кто такой путник в исламе

Намаз путника согласно ханафитскому мазхабу

кто такой путник в исламе

Путником (мусафиром) считается тот, кто вышел в путь на расстояние более 86 километров. А решения, связанные с путником, начинают распространяться на него с того момента, как он оставит позади последние строения окрестностей своего населённого пункта (деревни, города). По прибытии в конечный пункт он продолжает оставаться путником (мусафиром), при условии, что он планирует задержаться в этом месте на срок менее 15 суток. Если путник решит остаться в каком-либо населённом пункте 15 дней и более, то будет считаться постоянным жителем (мукымом) и становится обязанным совершать намазы полностью.

Как только путник пройдёт последние окрестности своего населённого пункта с намерением отправиться в путь на расстояние более 86 километров, на него начинают распространяться особенные решения, связанные с намазом.

Путник (мусафир) обязан сокращать 4-х ракаатные фард намазы до 2-х ракаатов. Это решение не касается 4-х ракаатных сунна намазов и соответственно 3-х ракаатного фард намаза, а также намаза витр-ваджиб. Путнику также дозволяется не совершать сунна намазы, по причине трудностей и неудобств пути, за исключение утренней сунны (по некоторым преданиям, её считают ваджибом).

кто такой путник в исламе

Если путник будет вынужден оставаться в населённом пункте, ожидая решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может всё это время совершать намазы в сокращённом виде. Это связано с неопределённостью времени его пребывания в одном месте.

По возвращению путника в местность, где он родился и вырос, обзавёлся семьей или собрался жить постоянно, он перестаёт быть обязанным сокращать намазы и должен совершать их в полноценной форме.

Запрещается объединять намазы в пути, даже при ненастной погоде и других неблагоприятных обстоятельствах, за исключением, когда путник совершает обряды Хаджа.

В отличие от других правовых школ в ханафитском мазхабе, если человек вышел в греховный путь, это не освобождает его от решений по сокращению намазов.

Обязательный (фард) намаз в автотранспорте считается действительным лишь при выполнении следующих условий:

1) полноценное стояние в намазе, так же как и полноценное совершение земных поклонов;

2) направление в сторону Мекки;

3) автотранспорт должен стоять.

кто такой путник в исламе

Если не получается соблюсти все эти условия из-за каких-либо обстоятельств (коих стоит избегать и планировать полноценное совершение намаза) или уважительной причины, необходимо совершить намаз максимально приближённо к полноценному и при первой же возможности возместить молитву.

Сунна намазы путнику дозволено совершать и в движущемся автотранспорте, при этом молиться можно и сидя.

Обязательный (фард) намаз в самолётах и поездах необходимо совершать полноценно с соблюдением всех условий, за исключением, когда у путника кружится голова и он не в состоянии совершат намаз стоя. В последнем случае он может молиться сидя, совершая полноценно земные поклоны. Согласно некоторым источникам, дозволяется совершать обязательный (фард) намаз сидя, даже без уважительной причины.

Материал составлен по книге «Маракыль-Фалях»

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Кто такой путник в исламе

от Замиль · Сентябрь 17, 2018

Мусульманин считается путником, если отправляется в дорогу, которую можно преодолеть пешком не менее чем за 18 часов с намерением добраться до местности, отдалённой от его дома приблизительно на 90 км. Если же человек планирует пребывать там больше 15 дней, то путником он считается только при следовании до этого населённого пункта.

О сокращении молитв

Согласно мусульманскому праву, путнику разрешается выполнять салятус-сафар, то есть сокращать обязательную молитву в четыре ракаата до двух. Об этом говорится в Коране, сунне и иджма (согласие в мнениях учёных-факихов по возникшим вопросам). Известен аят: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные — ваши явные враги» (Сура «ан-Ниса», 4 / 101).

У Умара (радыяллаху анху) однажды спросили: «В этом аяте сказано “если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных”, а сейчас таких опасений нет. Так делать ли сокращения молитв во время путешествий?» Умар (радыяллаху анху) ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос. Я спросил у Пророка, и он ответил, что разрешение на сокращение молитв — это милость Аллаха, поэтому путник должен сокращать молитвы вне зависимости от того, существует опасность или нет» (Муслим; Тирмизи; ибн Маджа).

Расулюллах (саллялаху алейхи ва саллям), находясь в пути, сокращал обязательные молитвы. Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анху) рассказывал: «Я сопровождал Пророка Мухаммада (саллялаху алейхи ва саллям) в одном из путешествий, и более двух ракаатов мы тогда не совершали. Благочестивые Абу Бакр, Умар и Усман присоединились к нам в этом» (Бухари, «Таксир», 11).

У многих может возникнуть вопрос: а можно ли совершать вместо двух ракаатов полную молитву в четыре ракаата? По мнению имама Ханафи, обязательная молитва в четыре ракаата, которая во время путешествия преобразуется в двухракаатную, является повелением и установлением Аллаха. Таким образом, если путник отвергнет повеления Творца, он будет считаться нарушителем Его установлений Аллаха, а последние два ракаата будут считаться нафиль (выполненными по собственному желанию).

Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «В первое время обязательная молитва была установлена в два ракаата, затем, после установления мира, дополнилась ещё двумя. Однако в путешествии её совершение осталось в прежнем виде» (Бухари, «Салят», 1; Муслим, «Мисафирин», 1; Абу Давуд, «Сафар», 1; Насаи, «Салят», 3; Малик, «Сафар», 3).

Также ибн Аббас (радыяллаху анху) дополняет слова благочестивой Айши (радыяллаху анха): «Аллах Тааля установил молитву в четыре ракаата для мирного времени и в два ракаата — для путешествий» (Муслим, «Мисафирин», 5, 6; Абу Давуд, «Сафар», 18; Насаи, «Хауф», 4; Ибн Маджа, «Икама», 75).

По мнениям имамов Шафии и Ханбали, совершение намаза в четыре ракаата является обязательным, и сокращение её в путешествии является предписываемым облегчением. Как доказательство они берут аяты Корана о сокращении молитвы, утверждая при этом, что они даны как указание, а не как повеление. Имам Ханбали считает, что сокращение обязательной молитвы является предпочтительным, а имам Малик видит в её сокращении сунну-муаккад, так как в этом — следование Пророку (саллялаху алейхи ва саллям).

При этом фарды утреннего намаза «ас-субх», фарды вечернего намаза «аль-магриб» и намаз «аль-витр» совершаются полностью. Если у путника достаточно времени для совершения намазов Сунны, то он выполняет их, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений. А если у «местного» джамаата имам путник, то после ас-саляма, завершающего его сокращённый намаз, джамаат без имама продолжает совершать оставшиеся ракааты.

Источник

Положение путника в Исламе

Вопрос №34:
Выехав на какое расстояние, человек может совершать свои намазы как путник?
Если человек остановился в определенной местности, сколько дней он может совершать молитву как путник: четыре дня, или пятнадцать, или пока он не вернется домой, сколько бы он ни пробыл там, он является ли путником?
Если человек выехал в запретный путь, можно ли совершать намазы как путник?
Я в Москве, сам из Кабардино-Балкарии. В Москве пробки ужасные, и иногда делать вовремя намаз не получается, а время между намазами очень короткое. Можно ли сокращать и совмещать намазы, независимо от того, сколько дней, или месяцев, или лет я буду находиться в Москве?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Аллах облегчил этой умме в том, что касается молитвы:

— эта молитва была предписана в пятидесятикратном размере, то есть количество молитв в день составляло пятьдесят, после чего Аллах довел их до пяти молитв в день;

— затем эта молитва была узаконена в виде двух рака`атов;

— после этого Аллах оставил два рака`ата для путешествия и сделал обязательными молитвы из двух, трех и четырех рака`атов, то есть к каким-то молитвам ничего не добавилось, а к каким-то добавились один или два рака`ата.

Известно, что сокращение молитвы возможно только для того, кто находится в пути. Сокращения бывают только для обеденной — зухр, послеобеденной — `аср и ночной молитв — `иша, состоящих из четырех рака`атов, которые в пути сокращаются до двух рака’атов, а молитвы в два рака’ата — фаджр — и в три рака`ата — магъриб — не сокращаются.

Некоторые ученые сказали, что путешествием считается то расстояние, которое более 89 километров. Если человек выехал из своего населенного пункта на один километр или даже если он отошел на несколько шагов от него и при этом он намеревается отправиться в этой поездке на более чем 89 километров, то он уже считается путником.

Другие же ученые в этом вопросе возвращаются к обычаям народа. То, что в том или ином народе считается путешествием, — является путешествием, а то, что в народе не считают путешествием, — не является. Соответственно, молитва для этого пути не сокращается. Однако это второе мнение является расплывчатым и непонятным, поэтому большинство имамов определило более приемлемым то мнение, которое я упомянул ранее, то есть 89 километров, что и считались путешествием во времена Пророка ﷺ, где сокращались и совмещались молитвы. Стало быть, именно первое мнение является более близким к истине. Обязательно должен быть порядок в этом вопросе, потому что вопрос молитвы — это вопрос столпа религии, и нельзя его оставлять без определенности.

Кто-то может сказать: «Раз шариат не сделал для этого рамки, то зачем нам делать эти рамки? Разве нельзя это оставить в обычаях людей?» Если мы оставим это в обычаях людей, то в том обществе, в котором это было таковым, в обществе сподвижников, не было проблем, ибо это общество было самым знающим и богобоязненным, и не открывались двери для шайтана в этом обществе в подобных вопросах. Однако сегодняшнее общество отличается от того, где люди открыли себе двери для сомнительного и использовали в своих целях то, что можно интерпретировать по-разному. Поэтому в наши времена то мнение, которое мы упомянули первым, является более сильным.

Пока он считает себя путником и, находясь там, не обживается в местности; не снимает квартиру или номер в гостинице на много дней; в любой день, в любую минуту он может уехать, будучи в «чемоданном настроении»; или ждет какой-то вести или чего-то другого, то он является путником, даже если он пробыл там таким образом месяцы и годы. Если же он снимает себе квартиру на месяц, на два, на полгода или год, делает себе документы, поступает в какое-то учебное заведение или на работу — понятно, что он уже не является путником, а является «мукъим», то есть тем, кто обжился в этой стране, или городе, или селении. Поэтому здесь вопрос возвращается к его намерению.

Второе мнение в этом вопросе — это четыре дня, о которых упоминают большинство ученных. Если человек прибыл в какую-то страну или город, и он хочет там пробыть четыре дня и менее этого, то он путник. Если же он хочет там пробыть более, чем 4 дня, то он уже не является путником и с первого дня не сокращает и не совмещает молитвы.

По поводу вопроса о том, можно ли сокращать и совмещать намаз брату, находящемуся в Москве, где, исходя из контекста вопроса, стало понятным, что он там проживает и занимается каким-то делом, то, по единогласному мнению ученых, ему запрещается сокращать молитвы, потому что он не считается путником. Иначе говоря, ему нельзя молиться зухр, аср или `иша — двумя рака`атами, потому что, как я ранее уже сказал, сокращение молитвы разрешено только путникам.

Что-же касается совмещения молитвы, то известно, что это дозволяется при необходимости, и если у человека возникла эта необходимость, то он имеет право объединять молитвы. Известно, что Пророк ﷺ в Медине совмещал молитвы без страха и без дождя[1], на основе чего ученые дозволили совмещать молитвы при необходимости. Например, бывает, что у хирурга операция длится 8–12 часов, и невозможно прервать ее, в противном случае это может угрожать жизни человека. Поэтому врач имеет право совместить молитвы. Так же — пожарники, спасатели, бригады «Скорой помощи» и представители подобных профессий, которые являются важными в обществе, спасающими жизни людей. Для них бывает невозможным вовремя совершить молитву, что также попадает в категорию необходимости, при которой мусульманам разрешается объединять две молитвы: обеденную с послеобеденной, вечернюю с ночной. Разрешается и больному человеку объединять молитвы; женщине, у которой— болезненные кровотечения; и тому подобные ситуации.

Но вернемся к содержанию вопроса. Если ты просто едешь по городу, и время между молитвами короткое, то эта ситуация не дозволяет тебе объединять молитвы, ибо у тебя должна быть на это необходимость. Ведь подобные слова могут сказать и остальные мусульмане этого города: «Мегаполис; тут мало мечетей; где нам молиться и т. д.». На это Пророк ﷺ сказал следующее:

«وَجُعِلَتْ لِيَ الْأَرْضُ مَسْجِدًا وَطَهُورًا»

Мне Аллах сделал эту землю мечетью и очищением»)[2], то есть можно молиться в любом месте, где нет наджаса.

Поэтому те мусульмане, которые живут в подобных городах, должны быть более внимательными к своей религии, ведь они находятся не среди мусульман, а в городе, где мало мечетей, и нет сомнения, что они должны нести какую-то ответственность, раз выбрали такую местность. Соответственно, они должны еще сильнее придерживаться религии, дабы не впасть в уподобление неверующим и тому подобное. Вера их должна быть еще крепче, чем у тех, кто живет среди мусульман, потому что они находятся в опасности.

В чем разница между объединением молитв путника и объединением молитв не путника? Путник может объединять молитвы даже без необходимости, когда как не путник не имеет права их объединять, кроме как по необходимости, в подобных ситуациях, которые мы упомянули выше.

В этом вопросе есть разногласия, и более сильное мнение состоит в том, что это является запретным для него, потому что «ар-рухас» — послабления, которые шариат дал путнику, — касается того, кто выехал в дозволенный путь, но не того, кто выехал в запретный. Например, кто-то отправился в ту или иную страну, где распространяется нечестие, спиртное и т. д., для того, чтобы прибегнуть к этому нечестию. Такому человеку запрещается и совмещать, и сокращать молитвы, потому что его путь в основе своей является запретным, и ему вообще запрещается выезжать в эту дорогу нечестия. А все то, что в основе является запретным, что строится на этом фундаменте, тоже является запретным.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
27 Мухаррам 1440 г. (07.10.2018.)

[1] Сахих Муслима, хадис № 705; Сунан Абу Дауда, хадисы № 1210, 1211; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 187; Сунан Ан-Насаи, хадисы № 601, 602; Муатта Малика, хадис № 385; Муснад Ахмада, хадис № 1953.

[2] Сахих Аль-Бухари, хадисы № 335, 438; Сахих Муслима, хадис № 521; Сунан Ан-Насаи, хадисы № 432, 736; Муснад Ахмада, хадис № 14264.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Намаз путника

В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.

Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.

В Коране Создатель обращается к Своим рабам:

Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.

Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.

Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.

Сокращение намазов путником

Право сокращать число ракаатов для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Объединение намазов в пути

Ещё одно облегчение для путника – право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю – с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу – своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Намаз в транспорте

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится Кааба. В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламуалейкум Хорошая публикация, мне помогло. Еду в тесноте с людьми и совершаю намаз сидя. Такая информация облегчает нашу религию, спасибо.

Источник

Человек остаётся путником, пока не зайдёт в своё селение и ему дозволено сокращать молитву, даже если он вблизи границ своего селения

Имам аль-Бухари в «ас-Сахих» в заглавии привёл следующее сообщение: «Вышел ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, (за границы Куфы) и стал сокращать молитву, видя дома (Куфы). Когда же он вернулся, ему сказали: „Это же Куфа“, на что он ответил: „Нет, пока не зайдём в Куфу“».

Так привёл этот асар имам аль-Бухари в своём Сахихе в форме та’ликъ, т.е. в подвешенном состоянии без упоминания иснада.

Но этот же асар с полноценным и непрерывным иснадом приводят другие имамы, и вот как он звучит в полной версии:
‘Али ибн Раби’а рассказывал: «Вместе с ‘Али ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллах, мы направились в Шам, и он совершал молитвы сокращённо по два рак’ата. Когда же мы вернулись и уже видели Куфу, наступило время молитвы, и люди сказали: „О амир правоверных, это же Куфа, совершим молитву полноценно?“ На что он ответил: „Нет, пока мы не зайдём в неё“». ‘Абду-р-Раззакъ 2/530, аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 3/146. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. «ат-Тагъликъ» 2/421.

Хафиз Ибн Хаджар, комментируя слова Ибн Батталя, который исходя из версии аль-Бухари сделал неправильный вывод, сказал: «Ибн Батталь понял из слов: „Нет, пока мы не зайдём в неё“, что ‘Али не захотел совершить молитву, пока не зайдёт в Куфу. Он (Ибн Батталь) сказал: „Если бы они в этом месте совершили молитву сокращённо, как путники, то это было дозволено, однако ‘Али предпочёл совершить молитву полноценно (вернувшись в свой город) из-за того что время позволяло это“. Однако становится ясным исходя из полного текста сообщения от ‘Али, что суть обстоит в противоположном тому, что понял Ибн Батталь. Суть слов: „Это же Куфа“, т.е. соверши молитву полноценно. На что ‘Али отвечает: „Нет, пока мы не зайдём в неё“, т.е. мы не перестанем сокращать молитву, пока не зайдём в наш город, и пока мы не вошли в него, то по положению мы всё ещё являемся путниками». См. «Фатхуль-Бари» 3/469.

И правильность слов Ибн Хаджара подтверждает упомянутая версия, в которой говорилось: «О амир правоверных, это же Куфа, совершим молитву полноценно?» На что он ответил: «Нет, пока мы не зайдём в неё».

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Мы прибыли из Таифа, и совершили обеденную и послеобеденную молитву в четыре рака’ата за двадцать километров до вхождения в город. Такое фатауа дал нам один человек, который был с нами. Каково положение наших молитв?»

Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: «Наша беда в это время в том, что человек даёт фатуа о том, что не знает, обязывая рабов Аллаха тем, чем не обязал их Сам Аллах.

Путник не перестаёт быть путником, кроме как вернувшись в свой родной город, войдя в него. По этой причине ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, когда возвращался из пути, видя уже Куфу, — а Куфа была его местом жительства, и мы знаем, что он был убит в Куфе, — он видел уже границы Куфы и ему сказали: «О повелитель правоверных, вот же Куфа!» На что он сказал: «Мы ещё не вошли в неё», или сказал нечто подобное по смыслу. Если между человеком и его городом будет расстояние даже в двадцать метров, но он ещё не вошёл в свой город, то он имеет право пользоваться облегчением, связанным с путём.

А что касается того, кто дал вам такое фатуа, то моё наставление, чтобы ты сказал ему в своём пути: «О брат мой, не торопись при выдаче фатуа! Ведь фатуа — опасная вещь, ибо тем самым человек извещает от имени Аллаха, что именно таково Его постановление». См. «Ликъа Баб аль-мафтух» 12/165.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *