерам. Разумеется, такое мнение ошибочное. По сути, если размещается ордер в стакане цен, то должен вскоре найтись контрагент, который заинтересуется данным предложением, и реализует его моментально по выставленной цене, то есть по рыночной стоимости. Чуть раньше было определено, что отложенные заявки на покупку/продажу актива, появляющиеся в ордербуке, размещаются мейкерами. Следовательно, решение об отвержении или принятии таких предложений цены будет рассматриваться другими трейдерами. Именно их называют тейкерами.
Фактически работа taker аналогична действиям maker – все они размещают заявки на приобретение либо продажу актива. Значимая разница здесь в сроках исполнения выставленных ордеров. Каждая сделка тейкеров (англ. take, взять, брать) реализуются брокером незамедлительно, если присутствует на момент отправки торгового уведомления отложенный ордер от мейкера с соответствующими условиями. Совершается торговая операция по цене, присутствующей на рынке, и ликвидность актива снижается из-за уменьшения количества предложений от мейкеров.
Взаимодействие taker и maker
В любых торговых сделках, проводимых на финансовых рынках, всегда участвуют две взаимосвязанные стороны – спекулянт, предлагающий биржевой инструмент, и трейдер, приобретающий у него некоторый объём этого актива. Здесь первый до заключения сделки будет размещать в книге ордеров свою заявку, а второй, если условия совпали с желаниями и расчётом, станет исполнять этот ордер, открывая короткую либо длинную позицию.
Игроки, повышающие ликвидность, выставляют заявки на покупку по завышенной стоимости либо ордера на продажу по заниженным ценам. Для них комиссионные сборы характеризуются меньшей величиной.
Спекулянты, понижающие способность криптовалют быть быстро купленными или проданными, снижают ликвидность из-за совершения мгновенных сделок. Как правило, комиссия, взимаемая с тейкеров, компенсируется выгодными ценами активов, обеспечиваемыми узким спредом.
Актуальный пример кто есть кто
Если на рынке создавать заявку, совпадающую по параметрам с имеющимися предложениями, то получится исполнение рыночного ордера. Здесь с торгов будет забираться ликвидность актива, следовательно, выполняется роль тейкера. Когда открывается позиция с ценой, которой нет в стакане, на рынок вносится дополнительный спрос, и увеличивается ликвидность. Сделка будет отложенной. Из-за этого в ордербуке всегда присутствуют лишь предложения мейкеров, ожидающие моментального принятия тейкер-трейдерами.
Хороший пример с фрагментом импровизированного стакана цен:
Почему разная комиссия?
Комиссии на торговых площадках, где предусмотрено подразделение трейдеров на функциональные категории, различаются для taker и maker. Логика владельцев криптобирж или фондовых площадок здесь очевидна.
Тейкеры, создающие рыночные ордера, выводят торгуемый актив из оборота, снижая его ликвидность. За это они обязаны выплачивать большую комиссию, так как биржа вынуждена компенсировать свои временные убытки, возникающие вследствие кратковременного уменьшения интереса игроков к активу. На криптовалютных биржах, как правило, процентные отчисления за ордер тейкера начинаются с 0,16% суммы сделки.
Мейкеры, наоборот, привлекают интерес торговцев к финансовым операциям на платформе, приумножая ликвидность инструментов своими отложенными ордерами. Биржа теперь начинает получать больше комиссий из-за возрастающей активности спекулянтов. Торговые площадки ценят работу мейкер-трейдеров, поэтому устанавливают для них минимальные либо нулевые комиссии за ордера. Нередки ситуации, когда по определённым альткоинам или ценным бумагам выплачивается так называемая антикомиссия – происходит доплата за сделку. Прибыль эта незначительная, но встречаются умельцы, превращающие данную антикомиссию в неплохой приработок.
