кто такой сунь цзы
Сунь-цзы
Это статья о китайском стратеге и военачальнике Сунь Цзы. Об одноименном китайском математике см. Сунь Цзы (математик).
Исторические факты
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было У. Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хо Люйу в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После это все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое царями династии Чжоу, а царь Хо Люй вошёл в состав «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».
7 афоризмов из трактата «Искусство войны» Сунь-цзы
Сунь-цзы — выдающийся китайский стратег и мыслитель, живший предположительно в VI — V вв. до н. э. Он был автором знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны». Биографические данные о нем записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Известно, что Сунь-цзы родился в царстве Ци и служил наемным полководцем у князя Хэлюю в царстве У.
«Искусство войны» — это самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. Его изучают в военных академиях и бизнес-школах по всему миру, многие выдающиеся лидеры вдохновлялись этим трудом.
Мы выбрали из него 7 цитат:
Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.
Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма.
Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются; бывают повеления государя, которых не выполняют.
О мастерстве полководца судят по старательности его подчиненных.
Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.
Мудрый воин избегает битвы
Войну следует вести быстро во избежание экономических потерь: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу ещё до того, как вражеская угроза становилась реальной».
«Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать.
Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад.
Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия.
В этом случае не будет врага, и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника. Недооценка противника повредитмоему сокровенному средству [дао]. В результате страданий те, кто скорбит, одерживают победу.»
Лучшие цитаты из книги Сунь Цзы «Искусство войны»:
«Мудрый воин избегает битвы».
«До начала конкретных действий нужно держать в тайне расположение сил и последовательность спланированных событий».
«Проявляй вовне смирение и подчинение, чтобы вызвать высокомерное к себе отношение противника».
«Вызывай разногласия и разобщённость в среде противника».
«Лидер ведёт примером, а не силой».
«Воин, который готов сражаться, также должен быть готов умереть».
«Все войны основаны на обмане. Следовательно, когда мы способны атаковать, мы должны казаться неспособными; используя наши силы, мы должны казаться неактивными; когда мы рядом, мы должны заставить врага поверить, что мы далеко; когда далеко, мы должны заставить его поверить, что мы рядом ».
«Выглядите слабыми, когда вы сильны, и сильными, когда вы слабы».
«Будьте чрезвычайно тонки, даже до бесформенности. Будьте чрезвычайно таинственны даже до безмолвия. Таким образом, вы можете быть директором судьбы противника».
«Построй противнику золотой мост, чтобы он отступил».
«Можете ли вы представить, что бы я сделал, если бы мог сделать всё, что мог?»
«Тщательно сравните противоборствующую армию с вашей собственной, чтобы вы могли знать, где сила избыточна, а где она недостаточна».
«Сконцентрируй свою энергию и копи свои силы».
«Исправьте свою ошибку, как только найдёте её».
«Не сражайтесь с более сильным врагом, чем вы. И если это неизбежно, и вы должны вступить в бой, то убедитесь, что вы задействовали его на своих условиях, а не на условиях вашего врага ».
«Не повторяйте тактику, которая принесла вам одну победу, но позвольте вашим методам регулироваться бесконечным разнообразием обстоятельств».
«Не цепляйтесь за мир, используйте его. Гибкость является действующим принципом в военном искусстве ».
«Привлекайте людей тем, что они ожидают; это то, что они могут различить и подтверждает свои прогнозы. Это устанавливает их в предсказуемые схемы реагирования, занимая их умы, пока вы ждете необычного момента — того, чего они не могут предвидеть ».
«Даже самый тонкий меч, погруженный в соленую воду, в конечном итоге будет ржаветь».
«Каждое сражение выигрывается до того, как оно состоится».
«Великолепных результатов можно достичь малыми силами».
«Тот, кто благоразумен и поджидает врага, который не победит, будет победителем».
«Тот, кто знает вещи и в бою применяет свои знания на практике, победит в битвах. Тот, кто их не знает и не практикует, наверняка будет побежден».
«Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда нет, победит».
«В отчаянной ситуации и обстоятельствах, не отчаивайтесь. Когда есть всё, чего бояться, не бойся. Когда окружен опасностями, не бойся ни одного из них. Когда без ресурсов, зависит от находчивости. Когда удивишься, возьми врага врасплох».
«Если он посылает подкрепление везде, он везде будет слабым».
«Если враг откроет дверь, вы должны мчаться внутрь».
«Если разум желает, плоть может продолжаться и продолжаться без многих вещей».
«Если вы знаете врага и знаете себя, вам не нужно бояться результата сотен сражений. Если вы знаете себя, но не врага, за каждую победу вы также будете терпеть поражение. Если ты не знаешь ни врага, ни себя, ты будешь погибать в каждой битве».
«Если вы подождете у реки достаточно долго, тела ваших врагов проплывают мимо».
«Посреди хаоса есть ещё и возможность».
«Легко любить своего друга, но иногда самый сложный урок — любить своего врага».
«Более важно перехитрить своего врага, чем победить его».
«Держи своих друзей ближе, врагов ещё ближе».
«Обдумай и ещё раз обдумай, прежде чем сделать ход».
«Притворись неполноценностью и поощряй его высокомерие».
«Награды за хорошее обслуживание не должны откладываться ни на один день».
«Разбуди его и узнай принцип его действия или бездействия. Заставь его раскрыться, чтобы найти уязвимые места.
«На войне путь состоит в том, чтобы избегать сильных и наносить удары по слабым».
«Стратегия без тактики — самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это шум перед поражением».
«Искусство войны имеет жизненно важное значение для государства. Это вопрос жизни и смерти, путь к безопасности или к гибели. Следовательно, это предмет исследования, которым нельзя пренебрегать».
«Эксперт в бою двигает врага, и он не перемещён им».
«Величайшая победа — это то, что не требует битвы».
«Успешный человек обладает необычным умением справляться с конфликтами и обеспечивать лучший результат для всех».
«Высшее искусство войны — покорить врага, не сражаясь».
«Ценность времени, заключающаяся в том, что он немного опережает своего оппонента, часто даёт большее преимущество, чем превосходные цифры или большие ресурсы».
«Весь секрет заключается в том, чтобы запутать врага, чтобы он не мог понять наших настоящих намерений».
«Есть дороги, по которым нельзя идти, армии, на которые нельзя нападать, города, которые нельзя осаждать, позиции, которые нельзя оспаривать, команды суверена, которым нельзя подчиняться».
«Нет случая, чтобы нация извлекла выгоду из длительной войны».
«Те, кто победил, планируют эффективно и решительно меняются. Они как великая река, которая поддерживает своё течение, но регулирует её течение».
«Существует не более пяти музыкальных нот, но комбинации этих пяти дают больше мелодий, чем когда-либо можно услышать. Существует не более пяти основных цветов, но в сочетании они дают больше оттенков, чем когда-либо было видно. Существует не более пяти основных вкусов, но их комбинации дают больше вкусов, чем когда-либо.»
«Таким образом, мы можем знать, что для победы есть пять основ:
он победит, кто знает, когда сражаться, а когда не сражаться. Он победит, кто знает, как справиться как с высшими, так и с низшими силами. Он победит, чья армия одушевлена тем же духом во всех её рядах. Победит тот, кто имеет терпение и приготовившись, ждёт, чтобы взять врага неподготовленным.
Победит тот, кто обладает военным потенциалом и ему не мешает суверен».
«Чтобы знать своего врага, ты должен стать врагом».
«Относись к своим людям так же, как к своим любимым сыновьям. И они последуют за вами в самую глубокую долину.
«Конечное превосходство заключается не в победе в каждой битве, а в победе над врагом, никогда не сражаясь».
«Победоносные воины сначала побеждают, а потом идут на войну, а побежденные воины сначала идут на войну, а затем стремятся победить».
«Победа приходит от поиска возможностей в проблемах».
«Победа предназначена для тех, кто готов заплатить её цену».
«Слабое руководство может разрушить самую разумную стратегию; принудительное выполнение даже плохого плана часто может принести победу».
«Самое важное в войне — это невероятная скорость: нельзя упускать возможности».
«То, что древние называли умным бойцом, это тот, кто не только побеждает, но и легко побеждает».
«Когда человек относится к людям с доброжелательностью, справедливостью и праведностью и обретает доверие к ним, армия объединится, и все будут рады служить своим лидерам».
«Вы можете помешать врагу победить вас с помощью защиты, но вы не можете победить его, не перейдя в наступление».
«Вы не можете знать, будете ли вы успешны или нет. Вы можете только подготовиться к битве, и это должно быть сделано всем вашим сердцем и всем вашим сознанием. Таким образом, у вас будет преимущество ».
«Ты должен верить в себя.»
Война в книге Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия, поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания воинского духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Согласно книге, следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.
Сунь-цзы
В этом китайском имени фамилия (Сунь) стоит перед личным именем.
Эта статья — о военном стратеге Сунь Цзы. О математике см. Сунь Цзы (математик).
Не следует путать с философом Сюнь-цзы, также известным как Сюнь Куан.
Сунь-цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь sūnzǐ, Чжэнчжан: [*suːns ʔslɯʔ]; при рождении Сунь У, второе имя Чжанцин) — китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
Традиционно даты жизни Сунь Цзы датировали 544—496 годами до н. э. Однако найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань новый расширенный вариант труда Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403 до н. э.). А результаты ряда позднейших исследований, проведённых как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что Сунь-цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню, жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств. Ещё одним историческим прототипом Сунь-цзы называют У Цзысюя.
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было «У». Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемого царями династии Чжоу, а царь Хэлюй вошёл в состав «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».
Сунь Цзы написал по просьбе князя Хэлюя трактат о военном искусстве, традиционно называемый «Искусство войны» (переводы Н. И. Конрада, В. А. Шабана, В. В. Малявина). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).
«Искусство войны» Сунь-цзы в виде «бамбуковой книги»-цзяньду времён императора Цяньлуна (1736—1795). Из собрания Калифорнийского университета в Риверсайде.
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Сунь Цзы и его книга «Искусство войны»
Сунцы, также известный как Сунь-Цзы, — высокопоставленный военный, генерал и стратег в древнем Китае. Его называют великим учителем стратегии всех времён. Настоящее имя Сунь-Цзы было Сунь У. Он родился в 535 г. до н. э. Он был дворянином в царстве Ци исторического периода «Весны и Осени».
Сунь-Цзы и его книга «Искусство войны». Иллюстрация: SM Yang/Великая Эпоха
После войны он бежал в королевство У и жил там затворнической жизнью, посвятив себя изучению военного искусства. «Искусство войны» является ценным китайским военным трактатом, который написал Сунь-Цзы для правителя королевства У.
Однажды монарх вызвал Сунь-Цзы и сказал:
«Вы написали тринадцать глав „Искусства войны“, и теория в каждой главе кажется вполне совершенной. Однако это только теория, и никто не знает, может ли она быть применена на практике».
Сунь-Цзы ответил королю:
«Вы можете дать указание и позволить мне показать мои теории в действии? Тогда вы сможете понять „Искусство войны“». Король сразу же собрал в своём дворце 180 наложниц. Сунь-Цзы разделил их на две команды и назначил двух любимых наложниц правителя командирами отрядов. Вначале наложницы не относились к этому серьёзно и не следовали инструкциям Сунь-Цзы, поэтому отряды выполняли команды хаотично, сколько бы Сунь-Цзы не учил их.
Снова и снова Сунь-Цзы просил, чтобы наложницы не принимали это как шутку, и предупредил их, чтобы они не совершали ошибок, иначе будут наказаны. Однако они только смеялись и не обращали внимания на Сунь-Цзы.
Сунь-Цзы сердито посмотрел на «командирш» и сказал:
«Вы, командиры, не выполняли своих обязанностей и должны быть наказаны». После этого двух наложниц по военным законам казнили.
Потеря двух наложниц расстроила правителя, и тот решил прекратить учения. Сунь-Цзы был разочарован и сказал ему:
«Вы готовы сражаться только на словах и не намерены готовить армию».
В конце концов монарх понял, что Сунь-Цзы был действительно выдающимся знатоком военного искусства. Сунь-Цзы был назначен главнокомандующим. Он разгромил царство Чу и нанёс поражение царствам Ци и Цзинь.
Сунь-Цзы прославился не только военными подвигами, но и создал ряд теорий военного искусства, в котором особо выделяется изложенная в книге «Искусство войны». 13 глав в полной мере отражают концепции ведения войны.
«Искусство войны» охватывает почти все военные теории, такие как стратегия, психология, метеорология, топография и т. д. Кроме того, книга также затрагивает вопросы политики, экономики, истории, философии, литературы и естественных наук. Поэтому все китайские политические деятели, стратеги, философы и писатели придают книге большое значение.
Более того, эта теория распространилась по всему миру. Ещё при династии Тан книгу начали изучать в Японии. В настоящее время теории и идеи «Искусства войны» часто используются в процессе принятия решений в современном бизнесе и социальном управлении.
Согласно «Искусству войны», наивысшее достижение вооружённых сил — «покорять другие армии не в бою». Это означает, что лучшая победа достигается без кровопролития.
Сунь-Цзы описывает «меры предосторожности на войне». Он отметил:
«Война является важным национальным событием и имеет серьёзные последствия не только для отдельных людей, но и для выживания нации. Поэтому мы должны быть осторожными и сначала должны рассмотреть, уместно ли начинать войну с другими странами».
Кроме того, он предупредил, чтобы правители и генералы страны не начинали войну только из-за гнева. С его точки зрения, люди должны дважды подумать, прежде чем начать войну, и принимать решение исходя из интересов своего народа.
Изучая эту книгу, многие люди в истории поняли, как улучшить свою жизнь путём улучшения добродетели. И правители и придворные научились управлять делами достойно. Сегодня лидеры в различных сферах руководствуются «Искусством войны» в вопросах стратегии и управления.