кто такой сегун в японии в средние века
Сёгунаты и сёгуны. Самурайский период в истории Японии.
Возвраще́ние госуда́рственной вла́сти Импера́тору (яп. 大政奉還 тайсэн хокан) — передача 15-м сёгуном Токугавой Ёсинобу всей полноты власти в государстве Императору Японии. Состоялась 9 ноября 1867 года[1]. Ратифицирована Императором на следующий день. Положила конец 265-летнему правлению рода Токугава в стране и ознаменовала конец 500-летнего господства самураев в Японии. Одно из эпохальных событий в истории Японии.
Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Четкого порядка наследования титула не существовало — обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода. В поздний период многие сёгуны начинали управлять страной, будучи детьми, их роль стала символической, схожей с ролью западно-европейских монархов. Принципиальным отличием сёгуна от императора было отсутствие сакральной составляющей, сёгун считался главой администрации и хранителем государства, но не воплощением богов на земле. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:
Клан Минамото: 1192—1210 годы (3 сёгуна)
Клан Фудзивара: 1226—1252 годы (2 сёгуна)
Императорские принцы (синно): 1252—1333 годы (4 сёгуна)
Клан Токугава: 1603—1867 годы (15 сёгунов)
В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов фактически не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун. Исключением был Акэти Мицухидэ, официально признанный императором как сёгун, однако свергнутый Хидэёси 13 дней спустя. Дело в том, что было распространено убеждение, что сёгун может быть только из клана Минамото, к которому по легенде восходил корнями клан Акэти.
Сёгун
Содержание
Этимология
Слово «сёгун» — это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» (将军, jiāngjūn, ‘генерал’). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») — «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» — это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу Императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров».
Однако в более позднее время «сёгун» — это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула — сэйи-тайсёгун (征夷大将軍). Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. Что же касается определения сэйи, то сэй означает «бить», «карать», а и (夷) — это «человек, вооруженный луком» (в этом иероглифе можно разглядеть человека с натянутым луком), то есть «дикарь», «варвар». Японцы обозначали этим иероглифом эдзо (они же эмиси или эбису) — дикие племена, жившие на северо-востоке Японии. Походы против северо-восточных варваров начались в Японии ещё в глубокой древности, при императоре Кэйко (71—130 годы). В VIII веке появилось официальное звание сэйи-тайсёгун; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в 794 году Отомо но Отомаро. К началу X века эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл.
История
В XII веке императорская власть (и власть Фудзивара) в Японии сильно ослабела и фактически над страной властвовал то один, то другой выдвинувшийся род. В конце этого столетия власть над страной оспаривали друг у друга два рода: Тайра и Минамото. С 1156 по 1184 страной фактически правил род Тайра. В частности, большая часть министров была именно из этого рода.
В 1184 году решительный перевес оказался на стороне клана Минамото, один из представителей которого, Минамото-но Ёсинака, вступил во главе многочисленной армии в Киото, тогдашнюю столицу Японии, откуда клан Тайра бежал с остатками своих приверженцев на юг. Тогда фактическая власть над страной почти целиком очутилась в руках рода Минамото и лично Минамото Ёсинака, в распоряжении которого была собственная сильная армия. Де-факто Ёсинака был полным хозяином своего войска, но де-юре он все же был самозванцем, полномочия которого не были санкционированы императорской властью. Поэтому в том же 1184 году он добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун. К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо, которых, между прочим, было немало в армии того же Ёсинака. Дело было в другом. Походы против эдзо были связаны с громадным напряжением ресурсов государства и зачастую требовали сбора всей наличной военной силы страны, собирателем и распорядителем которой и становился сэйи-тайсёгун. Став сэйи-тайсёгуном, Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими и тем самым исключил возможность появления в стране равного ему по силе противника.
Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Четкого порядка наследования титула не существовало — обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода. В поздний период многие сёгуны начинали управлять страной, будучи детьми, их роль стала символической, схожей с ролью западно-европейских монархов. Принципиальным отличием сёгуна от императора было отсутствие сакральной составляющей, сёгун считался главой администрации и хранителем государства, но не воплощением богов на земле. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:
Клан Минамото: 1192—1210 годы (3 сёгуна)
Клан Фудзивара: 1226—1252 годы (2 сёгуна)
Императорские принцы (синно): 1252—1333 годы (4 сёгуна)
Клан Токугава: 1603—1867 годы (15 сёгунов)
В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов фактически не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун. Исключением был Акэти Мицухидэ, официально признанный императором как сёгун, однако свергнутый Хидэёси 13 дней спустя. Дело в том, что было распространено убеждение, что сёгун может быть только из клана Минамото, к которому по легенде восходил корнями клан Акэти.
Сёгун и их история
Несмотря на то что Японские острова стали заселяться не одно тысячелетие назад, объединение людей в к онгломерации племен там произошло только во втором веке до нашей эры.
Подобие государственности появилось здесь только в третьем веке нашей эры, когда союз племен Ямато смог подчинить себе остальные народности и стать самым крупным.
Постепенно властные полномочия клана Ямато уподобились царским, а их правители стали называть себя императорами («тэнно»). Другой термин, «сегун» (это, скорее, правитель – верховный военачальник), вошел в обиход столетия спустя.
Первый сегунат в истории Японии
Японские сегуны официально появились в 11 веке нашей эры. На территории Страны восходящего солнца стали формироваться группы военных феодалов, среди которых выделялись Тайра и Минамото. Они развязали гражданскую войну 1180-1185 гг., бои в ходе которой проходили по всему острову Хонсю.
Термин пришел из Китая
Если японцев попросить: «Объясните термины «сегун», «тайсегун» и т. д.», то ответы могут быть достаточно разнообразными. Дело в том, что само понятие пришло в Японию из Китая, где было распространено в виде «тайки сегун», что можно перевести как «полководец большого дерева».
По легенде выдающийся китайский военачальник Хё-И был таким скромным, что когда про его победы говорили публично, он убегал под большое дерево, чтобы не слушать похвал в свой адрес.
В японских летописях слово «сегун» с различными приставками упоминается в 7-8 веках нашей эры, в том числе:
фукусегун – «заместитель полководца»;
тайсегун – «великий полководец» (двумя приставками носители должностей разделялись на высших и низших по рангу);
тинтеки сегун – это полководец, который покорял варваров Запада;
просто сегун – победитель варваров Востока;
тиндзю сегун – полководец-примиритель.
Титул подлежал возвращению..
В те времена носитель подобного титула был просто высокопоставленным чиновником, возглавлявшим армию или ее часть, либо посланцем. Титул давался на время военной кампании, а потом возвращался императору. Древняя церемония «посвящения» предполагала объявление нормативного акта по этому поводу (эдикт) и вручение церемониального меча в императорском дворце.
Позже процедура несколько видоизменялась. К примеру, для престарелых представителей допускалось не являться во дворец в Киото на аудиенцию, а в 14-19 веках эдикт привозили сегуну «на дом». Он в ответ наполнял ящик из-под эдикта золотым песком, возвращал его императорскому послу и обещал следовать «светлому примеру» властителя Ёритомо Минамото.
Сегуном смог стать двухлетний ребенок
Правление сегунов в Японии продолжалось с 1192 года до революции Мейдзи. В этот период верховный главнокомандующий передавал свою власть по наследству и совмещал высшие государственные посты, в то время как власть императора была, скорее, церемониально-номинальной. От умершего Ёритомо Минамото власть перешла к регентам его сына – клану Ходзё.
После прекращения рода Минамото по мужской линии японские сегуны, возможно, единственный раз в истории, включили в свое число ребенка из клана Фудзивара, который был назначен на высшую государственную должность того времени в возрасте двух лет.
Камакурский сегунат принес Японии национальный флаг
Первый сегунат в Японии имел в качестве своей столицы город Камакура, поэтому назывался Камакурским сегунатом. Этот исторический период характеризовался междоусобицей и доминированием представителей самураев – «служивых людей», которые составляли военно-феодальное сословие мелких дворян, охранявших и служивших своему «дайме».
Разногласия
Минамото Ёритомо, сегун, после окончания войны назначил в каждую провинцию военных губернаторов, которые с течением времени скопили значительные военные силы и сосредоточили в своих руках земельные наделы.
Одновременно Япония наладила выгодные торговые связи с Китаем и Кореей, что привело к обогащению феодалов на юго-востоке. Подобные процессы не нравились феодалам в ставке Камакура, что привело к конфликтам и переходу власти к клану Асикага.
Представители последнего переехали из разрушенной Камакуры в Киото, поближе к императорскому дворцу, где потратили слишком много денег на состязание с пышностью придворной знати.
Государственные дела оказались в запущенном состоянии, что привело к активизации военных губернаторов в других частях страны и новому этапу гражданской войны.
Правление сегунов в Японии в 1478 – 1577 годах опять же сопровождалось военными конфликтами почти между всеми провинциями, что привело империю на грань полного развала в середине 16 века.
Сегуном смог стать крестьянин
Последующие японские сегуны, но уже из клана Токугава, правили в Японии почти четверть тысячелетия. Дело в том, что Хидэёси передал власть своему сыну, который был несовершеннолетним и подлежал опеке.
Как раз из среды опекунов выделился Токугава Иэясу, который силой устранил законного наследника и стал править, выбрав в качестве столицы современный Токио.
Самураи были элитой
В период правления дома Токугава была упорядочена система управления страной – император лишен власти, введены городские советы старейшин, общество поделено на сословия.
Главенствующее положение здесь занимали воины – самураи. Присутствовали крестьяне, ремесленники, купцы, бродячие артисты, нищие, которые также были выделены в отдельное сословие. В период правления самого Токугава самураи были элитой общества, которая составляла десятую часть населения и пользовалась большими привилегиями.
Ликвидация режима сегуната
Почему же пришел в упадок режим под управлением сегун? Отзывы историков свидетельствуют о том, что в стране в связи с ростом торговых отношений появился класс мелкой буржуазии, которую сильно подавляли чиновники от сегуната, и это вызывало протесты.
В городском слое зародились представители интеллигенции, которую также стремились задавить, в частности, из-за ее стремления к синтоизму, провозглашавшему родство всех японцев вне зависимости от класса и др.
Правительство запрещало иные религии (христианство), ограничивало контакты с другими странами, что привело к протестам и, в конце концов, к передаче сегунатом Токугава государственной власти обратно императору в 1867 году.
Сегодня «сегун» в Японии – это исторический термин, так как такая должность была упразднена в ходе революции Мэйдзи, имевшей место в 1868 – 1889 годах.
Несколько слов о кланах сёгун
Камакурский сёгунат — Камакура бакуфу (1192-1333)
Клан Минамото: 1192—1210 годы (3 сёгуна)
Клан Фудзивара: 1226—1252 годы (2 сёгуна)
Императорские принцы (синно): 1252—1333годы (4 сёгуна)
Киотский сёгунат — Муромати бакуфу (1338-1573)
Клан Асикага : 1338 —1573 годы (16 сёг унов)
Эдоский сёгунат — Эдо бакуфу (1603-1867)
Клан Токугава: 1603—1867 годы (15 сёгунов)
В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов фактически не было, а страной управлял Ода Набунага.
Он был таким же полновластным вл астителем, как и бывшие сёгуны, однако не получил титула сэйи-тайсёгун.
Исключением был Акэти Мицухида, официально признанный императором как сёгун, однако свергнутый Хидэёси 13 дней спустя. Дело в том, что было распространено убеждение, что сёгун может быть только из клана Минамото, к которому по легенде восходил корнями клан Акэти.
Всё о Японии
Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.
Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?
Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.
Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.
История самурайства
Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.
В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.
Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.
Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.
Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.
В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.
Воспитание и становление самурая
Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций.
Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть.
Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер.
Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна.
В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.
В возрасте 15 лет, мальчик превращался в доблестного самурая.
Эволюция в государственности Японии в средние века в период сегуната
В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны, верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото — глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура. Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже в их процветании начала играть роль регулярная торговля с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. — 85, в XVI в. — 269, в которых возникали корпоративные объединения ремесленников и торговцев (дза).
С приходом к власти сёгуна качественно изменился аграрный строй страны. Ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское, хотя продолжали существовать крупные феодальные владения влиятельных домов, императора и всесильных вассалов Минамото. В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.
При сёгунах и правителях императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Военная власть правителей значительно укрепилась после 1232 г., когда императорским дворцом была предпринята попытка ликвидировать власть сиккэна. Она оказалась неудачной — верные двору отряды были разгромлены. За этим последовала конфискация принадлежащих сторонникам двора 3000 сёэн. Второй сёгунат Асикага
Второй сёгунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На (1335—1573 гг.) протяжении двух с половиной столетий чередовались периоды междоусобий и укрепления централизованной власти в стране. В первой трети XV в. позиции центральной власти были наиболее сильными. Сёгуны препятствовали росту контроля военных губернаторов (сюго) над провинциями. С этой целью, в обход сюго, они устанавливали прямые вассальные связи с местными феодалами, обязывали сюго западных и центральных провинций проживать в Киото, а сюго восточной части страны — в Камакура. Однако период централизованной власти сёгунов был недолгим. После убийства в 1441 г. сёгуна Асикага Ёсинори одним из феодалов в стране развертывается междоусобная борьба, переросшая в феодальную войну 1467—1477 гг., последствия которой сказывались целое столетие. В стране наступает период полной феодальной раздробленности.
В годы сёгуната Муромати происходит переход от мелкого и среднего феодального землевладения к крупному. Система вотчин (сёэн) и государственных земель (коре) приходит в упадок из-за развития торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы феодальных владений. Начинается формирование компактных территориальных владений крупных феодалов — княжеств. Этот процесс на уровне провинции шел также по линии прироста владений военных губернаторов (сюго рёкоку).
В эпоху Асикага углубился процесс отделения ремесла от земледелия. Ремесленные цехи возникали теперь не только в столичном районе, но и на периферии, концентрируясь в ставках военных губернаторов и усадьбах феодалов. Производство, ориентированное исключительно на нужды патрона, сменилось производством на рынок, а покровительство сильных домов стало заключаться в предоставлении гарантии монопольных прав на занятие определенным видом производственной деятельности в обмен на выплату денежных сумм. Сельские ремесленники, переходят от бродячего к оседлому образу жизни, возникает специализация сельских районов.
До XV в., когда в стране существовала сильная военная власть, основными формами борьбы крестьян были мирные: побеги, петиции. С ростом княжеств в XVI в. поднимается и вооруженная крестьянская борьба. Самый массовый вид сопротивления — анти налоговая борьба. 80 % крестьянских выступлений в XVI в. проходили в экономически развитых центральных районах страны. Подъему этой борьбы способствовало и наступление феодальной раздробленности. Массовые крестьянские восстания прошли в этом столетии под религиозными лозунгами и были организованы нео буддистской сектой Дзёдо.
Объединение страны сёгунат Токугава
третий, самый продолжительный по времени (1603-1807 гг.) сёгунат Токугава.
Одна из первых реформ дома Токугава была направлена на ограничение всевластия даймё, которых насчитывалось около 200. С этой целью враждебные правящему дому даймё территориально рассредотачивались. Ремесло и торговля в городах, находившихся под юрисдикцией таких тодзама, передавались в подчинение центру вместе с городами.
Аграрная реформа Токугава еще раз закрепила крестьян за их землями. При нем были строго разграничены сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. Токугава начал проводить политику контролируемых контактов с европейцами, выделив среди них голландцев и закрыв порты для всех остальных и, прежде всего, миссионеров католической церкви. Пришедшие через голландских купцов европейские наука и культура получили в Японии название голландской науки (рангакуся) и имели большое влияние на процесс совершенствования экономического строя Японии.
XVII век принес Японии политическую стабильность и экономическое процветание, но уже в следующем столетии начался экономический кризис. В сложном положении оказались самураи, лишившиеся необходимого материального содержания; крестьяне, часть которых вынуждена была идти в города; даймё, богатство которых заметно сокращалось. Правда, власть сёгунов еще продолжала оставаться незыблемой. Немалую роль сыграло в этом возрождение конфуцианства, ставшего официальной идеологией и оказывавшего влияние на образ жизни и мыслей японцев (культ этической нормы, преданность старшим, крепость семьи).
Поиск своего национального пути развития привел к становлению самобытной культуры, режима власти, общественного строя. Отличительной чертой японского пути развития стали больший динамизм всех процессов, высокая социальная мобильность при менее глубоких формах общественного антагонизма, способность нации воспринимать и творчески перерабатывать достижения других культур.