кто такой супервизор для психолога
Супервизия
Супервизия – это метод профессиональной подготовки, который помогает росту в дальнейшей карьере. Данный метод чаще используется среди психотерапевтов и психологов, а также в группах юристов, учителей, социальных работников и других специалистов. Зачастую это обмен воззрениями специалистов касательно определённого клинического случая. В этом значении рассматриваемый термин сходен с понятием «консилиум врачей». Буквально описываемый термин означает «надзор». Однако сегодня принято употреблять его в несколько ином смысле. Под термином «супервизия» ныне понимается «наставничество». Его можно считать ценностно-смысловым костяком любого специализированного психотерапевтического обучения. Итак, супервизия в психологии это раздел психотерапевтического образования, наряду с тренинговым анализом и теоретической подготовкой.
Что это такое
В сфере психотерапии рассматриваемый термин является способом подготовки, а также повышения квалификации молодых специалистов и терапевтов с багажом опыта.
Супервизия представляет собой разновидность консультирования практикующего психотерапевта (психолога) более сведущим коллегой в ходе профессиональной деятельности. Данный метод позволяет супервизируемому психотерапевту увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение. Направлен он на процесс психотерапии. Цель её в развитии навыков, умений, знаний, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности врача.
Супервизия даёт возможность психотерапевту рефлексировать и объединять собственные реакции, определённые психотерапевтические ситуации, личный опыт, объективные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности. В процессе такого наставничества малоопытный специалист осознаёт специфику собственной практики, пребывая в этой психотерапевтической ситуации, одновременно являясь конкретным человеком, имеющим субъективные поведенческие паттерны, личный опыт, приобретённые профессиональные навыки, знания.
Описываемый метод реализуется специально обученным психотерапевтом (супервизором), в обязанность которого входит наблюдение за психотерапевтическими сеансами и последующее обсуждение с супервизируемым коллегой определённых аспектов процесса психотерапии. При этом терапевт-супервизор обычно использует для разбора с последующим обсуждением запись сеанса либо располагается за специальной перегородкой или экраном, но иногда может присутствовать на терапии.
Не следует считать супервизию обучающим процессом в его прямом значении. Данный метод заключается в анализе работы психотерапевта, в результате чего специалист получает от коллег обратную связь. Результатом становится более объёмная и полная картина профессиональной практики, осознаются детерминанты возникших сложностей, освещаются сильные и негативные моменты своей работы, а также обозначаются дальнейшие направления терапевтической работы.
Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.
Индивидуальная супервизия являет собой разбор супервизором и психотерапевтом эпизода из практики последнего. Предметом анализа, а также последующего обсуждения служат личные доводы и профессиональное обоснование предпочтения определённой терапевтической стратегии, оценка эффективности такой стратегии.
Групповая супервизия являет собой длительный и в большей мере организованный процесс. Участниками его становятся наставник-супервизор и группа психотерапевтов. В ходе описываемого процесса анализируется опыт каждого участника. В основном за сеанс разбирается один случай, после чего участники и супервизор переходят к дискуссии. Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками психологической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.
Впервые наставничество было применено Фрейдом. Поэтому именно в психоанализе супервизия стала довольно востребована и получила широкое распространение.
Сегодня супервизия психолога консультанта применима во всех отраслях психологической помощи. При этом она осуществляется равным образом, как для начинающих, так и для практикующих психотерапевтов со стажем практики. Главная её цель заключается в оттачивании профессионализма, приумножении компетентности, нахождения собственного стиля работы, позволяя объединять профессиональные навыки, субъективный опыт. Помимо того наставничество способствует развитию умения отграничивать рабочий процесс, заключающийся в помощи клиенту, от собственных установок, переживаний касательно профессионального взаимодействия.
Зачем нужна супервизия
Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.
Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.
Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.
Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:
– улучшения понимания пациентов;
– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;
– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;
– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;
– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.
Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.
Можно выделить три ключевые функции наставничества:
– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;
– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;
– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).
Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант. Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества.
Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.
Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:
– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;
– проблемы самовосприятия и самопонимания;
– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;
– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);
– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.
Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании
Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании
На мой взгляд, супервизия в психологическом консультировании – вещь обязательная. Не потому что так обязывают правила и традиции обучения психологов в большинстве стран мира, а потому, что это – наиболее реальный способ научиться работать.
Почему это так, зачем нужна супервизия, отличаются ли супервизия и индивидуальная терапия психолога, для чего нужен психолог-супервизор, и что могу лично я предложить коллегам в плане супервизий – об этом и пойдет речь.
Навигация по статье «Приглашаем психологов на личную терапию и на супервизию в психологическом консультировании»
Зачем нужна супервизия в психологии?
Представьте: вас научили теории, на практике показали некоторые техники, вы их, возможно, тренировали в группе, и вам даже (бывает далеко не во всех вузах) помогли осознать ваши личные переживания в связи с этими техниками.
А конкретнее – вам удалось уловить связь между тем, что вы лично переживаете как человек, как личность (у которой не может не быть своих проекций, ожиданий, фантазий, травм и всего того, с чем работать придется всю жизнь) и вашим восприятием тех или иных методик, вашим поведением как терапевта, психолога.
Но уловить принципиальную связь — одно, а научится отслеживать свои собственные внутренние переживания, эмоции, уметь осознавать, как конкретно взаимодействует в этом процессе «мое» с «его, клиента» – совсем другое, и этому придется учиться. Ведь не сразу же, например, после объяснения теории автовождения и пары практических уроков, вы сели и поехали?
Нет, вам наверняка пришлось немало километров намотать по городу вместе с инструктором, чтобы привыкнуть видеть знаки, смотреть в зеркала, грамотно оценивать скорость, свою и чужую, расстояние до других участников движения и свое поведение на дороге.
Умение осознавать свои реакции именно в контакте с клиентом (параллельно не теряя способности осознавать и реакции клиента) – это та привычка, которую и помогает выработать психолог-супервизор.
Я много раз задавал себе вопрос – можно ли выработать эту привычку навсегда? Есть ли такое состояние, в котором супервизия для психолога, даже изредка, была бы уже не нужна?
И пришел к ответу, что вряд ли. Бывают длительные периоды работы, когда все идет вполне успешно, психолога не беспокоят никакие серьезные личные проблемы, он достаточно проработан в своей личной терапии, чтобы не натыкаться на одни и те же грабли не только в собственной жизни, но и с клиентами, и, казалось бы – чего еще желать?
Но даже в таких случаях, когда есть практика, опыт, собственная проработанность, всегда найдется клиент-вызов, всегда найдется трудный случай или, возможно, трудный именно для вас как для психолога.
На самом деле – это очень хорошо, что такие случаи находятся. Потому что в них есть многое – возможность осознать себя на новом уровне, мотив узнавать какие-то новые приемы работы, обратиться к более опытным коллегам, мотив искать, пробовать, прикладывать собственные творческие ресурсы, проработать еще не проработанные задачи.
Почему я считаю, что индивидуальная терапия для психолога – обязательна?
Мне хотелось бы в этой части остановиться на одном моменте: некоторые выпускники вузов всерьез считают, что индивидуальная терапия для психолога – вещь необязательная. Ну, подумаешь, есть проблемы – а у кого их нет?
Логика, которой они руководствуются, примерно такая: «Ну не было же у меня там каких-то ужасных травм? Никто не избивал, насилия не было, детство вроде вполне обычное, ну да, не клеится личная жизнь и уверенности не так чтобы хватает, но какие мои годы-то? Со временем рассосется…»
Но дело совсем не в «ужасных травмах» и не в том, что кто-то требует от психолога обязательно счастливой и устроенной личной жизни вот прямо по окончании вуза. Дело в другом. В умении встречаться со своими болезненными эмоциями. В умении контактировать с ними в присутствии другого и с другим по их поводу. В том, чтобы понимать – как чувствует себя клиент? Как работает психологическое консультирование и психотерапия именно изнутри?
Когда этого опыта нет, психолог не может знать, как работают те или иные методики. Психотерапия – не сборка механизма по инструкции. Если психолог избегает личной терапии, это означает, что внутри себя он отвергает саму клиентскую позицию, считает ее «ниже своего достоинства». Тогда как он относится к клиенту?
Я реально не знаю ни одной причины, по которой индивидуальная терапия для психолога оказалась бы не нужна.
«Нет проблем»?
Если вы успокаиваете (а точнее, обманываете себя) подобным способом, значит, вы не развиваетесь и не продвигаетесь на иные уровни осознанности и бытия. Наличие проблем (если вам не очень нравится это слово – назовем их задачами) означает мотив развиваться и повышать качество собственной жизни.
Если у вас нет этого мотива – что вы можете дать клиенту? Что будет чувствовать клиент рядом с тем, кто или не признает собственных задач развития или просто не развивается?
«Я достаточно проработан»?
Пока мы живы, вряд ли бывает достаточно. Это, опять же, про отсутствие развития, только по иной причине. Возможно, вы занимались собой и действительно смогли разгрузить основной багаж базовых травм. Но кто сказал, что по мере жизни не возникают новые задачи? Возможно, это про ваш страх перед чем-то новым, страх потерять некое устойчивое положение вещей? Как только вы решили остановиться на достигнутом – вы начали регрессировать. Человек – существо динамическое, он все время в движении. И если у него нет новых целей и новых препятствий – выходит, он уверенно деградирует, увы.
«Ну что мне могут сказать нового»?
Разве вы относитесь к психотерапии и консультированию как к волшебной таблетке? Не вам должны сказать новое, а вы – сами себе. И только вы можете этого захотеть. Ваш личный терапевт вряд ли обязан быть умнее вас по каким-то «объективным» критериям. Он должен лишь уметь предъявить вам вас самого, а от вас требуется только готовность это увидеть. Почему вы не хотите этого видеть – вопрос к вам.
«У меня достаточно знаний, я сам разберусь»?
Возможно, и разберетесь. Но тогда зачем работать психологом и доказывать другим, что это эффективно? Ваши потенциальные клиенты говорят именно это – «я сам разберусь». Зачем же их разубеждать и писать на форумах об эффективности психотерапии, вашего подхода и вас конкретно? А если вы считаете, что вся разница только в полученных знаниях – тогда отправляйте клиента учиться психологии. Вы имеете право рекомендовать клиенту только те способы, в которых уверены сами.
«Меня будут осуждать и критиковать»?
И такое я слышал от психологов. Если это ваш случай — остается только задать вопрос о вашем собственном отношении к клиентам. Надеюсь, всем читающим психологам известно о механизме проекции.
«Наверное, это еще не та проблема, в которую стоит вкладывать деньги»?
Тут оттенков много. От «она покажется терапевту незначительной» (опять проекции и домысливания) до «ну ведь все еще пока не критично». Однако, когда будет совсем плохо, возможно, вам понадобятся уже врачи. Не исключено, что это тоже будет ценный опыт, который приведет вас к пониманию того, на какой стадии развития проблемы стоит искать обратной связи о себе самом. Но стоит ли идти путем такого опыта – решать вам. Возможно, более экологично – действовать «на опережение», а не ждать, пока «гром грянет».
Понятно, что вышенаписанное не значит, что психологу придется ходить на терапию годами раз в неделю как на работу, причем всю жизнь. На все есть свое время, свои периоды, свои запросы.
Когда-то мы проживаем отрезки своей жизни, наслаждаясь полученными эффектами от всех наших предыдущих вложений в себя. Но когда-то все равно наступает новый этап, выходят на первый план новые потребности, а с ними и новые препятствия.
И именно препятствия позволяют нам лучше узнать самих себя. Стоит ли психологу избегать этого процесса? И отказываться от способа решения своих задач, который он сам же пропагандирует? – вам решать, что вы сами считаете наиболее логичным и обоснованным.
Я считаю личную терапию обязательным условием профпригодности психолога. И в своем проекте дистанционной психологической помощи онлайн, при обсуждении возможности совместной работы с коллегой-психологом, всегда интересуюсь фактом и количеством часов личной терапии.
Обсуждение возможности работы происходит только при минимальном, по моим меркам, количестве часов личной терапии у психолога, которое необходимо для того, чтобы выпускник психологического вуза мог прочувствовать это изнутри и разобраться со своим отношением к клиентской позиции, а также хотя бы начать разбирать свои основные задачи.
Индивидуальная терапия психолога и супервизия для психолога – сходства, различия, пересечения
Супервизия для психолога и индивидуальная терапия психолога часто пересекаются. Казалось бы, эти вещи легко разграничить, ведь индивидуальная терапия психолога не рассматривает его в качестве профессионала. Но может ли сам психолог вынести за скобки личной терапии свои переживания и как профессионала в том числе?
И наоборот, если, разбирая клиентский случай, психолог осознает свои реакции и прямую их связь со своими личными травмами, нерешенными проблемами, или вообще через призму клиентского случая узнает о том, что еще не решено и не проработано в нем самом, то можно ли в полной мере отделить одно от другого?
Но, тем не менее, различия провести можно.
В супервизии же вполне реально поставить задачу не только осознать самого себя в контакте с конкретным клиентом, но и получить взгляд другого специалиста на стратегии и техники терапии в отношении этого клиента. И психолог-супервизор, соглашаясь на подобный контекст работы, становится обязан предоставить коллеге свой взгляд, опыт, методы и стратегии терапии.
С супервизией же ситуация может быть более мягкой. Например, если принято в случае длительной терапии поддерживать отношения только с одним специалистом-психологом, то в случае супервизии психолог-супервизор может быть не один.
Психолог-супервизор также нередко совмещает несколько ролей – например, супервизорами выступают преподаватели, которые, с одной стороны, ставят оценки, принимают зачеты (и куда деться от неизбежностей аттестации при обучении?), с другой – ведут супервизорские группы и индивидуальные супервизии.
Бывает и так, что совмещаются роли «психолог-супервизор» и «работодатель». Такое нередко случается, когда опытный психолог начинает в рамках психологического центра, например, постепенно делегировать поступающих клиентов тем, кто еще начинает свой путь в профессии, параллельно повышая уровень своих сотрудников через супервизии и как бы передавая все то, чему он сам смог научиться, дальше.
Это выгодно всем сторонам – вчерашние студенты получают психологическую практику, которая развита и обеспечена именем и репутацией уже опытного психолога. Организатор же получает дополнительный доход, а также возможность решать более сложные профессиональные задачи (связанные с обучением других специалистов в супервизиях).
Что я предлагаю как психолог-супервизор и личный терапевт
В первую очередь, скажу, что супервизия для психолога и личная терапия для коллеги – два, все-таки, разных мира, на мой взгляд.
Если вы решили пройти у меня личную терапию – помимо осознания и решения ваших собственных задач вы вполне можете получить и обучающий эффект. Однако, запрос на личную терапию исключает (как минимум на этот период) наше сотрудничество как коллег.
Если в процессе нашей работы вам также захочется работать в моем проекте в качестве консультанта, мы сможем начать обсуждать эту тему только после завершения вашей личной терапии, при условии корректного завершения терапевтических отношений и некоторой паузы по времени.
Но если у вас нет никакого опыта и для начала есть потребность решить свои задачи – это вполне адекватный путь для начала профессиональной жизни. И я не могу не помнить о личном опыте в этой связи: все мои серьезные продвижения в отношении профессии происходили практически всегда после удачных личных процессов с хорошими терапевтами.
Не всегда это были долгосрочные запросы, но связь между какими-то позитивными сдвигами в профессии и различными формами консультирования и психотерапии, которые я запрашивал – осознаю очень хорошо.
Если у вас уже есть некоторый опыт консультирования и личной терапии, вы нуждаетесь в расширении практики и дальнейшем обучении – смогу быть вам полезным как психолог-супервизор.
Бывает, случается так, что запросы супервизии пересекаются с запросами личного характера. В таких случаях границы и рамки обсуждаются индивидуально, но, как правило, я лишь обозначаю возможное направление работы в личной терапии, которую вы вполне можете проходить у другого терапевта. А основной акцент делаю на осознание себя в работе с клиентом и на техники и стратегии терапии.
Что стоит знать обо мне в ракурсе терапии и супервизий
Некоторые ключевые сведения можно почерпнуть в разделе « о руководителе проекта ». Помимо этого добавлю еще несколько фактов:
И последнее: я провожу супервизии и индивидуальную терапию только в формате skype. Это будет особенно полезно тем, кто хочет перевести свою работу психолога в дистанционый формат и не быть жестко привязанным к месту и кабинету.
Что такое супервизия? Её место в психологии
В английском языке слово супервизия означает надзор. В психологии этот термин используется в более широком значении. Супервизия — это процесс наблюдения, курирование деятельности менее опытного терапевта. Старший коллега наблюдает за процессом его работы, отмечает достоинства наблюдаемого и его профессиональные недостатки, помогает исправлять недочёты. Супервизия подразумевает оказание поддержки специалистам так называемых «помогающих» профессий, требующих взаимодействия с людьми и их проблемами. Это один из важных этапов обучения неопытных психологов и терапевтов.
Возникновение супервизии
С тех пор как возникло такое явление, как психоанализ, стала ощущаться необходимость в супервизорской помощи. Оставаясь один на один с собой, без помощи более опытных коллег, терапевт рисковал оказаться в замкнутом круге мыслей, которые могли стать причиной нервного расстройства и срывов, а также существенно помешать нормальной и продуктивной работе. Первым явлением супервизии в литературе принято считать книгу Зигмунда Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».
На практике роль супервизоров исполняли психоаналитики терапевтов. В начале ХХ века в некоторых странах были созданы институты, которые на профессиональном уровне обучали будущих психоаналитиков. С развитием теории и практики психоанализа супервизирование было выделено в самостоятельную отрасль психоанализа, так как стала очевидна необходимость отделять личные переживания от историй пациентов. В настоящее время в некоторых странах уже существуют специальные школы, готовящие супервизоров первого и второго порядка (супервизоры для супервизоров).
В середине ХХ века процесс супервизии заключался в изучении записей психоаналитических сессий. С развитием психологии совершенствовалось также явление супервизии. Сегодня для неё используются все достижения техники — аудиозаписи сеансов, общение по скайпу, видеосъемка. Такой подход позволяет супервизору проводить анализ деятельности супервизируемого, не присутствуя на сеансе. Это значительно облегчает работу, ведь редко какой пациент согласиться рассказывать о своих сокровенных переживаниях перед большой аудиторией.
Современная супервизия все чаще опирается не только на мировосприятие и философию супервизора, но также на его чувства, ощущения, позволяющие ему осознавать себя «здесь и сейчас». Таким образом, расширяется арсенал супервизора, для более полного анализа деятельности супервизируемого.
Так как супервизия является сотрудничеством профессионалов, в ней всегда есть место творческому началу. Её больше не связывают с каким-нибудь определённым направлением или теорией в психоанализе, предпочитая гармонично объединять техники из разных школ. Такой подход получил название «эклектической» модели.
Что такое супервизия?
В психологии супервизию понимают как один из методов преддипломной подготовки будущих специалистов, а также профессиональное наблюдение и помощь малоопытным терапевтам: психиатрам, психологам, тренерам.
Супервизия направлена на развитие и улучшение теоретических и практических знаний терапевта в различных областях его деятельности (например, клинической психологии, психотерапии). Супервизоры проводят консультации и анализ поведения супервизируемых, оценивают эффективность и уместность выбранных ими методов.
При этом супервизию нельзя считать полноценным учебным процессом или формой обучения, при которой опытный специалист делится знаниями о тонкостях профессии, используемых методиках и практиках. При обучении, между учителем и обучающимися устанавливаются особые отношения, в которых существенное значение придаётся прямым указаниям опытного специалиста и его вмешательство в деятельность ученика. При супервизии между супервизором и супервизируемым устанавливаются отношения иного рода, направленные на сотрудничество и развитие. Супервизор не контролирует деятельность супервизируемого, а обучает его при помощи консультаций.
Также супервизия не может считаться психотерапией для супервизируемого. Его личные переживания и проблемы в частной жизни не входят в сферу интересов и задач супервизии и могут использоваться только в тех случаях, когда существенно влияют на профессиональную деятельность супервизируемого. Смешение супервизии и психотерапии может свести на нет все усилия супервизора и серьёзно повредить процессу. В том случае, если супервизируемому необходима помощь психотерапевта, ему нужно обратиться к другому специалисту, а не своему супервизору.
Функции супервизии
Супервизия — это не только наблюдение и работа над ошибками, но и обучение специалиста. В этом контексте супервизия направлена на то, чтобы научить супервизируемого различным тонкостям профессии.
Супервизия становится существенным источником поддержки как для начинающих терапевтов, так и для опытных психологов.
В психологии выделяют три основные функции супервизий:
Основное внимание в супервизии фокусируется на нескольких главных моментах:
Основная задача супервизора — оказание поддержки и профессиональное консультирование менее опытного специалиста (психолога, психотерапевта, коуча, тренера), помощь в оценке и анализе его профессиональной деятельности. Он не контролёр и учитель, а консультант и помощник. Супервизору важно соблюдать дистанцию с супервизируемым, определяемую задачами супервизии.
Встречаясь во время работы с пациентом с разнообразными конфликтами и сложностями, малоопытный терапевт сталкивается с внутренними конфликтами и защитными реакциями собственной психики. Помощь опытного супервизора не только помогает изучить новые тонкости профессии, но и даёт возможность терапевту развиваться, как специалисту.
Стадии супервизии
Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.
На протяжении всех этапов супервизии необходима особая чуткость супервизора ко всем возможным проявлениям, сложностям и проблемам, возникающим у супервизируемого, умение направлять его развитие тактично и уверенно.
Формы супервизий
Супервизия может проводиться в нескольких формах, в зависимости от необходимости и поставленных перед ней задач. Каждая форма обладает своими особенностями и преимуществами. В психологии разделяют две формы супервизий:
Индивидуальная
Индивидуальная супервизия, как понятно из её названия, предполагает личную работу супервизора с супервизируемым. При такой форме работы супервизор непосредственно включается в работу подопечного, однако, существует опасность того, что супервизируемый попадёт в зависимость от своего супервизора. Для избегания этой опасности супервизору необходимо строго следовать поставленным задачам супервизии, не забывая, что её цель — консультирование для обучения, а не контроль. Особенно важно это становится при работе с личными проблемами супервизируемого.
Групповая
При групповой супервизии работа ведётся одновременно с несколькими супервизируемыми. Как правило, размер группы не превышает количества 4–7 человек. Работа в группе позволяет использовать более широкий опыт практики. Её преимуществом также является наличие обратной связи от других участников, которая стимулирует развитие профессиональной идентичности супервизируемых.
Понимание, что такое супервизия и как она помогает в работе — очень важно для правильной постановки целей и эффективной работы супервизора и супервизируемого. Супервизия необходима не только начинающим терапевтам, но и профессионалам. Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики.