кто такой прокурор криминалист

Процессуальный статус прокурора-криминалиста

Гурин А., прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Курской области.

В органах прокуратуры с 1954 г. существует служба прокуроров-криминалистов. За это время они многократно оказывали эффективную организационно-методическую помощь по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений различной направленности.

В связи с этим неслучайно в созданном в 2007 г. Следственном комитете при прокуратуре РФ образованы должности старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов.

Анализ ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что прокурор-криминалист не подпадает под действие этой статьи, а его деятельность оказалась вне «процессуального поля».

Положение не изменилось и с принятием ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Реформирование следственного аппарата органов прокуратуры на основании ФЗ от 5 июня 2007 г. во многом преследовало цель разделить процессуальные функции прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и процессуального организатора (руководителя) уголовного преследования.

Прежде всего, деятельность надзирающего прокурора в качестве процессуального руководителя уголовного преследования и активного участника доказывания явно затрудняла осуществление эффективного надзора за законностью предварительного следствия. По сути, прокурор как организатор и субъект доказывания надзирал за самим собой. Более того, производя следственные действия и формируя доказательства по уголовному делу, он впоследствии не мог объективно и беспристрастно оценивать собранную доказательственную базу, поскольку лично принимал непосредственное активное участие в ее создании.

Назначение и роль прокурора-криминалиста в условиях действия прежней редакции ст. 37 УПК не вписывались в процессуальную функцию надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Фактически прокурор-криминалист участвовал в досудебном судопроизводстве не как надзирающий прокурор, а как методист и аналитик, оказывающий помощь в расследовании наиболее тяжких либо «резонансных» преступлений. Причем в отличие от надзирающего прокурора в подавляющем большинстве случаев при выезде на место происшествия он являлся активным участником собирания и исследования доказательственной информации.

Функциональное предназначение прокурора-криминалиста в ходе досудебного производства достаточно четко определялось Положением от 23 января 1997 г. «О прокурорах-криминалистах» в органах прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно его п. 1, деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры призвана обеспечить: осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.

Анализ назначения прокурора-криминалиста и его обязанностей приводит к следующему выводу: в условиях, действующих до вступления в действие ФЗ от 5 июня 2007 г., прокурор-криминалист не был «классическим» надзирающим прокурором. По существу, он выступал в роли участника расследования со стороны обвинения, участвующего в расследовании конкретных уголовных дел.

Передача функции процессуального руководства от прокуроров к руководителям следственных органов закономерно потребовала и передачи института прокурора-криминалиста в следственные подразделения. Поэтому прокуроры-криминалисты, по существу, решают те же задачи и в Следственном комитете при прокуратуре РФ (Приказ председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 6 «О мерах по организации предварительного следствия»).

Тем не менее думается, что образование должности, именующейся «прокурор-криминалист», в структуре указанного следственного органа не вполне логично. Отметим, что, хотя работники Следственного комитета и являются прокурорскими работниками, но лишь при наименовании должности прокуроров-криминалистов сохранился термин «прокурор». Наименование всех иных должностей подпадает под категорию «следственные работники».

Думается, необходимо переименовать должность прокурора-криминалиста как сотрудника Следственного комитета при прокуратуре РФ в должность «следователь-криминалист» либо использовать иное наименование, отражающее его «следственную принадлежность».

См.: Леканов Ю. Указ. соч.; Дворкин А.И., Сафин Р.М. Указ. соч. С. 51.
См., напр.: Исаенко В. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста // Законность. 2005. N 7. С. 19.

В связи с изменением законодательства этот вопрос переместился в иную плоскость, а именно: допустимо ли самостоятельное проведение следственных действий по поручению руководителя следственного органа прокурором-криминалистом, не включенным в состав следственной группы?

Кроме того, необходимо отметить, что следователь персонально ответствен за принимаемые решения и результаты расследования уголовного дела в целом. При производстве следственных действий по делам, находящимся в его производстве, именно он выполняет руководящую (организующую) функцию. Множество руководителей при производстве следственных действий способствуют дезорганизации и снижают эффективность всего расследования, поэтому следует ограничиться наделением полномочием личного проведения следственных действий без принятия дела к своему производству исключительно руководителя следственного органа.

Вместе с тем закрепление всех вышеприведенных полномочий в УПК вряд ли будет обоснованным, поскольку не все из них являются процессуальными. К полномочиям, которыми наделяется участник уголовного судопроизводства в рамках уголовно-процессуальных правоотношений, например, явно не относится определение тактики проведения отдельных следственных действий. Кроме того, излишняя детализация процессуальных и иных полномочий прокурора-криминалиста перегружает действующий УПК и делает его сложным для использования правоприменителем.

Источник

Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста

Исаенко В., профессор кафедры ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ.

Не секрет, что действующий с 1 июля 2002 г. УПК Российской Федерации не отличается тщательностью проработки всех его положений. Это привело не только к «нестыковкам» между отдельными его нормами, но также к их расхождениям с другими законами.

Законность. 2003. N 2. С. 23.

Вместе с тем в его ч. 1 ст. 30 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г.) определено, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. В ч. ч. 2 и 4 ст. 35 Закона о прокуратуре опять-таки сказано, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя и его полномочия по участию в судебном рассмотрении дел определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Других норм, устанавливающих какие-либо полномочия прокурора по участию в уголовном судопроизводстве, Закон о прокуратуре не содержит.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г., с одной стороны, безусловно, расширил перечень прокурорских работников, которые могут участвовать в уголовном судопроизводстве, т.е. он оказался приведенным в соответствие со ст. 54 Закона о прокуратуре, где содержится разъяснение о том, кто из работников прокуратуры является прокурором. С другой же стороны, наделение их уголовно-процессуальными полномочиями оказалось только продекларированным.

Это означает, что при отсутствии в Законе о прокуратуре указаний о характере уголовно-процессуальных полномочий прокуроров, названных в п. 31 ст. 5 УПК, и при рассмотрении вопроса о том, кто именно из работников прокуратуры наделен такими полномочиями, следует руководствоваться положениями ч. 6 ст. 37 УПК.

Сторонники подобной точки зрения почему-то не замечают конституционного принципа единства и централизации органов прокуратуры Российской Федерации, определяющего ее как систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим. По отношению к прокурору города, района вышестоящими являются прокурор субъекта Российской Федерации и его заместитель, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместитель. Соответственно, прокурор субъекта Федерации или его заместитель могут направить поручение в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК прокурору города, района или его заместителю, которые, в свою очередь, обеспечивают организацию его выполнения следователем, дознавателем и являются ответственными за это.

Сомнительно, чтобы такие поручения давались сотрудникам, не наделенным полномочиями прокуроров, перечисленных в ч. 6 ст. 37 УПК. Прокурор управления или отдела, прокурор-криминалист не могут рассматриваться как нижестоящие прокуроры по отношению к прокурорам субъектов Федерации и их заместителям, поскольку являются сотрудниками аппаратов этих прокуратур. Соответственно, они не могут считаться вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов, районов и их заместителям, иначе у последних будет слишком много вышестоящих прокуроров.

В ст. 1 УПК есть следующее из ст. 118 Конституции РФ правило, согласно которому порядок уголовного судопроизводства на всех его этапах осуществляется только в соответствии с УПК РФ, и этот порядок обязателен для судов, органов прокуратуры, органов предварительного расследования и иных его участников. В ст. 4 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие УПК Российской Федерации» указано, что до приведения в соответствие с УПК РФ федеральных законов и иных нормативных актов, связанных с ним, эти законы и нормативные акты применяются в части, не противоречащей УПК. В Приказе Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. N 7 содержится адресованное всем работникам органов прокуратуры требование о соблюдении этого положения. Из чего следует, что отдельные работники прокуратуры преждевременно стали расценивать изменение редакции п. 31 ст. 5 УПК РФ в 2003 г. как снятие ограничений по участию всех категорий прокуроров в уголовном судопроизводстве.

Полагаем, что разночтения в вопросах процессуальных полномочий должностных лиц органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве могут быть сняты путем:

Целесообразно, чтобы прокурор-криминалист был наделен следующими процессуальными полномочиями:

а) участвовать в производстве первоначальных и последующих следственных действий, проводимых следователем, в производстве которого находится уголовное дело, или следователями из состава следственной группы;

б) оказывать помощь в оценке исходной информации, выдвижении версий, в определении вариантов их проверки;

в) участвовать в разработке и корректировании плана расследования;

г) участвовать в предварительном исследовании следов и вещественных доказательств, рекомендовать характер и последовательность их экспертного исследования, оказывать помощь в назначении экспертиз и определении перечня вопросов перед экспертами, оказывать содействие в выборе судебно-экспертного учреждения;

д) изучать уголовные дела и материалы оперативно-розыскной работы (при наличии соответствующего допуска) с целью оказания помощи следователю в оценке полноты и качества выполненной работы, дальнейших действий;

е) определять и рекомендовать тактику проведения отдельных следственных действий;

ж) давать консультации по применению технических средств и привлечению специалистов, использованию данных уголовной регистрации;

з) разрабатывать проекты указаний о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий или их совокупностей, представляемых должностному лицу органа прокуратуры, полномочному давать такие указания;

и) выполнять другую работу в пределах своей компетенции в соответствии со ст. 54 Закона о прокуратуре. Полагаем, что при существующих условиях функция прокурора-криминалиста скорее может быть отнесена к специфической разновидности ведомственного контроля.

М., Генеральная прокуратура РФ. М., N 36-15-03. 2003. 7 февраля. С. 9.

Обращает на себя внимание отсутствие четкого разделения функций прокурора по руководству уголовным преследованием и по надзору за процессуальной деятельностью следователей, которые он осуществляет на этом участке деятельности. На наш взгляд, они должны быть последовательно конкретизированы применительно к различным этапам деятельности группы. Очевиден параллелизм в формах деятельности надзирающего прокурора и прокурора-криминалиста, должностное положение и процессуальные полномочия которых явно не равнозначны.

Сложно сказать, о каком методическом руководстве работой следственной группы со стороны прокурора-криминалиста может идти речь. Такая форма руководства их работой не предусмотрена законом. Оно может быть только процессуальным и осуществляемым руководителем следственной группы в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 163 УПК. Проведение прокурором-криминалистом работы по внедрению научных рекомендаций в деятельность группы, а также обучение следователей из ее состава в период их работы по раскрытию преступлений или их серии представляется маловероятным.

Считаем, что прокурор-криминалист не может быть включен в состав следственной группы, поскольку в соответствии с содержанием ч. 1 ст. 163 УПК в нее могут входить только аттестованные должностные лица органов прокуратуры, занимающие на постоянной или временной основе штатные должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам) прокуратур городов, районов, соответствующих управлений или отделов прокуратур субъектов Федерации, управления по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры РФ.

Автор этой публикации имеет опыт работы в должности прокурора-криминалиста, и ему вполне понятны те сложности, которые испытывают сейчас прокуроры-криминалисты из-за сужения их процессуальных возможностей. Вместе с тем, по нашему мнению, к закону нельзя относиться избирательно и считать приемлемыми или неприемлемыми его отдельные положения. Их необходимо воспринимать и исполнять полностью, не допуская вольной трактовки, и учитывать при этом положения других законов. Практика применения УПК не может быть «пермской» или «псковской», а должна быть единообразной и соответствующей его содержанию.

В Приказе Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. N 7 (п. 10) прокурорам субъектов Федерации было предложено в координации с другими правоохранительными органами и судами обсудить вопросы применения УПК РФ с целью выработки единой правоприменительной практики. Такая работа проведена, но не везде достигнуто единство мнений по вопросам участия прокуроров-криминалистов в расследовании преступлений. В частности, в Псковской области на межведомственном консультативном совете этот вопрос получил положительное решение. Своеобразная ситуация существует в Ростовской области, где областной суд считает недопустимыми доказательства, полученные в результате следственных действий, проведенных прокурорами-криминалистами, а в Волгодонском городском суде, напротив, они признаются допустимыми.

Нет полного единства мнений по этому вопросу и среди прокурорско-следственных работников. Заслуживают, в частности, внимания результаты опроса заместителей прокуроров субъектов Федерации по следствию, проведенного мной в октябре 2004 г. 54% опрошенных считают невозможным вынесение руководителями прокуратуры субъекта Федерации постановлений о включении прокуроров-криминалистов в состав следственных групп. 71% считают невозможным дачу прокурорами-криминалистами письменных указаний по уголовным делам. В то же время, по мнению 82% респондентов, можно приравнивать к указаниям прокуроров субъектов Федерации и их заместителей справки прокуроров-криминалистов по уголовным делам с предложениями о направлении расследования и о характере работы, которую необходимо выполнить по делу, если такие справки завизированы соответствующими прокурорами или их заместителями. Опрошенные сообщили о том, что во многих субъектах Федерации суды исключали доказательства, полученные в результате самостоятельного проведения прокурорами-криминалистами следственных действий, считая их ненадлежащими субъектами выполнения этих действий. Ни в одном случае кассационные представления на такие решения судов не приносились.

Источник

О деятельности службы криминалистики

кто такой прокурор криминалист

При создании Следственного комитета служба криминалистики полностью перешла во вновь образовавшуюся структуру, поскольку сотрудники криминалистической службы неразрывно связаны со следственной работой. Возложенные на криминалистов задачи в системе Следственного комитета не изменились. Это оказание практической и методической помощи следователям при раскрытии и расследовании преступлений (криминалистическое сопровождение следствия), внедрение в следственную практику передовых криминалистических методик и техники, современных возможностей судебной экспертизы, положительного опыта расследования, повышение профессионального мастерства следственных работников, работа по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет. Роль кримслужбы в расследовании и раскрытии преступлений в условиях существующей криминогенной обстановки неоценима. С учетом постоянного роста преступности еще более возросло значение криминалистов при выездах на места происшествия.

С созданием Следственного комитета Российской Федерации как самостоятельного органа должности прокуроров-криминалистов переименовались в должности следователей-криминалистов. Это позволило сотрудникам криминалистических подразделений осуществлять широкие процессуальные полномочия, определенные УПК РФ: проведение как отдельных следственных действий, так и всего расследования уголовного дела. Следователи-криминалисты следственного управления по Алтайскому краю на постоянной основе включаются в следственные группы по уголовным делам, представляющим особую сложность в расследовании и вызвавшим большой общественный резонанс, самостоятельно осуществляя следственные действия (допросы, проверки показаний на месте, выемки и т.д.).

Ежегодно следователями – криминалистами следственного управления осуществляется более 200 служебных выездов, с их участием ежегодно раскрываются порядка 100 особо тяжких преступлений, в том числе совершенных в условиях неочевидности.

Одним из приоритетных направлений деятельности отдела криминалистики является организация работы по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы. Наступательная работа в этом направлении приносит положительные результаты, а лица, причастные к совершению преступлений, не уходят от ответственности, а несут заслуженное наказание. Ежегодно в следственном управлении расследуется более 100 преступлений прошлых лет, в том числе относящихся к категории особо тяжких против жизни и половой неприкосновенности.

Ежедневная кропотливая работа проводится сотрудниками отдела криминалистики по изучению сообщений о безвестном исчезновении граждан. Ежегодно следователями-криминалистами изучается более 500 подобных материалов.

Другим направлением работы, получающим все более широкое распространение в деятельности криминалистических подразделений, является осуществление отдельных функций экспертной деятельности. В связи с отнесением к подследственности органов Следственного комитета налоговых преступлений, в штат отдела криминалистики введены должности старших экспертов, занимающиеся проведением экспертиз по указанной категории преступлений.

Большая роль принадлежит подразделению криминалистики в проведении учебных мероприятий. В отделе создан учебный класс, в котором проходят стажировку все следователи, принимаемые на работу, что позволяет обеспечить подготовленность молодых специалистов к непростым ситуациям, возникающим с первого дня службы. Большой акцент делается на проведение практических занятий, завершением которых является обсуждение выявленных ошибок, что позволяет исключить возможность их допущения в последующей самостоятельной работе.

Следователь – криминалист – это учитель и старший брат для следователя. Данный девиз является ориентиром для каждого сотрудника отдела криминалистики следственного управления по Алтайскому краю.

Источник

54 года назад – 19 октября 1954 года создана служба прокуроров–криминалистов

19 октября 1954 года Генеральный прокурор СССР Руденко Р.А. направил всем прокурорам республик, краев и областей указание о создании службы прокуроров-криминалистов и Инструкцию о работе прокурора-криминалиста. Генеральный прокурор предложил руководителям прокуратур закрепить прокуроров-криминалистов, окончивших специальные курсы, в следственных отделах, обеспечить им необходимые условия для выполнения возложенных на них обязанностей, не отвлекая при этом на другую работу.

Институт прокуроров-криминалистов создан 19 октября 1954 года, когда Генеральным Прокурором СССР было издано Указание за № 3/195 «О работе прокурора-криминалиста». После этого в г. Ленинграде организованы специальные двухмесячные курсы по подготовке прокуроров-криминалистов. Первая группа прокуроров-криминалистов была подготовлена в количестве 42 человек, на них возлагалась организационная и методическая работа по повышению качества следствия.

С тех пор прошло 54 года, однако, возложенные на криминалистов задачи, остаются теми же.

Сотрудники отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Приморскому краю делами доказывают оказанное им доверие при раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, в первую очередь совершенных в условиях неочевидности.

Большое внимание в работе отдела уделяется своевременному оказанию помощи следователям при осмотре мест происшествий, активному применению технико-криминалистических средств и научных рекомендаций, скорейшему назначению экспертиз, качественному планированию, организации следственных действий и должному взаимодействию следователей и работников органов внутренних дел.

В проведении наиболее сложных и важных следственных действий, связанных с получением доказательственной базы прокуроры-криминалисты принимают личное участие.

В непростых, современных условиях сотрудники отдела криминалистики с честью и достоинством выполняют свою работу, их труд нельзя не оценить по достоинству.

Мы искренне желаем Вам и Вашим семьям крепкого здоровья, личного счастья и благополучия, мира и тепла, дальнейших профессиональных подвигов!

Источник

История криминалистики

К 65-летнему юбилею службы криминалистики (1954-2019).

Проверка временем (у истоков создания службы криминалистики в Красноярском крае).

Выписка из Указания Генерального прокурора СССР от 19 октября 1954 г. № 3/195 «О работе прокурора-криминалиста»

В ближайшее время заканчивают работу организованные Прокуратурой СССР двухмесячные курсы по подготовке про­куроров-криминалистов.

В связи с этим предлагаю:

1. Прокуроров-криминалистов, окончивших курсы, закрепить на работе в следственных отделах, возложив на них проведение методической работы, организацию и контроль за выполнением приказов Генерального Прокурора СССР № 263 от 14 октября 1953 г. и № 191 от 31 августа 1951 г., а также заведование криминалистическими кабинетами.

2. Обеспечить необходимые условия для выполнения про­ курорами-криминалистами возложенных на них обязанностей, не отвлекая их на другую работу.

3. Не допускать перемещения на другую работу или уволь нения прокуроров-криминалистов без предварительного согла сования с начальником следственного управления Прокуратуры СССР.

Этому событию предшествовала учеба на специальных 2-х месячных курсах прокуроров-криминалистов, организованных в г. Москве и г. Ленинграде и проходивших с сентября по октябрь 1954 года. Всего на учебу было вызвано 45 следователей из различных регионов страны, в том числе и из Красноярского края. Генеральный прокурор СССР предложил закрепить их на работе в следственных отделах, обеспечить им необходимые условия для выполнения своих обязанностей, не отвлекать на другую работу. Тогда же началось оборудование и техническое оснащение первых кабинетов криминалистики.

Как правило, на должность прокуроров-криминалистов назначались грамотные следователи, имевшие большой стаж работы, обладающие практическим опытом, пользующиеся авторитетом среди сослуживцев, проявившие себя по службе. Учитывая важность и перспективность для следствия этой должности и ее престижность, с целью повышения ее статуса, процедура назначения требовала обязательного согласования в прокуратуре СССР.

Необходимость введения в штатах органов прокуратуры должностей прокуроров-криминалистов диктовалась временем, бурным развитием техники, появлением новых видов преступлений, использованием преступным миром новых методов и способов совершения преступлений и сокрытия следов. Это диктовалось также последствиями войны, во время которой погибло много опытных следователей, а пришедшие им на смену кадры, не имели достаточных знаний и практического опыта. В этих условиях в 1949 году правительством принимается решение о создании при Прокуратуре СССР Института криминалистики, который начал интенсивно работать.

При некотором сходстве в наименованиях должностей криминалиста в органах внутренних дел и прокурора-криминалиста в органах прокуратуры между ними при осуществлении их деятельности имелись существенные различия. Деятельность экспертов-криминалистов, имеющих узкую специализацию, заключалась в отыскании и изъятии следов и орудий преступления на месте события. Функции же прокурора-криминалиста и его полномочия были намного шире и масштабнее. Во–первых, он был наделен властными полномочиями прокурора (право возбуждать уголовные дела, отменять незаконные постановления, давать письменные указания и т.д.). Во-вторых, принимая участие в осмотрах мест происшествия, он руководил правильной организацией проведения данного следственного действия, применяя свои познания и навыки. В третьих, одной из главных задач прокурора-криминалиста заключалась в обучении следователей и других оперативных сотрудников прокуратуры тактике и методике прокурорско-следственной работы, внедрение в практику новых научно-технических средств и достижений науки.

Эти же основные функции сохранились и по сегодняшний день, несмотря на серьезное реформирование, связанное с созданием вначале Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а затем самостоятельного Следственного комитета Российской Федерации, где также продолжает действовать служба следователей-криминалистов. Время показало значимость службы криминалистики, ее жизнеспособность, и на сегодняшний день она успешно справляется со всеми поставленными перед нею задачами, наполняя содержание своей деятельности внедрением новых научных разработок, созданием собственной экспертной базы.

кто такой прокурор криминалист

Он приехал в Красноярский край в 1948 году по путевке прокуратуры РСФСР после окончания Казанского юридического института. Его назначают на должность народного следователя прокуратуры Рыбинского района. Менее чем через 2 года, с учетом хороших показателей работы, переводят в аппарат прокуратуры Красноярского края старшим следователем.

По решению руководства прокуратуры 30 августа 1954 года Аринушкин Г.П., имея шестилетний практический стаж следственной работы, направляется на 2-х месячные курсы прокуроров-криминалистов в г. Ленинград, откуда возвращается в ноябре 1954 года и приступает к исполнению своих обязанностей в штате следственного отдела в должности прокурора-криминалиста.

кто такой прокурор криминалист

Копия приказа о командировании Аринушкина Г.П. на курсы прокуроров – криминалистов в г. Ленинград

Им создается и оборудуется кабинет криминалистики, начинают проводиться занятия со следователями. Помимо этой работы, ему по –прежнему поручают расследовать уголовные дела и много времени он проводит в командировках по краю.

кто такой прокурор криминалист

Первый кабинет криминалистики прокуратуры края.

Занятие со следователями ведет прокурор-криминалист Аринушкин Г.П. (крайний слева)

В 1957 году, одновременно с исполнением обязанностей прокурора-криминалиста, Аринушкина Г.П. назначают постоянным заместителем начальника следственного отдела краевой прокуратуры.

Архивные материалы (с 1954 по 1961 гг.) свидетельствуют о том, что практически ежемесячно (характер службы прокурора-криминалиста, как и следователей отдела, носил разъездной характер) Аринушкин Г.П. обязательно выезжал в районы края, расследуя уголовные дела или оказывая практическую помощь. В результате его кропотливой работы было раскрыто множество запутанных уголовных дел, установлены виновные лица или истинные события происшедшего. Наряду с этим приходилось заниматься обучением следователей, их подготовкой к самостоятельной работе, с чем он также успешно справлялся.

Примером профессионального подхода к расследованию уголовных дел Аринушкиным Г.П. и оказания действенной практической помощи может служить уголовное дело об убийстве в Октябрьском районе г. Красноярска. Утром 9 марта 1959 года в районное отделение милиции поступило сообщение об обнаружении в своей квартире трупа Райбек М.В. (фамилии граждан, приведенные в статье, изменены) с признаками насильственной смерти. В составе следственной группы на место происшествия был вызван и Аринушкин Г.П. В ходе тщательного осмотра места происшествия установлено, что погибшая была убита путем нанесения удара топором по голове, который найден под ванной, на нем имелись потеки крови. Из квартиры были похищены одежда погибшей, отрезы ткани, золотые кольца и серьги. Обстановка места происшествия свидетельствовала о том, что вероятнее всего преступник был знакомым Райбек М.В. Полученная информация Аринушкиным Г.П. доведена до сведения сотрудников милиции, им было поручено установить круг связей погибшей. На следующий день были получены оперативные данные о том, что несколько месяцев назад в квартире Райбек М.В. проживал Волосов Е.В., снимавший у нее комнату. При вызове на допрос он заявил о том, что не виделся с Райбек М.В. давно, свою причастность к убийству категорически отрицал, ссылался на то, что весь вечер 08 марта 1959 г., т.е. на момент предполагаемого времени убийства, он провел на съемной квартире у своего знакомого Биндарева Б.С. Последний и его жена подтвердили алиби Волосова Е.В. Казалось бы, что следствие зашло в тупик, поскольку проверка других знакомых погибшей также ничего не дала. В этой ситуации Аринушкиным Г.П. было принято оперативное решение о проведении обыска в квартире у Биндаревых. Интуиция не подвела, все похищенное у убитой имущество было найдено, а Биндарев сознался, что поздно вечером 8 марта вещи и ценности к ним домой принес Волосов Е.В., при этом кольцо и отрез материала подарил его жене в честь праздника. Полученные неопровержимые улики позволили добиться признательных показаний от Волосова Е.В. Так, в течение двух суток было раскрыто особо тяжкое преступление.

Еще одним примером принципиального и неординарного подхода к расследованию со стороны Аринушкина Г.П. является уголовное дело о несчастном случае, произошедшем в Шушенском районе. 20 января 1960 года прокуратурой района было возбуждено уголовное дело по факту гибели на охоте от огнестрельного ранения инструктора Шушенского райкома партии Фирсова. О произошедшем в милицию сообщил Черков, который находился на охоте вместе с Фирсовым. Со слов Черкова, в момент выстрела он находился в нескольких десятках метров от Фирсова за кустарником и не видел, что произошло. Подбежав к Фирсову, обнаружил, что он мертвый лежал на снегу, карабин находился рядом, недалеко стояла его лошадь. По заключению судебно-медицинской экспертизы выстрел в Фирсова мог быть произведен с дальнего расстояния. При проведении баллистической экспертизы эксперты пришли к выводу, что карабин погибшего находился в исправном состоянии и при падении на землю из него не могло произойти самопроизвольного выстрела. С учетом выводов экспертиз и точно установленных данных о том, что в районе события никого, кроме Фирсова и Черкова в тот момент не было, первоначально следствием был сделан вывод о причастности к гибели Фирсова Черкова, которому было предъявлено обвинение в убийстве по неосторожности. Сам Черков свою причастность категорически отрицал. Учитывая большой общественный резонанс, которое вызвало данное дело, должностное положение погибшего, а также особую сложность, его расследование было поручено Аринушкину Г.П. Тщательно изучив материалы дела, принимая во внимание доводы Черкова, Аринушкин Г.П. произвел эксгумацию трупа и назначил дополнительную судебно-медицинскую экспертизу, в ходе которой внутри раневого канала были найдено несколько порошинок, что опровергло первоначальные выводы о том, что выстрел произведен с дальнего расстояния и наоборот свидетельствовало о близком выстреле. Проведено несколько следственных экспериментов с карабином погибшего в условиях близких к тем, которые были в момент происшествия, и оказалось, что при низкой температуре в момент падения карабина на землю возможно производство самопроизвольного выстрела. Проверка показаний на месте с участием Черкова, дополнительные допросы свидетелей, изучение и глубокий анализ протокола осмотра места происшествия, схем, фототаблиц позволил сделать Аринушкину Г.П. однозначный вывод о том, что Черков не виновен в гибели Фирсова, в той ситуации имел место факт несчастного случая, в связи с чем уголовное дело было прекращено. Следствием установлено, что Фирсов погиб в результате собственной неосторожности. Следуя верхом на лошади, он нечаянно уронил на землю свой карабин, при этом затвор его не был поставлен на предохранитель. Во время падения карабин прикладом ударился о землю, что вызвало самопроизвольный выстрел и смертельное ранение Фирсова. По результатам расследования прокурором края Аринушкин Г.П. был поощрен. В приказе о поощрении была записана следующая формулировка: «В результате кропотливого собирания и разбора доказательств, вдумчивого подхода к делу, строгого выполнения ст. 14 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и Союзных республик, обязывающих следователя выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, была установлена истина по делу и снято тяжелое обвинение с невиновного человека». Так своевременно была исправлена следственная ошибка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *