кто такой рахметов в романе чернышевского что делать

Образ Рахметова в романе Что делать Чернышевского и его характеристика

Одним из центральных персонажей произведения является Рахметов, представленный писателем в образе особенного человека.

Рахметов имеет дворянское происхождение, представляя потомка знатной фамилии, из которой происходили боярские и военные представители. Однако юношу не привлекает привольность, обеспеченность родительской жизни и он поступает на обучение в петербургский университет на факультет естественных наук. Во время учебы Рахметов знакомится со взглядами социалистических утопистов, что является началом его революционной деятельности.

Став приверженцем революционных идей и полностью отступившись от образа жизни аристократов, Рахметов стремительно начинает расширение своего круга знаний, достигнув к двадцати двум годам значительно уровня собственной учености.

Герой осознает, что истинное предназначение руководителя революционного движения заключается в его близости к народным массам, поэтому с интересом изучает жизнь простого трудового народа, исходя пешком российскую глубинку и освоив тяжелые профессии пильщика, дровосека, камнетеса, бурлака. Именно в моменты сближения с народом Рахметов испытывает те тяжести, которые выпадают на долю соотечественников.

Характерной чертой героя является его рациональность, выражающаяся в умении распределить свой распорядок дня с целью его максимального полезного использования, не тратя время на второстепенные дела.

Посвятив свою жизнь идеям революции, Рахметов лишает себя всех человеческих удовольствий, включая любовь молодой и состоятельной вдовы, ставя перед собой в качестве жизненного ориентира мечту о победе революции.

В образе Рахметова, писатель запечатлевает основные качества нового революционного типа вождя, характеризующегося нравственными идеалами, непреклонным упорством, смелостью, выносливостью, способным на благородные поступки, отличающегося безграничной преданностью родной земле, своему народу, подчиняя свой жизненный путь избранным идеалам. По мнению писателя, Рахметов является глубокой личностью, вобравшей в себя боль и потребности простого российского народа.

Сочинение Характеристика Рахметова

Произведение Чернышевского писалось в течение года, написано оно было в Петропавловской крепости.

Чернышевский впервые решился написать о революции. Никто до него не писал о таких вещах. Мало того, он говорит о своем герое – Рахметове с большим восторгом и уважением. Задача автора выполнена. Он хотел, чтобы революционер был изображен исключительно в положительных тонах. Ему это удалось. Автор полностью разделяет мнение своего персонажа как, касаемо многих вещей.

Рахметов, вероятно, из-за тяжелой жизненной ситуации в детстве – его отец обижал мать и простых людей, стал формировать демократические идеи. В возрасте мальчишки он видел, как крепостное право рушит жизни людей, как губительно оно сказывается на жизни не в чем неповинных людей. В большей степени его новаторские мысли процветают в момент знакомства с Кирсановым.

С того момента жизнь героя кардинально меняется. Он меняется, много работает физически, часто общается с простыми людьми, работает и плотником, и пахарем, и бурлаком. Он не видит ничего зазорного в том, что он занимается любой работой. Во имя революционных идей он отказывается от роскоши, удобств, любви, он становится более сдержанным, он готов причинить себе боль. Он старается общаться с людьми из самых разных сфер, чтобы быть ближе к народу. Все люди представляют для него интерес, они прекрасны в своем многообразии. Стоит сказать, что и народ, с которым общается Рахметов, с большой теплотой и любовью относятся к нему, что является очень показательным.

Мне нравится образ Рахметова. Это действительно человек, который перешагнул свою эпоху. Его стойкости характера, смелости можно позавидовать. Его идеи имели хорошую почву под ногами, у него было достаточно опыта, знаний для того, чтобы осознать такие сложные и необъяснимые процессы, как революция.

Вариант 3

Н. Чернышевский в романе «Что делать?» открыл нового для литературы человека. Рахметов – это тот образ, который ранее не упоминался в литературных произведениях. Он, как писал автор – «высшая натура». Рахметов значительно отличается от всех героев романа и его образ написан с особой любовью. Сам Н. Чернышевский не скрывает, что образ героя переплетается с его биографией.

Рахметов – революционер, человек нового поколения. Он словно выкован из стали. Его характер, манера поведения, взгляды на жизнь считаются эталоном. Но таким он был не всегда. До приезда в Петербург Рахметов был обыкновенным человеком, но после знакомства с Кирсановым его жизненная позиция перевернулась. Уже в Петербурге он познакомился с новым для него пластом населения, с учением социалистов-утопистов, а также научными работами Фейербахе. Кирсанов словно открыл ему глаза, а Рахметов внимательно слушал все его лекции.

