кто такой стартап менеджер

Как зарабатывают стартаперы: кто это и чем они занимаются?

кто такой стартап менеджер

О стартаперах ходит много легенд и слухов. Кто-то считает, что стартап – это способ быстро и легко сделать много денег, кто-то в это не верит. Мы постарались собрать объективную информацию по теме и рассказать вам, сколько на самом деле получают основатели стартапов и каким образом они зарабатывают на жизнь.

В этой статье мы расскажем, кто такие стартаперы и чем они занимаются. Из каких источников формируются их доходы. Объясним простыми словами, чем стартап отличается от обычного бизнеса. Читайте статью до конца – будет много полезной информации.

Кто такие стартаперы и чем они занимаются?

Говоря простыми словами, стартап – это новый бизнес, как правило, инновационный. Его цель – что-то усовершенствовать или придумать новый продукт, который будет пользоваться огромным спросом.

Стартапер – это основатель такой компании. Человек, работающий над реализацией уникальной идеи. Чаще всего это не один человек, а команда единомышленников во главе с лидером.

В команде каждый занимается своим направлением. Один работает над идеей и просчитывает возможности ее развития. Другой разрабатывает бизнес-план, ищет рынки сбыта и оценивает экономические перспективы. Отдельный человек ищет инвесторов, готовых дать деньги на развитие бизнеса.

Отличия стартапа от обычной компании

Если говорить кратко, то основные отличия заключаются в следующем:

Использует готовые, проверенные временем бизнес-модели и технологии. Может их немного усовершенствовать для получения конкурентных преимуществ.

Создает новые технологии, продукты, услуги, заранее определить спрос на которые затруднительно.

Цель – максимальная прибыль.

Цель – стать монополистом в новой нише, на новом рынке, с новым продуктом.

Основная задача – быстро выйти на окупаемость.

Основная задача – проверить спрос на инновационный продукт и, если спрос имеется, начать быстро расти. Наличие прибыли при этом не важно.

Должен быстро выйти на окупаемость.

Может годами генерировать убытки, если инвесторы готовы давать деньги стартаперу.

Средний уровень риска. Треть компаний закрываются в первые 3 года существования.

Высокий уровень риска. 90% стартапов терпят неудачу и закрываются в течение трех лет.

Для развития бизнеса могут привлекаться кредиты банков.

Как правило, стартаперов финансируют венчурные инвесторы и фонды. На ранней стадии могут привлекаться средства родственников, друзей, бизнес-ангелов. В России стартаперы часто получают деньги от около государственных структур.

Говоря простыми словами, стартапер – это инноватор, предприниматель, он хочет создать новый продукт, который до него никто не делал. Есть люди, которые серийно занимаются созданием инновационных предприятий. Глядя на них, кажется, что стартапер – это новая профессия, хотя на самом деле это не так.

Какие роли выделяют среди стартаперов?

Как правило, стартап создает команда. Опишем кратко роли каждого участника:

Создание инновационного продукта или технологии. Пример производственника – Стив Возняк (спроектировал персональный компьютер Apple I).

Определяет, кого может заинтересовать новый продукт, кто его будет покупать и почему, обеспечивает вывод продукта на рынок и формирует спрос на него. Пример маркетолога – Стив Джобс.

Привлечение инвестиций и финансовое планирование. Задача финансиста – добиться того, чтобы деньги не кончились раньше времени, необходимого на становление стартапа.

Считается, что одному человеку сложно совместить все три роли. Однако бывают команды, где один из стартаперов берет на себя две роли из трех. Таким образом минимальное число основателей в команде равняется двум.

Как и на чем зарабатывают стартаперы?

Стартапер создает инновационный бизнес, чтобы заработать. Есть три способа заработка в этой сфере:

Работать в стартапе как наемный сотрудник и получать зарплату. Говоря простыми словами, стартапер может трудиться директором, разработчиком или кем-то еще и получать за эту работу деньги.

Как правило, на ранних стадиях развития проекта единственный источник дохода для стартапера – это зарплата в созданном им бизнесе. Речь может идти о разных суммах, о чем мы расскажем ниже.

Сколько зарабатывают стартаперы?

Как правило, стартаперы начинают зарабатывать, когда их проект получает инвестиции и у них появляется возможность платить себе зарплату. Обычно инвесторам нужен какой-то прототип будущей технологии, программы или чего-то еще, чтобы решить, давать деньги или нет. На этапе проектирования и сборки прототипа доходы стартаперов равны нулю и зачастую в проект приходится вкладывать собственные средства.

Когда инвестиции получены, стартапер может назначить себе зарплату, соответствующую занимаемой должности и квалификации. Конечно, с согласия инвесторов. Таким образом назначить себе огромную зарплату не получится, но рыночную или около того – вполне реально.

Все становится интереснее, когда стартап продают другой компании или выводят на IPO. В этом случае основатель может получить значительное денежное вознаграждение, которое может составлять от десятков до сотен миллионов долларов и даже миллиардов.

Примеры успешных в Рунете стартапов – это компания Яндекс, ВКонтакте, Одноклассники, Geekbrains.ru, Нетология. Из известных фрилансерам проектов – это FL.ru (продан структуре Северсталь). Когда-то эти компании были стартапами, некоторые продолжают активно расти и на текущий момент.

Как стать стартапером и придумать идею стартапа?

Для защиты инновационной идеи ее можно запатентовать. Иначе есть риск, что вашу идею украдут и реализуют без вас. Чтобы избежать такого риска, проконсультируйтесь с юристами, как правильно оформить документы на ваше ноу-хау.

Советы для начинающих стартаперов

Будьте честны и обязательны перед собой и перед другими. Говорите правду. Всегда исполняйте свои обещания.

Мы разобрались, кто такие стартаперы и чем они занимаются, как сделать первые шаги в этой профессии, где искать инвесторов и каким образом развивать свое дело. Если вам интересно развивать инновационные компании, возможно, этот способ заработка именно для вас.

Источник

Как стать менеджером продукта без опыта?

Вдохновение попробовать себя в качестве менеджера продукта может посетить любого члена команды. Обязательно ли для этого иметь специальное образование, если такое вообще найдется в ближайшем доступе? И достаточно ли просто “горящих глаз” и большого желания, чтобы стать успешным product manager? Истории многих крупных компаний и стартапов показывают, что можно.

кто такой стартап менеджер

Руководители продуктов — это профессионалы, которые работают с продуктом и для продукта от стадии формирования идеи до релиза и пострелизных активностей. Такие специалисты играют ключевую роль в разных по масштабу и уровню компаниях, часто выполняя смежные обязанности, в том числе, в области маркетинга.

Сегодня широко доступна статистика, которая показывает, что менеджеры продуктов часто зарабатывают наравне или даже больше разработчиков. Причем, для этого не обязательно “стучаться” в компанию в качестве джуниора. Многие успешные PM сразу “дорастают” до уровня собственника продукта (product owner) или директора по продукту (product director).

Что нужно для успешной карьеры product manager?

Маловероятно, что в детстве мечтают стать менеджером продукта. Более того, вряд ли в ближайшем университете или колледже найдется классическая дисциплина. Зато сегодня очень популярны различные курсы, семинары, с каждым годом появляется все больше интересных книг и кейсов от крупных компаний, подготовленных специально для развития PM.

У вас может не быть изначального бэкграунда и достаточного опыта для карьеры product manager. Практика показывает, что, вероятнее всего, к управлению продуктами приходят в трех случаях:

Обычно руководители компаний и менеджеры по персоналу, нанимающие менеджера продукта, обращают внимание на три аспекта:

Профессиональные навыки менеджера продукта

Профессиональные навыки для менеджера продукта — это набор умений из разных областей. Многое из такого must-have списка приобретается с опытом и годами. Вот некоторые важные области, в которых нужно ориентироваться PM на самом старте своей карьеры:

Как менеджеры продуктов отличаются в стартапах и крупных компаниях?

Product manager в стартапе

PM в стартапе может одновременно отвечать за обнаружение спорных вопросов, подготовку фич, ценообразование, вопросы поддержки, маркетинг и продажи.

Здесь важно всегда быть готовым к частым изменениям и уметь быстро принимать другое направление, так как компания работает на высококонкурентном продуктовым рынке и учится становиться масштабнее.

Product manager в крупной компании

Здесь менеджеры по продуктам могут иметь более узкую специфику работы и часто делегировать задачи. PMы в крупных компаниях, чаще всего, являются частью большой команды менеджеров.

10 советов для менеджеров продуктов без опыта

Чем больше исследований — тем лучше

Об этом потенциальному менеджеру продукта стоит подумать еще накануне собеседования на позицию product manager. Важно детально изучить отрасль, историю продукта (если такая есть), конкурентов и целевую аудиторию.

Чем больше вы изучаете продукт и все, что с ним связано, тем легче вам будет “стать на ноги” в карьере.

Попробуйте продукт

Если вы хотите лучше понять продукт или сервис, попробуйте его самостоятельно. Для менеджеров, работающих с потребительскими товарами и продуктами, очень важно знать максимально много о продукте, который они предлагают. Важно ежедневное взаимодействие с продуктом и “испытание” всех обновлений.

Если вы работаете с продуктами B2B или B2C, попросите доступ к демо-версии. Обычно такой доступ могут открыть sales-менеджер или команда поддержки.

Знайте глобальные цели руководства

Это не требует полного принятия жизненной философии вашего босса. Никто не любит подражателей. Однако попытка разузнать больше про личные ощущения и впечатления о продукте, цели и перспективы могут помочь сформировать общую командную позицию по разным вопросам.

Общайтесь с клиентами

Не ограничивайте себя в общении с клиентами напрямую. Иногда дружественно настроенные действующие клиенты, которые долгое время используют продукт, могут предоставить полезную обратную связь, предложить интересную идею или вовремя выявить боль. Такое взаимодействие может быть использовано на будущих этапах дорожной карты.

Подружитесь с менеджером по продажам

Конечно, развивать коммуникацию следует со всеми членами команды. Например, project manager — это человек, который быстрее всех сможет познакомить с внутренними проектами, он должен тесно сотрудничать с QA и разработчиками. В свою очередь, sales-менеджеры ближе к клиентам и лучше знают рынок с технической стороны. Специалисты по продажам смогут посвятить вас в то, как активные клиенты используют продукт в повседневной жизни. Этот опыт даст глубокое понимание продукта, продемонстрирует все сильные и слабые его стороны.

Попробуйте себя в поддержке

Проведите несколько дней, а лучше неделю, отвечая на звонки и письма клиентов и решая их проблемы. Пусть это будет 30, 50 или даже 100 обращений, с которыми вы попытаетесь справиться самостоятельно. Конечно, рядом должен быть компетентный сотрудник для решения сложных ситуаций.

Знайте конкурентов

Перед первым собеседованием с представителем продукта, обязательно поинтересуйтесь текущим положением основных конкурентов. Изучите их последние обновления и актуальные предложения, реакцию рынка.

Запланируйте участие в доступных конференциях и других полезных ивентах

В первые месяцы работы с продуктом у вас наверняка не будет времени для внешних профессиональных событий. Но когда ситуация “войдет в колею”, начните поиск полезных мероприятий, которые смогут обеспечить вас новыми профессиональными знаниями и контактами.

Читайте и изучайте

Ничто не научит вас лучше, чем собственный опыт. Только ваши собственные идеи, ошибки и достижения дадут уверенность в работе с новым продуктом. Однако часто заимствованный опыт и теория могут также привести к блестящим решениям. Сегодня в широком доступе классические издания о product management и новинки, интересные статьи и продуктовые блоги, где всегда можно черпать полезную информацию. Не лишним будет подписаться на профильные группы в соцсетях.

кто такой стартап менеджер

Профессиональные инструменты

Будучи новоиспеченным менеджером продукта, вам определенно понадобится удобный и дружелюбный сервис с инструментами для управления целями и задачами, планированием, системой отчетности и работой с удаленными сотрудниками.

Очень важно всегда иметь под рукой универсальный роадмап, которым можно поделиться с командой для синхронизации.

Важным функционалом для менеджера продукта является управление бэклогом. Грамотная работа с очередностью задач поможет избежать нарастания бэклога, упорядочить идеи и спланировать итерации.

кто такой стартап менеджер

Заключение

Самое интересное в профессии менеджера продукта то, что здесь нет идеального пути развития, а также нет значительных препятствий, которые могут помешать любому претенденту стать успешным PM. Роль product manager в команде сегодня — это престижное и востребованное поле деятельности, где вы можете оказать реально ощутимую пользу и влияние.

Очень часто хороший менеджер продукта — это самоучка. Если вы серьезно относитесь к управлению продуктом, то, слушая, запоминая и практикуя, вы быстро научитесь всему, что требует эта профессия.

Источник

Как руководить стартапом — пособие для начинающих предпринимателей

кто такой стартап менеджер

Максим Спиридонов, сооснователь компании «Нетология-групп», и Вячеслав Макович, сооснователь AAA Trust, написали книгу, которая точно будет полезна начинающим бизнесменам, — «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Мы публикуем отрывок из нее, где говорится о принципах руководства проектом и портрете эффективного управленца.

Принципы

Единственно работающее воспитание сотрудников — лич­ный пример.

кто такой стартап менеджер

Портрет эффективного управленца стартапа:

Руководитель должен меняться по мере роста стартапа или менять себя на другого человека.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Практика

Шаг 1. Определить бизнес-процессы

Часто, особенно на начальном этапе, основатели бизнесов сами берут на себя руководство проектом и выполнение клю­чевых операционных задач. На начальном этапе это нормаль­ная и нередко единственно возможная практика, но уже сей­час вы должны строить работу так, чтобы в перспективе иметь возможность передать эту функцию, как и любую другую.

Вам необходимо как можно раньше создать организаци­онную структуру с ролями, целями и обязанностями. Сде­лайте это, даже если в компании работает только два чело­века.

Шаг 2. Создать должностные инструкции для каждого сотрудника

Для этого необходимо разделить выявленные бизнес-про­цессы по конкретным должностям и прописать должност­ные инструкции, а также план обучения новых сотрудни­ков.

Должностная инструкция включает:

— чем будет заниматься сотрудник (действия, выра­женные в глаголах — разрабатывает, организует, контролирует, создает и т. д., 10—12 пунктов);

— как быстро он должен отвечать на рабочие вопро­сы (например, по электронной почте в течение 24 часов, на сообщения в Slack — в течение 2 часов);

— что дополнительно должен делать сотрудник (на­пример, оптимизировать рабочие процессы для ускорения решения задач и создавать базу знаний по направлению).

Чтобы понять, какая команда вам необходима, нужно оце­нить специфику и трудоемкость бизнес-процессов.

кто такой стартап менеджер

Если процесс напрямую не зависит от объема продаж (на­пример, составление плана продаж), следует оценить общую месячную трудоемкость данного процесса. Если же процесс напрямую зависит от объема производства или продаж (на­пример, выполнение определенных производственных опе­раций или встречи с клиентами), то следует рассчитать тру­доемкость производства одной единицы продукции или привлечения одного клиента и затем наложить это на пла­ны производства и продаж для получения месячной трудо­емкости данного процесса.

Исходя из получившейся трудоемкости определите количе­ство сотрудников, необходимое для выполнения каждой функ­ции (оно может быть не целым числом, в таком случае зада­чи, не требующие глубоких специальных навыков, можно рас­пределить между сотрудниками разных направлений). Количе­ство необходимых сотрудников можно оптимизировать, если отдать какие-то процессы сторонним специалистам или орга­низациям на аутсорсинг либо воспользоваться инструментами автоматизации или специальными интернет-сервисами.

Шаг 3. Обеспечить поддерживающие IT-решения

По состоянию на 2019 год для большинства диджитал-стартапов можно рекомендовать следующий набор решений по автоматизации бизнеса:

Шаг 4. Задать и поддерживать ритм коммуникаций

Лучший инструмент для поддержания ритма — ежеднев­ные и еженедельные короткие совещания.

Шаг 5. Больше делегировать

Делегирование — важнейшее умение для управленца. Легкого пути нет. Любой навык приходится оттачивать годами. Только делегируя, вы сможете выбраться из-под вала ежедневных задач и заняться тем, что вам действительно интересно, а для вашего дела — действительно важно.

Часто делегирование понимают следующим образом: «Найди кого-нибудь и просто скинь на него все задачи, ко­торые не хочешь делать сам». Такой подход приводит только к тому, что задачи не выполняются или выполняются непра­вильно. Действовать нужно терпеливо и вдумчиво.

Георгий Соловьев, основатель Skyeng

кто такой стартап менеджер

«Самый большой рывок случился, когда мы научились брать на руководящие позиции людей сильнее себя. Мы сделали это, потому что смертельно устали «микроменеджерить». Сначала мы звали людей из «Яндекса» и других больших компаний, за­ведомо считая, что там все крутые, но это оказалось не так. Нуж­но смотреть на человека, а не на лейбл.

Потом поняли, что схема «вот тебе деньги, приходи и сде­лай нам чудо» не работает. Постепенно мы научились внедрять топ-менеджеров в компанию, обучать, совмещать их сильные ка­чества с нашими возможностями, а не ждать от них чуда.

Три важных качества руководителя.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Источник

Менторы стартапов: кто они и для чего нужны?

Станислав Колесниченко, управляющий директор Skolkovo Ventures

Казалось бы, для развития, роста и жизни стартапа нужны две стороны: собственно, стартапер и инвестор. Но не всё так просто. На первых порах здесь очень даже пригодится ментор. Для аналогии: царь Филипп Македонский пригласил Аристотеля, чтобы тот воспитал должным образом его сына Александра. Аристотель стал ментором будущего покорителя половины мира: больше, чем учитель, шире, чем наставник, глубже, чем гувернёр.

Человек с такими функциями нужен и стартапу. Ментору необязательно быть рядом с вами в режиме 24/7, он не руководитель вашего бизнеса – это ваша задача, он – внешний консультант и будет достаточно дистанционно поддерживать связь, хотя не помешают еженедельные брифинги для прояснения позиций, построения планов и проверки прежде намеченного.

В сферу деятельности ментора входят: помощь в разработке эффективной стратегии развития и бизнес-плана проекта; принятие ключевых решений, касающихся развития проекта; обучение руководителей проекта ведению деловых переговоров, проведению встреч со своими партнерами или клиентами; формирование эффективной команды стартапа; помощь в поиске инвесторов. Предлагать ментору фиксированную сумму вознаграждения – не совсем эффективно для вас, привяжите его к результатам деятельности, через долю в проекте в виде опциона или процентах с привлечённых инвестиций или продажи продукта, как договоритесь.

Сложность в том, что не существует такой профессии и квалификацию ментора не подтвердить никакими верифицируемыми документами. Но кроме интуиции есть несколько приёмов, помогающих понять, способен ли тот или иной человек стать вашим ментором. Естественно, если в качестве такого вам кого-то настоятельно рекомендует ключевой инвестор – соглашайтесь. Хотя бы исходя из тех соображений, что инвестор вряд ли заинтересован в потере инвестиций и абы кого не предложит.

В остальных случаях в качестве ментора, как правило, выступает высококвалифицированный специалист, прекрасно разбирающийся в особенностях функционирования и развития стартапов. Не стесняйтесь выяснить уровень компетентности потенциального ментора, включая портфолио успешных проектов. Проверьте информацию. Не стесняйтесь, ведь вы доверяете ментору свой бизнес на крайне уязвимой стадии, когда посеянное зернышко может и не прорасти, а задача ментора – помочь добиться хорошего урожая.

Кто-то ищет через личные знакомства, иначе именуемые ныне нетворкингом, или через сайты, называемые стартап–акселераторами. Если вы выбрали этот путь, при обращении к акселератору обращайте внимание, как минимум, на три вещи: сферу деятельности компании-акселератора, эффективность отдачи, зафиксированную статистическими данными, и финансовые условия, на которые согласен ментор. Нижняя планка дохода начинающего ментора – от 50 000 рублей ежемесячно. Ещё один вариант – обратить внимание на программы инвестиционной менторской поддержки, например, Skolkovo Ventures, где своими знаниями, навыками и опытом развития стартапов делятся опытные эксперты в области привлечения денег и венчурных инвестиций для резидентов Сколково.

К слову, есть надежда, что в текущем году менторство в России обретёт статус официальной профессии. В менторе должны сбалансированно сочетаться следующие личные качества: гибкость, умение быть настойчивым в конкретных ситуациях, смелость, самодисциплина, работоспособность, стремление к достижению новых целей.

Команда – это важно. Если есть только вы и разработчики, то 90 процентов, что ничего не получится. Озвучим страшную правду: важнее разработчиков – команда грамотных управленцев, закрывающих все основные бизнес–функции стартапа как предприятия, не исключая профессионального маркетолога. Выясните, чем мотивировать ключевых членов команды, исходя из их собственной системы ценностей и приоритетов. Не все готовы с горящими глазами месяцами питаться дошираком ради светлого будущего.

Обязательно создайте работающий бизнес – план. Не для инвестора, для самого себя – как руководство к действию. Интуиция вещь хорошая, но, как правило, рядом с каждым вдохновенным визионером, добившимся успеха, был занудный партнёр, занимавшийся организационными, финансовыми и иными вопросами. Таким партнёром для вас и станет бизнес – план, за неимением лучшего.

Проработайте бизнес-модель стартапа, иными словами, определите, как всё устроено и должно функционировать, продумайте вопросы рабочей дисциплины, конечно, выматывать душу из сотрудников за пятиминутное опоздание не стоит, но и поощрять отсутствие на рабочем месте не стоит.

Некоторых ошибок и рисков можно избежать без ментора, на этапе запуска стартапа. Прежде всего, не надо пытаться создать что-то доселе невиданное и продать его, гораздо эффективнее разработать что-то, уже имеющее неудовлетворённый спрос, в качестве решения существующей проблемы. При оценке емкости рынка, уровня спроса и иных важных параметров, ориентируйтесь на аналоги в той же или смежных нишах. Очень важен личный опыт работы над проектами или предпринимательства – это поможет избежать многих ям и ловушек на дороге. Не ориентируйтесь на книги и фильмы про историю создания социальных сетей Twitter, Facebook или компании Apple – там многое упущено или отражено с искажениями, не говоря о том, что российская бизнес-среда совершенно иная. Открыв сразу собственный бизнес, можно из-за ошибок не дожить до выпуска на рынок готового продукта. Кстати, если есть возможность, попробуйте сначала запустить бизнес по франшизе или поработайте в найме в релевантной индустрии, получите крайне важный опыт и, если бизнес будет успешным, некоторую финансовую уверенность, которая позволит сосредоточиться на стартапе и глубже понять индустрию и потребности будущих клиентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *