кто такой пузатый пацюк
Образ и характеристика Пацюка Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение
В этом произведении Н. В. Гоголя хотелось бы раскрыть образ Пацюка. На мой взгляд, когда читаешь книгу, и когда встречаешься с этим персонажем, слишком много вопросов возникает в голове. Постараемся как можно глубже проникнуться характером и сущностью этого персонажа.
Так же как и остальные персонажи этого произведения, Пацюк отличается своими мистическими способностями. В произведении сказано, что Пацюк был истинным запорожцем, только выгнали его или он сам ушёл, даже в этом остаётся загадка. Так же описывается, что по приезду Пацюк вёл себя как истинный запорожец: не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых людей и выпивал за одним разом почти по целому ведру.
Не смотря на небольшой рост Пацюк был довольно толстый, а шаровары которые он носил были очень широкие, наверное это всё и дало повод называть его пузатым. В произведении явно видно, что этот персонаж ленив на столько, что даже ел без помощи рук.
Так же можно заметить что Пацюка побаивались это можно понять по словам Вакулы который боялся сказать лишнего слова и попросить о помощи на прямую, предварительно захваливая и предлагать подарки в виде свинины и других вкусностей.
В Диканьках ходили слухи, что Пацюк знает всех чертей и сможет сделать всё что захочет, вот вам ещё доказательство мистических способностей этого персонажа. Что взять вареники, залетающие в рот Пацюку, и предварительно сами обмакнувшиеся в сметане. И даже фраза Вакуле с намёком на то, что он всё это время носил чёрта за своими плечами, доказывает о загадочности этого персонажа.
Взять ситуацию с Вакулой и Пцюком. У Вакулы не было больше выхода, и он решил пойти к Пузатому Пацюку. Мольбы Вакулы о помощи с добрыми пожеланиями хозяину дома, и вкратце изложил свою проблему. На что Пацюк не понятно толи хладнокровно выставил Вакулу за дверь, толи ответил на его вопрос.
Из этого сочинения образ Пацюка можно выстроить таким образом: мистический и скрытный персонаж, маленького роста и любит покушать, зная ответы на вопросы, любит говорить загадками. Иногда любит показать безразличие в просьбе о помощи. Но тем не менее даёт ответ на интересующий вопрос, хотя его и не всегда понимают.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Пацюка Ночь перед Рождеством
Популярные сегодня темы
Всеми известнейший поэт Валерий Яковлевич Брюсов появился на свет 1 декабря 1873 года. Он является известнейшим деятелем который посвятил свою жизнь отечественному символизму, а также он известен в литературных кругах как литературовед
В рассказе «Злоумышленник» А.П. Чехов поднимает острые социальные проблемы, которые остаются актуальными и на сегодняшний день.
Рассказчик любил подкармливать хлебом пасущихся лошадей и часами смотреть на добрых и умных животных. Бывало, что пьяный конюх забывал про привязанных на лугу лошадей
Небольшое село Колотовка не представляет собой ничего красивого, однако местные жители часто бывают там. У оврага есть небольшая избушка, в которой открыт кабак, названный «Притынным»
Фамилию Менделеев, наверное, слышал каждый человек, хоть раз посещавший урок химии в школе. Поскольку, в его честь названа таблица периодических элементов, являющаяся основой химии, и по сей день, а также школьные учебники пестрят другими его открытиями.
Кто такой пузатый пацюк
«Это что за невидаль: «Вечера на хуторе близ Диканьки?» Что это за «Вечера»? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава богу! ещё мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Ещё мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дёрнула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в неё».
Слышало, слышало вещее моё все эти речи ещё за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет — батюшки мои! Это всё равно, как, случается, иногда зайдёшь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Ещё бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборвавшийся мальчишка, посмотреть — дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. «Куда, куда, зачем? пошёл, мужик, пошёл. » Я вам скажу… Да что говорить! Мне легче два раза в год съездить в Миргород, в котором вот уже пять лет как не видал меня ни подсудок из земского суда, ни почтенный иерей, чем показаться в этот великий свет. А показался — плачь не плачь, давай ответ.
У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), — у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, — тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы!Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберётся в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом — подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.
Да, вот было и позабыл самое главное: как будете, господа, ехать ко мне, то прямёхонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку. Я нарочно и выставил её на первом листке, чтобы скорее добрались до нашего хутора. Про Диканьку же, думаю, вы наслушались вдоволь. И то сказать, что там дом почище какого-нибудь пасичникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого. Приехавши же в Диканьку, спросите только первого попавшегося навстречу мальчишку, пасущего в запачканной рубашке гусей: «А где живёт пасичник Рудый Панько?» — «А вот там!» — скажет он, указавши пальцем, и, если хотите, доведёт вас до самого хутора. Прошу, однако ж, не слишком закладывать назад руки и, как говорится, финтить, потому что дороги по хуторам нашим не так гладки, как перед вашими хоромами. Фома Григорьевич третьего году, приезжая из Диканьки, понаведался-таки в провал с новою таратайкою своею и гнедою кобылою, несмотря на то, что сам правил и что сверх своих глаз надевал по временам ещё покупные.
uctopuockon_pyc
Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП
Галушки можно подавать абсолютно с любым соусом, например: с итальянским песто из вяленых помидоров или фруктовыми джемами без сахара, натуральным йогуртом, сметаной.
Сейчас речь пойдет о варианте галушек на цельнозерновой спельте.
Сразу скажу любителям галушек, что мой вариант будет несколько отличаться от общепринятой версии на пшеничной муке высшего сорта. Поскольку цельнозерновая спельта содержит довольно большой процент отрубей, структура галушек внутри будет необычная, не плотная, как на муке высшего сорта пшеничной, а вполне даже разрыхленная, без всяких дополнительных ухищрений, только за счет состава муки.
Рецепт. Галушки с йогуртом и черешней
КБЖУ: 100 гр 243 ккал,
БЖУ 13,7 гр; 3,2 гр; 15,6 гр.
Кал-ть 135 гр (порция) 325 ккал,
БЖУ 18,3 гр; 4,2 гр; 20,9 гр.
Оборудование:
— выселка
— кулинарные весы
— рабочая поверхность для раскатывания теста, деревянная или пластиковая (у меня специальная доска 60см*60см)
— большая кастрюля, объемом не менее 4-5 л
— дуршлаг илии шумовка
У нас получится 2-е небольшие порции по 135 гр.
1. Яйцо хорошо взбить с молоком, солью и сахаром выселкой.
Высыпать муку на доску холмиком, в центр добавить взбитое с молоком яйцо, хорошо вымесить до полной однородности и схождения в крепкий эластичный комок.
Завернуть тесто в пленку и оставить на 1 час при комнатной температуре, или положить в миску и закрыть другой миской сверху.
2. Разделить тесто на 2 равные части при помощи весов, раскатать обе части в длинные колбаски диаметром 1 см.
Чтобы колбаски были одинаковой толщины, необходимо делать раскатывающие движения от середины к концам заготовки из состояния толстой колбаски.
Готовые тонкие колбаски разрезать поперек на кусочки по 1,5-2 см длиной.
3. Поставить кастрюлю с водой на огонь, налить 3 л воды, дождаться закипания, отправить в кипящую воду галушки.
После всплытия варить еще 10-15 мин с немного прикрытой крышкой.
Откинуть галушки на друшлаг или вынуть шумовкой.
4. Подавать со сметаной, или с песто, или с томатным соусом и оливковым маслом, или фруктовым пюре и натуральным йогуртом, ягодами, фруктами.
В зависимости от выбора сопровождающего соуса, можно подать галушки как второе блюдо на обед, на завтрак, на полдник.
Также галушки можно заморозить, положив на любую кухонную доску, убрав в морозилку, потом переложить в пакет и так хранить, использовать при необходимости.
P. S. Обычно для галушек я использую муку спельты цельнозерновую, смолотую на домашнем мукомольном аппарате из цельных зерен спельты.
Но, вместо такой муки можно использовать покупную муку спельты цельнозерновую итальянскую, немецкую, швейцарскую.
Если используем цельнозерновую спельту отечественного производителя «Черный хлеб» (это единственный производитель муки спельты в нашей стране), то просеиваем ее через мелкое нейлновое сито, так как в ней слишком много отрубей (отрубей может отсеется вплоть до 50%, большАя часть отрубей все равно останется в составе муки).
Также надо учитывать, что в Европе производители биологическую спельту называют полбой, поэтому мука с надписью на пакете ‘Полба цельнозерновая’ европейских производителей для наших галушек подойдет.
Галушки с домашним козьим йогуртом и черешней:
Взбитое яйцо с молоком, замешанное тесто:
Тесто, раскатанное в колбаску:
Отрывок из повести Гоголя ‘Вечера на хуторе близ Диканьки’, связаный с галушками
Вечера на Хуторе близ Диканьки (отрывок)
…При этом черт, который долго лежал без всякого движения, запрыгал в мешке от радости; но кузнец, подумав, что он как-нибудь защепил мешок рукою и произвел сам это движение, ударив по мешку дюжим кулаком и, встряхнув его на плечах, отправился к Пузатому Пацюку.
Этот пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом по целому ведру; впрочем, было где поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось – винокуренная кладь двигалась по улице. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым. Не прошло несколько дней после прибытия его в село, как все уже знали, что он знахарь. Болел ли кто чем, тотчас призывали Пацюка; а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, и недуг как будто рукой снимался. Случилось ли, что проголодавшийся дворянин подавился рыбьей костью, Пацюк умел так искусно ударить кулаком в спину, что кость отправлялась куда ей следует, не причинив никакого вреда дворянскому горлу. В последнее время его редко видали где-нибудь. Причина этому была, может быть, лень, а может, и то, что пролезать в двери делалось для него с каждым годом труднее. Тогда миряне должны были отправляется к нему сами, если имели в нем нужду.
Кузнец не без робости отворил дверь и увидел Пацюка, сидевшего на полу по-турецки, перед небольшою кадушкою, на которой стояла миска с галушками. Эта миска стояла, как нарочно, наравне с его ртом. Не подвинувшись ни одним пальцем, он наклонил слегка голову к миске и хлебал жижу, схватывая по времени зубами галушки.
«Нет, этот, — подумал Вакула про себя, — еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!»
Пацюк, верно, крепко занят был галушками, потому что, казалось, совсем не заметил прихода кузнеца, который едва ступивши на порог, отвесил ему пренизкий поклон.
— Я к твоей милости пришел, Пацюк! – сказал Вакула, кланяясь снова.
Толстый Пацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки.
— Ты, говорят, не во гнев будь сказано… — сказал, собираясь с духом, кузнец, — я веду об этом речь не для того, чтобы тебе на несть какую обиду, приходишься немного сродни черту.
Проговоря эти слова, Вакула испугался, подумав, что выразился все еще напрямик и мало смягчил крепкие слова, и, ожидая, что Пацюк, схвативши кадушку вместе с мискою, пошлет ему прямо в голову, отстранился немного и закрылся рукавом, чтобы горячая жижа с галушек не брызгала ему лица.
Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки. Ободренный кузнец решился продолжать:
— К тебе пришел, Пацюк, дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции! – Кузнец иногда умел ввернуть модное слово; в том он понаторел в бытность еще в Полтаве, когда размалевывал сотнику дощатый забор. – Пропадать приходится мне, грешному! Ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж, Пацюк? – произнес кузнец, видя неизменное его молчание, — как мне быть?
— Когда нужно черта, то ступай к черту! – отвечал Пацюк, не поднимая на него глаз и продолжая убирать галушки.
— Для того-то и я пришел и к тебе, — отвечал кузнец, отвешивая поклон, — кроме тебя, думаю, никто на свете не знает к нему дороги.
Пацюк ни слова и доедал остальные галушки.
— Сделай милость, человек добрый, не откажи! – наступал кузнец, — Свинины ли, колбас, муки гречневой, ну, полотна, пшена или иного прочего, в случае потребности… как обыкновенно между добрыми людьми водиться… не поскупимся. Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть к нему на дорогу?
— Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами, — произнес равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения.
Вакула уставил на него глаза, как будто бы на лбу его написано изъяснение этих слов. «Что он говорит?» — безмолвно спрашивала его мина; а полу отверстый рот готовился проглотить, как галушку, первое слово. Но Пацюк молчал.
Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.
«Вишь, какое диво!» — подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже вымазал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила, заметя притом, что один только Пацюк может помочь ему. «Поклонюсь ему еще, пусть растолкует хорошенько…Однако, что за черт! Ведь сегодня голодная кутья, а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле, за дурак, стою тут и греха собираюсь! Назад!» И набожный кузнец опрометью выбежал из хаты.
Характеристика героя Пацюк, Ночь перед Рождеством, Гоголь. Краткая, подробная, в цитатах
Быстрый переход:
Краткая характеристика (в двух словах)
Подробная характеристика
Во время изучения школе повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством», мы лишний раз убедились в таланте этого великого писателя. Во многих его произведениях чувствуется вера самого писателя в добро, справедливость и, конечно же, в Бога. Там где такая вера существует, все представители нечистой силы, представленные в повести, терпят поражение. В этом мы убеждаемся, прочитав произведение.
Н. В. Гоголь обладал очень удивительным свойством писателя, он мог сочетать вымышленное и сказочное с реальностью. Перед читателями возникает совершенно особый мир, где есть свои правила, законы и народные украинские традиции. По одной из них в ночь перед рождеством девушки и парни ходят колядовать, это гуляние проводится с песнями-колядками, пожеланиями хозяевам, в чьи хаты заходит молодежь, богатства и здоровья. В этот вечер почитаемые и уважаемые зажиточные казаки тоже ходят в гости, проведывая друг друга. И в этом вполне реальном мире органично появляется другой мир, сказочный. Они гармонично слиты в единое целое. И вот уже нам кажется, что совсем нет ничего особенного в том, что казак по имени Пацюк поедает галушки, просто наклонившись над тарелкой. Он даже пальцем не шевельнул, чтобы взять в руки ложку. В этом образе Гоголь высмеивает такие пороки, как праздность и человеческая лень. Для более яркого создания образов, в том числе и запорожского казака Пацюка, писатель пользуется природными зарисовками. Этот зачарованный мир, о котором пишет автор, полон оживших явлений природы. Но сами образы не обладают мистикой, они не страшны читателю, а вызывают лишь улыбку. В некоторых эпизодах повести мы просто от души смеемся над ними и их пороками.
Характеристика в цитатах
Когда то он был запорожцем
к запорожцу Пузатому Пацюку
был точно когда-то запорожцем
но выгнали его, или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал
Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру
Но уже давно живёт в Диканьке
лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке
Он был толстый
Этот Пузатый Пацюк
потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист
И ленивый
В последнее время его редко видали где-нибудь. Причина этому была, может быть, лень
В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот
Он был знахарь и водился с нечистой силой
Пацюку стоило только пошептать несколько слов, и недуг как будто рукою снимался
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Краткая биография Н.В. Гоголя
Замысел«Вечеров на хуторе близ Диканьки» и его воплощение
Николай Гоголь родился в семье мелкопоместного дворянина в малороссийском городке Великие Сорочинцы 20 марта 1809 г. Рос мальчик в имении отца Васильевке неподалеку от села Диканька. Его отец Василий Афанасьевич получил духовное образование, но служил в армии, после был чиновником в почтовом ведомстве. Выйдя в отставку, жил в своем имении, посвятив себя семье. Велико было влияние отца на формирование личности сына: глава семейства был знатоком родной культуры и поэзии, человеком с литературным талантом и чувством юмора, написал несколько комедий о малороссийской жизни, которые ставились в домашнем театре. Благодаря матери и бабушке, которые были прекрасными рассказчицами, Гоголь с раннего детства был знаком с народными поверьями, приметами, преданиями и сказками. Много загадочных и сказочных историй он слышал во время народных гуляний, на ярмарках, на вечерних посиделках.
В 10-летнем возрасте Николай был отдан в училище в Полтаве, после в Нежинский лицей, где проучился 7 лет. В 1828 г. Гоголь уехал в Петербург, чтобы поступить на службу. Он был полон желания послужить Отечеству по ведомству юстиции, чтобы «законами исправлять порядки и нравы». Однако карьера чиновника скоро Гоголя разочаровала и потеряла для него ореол «великого служения родине». Служба показалась ему бесплодным и скучным занятием. Он пробовал стать актером, решил испытать себя на литературном поприще. Гоголь под псевдонимом В. Алов напечатал небольшим тиражом на собственные средства поэму, которую сочинил еще в Нежине. Вышли только две рецензии, отзывы на поэму были разгромными. Потрясенный Гоголь выкупил все непроданные в книжных лавках экземпляры своего произведения, сжег и решил стихов более не писать. Он снова поступил на службу, подрабатывал частными уроками. Гоголь продолжал пробовать себя в писательском ремесле, в 1830 г. была опубликована в журнале его первая повесть без имени автора «Ночь накануне Ивана Купала».
Еще в годы учебы Гоголь стал записывать все интересное, что узнавал, эти записи он называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией». Большая часть записей представляла собой сведения о быте, нравах, преданиях Малороссии. Он решил написать о том, что ему хорошо знакомо: о жизни малороссийского народа.Гоголь просил мать и сестер писать ему об особенностях народного быта, обычаях, деталях национальной одежды. Так началась работа над созданием сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Четыре повести были завершены к лету 1831 г. и составили первую часть сборника. Эта книга стала подлинным дебютом писателя.
В 1830 г. Гоголь встретился с издателями П.А. Плетневым и А.А. Дельвигом, завязал знакомство с поэтом В.А. Жуковским. Весной 1831 г. Жуковский познакомил молодого литератора с А.С. Пушкиным. Эти знакомства помогли Гоголю обрести веру в свои писательские способности. Рукопись «Вечеров на хуторе близ Диканьки» была отдана в печать. Гоголь осознал, что его сочинение ждет популярность во время посещения типографии: он застал наборщиков, которые «помирали со смеху, набирая его книгу».
Пушкин оценил высокую художественность и юмор повестей, написал, что «Вечера» его изумили «своей веселостью, искренней, непринужденной». Уже в сентябре 1831 г. книга была напечатана и поступила в продажу, ее стремительно раскупали. К двадцатидвухлетнему писателю пришла слава, теперь главным делом в жизни Гоголя стала литература. Вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Гоголь дописал в марте 1832 г. Сборник включает с себя 8 разнородных по стилю и тематике повестей.Издатель Плетнев посоветовал автору придумать персонаж, который бы стал связующим звеном для всех повестей.
Таким персонажем стал рассказчик – пасечник Рудый Панько, в этом прозвище был намек на истинного автора. Рудый – значит рыжий, у Гоголя были рыжеватые волосы. Панько – имя деда Гоголя. Так Рудый Панько стал литературной маской Гоголя.
В доме на пасеке вечерами собираются любители поговорить и рассказывают свои истории, особым талантом рассказчика выделился дьякон церкви в Диканьке, который поведал сюжеты для трех повестей. Сам хозяин был не только рассказчиком, но и стал составителем сборника, его издателем, написал предисловие. Образ Рудого Панька позволил объединить реалистические, комические, мистические повести в единую книгу.
В повестях изображение реалий сельской малороссийской жизни тесно переплетено с таинственным мифическим миром, заимствованным из устного народного творчества. Гоголь создал поэтический образ родной ему Малороссии с ее вольнолюбивым веселым народом, пленяющими своей красотой пейзажами, неповторимой атмосферой народных сказок, песен, поверий, примет, преданий. Автор сумел передать представления народа о таинственных явлениях, нечистой силе, потусторонней жизни.
Вторая часть сборника начинается повестью «Ночь перед Рождеством», которую Гоголь начал писать в 1830 г. и закончил в начале 1832 г. Название повести указывает, что действие происходит на кону невеликого праздника.
Краткий пересказ повести «Ночь перед Рождеством»
Панорама сельской жизни: обряды, поверья, обычаи рождественского праздника
Начинается повествование картиной чудесной светлой зимней ночи, тихой и торжественной: «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо…» Природа словно застыла в ожидании волшебства. Прилетевшая на метле ведьма стала собирать с небесного свода звездочки. Черт же стащил месяц и засунул в карман. Он мечтал напакостить кузнецу Вакуле, написавшему картину со сценой Страшного суда, на котором черта избивали грешники. Пока черт кокетничал с ведьмой, зажиточный козак Чуб со своим кумом, несмотря на наступившую темноту, на правился к дьячку [1] на угощение.
Оставшаяся дома его дочь Оксана любовалась собой в зеркале, принаряжаясь. К девушке зашел влюбленный в нее Вакула. Избалованная красавица любила посмеяться над ним. В досаде кузнец по ошибке вытолкал заблудившегося в темноте и вернувшегося Чуба из его же дома. Подгулявший Чуб подумал, что забрел в чужую хату и узнал кузнеца. Сообразив, что Вакула не у себя дома, решил заглянуть к его матери Солохе.
Оксана заметила на одной из забежавших к ней подружек красивые черевички. Вакула пообещал добыть ей редкой красоты черевички. Девушка перед подругами дала обещание, если он привезет ей черевички, как у царицы, то станет его женой.
Отчаявшийся парень решил прибегнуть к помощи нечисти и пошел просить совета у Пузатого Пацюка, который был «сродни черту». Тот же намекнул, что черт у кузнеца за спиной. Черт стал соблазнять Вакулу деньгами, сулить любовь Оксаны, но кузнец с помощью крестного знамения лишает нечистого его силы и принуждает к послушанию.
Оседлав черта, он летит в Петербург, встречается с запорожскими казаками, которые везли царице прошение. С запорожцами кузнец попадает во дворец на прием к Екатерине II, у которой простодушно просит башмачки. Царица, удивленная просьбой, ее выполняет.
Вернувшись в Диканьку, Вакула понимает, что Оксана его любит. Он преподносит подарки Чубу и сватает его дочь. После женитьбы кузнец построил себе новую хату, нарисовал еще одну картину про черта, изобразив его в омерзительном виде.
Фольклорная основа, своеобразие языка повести
Образы Вакулы, Оксаны
При написании повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь воспользовался малороссийской сказкой о кузнеце и черте и сказанием о благочестивом живописце, изобразившем беса в храмовой росписи.Нечисть в повести, подобно сказочным персонажам, высмеивается и наказывается,добро одерживает победу над злом.
Вакула и его возлюбленная Оксана похожи на героев народных сказок. Смелый молодец полюбил капризную красавицу, которая придумала для него испытание: достать черевички, как у царицы. Путешествие для отважного героя оказывается непростым, но он подчинил своей воле черта и слетал на нем в столицу. Вернувшийся чудесным образом Вакула с черевичками царицы посватался к преобразившейся красавице. Завершение любовной истории напоминает счастливый конец сказки.
Художественное своеобразие языка повести, не похожего на литературный язык произведений иных писателей, помогает познать глубины народной культуры. Автор словно спрятался за рассказчика повестей Рудого Панька – носителя колоритной речи, которая пестрит украинизмами и просторечиями. Но в описаниях природы лирический язык и использование книжных оборотов речи указывают на образованного рассказчика, который в душе поэт-романтик. Отличительной особенностью языка повести является искрометный юмор и комическая игра слов в описании персонажей, их речи. Излюбленным юмористическим приемом Гоголя стала гипербола. Например, в описании Пацюка говорится, что этот запорожец наедался как шесть мужиков, пил сразу по ведру, был так толст, что не мог пролезть в двери.
Главный герой «Ночи перед рождеством» Вакула – не только мастер своего кузнечного дела, но и неплохой живописец. Парубку [4] присуща независимость, смелость, смекалка и ловкость, он способен ради любви на самопожертвование. Он винит себя за то, что хотел вступить с нечистой силой в сговор, кается в грешном порыве погубить свою душу, готов исповедоваться и отмаливать свою вину перед Богом и людьми. Не случайно кузнец сблизился с запорожскими казаками, в образе Вакулы показан вольнолюбивый дух украинского народа.
В образе Оксаны представлена беспечная, легкомысленная и привередливая девушка. Она единственная избалованная дочь зажиточного козака Чуба. Оксана красива, у нее было много поклонников, которые не выдерживали ее капризов. Только Вакула, над которым она потешалась, был терпелив. В разлуке Оксана осознала, как ей дорог Вакула, когда до нее дошли слухи о его гибели, стала винить себя в неразумном поведении. Ведь не нужны ей были черевички, а дорога была любовь кузнеца.
Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей
В предрождественскую ночь силы зла словно стараются успеть выместить зло на «добрых людях», навредить им. К силам зла в повести относятся ведьма, черт и колдун, которые норовят склонить людей к греху, отворотить их от добра. С этими персонажами связаны сверхъестественные происшествия. Чтобы помешать людям веселиться и колядовать, нечистая сила старается разрушить очарование рождественской ночи, делает все, чтобы мир погрузился во мрак: ведьма собирает на небе звезды, черт крадет месяц. Темные силы существуют в двух мирах, реальном и фантастическом, между которыми стерты границы. Нечистой силе ничто человеческое не чуждо.
Черт в народной мифологии наделен непривлекательным «животным» обликом: рога, копыта, хвост, мордочка с козлиной бородкой, нос-пятачок, как у свиньи. Гоголь портрет черта дополняет деталями, которые приближают его к человеку: «не белее трубочиста», повадками похож на немца (так называли всех чужаков), тонкими ножками на проворного франта, сзади черт напоминал провинциального стряпчего [5] в мундире. Проявляет себя черт как ухажер Солохи: целует ей ручки, охает, хватается за сердце. Он хитрый, ловкий, мстительный и трусливый проказник. Даже в мистической ситуации похищения месяца черт иронично изображен как мелкий воришка, сующий себе в карман украденную вещь.
Образ Солохи-ведьмы еще более очеловечен, в ее натуре колдовские чары и бытовые интересы присутствуют в равной степени. Лукавая вдовушка «очаровывает» самых богатых и степенных казаков Диканьки, более всего ее привлекает Чуб, она мечтает прибрать к своим рукам его богатое хозяйство. После ночного полета за звездами ведьма становится расторопной хозяйкой, занимается домашними делами. У Солохи благочестивый сын, она и сама ходит в церковь. Но вера ее показная, она в сочельник, когда еще не завершился строгий пост, устраивает разгульные посиделки для своих ухажеров.
В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек [6] и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот.
Между добром и злом в повести есть определенные связи: ведьма Солоха была матерью набожного кузнеца, Пацюк помогал иногда своим односельчанам как знахарь, черт вынужден подчиниться воле человека. Нечистая сила не вызывает страх, эти мистические образы в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголем изображены с юмором, они нелепы и смешны. Попытки нечисти разрушить мир красоты и любви так и не увенчались успехом.
Исторические личности и подлинные события в сюжете
Историческая линия в сюжете повести придает фантастическим событиям иллюзию достоверности. В повести «Ночь перед Рождеством» описан конкретный исторический факт и имеющие к нему отношение люди: Екатерина II, государственный деятель князь Григорий Потемкин. Упоминание о человеке с бледным лицом в простом камзо ле [7] указывает на далекого от придворной жизни Д.И. Фонвизина, великого русского сатирика, автора комедии «Недоросль». Действие повести относится ко второй половине XVIII в. В повести описано реальное событие: делегация запорожцев в декабре 1774 г. посетила Екатерину II с прошением сохранить Запорожскую Сечь, которую было решено упразднить. Власти были обеспокоены казачьим восстанием Емельяна Пугачева, который намеревался обратиться за поддержкой к запорожцам. Императрица дала обещание сохранить запорожскую вольницу, но через год по ее приказу казацкое войско было распущено, а Запорожская Сечь ликвидирована.
Запорожцы во дворце
Самобытность книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны в невиданной прежде манере.Своеобразие языка повестей, колоритные картины малороссийского быта, блистательный юмор произвели огромное впечатление на читателей. Критик В.Г. Белинский назвал эти повести «поэтическими грезами Гоголя». О повести «Ночь перед Рождеством» критик написал, что Гоголем представлена «полная картина домашней жизни народа» с его «радостями и горестями». К этой повести, представляющей собой уникальный сплав из народной сказки, бытовой юмористической повести и исторической хроники, не ослабевает читательский интерес и в наши дни.
Словарь
1. Дьячок – церковный служитель низшего звания.
2. Сельский голова – староста, главная выборная должность в украинском селе.
3. Колядовать – обрядовые песнопения накануне Рождества.
4. Парубок – так на Украине называли молодого человека, парня.
6. Галушки – отваренные кусочки теста.
7. Камзо л – старинный короткий приталенный мужской жилет.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Ночь перед Рождеством!»