кто такой ротер чьим именем названа улица

Ротерт, Павел Павлович

Па́вел Па́влович Ро́ттерт, иногда Ротерт (4 июля 1880, Белосток, Российская империя, ныне Польша — 11 ноября 1954, Москва, СССР) — советский инженер-строитель и хозяйственный деятель, доктор технических наук.

Содержание

Биография

Павел Павлович Роттер родился в 1880 году в Белостоке (тогда — Российская империя) в немецкой семье. Чтобы получить хорошее образование он поехал в Санкт-Петербург в Петербургский институт гражданских инженеров, где в 1911 году получил диплом строителя. Участвовал в студенческом движении во время Революции 1905—07 годов.

После Февральской революции 1917 председатель Совета депутатов Южных железных дорог.

С 1938 на научной и преподавательской работе. Избирался членом ВЦИК.

Награды

См.также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Ротерт, Павел Павлович» в других словарях:

Павел Павлович Роттерт — Дата рождения: 4 июля 1880(18800704) Место рождения: Белосток, Российская империя Дата смерти: 11 ноября 1954 Место … Википедия

Роттерт Павел Павлович — Роттерт, Ротерт Павел Павлович (4.7.1880, Белосток, ныне в Польше, ‒ 11.11.1954, Москва), советский инженер строитель и хозяйственный деятель, доктор технических наук. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров (1911). Участвовал в… … Большая советская энциклопедия

Роттерт, Павел Павлович — Павел Павлович Роттерт Род деятельности: инженер строитель Дата рождения: 4 июля 1880(1880 07 04) Место рождения … Википедия

Роттерт Павел Павлович — Павел Павлович Роттерт Дата рождения: 4 июля 1880(18800704) Место рождения: Белосток, Российская империя Дата смерти: 11 ноября 1954 Место … Википедия

Павел Роттерт — Павел Павлович Роттерт Дата рождения: 4 июля 1880(18800704) Место рождения: Белосток, Российская империя Дата смерти: 11 ноября 1954 Место … Википедия

Роттерт, Павел — Павел Павлович Роттерт Дата рождения: 4 июля 1880(18800704) Место рождения: Белосток, Российская империя Дата смерти: 11 ноября 1954 Место … Википедия

Роттерт — Ротерт Павел Павлович (4.7.1880, Белосток, ныне в Польше, 11.11.1954, Москва), советский инженер строитель и хозяйственный деятель, доктор технических наук. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров (1911). Участвовал в… … Большая советская энциклопедия

Роттерт — Роттерт, Павел Павлович Павел Павлович Роттерт Дата рождения: 4 июля 1880(1880 07 04) Место рождения: Белосток, Российская империя Дата смерти … Википедия

Источник

Линия жизни и линии метро

Начальник и главный инженер «Метростроя» Павел Ротерт – один из немногих советских немцев, руководивших стратегически важным предприятием в годы сталинских репрессий. Ежегодно в октябре, по случаю основания организации, метростроевцы вспоминают своего первого руководителя.

кто такой ротер чьим именем названа улица

Павел Ротерт (слева) в строящемся тоннеле метро (1930-е) / “Метрострой”

В 1930-х годах одна политико-идеологическая кампания в нашей стране сменяла другую. Некоторые из них были развязаны против советских немцев, например «Борьба с фашистами и их пособниками» (или другое название «Борьба с гитлеровской помощью»), начавшаяся в ­1933-м. Ее логическим продолжением можно считать «Немецкую операцию» НКВД 1937–1938 годов, в ходе которой были арестованы и осуждены многие сотрудники важных хозяйственных объектов из числа германских подданных и «контрреволюционного актива» в Республике немцев Поволжья, в немецких районах.

В такой политической обстановке немцу лишь чудом можно было не попасть в жернова репрессивной машины, позже, в 1941-м, избежать депортации, которой подверглось немецкое население, и – более того – удержаться на посту руководителя крупного предприятия. Павлу Павловичу Ротерту это удалось. Несмотря на то, что родился он в 1880 году «за границей» – в Белостоке, тогда городе Российской империи, но после Первой мировой войны отошедшем полякам. Несмотря на «сомнительную» пятую графу в анкетах. И даже несмотря на то, что был беспартийным. Правда, революцию в 1917-м принял и слыл благонадежным человеком.