К примеру, на криптовалютной бирже BitMEX часто появляется доплата за размещение ордеров мейкерами, торгующими топовыми монетами. Так, 18.12.2018 за маржинальную торговлю бессрочными контрактами с bitcoin (BTX, необычный тикер биткоина) площадка BitMEX выплачивала 0,025%. А если maker открывает лонг-позицию, то при плече х100 ему каждые 8 часов ещё будет начисляться 0,0148%. Вся актуальная информация официально представлена на основной странице проекта bitmex.com в разделе «Комиссии».
Любые расклады убыток бирже приносить не будут. Каждая совершённая сделка имеет мейкера и тейкера. Для них цена ордера идентичная. Даже выплата мейкер-трейдеру 0,025% всегда компенсируется сбором 0,075% с taker, плюс остаётся 0,05% чистой прибыли. Все расчёты осуществляются после закрытия позиции, когда система вычислит действия участников финансовой операции, и произведёт нужные расчёты.
Тарифы для тейкеров и мейкеров
на популярных криптобиржах
Среди наиболее известных и востребованных бирж криптовалют разную величину комиссий для тейкеров и мейкеров установили следующие проекты:
Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru
Кто такие мейкеры и почему биржи платят им за сделки
Кто платит комиссии на бирже
Чтобы показать, кто такие мейкеры (makers) и тейкеры (takers), опишем принцип работы биржи. Есть пользователи, которые открывают ордера — публикуют объявление о покупке или продаже по определенной цене. Из них формируется список всех открытых сделок. Его также называют биржевым стаканом, книгой ордеров или ордербуком. Чем больше этот список, тем активнее идет торговля и тем больше биржа зарабатывает на комиссиях. Таких пользователей называют маркет мейкерами или просто мейкерами.
Другие трейдеры закрывают ордера, то есть откликаются на объявления. Именно они платят большую часть торговых комиссий, но уменьшают количество открытых сделок на бирже. Таких пользователей называют маркет тейкерами или просто тейкерами.
Мейкеры увеличивают количество объявлений о покупке или продаже, а тейкеры — уменьшают
Чтобы стимулировать пользователей создавать больше объявлений, многие биржи предлагают мейкерам выгодные условия торговых комиссий:
Биржа автоматически делит пользователей на мейкеров и тейкеров. Вторые также открывают ордер, но он не попадает в биржевой стакан — система сразу находит соответствующее ему предложение от другого пользователя и выполняет транзакцию. В результате, оба трейдера открывают и закрывают сделки, но один из них становится мейкером и получает выгодные условия торговой комиссии.
Совет от Maff
Такое деление трейдеров относится только к конкретному ордеру. В одной сделке вы можете стать мейкером, а в другой — тейкером.
Какие ордера открывают мейкеры
Разница между рыночным и лимитным ордерами
Рекомендуем материал
Как стать маркет мейкером на бирже
Лимитный ордер не гарантирует, что трейдер будет мейкером в сделке. Есть вероятность, что в биржевом стакане уже есть объявление с той ценой, которую указал пользователь. Тогда биржа сразу обработает сделку как рыночную и возьмет с него комиссию тейкера. Например, Bybit сразу предупреждает об этом при размещении лимитных ордеров.
Если поставить в лимитном ордере галочку «Post-Only», трейдер точно исполнит лимитный ордер как мейкер
Рекомендуем материал
Заключение
В каждой сделке на бирже есть 2 участника: мейкер и тейкер. Первый создает объявление о покупке или продаже по определенной цене и ждет ее достижения. Второй откликается на уже созданный ордер и сразу проводит сделку. Биржам выгодно, чтобы объявлений было как можно больше, поэтому они предлагают особые торговые комиссии их создателям. Например, на бирже Bybit мейкеры :
Чтобы стать мейкером, нужно открывать лимитные ордера. Они исполняются при достижении целевой цены. Но всегда есть вероятность того, что уже есть другой ордер с такой же стоимостью и тогда пользователь все равно будет тейкером. Чтобы этого не произошло, на многих биржах есть специальная опция пассивного ордера. Например, на Bybit она включается нажатием галочки «Post-Only» под кнопками «Купить» и «Продать».
Обложка и иллюстрации:
Екатерина Ярмаркина
В чужой карман. Как устроены комиссии на криптобиржах
Из-за отсутствия регулирования и каких-либо единых правил для всех криптовалютных платформ каждая биржа вправе самостоятельно назначать размер и формат комиссии, а также впоследствии снижать или увеличивать сумму сборов.
Виды комиссий на криптовалютных биржах
За пополнение счета трейдер платит определенный сбор за зачисление монет на торговый депозит. Обычно, если зачисление идет сразу в криптовалюте, то пользователь либо не платит ничего, либо отдает минимальную сумму. Если же происходит пополнение счета фиатными средствами, то дополнительные деньги придется отдать за работу платежной системы.
За вывод средств трейдерам необходимо заплатить комиссию, если они хотят забрать средства со счета. При выводе криптовалюты комиссии гораздо ниже, чем при снятии фиатных средств.
На официальном сайте это объясняется тем, что избыток малых депозитов приводит к большому числу микротранзакций в кошельках, из-за чего приходится тратить ресурсы на консолидацию и задерживать вывод средств для клиентов. Чтобы платформа работала без перебоев для всех клиентов, игрокам нужно объединять депозиты в более крупные суммы.
За торговую операцию (перевод средств на другой счет) — с трейдера снимается определенная сумма за открытие и покупку ордера. На многих биржах в последнее время появилось разграничение комиссии за транзакции в зависимости от категории трейдеров: мейкеров и тейкеров.
Мейкер — это тот, кто оформляет сделки и выставляет их на продажу. Такие люди привносят свои активы на биржу и повышают на ней активность.
Тейкер—тот, кто скупает открытые ордера, созданные мейкером. Обычно для мейкеров биржа выставляет более низкую комиссию, чем для тейкеров. Так как первые улучшают ликвидность, а вторые, наоборот, ее уменьшают, поэтому и платят больший процент.
Разграничение комиссий в зависимости от категорий трейдеров есть на Bitfinex, Binance, Poloniex, Coinbase Pro и других.
Как выбрать более выгодную криптобиржу
В конце октября этого года аналитик Остин Джейкоб на портале BitPremier опубликовал топ-13 лучших криптобирж этого года. При анализе учитывались дешевизна комиссионных сборов, оперативность технической поддержки, конфиденциальность, ликвидность, репутация, скорость работы и другие параметры. На первом месте оказалась биржа Coinbase, второе заняла площадка Coinmama, а третье отдали порталу Bitpanda. Также в рейтинг вошли: Kraken, LocalBitcoins, Bitstamp, Binance, Bitfinex.
Однако рейтинги не всегда позволяют сделать правильный выбор, хоть и помогают сориентироваться в разнообразии криптобирж. На официальном сайте почти каждой биржи указано какие комиссии взимает платформа со своих пользователей. В зависимости от того в какой роли выступает трейдер (мейкер или тейкер), с какой криптовалютой взаимодействует и в каких объемах, и устанавливается размер комиссии.
Также стоит понимать, что на некоторых биржах комиссии снижаются, если пользователь прошел полную верификацию. Анонимным трейдерам обычно приходится платить больше.
Еще одним способом сэкономить на комиссиях может стать выбор бирж с собственной криптовалютой. В середине ноября южнокорейская биржа Bithumb объявила о планах по выпуску собственного токена на блокчейне Bithumb Chain. В компании заявили, что альткоин станет средством оплаты биржевых сборов, комиссий за транзакции и прав на использование систем торговой площадки. Другие крупные биржи уже имеют собственные токены. Оплатить внутренние сборы со скидкой на одноименных платформах можно с помощью монет: BitMax Token, OKEx Utility token, Huobi Token, KuCoin Shares и Binance Coin.
Кто такие маркет-мейкеры, маркет-тейкеры и почему важно понимать разницу между ними?