Получив большой багаж знаний, а также познакомившись с социалистическим учением, Рахметов превращается в настоящего революционера. Он не только читает работы известных просветителей, но и цитирует народу. Чтобы стать ближе к населению, он объездил, казалось бы, всю Россию. Работал вместе обыкновенными жителями деревень, просвещал их, поэтому его знали и уважали. Богатство было не для него, он выбрал аскетический способ жизни. Заранее зная о возможных последствиях его революционной деятельности, он подготавливал себя к физическому насилию, а также к жизни в тюрьме. Также он подготавливал революционные кадры в университетах.

Чернышевский не писал прямо о революционной подготовке, скорее при помощи завуалированных фраз доносил о важности его деятельности. Этот герой появляется лишь в одной главе, но играет важную роль во всем романе. Даже название, которое дал Чернышевский роману, совпадает с внутренним вопросом Рахметова. При помощи образа этого героя автор призывает к революционной борьбе за социалистическое преобразование общества. Чернышевский – это первый автор, который преподнес революционера в своем романе. Рахметов сейчас является примером для подражания, он образец мужественного революционера.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Рахметова в романе Что делать Чернышевского

Популярные сегодня темы

Татьяна Ларина – главный женский образ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема сочинения «идеал русский женщины». Считал ли Пушкин героиню идеалом?

Очень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне. Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику.

Автор романа знаком с Онегиным. Называет его «добрым приятелем». И тут же сетует, что климат Петербурга вреден для него. Пушкин упоминает, что они познакомились в то время, когда ещё был жив отец Онегина.

Источник

Рахметов — образ и характеристика героя романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Становление

Рахметов — выходец из обеспеченного помещичьего семейства. Огромным богатством семья не обладала, однако студентом Рахметов мог вести вполне обеспеченную, даже роскошную по сравнению с другими жизнь. Встреча с Кирсановым перевернула его бездумное и беззаботное существование. Поговорив с Александром Матвеевичем несколько часов, юноша взглянул на мир другими глазами. Разговор потряс его и закончился просьбой составить список книг, необходимых для саморазвития. Какое-то время Рахметов посвящает самообразованию. Заполнив комнату книгами, студент непрерывно читает, забывая о сне и обеде. Ему нужно отыскать жизненный путь, достойный настоящего человека, озабоченного судьбой Родины. Потом Рахметов ограничил круг своего чтения только теми произведениями, в которых мог обнаружить что-то новое, оригинальные мысли и суждения. Формированием своего мировоззрения Рахметов обязан только себе. От старшего друга Кирсанова молодой человек узнал лишь о том, в каком направлении следует двигаться.

Образ жизни

Когда самообразование перестало занимать много времени, герой обратился к реальным делам. Прежде всего и без того неслабый парень усиленно занялся физическим самосовершенствованием. Гимнастика, боксёрская диета укрепляют его здоровье, а тяжёлый труд позволяет приобрести невиданную мощь и сблизится с простыми людьми. Отличное здоровье, выносливость, способность переносить боль и сила понадобятся в той тяжёлой жизни, которой персонаж решил посвятить себя.

Имеющиеся у него деньги Рахметов вкладывает в будущее. Он обеспечивает нескольких студентов, не имеющих материальной поддержки, справедливо полагая, что, получив образование, они принесут пользу делу, которому он посвятил жизнь. Уже после исчезновения персонажа со страниц романа, до главных героев доходят вести о «странном русском» субъекте, положившем на счёт известного передовыми взглядами писателя крупную сумму. Так он спонсировал появление новых статей.

Друзья и знакомые героя

Рахметова нельзя назвать общительным (в дружеском кругу его называют «суровым» или даже «свирепым»), но знакомых у него множество. Он сам определяет круг своего общения. Согласно его собственному объяснению, беседа с человеком для него возможна по двум причинам:

С близкими, хорошо знакомыми людьми Рахметов проводит время охотно: азартно дискутирует, шутливо «обличает» оппонентов в общественно вредной позиции, даже устраивает борьбу или другие состязания на силу. «Ригорист», то есть сторонник строгого соблюдения правил, пользуется непререкаемым авторитетом и полным доверием тех, кто с ним знаком. Именно ему Лопухов поручает деликатное, требующее стойкости, строгости, терпения и понимания психологии поручение. «Свирепый» Рахметов должен раскрыть Вере Павловне тайну «самоубийства» её мужа и разъяснить степень её и его вины в сложившейся ситуации.

Основательно осведомлённый о личной жизни своих друзей, герой не считает нужным посвящать кого бы то ни было в свои дела. Чем он занят, куда отправляется, каковы его ближайшие планы, мало кто знает, и то больше по случайным слухам. На вопросы, зачем ему то или другое дело, Рахметов почти всегда кратко отвечает: «Нужно». Более исчерпывающего объяснения добиться нельзя.

Роль в романе

Вывод

Образ Рахметова введён Н. Г. Чернышевским в роман «Что делать?», чтобы показать читателям, в первую очередь молодёжи, каким должен быть настоящий, самоотверженный борец за будущее России. Надо сказать, что этот образ имел огромное вдохновляющее воздействие на юношей и девушек, впоследствии действительно повлиявших на нравственные и социальные устои общества.

Характеристика образа Рахметова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Почему Рахметов — наше всё, и об одной его мысли

В СССР образ Рахметова изучали в школах и даже сочиняли о нём забавные анекдоты, вроде такого: «Собираясь в гости, Рахметов всегда брал с собой дощечку, утыканную гвоздями, чтобы было на что присесть». Ныне «Что делать?» Чернышевского, насколько мне известно, исключили из школьной программы. А вот в Китайской Народной Республике Рахметова и его создателя, как ни странно (а может быть, и совсем не странно), помнят до сих пор, и глава КНР Си Цзиньпин как-то высказался по этому поводу: «Когда-то я был весьма впечатлён романом Чернышевского «Что делать?», где главный герой ведёт жизнь аскета и даже спит на гвоздях для укрепления силы воли. Нас с друзьями это настолько поразило, что мы стали ночевать на кроватях без матрасов, гулять в дождь и снег и принимать ледяной душ для закалки духа».
Правда, тут надо заметить, что Рахметов — на первый взгляд, вовсе не «главный герой» романа! Ему уделена всего одна глава. Но своя правда в такой оценке есть. Именно Рахметов оставляет после чтения самое глубокое впечатление, пусть его роль и эпизодична.
Почему так? Потому что в образе Рахметова автор создал умозрительный проект, чертёж образа «особенного человека», то есть «профессионального революционера». Таких людей до Рахметова не было или почти не было в России. Но, пользуясь, так сказать, план-схемой Чернышевского, они появились. Начиная с Владимира Ульянова, которого этот роман, и опять-таки в первую очередь образ Рахметова, «всего перепахал». Понять историю 1917 года и СССР без Рахметова невозможно, и наоборот, этот образ даёт ключи к её достаточно глубокому пониманию. И как мы видим, это касается не только истории СССР, но и КНР. да что там, всего мирового коммунизма.

кто такой рахметов в романе чернышевского что делать
Рахметов. Иллюстрация В. А. Милашевского к роману «Что делать?»

кто такой рахметов в романе чернышевского что делать

Думаю, что когда-нибудь если не весь роман Чернышевского, то уж глава о Рахметове точно будет возвращена в школьную программу. Но это — лирика. А хотел я написать о другом, об одной мысли Рахметова. Она мне вспомнилась по итогам недавних дискуссий о. курении табака, прошедших во многих левых блогах. Вот что говорил Рахметов:
«Он сказал себе: «Я не пью ни капли вина. И не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна?. — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».
На первый взгляд, в цитате есть некоторая несообразность: если вы за «полное наслаждение жизнью», так и практикуйте его на своём примере! А если вы за ограничение потребностей, то ограничивайте всех, а не только себя!
Но на самом деле именно в этом парадоксальном сочетании — ключ к успеху революции 1917 года, как и революции вообще. Никогда большевики не победили бы, если бы они, по худому примеру Керенского, эсеров (причём и правых, и левых) и т.д. призывали народ только к новым жертвам на фронте, бесконечному терпению и «самоограничению». С другой стороны, они не победили бы, если бы являли собой зрелище наслаждающихся «сладкой жизнью» эпикурейцев-гедонистов наподобие свергнутой ими буржуазно-дворянской элиты. Как ни странно, но именно в этом сочетании — ограничение своих собственных потребностей и поддержка вполне земных желаний большинства населения (то есть мира любой ценой, передела помещичьей земли, ограничения рабочего времени и т.д.) — львиная доля их «секрета победы». И он, этот секрет, тоже входил в «план-схему» Чернышевского.
Кстати, революционеры-марксисты старого поколения — Плеханов, Засулич и другие — этого совершенно не поняли. Они были обескуражены и разочарованы «приземлённостью» народных желаний в 1917 году. Они искренне воображали, что «свободный народ» захочет самоограничения и жертв, а не расширения своих социальных и трудовых прав и свобод.
Нынешние левые или считающие себя таковыми этого, увы, тоже совсем не понимают (или, скажем так, понимают не совсем). Это хорошо показала дискуссия о курении. Одни проповедуют гедонизм на совершенно либерально-индивидуалистический лад («курил, курю и буду курить, это моё священное право, а на всё остальное мне начхать с высокой колокольни»). Другие твёрдо вознамерились искоренить привычку к курению табака из неразумного народа, не понимающего своего блага, если надо, то репрессивными мерами. А если народ из-за этого отвернётся от них, а заодно и от социализма? Ну, тем хуже для народа. Какая же позиция в этом вопросе была бы правильной? А перечитайте слова Рахметова.

Источник

Особая роль образа Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Одним из центральных персонажей произведения является Рахметов, представленный писателем в образе особенного человека.

Рахметов имеет дворянское происхождение, представляя потомка знатной фамилии, из которой происходили боярские и военные представители. Однако юношу не привлекает привольность, обеспеченность родительской жизни и он поступает на обучение в петербургский университет на факультет естественных наук. Во время учебы Рахметов знакомится со взглядами социалистических утопистов, что является началом его революционной деятельности.

Став приверженцем революционных идей и полностью отступившись от образа жизни аристократов, Рахметов стремительно начинает расширение своего круга знаний, достигнув к двадцати двум годам значительно уровня собственной учености.

Герой осознает, что истинное предназначение руководителя революционного движения заключается в его близости к народным массам, поэтому с интересом изучает жизнь простого трудового народа, исходя пешком российскую глубинку и освоив тяжелые профессии пильщика, дровосека, камнетеса, бурлака. Именно в моменты сближения с народом Рахметов испытывает те тяжести, которые выпадают на долю соотечественников.

Характерной чертой героя является его рациональность, выражающаяся в умении распределить свой распорядок дня с целью его максимального полезного использования, не тратя время на второстепенные дела.

Посвятив свою жизнь идеям революции, Рахметов лишает себя всех человеческих удовольствий, включая любовь молодой и состоятельной вдовы, ставя перед собой в качестве жизненного ориентира мечту о победе революции.

В образе Рахметова, писатель запечатлевает основные качества нового революционного типа вождя, характеризующегося нравственными идеалами, непреклонным упорством, смелостью, выносливостью, способным на благородные поступки, отличающегося безграничной преданностью родной земле, своему народу, подчиняя свой жизненный путь избранным идеалам. По мнению писателя, Рахметов является глубокой личностью, вобравшей в себя боль и потребности простого российского народа.

Сочинение Характеристика Рахметова

Произведение Чернышевского писалось в течение года, написано оно было в Петропавловской крепости.

Чернышевский впервые решился написать о революции. Никто до него не писал о таких вещах. Мало того, он говорит о своем герое – Рахметове с большим восторгом и уважением. Задача автора выполнена. Он хотел, чтобы революционер был изображен исключительно в положительных тонах. Ему это удалось. Автор полностью разделяет мнение своего персонажа как, касаемо многих вещей.

Когда читаешь произведение трудно не заметить, что Чернышевский совсем не упоминает слов «революционер», «революционная деятельность» — он предпочитает писать «особенный человек». О том, что Рахметов занимается подготовкой к революцией в произведении также ничего не упоминается. Особенно часто автор говорит об исключительности, необычности персонажа.

Рахметов, вероятно, из-за тяжелой жизненной ситуации в детстве – его отец обижал мать и простых людей, стал формировать демократические идеи. В возрасте мальчишки он видел, как крепостное право рушит жизни людей, как губительно оно сказывается на жизни не в чем неповинных людей. В большей степени его новаторские мысли процветают в момент знакомства с Кирсановым.

С того момента жизнь героя кардинально меняется. Он меняется, много работает физически, часто общается с простыми людьми, работает и плотником, и пахарем, и бурлаком. Он не видит ничего зазорного в том, что он занимается любой работой. Во имя революционных идей он отказывается от роскоши, удобств, любви, он становится более сдержанным, он готов причинить себе боль. Он старается общаться с людьми из самых разных сфер, чтобы быть ближе к народу. Все люди представляют для него интерес, они прекрасны в своем многообразии. Стоит сказать, что и народ, с которым общается Рахметов, с большой теплотой и любовью относятся к нему, что является очень показательным.

Мне нравится образ Рахметова. Это действительно человек, который перешагнул свою эпоху. Его стойкости характера, смелости можно позавидовать. Его идеи имели хорошую почву под ногами, у него было достаточно опыта, знаний для того, чтобы осознать такие сложные и необъяснимые процессы, как революция.

кто такой рахметов в романе чернышевского что делать кто такой рахметов в романе чернышевского что делать кто такой рахметов в романе чернышевского что делать кто такой рахметов в романе чернышевского что делать

Рахметов как положительный герой нового времени

Настоящего героя «нового» времени открыл Н. Г. Чернышевский в произведении с глубоко символическим названием «Что делать?». Появление в печати этого романа произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Рахметов стал первой фигурой практикующего революционера в русской литературе. Разброс мнений о нем был диаметрально полярен — от ужаса и негодования до восхищения и преклонения. Если учесть, как мало места занимает Рахметов непосредственно в канве повествования, то можно смело признать, что общество предчувствовало этого героя, как бы оно к нему ни относилось! Все, что Чернышевский оставил за скобками из-за цензуры, читатели додумали и доделали сами. Рахметов сознательно отрекся от личной жизни во имя жестокой борьбы против самодержавно-крепостнического строя. Даже в немногословном авторском наброске фигура получилась значительная. Мы знаем, что все поколения революционеров «делали жизнь» с Рахметова. Сильнейший мужской характер, несомненный ум, забота о счастье человечества, самоотречение плюс другие мелкие детали положительных качеств сделали этот образ неотразимым в глазах многих людей и многих поколений. Но конечно, не все были ослеплены романтической привлекательностью этого образа. Глубокий мыслитель и гуманист Ф. М. Достоевский во многих своих произведениях предостерегал от безоглядного восхищения «особыми людьми». Идея «сверхчеловека» — это палка о двух концах. И брать ее в руки нужно очень осторожно, так как она часто выходит из-под контроля и начинает управлять человеком, превращая его в орудие борьбы с любым инакомыслием. Но все-таки положительный заряд образа Рахметова очень велик. Именно благодаря ему в русской литературе продолжается традиция подвижничества.

В главном Н. Г. Чернышевский был прав — человечество действительно не может обойтись без этих людей: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат”[12,197].

Образами положительных героев романа «Что делать?» Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от самодержавно — крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов.

Рахметов по происхождению потомственный дворянин. Принадлежал к фамилии, известной с XIII века. Рахметов проживал в год четыреста рублей; «для студента это было тогда совсем немало, но для помещика из Рахметовых уж слишком мало». Рахметов был человеком с небогатым наследством. В шестнадцать лет он был обыкновенным юношей высокого роста, довольно крепким, но далеко не замечательным по силе. С семнадцати лет стал усердно заниматься гимнастикой, «принял боксерскую диету». Был пахарем, плотником, перевозчиком. Рахметов в одной лямке с бурлаками прошел весь путь по Волге. Вскоре он перетягивал четверых самых здоровых из своих товарищей.

Рахметов приехал в Петербург, стал искать знакомства. Ему случилось сойтись с Кирсановым, и началось его перерождение в «особенного человека». Он стал читать книги по указанию Кирсанова.

Задатки для быстрого перерождения Рахметова в «особенного человека» в прошлой жизни были. Не очень большие, но были. Отец его был человеком очень умным, образованным и ультраконсерватором, но честным. «Но чтобы стать таким особенным человеком, конечно, главное – натура, а натура была кипучая.

Рахметов стал вести самый суровый образ жизни: ел только черный хлеб, «по целым неделям у него не бывало во рту куска сахару, по целым месяцам никакого фрукта», ни куска телятины. Одевался очень бедно, хотя любил изящество. И вообще вел спартанский образ жизни.

Рахметов стал содержать нескольких студентов — стипендиатов. Он отвез двух человек в Казанский, пятерых – в Московский университет, а потом в Петербург не привез никого, чтобы не узнали другие о его доходах.

После того, как Рахметов стал «особенным человеком», образ жизни его изменился. «Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно». «Перемена занятия есть отдых», — говорил он.

Рахметов был очень загадочным лицом. Чернышевский описывает две истории из его жизни.

Проспав ночь на гвоздях, Рахметов, широко и радостно улыбаясь, объясняет свой поступок: «Проба. Нужно». Строгий режим повседневной жизни укрепил его волю, дал физическую и нравственную силу, превратил его в богатыря – Никитушку Ломова. Это была первая история. Вторая история о любви.

Любовь произошла из события, достойного Никитушки Ломова. Рахметов спас даму, катившуюся на шарабане, когда она потеряла управление. Сам же он пострадал. Они полюбили друг друга. Но Рахметов не мог принять этой любви, так как любовь связала бы ему руки, а он хотел быть свободным, и они расстались.

Рахметов нежен и добр в отношениях с простыми людьми и товарищами, разделяющими его убеждения. Вера Павловна говорит со свирепым Рахметовым. Какой это нежный и добрый человек». Лопухова и Кирсанова Рахметов считает своими друзьями. Но они чувствовали его превосходство над ними. Рахметов уехал из Петербурга, сказавши, что ему здесь нечего делать больше, что он сделал все, что мог, что больше делать можно будет только года через три. По дороге из Петербурга, он заехал в Казань и Москву. Затем он уехал за границу, стал путешествовать. Рахметов говорит, что года через три вернется в Петербург,

Часто можно услышать, что в этом мире «нельзя не быть злым». Жизнь так устроена, что вынужда­ет к обману и воровству. Именно эта среда и порождает «новых людей».

Это люди труда, понимающие реальный смысл и цену вещей, люди сильные, волевые, умные, жизнестойкие.

Чернышевскому важно показать не неповторимую лич­ность, а норму, которая может пригодиться любому рядо­вому человеку.

Чернышевский создает для своих «новых людей» нрав­ственность, не опирающуюся на религию. В прежние века основой нравственности были христианские заповеди. В ре­лигиозной этике, по Чернышевскому, есть мечта о справед­ливости. Но в целом он не принимает эту мораль. Как ате­ист, он убежден, что человек живет однажды. Поэтому нравственность должна опираться па то, что есть в самой личности. Человек естественно стремится быть счастливым. Это-эгоистическое желание, но здоровое и закономерное. Желание счастья не должно, однако, исполняться за счет других; надо совместить это эгоистическое стремление и понимание внеличных ценностей. Почти все теории, по мыс­ли Чернышевского, приносят личность в жертву общему де­лу. Это не так. Надо найти нить, объединяющую личное и общее, связующую людей в этом мире. Для Чернышевского такой связующей нитью становится разум. «Новые люди» в романе—это люди нового сознания. Прежде всего для них изменилось понятие выгоды. Выгодно то, что полезно и для тебя, и для других. Разумом можно облагородить эго­истическое стремление быть счастливым. Для «новых людей» нет границы между разумным и возможным. Люди Чернышевского необыкновенно сознательны. Чтобы нагляд­нее представить новый способ отношений, писатель, в из­вестной степени, схематизирует человеческую природу. Теория «разумного эгоизма» и герои Чернышевского со­временниками были оценены по-разному. Для многих они стали действительным эталоном в поступках. Даже люди совершенно противоположных Чернышевскому воззрений не могли не признать полезности таких героев. Н. С. Лес­ков, яростный противник всяческих направлений и теорий, назвал героев тенденциознейшего романа «Что делать?» «хорошим человеком», который «несет собою образчик внутренней независимости и настоящей гармонии взаимных от­ношений. Он может провалиться? Да, но дру­гие обойдут провал, пойдут, узнают, чего должно избегать и чего бояться. Тут нет беды, ибо все это вперед, вперед толкает. Люди растут»[15,135]. Были, естественно, и другие мнения. М. Е. Салтыков-Щедрин не принял рецептурности в изображении героя и романа в целом, того, что он называл «усчитыванием подробностей»[16,89]. Ф. М. Достоевский ставил под сомнение высказанный Чернышевским в романе взгляд на природу человека, на рационально постигаемую естест­венную натуру. Известны его слова о том, что человек уст­роен «не только естественно, но и сверхъестественно».

