кто такой танк маус
Историю танка можно начать с совещания, которое Гитлер проводил 8.07.1942 года. На совещании присутствовали профессор Ф.Порше и А.Шпеер, им то и поручил фюрер начать работу над «танком прорыва» с предельно возможной бронезащитой и который был бы вооружен орудием калибра 150 мм. или 128мм.
В создании танка принимали участие сразу несколько компаний: башню и корпус производила фирма «Крупп», за двигательную установку отвечала «Даймлер-Бенц», а «Сименс» изготавливала элементы трансмиссии. Сама сборка танка велась на заводе компании «Алкетт».
Танк был исполнен на высоком, для своего времени, технологическом уровне. Так, в нем была применена многокатковая ходовая часть и гусеницы шириной 1,1 метра. Данная конструкция ходовой обеспечивала машине удельное давление на грунт, которое не сильно превышало показатели серийных тяжелых танков. Одной из основных особенностей танка было двухпушечное вооружение, мощная круговая броня и электромеханическая независимая трансмиссия для правой и левой гусениц.
Экипаж танка состоял из 5 человек: трое в башне, а двое в передней части, в отделении управления.
14 мая 1943 года Гитлеру был представлен полноразмерный деревянный макет «Мауса».
В декабре 1943 года на ходовые испытания поступил первый прототип танка, который был оснащен авиадвигателем марки МВ 509 фирмы «Даймлер-Бенц» и деревянной башней. После вполне удовлетворительных результатов ходовых испытаний на машину был установлен комплект внутреннего оборудования и настоящая башня для проведения артиллерийских стрельб. Еще один прототип был оснащен дизельным двигателем МВ 517 компании «Даймлер-Бенц». Однако, оказалось, что он капризен и ненадежен в эксплуатации.
Проект «Маус», который разрабатывал Фердинанд Порше, был только частично осуществлен в августе 1944 года. Было построено два опытных образца танка «Маус» (205/2 и 205/1).
Все работы по изготовлению 10 серийных машин были прекращены в конце 1944 года по личному указанию Гитлера. У Германии возникла острая нехватка производственных мощностей и сырьевых ресурсов для выпуска основных видов вооружений.
Боевого применения танки «Маус» не нашли. Опытные образцы были взорваны немцами при подходе Красной Армии. 21 апреля 1945 года в районе ж/д станции в Кумерсдорфе нашими войсками был захвачен наполовину разрушенный танк 205/2.
В 1945 году части танков были переправлены в г.Штетин, потом их паромом вывезли в г.Ленинград и дальше в Кубинку, на танковый полигон. В Кубинке из деталей, которые сохранились, был собран один танк. В 1951-52 годах данный танк испытывался обстрелом на артполигоне.
В настоящее время танк «Маус» является экспонатом в Кубинке, в музее бронетанковых войск, и состоит из башни 205/2 и корпуса 205/1.
Танк Maus
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса т 188
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж 5 чел.
История
Годы производства 1942—1945
Количество выпущенных, шт. 2 (полностью построенные) + 9 (на заводе в различных стадиях готовности)
Основные операторы
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина корпуса, мм 3630
Высота, мм 3710
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 52°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 35°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 38°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55—105
Крыша корпуса, мм 50—105
Лоб башни, мм/град. 240
Маска орудия, мм/град. 100—220
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65
Вооружение
Калибр и марка пушки 128-мм KwK.44 L/55,
75-мм KwK40 L/36
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм,
36,6 для 75-мм
Боекомплект пушки 61 × 128-мм,
200 × 75-мм
Углы ВН, град. —7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-42
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр)
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 186
Удельная мощность, л. с./т 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,6
Танк «Маус» — огромная «мышь» так и не вышедшая в свет
Первые шаги в сторону проекта
Ни для кого не секрет, что фюрер германского народа Адольф Гитлер серьезно страдал гигантоманией. Однако бедняга постепенно терял все свои любимые игрушки. Сначала сгорел дирижабль «Гинденбург», потом злые англичане из зависти утопили любимого «Бисмарка».
Внимание бесноватого перекочевало на танки, благодаря которым вермахт поставил на колени почти всю континентальную Европу. Начав войну с Советами Гитлера ждало еще одно разочарование – у русских танки оказались больше.
Ознакомившись с Т-35 и наслушавшись страшилок о КВ, фюрер решил, что панцерваффе ничем не хуже и созвал совещание в июне 1942 года, где высказал пожелание увидеть сверхтяжелый танк к следующему году.
Пожелание Гитлера вызвалась выполнять вся промышленность Рейха.
Даже Порше, любимец Адольфа, не рискнул в одиночку работать над проектом. Нашлись, правда, скептики, решившие, что в этот раз фюрер хватил лишку. Раскритиковал машину Гейнц Гудериан, один из создателей немецкой танковой стратегии.
В своих мемуарах он пишет о непонравившейся ему идее поставить на танк вместо пулемета 75-мм противотанковое орудие, которому будет сложно бороться с пехотой.
Правда, в том же отрывке он говорит, что был единственным, кто выступил против проекта в открытую. Неудивительно, ведь эти воспоминания «быстроногий Гейнц» опубликовал в 1954 году, когда мало кто мог опровергнуть его слова.
Создание прототипа
Сразу же после совещания у фюрера, началась разработка прототипа «Маус» и разделение обязанностей среди крупнейших промышленных сил Германии. Создание башни и корпуса взял на себя концерн Круппа, только им по силам было создать необходимой толщины броню. Даймлер-Бенц озаботился разработкой и созданием силовой установки, наиболее подходящей для нового «танка прорыва». Компания Сименс занималась разработкой трансмиссии для машины. Чехи из Шкоды отвечали за ходовую.
На Порше посыпалось множество вопросов, дать ответы на которые он, в принципе, так и не сумел. Спасовав перед таким масштабным проектом, Фердинанд попросил возложить на него только проектную часть и создание жизнеспособной модели.
Вводить «мышонка» в производство должен был Альберт Шпеер.
Проблемы у доктора Порше возникли с двигателем. Первоначально планировалось создать дизельную силовую установку. В ней меньший расход этого вида топлива и малая пожароопасность. Это было как нельзя «актуально» для холодного климата Восточного фронта, на который планировалось отправить грозные машины. Однако времени для разработки такого мощного агрегата просто не было.
В итоге создателя машины уговорили попробовать поставить поставленный в серию авиационный двигатель МВ 509 производства Даймлер-Бенц. Вся система была схожа с проталкиваемыми в тот момент доктором Порше устройствами Тигров и САУ Фердинанд.
Обычный двигатель внутреннего сгорания, подключенный к электрогенератору, обеспечивал выработку тока, который, в свою очередь, крутил колеса при помощи электродвигателей и обеспечивал движение. Проблема установки нового ДВС лежала и в необходимости полностью перекраивать электрические схемы и агрегаты, уже подготовленные для дизеля.
Рубеж 1942 и 1943 года выдался богатым на события вокруг проектируемого танка «Маус». 3 января 1943 года фюрер увидел деревянный макет будущего танка прорыва. Несложно догадаться, что вождю германского народа он понравился. 21 января на очередном совещании военные потребовали ускорить работу над танком, так как он позарез нужен был на Восточном фронте. При этом прозвучали скептические замечания по поводу управляемости.
Порше уверил, что управлять машиной будет не сложнее, чем управлять Тигром.
2 февраля военные в очередной раз огорошили просьбой Фердинанда. Им не терпелось усилить новый танк, и для пущего эффекта они требовали поставить на «Маус» огнемет.
Уже 10 февраля все разработчики в один голос утверждали, что это слишком и что танк и так получается слишком тяжелым. Главным аргументом инженеров были возможные задержки из-за изменения ходовой, так как уже разработанная конструкция не смогла бы нести дополнительные 5 тонн на огнемет и горючие смеси.
Параллельно в Штутгарте испытывали и вводили в строй двигатель для танка «Маус». Неугомонный Порше на своем заводе построил полноразмерную деревянную модель танка, которую буквально сразу показал министру вооружений Шпееру.
По горячим следам макет хотели показать Адольфу, но не получилось. Тот увидит макет вундерваффе только 14 мая. В приступе восторга фюрер прикажет заменить 128-мм пушку на 150-мм. Успокоившемуся было Круппу тут же придет заказ на доработку башни машины для орудия большего калибра.
Почти половина лета ушла на различные бюрократические проволочки. Поскольку единоначалия не было, разные конторы под разными предлогами замедляли работу над проектированием и созданием деталей и узлов для машины. Предприятия, и так нагруженные военным заказом часто просто саботировали создание «Маус», ссылаясь на подчинение самому высокому начальству.
Так, начало работ над созданием коробки передач было связано с обращением непосредственно в штаб вооруженных сил Рейха, что сильно затягивало процесс из-за бюрократических проволочек. Перца добавляли союзники, бомбившие заводские корпуса и не дававшие в срок закончить необходимые детали.
Сборка и испытания машины
Как бы то ни было, 1 августа 1943 года на заводе Альмеркише Кеттенфабрик началась сборка первой модели танка «Маус». В это же время было получено добро на проектирование второй модели, прототипа, который должен был доказать или опровергнуть некоторые инженерные задумки, не вошедшие в первый прототип.
27 октября на очередном совещании обсуждались даты начала серийного выпуска нового танка, было примерно посчитано, сколько реально можно будет сделать машин в первой серии.
Немцы замахнулись аж на 152 единицы.
24 декабря 1943 года состоялся первый, «незаконный» выезд проектируемого танка«Маус». Не поставив в известность начальство из Берлина, испытатели выгнали машину из сборочного цеха и опробовали его в ближайших окрестностях. Один из рабочих инженеров нарисовал на лобовой броне танка мышонка и подписал «MAUS». Выходку нашли очень забавной, с учетом габаритов машины.
В начале 1944 года прототип танка «Маус» оказался на полигоне в Бёблингене, где его официально начали обкатывать и опробовать. Первоначально испытания велись без башни, так как ее не успели собрать и доставить на полигон. Позже ее все же доставили. Затем ее монтировали на корпусе и продолжили испытывать танк на самых сложных условиях.
Ходовая, к примеру, позволила подниматься под углом в 43 градуса. Отмечалось и легкая управляемость машины, по свидетельству механиков-водителей, «не сложнее РzКрfw IV». Но прототипу «Маус» было не суждено начать серию германских сверхмощных танков прорыва. Ходовые испытания выявляли новые проблемы, решаемые, но требовавшие времени, а его-то у Рейха как раз и не было.
В конце 1944 года фюрер приказал остановить все работы по созданию танка. Громадное количество времени, ресурсов и технических идей повисло в воздухе и пошло псу под хвост.
Компоновка и конструкция танка Маус
Технически новая разработка сильно напоминала все военные изделия Фердинанда Порше. Корпус машины «Маус» делился на три боевые составляющие:
Достаточно большой калибр орудия «Маус» требовал раздельного заряжания, чем и были заняты двое самых сильных членов экипажа. В реальности нет ни одного документа, подтверждающего опытные стрельбы, так что эти двое, скорей всего, оставались без работы.
Бронирование стало главной характеристикой танка «Маус». Толстую крупповскую броню машины не могло пробить ни одно танковое орудие, ни советского, ни союзного производства.
Любовь Порше к электродвигателям воплотилась в электрическую трансмиссию. Ведущее колесо каждой гусеницы оснащалось собственным электрическим двигателем. Энергии генераторной установки должно было хватать и на поворот башни«Маус», но для подстраховки смонтировали ручной механизм. Повернуть башню вручную при малейшем боковом наклоне машины было невозможно из-за огромной массы башни.
Проходимость, несмотря на вес, за счет широких гусениц была на достаточно высоком уровне.
Самый большой недостаток – невозможность прохода танка «Маус» по автодорожным мостам, махина проломила бы любой пролет. Плавучесть так же была никакая, но инженеры разработали остроумную систему перегона танка по дну рек. Экипажа при этом внутри быть не должно, а все управление осуществлялось по радио.
Все основные характеристики можно увидеть в небольшой табличке. Для сравнения здесь же представлен советский танк Т-34, самый распространенный танк советской армии, который хотя бы раз видели все.
Маус | Т-34-85 | |
---|---|---|
Длина, м | 9,03 | 6,1 |
Ширина, м | 3,67 | 3 |
Высота, м | 3,66 | 2,7 |
Клиренс, см | 50 | 40 |
Ширина гусениц, см | 110 | 50 |
Мощность силовой установки л.с. | 1080/ 1250 | 500 |
Орудие | 128 мм KwK-44 L/55, 75-мм KwK-40 | 128 мм KwK-44 L/55, 75-мм KwK-40 |
Лобовая броня, мм | 200 | 40 |
Масса, тонн | 188,9 | 32 |
Конечно, классы у танков совершенно разные. Но данная таблица дает представление о том, какой была эта машина на фоне самого массового и известного советского танка.
«Маус» в боях и в культуре
Боевая история машины «Маус» не имеет ни одной страницы. Наступавшая Красная Армия не позволила немцам утащить в Берлин их прелесть, поэтому поступил приказ уничтожить машины. Выполнение, правда, подкачало, и советским воинам достался один из самых необычных трофеев Великой Отечественной.
Из вывезенных в Кубинку двух машин удалось собрать одну, и сейчас в знаменитом танковом музее стоит корпус от второй машины и башня от первого прототипа. В начале 1950-х их еще тестировали на пробитие брони, но затем он порчи музейного экспоната отказались.
В силу своей специфичности использовать танк оказалось не так-то просто ни киноделам, ни игроделам. Прорыв наступил с выходом в начале 2000-х стратегии «Блицкриг», где впервые появляется эта машина в игре за немцев в качестве спецтехники и в игре за союзников в качестве противника. В ущерб историчности там «Маус» ездит и стреляет во все своей красе. Сейчас этот танк можно погонять и в «Worldof Tanks», и в«War Thunder», и во многих других игрушках.
