кто такой системный администратор и интернет провайдер
Системный администратор — что нужно знать, чтобы получать 160 000 рублей
Это не тот администратор, который ставит вам Windows.
Просматривая на сайтах объявления с IT-вакансиями, иногда можно наткнуться на что-то подобное:
Давайте выясним, кто такой системный администратор и что он делает.
Системный администратор для обычных людей
Есть два подхода к работе системного администратора — обывательский и профессиональный.
С точки зрения простого человека, администратор — специалист по компьютерам широкого профиля:
В общем, для масс сисадмин — это синоним слова «компьютерщик».
Системный администратор для ИТ-компаний
Другое дело — системный администратор в IT-компаниях. Там требования уже намного выше, и от работника ждут высокой квалификации в таких областях:
Если в обычных компаниях сисадмин — это мастер на все руки, то в ИТ-компаниях это «начальник отдела инфраструктуры, повелитель серверов и магистр автоматизации».
Что делает сисадмин
Вот как может выглядеть типичный список задач на день у такого сисадмина:
Понятно, что не каждый рабочий день и не у каждого администратора именно такой. Иногда на одну задачу может уйти несколько дней, а иногда в день бывает одна простая задача на полчаса.
Есть такая присказка про сисадминов: если системный администратор ничего не делает весь день и при этом всё работает, то это хороший сисадмин. Потому что его главная задача — сделать так, чтобы всё работало без сбоёв.
Сисадмин и девопс — это одно и то же?
Мы рассказывали про девопс-инженеров — ребят, которые тоже занимаются автоматизацией IT-процессов. Часто у них и у сисадминов появляются очень похожие задачи, но в целом — это разные профессии. Можно сформулировать отличие так:
Как стать сисадмином
Варианта два: пройти курсы или осваивать всё самому и постепенно.
С курсами вы получаете много теории по разным темам, но практика на занятиях может отличаться от того, с чем вам придётся работать в компании. Такие курсы хорошо проходить, когда у вас уже есть опыт и вы хотите подтянуть навыки.
Второй способ — самостоятельное изучение всего на реальных задачах. Например, так:
В таком режиме уже через 3–4 месяца вы станете вполне себе системным администратором начального уровня и сможете брать более сложные задачи.
Системный администратор – профессия с заработком до 120 тысяч. Где получить знания и опыт работы
Системный администратор – это специалист, который отвечает за качественное и бесперебойное функционирование IT-инфраструктуры компании. Системный администратор занимается внутренними сетями, программным обеспечением и информационной безопасностью, обеспечивает настройку, работоспособность и развитие IT-инфраструктуры.
Проще говоря, именно системные администраторы (или сокращенно – сисадмины) настраивают и поддерживают все компьютерное и офисное оборудование, сетевые подключения и периферийные устройства. Работают с данными, устанавливают и обновляют программное обеспечение.
Круг обязанностей специалиста может быть довольно широк и зачастую зависит от конкретного работодателя.
Зарплатные ориентиры
Доступно более 5 000 вакансий по данным портала hh.ru
Зарплата без опыта работы от 35 000 рублей
Зарплата при опыте от 1 – 3 лет до 120 000 рублей
Срок обучение от 0 уровня до первого заказа от 7 до 12 месяцев
Средняя сложность обучения
Рекомендуем по теме
Кому подойдет профессия
Профессия системного администратора подойдет терпеливым и ответственным людям.
Также плюсами будут такие черты, как самоорганизованность, логическое мышление и технический склад ума.
Плюсы и минусы профессии
Навыки
Базовые знания для любого сисадмина
Самые популярные операционные системы
Это популярная командная оболочка и универсальный инструмент для выполнения различных задач
Это язык управления базами данных
Специальная система для организации и ведения базы данных
Для старта в профессии
Продвинутый уровень
Инструменты
Проще всего начинающему системному администратору найти работу на порталах по трудоустройству, где размещаются вакансии. Скорее всего, на начальном этапе придется рассчитывать на место в небольшой компании со скромной зарплатой. Иногда соискателю без опыта могут предложить место помощника системного администратора.
По мере получения опыта системный администратор сможет претендовать на работу в крупных компаниях с солидной зарплатой.
Как научиться профессии системного администратора
Лучшие онлайн-курсы
Кому подойдет:
Чему научат:
Кому подойдет:
Чему научат:
Кому подойдет:
Чему научат:
Кому подойдет:
Чему научат:
Кому подойдет:
Чему научат:
Кто такой системный администратор?
Когда в лексиконе сотрудников появляются выражения «комп подвисает», «пропал или повис интернет», «я уже перезагружала, а оно никак» – значит на помощь пора звать офисного героя, системного администратора.
❓Кто такой системный администратор?
Системный администратор – специалист в сфере компьютерных технологий, обеспечивающий бесперебойное функционирование IT-инфраструктуры компании от ПК сотрудника до корпоративной сети; защиту персональных данных работодателя.
Сфера обязанностей зависит от профнаправленности, размера штата компании, динамики её развития, например в маленькой компании сисадмин решает простые бытовые проблемы — починить компьютер, проверить работоспособность программ, настроить операционную систему, то в большой компании это целый штат специалистов, которые следят за бесперебойной работой серверов, сети и безопасности данных.
Сисадмин — решатель компьютерных проблем в офисе
👉Типы системных администраторов
Классификация по типам влияет на размер оклада. По степени профессиональной подготовки выделяют:
Сисадмин — одна из айтишных специальностей, смотрите полный список на «КтоТакой.com»
📌Личные качества хорошего сис админа
Основное качество системного администратора – совмещение творческого и технического мышления. Другие навыки:
Основным мерилом компетентности сис админа является наличие свободного времени. Чем его больше, тем квалифицированнее специалист. У хорошего системного администратора, как и у руководителя — все работает хорошо само без его непосредственного участия.
📊Плюсы и минусы работы сис админом
Стоит ли посвятить свою жизнь отладке офисных информационных систем или осваивать иную профессию?
➕Плюсы
Путь по карьерной лестнице от новичка до руководителя подразделением занимает не менее года. Сисадмин может возглавить штат IT-специалистов через несколько месяцев.
➖Минусы
Существует риск потерять работу, если компания понесла убытки по, независящим от действий сисадмина, причинам.
Часто сисадмины работают в компании, как приходящие фрилансеры — читайте о них на «КтоТакой.com»
👨🎓Обучение на системного администратора
Срок обучения зависит от типа желаемого образования. Для уровня эникея достаточно 6 месячного курса и опытного наставника на старте, а на инженера информационной безопасности придётся учиться до 2 лет без учёта высшего технического образования.
Профессии обучают в следующих ВУЗах:
Для увеличения оклада желательно окончить курсы сертификации Cisco. Самый востребованный уровень CCNA. Длительность курса – 2 года. Самый высокооплачиваемый CCIE (уровень Эксперта).
💸Зарплата системного администратора
Сколько получает сис админ зависит от:
Средняя зарплата по Москве – 40000-60000 руб. В регионах 20000-40000 руб.
Жизнь сисадмина: ответим на вопросы Яндексу
Вот и наступила последняя пятница июля — День системного администратора. Конечно, есть небольшая доля сарказма в том, что он проходит в пятницу — день, когда к вечеру мистическим образом происходит всё самое весёлое вроде падения сервера, краша почты, отказа всей сети и проч. Тем не менее, празднику быть, несмотря на загруженность периода всеобщей удалёнки, постепенное возвращение в заскучавшие и одичавшие офисы и разную новую инфраструктуру в арсенале.
А раз праздник, пятница и лето, то самое время немного расслабиться. Сегодня будем отвечать на вопросы Яндекса — не всё ему отвечать на наши.
Disclaimer. Статья написана сотрудником RegionSoft Developer Studio в рамках рубрики «Свободный микрофон» и не проходила никаких согласований. Позиция автора может совпадать, а может не совпадать с позицией компании.
Почему сисадмины такие высокомерные?
Работа системного администратора в большинстве случаев — это настройка сети, пользователей, рабочих станций и программного обеспечения, контроль лицензионной чистоты и информационной безопасности (от антивирусов и файерволов до контроля посещений сайтов пользователями) в небольших компаниях. В малом (а часто и в среднем бизнесе) на их плечи переложена вся IT-инфраструктура, включая инциденты пользователей, потребности бизнеса, телефонию, почту, мессенджеры и организацию точек корпоративного Wi-Fi. Вы думаете, что я сейчас напишу о том, что такая нагрузка — уже повод стать высокомерным? Нет.
Админы не высокомерные, админы злые, уставшие и раздражённые. В комплексе это очень походит на высокомерие, особенно когда он в очередной раз вынужден чинить МФУ из-за застрявшей скрепки с пачки бумаг и поэтому закатывает глаза и тихо матерится. А ведь есть ещё и это:
Почему сисадмины мало получают? Почему сисадмины так мало получают? Почему сисадмины получают меньше программистов?
Это не миф: средний офисный системный администратор получает действительно меньше, чем разработчик или программист такого же уровня. Это связано с тем, что формально стек технологий, которым владеет сисадмин, меньше, чем тот, который использует программист. Кроме того, работа сисадмина зачастую имеет меньшую интеллектуальную нагрузку, чем работа программиста. Однако это касается только компаний «общего профиля». В IT-компаниях ситуация может обстоять совершенно другой, системный администратор может стоить гораздо «дороже» разработчика.
Если вы системный администратор, не горюйте о заработной плате, а просто обучайтесь и растите: системные администраторы со знанием сетевых технологий на хорошем уровне, DevOps-ы, DevSecOps-ы и специалисты по информационной безопасности обходят по зарплатам даже senior разработчиков.
Почему сисадмины худые, а программисты толстые?
Потому что программисты сидят на пятой точке и кодят по 8-16 часов в сутки, а сисадмины всё время носятся по рабочим местам, бегут к серверам, работают в прохладной серверной, а ещё нужно быть худым, чтобы тянуть кабели в фальшпотолке. Шучу, конечно.
На самом деле, всё зависит от конкретного человека: программист может качаться, сидеть на диете и ужинать творогом с бананом, а сисадмин может питаться доставкой из Макдональдса и пивом к ужину. Тогда расклад весов будет обратным. Поэтому и сисадминам, погружённым в мониторинг и скрипты, и программистам, подолгу сидящим за ПК, лучше соблюдать несколько минимальных правил:
Почему сисадмины не любят кактусы?
Я помню эту историю чуть ли не с конца 90-х: наш институт рано автоматизировали, на все кафедры поставили компьютеры и у каждого компьютера стоял кактус. Потому что кактус, согласно древнему офисному поверью, должен был спасти от радиации и электромагнитного излучения, в миру ещё ходили версии «от компьютерного излучения» и «от компьютера».
Системные администраторы не любят кактусы и любые другие цветы около рабочих компьютеров сотрудников компании по нескольким причинам:
Почему сисадмины не любят техподдержку?
Потому что она достала. Шутка. Никто не любит своё худшее прошлое. Шутка. Ну, в каждой шутке, как известно, доля правды…
В общем, да, техническая поддержка сторонней компании или своей конторы — отдельная история, для участия в которой нужны оптоволоконные нервы. Если речь идёт о техподдержке внешней компании, то сисадмин, как правило, раздражается, что юные саппортёры не понимают его профессиональных формулировок и отвечают точно по скрипту. Нечасто можно найти толковую поддержку у хостера или интернет-провайдера, потому что они очень быстро «перемалывают» и обновляют персонал. Вникнуть в проблему и помочь по сути сотрудники техподдержки зачастую неспособны. Ну да, плохому саппортёру бизнес-процессы мешают.
Своя техподдержка, особенно в IT-компании, чаще всего раздражает просьбой всё сделать за них: у клиента упала нода, клиент не может справиться с телефонией, у клиента не встал софт — «Вася, подключись, тыж админ!»
Чтобы победить проблему, нужно просто разграничивать зоны ответственности и работать строго по заявкам. Тогда и клиенты сыты, и саппортёры целы, и сисадмину вечная слава.
Почему сисадмины не любят людей?
Если вы ещё не поняли, продолжаем разговор. Системные администраторы по своей служебной необходимости — коммуникаторы. Им необходимо работать с каждым коллегой и делать это в рамках приличия и культуры, а то ещё признают токсичным и сошлют на сайты поиска работы.
Они не любят, когда люди не считают их за людей и требуют очень странные вещи: починить автомобиль или телефон, промыть кофемашину, «скачать Photoshop, чтоб бесплатный для дома», выдать ключ от MS Office на 5 домашних ПК, настроить бизнес-процессы в CRM, написать «простенькую аппликуху» для автоматизации рекламы в Директе. Если системный администратор вдруг не захочет это делать, он, конечно, враг номер один.
Они не любят, когда их выставляют за своего парня и с ними активно дружат, чтобы в конце месяца попросить почистить логи интернет-магазинов, на которые ушло 80% всего трафика и примерно столько же рабочего времени. Такая дружба скорее оскорбляет, чем радует.
Сисадмины не переносят, когда их считают бездельниками, потому что офисным коллегам не очевидно, что кроме беготни по кабинетам и настройки интернета, сисадмин занимается мониторингом сети и устройств, работой с документами и регламентами, настройками пользователей, конфигурированием телефонии и офисного софта и проч. Какие мелочи!
Сисадмины не выносят, когда пользователи лезут в их работу, комментируют действия и врут о причинах инцидента. Сисадмин, он как врач, — ему нужно говорить правду и не мешать. Тогда работа будет сделана гораздо быстрее.
Вот таких людей сисадмины не любят. А простых и классных ребят в компании они очень любят — и вообще сисадмин душа компании, если компания хорошая. А сколько у них баек припасено!
Почему сисадмины скоро будут не востребованы?
Это, конечно, ложь и провокация. Профессия системного администратора изменяется: автоматизируется, становится универсальнее, затрагивает смежные сферы. Но не исчезает. Более того, сейчас сильно меняется IT-инфраструктура: бизнес автоматизируется, развивается и внедряется IoT (интернет вещей), постепенно внедряются новые технологии безопасности, виртуальной реальности, работы на нагруженных системах и т.д. И везде, абсолютно везде, нужны инженеры и системные администраторы, которые будут управлять этим парком железа, софта и сетей.
Невостребованными могут оказаться определённые навыки, которые, к примеру, заменяют роботы и скрипты, но сама профессия будет востребованной очень долго — и, как мы могли видеть, переход на удалёнку и обратно наглядно нам это продемонстрировал.
Так что сисадмины станут круче, сильнее и дороже. В общем, не дождётесь.
Бубен — талисман системного администратора. При ударе в бубен решаются все проблемы: от намотанного на ножку стула кабеля до работы с высоконагруженными системами. Windows без бубна не работает вообще.
Математика нужна каждому айтишнику. Она помогает логически мыслить, инженерно рассматривать систему как целое, позволяет решать некоторые задачки сетевого администрирования. В общем, штука полезная — рекомендую.
Python — классный язык программирования, на нём можно писать умные скрипты для управления IT-инфраструктурой и работы с операционными системами (в основном, UNIX). А всё, что управляется скриптом, облегчает жизнь.
Программирование нужно для тех же целей. А ещё можно пилить сайд-проект и однажды уйти в разработку. А ещё понимание программирования помогает ближе познакомиться с принципами работы вычислительных машин.
Физика — а вот как током шарахнет! А если серьёзно, то элементарные знания физики помогают работать с сетями, с электричеством, с изоляцией, с оптикой, со связью и т.д. На мой вкус, так даже круче математики.
SQL по большей части нужен администраторам баз данных, но и системного администратора базовые знания не обойдут: SQL помогает настраивать бэкапы и управлять ими (вы же делаете бэкапы, да?). Опять же, это весомый плюс при трудоустройстве и перспектива роста.
А это уже больше сет по мемам — google it
А зачем вам знать про то, как сисадмины хранят пароли? Надёжно хранят.
Так что ответы на вопросы довольно просты и очевидны. Поэтому пользователям я пожелаю относиться к сисадминам как к настоящим профи и большим помощникам, не обманывать их и не пытаться казаться компьютерным гением.
Системным администраторам остаётся пожелать надёжных сетей, безотказной IT-инфраструктуры, не очень хитрых пользователей, понимающих в подменном фонде начальников, всегда крутой техподдержки, устойчивого соединения и классной тикет-системы.
За коннект и рабочий скрипт!
Кстати, вдруг вы сисадмин (или нет) и на вас повесили задачу поиска классной CRM-системы. Если что, мы внедряем свою RegionSoft CRM полностью удалённо целых 14 лет, так что пишите, звоните, расскажем, презентуем и внедрим по-честному, без накруток и скрытых платежей. Отвечаю.
«Выключить и включить пробовали?» Кто такие системные администраторы?
Как стать системным администратором
Системный администратор — человек, от которого зависит, получится ли у сотрудников компании выйти в интернет, завести свой почтовый ящик на корпоративном домене, подключиться к VPN или просто включить компьютер. Он же нередко отвечает за информационную безопасность организации.
Кому-то, чтобы стать системным администратором, больше всего помогут желание и образование в сфере информационных технологий. Для Рустама, работающего сисадмином в телекоммуникационной компании в Москве, определяющим оказалось школьное увлечение информатикой. «После школы я решил поступать на IT-специальность. Учился на управленческом направлении, но сейчас работаю в поддержке. Такой выбор объясняется тем, что я — общительный человек. Сейчас я и не думаю жалеть о том, что я стал сисадмином. Мне нравится работать с обращениями и помогать решать проблемы других».
Валерий работает системным администратором в Уфе. «Впервые мне предложили эту должность, когда я еще учился в университете. Я решил попробовать, оценить перспективы профессии со всех сторон и уже тогда понял, что это мое».
Илья пришел в сферу IT случайно. Он считает, что системный администратор — это не собирательное название программиста, который все может, а упрощенная характеристика разных специальностей. В его случае сисадмин — это инженер технической поддержки. «Я закончил медицинский университет. Однажды случайно оказался в технической поддержке большого конгресса и справился хорошо. На следующий год я уже возглавил эту команду.
Сейчас я работаю в большой компании. Мы помогаем почти двум тысячам пользователей. Сначала устроился по контракту, потому что совмещал профессию с учебой. Большинство ребят из IT-сферы имеют непрофильное образование и это здорово. Учиться самостоятельно — гораздо важнее. Чтобы стать сисадмином, достаточно в нужный момент ‘включать голову’, уметь работать руками и знать технический английский. Часто приходится общаться с иностранной поддержкой, у них бывает специфический сленг. Расшифровка сокращений и профессиональных терминов — полезный навык для прокачивания собственных умений».
Что делает системный администратор
Рустам рассказывает, что невозможно четко перечислить задачи, с которыми сталкиваются сисадмины. «Он всегда разный. Наша профессия не похожа на работу кассира-операциониста в банке. Новый день — новые уникальные задачи. Моя сфера ответственности чаще всего связана с решением локальных проблем сотрудников, с которыми обращаются люди. Глобальные и системные проблемы проще предупредить и отработать заранее, поэтому их почти не возникает. Самое простое описание задач сисадмина: вспомните, с чем вы обращались к своему учителю информатики или отцу. Похожие проблемы решаем и мы, только с более сложным программным обеспечением. Несмотря на это, большинство вопросов за рабочий день похожи на известный мем: ‘Я что-то нажал и все исчезло’.
Самая частая проблема, которую приходилось решать во время эпидемии коронавируса, — работа с VPN. 90% сотрудников ушли на удаленку и начались похожие запросы: отвалился VPN, не получается подключиться. Проблема таких однотипных задач в том, что сотрудники не читают инструкций. Из-за этого приходится пересказывать их, проглатывая злость из-за того, что тратил время на написание туториала, который все игнорируют».
Иногда системный администратор может работать не в штате компании, а на аутсорсе. Именно так работает Вадим. «Из-за этого перечень задач у меня самый разнообразный. Каждый раз я выезжаю в новую организацию и изучаю всю систему от и до: компьютеры, сети, программное обеспечение. Мне ставят задачи и я делаю их разом под ключ, чтобы больше не возвращаться. Организаций-клиентов много, и обслуживать нужды одной в течение долгого времени нерентабельно».
Илья считает, что треть всей работы системного администратора связана с неопытностью пользователей. «Человек, бывает, просто не включил монитор или нажал не ту кнопку. Наоборот, бывают и сложные задачи, на которые можно потратить целый день и ночь после работы. Работа сисадмина во многом — исследовательская. Методом проб и ошибок мы пытаемся выяснить, что именно и по какой причине сломалось. Системный администратор — это человек, который умеет гуглить. 70% проблем, с которыми мы сталкиваемся, уже были кем-то решены до нас».
Самое сложное в работе
Складывается впечатление, что системные администраторы выполняют однотипные и скучные задачи. Это не совсем так. Опыт Вадима доказывает, что порой сисадмину под силу практически невыполнимые задания. «Один из самых сложных кейсов случился, когда мне позвонил клиент с запросом на сборку нескольких компьютеров. Проблема в том, что выполнить все нужно было за один день. Пришлось выезжать на место рано утром. Оказалось, что собрать нужно было 50 штук. При этом локальной сети тоже не существовало. Дополнительно ее необходимо было развернуть и настроить. Помимо сборки, требовалось везде установить операционную систему и программы. Так компания готовилась к проведению конференции. Меня буквально на день закрыли в одном кабинете с этими железками. В итоге, я уехал оттуда только в полдень следующего дня за два часа до начала мероприятия. Зато вся работа была сделана хорошо, а этот случай навсегда мне запомнился».
Илье кажется, что даже самая простая, на первый взгляд, задача превращается в сложную, когда к ней приступаешь. «Наша команда технической поддержки однажды должна была обеспечить удаленную работу программы, в которой не было предусмотрено такого функционала. В такие моменты ощущается невозможность сопоставить реальность и желание, например, начальства. Именно это — самая сложная часть работы».
Чем развеселить и заинтересовать системного администратора
Иногда в работе системного администратора случаются комичные моменты. Мечта Рустама — собрать их все в одну книгу или журнал и опубликовать. «В моей компании когда-то работала бизнес-ассистентом девушка, которая подходила как раз с веселыми вопросами. Однажды она пожаловалась, что потеряла телефон и очень вежливо попросила выдать новый. Ей было сложно понять, что IT-департамент не выдает айфоны. После отказа она рассказала, что все-таки нашла какой-то другой. Она переставила сим-карту и подумала, что из-за этого код-пароль для разблокировки ее старого телефона должен подойти и к новому. Я решил немного подыграть и посоветовал попробовать разблокировать айфон через Touch ID. После нескольких безуспешных попыток пришлось аккуратно объяснить, как на самом деле работает технология. Таких ситуаций много и тут важно не делать вид, будто ты лучше других, а проявить терпение и внимательность к человеку».