кто такой станиславский и почему он сказал не верю
«Не верю!» В чем секрет системы Станиславского
17 января исполняется 155 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского – режиссера, педагога, актера и всемирно известного реформатора театра, создавшего актерскую систему, до сих пор пользующуюся популярностью в актерских школах всего мира. Система Станиславского – такой же всемирно известный культурный феномен родом из России, как русский театр, балет или опера в целом. Что же именно стоит за определением системы, кроме знаменитого «Не верю!», – в материале портала Москва 24.
Свою «систему» Станиславский создавал с целью осмысления процесса актерского перевоплощения. Достижение полной психологической достоверности актерской игры – главная цель, которую преследовал режиссер и педагог. Как именно актер должен «вживаться» в образ, передавать на сцене идею и содержание произведения, чтобы зритель вышел из театра обогащенным новыми ощущениями и мыслями, – именно эти проблемы поднимает в своем исследовании актерского мастерства Константин Станиславский.
– Ремесло – готовые клише, «рабочие инструменты» актера, необходимые для приближения его игры к действительности.
– Представление – форма, рождающаяся в процессе длительных репетиций и представляющая не испытываемые актером переживания, становящиеся подлинными в результате работы.
– Переживание – анализ актером роли, «расщепление» ее на составляющие и их последующее осмысление. Это позволяет актеру понять ощущения и эмоции воплощаемого им героя, чтобы сделать его образ «живым».
В работе над этими элементами Станиславский выделял множество отдельных принципов актерской игры, призванных сделать ее максимально правдоподобной и заставить зрителя воскликнуть вслед за режиссером: «Верю!»
Константин Станиславский (слева) и Владимир Немирович-Данченко. Фото: ТАСС
Вот лишь некоторые из этих принципов и понятий:
– Сверхзадача – цель, основная идея произведения, являющаяся также и целью артиста. Та мысль, которую хочет донести до сознания зрителя вся команда людей, работающих над постановкой, от автора и режиссера до актера и сценографа.
– Перевоплощение как итог длительной творческой работы, заключающийся в создании на сцене правдоподобного образа. Ему способствует продумывание предлагаемых обстоятельств, в рамках которого актер исследует собственный внутренний мир, пытаясь найти нужное ему переживание в себе самом, в собственном опыте. Чтобы понять своего персонажа, он должен знать все обстоятельства, в которых тот существует, а также объяснить для себя причины его поступков, поведение и «внутреннюю логику».
– Работа над собственными внутренними качествами – такими, как фантазия, память, внимание, воображение. Они необходимы актеру для того, чтобы «лепить» роль максимально «объемной», а потому правдоподобной, интересной и живой для зрителя. Развитию этих навыков способствовали специальные этюды и упражнения.
Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) вошел в историю как режиссер-реформатор, создавший целую систему, по которой до сих пор работают русские театры. Не мудрено, что его личность вызвала в народных творцах-юмористах целый фонтан шуток и анекдотов.
В 30-х годах сотрудники дирекции МХАТа пришли на дом к Станиславскому:
— Константин Сергеевич, завтра вся театральная столица будет отмечать ваш юбилей. Будут члены правительства, ваше присутствие необходимо.
— Это неудобно. Я всегда не любил юбилеи.
— Ваше отсутствие могут неправильно понять. К вам относятся как к патриарху театра. В вашу честь Леонтьевский переулок будет переименован в улицу Станиславского.
— Ну, это совсем неудобно: Леонтьев к тому же мой дядя.
Константин Сергеевич, вас завтра наградят орденом Ленина.
-Ну, и это неудобно: я всегда не любил его.
– Где вы сейчас находитесь? – спрашивает Константин Сергеевич у артиста.
– На сцене.
– Приглядитесь: это же тропический лес!
Горький задумал большую пьесу «На дне рождения у Станиславского», а сочинил только начало.
— Теперь живу по системе Станиславского.
— Что, в театр устроился?
— Нет, просто никому «Не верю!»
– Константин Сергеевич! Я не знаю, как мне играть любовь?
– Методом физических действий.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Не верю!»: главные цитаты Константина Станиславского
Он был актёром и режиссёром, теоретиком и реформатором театрального дела, он основал Московский художественный театр и создал систему актёрского искусства, которая названа в его честь.
«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры».
«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».
«Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя».
Константин Станиславский, 1912 год.
«Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый».
«Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко».
«Театр начинается с вешалки».
«Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть».
«Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям».
«Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
«Что такое талант? — Душа».
«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».
«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше».
«Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности».
О жизни
«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
«Сначала убедись, а потом уж убеждай».
«Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить».
«Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе».
«Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды».
«Не верю!» В чем смысл системы Станиславского и как она изменила мир
В чем суть системы Станиславского
Правда переживаний
«Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий» ( Константин Станиславский «Работа актера над собой»).
Продумывание предлагаемых обстоятельств
Рождение места и действий «здесь и сейчас»
Работа актера над своими собственными качествами
Взаимодействие с партнерами
Что Станиславский говорил о жизни и театре
«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры».
«Театр начинается с вешалки».
10 фактов из биографии Станиславского
Родился в Москве в семье промышленника Сергея Алексеева в 1863 году.
Первый его сценический дебют состоялся на любительской сцене в декабре 1884 года. Станиславский сыграл Подколесина в пьесе Николая Гоголя «Женитьба».
В 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали Художественный театр ( МХТ).
В 1905 году была создана экспериментальная студия. Здесь Станиславский пыталcя найти новые формы передачи действительности с помощью декоративных средств.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Кто такой станиславский и почему он сказал не верю
«Не верю!» — самая знаменитая фраза Константина Сергеевича Станиславского. Театральных легенд, с нею так или иначе связанных, можно найти немало. Вот одна: актёр Николай Массалитинов однажды так был изведён замечаниями Станиславского, что попросил, чтобы Константин Сергеевич сам сыграл эпизод, а в это время повторял не переставая: «Не верю!» Но Станиславский не обиделся, и вообще он считал, что это — только слухи, а на самом деле он не так уж часто пользуется своим коронным «Не верю!». А ещё Станиславский говорил, что произносит эти слова «не от своего лица», а от лица простого зрителя 20-го или 30-го спектакля, который не верит в то, что происходит на сцене, в то, что говорит актёр. И только в этом случае, говорил Станиславский, «я от имени моего соседа-зрителя бросаю вам, как режиссёр реплику «Не верю!». И добавлял: «Принимайте мое «не верю» спокойно, делово. доверчиво!» — и просил прощения за плохой каламбур.
Юбилей Станиславского — 150-летие со дня рождения — отмечали весь прошлый год. Конечно, проводились конференции, некоторые с таким размахом, что даже смущали западных коллег, которых селили в пятизвёздочных отелях, что, конечно, приятно, жаль, что научный размах был значительно скромнее.
Пользуясь вот уже без малого сто лет открытиями, терминами и трудами Станиславского, те, кто мог бы, а значит, и должен был это сделать, тем не менее не удосужились подготовить и издать полное академическое собрание его сочинений. На смену советской власти, душившей в своих ежовых объятиях Станиславского, пришла эпоха рыночных отношений, в которых К.С. стал конвертируемой валютой. Чем крупнее фигура основателя, тем основательней выгоды.
За океаном мы уверенно рассказываем о величии гения. А здесь?
А здесь увенчанный сединами и лаврами профессор, отдавший значительную часть жизни глубокому и честному изучению наследия Станиславского, своей наилучшей ученице опрометчиво под диктофон даёт интервью, в котором категорически утверждает (к ликованию интервьюера), что «никакой Системы нет», что книга Станиславского «Работа актёра над собой» никуда не годится, что Немирович-Данченко был плохим писателем, кстати, таким же необразованным, как Станиславский, и вообще, оказывается, у Немировича были другие достоинства. Придётся процитировать, да простит Владимир Иванович: «Он в 15 лет имел взрослую женщину и мог её не только удовлетворить, но даже и содержать».
Один московский бизнесмен, некоторое время тому назад задумавший сделать в своём бизнес-центре виртуальное музейное пространство, посвящённое Станиславскому, обратился к известным лондонским музейным дизайнерам. Те, в свою очередь, попросили выделить десяток главных пунктов — главного в Станиславском. В этом списке был и такой пункт: «Был честен во всём, никогда не подводил товарищей по бизнесу». И это ведь правда.