Можно собрать «Маус» и дома. Для этого не нужно объединять всю мощь объединенной Германии, достаточно купить сборные модели Cyber-Hobby, Lunar Model и нескольких других. Здесь проблема только найти эти модели, так как российский рынок завален в основном вездесущей «Звездой», которая до мышонка пока не добралась. Но, как известно, если сильно захотеть.
Заключение
Танк «Маус» не стал ни лучшим, ни уникальным, ни вообще боевым танком. По сути дела он так и остался на уровне прототипа. Однако его потенциал говорил о многих возможностях, которые бонзы Рейха упустили в свое время. Несмотря на огромные недостатки и недоработки, эта машина вошла в историю, и служит иллюстрацией политики Германии во Второй Мировой войне.
Сегодня единственный в мире «Маус» служит одной из жемчужин экспозиции в Кубинке, привлекая внимание, как специалистов, так и впечатлительных девушек, которых удалось затащить в этот музей стали и мощи.
Видео
Неуловимая «Мышь»
Последний писк
«Маус» впервые упоминается в технической разведсводке директора Королевского танкового корпуса (DRAC — Director of Royal Armoured Corps) за май 1945 года. В сводке машина описана довольно лаконично:
Также в этой сводке описывались Е-100 и «Грилле», найденные на полигоне фирмы «Хеншель», но информации и об этих машинах было мало.
Ждать дополнительной информации о машинах пришлось недолго. В мае на полигоне Круппа в Меппене обнаружили три корпуса и три башни «Мауса». Они были пустыми, но установка 128-мм и 75-мм орудий, найденная рядом, позволяла предположить, что она принадлежит тому же танку. Найденные документы помогли разобраться, что пушка раньше называлась 12.8 cm KwK 44 (Maus), но затем её переименовали в 12.8 cm KwK 82. Документы также поведали, что танк не был серийным и всего произведено не более шести корпусов и башен. Три комплекта, найденные на полигоне, доставили туда для испытаний обстрелом. Пушка «Мауса» также была опытной и приехала в Меппен в ноябре 1943 года для испытаний. Этикетка на ящике со снарядами для неё датировалась 3 января 1944 года.
В докладе сообщалось, что конструкция корпусов и башен отличается от последних немецких машин: листы соединялись в замок, а количество листов, расположенных под углом, оставалось минимальным. Также отмечалось, что танк фактически имеет двойной борт, так как бортовые листы подкрылка опускались ниже пола боевого отделения.
Двигатель находился не сзади, как обычно, а посередине танка, между боевым отделением и отделением управления. Трансмиссионный отсек остался сзади. Агрегатов в корпусе не обнаружили, но автор доклада выразил мнение, что трансмиссия была электрическая, как на самоходке «Элефант».
Взвесить и измерить найденные детали до написания доклада британцы не успели, но вес башни составлял, по их оценкам, примерно 34 тонны, а весь танк весил порядка 200 тонн. Данные по габаритам корпуса, башни и траков тоже были ориентировочными.
Британцы торопились получить информацию о неизвестном танке, и в спешке не очень тщательно проверяли полученные данные, расспрашивая кого попало. Например, источником первых докладов стал инженер, работавший на полигоне. Имелся один нюанс: он не работал не только с «Маусом», но и с танками вообще. Специальностью инженера был бетон, и он обустраивал для «Мауса» испытательную полосу подводного вождения. Всё, что этот человек сообщил о танке, он знал понаслышке, поэтому не приходится удивляться, что информация оказалось довольно неточной.
По мнению источника, работы над проектом начали ещё весной или летом 1942 года при поддержке министра военной промышленности Шпеера. Тогда танк якобы назывался «Маммут» (Mammut — «Мамонт»). В 1943 году допрашиваемому инженеру поручили построить бассейн для подводного вождения, который мог бы выдержать 200-тонного исполина. Это было довольно интересное задание, так как масса танка, именовавшегося «Мойсхен» (Mäuschen — «Мышонок») тогда составляла всего 100 тонн. Из разговоров с военными и другими инженерами специалист по бетону узнал, что в качестве двигателя новинка будет иметь дизельный MB 517 или бензиновый DB 603, электрическую трансмиссию, продольные торсионы по типу «Элефанта» и защиту от отравляющих веществ. Экипаж танка состоял из 6–7 человек.
По мнению инженера, один «Маус» построили и испытали в австрийском Линце, и он оставался там до конца войны. Что касается проекта в целом, тот он был закрыт Гитлером в начале 1944 года из-за запредельной стоимости машины и дефицита меди.
Допрашивался о «Маусе» и более авторитетный источник, но и он не смог дать точную информацию о проекте. Заведующий полигоном «Хеншеля» Курт Арнольд рассказал, что изначально танк должен был весить 150 тонн, но в итоге «набрал» примерно 200 тонн. «Маус» приводился в движение двумя 850–1000-сильными моторами, которые так и не довели до нужного уровня надёжности. Переброска машины на большие расстояния производилась только по железной дороге. Броня имела толщину 190–210 мм, дополнительные 90-мм экраны защищали ходовую часть. Заключение истории совпадало с версией инженера-бетонщика: проект закрыли в апреле 1944 года из-за технической сложности и неблагоприятного хода войны.
Не имея других источников информации, британцы продолжали обследование имеющихся деталей и узлов. Отмечалось, что широкие гусеницы машины сильно ограничивали заброневое пространство: расстояние между бортами составляло всего 1155 мм, при том, что между бортами подкрылков было 3645 мм. Это ограничивало высоту боевого отделения, так как пол подбашенной корзины не мог опускаться ниже пола подкрылков.
Всего корпус танка состоял из четырёх отсеков, отделённых друг от друга 20-мм бронированными перегородками. Отделение управления располагалось спереди. Как отмечалось выше, британцы не знали, сколько людей должно здесь находиться. В 100-мм крыше отделения был прорезан овальный люк размерами 900×380 мм. Перед ним имелось небольшое отверстие — предположительно, для перископа водителя, и ещё одно, совсем маленькое, предположительно для вентилятора. В полу отделения имелось круглое отверстие эвакуационного люка диаметром 520 мм.
За отделением водителя следовало моторное отделение. Крыша над ним отсутствовала, но британцы полагали, что броня имела толщину 60 мм. Предположительно, двигатель монтировался посередине отделения, а в подкрылках располагались бензобаки. Моторное отделение было разделено на шесть частей, но догадаться, для чего, не удалось.
За моторным отделением шло боевое. Его крыша состояла из четырёх деталей 60-мм толщины, сваренных вместе. Отделение оказалось пустым, и потому о нём сложно было что-либо сказать. Наконец, в корме располагалось трансмиссионное отделение, тоже пустое, которое 20-мм бронированными перегородками разбивалось на три части. Автор доклада предположил, что здесь могла находиться электрическая трансмиссия, о которой рассказывал инженер.
Измерив габариты корпуса, британские специалисты посчитали, что он должен весить порядка 68 тонн.
Башня описывалась как «массивная конструкция, чрезвычайно высокая для своей ширины и длины». Её массу без каких-либо агрегатов оценили в 34 тонны. Из-за округлого лба башню сравнили с башнями «Королевских Тигров», причём в докладе авторство этих башен ошибочно приписывалось доктору Порше. Во лбу башни было прорезано отверстие для орудийной установки, смещённое вправо от продольной плоскости симметрии башни примерно на 200 мм. Оно позволяло оценить габариты маски пушки, не имея её в наличии. Днище башни толщиной 93 мм состояло из двух деталей, имея местные ослабления. На крыше башни обнаружилось круглое отверстие диаметром 35 см, другое отверстие диаметром 25 см имелось в корме. Ни то, ни другое не годились для люка, и автор доклада решил, что башни и корпуса до отбытия в Меппен попросту не прошли полную обработку.
Броня танка полностью была катаной. Измерение толщины таких огромных плит оказалось сложным, но числа, полученные британцами, не сильно отличались от данных замеров, произведённых советскими инженерами.
Спаренная с 128-мм орудием пушка 7.5 cm KwK 44 L/36.5 была полностью новой конструкцией, хотя автор не исключал возможности использования патронов от 7.5 cm KwK L/24. Пушка тоже имела клиновый горизонтальный затвор, открывающийся вправо, и электрический спусковой механизм. Пушка помещалась справа от главного орудия и при полном откате могла заблокировать его затвор. Тормоз отката находился снизу ствола, а накатник сверху. Люлька обоих орудий была выполнена единой литой деталью. Она крепилась ко лбу башни с помощью выступа в своей передней части. По расчётам британцев, вес обоих орудий и люльки составлял не менее 5 тонн.
Используя соотношения веса бронирования и остальных агрегатов известных им танков, британские специалисты пришли к выводу, что полностью комплектный «Маус» должен весить около 214 тонн.
На изучении корпусов, башен и орудий исследователям пришлось остановиться. Больше никаких материалов не нашлось, а «Маус» во многом всё ещё оставался загадкой. 27 июня 1945 года вышел доклад о танке, но он содержал в основном информацию, собранную в мае, дословно включая показания инженера с полигона. Дополнительно сообщалось, что танк, вероятно, сначала имел двигатель DB 603, но позже его заменили на MB 517. Также в доклад попали некоторые новые данные о трансмиссии. Обновились данные по весу машины: оказалось, что она весила не 214, а «всего лишь» 176,5 тонн.
По горячим следам
К осени британцам удалось собрать данные, которые во многом помогли разъяснить ситуацию. Приложение к технической разведсводке №186 от 11 октября 1945 года содержало пересказ беседы между Порше, Гитлером и Шпеером, состоявшейся 8 июня 1942 года. После обсуждения вопроса установки 71-калиберного 88-мм орудия в танк Tiger (P) речь пошла о машине со 128-мм или 150-мм орудием во вращающейся башне, спаренным с 75-мм орудием, или самоходки, вооружённой 180-мм пушкой с бронёй толщиной 200 мм спереди и 180 мм по бортам. Бронирование башни или рубки тоже предполагалось внушительным: 220 мм в лобовой части и 200 мм по бортам. Для такой машины Порше рекомендовал использовать дизельный двигатель, но Шпеер высказался против, аргументируя это тем, что времени на разработку подобного дизеля просто нет.
Дальше следовал пересказ истории разработки «Мауса». Порше и его специалист по электротрансмиссиям Отто Цадник решили вновь применить идею, воплощённую на «Фердинанде», но с довольно серьёзными переделками. Вопреки Шпееру, Порше решил всё-таки использовать дизельный двигатель, но тут подвела компания «Даймлер-Бенц»: в ноябре Порше узнал, что получить двигатель в срок не получится. Порше пришлось смириться с использованием бензинового MB 509 (в документе он назван DB 509), из-за чего пришлось слегка изменить конструкцию трансмиссии.
Под конец 1942 года Управление вооружений приставило к проекту куратора в лице полковника Хенеля. Его обязанности заключались в поездках по фирмам-субподрядчикам с угрозами штрафами и наказаниями за невыполнение плана. Например, 13 декабря 1942 года Хенель объявился в Штутгарте и приказал, чтобы корпус «Мауса» был готов к испытаниям к 5 мая 1943 года. Указания не имели никакого эффекта, и визиты полковника относили к категории забавных происшествий.
В начале января 1943 года Порше вызвали в Берлин для показа модели танка Гитлеру. Она понравилась фюреру, но каких-либо конкретных замечаний или комментариев тот не сделал.
К 12 января работы по танку разделили следующим образом: башней и корпусом занимался концерн Круппа, мотором — «Даймлер-Бенц», электрическими агрегатами — «Сименс-Шуккерт», подвеской и ходовой частью — «Шкода». Окончательная сборка предполагалась на заводе «Алкетт».
Работа началась, но бурные дискуссии вокруг проекта продолжалась. Генрих Книпкамп, например, категорически возражал против такой разработки, заявив, что конструкция получится слишком ненадёжной. Полковник Хенель, наоборот, пытался добиться дополнительных бонусов, заявляя, что машине обязательно надо иметь огнемёт с 1000-литровым баком. После проведения соответствующих расчётов полковника пришлось огорчить: установка огнемёта сделала бы и без того тяжёлый танк ещё тяжелее, и под него пришлось бы переделывать не только установку вооружения, но и подвеску. В то время, как в передовых конструкциях использовали торсионную подвеску, Порше не желал рисковать и заказал у «Шкоды» довольно простой вариант с тележками на спиральных пружинах.
К концу февраля в Штутгартском техническом университете под руководством профессора Камма тестировали систему охлаждения, работу которой признали удовлетворительной.
Работа кипела. 6 апреля 1943 года в Штутгарт приехал Шпеер, который в течение получаса рассматривал макет гиганта. 10 апреля пришёл приказ на перевозку макета для показа Гитлеру, но 16 апреля его отменили. 14 мая фюрер всё же смог лично ознакомиться с обликом сверхтяжёлого танка. Увидев полноразмерный макет, он сделал странное замечание: по его мнению, «Маус» был похож на детскую игрушку. Гитлер приказал установить на машину 150-мм орудие, сохранив спаренную 75-мм пушку. Здесь автор доклада выразил сомнение, что Гитлер отдал бы такой приказ чисто из эстетических соображений, но спорить с фактом существования наработок установки для 150-мм пушки было сложно.
16 июля двигатель MB 509 прибыл в Штутгарт для испытаний совместно с системой охлаждения. По всем сведениям, конверсия двигателя из авиационного в танковый проблем не вызвала, но уже на этой стадии проекта решили собрать второй прототип «Мауса» с морским дизелем MB 517.
