кто такой шихан в киокушинкай
Звания, должности, обращения в каратэ
В японских боевых искусствах существуют несколько десятков слов, которые используют для того, чтобы установить отношения между старшими и младшими учениками в додзё, между учениками и учителем и обозначающих различные звания и должности, которые каратэка занимают в различных административных структурах управления. При этом в различных видах и стилях боевых искусств используют различные термины для обозначения одинаковых понятий, поэтому существует путаница понятий. Ниже перечислены наиболее часто используемые термины, независимо от стилей каратэ.
Далее следует учесть, что в Японии всегда сначала называют имя, а потом звание, а в Европе и США принят обратный порядок.
Все термины указаны в алфавитном порядке.
ДОСЮ (doshu)
Звание, используется в айкидо. Означает “Наследник Великого Мастера”. Передаётся по наследству.
КАЙСЁ (kaisho)
Звание, используется в каратэ. Означает “Основатель”.
КАЙТЁ (kaicho)
Звание, используется в каратэ. Означает “Основатель”.
КАНТЁ (kancho)
Должность и звание, используется в каратэ Кёкусинкай. Дословно означает «Председатель». Ояма Масутацу носил это звание первоначально. Сейчас это звание носит Акиёси Мацуи, его наследник в iko(1) и Ояма Тияко, вдова мастера, в iko(2).
КЁСИ (kyoshi)
Среднее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Учитель”. Кандзи “кё” означает “учить”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.
В каратэ эти требования следующие:
Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен носить звание рэнси не менее 10 лет, иметь хорошее развитие и широкий кругозор и возраст не менее 40 лет.
КОХАЙ (kohai)
О-СЭНСЭЙ (o-sensei)
Звание, обращение. Используется в различных видах японских боевых искусств для обозначения основателя конкретного вида или стиля. Дословное значение “Большой Учитель”. Используют в третьем лице при упоминании таких мастеров, как Фунакоси Гитин, Уэсиба Морикэи, Ояма Масутацу, Оцука Хиронори и другие.
РЭНСИ (renshi)
Низшее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Тренер”. Кандзи “рэн” означает “тренер”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.
В каратэ эти требования следующие:
Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен иметь уровень 6 дан, иметь хорошее развитие и широкий кругозор и возраст не менее 30 лет.
САЙКО КОМОН (saiko komon)
Должность и звание. Обозначает “самого главного советника”. Используется в каратэ Кёкусинкай. Эту должность занимали, например, Рояма Хацуо и Года Юдзо при кантё Мацуи.
САЙКО СИХАН (saiko shihan)
СЁСЭКИ СИХАН (shoseki shihan)
Звание. Это титул означает «высший сихан» и очень похож на «сайко сихан».
СИХАН (shihan)
СИХАН ДАИ (shihan dai)
Звание и обращение. Используется в некоторых стилях каратэ. Мастера 5 дан могут иногда называться «сихан даи», что означает дословно нечто вроде «младший сихан».
СОКЭ (soke)
Звание и обращение. Это слово означает “Основатель” и используется во многих окинавских и японских боевых искусствах (кроме Кёкусинкай).
СОСАЙ (sosai)
СОСЮ (soshu)
Звание. Это слово буквально означает «Основатель» и так называет себя Ояма Сигэру, который основал собственную организацию каратэ Кёкусинкай ( «Всемирное Ояма Каратэ» (world oyama karate).
СЭМПАЙ (sempai)
В качестве звания это слово используется редко и относится к мастерам с уровнем нидан, а, иногда, и сёдан. Таким образом, каждый каратэка от уровня 10 кю до 10 дан может называть таких людей сэмпай.
СЭНПАЙ (senpai)
Обращение. Синоним слова “Сэмпай”.
СЭНСЭЙ (sensei)
СЭНСЭЙ-ХО (sensei-ho)
УТИ-ДЭСИ (uti-deshi)
ХАНСИ (hanshi)
Высшее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Мастер” или “Инструктор учителей”. Кандзи “хан” означает “образец, закон или идеал”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.
В каратэ эти требования следующие:
Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен иметь звание кёси и продолжать при этом работу по развитию каратэдо, иметь “выдающийся уровень” в каратэ и благородный дух, иметь большие заслуги в развитии каратэдо, иметь возраст не менее 60 лет. В Японии это звание присваивают очень редко.
С большим количеством уникальных материалов по каратэ можно познакомиться здесь.
Получил признание новый вид спорта «Киокушин»! А что, так можно было?!
В узких кругах еще с 2019 года распространялась информация о планах шихана Александра Алымова поддержать проект Kyokushin World Union, идейным вдохновителем и сопредседателем которого является Юрий Трутнев. Ничего криминального в этой поддержке нет, многие знают о давних и тесных отношениях Александра Алымова и Юрия Трутнева.
3 августа 2020 года на юридический адрес московского офиса KWU была зарегистрирована Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация Киокушин России».
Ее учредителями стали генеральный секретарь KWU Александр Пичкунов и три представителя IKO: шихан Александр Алымов, шихан Константин Анкудинов и сэнсей Сергей Увицкий.
Скорее всего, именно с этого момента началась активная работа по созданию еще одного направления в российском киокушине, нацеленным на официальное представительство KWU в России.
Участие в традиционном международном лагере KWU в Камчии спортсменов и тренеров IKO Пермского края, в начале июля 2021 года, дали понять, что окончательное решение принято и ждать осталось недолго.
6 августа 2021 года на заседании комиссии Министерства спорта Российской Федерации по признанию видов спорта, спортивных дисциплин и включению их во Всероссийский реестр видов спорта был рассмотрен новый вид спорта «киокушин» и рекомендован к признанию.
Официальным аргументом для создания нового вида спорта стало вот это.
Не удивляйтесь, в нашей стране возможно все! Но не всем.
Мягко говоря, в этой справке есть ошибки, исправив которые аргументов для создания нового вида спорта осталось бы недостаточно.
Взять хотя бы этот сравнительный анализ отличительных признаков между видом спорта Киокусинкай (АКР) и видом соревновательной деятельности Киокушин.
Все мы понимаем, что в нашей стране закон и беззаконие имеют между собой тонкую грань. Но нет смысла сетовать на создание нового вида спорта «Киокушин», представлять и защищать интересы которого в минспорте приходят представители вида спорта «Киокусинкай».
В любом случае это официально, а значит законно.
Рассмотрим перспективы нового вида спорта, который будет представлять в нашей стране интересы KWU (Kyokushin World Union).
Возможно, команда шихана Александра Алымова нашла решение по организации и проведению турниров КВЮ разного уровня. Для Пермской спортшколы это важная составляющая, т.к. с переходом в КВЮ им больше нельзя надеяться на международные турниры ИКО.
В настоящее время непонятно, пояса какой международной организации будут носить последователи шихана Алымова. Вхождение в KWU означает автоматический выход из IKO и «двойного гражданства» в этом случае не получится.
Но если даже шихан Анатолий Фесенко присваивает пояса своей организации «Киокушин профи», то и международная организация KWU вполне может начать выдавать свои пояса.
Интересно, чья фамилия в таком случае займет место подписи Масутацу Оямы на сертификате.
С того момента прошло без малого 10 лет. Мощной школы не получилось. Всемирные Игры боевых искусств не проводятся с 2013 года. Олимпийские игры все так же бесконечно далеки для киокушина.
Цели и задачи KWU скорее всего поменялись, но к чему они теперь стремятся не совсем понятно, а сами они о своих планах не распространяются. Возможно, шихан Алымов добавит KWU не только людей, но и смысл.
Уход шихана Алымова из IKO не станет ударом или даже новостью для Канчо Мацуи. Все было предопределено и о планах известно.
Все сложнее для российского IKO, особенно для ФКР. Хотя этот переход не стал неожиданностью для российских лидеров IKO, но он скорее всего приведет ФКР к «большому переделу».
Шихан Александр Алымов в ФКР возглавляет Межрегиональную Общественную Организацию Киокусинкай Центральной России (МООК ЦР), в которую входят более 10 регионов России.
Если у команды шихана Алымова найдутся аргументы или рычаги для вовлечения в новую организацию не только пермских спортсменов, то за людей придется побороться.
Хотя почему придется. Борьба уже началась!
——————
Данная статья несет в себе оценочное суждение автора и не гарантирует 100% подлинность информации и представленных документов.
История раскола киокушинкай
Стиль Кёкусинкай, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.
Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение карате как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», что привело к ряду ограничений в правилах, таких как запрет на удары рукой в голову, направленные на снижение травматизма при поединках.
Вот закончились пышные похороны, на которых присутствовало 7 000 человек и на повестке дня встал животрепещущий вопрос: «Кто сейчас возглавит Международную организацию основанную Сосаем Оямой?» И вот здесь все узнают, что, оказывается, существует «Завещание» в котором четко все прописано. Где, когда, кому и сколько. Вот только имеется один «маленький» недостаток завещание не подписано и даже нотариально не заверено. Но что особенно интересно о существовании «Завещания» не знала ни жена Оямы, ни его дочери. Я не буду приводить текст этого документа, отмечу лишь некоторые моменты, которые представляют для нас непосредственный интерес.
Главное, Международную Организацию Киокушинкай Каратэ (ИКО) должен возглавить Шокей Мацуи.
Акиёси Мацуи родился в 1963 году и начал заниматься карате в 13 лет в додже Кита Нагарэ-Яма в префектуре Тиба. Он быстро прогрессировал и уже через 16 месяцев получил первый дан.
Во время экзамена Мацуи на первый дан комиссия долго сомневалась, стоит ли вручать чёрный пояс такому молодому претенденту. Даже Хацуо Роямма (о нем речь впереди) с несвойственной японцам прямолинейностью спросил Като Сигэо: «А не рано ли повязывать мальчишке взрослый чёрный пояс?! Ведь нет ещё и пятнадцати!» Тем не менее, сэнсэй Като Сигэо отстоял своего ученика и Мацуи был присвоен первый дан.
На 12-й чемпионат Японии Мацуи тоже попал с трудом — Ояма не хотел допускать до соревнований семнадцатилетнего школьника, сказав: «Что ещё за ерунда! Получит травму, не сможет ходить в школу, и кто будет отвечать?!» Тем не менее, Мацуи был допущен и стал первым школьником, участвовавшим в соревнованиях такого уровня, заняв, к тому же, ко всеобщему удивлению, четвёртое место.
В период 1985 – 1987 годов становится победителем 2-х подряд чемпионатов Японии и чемпионом мира.
18 мая 1986 года в присутствии 499 зрителей Мацуи успешно прошёл тест хякунин-кумитэ — бой с сотней противников. За всю историю проведения теста (с 1965 года) только 16 человек смогли успешно пройти его. Сразу после завершения теста Мацуи был направлен в госпиталь. В течение полумесяца его рвало. Пища, по его словам, не лезла в глотку.
Также Мацуи вспоминает: «Я до сих пор считаю, что сто боёв — это самое суровое испытание в моей жизни. Этот тест совершенно выходил за рамки того, что я когда-либо совершал. Если бы мне сейчас предложили сделать то же самое и предложили за это миллион долларов, я бы не согласился. За десять миллионов, может быть!»
Мацуи прошёл свои сто боёв на высоком уровне. Ояма о своём ученике с восхищением говорил: «Способ проведения хякунин-кумитэ Мацуи был великолепен. Более 50 боев он выиграл иппоном (досрочная победа). Он сделал это для каратэ Кёкусин, для Японии и для мировой истории каратэ». О высоком мастерстве Мацуи может говорить тот факт, что даже на 95-м бою он смог отправить противника в нокдаун.
Кстати, помимо самого завещания, имеется еще один документ, оформленный аналогичным образом под названием «Письменное завещание (дополнения)», который обычно не публикуется из этических соображений, хотя содержание его уже давно не является тайной.
Вообще говоря, завещание Оямы было составлено по форме «завещания, составляемого в критической ситуации», которая предусмотрена японским законодательством для случаев, когда завещатель не в состоянии сам написать и даже собственноручно подписать завещание. Но как утверждала вдова покойного, на момент составления завещания Ояма Масутацу чувствовал себя еще вполне хорошо, мог самостоятельно принимать пищу и ходить в туалет. Вызывают сомнения и подбор лиц, подписавших документ в качестве свидетелей. Основания для этого следующие:
a) Сосай крайне негативно относился к связям с преступными организациями, но при этом свидетель Куросава Акира являлся «бригадиром» «бригады Куросава», входящей в мафиозную группировку Ямагути-гуми, и его прежние судимости и его прошлое сами по себе дают основания для определенных предположений.
b) Свидетель Ёнэцу Хитоси являлся секретарем вице-президента компании «Сисэйдо», он познакомился с сосаем всего лишь около двух лет назад, рассчитывая использовать сосая для повышения объемов продаж компании «Сисэйдо» в Южной Корее и в Китае и едва ли пользовался таким доверием сосая, чтобы быть приглашенным в качестве свидетеля при составлении завещания.
c) Свидетель Ониси Ясуто поддерживал близкие отношения с Куросава Акира, на определенный период времени он покинул Кёкусинкай и создал организацию, противостоявшую Кёкусинкай; невероятно, чтобы такой человек пользовался доверием сосая.
d) Свидетель Умэда Ёсиаки являлся управляющим акционерной компании «Great Mountains Inc.» с момента ее создания, однако в завещании (документ № 1, пункт 6) определяется, что самые ценные для сосая земли и здания Кёкусин кайкан передаются в дар компании «Great Mountain Inc.», равно как и все капиталовложения Кёкусин кайкан, что означает, что Умэда Ёсиаки являлся заинтересованным лицом и едва ли мог выступать в качестве свидетеля.
e) Если бы сосай действительно желал составить завещание, то он несомненно пригласил бы в качестве свидетелей бранч-чифов; мы полагаем в высшей степени противоестественным, что ни один из бранч-чифов не был приглашен в качестве свидетеля при составлении завещания.
Естественно такого положения вещей не ожидали и видавшие виды Бранч-Чифы. А когда они узнали, что Мацуи уже переписал на свое имя «финансовые счета ИКО» и «товарные знаки» раскол в Международной Организации уже нельзя было остановить.
Почему же все-таки разделился киокушин? Среди выше приведенного имеется еще одна версия. В ней присутствует религиозный момент, почему произошло деление, одна группа якобы проповедует «синтоизм» а другая «буддизм», мы видим здесь несколько иной ракурс, хотя и не можем отрицать религиозной темы. Кроме того, существует версия и национальных мотивов ведь Ояма был корейцем. Его ученики Рояма, Мацуи и несколько др. Бранч-Чифов тоже корейцы. Многие из Бранч-Чифов японцев не захотели принять Мацуи именно по этой причине. И так появляется «ИКО-2» или проще как называли эту группу в Японии «ИКО – группа Нишиды» Первым помощником Нишиде назначают Санпэя Кенджи (6-й дан) – человека довольно известного в мире каратэ. Почти большая часть Бранч-Чифов (японцев) уходит во вновь образовавшуюся группу, солидное количество Филиалов поддерживает «ИКО-2» и за пределами Японии. Группа Мацуи начинает терять позиции, но, не растерявшись Мацуи назначает на посты Бранч-Чифов (которые ушли в ИКО-2) молодых инструкторов с коричневыми поясами и 1-ми данами попутно присваивая им 3-й дан. Это изрядно позабавило мир каратэ. Особенно Мацуи удивил, когда он и себе присвоил с 5-го дана сразу 8-й. И дела пошли помаленьку…
Группа Нишиды тут же вступилась за вдову и дочерей Оямы, да так, что Санпэй чуть на одной из дочерей не женился. Все стали судиться с Мацуи. Жена и дочери за наследство, а Нишида за «истинность» Организации и использование знаков. Судились они, судились, что даже про каратэ забывать стали. Соберутся Бранч-Чифы, а кроме суда и поговорить не о чем. И тут, кончилось терпение Бранч-Чифа Мацушимы, послав и тех и других к «японской матери» он сказал, что вопросы наследства – это дело семьи Оямы, а киокушин сам по себе вечен и принадлежит всем, сказал да и создал еще одно «ИКО». ИКО – Мацушимы.
«ИКО-1» И «ИКО-2» ВТОРАЯ ФАЗА ВОЙНЫ
«КЁКУСИН-КАН» И РОЯМА
Не долго Рояма вел аскезу, а исключение его очень на многих подействовало «отрезвляюще». Если уж и Рояма – враг киокушина, то кто же тогда истинный друг? Забавное в этой истории то, что к Рояме присоединился знаменитый «тренер Чемпионов Мира», главный тренер сборной Японии который тренировал Мидори и Ямаки и это на кануне 8-го чемпионата Мира? Кроме того, ушел Казуми. Первый номер в сборной Японии. Да и старик Жак Сандулеску из США написал Мацуи все, что о нём думает. Терять время даром не в привычке Роямы, создав мощный резонанс внутри «ИКО-1», Рояма регистрирует свою Международную организацию.
Рояма уже при жизни Масутацу Оямы являлся главным идеологом Кёкусин как будо каратэ. С санкции Оямы Рояма написал целый ряд книг (Факт: Рояма Хацуо – самый плодовитый автор среди всех японских сэнсэев Кёкусин!), в том числе автобиографических. Во всех своих работах Рояма обязательно вспоминает эпизоды, связанные с его занятиями в период Ояма додзё, с обучением не только под руководством Оямы, но и под руководством основателя школы Тайкикэн Саваи Кэнъити и основателя Кэндокай сэнсэя Накамуры Хидэо. Одновременно он неизменно пишет о практике каратэ как «о пути, по которому нужно идти всю жизнь», и утверждает, что сам следует этому идеалу. Приверженность Роямы именно такому пониманию каратэ видна даже из самих названий его книг, где, вместо «каратэ», всегда значится «каратэ-до». К тому же ряду нужно отнести и использование в названиях его книг слова «будо».
Как указывалось выше, Рояма Хацуо был исключен господином Мацуи из Кёкусин кайкан по обвинению в организации переворота. Выступая на пресс-конференции, посвященной проведению в феврале 2003 года в зале Ниппон Будокан шоу «Итигэки», Мацуи заявил, что Рояма Хацуо «был исключен из организации за попытку осуществления переворота, направленного на разрушение существующей ныне системы». Говоря о «перевороте», который якобы планировал Рояма, Мацуи утверждал, что Рояма Хацуо предпринял попытку поставить под свой полный контроль российское отделение Кёкусин кайкан, которое, якобы должно, было стать фундаментом его собственной независимой организации.
При жизни Оямы Рояма Хацуо отвечал за развитие Кёкусин в странах бывшего СССР и, конечно, имел сильные позиции в России. Однако представители Группы Роямы решительно отвергли какие бы то ни было обвинения в подготовке «переворота». Это их утверждение подтверждается реальными фактами.
Во-первых, есть надежные свидетельства того, что Рояма Хацуо после ухода из Кёкусин кайкан вообще не хотел создавать какую-либо организацию и пошел на это, лишь поддавшись уговорам своих учеников и сторонников.
Во-вторых, когда Рояма заявил о создании своей организации – Кёкусин-кан, в России за ним последовал только Александр Васильевич Нестеренко, ныне 6-й дан Кёкусин-кан, а в то время руководитель сравнительно небольшой «Западно-Российской организации Киокушинкай».
Иными словами, никакого «заговора» не было…
В основе разрыва между Мацуи и Роямой лежали фундаментальные противоречия во взглядах на пути развития Кёкусин каратэ, его цели, методы управления организацией, порядок выполнения требований завещания сосая Ояма.
Как пишет Иэтака Ясухико, известный японский спортивный журналист, обладатель мастерских степеней по Кёкусин каратэ-до и Ёсинкан айкидо, в своей интереснейшей книге «Дзицуроку!! Кёкусин дайран» («Документальная история!! Великая смута Кёкусин») с подзаголовком «Ояма Масутацу-но си то, дзэнкоку какуха-но синдзицу» («Кончина Оямы Масутацу и правда о группировках Кёкусин по всей Японии»), еще задолго до ухода Роямы из Группы Мацуи многие недоумевали по поводу того, что заставляет Рояму оставаться в организации Мацуи, поскольку весь образ его мышления и личные приоритеты – стремление практиковать и развивать именно будо каратэ – принципиально расходились с приоритетами организации Мацуи.
Рояма Хацуо стал учеником Оямы Масутацу в 1963 году. Он начал заниматься каратэ в знаменитую эпоху Ояма-додзё, когда усилиями Оямы и его ближайших соратников и учеников, среди которых были такие выдающиеся мастера, принесшие славу Кёкусин, как Исибаси Масаси, Куросаки Кэндзи, Фудзихира Акио, Накамура Тадаси, Ояма Сигэру, Ояма Ясухико, Асихара Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Маки Хисао, Фудзивара Тосио, Рояма Хацуо и другие, фактически была создана и утвердила свои позиции на мировой арене будо школа каратэ Кёкусин.
На момент выхода из Группы Мацуи Рояма Хацуо был одним из старейших мастеров Кёкусина и к тому же – одной из самых ярких фигур в его истории: победитель V Абсолютного чемпионата Японии (1973 г.), серебряный призер I Абсолютного чемпионата мира (1975 г.), носитель уникальной манеры проведения кумитэ с характерными входами с дальней дистанции и мощнейшими ударами гяку-дзуки, руководитель крупнейшего отделения в префектуре Сайтама, основоположник детского Кёкусин-спорта, знаток китайских внутренних стилей, автор многочисленных книг, рассказывающих о технике и духе Кёкусин…
Нарпример, 12 апреля 1995 года Группа Совета бранч-чифов дает пресс-конференцию, на которой сообщает о решении всеяпонской конференции бранч-чифов сместить Мацуи с поста кантё, указывая в качестве пречины решение суда о признании завещания Оямы Масутацу юридически недействительным.
Тем же вечером, получив на руки решение суда по заявлению о признании недействительным завещания Оямы Масутацу, представители Группы семьи предпринимают попытку локаута штаб-квартиры Кёкусин кайкан и вывешивают у центрального входа в хомбу объявление о закрытии штаб-квартиры на период до годовщины со дня кончины сосая Ояма и о запрещении входить в хомбу Мацуи, Года Юдзо, Рояма Хацуо, Ямада Масатоси и другим сторонникам Мацуи. Для воспрепятствования прохода указанных лиц в штаб-квартиру Кёкусин кайкан Группа семьи выставляет у входа двух охранников, специально нанятых в охранной фирме.
Получив сообщение об этом, в хомбу в сопровождении двух десятков учеников приезжает Рояма Хацуо. Он срывает объявление, прорывает кордон и проходит в здание штаб-квартиры.
Дело едва не доходит до рукопашной схватки с массовым применением приемов каратэ. Драку пресекает Рояма Хацуо, который хладнокровно прохаживается между накаленными противниками, остужая пыл словами: «Спокойнее!»
Примерно через три месяца, около 3-х часов ночи в генеральную штаб-квартиру Кёкусин кайкан прибыло около десятка бранч-чифов Группы Совета бранч-чифов. Они фактически оккупировали хомбу, посадив под «домашний арест» несколько бранч-чифов из Группы Мацуи, которые дежурили в штаб-квартире.
К полудню следующего дня в «боевые действия» вмешалась полиция, и бранч-чифы Группы Совета бранч-чифов были вынуждены убраться из хомбу.
21 сентября 1995 года представители Группы Совета бранч-чифов вторично ворвались в штаб-квартиру и попытались оккупировать ее.
По мнению Иэтака, потеря Мацуи в тот момент штаб-квартиры Кёкусин кайкан была равносильна для него краху. Рояма не позволил этому совершиться. Хомбу вновь в руках Группы Мацуи. И этого человека Мацуи впоследствии увольняет.
В додзё Роямы всегда уделялось большое внимание классическим стойкам, постановке дыхания, ученики очень много времени уделяли отработке кихона. В силу таких акцентов в методике тренировки додзё Роямы всегда стояло особняком среди всех японских отделений Кёкусин кайкан.
Рояма – ученик не только Оямы Масутацу. Он имеет богатый опыт занятий у таких выдающихся мастеров, как Саваи Кэнъити и Накамура Хидэо. Кроме того, он некоторое время выступал в качестве кикбоксера на профессиональном ринге. Имея такой богатый и разноплановый опыт занятий различными единоборствами, Рояма, тем не менее, всегда подчеркивал, что был и остается последователем Кёкусин. Его усилия и вклад в развитие Кёкусин были отмечены сосаем Оямы Масутацу, который ввел Рояму в круг своего ближайшего окружения.
Как один из очень немногих стариков, пришедших к Ояме еще в эпоху Ояма-додзё, Рояма сильнее других верит в силу и красоту Кёкусин каратэ и всем старается поведать о них. В то же время преобладающей тенденцией развития Кёкусинкай в последние десятилетия стала спортизация, ведущая к ограничению технического арсенала исключительно приемами, применимыми в поединке по специфическим правилам, запрещающим удары руками в голову, броски и болевые приемы. На этом фоне Рояма предстает как хранитель традиций и духа каратэ как боевого искусства и системы совершенствования личности.
Что же касается Шокея Мацуи, то он избрал совершенно иной путь развития Кёкусин – путь коммерциализации, воплотившейся в выставлении бойцов Кёкусин на профессиональные турниры, организуемые другими организациями, цели которых весьма отличны от изначальных целей Кёкусин как будо каратэ.
Кроме того, участие действующих бойцов Кёкусин в чужих профессиональных турнирах, проводимых по другим правилам, нанесло серьезный ущерб репутации Кёкусин. Вполне естественно, что, не имея богатого опыта и основательной подготовки к поединкам с ударами руками в голову, бойцы Кёкусин оказывались весьма уязвимы для противников, пришедших из бокса, муай-тай или кик-боксинга.
Здесь достаточно вспомнить турнир «K-1 Dream 1998», разрекламированный как «Величайший матч в истории!». Этот матч, проходивший по формуле «Каратэ против кик-боксинга. Бои в полный контакт 7 на 7» состоялся 18 июля 1998 года в городе Нагоя и завершился убедительной победой команды кик-боксинга (5 побед, 1 ничья и 1 поражение), потрясшей Кёкусин до основания, потому что звезды Кёкусин первой величины потерпели действительно сокрушительные поражения.
Так, Николас Петас (победитель чемпионата Европы 1995 г. в тяжелом весе, 5-е место на 6-м абсолютном чемпионате мира по версии Мацуи, 3-е место на 1-м чемпионате мира по весовым категориям в тяжелом весе 1997 г.) встречался со Стефаном Леко и проиграл техническим нокаутом после правого прямого во 2-м раунде.
Глаубе Фейтоза (победитель чемпионата Южной Америки 1997 г. по версии Мацуи, победитель Кубка Америки 1997 г., чемпион Бразилии 1996, 1997 годов, 2-е место на 1-м чемпионате мира по весовым категориям в тяжелом весе 1997 г.) встречался с Майком Бернардо. За 1-й раунд он трижды побывал в нокдауне, пропустив хуки справа, и ему было засчитано поражение техническим нокаутом.
Единственную победу в матче одержал Франсиско Филио, но, можно сказать, что ему просто повезло. Филио встречался с Питером Артсом и впервые в своей жизни побывал в нокдауне. Однако затем врач снял Артса с боя в связи с травмой голени, благодаря чему Филио и был объявлен победителем в поединке…