Действительно, по прочтении романа остается неразре­шенным вопрос, подтверждает ли реальный процесс разви­тия человечества веру в абсолютную чистоту человеческой природы.

«Новые люди» работают для общего счастья, но они обыкновенны и не должны отказываться от личных жела­ний. Только исключительные люди могут отречься от лич­ности, от себя ради общей цели. Таков Рахметов, назван­ный в романе «особенным человеком». Сознательно жерт­вуя гармонией, проживая жизнь без мысли о счастье, этот герой исключительно сосредоточен на высших потребностях и идеалах жизни. Следует подчеркнуть, что в образе Рах­метова, отказавшего себе в полноте жизни и человечности, Чернышевский менее всего предполагал создать общую ме­ру человеческого поведения и человеческого альтруизма. Рахметов — «ригорист», но не потому, что такими должны быть все, а как раз потому, что идеалы общей жизни «ри­горизм» исключают. Но для осуществления этих идеалов, для того чтобы в будущем все могли жить без необходимо­сти жертв и ограничений, сейчас нужны жертвы и ограни­чения, нужен «ригоризм». Рахметов и берет это бремя на себя — для всех.

Качества «новых людей», нравственные, умственные, физические, развиты в Рахметове до гиперболических мас­штабов. Рахметов о своей «выгоде» и не помышляет, полностью отдавая себя общему делу. «Новые люди» — образованные люди, Рахме­тов выделяется и среди них особенной начитанностью, осо­бенным чутьем первичной идеи и первичного знания, по­зволяющим ему постигать науки только посредством изу­чения ограниченного круга капитальных первоисточников.

Кроме того, Рахметов способен на исключительные, необык­новенные умственные усилия (чтение в течение трех суток). Таким же образом и богатырская физическая закалка Рах­метова оказывается предельным развитием того здорового физического состояния, в котором сознательно поддержи­вают себя рядовые «новые люди».

Замечательная черта образа Рахметова состоит также и в том, что при всей своей идеальной программности, да­же некоторой теоретичности, он отнюдь не лишен жизнен­ной убедительности, индивидуальной характерности.

В Рахметове Чернышевский представил живой образ самоотверженного борца, жертвую­щего всем. Образ этот имел устойчивые традиции в русской литературе. Именно так охарактеризован Добролюбов в из­вестном стихотворении Н. А. Некрасова «Памяти Добролю­бова».

Вариант 3

Н. Чернышевский в романе «Что делать?» открыл нового для литературы человека. Рахметов – это тот образ, который ранее не упоминался в литературных произведениях. Он, как писал автор – «высшая натура». Рахметов значительно отличается от всех героев романа и его образ написан с особой любовью. Сам Н. Чернышевский не скрывает, что образ героя переплетается с его биографией.

Рахметов – революционер, человек нового поколения. Он словно выкован из стали. Его характер, манера поведения, взгляды на жизнь считаются эталоном. Но таким он был не всегда. До приезда в Петербург Рахметов был обыкновенным человеком, но после знакомства с Кирсановым его жизненная позиция перевернулась. Уже в Петербурге он познакомился с новым для него пластом населения, с учением социалистов-утопистов, а также научными работами Фейербахе. Кирсанов словно открыл ему глаза, а Рахметов внимательно слушал все его лекции.

Получив большой багаж знаний, а также познакомившись с социалистическим учением, Рахметов превращается в настоящего революционера. Он не только читает работы известных просветителей, но и цитирует народу. Чтобы стать ближе к населению, он объездил, казалось бы, всю Россию. Работал вместе обыкновенными жителями деревень, просвещал их, поэтому его знали и уважали. Богатство было не для него, он выбрал аскетический способ жизни. Заранее зная о возможных последствиях его революционной деятельности, он подготавливал себя к физическому насилию, а также к жизни в тюрьме. Также он подготавливал революционные кадры в университетах.

Чернышевский не писал прямо о революционной подготовке, скорее при помощи завуалированных фраз доносил о важности его деятельности. Этот герой появляется лишь в одной главе, но играет важную роль во всем романе. Даже название, которое дал Чернышевский роману, совпадает с внутренним вопросом Рахметова. При помощи образа этого героя автор призывает к революционной борьбе за социалистическое преобразование общества. Чернышевский – это первый автор, который преподнес революционера в своем романе. Рахметов сейчас является примером для подражания, он образец мужественного революционера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *