кто такой тартюф характеристика
Тартюф: образ и характеристика героя
Главный герой комедии Мольера является образцом высшего лицемерия и подлости. Характеристика Тартюфа, данная ему автором, отображает главного героя беспринципным лжецом, прикрывающим свои пороки под мнимой религиозностью и набожностью.
Образ Тартюфа
Австрийская королева Анна создала «Общество святых даров», для искоренения безбожников и вольнодумцев. Тартюф — главный персонаж комедии Мольера использует особые приемы, которыми пользовались члены вышеназванного собрания: прикрывается маской притворной святости, обманывает жалостливого Оргона, представляется разорившимся дворянином. И Оргон готов уже отдать за него дочь Мариану, надеясь, что Тартюф:
«…вотчины вернет…»
И они принесут немалую прибыль:
«…мы вправе ждать немалого дохода».
Служанка говорит Оргону о внешности Тартюфа:
«…в грех она введет саму безгрешность».
Хотя Оргон и сам признает:
«Тартюф не блещет красотой».
Но считает, что у будущего зятя прекрасная душа, в которую невозможно не влюбиться.
Характеристика Тартюфа
Оргон, увлекающийся религией, принимает мнимого «святошу» в свой дом, дает бродяге кров, кормит его. Служанка Дорина рассказывает Клеанту (брату жены Оргона), что Тартюфа:
«…любит он сильней в сто раз, чем мать, дочь, сына и жену».
Молодая жена Оргона Эльмира, пытается образумить мужа, но тщетно. Хитрый по своей характеристике бродяга Тартюф сумел настолько втереться в доверие к Оргону, что ничто и никто не сможет убедить старика в лживости святых речей хитрого проходимца.
Тартюфу нравится вести праздный образ жизни, он сибаритствует вволю. Любит хорошо и много поесть:
«За трапезой всегда он во главе стола;
Он ест за шестерых…».
Но при этом утверждает, что все желания бренной плоти нужно умерщвлять, чтобы становиться ближе к Богу. Он обходителен и вкрадчив, обладает приятными манерами. Святой лицемер согласен жениться на дочери Оргона Марианне из-за ее богатого приданного. Тартюф обладает быстрой реакцией, его ум изворотлив настолько, что он мгновенно может найти выход из сложной ситуации. Когда его лицемерие было раскрыто, он сразу принял образ смиренного святого, готового понести любую кару:
«Пускай припишут мне любое злодеянье —
Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье».
Оргон хранил в доме бумаги своего друга Аргаса, о чем неосмотрительно оповестил своего религиозного наставника. Подлый безбожник хотел при случае распорядиться ими в своих интересах. Эльмире дважды пришлось доказывать Оргону, что Тартюф пылает к ней отнюдь не братской любовью. Тут для всех персонажей комедии Тартюфа раскрылись отрицательные характеристики Тартюфа. Он мстителен, не пожалел ни своего благодетеля, ни будущую невесту, ни жену Оргона в которую был влюблен.
Главный персонаж комедии смог втереться в доверие к вельможам и чиновникам разных рангов, у него много влиятельных покровителей, имеются связи в суде, он даже смог передать бумаги для доноса на своего благодетеля самому королю. Решил завладеть домом, а Оргона отправить в тюрьму. Автор приводит комедию к счастливому концу. Только мудрость короля спасла Оргона и его семейство. Король справедлив, он сорвал маску праведности с лжеца и отправил его под арест.
Эксплик. Тартюф
Анализ пьесы:
1. «Обоснование выбора».
• Чем интересна пьеса как литературное произведение:
Для читателя Пьеса Жана-Батиста Мольера должна быть интересна не только своим захватывающим сюжетом, но и историей своего рождения. Знакомство с этой комедией позволяет узнать историю Франции во второй половине 17 века. Мольер написал сатирическую пьесу, в которой разоблачает «Общество святых даров» — тайное религиозное учреждение, которое старалось подчинить своей власти все сферы жизни в стране. Людям, не увлеченным историей, тоже будет интересно прочесть эту комедию. Яркие образы, комические ситуации, легкий и понятный язык – всё это увлекает читателя, погружая в удивительный мир французской классики.
3. «Тема и идея пьесы»
• Тема – Противопоставление здравой веры фанатизму. Противоречие между явным и кажущимся, маской и лицом.
• Идея – Люди пытаются отыскать что-то или кого-то, кто был бы достоин любви и поклонения, в кого можно было бы верить. В этой вере их безопасность, надежда, что есть кто-то или что-то, ради чего стоит жить, но в итоге получается, что этим «кем-то» оказываются наши близкие.
4. «Предлагаемые обстоятельства».
Действие происходит во второй половине 17 века, во Франции, Париже, доме почтенного Оргона, который знакомится с Тартюфом и приводит его к себе. Вскоре должна произойти свадьба Валера и Марианы. Вся семья, кроме Оргона и его матери отрицательно относятся к «святоше», но глава семейства рьяно настроен оберегать интересы г-на Тартюфа.
5. «Краткое содержание пьесы «Тартюф, или обманщик».
В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости. Из всех домочадцев восхищение Оргона праведником разделяла лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе — лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудрёных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надёжную крышу над головой и ещё кой-какие блага.
Домашним Оргона опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам.
Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис — в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, — его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери.
Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За неё пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа значило бы стать предметом насмешек всего города, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.
Мариана была готова покориться воле отца — так ей велел дочерний долг, в порыве отчаяния Валер посоветовал ей поступать так, как велит отец, тогда как сам он найдёт себе невесту, которая не станет изменять данному слову; Дорина убедила молодых людей в необходимости бороться за своё счастье. Дамис, настроенный даже чересчур решительно, собирался как следует приструнить Тартюфа, чтобы тот и думать забыл о женитьбе на Мариане. Дорина пыталась остудить его пыл, ей не удалось.
Вскоре выяснилось, что Тартюф неравнодушен к жене Оргона и он предлогает Эльмире предаться восторгам любви. В ответ Эльмира поинтересовалась, как, по мнению Тартюфа, поведёт себя её муж, когда услышит о его гнусных домогательствах. Перепуганный кавалер умолял Эльмиру не губить его, и она соглащается, но с условием, что он отказывается от идеи свадьбы. Дамис, подслушав разговор и, возмущённый, бросился к отцу. Но, как и следовало ожидать, Оргон поверил не сыну, а Тартюфу, и в гневе он велел Дамису убираться с глаз долой и объявил, что сегодня же Тартюф возьмёт в жены Мариану. В приданое Оргон отдавал будущему зятю все своё состояние.
Эльмира не могла терпеть— коль скоро её муж не верит словам близких, ему стоит воочию удостовериться в низости Тартюфа. Убеждённый, что удостовериться ему предстоит как раз в противном — в высоко нравственности праведника, — Оргон согласился залезть под стол и оттуда подслушать беседу, которую будут наедине вести Эльмира и Тартюф.
Тартюф сразу клюнул на притворные речи и попросил получить от неё осязаемый залог нежных чувств. Услышанного Оргоном из-под стола было достаточно, чтобы наконец-то рухнула его слепая вера в святость Тартюфа. Он велел подлецу немедленно убираться прочь. Тогда Тартюф переменил тон и, перед тем как гордо удалиться, пообещал жестоко поквитаться с Оргоном.
Угроза Тартюфа была небезосновательной: во-первых, Оргон уже успел выправить дарственную на свой дом, который с сегодняшнего дня принадлежал Тартюфу; во-вторых, он доверил ларец с бумагами, изобличавшими его родного брата, по политическим причинам вынужденного покинуть страну.
Домашние Оргона так ещё ничего не придумали, когда на пороге дома объявился судебный пристав г-н Лояль. Он принёс предписание к завтрашнему утру освободить дом г-на Тартюфа. Как выяснилось, Тартюф не преминул использовать и вторую имевшуюся у него возможность испортить жизнь своему недавнему благодетелю: Валер принёс известие о том, что негодяй передал королю ларец с бумагами, и теперь Оргону грозит арест за пособничество мятежнику-брату. Оргон решил бежать пока не поздно, но стражники опередили его: вошедший офицер объявил, что он арестован.
Вместе с королевским офицером в дом Оргона пришёл и Тартюф. К великому своему — и всеобщему — изумлению, он услышал, что арестован. Как объяснил офицер, на самом деле он явился не за Оргоном, а для того, чтобы увидеть, как Тартюф доходит до конца в своём бесстыдстве. Мудрый король, с самого начала возымел подозрения относительно личности доносчика и оказался как всегда прав. Своею властью государь расторг дарственную на дом и простил Оргона за косвенное пособничество мятежному брату.
Тартюф был с позором препровождён в тюрьму, Оргону же ничего не оставалось, кроме как вознести хвалу мудрости и великодушию монарха, а затем благословить союз Валера и Марианы.
6. «Фабула».
Жители дома Оргона рьяно спорят о госте их дома, г-не Тартюфе. В доме вскоре должны были бы играть свадьбу, но Оргон, хозяин дома, всё больше попадает под влияние мошенника, и соглашается отменить данное дочери слово и собирается выдать Мариану замуж за Тартюфа. Брат Марианы пытается во всем разобраться, но узнает то, что г-н Тартюф влюблен в его мачеху и рассказывает всё своему отцу. Оргон остается слеп, идет на конфликт с сыном и подписывает на Тартюфа дом и отдает ему ценный ларец. Желая показать мужу истинное лицо лжеца, Эльмира назначает Тартюфу встречу, которая открывает хозяину дома глаза на всё происходящее. Г-н Тартюф выставлен из дома, но ненадолго. Лжец возвращается с королевским офицером, но тот признает виновным его. Дом вновь становится имуществом Оргона, а Валер и Мариана вновь получают благословление.
7. «Событийный ряд»
• Экспозиция: Первый акт комедии.
Здесь мы знакомимся с основными персонажами: Главой дома Оргоном, его матерью госпожой Пернель, его второй женой – Эльмирой и детьми – сыном Дамисом и Марианной. Так же мы встречаем шурина Оргона Клеанта и бойкую на язык служанку Дорину. Тартюф, вокруг которого разгорается интрига на сцене не появляется, но все персонажи так или иначе характеризуют его.
• Завязка – Второй, акт комедии.
Оргон хочет насильно выдать свою дочь замуж за тартюфа, нарушив слово, данное другом жениху (Валеру).
• Развитие действия: Третий акт комедии.
В третьем акте появляется сам Тартюф. Действие осложняется, напряжение нарастает. Оргон упорствует в своих заблуждениях и лишь с большим трудом домочадцам удается раскрыть ему глаза. Рассчитывая на брак с дочерью, Тартюф вовсе не прочь приударить за хозяйкой дому.
• Кульминация: Четвертый акт комедии.
В четвертом акте его лицемерие окончательно разоблачается, когда Оргон воочию убеждается в лживости своего «святого» друга.
• Развязка: Пятый акт пьесы.
Пятый акт показывает результаты глупой доверчивости Оргона. Воспользовавшись его неостарожностью, Тартюф пытается завладеть имуществом Оргона, а так же обвиняет его в связи с мятежниками. Конец комедии, изображающий, как по воле короля восстанавливается справедливость, выглядит несколько искусственно
8. «Сверхзадача».
Необходимо показать разницу между верой и фанатизмом, и донести до зрителей будущего спектакля идею о том, что нельзя отдаваться беспрекословной вере кому-то или чему-то, необходимо прислушиваться к голосу наших близких и оценивать события объективно и беспристрастно.
• Основной конфликт:
– Борьба между здравым смыслом и иллюзией.
• Побочные конфликты:
-Столкновение лицемерия и благочестия.
— Столкновение интересов большинства с единичным мнением.
— Столкновение моральных принципов и чувства долга.
— Конфликт старшего и младшего поколений.
10. «Характеристика героев».
• Г-жа Пернель — мать Оргона. Женщина в годах, привыкла руководить и держать ситуацию под контролем. Самоуверенная, с домочадцами ведет себя грубо, очень набожна, боится слухов и дурной молвы.
• Оргон — муж Эльмиры. На службе показывал себя как храбрый человек, но с появлением Тартюфа «готов забыть то, что есть на свете», трепетно относится к гостю, невнимателен к домочадцам, рассеян, но великодушен и добр, он бывает вспыльчив и в своей горячности несправедлив.
• Эльмира — жена Оргона. Любит красиво одеться, ходит в бархате, кружевах. Она хранительница домашнего очага. Добрая женщина, верная жена, искренне переживает за судьбу своей семьи.
• Дамис — сын Оргона. Имеет вспыльчивый характер, говорит всё открыто, прямо в лицо, бабушка называет его сорванцом. Рьяно отстаивает правду.
• Мариана — дочь Оргона, влюблённая в Валера. Тихня, скромница. Во всем слушает отца, так как считает, что это её долг. Робкая, с волнением и трепетом относится к чувствам. Гордая, ради любви готова отказаться от всего, что имеет.
• Валер — молодой человек, влюблённый в Мариану. Он вольнодумец, говорят, что игрок. Ревнивый, немного робок, боится потерять Мариану.
• Клеант — брат Эльмиры, шурин Оргона. Уверен в себе и собственных силах, справедливый, взывает к благородству, уважительно относится ко всем жителям дома. Для него характерны житейская мудрость и высокая принципиальность.
• Тартюф — святоша. Лжец под личиной праведника. Речь хорошо поставлена, говорит большими красивыми предложениями, тайный распутник. Румяный, дородный, много ест и спит, лицемер, двуличный человек. Интересно то, что он сам не догадывается о том, что он лицемер. Для него это вовсе не порок, а условие выживания, более того, основной жизненный принцип.
• Дорина — горничная Марианы. Не боится высказывать своё мнение, хорошо знает семью, выступает за справедливость и честность, верит в настоящую любовь, любопытна, высказывает идею о том, что за счастье нужно бороться.
• Г-н Лояль — судебный пристав (фр. loyal, законный). Мольер умышленно даёт это имя человеку, подкупленному Тартюфом.
12. «Тема и идея будущей постановки».
• Тема – Кто мы есть, а кем мы хотим казаться.
• Идея – Чтобы увидеть человека настоящим, необходимо либо оставить его наедине с собой, либо столкнуть лицом – к лицу с новым, пугающим, неизвестным для него явлением.
13. «Сверхзадача постановки».
• Необходимо донести до зрителя идею о том, что на любой предмет нашей жизни нужно смотреть под разным углом восприятия. Реальная действительность – есть порождение наших действий и эмоций.
Образ и характер характеристика Тартюфа по пьесе (комедии) Тартюф (Мольер Ж. Б.)
«Тартюф» — признанная вершина творчества Мольера. В этой комедии счастливо сочетается идеологическая насыщенность с художественным совершенством.
Замечательны выведенные в ней характеры. В пьесе почти нет «подсобных» персонажей с условной характеристикой. Едва ли не наиболее бледными получились Мариана, дочь Оргона, и Валер, ее возлюбленный. Впрочем, такого рода персонажи были довольно привычны для французской комедии XVII века, требовавшей обязательного романического элемента.
Они являлись своего рода двигателем шаблонного «внешнего» действия комедии: падение препятствий к их браку являлось, в сущности, сигналом к окончанию пьесы. Главный же интерес пьесы зачастую отходил от любовной интриги. Так случилось оно и в «Тартюфе».
К числу условно очерченных персонажей относится и резонер Клеант, шурин Оргона, введенный в качестве проповедника принципа здравого разума. Ему поручено доказывать различие между ложным и истинным благочестием. По замыслу Мольера он должен был оттенять плутовство Тартюфа. Без сентенций Клеанта комедия вряд ли была бы разрешена к представлению.
За исключением названных лиц, остальные персонажи обладают яркими характерами, на редкость благодарными для сценического воплощения.
Главным персонажем, героем комедии, является Тартюф. Именно в нем воплощена ненавистная Мольеру фигура ханжи. Тартюф изображен законченным мошенником, ловко использующим наивную доверчивость людей, их веру в то, что за внешней святостью всегда кроется и высшая добродетель. Из развязки комедии мы узнаем, что Тартюф по существу даже и не ханжа, а проходимец с уголовным прошлым. Маска ханжи надета им для совершения очередной плутни, жертвой которой должен явиться Оргон. Мольер изобличает само ханжество, показывая, что оно является орудием преступления, против которого беззащитны наивные святоши. Чтобы сделать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требующей разгадки, Мольер не пожалел красок на обрисовку подлинной физиономии Тартюфа.
Известный французский писатель-моралист Лабрюйер в своих «Характерах» (1688) укорял Мольера в том, что его Тартюф слишком прямолинеен, слишком неосторожен, слишком обнаруживает себя. Но Мольер добивался именно сгущения красок, стремился освободить зрителя от всяких иллюзий, добивался того, чтобы с первых шагов героя зритель знал, с кем имеет дело. Тартюф — плут жадный, грубый и хищный. Он надел маску прежде всего потому, что эта маска ослепляет простаков и не дает им заметить даже самого явного плутовства. Тартюф слишком уверен в слепоте одураченных им благонамеренных святош. Да, он дерзок и Неосторожен. Но это потому, что разоблачения он, в сущности, не боится. Получив от Оргона дарственную на имущество и завладев документами, очерняющими Оргона политически, Тартюф сбрасывает маску и спешит воспользоваться полученными козырями и погубить прозревшего Оргона. Однако когда он разоблачен окончательно, он мигом тушуется. Его ничтожество — несмотря на грубость и хищность — ясно обнаруживается. Лишь маска мнимой святости придавала ему видимость значительности. Тартюфа создало легковерие Оргона и ему подобных.
На протяжении всей комедии наличествуют как бы два Тартюфа. Один — жадный, корыстолюбивый, сластолюбивый, бессовестный мошенник, не знающий удержу в своих низменных устремлениях. Другой — его маска: ханжа, усвоивший все манеры, весь жаргон церковников, одурачивавших простаков. И сатира Мольера направлена не столько против откровенных плутней Тартюфа-мошенника, сколько против ханжества, им усвоенного. Мольер показывает, для чего служит маска благочестия, как удобно и просто формулами иезуитской морали прикрывается и оправдывается эгоизм, своекорыстие, преступления. Совесть и ханжество — вещи несовместимые. Ханжество ловкими софизмами оправдывает все. Впрочем, софизмы эти достаточно примитивны. Тартюф без труда овладел ими.
Комедия Мольера обличала бессодержательность церковной морали. Сторонники запрещения пьесы оправдывали свое требование тем, что злоупотребление благочестием подсудно только церкви. Понятно, что это было лишь предлогом, и если бы существовала точная граница между истинным благочестием и злоупотреблением, то, быть может, не было бы и такого шума вокруг постановки. Но Мольер доказывает, что ханжа пользуется формулами так называемого «истинного благочестия», проповедуемого официальным католицизмом. Тартюф святошескими доводами оправдывает свое волокитство; святошеским смирением обезоруживает Оргона, когда Дамис изобличает грязные поступки Тартюфа. Сам Оргон отравлен святошеской софистикой. Он, например, только для того передает Тартюфу шкатулку с опасными документами, чтобы получить для своей совести лазейку и смело отпереться от причастности к хранению этой шкатулки в случае необходимости. Мольер показывает, что святошество открывает столько путей для сделок с совестью, что заглушает естественную мораль человека. В этом основная обличительная сила комедии и причина ненависти к ней.
Развитие характера Тартюфа Мольер дал новым, смелым способом, доказывающим всю оригинальность его комического дарования. Он выводит героя на сцену только во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц. Тартюф, собственно говоря, разоблачен прежде, чем он вышел на сцену. Зритель легко убеждается, кто в комедии является носителем благоразумия и кто — ослепленной жертвой. Из речей Дорины и других мы узнаем и всю историю Тартюфа, наглого, бездомного пришельца, втершегося в чужой дом и расположившегося в нем полновластным деспотическим хозяином. Этот деспотизм и ослепляет Оргона и его мать. Деспотизм Тартюфа они принимают за «святую» нетерпимость. И эта нетерпимость становится зрителю отвратительной независимо от того, притворна она или нет. Здесь и вскрывается понимание человеческой морали, проповедуемой Мольером: терпимость к естественным страстям человека, человечность в широком значении слова.
История создания
Комедия «Тартюф» была впервые поставлена 12 мая 1664 года. Идея для пьесы пришла Мольеру в 1663, когда писатель, согласно его собственным цитатам из дневников, не раз испытал на себе вопиющее ханжество в самых разных проявлениях. Мир увидел постановку во время придворного праздника «Увеселения волшебного леса». Её главной целью было защититься от нападок действующего в то время «Общества святых даров», члены которого внедрялись в богатые имения и пытались подчинить себе волю их жителей под видом религиозной благотворительности.
Скандальная пьеса глубоко оскорбила духовенство, углядевшее в ней карикатуру на себя. Сам король одобрил «Тартюфа», но затем, не желая ссориться с церковью, был вынужден запретить его. Святоши был недовольны таким малым наказанием — оно угрожало писателю расправой и грозилось сжечь его костре. Но Мольера это не пугало — в конце лета того же года он запросил разрешение короны повторно поставить произведение, но получил отказ.
В 1666, после смерти патрона «Общества святых даров» Анны Австрийской, Мольер решил снова попробовать выпустить пьесу. Он расширил её до 5 актов и подкорректировал сюжет, чтобы угодить духовенству. Спустя два года произведение было разрешено — тогда оно успело обрести популярность среди народа и нередко ставилось в домашних спектаклях. В 1669 суд публики окончательно одобрил комедию, обеспечив ей долгую славу на сцене. Сейчас «Тартюфа» и его многочисленные переводы можно прочесть в печатном виде или онлайн.
Краткое содержание
Пьеса состоит из 5 актов, каждый из которых включает от 4 до 8 явлений. Краткое содержание каждого из них:
Интересно, что первоначальный вариант произведения не имел традиционного для комедий счастливого конца. Только переписывая запрещённую на тот момент пьесу, Мольер решил справедливо наказать Тартюфа.
Жанр, направление и композиция
Мольер написал «Тартюфа» в жанре социальной комедии, пытаясь сделать произведение понятным и доступным наибольшему числу людей. В нём писатель высмеивает как узколобость и несостоятельность высшего класса, так и жадность и желание возвыситься низших слоёв общества. Героями произведения стали обычные люди, далёкие от пафосных образов классицизма — они живут своей обычной частной с понятными личными проблемами, что делает их близкими к народу.
Необычной особенностью композиции произведения считается позднее появление Тартюфа. В первом акте читатель знакомится с ним через призму восприятия Оргона, восхищающегося святошей, во втором — видит пагубное влияние «слуги церкви» от лица всей семьи, получая полное представление о его характере. Только в третьем действии главный герой показывает себя, что было необычным решением для пьесы.
По художественному направлению «Тартюф» наиболее близок к классицизму. В нём чётко соблюдено правило трёх единств — сюжет разворачивается последовательно и органично, без смены времени, места или действия. Необычной является постепенная смена тона произведения. Ближе к пятому акту оно почти превращается в трагедию — шутки и смешные комментарии Дорины исчезают, а злодей почти торжествует.
Характеристика персонажей
Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени. Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.
Образ Тартюфа
Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:
Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.
Критики называют образ главного героя слишком прямолинейным и очевидным, но это поверхностный взгляд на вещи. Сатира в произведении направлена не столько на изобличение Тартюфа-мошенника, сколько на усвоенное им ханжество. Церковные манеры, жаргон, мнимое служение богу — из них состоит маска святоши, позволяющая даже очевидному глупцу и обманщику дурачить народ, почти разрушив целую семью.
Другие герои
Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:
Все второстепенные персонажи в пьесе Мольера даны в виде лаконичных и чётких образов, считающихся стандартными для литературы того времени. За их основу писатель взял людей разных классов и социальных групп — это помогло полностью раскрыть тему произведения в социальном контексте.
Темы и проблематика
Главной темой произведения стало бичевание лжи, лицемерия и ханжества, образцом которых является Тартюф. Противопоставление его мнимого образа высокого святоши и реальной личиной подлого и ничтожного мошенника является основным источников комичности. Главный герой пытается играть роль совершенно противоположного себе человека, но делает это настолько неумело и грубо, что зритель не может не смеяться. Лицемерие не является его единственной отрицательной чертой, но подчёркивает и выводит на первый план все остальные пороки, что и помогло создать вечный образ Тартюфа, имя которого стало нарицательным.
Не менее важное значение в пьесе имеет Оргон, попавший в сети мошенника. Через него писатель раскрывает тему слепой приверженности людей церкви и их готовности верить любой лжи, спрятанной под маской благочестия. Одержимость главы семьи христианской моралью и философией, приверженность экстремистским идеям и бездумная преданность позволяют неумелому и очевидному манипулятору обмануть его. Совершенная слепота Оргона и его нежелание принимать правду служит вторым источником смешных моментов.
Как показывает углублённый анализ «Тартюфа» Мольера, главной целью автор ставил не высмеять обман и глупость (на это направлены все его комедии), а показать их через призму религиозных вопросов. Произведение разоблачает несостоятельность церковного благочестия, которым религиозные служители прикрывают мерзкие поступки. В нём показано, что святошество оставляет человеку много простора для сделок с совестью и постепенно заглушает естественное чувство морали, заменяя на мнимое боголюбие.
В буквах пьесы явно читаются антиклерикальные идеи. В образе главного персонажа изображён знакомый как современникам Мольера, так и нынешним людям жадный и лицемерный монах, падкий на праздные удовольствия. Через его козни автор передаёт идею о том, насколько легко подобным личностям манипулировать уязвимым христианским народом. Вместе с этим Жан-Батист отрицает направленность пьесы против самой религии. Он высмеивает только духовенство, прикрывающееся мнимыми нормами морали, но противоречащее своим словам.