Казалось бы, реализация проекта идёт хорошо. Фирма «Алкетт» 1 августа 1943 года начала сборку первого прототипа, когда пришли нерадостные новости: из-за сильных бомбёжек «Крупп» оказался не в силах в срок выполнить свою часть работ. К середине сентября первый корпус «Мауса» всё-таки закончили, но осень 1943 года стала для танка роковой: 27 октября на встрече с Порше в Берлине Шпеер объявил, что серийного производства не будет. Тем не менее, работа на танках «Маус» I с бензиновым MB 509 и «Маус» II с дизельным MB 517 продолжалась.
«Маус» (в докладе версия не обозначена, но это был первый вариант) поступил на испытания 23 декабря 1943 года. Так как башня ещё не поступила, вместо неё установили массогабаритный макет весом 55 тонн. Во время испытаний ломались пружины подвески, из-за низкого качества металла быстро ржавели патрубки, наблюдались проблемы с электрической трансмиссией. Тем не менее, результаты посчитали успешными, и танк послали в Бёблинген для более масштабных испытаний.
С Отто Цадником за рычагами танк показал себя с лучшей стороны. Очевидцы заявляли, что машина, прибывшая на полигон 10 января 1944 года, выполняла все манёвры, на которые была способна «Пантера». Это, естественно, не касалось скорости: на твёрдой поверхности колосс мог разогнаться лишь до 22 км/час. В итоге Гитлер приказал к июню поставить на «Маус» настоящую башню.
Башня прибыла 3 мая. Пушки, поворотный механизм и другие агрегаты поступили несколько дней спустя, и сборка башни закончилась к 9 июня. После её установки на танк повторные испытания показали, что динамика «Мауса» улучшилась, так как башня весила немного меньше 55-тонного макета. Танк остался в Бёблингине до начала октября 1944 года, когда поступил приказ послать машину в Куммерсдорф.
Тем временем, продолжались работы и над вариантом «Маус» II. Машина прибыла в Бёблинген 20 марта 1944 года, но двигатель изготовили только в сентябре. Его испытания на стенде показали многообещающие результаты. В начале октября двигатель прибыл в Бёблинген, его поставили на танк и сразу же, без каких-либо испытаний, послали его в Куммерсдорф. Это оказалось ошибкой: как только в Куммерсдорфе «Маус» завели, сломался карданный вал — вероятно, из-за низкого качества сборки. Двигатель разболтался в пути, что привело к его смещению и последующей аварии.
Новый MB 517 прибыл в Куммерсдорф только в марте 1945 года. Команда техников, которую послал Порше, вернулась в Штутгарт 3 апреля. По их словам, двигатель успешно завели, но танк с места не сдвинулся. Насколько стало известно британцам, на момент окончания боевых действий оба гиганта всё ещё оставались в Куммерсдорфе.
Вежливые беседы
Так как Куммерсдорф оказался в советской оккупационной зоне, у британцев не было никаких шансов получить для испытаний один из «Маусов». Тем не менее, на территории под контролем западных Союзников остались заводы и специалисты, которые были связаны с созданием гигантского танка.
Опросы сотрудников Круппа в Эссене и исследование частично собранных корпусов в цеху дали много информации о проекте. По словам немцев, корпус и башня были разработаны Круппом в июне 1942 года, а к производству приступили в мае 1943 года. В докладе BIOS (British Intelligence Objectives Sub-Committee — Подкомитет британской разведки по целям) о методах сборки корпусов и башен на немецких заводах приводились довольно неточные данные о «Маусе»: хотя толщина брони и занижена, масса самого оценена как «примерно 200 тонн». По сведениям, собранным на заводе, Крупп произвёл три комплекта брони. Один отослали на испытания обстрелом, два других остались на заводе.
При работе совместно с американцами британцам повезло больше. Доклад CIOS (Combined Intelligence Objectives Sub-Committee — Совместный подкомитет по разведке целей) о работе доктора Порше во время войны дал огромный массив информации о танке. Сотрудникам разведки удалось не только раздобыть информацию о «Маусе», но и его чертежи.
Опрос самого Порше раскрыл интересный факт. Конструктор рассказал о двух собранных «Маусах», но, по его мнению, танк приняли в производство. В докладе отмечалось, что Шпеер, Хайдекамп и другие высокопоставленные лица с таким мнением согласны не были. Порше описал своё детище как «подвижный бункер», но автор доклада добавил примечание, что несколько «Тигров» или «Пантер», стоившие вместе как один «Маус», были бы гораздо более полезны даже в оборонительных целях.
Эпитет «подвижный бункер» довольно точно описывал задачу, которую поставили Порше. При эквивалентной 350-мм лобовой броне скорость машины должна была составить всего 20 км/час. Это существенно упростило конструкцию подвески. Для предотвращения потери дорогой машины на минах танк предстояло хорошо защитить и снизу. Для перевозки будущего «Мауса» по железной дороге требовалось разработать специальную платформу.
Так как мостов, способных выдержать такую махину, было мало, требовалась способность подводного хода при глубине брода до 7–9 метров. Механизм, разработанный немцами, описывался как «оригинальный, но не очень практичный». Из-за того, что танк не мог развить полную мощность двигателя при подаче воздуха через шланг, конструкторы пошли другим путём. Один «Маус» оставался на берегу, и ток от его генератора подавался к другому «Маусу», который пересекал водную преграду. После выхода машины на другой берег танки менялись ролями, и первый совершал переход с помощью тока от второго. Подготовка к такой процедуре занимала порядка 45 минут, и для этого экипажам надо было покинуть машины. Также оба берега требовалось тщательно приготовить к переправе таких тяжёлых танков. Так как «Маус» должен был воевать при постоянном сопровождении других танков, этот метод признали допустимым. По словам специалистов, исследовавших конструкцию люков, шансы спастись при поломке водой имелись только у водителя и радиста.
От Порше британцы получили точный вес не только всего танка (184,4 тонны), но и различных его агрегатов. Так, 41,8% массы «Мауса» приходилось на бронирование. Для сравнения, у «Черчилля» III этот параметр составлял 40,7%, а у «Кромвеля» — 34,7%. На подвеску и ходовую часть приходилось всего 16,0% по сравнению с 21,0% и 25,7% соответственно. Из-за довольно громоздкой электрической трансмиссии вес этого агрегата у «Мауса» был вполне сопоставим с британскими танками: 7,9%, 7,0%, и 7,4% соответственно.
Доля мощного вооружения немецкого исполина оказалась внушительнее, чем у британских машин: 27,5% против 14,3% и 19,3%. Всего на башню, вооружение и снаряды пришлось примерно 50 тонн, что делало работу механизма поворота башни сложной, особенно с учётом предположения, что она должна быть плохо уравновешена. Стало очевидно, что конструкторы уделили первостепенное внимание вооружению и бронированию, а остальные агрегаты оказались второстепенными.
Так как фирма Порше не была связана с разработкой орудийной установки напрямую, при обсуждении вооружения он сделал несколько ошибок. Например, автор писал, что спаренная 75-мм пушка идентична той, что раньше использовали на Pz.Kpfw.IV. Порше упомянул, что главное орудие в будущем могли заменить 150-мм 38-калиберной пушкой, но более точной информацией он не владел. Длина отката 128-мм 55-калиберной пушки составляла примерно 960 мм. Пушка была уравновешена с помощью противовеса. По мнению Порше, из-за недостатка места в башне пулемёты установили не лучшим образом, но для разработки лучшей установки не оставалось времени.
Так как справиться с 56-килограммовыми 128-мм или 70-килограммовыми 150-мм снарядами вручную было невозможно, особенно в унитарных патронах, для «Мауса» разработали механизм заряжания, но даже с ним требовалось посадить в башню двух заряжающих. Предполагалось, что в случае установки 150-мм пушки пришлось бы перейти на раздельное заряжание. Предполагалось, что в танке поместится, по разным данным, 60 или 68 снарядов для 128-мм пушки и 200 снарядов для 75-мм пушки. Количество 150-мм снарядов осталось неизвестным. Про прицел Порше ничего не знал, но рассказал, что имелись планы установить дальномер.
В руки англо-американской комиссии попали и результаты испытаний. «Маус» мог преодолеть вертикальную стенку высотой 0,72 метра и ров шириной 4,5 метра, а радиус действия машины с учётом топлива во внешнем баке достигал 190 км при скорости 16 км/час. Охлаждение двигателя имело острую проблему: на вентиляторы отбиралось целых 148 л.с., но даже при такой мощности силовая установка «Мауса» перегревалась после 15 минут работы на максимальном режиме.
«Маус» был неповторимой машиной. Конструируя свой «подвижный бункер», Фердинанд Порше применил множество уникальных конструкторских решений — как сомнительных, так и гениальных. Тем не менее, после войны работой Порше победители не заинтересовались. К концу 1945 года у американцев и британцев уже был опыт создания тихоходных тяжелобронированных исполинов, и ничего хорошего из этого не вышло. Хотя «Маус» оказался новинкой для англо-американской разведки, конструкция машины базировалась на технических решениях 1942–1943 гг., и таким танком восхищаться было уже поздно.