Любая биржа криптовалют сопоставляет или матчит ордера продавцов и покупателей. Биржи являются площадкой, где продавцы встречаются с покупателями без необходимости рекламировать свои предложения, заключая сделки напрямую.
Давайте разберемся, чем же отличаются маркет мейкеры и маркет тейкеры.
Если вы трейдер, то вы либо мейкер, либо тейкер, причем в разные моменты, торгуя разные инструментых вы можете быть то одним, то другим. Мейкеры и тейкеры делают возможным в принципе существование биржи. Их наличие и количество определяет ее жизнеспособность.
Что такое ликвидность?
Мы уже упоминали ликвидность, когда давали определение мейкерам и тейкерам в начале. Давайте немного углубимся в этот термин и его значение. Термин ликвидность обычно применяется для определения способности какого-то актива быть быстро и просто проданным.
Например, золото это ликвидный актив, то есть его можно быстро и просто продать за наличные деньги. А вот золотой унитаз будет неликвидным активом, разве что продавать его унциями на вес. Есть мало людей, которые согласились бы купить такой унитаз, хоть он и прекрасно выполняет свою функцию.
Ликвидность рынка несколько отличается от примера с унитазом. Рынок ликвиден, если вы можете на нем просто и быстро покупать и продавать активы по справедливой цене. На ликвидном рынке есть достаточный спрос продавцов и покупателей.
Спрос и активность такова, что они часто они встречаются посередине: цена первого ордера на продажу (или ask цена) очень близка по значению к цене первого ордера на покупку (или bid цена). Разница между первым ордером на продажу и первым ордером на покупку называется спред. Если она минимальна, то говорят, что спред маленький или узкий.
Рынок без ликвидности будет иметь широкий спред, участников будет мало, цена актива не будет справедливой. На таком рынке сложно продать актив по справедливой цене, потому что на нем мало покупателей.
Теперь, когда мы больше поняли про ликвидность, давайте вернемся к мейкерам и тейкерам.
Маркет мейкеры и маркет тейкеры
Мы уже говорили, что все трейдеры являются или мейкерами или тейкерами.
Мейкеры
Это лимитный ордер, то есть такой, где вы указали свои намерения с условием выполнения, и поставили его в ордербук до наступления этих условий. Если вы поставили такой ордер, то вы маркет мейкер потому что вы «создали» рынок. Биржа — это как рынок, где люди размещают свой товар на полках. Биржа получает комиссию за размещение товара.
Часто крупные трейдеры и компании (HFT или высокочастотная торговля) выступают в роли маркет-мейкеров. Более скромные трейдеры также могут стать маркет мейкерами, размещая отдельные типы ордеров отложенные во времени.
Тейкеры
Помните, мейкеры разложили свои товары на полках, и ждут, что придут покупатели? Так, вот, покупатели в нашем случае — это маркет-тейкеры. А вместо баклажанов и огурцов, они покупают ликвидность, которую вы продаете через маркет мейкинг.
Создавая лимитные ордера с разными условиями вы создаете ликвидность, чтобы тейкеры могли прийти и просто и быстро купить или продать вашу ликвидность. И когда тейкер приходит, то он убирает часть этой ликвидности с рынка при помощи маркет ордера, который выполняется мгновенно, поскольку в нем есть инструкция выполнения по рыночной цене. Все ордера в ордербуке выполняются моментально.
Когда на Scalpex вы ставите маркет ордер — вы превращаетесь в маркет тейкера. Интересно, что и с лимитным ордером вы можете стать маркет тейкером. Суть в том, что тейкер — это тот, кто выполняет чей-то ордер.
Биржи зарабатывают на торговых комиссиях. Именно поэтому они не зависят от роста или падения стоимости активов. Комиссии пользователи платят за каждую сделку. То есть с каждой сделки небольшой процент идет в оплату бирже. На разных биржах разные комиссии. Кроме того, ваш профиль, история и другие данные могут влиять на размер комиссии, которую вы платите бирже.
Часто мейкеры платят меньшую комиссию, чем тейкеры, потому что они делают бирже ликвидность. Достаточная ликвидность на бирже помогает трейдерам принимать решение о торговле на ней. Биржа без ликвидности не может предоставить возможности для трейдеров. Они просто не смогут покупать/продавать по справедливой цене и делать на этом деньги. Тейкеры платят бОльшие комиссии, чем мейкеры, потому что они забирают ликвидность с рынка.
На разных биржах разные комиссии. На Scalpex размер базовый размер торговых комиссий для фьючерсных контрактов составляет 0% для маркет-мейкеров и 0.03% можно узнать на странице спецификации контракта https://scalpex.com/contract/BTCUSD-PERPETUAL-DIRECT
Заключение
Давайте повторим: мейкеры ставят ордера и ждут их выполнения, а тейкеры выполняют чужие ордера забирая их по рыночной цене. Важно понимать, что мейкеры поставляют ликвидность.
Если биржа использует модель маркет мейкер — маркет тейкер, то мейкеры важны для биржи. Мейкеры платят меньшие комиссии, чем тейкеры. Тейкеры забирают ликвидность, чтобы быстро купить или продать. За это они платят более высокие комиссии.
Если у вас остались вопросы о мейкерах и тейкерах, мы будем рады на них ответить?
Maker и Taker на Биржах Криптовалют [что это и отличия]
Маркет-мейкер – это лицо, задача которого заключается в предоставлении ликвидности определенного актива, то есть предложение лучших цен BID и ASK для остальных участников рынка.
Основная задача маркет-мейкера (ММ) заключается в предоставлении ликвидности какого-либо актива. Если актив, торгуемый на бирже, обеспечен достаточно ликвидностью, то цена и спред будут находится на адекватном уровне. Если ликвидность отсутствует – торговать активом будет не выгодно, цена остановится на одной отметке, а границы спреда расширятся.
Ключевым звеном на финансовых рынках стали маркет-мейкеры.
Бытует ошибочное мнение о том, что маркет-мейкеры могут влиять на цену активов.
На самом деле – это утверждение далеко от реальности.
Так чем же конкретно занимаются маркет-мейкеры? Разберем подробнее в этой статье.
Определение и обязанности маркет-мейкера
Заработок маркет-мейкера складывается из нескольких аспектов:
Регулятор SEC пояснил функции маркет-мейкера – готовность покупать и продавать актив на постоянной основе, по публичной котировке.
К тому же, маркет-мейкер может выступать посредником продавцом или покупателем, в случае отсутствия одной из сторон.
Если вы решили купить или продать актив на бирже и ваша сделка прошла в течении секунды – значит маркет-мейкер выступил как посредник. Тем самым, поставщики ликвидности убирают ненужные задержки и трудности в обмене активов.
Процесс торговли маркет-мейкера
Например, на бирже есть покупатель, который готов приобрести 100 ETH и есть продавец, который готов продать 90 ETH.
Поставщик ликвидности совершает множество подобных сделок в день, в следствии чего имеет неплохую прибыль.
Но для этого нужно иметь внушительный запас активов, чтобы поддерживать уровень между спросом и предложением. Подобными не сложными махинациями маркет-мейкер обеспечивает эффективность финансовых рынков, поддерживая адекватную цену на актив и минимальное расхождение в цене между биржами.
Исходя из приведенного примера, можно подумать, что деятельность маркет-мейкера – это не сложный и стабильный способ заработка, при наличии внушительного капитала. Но это не совсем так.
Во время сильной волатильности рынка поставщики ликвидности могут понести убытки.
Маркет-мейкер не может просто продать полученные ETH по разумной для него цене, ввиду следующих причин:
Данный метод может быть рассмотрен как рыночная манипуляция.
Поэтому, в момент сильной волатильности маркет-мейкеры просто выходят с рынка, в противном случае – это может повлечь серьезные убытки.
Во время высокой волатильности рынка, зачастую, закрыть позицию на нужной цене не получается, по причине отсутствия ликвидности на бирже. Именно это говорит о том, что маркет-мейкеры ушли с торгов.
Также, отследить наличие маркет-мейкера на бирже можно следующими способами:
Точно таким же образом можно узнать, есть ли вообще маркет-мейкер на бирже, то есть прибегают ли к его услугам.
Маркет-мейкер проводит вертикальный анализ рынка, а не горизонтальный, как это делают обычные трейдеры.
У поставщика ликвидности в стакане ордеров помимо операций купли или продажи актива отражаются отложенные ордера, тейк-профит и стоп-лосс. Это позволяет правильно интерпретировать настроение участников рынка и выполнять свои прямые обязанности маркет-мейкера – поддерживать уровень ликвидности и узкие спреды, а также предоставлять большие объемы ордеров.
Маркет-мейкеры на крипто-рынке
Маркет-мейкеры на крипто-рынке куда более востребованы, чем на традиционном и вот почему. Если говорить о криптовалютах из ТОП-10 списка – их ликвидность достаточно обеспечивается, чтобы практически моментально купить или продать монету.
Однако, на 2020 год насчитывается около 3 000 криптовалют и далеко не все из них ликвидны.
Как работают Маркет-мейкеры
Процесс проходит следующим образом:
Стартап собирается провести IEO (Первичное биржевое предложение), современный аналог ICO.
Далее биржа рассматривает токен и листит его. Спустя неделю, месяц, полгода количество инвестиций в токен минимальна.
Происходит это по двум причинам:
Во избежании подобного развития событий крипто-рынок должен прибегать к услугам маркет-мейкеров.
Поставщики ликвидности вполне могут выкупить токен и искусственным путем «наполнить» книгу ордеров.
По сути, это будет накрученный показатель ликвидности и подойдет только для спекулятивных целей. Но 90% крипто-трейдеров пришли на этот рынок из-за его высокой волатильности, то есть зарабатывать на скачках цены.
Поэтому, для планомерного становления рынка и привлечения новых, профессиональных трейдеров, криптовалютам нужны услуги маркет-мейкеров.
Используемые стратегии
Как правило, маркет-мейкеры всегда прибегают к АТС (Автоматическим торговым системам) и HTF-трейдингу (Высокочастотный трейдинг).
Обе системы предполагают весьма продвинутых навыков в области программирования. Помимо этого потребуется знания в экономике, желательно не минимальные, чтобы здраво оценивать работу и потенциальные риски.
Стратегия Sell-Side Стратегия Sell-Side – это когда используются автоматические торговые системы для постоянного поддержания оптимальных цен и извлечения прибыли из спредов.
Не редка стратегия размещения одновременно ордеров на покупку и продажу. По сути – это обычное хеджирование рисков.
HFT или высокочастотный трейдинг – это вид алгоритмического трейдинга, отличающийся высокой скоростью и оборотом капитала, а также короткими сроками владения активами.
Чтобы стать HFT-трейдером понадобятся специализированные роботы и мощные компьютеры, ведь основная задача высокочастотного трейдинга – заключение множества сделок в кратчайшие сроки.
С помощью HFT-трейдинга маркет-мейкеры должны устанавливать котировку или последнюю цену и постоянно обновлять ее.
Заключение
Маркет-мейкеры являются необходимой частью экономики. Они не зарабатывают на движение цен, а создают комфортные и лояльные условия для торговли.
В завершении хотелось бы рассказать о некоторых мифах, которые существуют в сети, по отношению к маркет-мейкерам.
Это самые популярные мифы в сети, касательно маркет-мейкеров.
В конце хочется добавить, что работа маркет-мейкера – это сложный и времязатратный процесс, итогом которого становится сбалансированный финансовый рынок.
Оставайтесь на связи.
Добавляйте этот блог в закладки потому, что здесь самая правдивая и экспертная информация!
Антон Састрпцин
Является старшим аналитиком фондового рынка ММВБ. Работает в сфере финансовых услуг с 2014 года.