Павел Ротерт стал главным строителем московского метро в солидном возрасте: ему было уже за 50, когда его назначали начальником строительства 1-й очереди метрополитена и перевели в Москву. До этого он работал на Украине. В середине 1920-х дипломированный инженер путей сообщения возводил одно из крупнейших по тем временам зданий в СССР – Дом госпромышленности в Харькове, сегодня претендующий на место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Затем Ротерт стал главным инженером другого гиганта тех лет – Днепрогэса. Помимо него, у руководства стояли Александр Винтер, кстати, тоже немец и родом из-под Белостока, и Борис Веденеев. Поначалу именно Винтеру планировали доверить строительство метро. Однако на совещании Политбюро в июле 1931 года утвердили кандидатуру Павла Ротерта. Он дал согласие и еще несколько месяцев – вплоть до мая ­1932-го – совмещал две должности. Запуск Днепрогэса в октябре того же года состоялся без него.

Павел Ротерт начал новое для страны, да и для себя, дело – ведь опыта прокладывания подземки у него не было. Зато он был у его заместителя Константина Финкеля, который несколько лет строил метро, а точнее городскую железную дорогу в Берлине. Впрочем, главный метростроевец сам был ранее в командировках в Берлине и Париже, а также в США и, теперь сравнивая метрополитены и способы их строительства, ратовал за берлинский – открытый – способ. Были и его противники, считавшие, что парижский – закрытый – единственно приемлемый способ строительства столичного метро.

«За два дня Ротерт и Финкель набросали проект Положения о «Метрострое» и предложили его вниманию Моссовета, – рассказывает немецкий историк Дитмар Нойтатц в книге «Московское метро». – В документе прямо говорилось о строительстве «городской скоростной дороги на собственном (подземном) полотне», т. е. о метрополитене. 13 сентября Совнарком РСФСР утвердил Положение о «Метрострое» и присвоил объекту ранг «ударной стройки», т. е. особо срочной, что давало преимущества при распределении ресурсов».
2 октября положение было принято Совнаркомом СССР. С 2001 года 3 октября считается днем основания «Метростроя».

Работа, несмотря на все сложности, шла действительно ударными темпами. 15 мая 1935 года московский метрополитен был открыт. По случаю открытия Павел Ротерт, уже имевший орден Ленина, был награжден орденом Красной Звезды.

Первая очередь шла от станции «Сокольники» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Часть первой линии строилась открытым способом, часть – закрытым. Спустя три года появилась и вторая линия – «Замоскворецкая».

В 1938 году Ротерт, возглавлявший строительство и 1-й, и 2-й очередей, перешел на научную и преподавательскую работу. Он был профессором, одним из первых в нашей стране доктором технических наук, и сам немало сделал для подготовки молодых ученых-метростроителей, для открытия в 1938 году аспирантуры по специальности «Тоннели и метрополитены» при Московском институте инженеров транспорта (сегодня – Московский госуниверситет путей сообщения). И к самому строительству, и к подготовке смены Ротерт смог привлечь высококлассных специалистов.

Павел Ротерт ушел из жизни в 1954 году. Похоронен на Введенском, или как его раньше называли Немецком кладбище, в Москве. Через 10 лет в его честь была названа одна из улиц на северо-востоке столицы. Там располагался Метрогородок, и именно там по инициативе Ротерта возводилось жилье для первопроходцев метро.

Корпоративная газета «Метростроевец» не раз писала о Павле Ротерте, публиковала воспоминания строителей метро о своем первом руководителе. «Ротерт был личностью, – говорит главный редактор издания Нина Соловьева. – Он сделал опытный участок на Русаковской улице – чтобы люди познали азы стройки. Создал промышленную базу, заводы, которые изготавливали для «Метростроя» все необходимое. Он вплотную занимался кадровой политикой – без квалифицированных людей не было бы коллектива».

Нина Соловьева беседовала и с людьми, знавшими Ротерта. «Его внешний вид был всегда безупречен, – цитирует она первопроходца метро Николая Гостеева. – Ротерт ходил на работу в элегантных импортных костюмах, в белоснежных накрахмаленных рубашках, которые украшали дорогие запонки и красивые галстуки. Он был исключительно вежлив, тактичен, точен до секундочки, немногословен. Он умел терпеливо слушать людей, не прерывая их, не делая замечаний, каждому давал возможность высказаться… Ротерт умело руководил «Метростроем». Он виртуозно дирижировал вверенным ему „оркестром“».

Источник

Энциклопедия немцев России

РОТЕРТ (Rotert) Павел Павлович (4 июля 1880, Белосток – 11 ноября 1954, Москва), инженер-строитель, хозяйственный деятель, доктор технических наук, основоположник московского «Метростроя».

Учился в Петербургском институте гражданских инженеров, где в 1911 г. получил диплом инженера-строителя. Участвовал в студенческом движении во время революции 1905–1907 гг. Принял революцию 1917 г. После Февральской революции – председатель Совета депутатов Южных железных дорог. Во время Корниловского мятежа в августе 1917 г. – председатель железнодорожного стачечного комитета. Был заключен в тюрьму по решению штаба Добровольческой армии. Освобожден Красной Армией. Формально всю жизнь оставался беспартийным.

В 1925–1927 гг. Ротерт – главный инженер, руководитель строительства одного из крупнейших в то время зданий в СССР – дома Государственной промышленности в Харькове. Под руководством Ротерта на стройке были разработаны рабочие чертежи уникальной конструкции, проведена механизация работ (до 80%), подготовлены специалисты – квалифицированные рабочие и инженеры, разработана технология индустриального железобетона и т. д.

В 1927 г. назначен заместителем главного инженера Днепростроя. Начальник Днепростроя – А.В. Винтер, который был родом из-под Белостока. Поначалу именно Винтеру планировали доверить строительство метро. Однако на совещании Политбюро в июле 1931 г. утвердили кандидатуру Павла Ротерта. 5 августа 1931 г. Ротерт был утвержден в должности начальника строительства московского метро с обязательством не позднее 1 мая 1932 г. быть в полном распоряжении для выполнения этой задачи. Ротерт дал согласие и вплоть до мая 1932 г. совмещал две должности. Запуск Днепрогэса в октябре того же года состоялся без него. 23 августа 1931 г. Постановлением Совета народных комиссаров СССР Ротерт был назначен начальником строительства метрополитена.

Ротерт начал новое для себя и для страны дело, ведь опыта прокладывания подземки у него не было. Зато он был у его заместителя Константина Финкеля, который несколько лет строил метро, а точнее городскую железную дорогу в Берлине. Главный метростроевец и сам был ранее (в 1930) в командировках в Берлине, а также в Париже, Нью-Йорке и Филадельфии, и теперь, сравнивая метрополитены и способы их строительства, ратовал за берлинский – открытый – способ. Были и его противники, считавшие, что парижский – закрытый – единственно приемлемый способ строительства столичного метро.

Ротерт и Финкель подготовили проект Положения о «Метрострое» и предложили его вниманию Моссовета. В документе говорилось о строительстве «городской скоростной дороги на собственном (подземном) полотне». 13 сентября 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил Положение о «Метрострое», 2 октября положение было принято Совнаркомом СССР, 13 октября 1931 г. была утверждена версия Положения, измененная Совнaркомом РСФСР. Совет Труда и Обороны 13 ноября 1931 г. присвоил объекту ранг «ударной стройки». С 2001 г. 3 октября считается днем основания «Метростроя».

Работа, несмотря на все сложности, шла ударными темпами. 15 мая 1935 г. московский метрополитен был открыт. По случаю открытия Ротерт, уже имевший орден Ленина, был награжден Орденом Красной Звезды. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Часть первой линии строилась открытым способом, часть – закрытым.

В заслугу Ротерту как начальнику и основоположнику «Метростроя» ставится многое. Он сам подбирал кадры. Некоторых инженеров-строителей он привез с собой с Днепростроя. К ним относились специалисты в области горного дела. Были приглашены сотрудники проектной конторы Московской городской железной дороги (МГЖД), уже выполнявшие работы по проектированию и изысканию метрополитена в Москве, а также видные ученые. Понимая, что гражданские строители, горняки, мостовики, механики еще не обладают суммой знаний и навыков, необходимых для успешного возведения городских тоннелей, Ротерт заботился о повышении квалификации и воспитании нового типа инженера-метростроевца. Ротерт сам немало сделал для подготовки молодых ученых-метростроителей, для открытия в 1938 г. аспирантуры по специальности «Тоннели и метрополитены» при Московском институте инженеров транспорта (сегодня – Московский государственный университет путей сообщения). И к самому строительству, и к подготовке смены Ротерт смог привлечь высококлассных специалистов.

По распоряжению Ротерта возводились временные жилые помещения и бараки для метростроевцев: инженер считал, что для успешной работы строителей нужно было, прежде всего, обеспечить близким жильем.

Ротерту принадлежит идея создания экспериментального участка на Русаковской улице для получения непосредственного опыта сооружения и проектирования тоннелей закрытым способом в московских геологических условиях. В середине декабря 1931 г. этот опытный участок строительства тоннеля по парижскому способу был заложен (позднее он был известен как шахта № 29). Применение открытого способа также было начато с опытного 200-метрового участка на Краснопрудной улице в феврале 1933 г.

В опытном участке на Русаковской была отработана конструкция внутренней изоляции на битумной основе, поддерживаемой железобетонной оболочкой, что позволило уже на первой очереди применить в водоносных грунтах щитовую проходку со сборной обделкой из железобетонных блоков.

Поскольку Ротерт продолжал настаивать на берлинском способе, в дело вмешалось Политбюро. 23 мая 1932 г. Политбюро постановило строить закрытым способом на большой глубине весь участок от Сокольников до пл. Свердлова (бывшей Театральной), а для решения по поводу других участков привлечь советских и иностранных экспертов.

Ротерт добился массового изготовления щитов и чугунных тюбингов, широко внедрил их на линии второй очереди. Он способствовал созданию промышленной базы в стране, заводов, которые изготавливали для «Метростроя» все необходимое.

В 1938 г. Ротерт был назначен начальником строительства зданий Академии наук СССР (архитектор – А.В. Щусев). Строительство затянулось, с началом войны оно было приостановлено.

В 1939 г. Ротерта выдвинули кандидатом в члены Академии наук СССР. Ротерт, будучи профессором, одним из первых в СССР доктором технических наук, перешел на научную и преподавательскую работу. Избирался членом ВЦИК.

Умер в 1954 г. Похоронен на Введенском кладбище Москвы.

В 1964 г. в его честь была названа одна из улиц на северо-востоке столицы – 2-я Метростроевская улица. Там располагался Метрогородок, и именно там появились первые бараки для строителей метро.

Сочинения

Как мы строили метро // Рассказы строителей метро. М., 1935.; Предисловие // Сооружение тоннелей метрополитенов / Инж. В.Л. Маковский. М., 1935; Предисловие // Что должен знать проходчик щитовик на строительстве второй очереди Московского метрополитена им. Л.М. Кагановича: В вопросах и ответах / Инж. И.В. Митасов, С. И. Капыгин. М., 1936.

Литература

Нойтатц Д. Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897–1935). М., 2006; Пикуль В. Основоположник советского Метростроя // Метростроевец. 1981.7 января. № 1. С. 3; Соловьева Н.Н. Первые руководители // Метростроевец. 2001. 3 октября. № 34–36. С. 6–7.

Источник

Ротерт

Смотреть что такое «Ротерт» в других словарях:

Ротерт — Владислав Адольфович [25.7(6.8).1863, Вильнюс, 3(16).1.1916, Петроград], русский ботаник, по национальности поляк. Член Краковской АН (1912, член корреспондент 1899). Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет (1884). Профессор… … Большая советская энциклопедия

Ротерт Владислав Адольфович — [25.7(6.8).1863, Вильнюс, ‒ 3(16).1.1916, Петроград], русский ботаник, по национальности поляк. Член Краковской АН (1912, член корреспондент 1899). Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет (1884). Профессор университетов в Казани (1896),… … Большая советская энциклопедия

Ротерт, Павел Павлович — Павел Павлович Роттерт Дата рождения: 4 июля 1880(18800704) Место рождения: Белосток, Российская империя Дата смерти: 11 ноября 1954 Место … Википедия

Ротерт, Владислав Адольфович — (1863 1916) рус. ботаник. По национальности поляк. В 1884 окончил Дерпт. ун т. Проф. Казан. (с 1896), Харьков. (с 1897) и Новороссийск. (в Одессе) (1902 1908) ун тов; в 1910 14 находился в Кракове, где в 1913 был избран чл. Краков. АН. С 1915… … Большая биографическая энциклопедия

Ротерт, Карл-Владислав Адольфович — профессор ботаники харьковского университета. Род. в 1863 г. В 1880 г. поступил в дерптский (ныне юрьевский) университет, где изучал ботанику под руководством профессора Э. Руссова. В 1885 г. Р. за диссертацию «Vergleichend anatomiche… … Большая биографическая энциклопедия

Роттерт — Ротерт Павел Павлович (4.7.1880, Белосток, ныне в Польше, 11.11.1954, Москва), советский инженер строитель и хозяйственный деятель, доктор технических наук. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров (1911). Участвовал в… … Большая советская энциклопедия

Роттерт Павел Павлович — Роттерт, Ротерт Павел Павлович (4.7.1880, Белосток, ныне в Польше, ‒ 11.11.1954, Москва), советский инженер строитель и хозяйственный деятель, доктор технических наук. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров (1911). Участвовал в… … Большая советская энциклопедия

Гелиотропизм растений — явления роста и движения растительных органов, обуславливаемые односторонним освещением. Громадное большинство растущих стеблей наклоняются вершиной к свету обнаруживают, как говорят, положительный гелиотропизм. Наиболее чувствительными и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Геотропизм — Так называют в физиологии растений способность различных органов растения располагаться и расти в определенном направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растет вверх, а корень вниз. Но так как понятия вверх и вниз … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Ротерта, улица

Улица Ротерта
Москва
Общая информация
ОкругСВАО
Прежние названия2-я Метростроевская улица
Протяжённость1,1 км
РайонЯрославский
Районный судБабушкинский

Улица Ро́терта — улица на северо-востоке Москвы в Ярославском районе Северо-восточного административного округа от Ярославского шоссе до улицы Проходчиков. Названа в 1964 году в память о архитекторе, главном инженере Днепростроя и организаторе строительства Московского метрополитена Павле Павловиче Ротерте. До 1964 года — 2-я Метростроевская улица в городе Бабушкин, по расположению в городке Метростроя.

Расположение

Улица Ротерта занимает крайний северо-восточный угол Ярославского района Москвы, начинается от Ярославского шоссе около развязки шоссе с МКАД напротив Холмогорской улицы. На севере находится пойма реки Ичка, на востоке — заповедник Лосиный остров. Улица Ротерта имеет «П-образную» конфигурацию и идёт на юго-восток от Ярославского шоссе, пересекает улицу Проходчиков, поворачивает параллельно этой улице, опять поворачивает и оканчивает на той же улице Проходчиков.

Учреждения и организации

Ссылки

кто такой ротер чьим именем названа улица

Районы СВАО: Алексеевский | Алтуфьевский | Бабушкинский | Бибирево | Бутырский | Лианозово | Лосиноостровский | Марфино | Марьина Роща | Останкинский | Отрадное | Ростокино | Свиблово | Северный | Медведково (Южное/Северное) | Ярославский

Полезное

Смотреть что такое «Ротерта, улица» в других словарях:

Улица Ротерта — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ СВАО … Википедия

Улица Проходчиков (Москва) — Улица Проходчиков Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

Улица Егора Абакумова — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ СВАО … Википедия

Улица Вешних Вод — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ С … Википедия

Улица Абакумова Егора — Координаты: 55°52′43″ с. ш. 37°42′58″ в. д. / 55.8 … Википедия

Улица Абакумова — Координаты: 55°52′43″ с. ш. 37°42′58″ в. д. / 55.8 … Википедия

Улица Егора Абакумова (Москва) — Координаты: 55°52′43″ с. ш. 37°42′58″ в. д. / 55.8 … Википедия

Улица Красная Сосна — У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Сосна. Улица Красная Сосна Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город … Википедия

Улица Красной Сосны — Координаты: 55°51′00″ с. ш. 37°40′56″ в. д. / 55.85° с. ш … Википедия

Улица Дудинка — У этого термина существуют и другие значения, см. Дудинка (значения). Улица Дудинка Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *