кто такой протопресвитер в православной церкви
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.
Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Иерей и протоиерей — в чем различие?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Иерей и протоиерей — в чем различие?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Давайте немного выясним, что такое священный сан. Сан — то есть благодать, которая пребывает на человеке после рукоположения — позволяет ему совершать определенные действия. И тут есть четыре уровня: мирянин, диакон, священник (иерей), епископ.
Мирянин может помогать в алтаре, но он ограничен в своих действиях, например, он не может прикасаться к престолу. Он не может сам совершать Таинства, кроме Крещения (и то в экстренных случаях).
После рукоположения человек становится священнослужителем, и тут есть три уровня. На момент рукоположения человек определяется, будет ли он в браке (белое духовенство) или он монах (черное духовенство).
Диакон — это помощник священника и епископа. Он не может сам совершать Таинства, кроме Крещения (и то в экстренных случаях, как и мирянин, обычный человек) — но он имеет право прикасаться к престолу и участвовать в совершении литургии действенно, например, он произносит определенные молитвенные прошения, совершает установленные действия в алтаре и так далее. Иеродиакон — это монах в диаконском сане.
Священник — это человек, который может совершать все Таинства, кроме рукоположения священников и диаконов. Иначе священник называется иерей. Иеромонахом называют монаха в сане священника (иерея).
Высшая ступень — это епископ. Епископом сейчас может быть только монах. Епископ может совершать все Таинства и рукополагать священников. Рукоположение во епископа в настоящее время совершается обычно собором епископов во главе с патриархом, или, по крайней мере, собором трех, и не менее двух епископов (Апостольское правило 1-е). Иначе епископ называется архиерей.
Все остальное — это знаки отличия, награды за особые заслуги или за опыт служения в священном сане. В частности, протоиерей (с греческого — «первый иерей», «первый священник», по смыслу — первенствующий среди священников) — это сан, в который может быть возведен священник (иерей) за свои заслуги. Он никак не влияет на то, какие Таинства он сможет совершать. Это, если можно так сказать, больше административное различие. И протоиерей в этом смысле выше иерея, а в плане возможностей служения они равны.
Протопресвитер
Протопресви́тер — высшее иерейское звание для лица белого духовенства в Русской Церкви и в некоторых иных поместных Церквах. После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам как награда за особые заслуги пред церковью. Не является отдельной степенью священства, но есть высшие иерейское звание в белом духовенстве, подобно тому как архимандрит есть высшее иерейское звание в черном духовенстве. Т. е., например, протопресвитер после пострижения в малую схиму как правило получает звание архимандрита и может быть хиротонисан в епископа.
Сан, кроме того, имел ряд лиц белого духовенства в Русской Зарубежной Церкви в XX веке.
Содержание
В Российской империи
12 июня 1890 года Высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее. Таким образом, протопресвитер был во многих отношениях уравнен в правах и функциях с последними. Однако, его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также, епархиальные архиереи имели право надзора за военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.
Второй съезд военного духовенства в июле 1917 года постановил преобразовать Духовное Правление в Протопресвитерский совет из 10 человек, ввести выборность всех должностных лиц от благочинного до протопресвитера и заменить в войсках монашествующее духовенство белым. На заседании 9 июля 1917 года тайным голосованием Протопресвитеру Георгию Шавельскому было выражено единогласное доверие и он избран на занимаемый им пост пожизненно. В феврале 1918 институт военного духовенства был упразднён.
Всего, с 1890 года в России было 4 должности протопресвитера. Протопресвитер Большого придворного собора в Санкт-Петербурге заведовал придворным духовенством, был настоятелем Благовещенского собора и обычно состоял духовником императора и его супруги. На должность назначался Высочайшей властью, указом Святейшему Синоду. На богослужениях в присутствии Высочайших Особ занимал первое место после архиереев. При нём состояла особая канцелярия, которая заведовала делопроизводством по назначениям на места, принимала метрические и другие книги от придворных священников, заведовала богадельней для вдов придворного духовенства и т. д. Последним протопресвитером придворного духовенства был Александр Дёрнов — с февраля 1915 († 13 октября 1923).
Титул протопресвитера имели также настоятели Успенского и Архангельского соборов в Москве.
Военный и придворный протопресвитеры входили в число членов Святейшего Синода.
Военное духовенство Российской империи
12 июня 1890 года Высочайше утверждено «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств». Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений.
Шавельский Г. И. «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота».
Круг деятельности протопресвитера военного и морского духовенства ограничивался только армией и флотом, не простираясь на придворные сферы. Хотя и Государь и все великие князья носили военную форму, числились в полках, многие из великих князей стояли во главе воинских частей или воинских учреждений и все, таким образом, были прежде всего военными, но входили они в паству протопресвитера придворного духовенства, духовные их нужды обслуживались придворным духовенством. В частности, царская семья имела своего духовника, каким обыкновенно бывал сам придворный протопресвитер, а богослужения для нее совершались в церкви дворца, где она жила, духовенством собора Зимнего Дворца, при почти постоянном предстоятельстве придворного протопресвитера.
В современной Московской Патриархии
В современной РПЦ известны следующие протопресвитеры:
Протопресвитеры Православной Церкви в Америке
В автокефальной Православной Церкви в Америке сан протопресвитера присуждается ректорам Свято-Владимирской духовной семинарии, а также канцлеру (англ. — Chancellor), то есть главе центрального финансового и административного аппарата этой Поместной церкви.
Иерархия в Православной Церкви + инфографика в PDF
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Церковная иерархия — это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.
Священнослужители
Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.
Звания епископов
Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.
Митрополит — епископ главного города, области или провинции или наиболее заслуженный епископ.
Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.
Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.
Звания иереев
из белого духовенства
Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.
Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.
из черного духовенства
Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.
Звания диаконов
из белого духовенства
Протодиакон — старший диакон
из черного духовенства
Архидиакон — старший иеродиакон
Церковнослужители
Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.
Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.
Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.