кто такой серый кардинал в коллективе

Серые кардиналы: кто они?

Вот, что о них пишут:
Серые кардиналы — неофициальные лидеры, замыкающие на себя процессы управления организацией. Часто формальный руководитель, например, директор, только думает, что он влияет на процессы, а на самом деле — он лишь получает директорскую зарплату и отвечает за какие-то общие вопросы. Реально ситуацией управляет какой-нибудь авторитетный «серый кардинал».

В некоторых случаях официальный руководитель сознательно и добровольно отдает властные полномочия или часть «нагрузки» теневому лидеру, если это не влияет на зарплату и на формальный статус. Серые кардиналы в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех больших организациях. Это, как правило, прирожденные лидеры, способные управлять людьми и «решать вопросы» независимо от того, имеют ли они на это формальное право.

Бывает, статус фактического руководителя настолько закрепляется за серым кардиналом, что многие сотрудники с готовностью выполняют все его распоряжения, даже если и не подчиняются ему официально. Постепенно «серый кардинал» формирует вокруг себя теневую систему управления, где своя иерархия, подчиненность, должностные обязанности и связи. Эта система нередко действует в обход официальных бизнес-процессов. Со временем персонал настолько привыкает к такому положению вещей, что стоит теневому лидеру уйти в отпуск или заболеть, организация оказывается недееспособной.

А что о них знаете вы? Приходилось ли наблюдать на расстоянии вытянутой руки? Как относитесь к явлению, как таковому? Нужны ли они? Вернее, неизбежно ли это зло и зло ли это в принципе?

Источник

Кого называют «серыми кардиналами»

Содержание статьи

кто такой серый кардинал в коллективе

Как распознать «серого кардинала»

Такие люди не особо выделяются в толпе. Они предпочитают неброскую одежду и весьма сдержанный парфюм. Вместе с этим на их лице часто можно заметить лукавую усмешку, создающее ощущение их превосходства над другими (и превосходство действительно наблюдается). Именно «серый кардинал» управляет компанией, несмотря на кажущееся отсутствие лидерских качеств.

Эти люди обладают сильной интуицией, которая помогает им решать сложные задачи и обходить препятствия очень легко. Они не могут объяснить своего решения, но оно почти всегда оказывается правильным. Поэтому некоторые предприниматели или компании практически никогда не сталкиваются с кризисными ситуациями. «Серый кардинал» помогает руководителю вовремя обойти их.

«Серый кардинал» от природы наделен почти животным обаянием. Он способен замечать любые запахи. Людей он оценивает интуитивно, редко обращая внимание на внешность. Если вы работаете в крупной компании, вам нужно быть в хороших отношениях с таким человеком, иначе вы рискуете быть уволенным в ближайшее время.

Причины появления «серого кардинала»

Такое положение вещей не может не устраивать начальство, ведь дела компании под теневым руководством его протеже идут в гору. Он же просто получает свое жалованье и присутствует на всех необходимых совещаниях. Не жизнь, а сказка. Но тут есть обратная сторона. Постепенно все сотрудники компании перестают воспринимать формального босса и переходить на сторону «серого кардинала». Последний при этом может занять место босса. Если начальник достаточно умен, он найдет способ, как использовать все возможности своего протеже на благо компании, при этом не потеряв своего кресла.

Очень часто Альтер-эго босса становится его жена. Существует множество начальников, которые не проводят важных совещаний, не посоветовавшись с супругой. Именно она регулирует работу компании в нужном направлении. Босс это понимает и всячески старается скрыть от подчиненных то, что его решения принадлежат жене. Иначе он может запросто потерять авторитет среди сотрудников, а затем и кресло.

Источник

Сложные сотрудники. Белая ворона и Серый кардинал

Интересный, спокойный, уверенный, доброжелательный, хорошо образованный, профессионал своего дела — в целом идеальный подчиненный. Но в последнее время вы стали замечать характерные черты, не соответствующие образу вашего работника. Он оказывается косвенно вовлеченным в закулисные игры, выясняется, что при случае он обращается к вышестоящему начальству, игнорируя непосредственного руководителя. Знакомая ситуация? Перед вами один из типов подчиненных — «серый кардинал».

Вычислить подобного сотрудника довольно сложно. Знание собственных достоинств дает ему уверенность в своих действиях. И, правда, коллеги и руководители характеризуют его с положительной стороны. «Серому кардиналу» присуще играть втемную, не вовлекая в свои планы посторонних людей. Он хорошо чувствует ситуацию, окружающих: что нужно сделать в тот или иной момент, кому что сказать. Обладая развитыми коммуникативными и эмпатическими способностями, умеет настроить человека в нужном русле, или оказать поддержку, которую от него ожидают, конечно, если нашему герою это выгодно.

Хорошо ориентируясь в перипетиях взаимоотношений, люди подобного типа способны лавировать между враждующими лагерями. Усидеть сразу на двух стульях им удается, потому что каждую возможность они используют «на все сто» себе во благо. Героя отличает умение заранее планировать, и в то же время выполняет функции «команды быстрого реагирования». Таким образом, положительные внешние черты сочетаются с внутренними задатками, но направленность способностей не дает ему право называться лучшим сотрудником.

Найти и обезвредить

Как правило, «серый кардинал» занят административной работой или руководит небольшим проектом. Но он не намерен останавливаться на достигнутом. Главным мотивом профессионального движения является потребность во власти. Поэтому он ведет собственную политику, подчас в ущерб интересам руководителя. Какими методами пользуется и какова стратегия поведения? Работники подобного типа стараются наладить связи, контакты с вышестоящими и влиятельными людьми. При необходимости они вполне могут воспользоваться профессиональным положением. С целью установления отношений могут вступить в разговор с «высоким по рангу» собеседником от имени компании, в которой работает наш герой, или выступая от имени руководителя. Они стремятся заручиться поддержкой людей высшего света. В глазах «серого кардинала» приближенность к влиятельным людям обеспечивает реальную силу, что дает основание для расширения границ своей власти.

Особого внимания заслуживает техника поведения героя с руководством. Он может использовать политический прием: «обмен услугами» с вышестоящим лицом. В чем заключается смысл данного приема? Если у руководителя возникнут проблемы личного характера, то вполне возможно окажется рядом «серый кардинал». Именно он поможет «справиться» со сложной ситуацией, точнее не развивать данную тему среди сотрудников. За небольшую услугу в будущем он будет рассчитывать на ваше особое расположение. Зная психологическую особенность, он умело использует ее: в привычной рабочей обстановке человека можно застать врасплох, если проблемы его личной жизни подвергаются всеобщему обозрению. Здесь нет проявления лести, заигрывания с начальством, обеими сторонами принимаются правила игры. Например, сотрудница (принадлежность к данному типу не зависит от гендерных особенностей) стала свидетелем неприятного разговора руководителя со своими домашними. На что начальник попросил не рассказывать о происходящем персоналу, боясь распространения слухов и сплетен. Позже при прочих равных условиях сотрудницы с другими работниками приоритет получила именно она.

Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд. Ли Якока

Не только умалчивание определенных обстоятельств, но и преподнесение информации особым образом — заслуга кардинала. Подача материала, проекта дается в выгодном свете. Причем авторство делового предложения приписывается себе, даже если были приложены коллективные усилия. Поэтому доверяйте, но проверяйте!

Если кардиналом является секретарь или помощник, то они тщательным образом контролируют доступ к руководителю. Остальные сотрудники ведут себя по отношения к ним особенно вежливо, потому что подчас от них зависит: как скоро состоится встреча с начальником. То есть, пользуясь своим профессиональным положением, распространяют власть и на коллег.

Поняв, кто перед нами, нужно научиться работать с таким человеком. Ведь вы не собираетесь его увольнять? Он устраивает вас как специалист. Просто необходимо соблюдать некоторые правила при взаимодействии с «кардиналом».

1. Всегда держите субординацию. Не вступайте в откровенные разговоры. Все, что вы скажете, может быть обращено против вас.

2. Попробуйте пообщаться наедине, используя эффект неожиданности. Скажите, что поняли стратегию поведения собеседника. Он вряд ли признается, но перестанет повторять свои действия.

3. Не идите на поводу, помните, что перед вами человек, который прекрасно владеет техниками манипуляции.

4. Если вы начнете применять санкции по отношения к лицу, подозревающемуся в «неправедных действиях», то вы заслужите славу некомпетентного руководителя, который способен управлять только путем запугивания.

5. Как это ни парадоксально звучит, но делегируйте ему часть своих полномочий.

Главная его потребность — власть. Пусть он ее получит. В соответствии с новой должностью он должен будет нести дополнительную ответственность: за все проступки, невыполнение планов — отвечает за весь отдел перед высшим руководством. Тем самым вы переориентируете его, теперь бурную деятельность необходимо вкладывать в дело!

«Белые вороны» — не такие уж и редкие «птицы». В детском саду ребенка не принимают остальные дети в свою игру, потому что он не такой, как все. Причем характер различий имеет разную основу: например, ребенок полноват, поэтому неуклюж, или наоборот, настолько хорошо ориентируется в игровой ситуации, что постоянно выигрывает. Инаковость мышления и поведения не приветствуется и в школе ни одноклассниками, ни учителями. Во взрослой жизни уникальность и неординарность личности не всегда благожелательно принимается окружающими. На необычных людей смотрят с интересом, любопытством, но в то же время с опасением. Не всегда удается сдержать эмоции и терпеливо принять особенность другого человека.

Нередко объектом недовольства становятся вполне обычные люди. Если рассматривать область профессиональной жизни, то это явление можно заметить в период адаптации сотрудников в новом коллективе. Как правило, новички, выйдя на работу, стараются приложить максимум сил. Они задерживаются в офисе, берут на себя лишние обязательства, стремятся влиться в коллектив. Подобная усердность не однозначно воспринимается коллегами. Кто-то, воспользовавшись ситуацией, пытается передать часть своих обязанностей новичку. Другие сотрудники занимают выжидательную позицию: тщательно следят за действиями нового сотрудника, чтобы при случае подчеркнуть промахи.

Общественное мнение всегда более деспотично по отношению к тем, кто явно боится его, чем по отношению к тем, кто к нему равнодушен.

Как бы не складывалась ситуация, внимание новому работнику обеспечено. Но в первую очередь необходимо не контролирующее внимание, а помогающее, способствующее профессиональному раскрытию специалиста. Данному процессу содействуют наставники. Так, сотрудница, устроившаяся на позицию офис-менеджера, попала в неловкую ситуацию. Ее искренне желание как можно лучше справляться со служебными обязанностями вызвало неприязнь со стороны коллег. Ей всячески пытались осложнить жизнь: то секретарь «забывала» передать распоряжение директора, то необходимые документы «не приходили» в срок. Тогда сотрудница с наставником обратились к вышестоящему начальству с просьбой разобраться в деле, не имея возможности самостоятельно решить возникшие проблемы. Разговор руководителя с подчиненными состоялся: зачинщики, конечно, не были найдены, но серьезность положения всем была ясна.

Удержаться на плаву

Почему моббинг (непринятие сотрудника коллегами, как следствие выживание из коллектива) — такое распространенное явление в профессиональном сообществе? Один из ответов: несовместимость людей. Изначально подбирая профессиональную команду, нацельтесь на специалистов, которые придерживаются схожей системы ценностей или имеют общие интересы. Создать коллектив полностью совпадающих личностей по жизненным целям, установкам, характерам невозможно. Да и дело в таком случае будет страдать, потому что при найме придется ориентироваться, прежде всего, на личностные качества соискателей. Поэтому при отборе персонала следует делать ставку на профессионализм, не забывая при этом изучить мотивационную систему кандидатов, выделить круг их интересов, что в будущем поспособствует сплочению коллектива.

Чтобы не вызывать дополнительной неприязни персонала по отношению к коллеге — рекомендация руководителю: относитесь ко всем одинаково — ровно, по-деловому, не выделяйте любимчиков. Появление фаворитов вызывает чувство негодования. Каждый человек, мотивированный на исполнение своих обязанностей, выполняет свою работу в определенном темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее, исходя из личностных особенностей. По законам психологии нельзя сравнивать людей между собой. Сравнению поддаются результаты деятельности одного человека в разные периоды времени. Движение в собственном профессиональном становлении заслуживает похвалы.

Если проблема неприязни сотрудника коллективом возникла, то руководителю ни в коем случае нельзя игнорировать внутренний конфликт. Если появляются сплетни, слухи как один из приемов «офисных баталий», то следует негативно отреагировать на них, тем самым остановите распространение отрицательной информации, которая может привести к дезорганизации компании.

Один из способов предотвратить закулисные игры — открытый разговор. За столом переговоров сообщить, что конкретно вас настораживает. Высказав свои подозрения, сотрудники, причастные к интригам, вряд ли сразу откровенно сознаются. Но вполне могут задуматься, пересмотреть свои взгляды, если поймут, что это вызывает недовольство со стороны руководства. Во время разговора следует избегать обвинительного тона. Работник, который стал «козлом отпущения», не должен выглядеть в глазах коллектива жертвой. Его не следует жалеть, приводя в укор другим. Иначе вы заработаете себе репутацию непопулярного начальника.

Агрессивное, жесткое поведение не лучший вариант в данной ситуации. Следует продемонстрировать подчиненным свой серьезный настрой: вы не намерены упускать из виду сложившееся положение вещей. Ваше внимательное отношение к ситуации поможет обрести покой в рабочей атмосфере.

Источник

Плюсы и минусы серых кардиналов

Автор: Александр Савкин | Источник: Top-Manager

Серыми кардиналами можно назвать людей, которые, не обладая реальной властью, зачастую не имея необходимых полномочий, тем не менее способны эффективно влиять на принятие решений, на атмосферу в компании, на действия отдельных лиц и организации в целом. В том или ином виде они присутствуют во многих компаниях. Несмотря на «серый цвет», кардиналы могут играть как положительную, так и отрицательную роль для компании.

Примеры положительного влияния

1. Классический пример для российского бизнеса, когда у руководителя по ряду причин нет навыков, знаний, образования и прочего для грамотного выстраивания своего бизнеса. Но он обладает очень важными качествами: харизмой и энергией. Действия и приказы такого руководителя часто вызывают состояние близкое к шоку, но если в компании есть человек, способный умно управлять этой «ядерной» энергией, то наблюдаются рост и развитие компании, вопреки, как может показаться со стороны, здравому смыслу.

3. В компании, где личностный рост и развитие человека ни во что не ставятся, находится человек, руководитель отдела, для которого это очень важно. В своем отделе он создает определенный микроклимат и тем самым управляет климатом внутри компании в целом, постепенно меняя мировоззренческую позицию первых лиц. Но, к сожалению, часто деятельность серых кардиналов отражается на бизнесе негативно.

2. В другом случае рядовой сотрудник, прекрасно знающий своего президента, умел мельком, при «случайной» встрече найти нужные слова, которые можно сравнить с выстрелом в горах. Практически всегда за этими словами следовал сход лавины. Президент принимал нужные для серого кардинала решения. Или начинал сильно сомневаться в своем первоначальном решении и в результате корректировал их.

3. Яркий случай, когда серым кардиналом выступил «хороший знакомый», приглашенный владельцем на руководящую должность. Знакомый пользовался аномально высоким доверием руководства. В компании формировался совет директоров на конкурсной основе. Шел жесткий отбор, но президент в обход конкурса ввел этого человека со стороны, сославшись на то, что хорошо его знает. Во время испытательного срока тот никогда не отчитывался, в отличие от остальных набранных сотрудников, о проделанной работе, вносил изменения в действия компании исходя из собственного видения и собственных интересов. В результате через месяц компания получила миллионные убытки. Этого сотрудника уволили, и в течение нескольких месяцев еще несколько миллионов долларов потерялись.

Каков прогноз по поводу будущего серых кардиналов? Практика показывает, что по мере перехода бизнеса на цивилизованные рельсы, когда менеджмент из стихийного превращается в регулярный, поведение серых кардиналов меняется. Исчезают грубые техники воздействия. Например, неприкрытая манипуляция, шантаж, угроза. Приятно видеть, что по мере роста сознательности сотрудников, прозрачности отношений, четкости распределения функций и обязанностей, ясности целей, создания и поддержания корпоративного духа количество отрицательных серых кардиналов и их «ядовитость» резко сокращается, стремясь к нулю.

Правая рука собственника

Юрий Гребцов, финансовый директор холдинга «Адамант»

Однако чем более открытым, прозрачным становится российский бизнес, тем меньше потребность в серых кардиналах. Функции серых кардиналов постепенно отмирают.

Рожденные властью

Дмитрий Кунис, генеральный директор Генподрядной компании СТЭП

Лоббирование распространено в тех сферах экономики, где рынки не развиты и где ситуация близка к монополии. Там, где нет монополии, роль государства существенно меньше. Практика лоббирования своих интересов российскими компаниями связана преимущественно со взятками. Что касается иностранных компаний, работающих в России, они для этих целей нанимают российских посредников, которые далее действуют чисто российскими методами. Хотя серьезных прецедентов лоббирования со стороны иностранных компаний я не знаю.

Великое противостояние

Андрей Дорожкин, тренер-консультант

Отчего может возникнуть ситуация противостояния? От недостатка «свободных» отношений в команде. Стоит задаться вопросом, достаточно ли свободно люди могут общаться друг с другом? Есть ли у них доступ друг к другу? Могут ли они свободно выражать свое мнение по поводу того, что происходит и чего не происходит? Слышат ли этих людей? Делается ли что-то по поводу того, что говорится? Ответив на эти вопросы, можно убрать многие «шероховатости».

Еще несколько замечаний о теневых лидерах. Противостояние с ними становится возможным, когда в помещении появляются темные углы, где можно прятаться. Нужно избавиться от всех тех, кто стоит, ничего не делает и только отбрасывает тень. Это не значит, что именно такие люди «ткут паутину». Дело в другом. Самим фактом своего существования в коллективе они создают возможность противостояния.

Несколько советов, как концентрироваться на главном в любой ситуации. Следует принять тот факт, что нельзя выигрывать каждую битву. Нужно быть кристально честным с собой и со своей командой. Спрашивать то, что не принято спрашивать, и говорить то, что не принято говорить. Не нужно бояться заявлять «громкие вещи» и, повторюсь, следует постоянно взаимодействовать, создавать среду, в которой признают и награждают героев, особенно тех, кто бросает вызов.

А если серый кардинал в коллективе все-таки появился, это сигнал для лидера. Это признак того, что в контексте что-то не так, и этим контекстом необходимо срочно заняться.

Автор: Александр Савкин, директор института коучинга

Источник

Победить «серого кардинала»: неформальное лидерство в коллективе

кто такой серый кардинал в коллективе

Все знают, что на работе не только трудятся, но и ссорятся, мирятся, дружат и даже влюбляются. В коллективе существует два слоя отношений. Один – сугубо рабочий с инструкциями, планерками, целями и задачами, а другой построен на эмоциях, симпатиях и антипатиях.

Эти слои постоянно пересекаются и влияют друг на друга. Если неформальные отношения в коллективе «не удались», то сотрудники чувствуют себя неуютно, а производительность падает. Лица унылы и безразличны, не хочется не только общаться с покупателями, но и вообще что-либо делать. И наоборот, если в коллективе взаимная поддержка, – дело спорится, продавцы улыбаются, клиенты довольны, касса наполняется.

Администраторы магазинов прекрасно знают, что если сотрудники вдруг стали думать и действовать одинаково, значит они «договорились». А если договорились, значит «подружились». Последствия этой дружбы бывают крайне неприятны.

«Нас много, а директор магазина один». Подчиненные рано или поздно понимают эту очевидную истину. Каким бы суровым и несгибаемым ни был начальник, но и он начинает колебаться, когда ему противостоит коллектив. Сотрудники имеют тенденцию объединяться в стихийные профсоюзы и придираются к каждому распоряжению. Администратор приказал протереть полки? «Мы не нанимались в уборщицы», – говорят продавцы. Заставил вручать на кассе рекламные буклеты? «Не будем этого делать, мы не промоутеры», – отвечают сотрудники в один голос, согретые идеей, что «вместе мы сила». В итоге администратор разводит руками, а продавцы делают только то, что, с их точки зрения, целесообразно.

Сотрудники, которые не поддерживают большинство в самоотверженном деле уклонения от работы, довольно быстро становятся изгоями. Им усложняют жизнь, делают мелкие пакости, насмехаются и выражают недружелюбие. На таких людей чаще всего жалуются, чтобы руководство их наконец-то уволило и избавило дружный коллектив от несогласных. Для менеджера магазина появление среди сотрудников непопулярных личностей – сигнал к тому, не все в порядке и надо бы разобраться.

кто такой серый кардинал в коллективе

В некоторых случаях в коллективе магазина появляются компании, которые дружат друг против друга. Члены неформальных групп спихивают друг на друга ответственность за нарушения, жалуются начальству и в то же время прикрывают «своих».

Что же делать руководителю, когда неформальные отношения среди персонала приняли угрожающие формы?

Люди, конечно, любят поболтать, отвлечься на несерьезные темы, но объединить их может только лидер. Если его нейтрализовать, то вся неформальная структура распадется. Лидер использует свое влияние на других людей в своих интересах. Как его выявить?

Такого неформального вожака видно сразу – он громко и много говорит, и указывает всем, что надо делать. Как правило, это люди с выдающимися внешними данными. Чаще всего они высокого роста, имеют привлекательную внешность и обладают так называемой харизмой – особым обаянием.

Неформальный руководитель может быть и не сразу заметен. Тот, кто больше всех кричит – не самый лучший начальник. Наиболее хитрые и умные маскируются. Они подговаривают коллег выражать недовольство, а сами остаются в стороне. Такие тихие лидеры – наиболее влиятельны. Но обнаружить их тоже можно. Присмотритесь, как ведет себя персонал на общих собраниях. Есть люди активные, но на них не обращают внимания, а есть немногословные, но их предложения всегда принимаются. Молчуны, которых слушаются, скорее всего, и есть эти самые «серые кардиналы».

Что делать с «заводилами»? Рассмотрим три варианта:

Сделать сторонником. Лидерский потенциал – это не недостаток, а полезное качество. Неформального лидера можно «легализовать». Для этого ему надо дать дополнительную нагрузку – пусть помогает распределять работы в торговом зале, выполняет функции наставника, отвечает за обучение. Таких людей нужно двигать по карьерной лестнице – назначить на должность старшего продавца, ответственного за секцию и т.д.

«Снять корону». Если же неформальное лидерство нежелательно, то полномочия самозваного «начальника» надо прекратить. Как это сделать? Дать такую работу, с которой он не справится. Хочет командовать? Пусть попробует. Дайте ему возможность показать себя. Назначьте, например, временно исполняющим обязанности смены или поручите организовать временную работу по подготовке торгового зала к Новому году. Как правило, без специальных знаний и навыков руководить торговым персоналом сложно, поэтому неформальный лидер обязательно обнаружит свою некомпетентность, наделает ошибок. Когда нужны конкретные результаты, ореол предводителя исчезает быстро.

Исключить из коллектива. Иногда приходится расставаться с теми, кто «тянет одеяло на себя». Это, конечно, не самый лучший вариант, но если в коллективе вражда, а продавцы вместо того, чтобы работать, постоянно выясняют отношения, лучше избавиться от одного человека, чем терять весь персонал.

кто такой серый кардинал в коллективе

Но вот главное, что должен знать директор, администратор или менеджер магазина, чтобы предотвратить неконструктивные неформальные отношения: надо самому стать популярным в коллективе. Что для этого нужно?

С сотрудниками надо разговаривать, знать, чем они дышат, что любят, чего опасаются. Обычно менеджеры магазина не очень-то любят беседовать на такие темы, и совершенно зря! Как еще можно поладить с людьми, если не общаться с ними? Так что обсуждайте рабочие и неформальные вопросы, проявляйте участие, иногда вместе обедайте и отдыхайте, и сотрудники обязательно откликнутся.

Руководитель, конечно, должен уметь ставить на место. Иногда надо проявить строгость и настоять, иногда наказать. Но относиться к подчиненным как к крепостным крестьянам не стоит. Если у человека что-то не получается, может быть, ему стоит помочь, а не лишать премии? Бывает, что сотрудник просто не знает какого-нибудь регламента, поэтому ошибается, а его за это наказывают. Не стоит спешить с выводами. Надо помогать решать проблемы, а не бороться с людьми.

Заслуживает ли уважения человек, который первым кричит «Вперед!» и тут же сам прячется? Вряд ли. Чтобы иметь авторитет, директор должен быть на «передовой», там, где сложнее всего – где возмущенные клиенты, очереди и перепалки. Сотрудники должны видеть, что руководитель в курсе их сложностей, потому что ему не стыдно самому выйти в торговый зал, побеседовать с покупателем или пробить на кассе чек. Тогда коллектив не будет подчиняться воле случайных вожаков. Все будут знать, что лидер может быть только один – их законный руководитель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *