кто такой рациональный потребитель
Рациональный потребитель
В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
Рациональный потребитель — это такой потребитель товаров и услуг, который стремиться к достижению как можно большей общей полезности от потребления товаров и услуг. Другими словами, рациональный потребитель в рамках своего ограниченного бюджета выбирает товары и услуги таким образом, чтобы их полезность для него была максимальной.
Понятие рационального потребителя вытекает из анализа потребительского поведения. В большинстве случаев человек стремится получить наибольшее удовлетворение от имеющихся у него денежных средств. При этом ему приходится от чего-то отказываться в пользу приобретения чего-то другого, более важного.
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.
Права потребителя которые обеспечивает Закон РФ «О защите прав потребителей»:
В настоящее время согласно Закону «О защите прав потребителя» потребитель имеет право:
· приобретать товары (работы, услуги) надлежащего качества и безопасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
· получать необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
· на компенсацию морального и материального вреда;
· на замену товаров ненадлежащего качества;
· требовать проведения проверки качества товара, при этом он вправе сам участвовать в ней, а в случае спора требовать проведение экспертизы;
· на устранение недостатков товаров (работ, услуг);
· на просвещение в области защиты прав;
· обращаться в государственные органы и общественные организации за защитой своих прав;
· предъявлять в суд иски о защите своих прав и т. д.
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Защита прав потребителей
Кто такой «Рациональный потребитель»?
Кто такой «Рациональный потребитель»?
На минувшей неделе в торгово-технологическом колледже состоялось мероприятие в форме деловой игры, на тему: «Рациональный потребитель». Данное мероприятие было приурочено к празднованию Всемирного дня прав потребителей, который ежегодно проходит 15 марта.
Сами учащиеся провели конкурсы, показали презентацию на тему «Сроки обмена и возврата товара ненадлежащего качества». Целью мероприятия явилось формирование у молодого поколения рациональной модели потребления товаров, работ и услуг.
В ходе встречи обсуждены вопросы защиты прав потребителей в различных сферах деятельности. Особое внимание уделено толкованию девиза Всемирного Дня защиты прав потребителей «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»). Учащиеся решали задачи, задавали вопросы. В итоге ребята усвоили: чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо знать законы, свои права и уметь ими правильно пользоваться.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Людмила Филонова рассказала учащимся о возросшей проблеме чрезмерного потребления ресурсов планеты, обрисовала пути ее решения и призвала переходить к более устойчивой экономической модели потребления как циркулярная экономика т.е. возможность использовать отслуживший товар, вещь повторно, отправляя ее на переработку.
В свою очередь учащиеся техникума проявляли неподдельный интерес к беседе и задавали множество различных вопросов в области защиты своих прав как потребители.
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Защита прав потребителей
Кто такой «Рациональный потребитель»?
Кто такой «Рациональный потребитель»?
На минувшей неделе в торгово-технологическом колледже состоялось мероприятие в форме деловой игры, на тему: «Рациональный потребитель». Данное мероприятие было приурочено к празднованию Всемирного дня прав потребителей, который ежегодно проходит 15 марта.
Сами учащиеся провели конкурсы, показали презентацию на тему «Сроки обмена и возврата товара ненадлежащего качества». Целью мероприятия явилось формирование у молодого поколения рациональной модели потребления товаров, работ и услуг.
В ходе встречи обсуждены вопросы защиты прав потребителей в различных сферах деятельности. Особое внимание уделено толкованию девиза Всемирного Дня защиты прав потребителей «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»). Учащиеся решали задачи, задавали вопросы. В итоге ребята усвоили: чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо знать законы, свои права и уметь ими правильно пользоваться.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Людмила Филонова рассказала учащимся о возросшей проблеме чрезмерного потребления ресурсов планеты, обрисовала пути ее решения и призвала переходить к более устойчивой экономической модели потребления как циркулярная экономика т.е. возможность использовать отслуживший товар, вещь повторно, отправляя ее на переработку.
В свою очередь учащиеся техникума проявляли неподдельный интерес к беседе и задавали множество различных вопросов в области защиты своих прав как потребители.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, 2006-2020 гг.
Для работы с порталом достаточно использовать бесплатное программное обеспечение
Адрес: 424007, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 121
Образовательный блог по Экономике преподаватель Елена Шукуровна
Страницы
понедельник, 9 ноября 2020 г.
Тема 2.11 Рациональный потребитель
Наши дома всё больше, а семьи всё меньше.
У нас больше удобств, но меньше времени.
Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла.
Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению.
Больше специалистов, но еще больше проблем.
Больше лекарств, но меньше здоровья.
Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом.
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом.
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
Это время быстрого питания, но медленного усвоения.
Людей высокого роста, но низкой нравственности.
Высоких доходов, но мелочных отношений.
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!
1. Цели, виды потребителя, этапы рационального поведения, суверенитет потребителя
2. Общая, предельная полезность, «эффект дохода» и «эффект замещения»
Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Потребитель ограничен семейным бюджетом, ценами, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг. П отребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
1. Производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства)
2. Непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения потребностей)
Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.
Этапы рационального поведения потребителя:
1) осознание необходимости покупки;
2) поиск информации о товаре или услуге;
3) оценка возможных вариантов покупки;
4) принятие решения.
Различают два типа рационального потребителя. Если первый «теоретический» покупатель не поддается на агитацию рекламы, то второй мгновенно на нее реагирует при условии, что она его информирует и приводит «объективные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов. В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении руководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами, в то же время стараясь найти рациональные оправдания своего покупательского поведения.
Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.
На первый взгляд, поведение потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет, фирма может и разориться или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли. Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, “автоматически” согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Таким образом, без всякого преувеличения можно сказать, что потребитель и наделен правом решать судьбу фирм-производителей, “голосуя” своим долларом (рублем) “за” или “против” произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.
С у в е р е нит е т пот р е б и т е ля – право делать свободный осознанный выбор, независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
2. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Рациональный потребитель (покупатель) поступает так, чтобы при минимальных расходах приобрести максимальное удовлетворение его потребности, товары и услуги. Именно на такого покупателя и ориентирована рыночная экономика. Но она также ориентирована и на производителя, стремящегося увеличить свою прибыль, для чего ему необходимо произвести такой товар, который будет востребован потребителем. Каждый раз, когда происходит купля-продажа товара, это означает, что осуществились цели основных участников рынка. Покупатель приобрел необходимый товар, а продавец возместил свои затраты и получил прибыль.
Изучая поведение массового покупателя, экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально.
Рациональным считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при данном размере денежного дохода.
Предлагаемые на рынке товары и услуги обладают очень важным для потребителя свойством – способностью удовлетворить его потребности. Это свойство обозначается термином – “полезность”.
Если заменить слово «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
Для каждого потребителя степень полезности различных товаров не одинакова и определяется его субъективными предпочтениями. Одни и те же товары приносят разную степень удовлетворения потребностей.
Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий “ эффект дохода” и “эффект замещения”.
В экономике для анализа поведения потребителя используют 2 категории:
Зачем нужна теория предельной полезности?
Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом. Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам. Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики.
Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий «эффект дохода» и «эффект замещения»
Пример, доход потребителя – 200 рублей. Он может купить 20 кг картофеля по 10 рублей за кг. Если цена картофеля снизится до 5 рублей, тогда он сможет купить 40 кг картофеля. Если же потребление картофеля оставить на прежнем уровне, тогда на высвобожденные деньги он может приобрести другие товары. Т.о., снижение цены делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширить объем покупок при той же величине дохода.
Пример, снизившаяся цена картофеля при неизменной цене на другие товары будет более привлекательна для покупателей и они увеличат потребление картофеля, заменяя им другие продукты (крупы или макароны), добиваясь тем самым экономической выгоды от активной реализации «эффекта замещения».
«Эффект дохода» и «эффект замещения» вызывают расширение объемов куплей и потребления продаваемых товаров и услуг при снижении цен. Это позволяет стимулировать рыночное поведение потребителей как покупателей.
О рациональном поведении потребителя
В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.
В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:
— поиск информации о товаре или услуге;
— оценка возможных вариантов покупки;
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.
Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.