кто такой скрытый лидер
10 признаков того, что вы — лидер, даже если вы об этом не подозреваете!
Однако среди нас находится множество скрытых лидеров, влияющих на поведение других людей, порой даже не осознавая этого. Вполне может случиться, что вы один из них!
[media-credit name=»Briantracy.com» link=»http://www.briantracy.com/blog/wp-content/uploads/2012/04/what-makes-a-good-leader.jpg» align=»alignnone» width=»730″][/media-credit]
Фактрум перечисляет десять признаков, по которым можно отличить прирождённого лидера.
Вы непредвзяты и всегда готовы выслушать чужое мнение
Если люди тянутся к вам благодаря вашей открытости, вы лидер.
Вы всегда готовы дать дельный совет
Если люди часто спрашивают у вас совета, значит, ваша точка зрения имеет ценность в глазах окружающих. Если вы помогаете людям проложить путь, то вы лидер.
Люди рассчитывают на вас
Если люди полагаются на вас, значит, вы умеете держать слово. Если вы изо дня в день демонстрируете ответственность, то окружающие доверяют вам, и, следовательно, вы лидер.
Вы хороший слушатель и люди доверяют вам свои секреты
Умение слушать других людей, доверяющих вам свои тайны без опасения, что вы можете использовать услышанное против них — это признак сильного лидерства, не говоря уже о том, что это признак порядочного человека. Если вы понимаете, что слушать важнее, чем говорить, и если люди знают, что могут довериться вам, вы лидер.
Другие следуют вашему примеру
Наиболее сильная форма лидерства — не убеждение или принуждение, а личный пример. Люди могут отличить бездельника от того, кто работает, не покладая рук. Если этот человек вы, другие естественным образом следуют за вами — и вы лидер.
Вы добиваетесь совершенства
Ещё Аристотель сказал: «Мы являемся тем, что многократно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка». Когда вы стремитесь добиться совершенства сами и призываете к этому окружающих, вы как бы говорите им, что предпочитаете действовать, нежели говорить и обещать. Если вы не ищете отговорок, а поддерживаете высокий стандарт качества, вы лидер.
Вы имеете положительный настрой
Позитивные, оптимистичные люди делают окружающих счастливее. Позитивный взгляд на мир не значит, что вы закрываете глаза на проблемы, но позволяет вам находить что-то хорошее почти в любой ситуации и знать, что в конце концов всё наладится. Если вам присуще вдохновение, сеющее оптимизм и мотивирующее других людей, значит, вы лидер.
Вы относитесь к людям с уважением
Знание может дать вам силу, интеллект может дать вам преимущество, но относясь к другим с уважением, вы всегда получаете уважение в ответ. Если вы ищете в каждом хорошую сторону и уважаете их такими, какие они есть, люди высоко ценят вас и вы лидер.
Вы искренне заботитесь о других
Если вы делитесь с окружающими знаниями, давая им возможность достичь успеха; если вы заботитесь об их благополучии и делаете всё возможное, чтобы помочь им достичь своих собственных вершин, вы лидер.
Вы уверены в себе и полны энтузиазма
Большинство людей оглядываются друг на друга, чтобы понять, как себя вести. Быть уверенным — это значит двигаться к своей цели и не позволять препятствиям встать на вашем пути. Если вы упорно работаете в нужном направлении и предвидите результат, вы лидер.
Вы считали себя обычным человеком? Переоцените себя в свете вышесказанного. Возможно, вы всегда были лидером, не осознавая этого!
Неформальные лидеры, или Как управлять коллективом чужими руками
Небольшая, но динамично развивающаяся фирма по продаже элитной мебели буквально за полгода оказалась на грани краха. Причиной такого положения стали не усиливающаяся конкуренция и не экономические мотивы, а один-единственный сотрудник — заместитель руководителя отдела продаж.
В вышеприведенном примере руководство фирмы допустило две существенные ошибки. Первая состояла в запоздалой диагностике неформального лидера. Руководитель видел его как инициативного, решительного сотрудника, но не более. Конечно, в арсенале корпоративных психологов есть профессиональные технологии для выявления лидеров, но обычно достаточно интуиции и наблюдательности, чтобы понять, кто есть кто. Вторая ошибка — в нежелании найти компромисс с неформальным лидером, подстроить его энергию и инициативу под нужды и потребности фирмы.
Погасить наметившийся конфликт руководство могло следующим способом. Разработав новую стратегию умеренного расширения фирмы, включить в нее предложения скрытого лидера, одновременно подчеркнув его значимость для организации. Никаких противопоставлений и открытых конфликтов! Естественным результатом мог стать долгий диалог с участием всех заинтересованных сторон. При этом инициативы неформального лидера и официальный путь развития фирмы обязательно нашли бы точки соприкосновения.
В данном случае неформальный лидер стал серьезной проблемой для руководства организации. В столкновении оно выбрало самый жесткий способ — увольнение — и … оказалось перед угрозой развала фирмы. Значительная часть отдела продаж приняла уход неформального лидера как доказательство несостоятельности руководства. Это и стало основной причиной последующей череды отставок.
Очевидная истина заключается в признании неформального лидерства как естественного явления. В любом коллективе численностью от 10 человек рано или поздно появляется такой лидер. Если его нет — это лишь вопрос времени. Соответственно в крупных организациях их может быть несколько. Коллектив без лидера (как и лидер без коллектива) существовать не может. Задачу руководителя можно рассматривать как управление талантом неформального лидера. Правильные шаги в этом направлении способны значительно облегчить жизнь официального менеджмента, позволяя управлять коллективом чужими рукам, через неофициально признанного лидера. Кроме того, если в организации практикуется авторитарный стиль управления, деятельность скрытого лидера способна сгладить его издержки.
Между тем в ситуации, когда неформальный лидер оказывает деструктивное влияние, разлагая коллектив и подрывая авторитет руководителя, существует ряд действенных способов его нейтрализации. Прежде всего надо вывести этого человека и его деятельность из тени, выделить область работ, соответствующую его интересам, публично согласовывая планы по поводу развития организации. Это позволяет привлекать сотрудников к открытому обсуждению предлагаемых изменений.
Кроме того, неформальный лидер должен принять на себя ответственность за свои идеи и распространяемые слухи. Часто это ему не под силу. Публичная ответственность может испугать его.
Другой метод борьбы с негативными следствиями неформального лидерства — в его легализации. Неформала надо ввести в группу официального начальства, предоставив новую должность. Его влияние и власть сразу же станут законными, потеряв при этом свою оппозиционную привлекательность.
Практика показывает, что легализация скрытого лидера — один из самых действенных способов. Но лучше всего изначально, до зарождения конфликта, рассматривать его как партнера. Необходимо мотивировать неформального лидера на тесное взаимодействие с руководством. В этом случае оно получит союзника по управлению, который способен эффективно проводить новые идеи и подкреплять официальные распоряжения. Надо помнить, что неформальный лидер отлично чувствует атмосферу коллектива. Трудно найти лучшего эксперта по внутренним проблемам. Поэтому очень результативно его привлечение к разработке корпоративной культуры и формированию внутренних ценностей. Если же эти принципы и правила уже созданы, скрытый лидер может стать хорошим помощником по их внедрению. Он поможет рационально распределить обязанности, устранить межличностные трения. Равноправные консультации, распределение ответственности и (не в последнюю очередь) финансовая заинтересованность — лучшие методы общения с такими людьми.
Как правило, при таком подходе неформальный лидер получает сильную мотивацию, начинает жить целями компании, профессионально растет и через какое-то время может занять руководящий пост. При этом доверие и лояльность коллектива будут сохранены. Такие отношения — большая удача для компании, так как неформальный лидер как надежная опора для руководителя — принцип успеха организации.
Как выявить скрытых лидеров и развить их способности
Почему работники не реализуют свои лидерские способности?Какими способами можно выявить скрытых лидеров? Как развить лидерские качества у сотрудников?
Почти в любом коллективе есть сотрудники, которые обладают лидерскими задатками, но по каким-то причинам не проявляют свои способности или просто не догадываются о них. Знать, кто из работников является потенциальным лидером, необходимо. Во-первых, если в компании есть нереализованные лидеры, то они нередко начинают оказывать деструктивное влияние на коллектив. Во-вторых, сотрудников с лидерским потенциалом можно будет включить в кадровый резерв, назначить руководителями проектов, поручить решение организационных вопросов или же использовать их способности для создания команды. Но для положительного эффекта одного знания, кто скрытый лидер, недостаточно. Нужно развивать лидерские способности сотрудников.
Почему работники не реализуют лидерские способности
Для начала давайте определимся, что мы будем понимать под скрытыми лидерами. Не стоит путать их с неформальными лидерами. Последние знают о своих способностях и проявляют их в коллективе. Они официально не имеют руководящей должности, но благодаря своим личным качествам, поведению занимают особое положение. Знать, кто неформальный лидер, также необходимо, потому что такой сотрудник может привлечь коллег как к новому проекту, так и к саботажу решений руководства. Но, как правило, выявить таких сотрудников просто, их сразу видно в коллективе. Кстати, эксперты не рекомендуют переводить неформального лидера в формальный статус. Это не всегда эффективно. Новая роль может изменить человека, и он потеряет уважение в коллективе, либо коллеги не будут воспринимать его как руководителя.
Скрытые лидеры – сотрудники, которые имеют лидерский потенциал, но не знают этого или не проявляют его. Например, человек никогда не выделяется из общей массы, но стоит ему что-то предложить, на что-то намекнуть, как все вокруг уже загораются этой идеей, одобряют ее и поддерживают. Или же сотрудник в больших группах берет роль подчиненного, но активизируется в определенных ситуациях, в которых имеет преимущества по сравнению с остальными. После того как мы определились, кто такие скрытые лидеры, давайте разберем, что мешает им реализовать свой потенциал. Как отмечают многие эксперты, прежде всего, это страх быть нестандартными, не вписаться в социальные рамки и представления, принять необычное решение, а также боязнь взять на себя ответственность. Кроме этого, многие думают, что, проявляя лидерские качества, они могут перейти кому-либо дорогу или «влезть не в свое дело». Часто в мужском коллективе женщины не проявляют себя, оставляя роль лидера мужчине. Еще одна причина – наличие в коллективе более сильного лидера или нежелание именно в этой компании проявлять свой потенциал.
Какими способами можно выявить скрытых лидеров?
Есть несколько способов для того, чтобы распознать лидерские качества в человеке.
Специальные тесты. Сейчас огромное количество тестов на выявление лидерских способностей можно найти в Интернете или заказать их разработку именно для вашей компании.
Ролевые игры. Они должны отражать ситуации, когда сотрудникам необходимо будет самостоятельно принимать решения в сложных условиях, брать ответственность на себя, проявлять организаторские способности, показывать умение войти в положение другого, проявить эмпатию и т. п. Но обратите внимание, что такой метод имеет и свои недостатки, потому что проявлять себя в условиях игры и в реальной ситуации человек может по-разному.
Наблюдение. Как правило, обращают внимание на две характеристики: вербальные (смысловая и логическая составляющие речи) и невербальные сигналы (жесты, позы, мимика, бессознательные реакции). Но так как лидеры не всегда бывают общительны, по невербальным признакам надежнее выявлять степень доминирования человека. Кроме этого, для оценки лидерского потенциала могут использоваться ситуационное или кейс-интервью с помощью проективных вопросов, метод «три плюса и три минуса». Оцениваются, прежде всего, такие лидерские компетенции: готовность взять на себя ответственность, позитивное отношение к людям, обучаемость, умение и готовность вдохновлять, отстаивать свою точку зрения, принимать непопулярные решения.
Способы развития лидерских качеств
Все мероприятия по формированию лидерских качеств у сотрудников направлены на то, чтобы убрать страх перед ответственностью и повысить уверенность в своих силах, развить умение быстро принимать решения, разжечь интерес ко всему новому. Базой в подготовке лидеров являются тренинги и в первую очередь коммуникативные. Также эффективны тренинги с четко сформулированной задачей (повышение сплоченности, реализация творческого потенциала, формирование и развитие лидерских умений и навыков).
Не менее важны командообразующие тренинги, где очень явно могут проявляться лидерские качества у тех специалистов, которые в будущем смогут поднять за собой команду.
Не бойтесь включать в команду более трех человек с лидерскими качествами. Чем больше таких сотрудников в команде, тем эффективнее ее работа. При грамотной организации рабочего процесса и распределении ответственности среди лидеров команда приобретает мощный потенциал для достижения любой цели.
Доказали свою эффективность и корпоративные программы развития лидеров. Как правило, в них входят развивающие мероприятия, направленные на личностное развитие лидера, аудит личностных ценностей и укрепление ценностных ориентаций, специальные учебные курсы, интенсивное общение с успешными лидерами – носителями передовых ценностей и др.
О программах по развитию лидерства подробнее читайте здесь – http://www.kdelo.ru/art/67435-budushchie-kapitany-ili-dlya-chego-nujny-programmy-po-razvitiyu-liderstva.
К другим способам развития лидерского потенциала можно отнести корпоративные программы развития профессиональных и лидерских компетенций, тренинги (коммуникативные, психологические, командообразующие и т. п.). Также помогут создать условия для развития лидерского потенциала специальные проекты (многофункциональные, региональные), ротация (организационная и территориальная), стажировки и курсы по саморазвитию (деловое общение, лидерство, ораторское искусство, навыки управления личным временем, принятия решений и т. д.).
Как помочь сотруднику в развитии лидерских качеств и компетенций
Jul 5, 2021 4:18:17 AM / Автор Yva.ai
Практически в каждом отделе есть ключевые сотрудники с особыми навыками, от которых сильно зависит бизнес. Если они вдруг завтра уволятся или заболеют, не остановятся ли все процессы?
Как выявить лидеров среди сотрудников? Как помочь им развить лидерские качества? Как научить их быть грамотными руководителями и справляться с новой ролью? Рассмотрим эти вопросы в новом материале Yva.ai.
Как найти скрытого лидера
Неформальный лидер – сотрудник, который не является формальным руководителем, но пользуется особым расположением коллектива. Такой лидер знает о своём лидерском потенциале и может сознательно влиять на принятие ключевых решений в компании.
Скрытый лидер имеет лидерские компетенции, но не проявляет их из-за отсутствия уверенности, что будет принят, или из-за нежелания брать больше ответственности. В некоторых случаях скрытый лидер может даже не подозревать о наличии у него лидерского потенциала.
Некоторым людям нужны определённые условия или ситуации для проявления лидерских качеств. Например, скрытый лидер может неожиданно активизироваться в конфликтной ситуации, взяв на себя роль третейского судьи.
Старший партнёр, тренер-консультант компании KPG Training Center Ivanova&Lebedeva Светлана Иванова главными условиями для развития лидерского потенциала сотрудника называет связку может и хочет.
В подтверждение Светлана приводит историю о бухгалтере, которую после прохождения тренинга поставили руководителем отдела. Сотрудница была экспертом в своей области и обладала необходимыми лидерскими качествами.
Говоря о лидерах, Светлана Иванова не рекомендует принимать за лидерство:
«Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером», – поясняет Ралф Нейдер, американский юрист.
А какие признаки могут указывать на скрытый лидерский потенциал сотрудника?
«Я придумал собственный метод отбора персонала: искал людей, которые ещё в колледже были капитанами студенческих команд. Такие люди – прирождённые лидеры», – советует Джек Стэк, основатель SRC Holdings.
Обратите внимание на тех, кто в юности проявлял лидерские качества. Например, руководил молодёжной организацией или являлся координатором волонтёрского направления.
Нуждающиеся в развитии лидерские компетенции могут быть выявлены с помощью:
Отдельно стоит упомянуть современные технологии на базе искусственного интеллекта. Например, платформу управления вовлечённостью и эффективностью сотрудников в режиме реального времени – Yva.ai.
Лидерство является одним из ключевых фронтов работ платформы. Гибкая обратная связь, которая реализуется в Yva.ai c помощью еженедельных пульс-опросов, помогает выявлять скрытых и неформальных лидеров.
Патентованный алгоритм Yva.ai сам выбирает, кого о чём и о ком спрашивать, т. к. сначала выявляет круги сотрудничества и выдвигает гипотезы о проблемах на основе предыдущих ответов.
Сам процесс напоминает круговую оценку, только вместо компетенций сотрудникам предлагается оценить социальный капитал и лидерские навыки коллег. Анонимизированность данных повышает честность ответов.
Yva.ai собирает данные о результативности, вовлечённости, удовлетворённости сотрудников, тем самым помогая лидерам развиваться и эффективно управлять людьми и рабочими процессами.
Организационно-сетевой анализ, который проводит Yva.ai помогает обнаруживать эффективные формы поведения в командах и выявляет зоны риска. Управление лидерством с Yva.ai становится простым и понятным.
Поддержка лидера и развитие лидерских качеств
Прежде, чем стать лидером, вы стремитесь к собственному успеху.
Для лидера успех – это наблюдать рост других.
Джек Уэ лч, Ex CEO General Electric
Диана предлагает 4 этапа в работе по развитию лидера:
В индивидуальном плане развития прописывают личные и профессиональные цели, задачи на год, KPI, прохождение необходимого обучения, чтение профессиональной литературы, наставничество над новыми членами команды.
У начинающего лидера должен быть наставник. Это человек с эффективной ролевой моделью, на которую обучающийся сможет ориентироваться первое время.
Подчеркните их способности как наставников, тренеров и вдохновляющих лидеров, которые помогают своим командам расти и преуспевать. Тогда будущие лидеры будут открыты для более структурированных подходов к обучению менеджменту.
Такому сотруднику, как владельцу процесса, ставится конкретная цель, срок её достижения, предоставляются полномочия и автономия. Задачи на пути к цели и способы её достижения он выбирает сам, представляя в финале свой результат.
Топ-менеджер технологической компании Эйвери Августин рекомендует поручать сотрудникам задачи, с которыми они не знакомы, но которые должны уметь выполнять, если хотят стать лидерами 11
Августин рекомендует найти способы, с помощью которых сотрудники начнут приобретать такой опыт. Например, он поручил членам своей команды проводить ежемесячные презентации для новичков, помогая им тренировать навык публичных выступлений. То же самое можно применить к другим обязанностям, в которых сотрудники не имеют большого опыта. Например, к проведению собраний и управлению проектами.
Помочь сотруднику в развитии новых для него лидерских качеств могут мероприятия, направленные на снижение уровня страха перед ответственностью, действиям в ситуациях неопределённости, принятию непопулярных решений.
Важно поддержать будущего лидера в развитии уверенности, способности быстро принимать решения. Здесь инструментами могут выступать тренинги и коуч-сессии с чёткой постановкой цели.
Лавуа советует брать таких сотрудников с собой на бизнес-мероприятия или направлять их на отраслевые конференции, где они могли бы представлять организацию самостоятельно.
Когда у сотрудника выявлены лидерские качества, важно поощрять его саморазвитие, давая регулярно обратную связь, подсказывая, что следует улучшить, на чём сосредоточиться.
Чтобы помочь сотруднику больше развить в себе проактивность и ориентацию на результат, оптимально научить его спрашивать: «А что, если…». Он должен уметь предусматривать разные ходы и алгоритмы развития ситуации, взвешивать плюсы и минусы, определять возможности и риски.
К работе с лидерством стоит подходить комплексно. Этот феномен охватывает все HR-процессы. Поэтому, рассматривая его, ориентируйтесь на стратегические цели компании.
Как обнаружить скрытого лидера в вашей компании?
Скрытый лидер может занимать высокую должность или же быть в стороне от общепринятой организационной структуры. В любом случае, именно эти люди способны повысить эффективность работы всей организации.
Итак, скрытых лидеров можно обнаружить по следующим четырем ключевым идентификаторам:
Они демонстрируют целостность. Эдингер и Саин считают, что это абсолютное, ключевое условие для определения скрытого лидера. Последовательность в мыслях и действиях с соблюдением этического кодекса поведения, ориентированного на благо всех заинтересованных сторон. Последовательное следование этим убеждениям делает их предсказуемыми и, следовательно, надежными. Они обладают мужеством, чтобы делать правильные вещи, даже если это трудно.
Они фокусируются на отношениях с людьми. Это основа лидерства. Они ладят с другими людьми и ценят окружающих. Они ведут за собой и вдохновляют своей личностью, тем, как взаимодействуют с другими. Им не нужно занимать какую-то престижную позицию, чтобы влиять на действия других людей.
Они нацелены на результат. Скрытый лидер видит перспективу и действует с независимой инициативой. Они всегда нацелены на результат, которого должны достичь, чувствуют ответственность не только за себя, но и за всю команду и компанию.
Они остаются клиентоориентированными. Они понимают, как конкретные действия в их работе влияют на клиента. Настоящий лидер уделяет внимание всей картине и имеет глубокое понимание ценности обещаний, данных клиенту организацией.
Присмотритесь к вашему коллективу, возможно, нужно больше доверять именно скрытым лидерам компании, поручая им самые ответственные фронты работы. Кстати, повысить эффективность обратной связи с командой и управления персоналом можно и с помощью систем автоматизации, к примеру, облачного сервиса «Простой бизнес».
Комментарии
Я пишу забавные письма 2 раза в месяц 😉 Ирина Лой
Посмотрите примеры
Быстрая регистрация в бесплатной CRM
Возможности
Помощь
Версии программы
Сотрудничество
Свяжитесь с нами
г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д. 44,
пом. I, ком. 20
Мы в соцсетях
Скачать CRM
Подписка на рассылку
Я пишу забавные письма 2 раза в месяц 😉 Ирина Лой
Посмотрите примеры
Задать вопрос
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.
АВТОРИЗАЦИЯ
Согласие на обработку данных
Типовое согласие на обработку персональных данных
Пользователь, регистрируясь, оставляя заявку на обратный звонок или заполняя любую другую форму на интернет-сайте http://www.prostoy.ru и его поддоменах (продающих страницах, лендингах и т.д.), обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на интернет-сайте, заполнение формы заявки на обратный звонок или любой другой формы. Пользователь дает свое согласие ООО «1Т», которому принадлежит сайт http://www.prostoy.ru и которое расположено по адресу 115093 г. Москва, ул. Большая Серпуховская д. 44, пом. I, ком. 20, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Сайт использует cookie с целью улучшения работы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с условиями Политики.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных на условиях Политики.
Еще 4 человека за последний час решили попробовать CRM «Простой бизнес»