кто такой президент узбекистана
Биография Шавката Мирзиеева
Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиеев родился 24 июля 1957 года в Зааминском районе Джизакской области Узбекистана в семье врача.
В 1981 году окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИМСХ, с 2004 года — Ташкентский институт ирригации и мелиорации) по специальности «инженер-механик». Кандидат технических наук.
Трудовую деятельность начал в 1981 году в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, работал младшим научным сотрудником, старшим преподавателем, доцентом, проректором по учебной работе.
В 1990 году был избран депутатом Верховного совета Узбекистана, был председателем Мандатной комиссии.
В 1992 году назначен хокимом (главой администрации) Мирзо-Улугбекского района города Ташкента.
В 1996-2001 годах работал в должности хокима Джизакской области, в 2001-2003 годах — хокимом Самаркандской области.
Работая в органах исполнительной власти, одновременно в 1995-2003 годах был депутатом Олий Мажлиса (парламента) Республики Узбекистан.
В декабре 2003 года Олий Мажлис утвердил Мирзиеева в должности премьер-министра Республики Узбекистан, его кандидатура была предложена президентом республики Исламом Каримовым. Затем еще трижды — в 2005, 2010, 2015 годах — утверждался на этот пост палатами Олий Мажлиса.
8 сентября 2016 года на основании совместного постановления Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, принятого на совместном заседании палат парламента, на премьер-министра Шавката Мирзиеева было временно возложено исполнение обязанностей и полномочий президента страны.
19 октября Либерально-демократическая партия Узбекистана утвердила кандидатуру Шавката Мирзиеева для участия в выборах главы государства.
По итогам выборов президента Узбекистана, прошедших 4 декабря 2016 года, Шавкат Мирзиеев избран президентом Республики Узбекистан, набрав 88,61% голосов избирателей.
Официально вступил в должность 14 декабря 2016 года.
Награжден орденами «Мехнат шухрати» («Трудовая слава») и «Фидокорона хизматлари учун» («За самоотверженную службу»).
Шавкат Мирзиеев женат, у него есть две дочери и сын.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Шавкат Мирзиёев
Президент Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев — узбекский государственный и политический деятель. В сентябре 2016 года, после 13-ти лет пребывания на посту премьер-министра, Шавкат Мирзиёев был назначен исполняющим обязанности президента Республики Узбекистан. По итогам президентских выборов от 4 декабря 2016 года стал новым президентом Узбекистана, в 2021 году переизбран. Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Республики Узбекистан.
Ранние годы и образование Шавката Мирзиёева
Шавкат Миромонович Мирзиёев родился 24 июля 1957 года в Зааминском районе Джизакской области Узбекской ССР.
Отец — Миромон Мирзиёев — врач-фтизиатр.
Мать — Марифат Мирзиёева — работала медсестрой в туберкулезном диспансере. Она случайно заразилась туберкулезом и рано умерла.
Трое детей — Шавкат и две его родные сестры — остались без матери. После смерти жены глава семейства познакомился с другой женщиной, татаркой по национальности. Таким образом, у Мирзиёева появились мачеха и сводные сестра и брат.
Получив аттестат зрелости, Шавкат поступил в Ташкентский институт ирригации и мелиорации сельского хозяйства. В 1981 году Мирзиёев стал инженером-мелиоратором. Эта профессия была очень важной для безводного Узбекистана. Огромные посевные площади хлопка требовали воды. Шавкат Мирзиёев написал научный труд на тему «Модель взаимодействия пневмашины с почвой в поливной борозде».
Карьера Шавката Мирзиёева
Еще в институте Мирзиёев был комсомольским активистом (секретарь, парторг при университете). А после окончания обучения остался в родном институте в качестве младшего сотрудника, затем старшего преподавателя, а потом и проректора с ученой степенью.
Шавкат Миромонович совмещал научную деятельность с работой на сельскохозяйственных предприятиях.
Шавкат Мирзиёев в политике
Через 10 лет после окончания института, то есть в 1991 году Мирзиёева назначили хокимом, — главой администрации Мирзо-Улугбекского района Ташкента. Также его избрали депутатом Верховного Совета республики. В этой должности Шавкат Миромонович работал пять лет, пока не возглавил администрацию родной Джизакской области, став параллельно депутатом Верховного Собрания республики от Бахмальского округа (1999−2004).
На посту главы Джизакской области Мирзиёев пробыл 5 лет. После его назначили на должность хокима уже Самаркандской области (2001−2003), вотчины президента Каримова.
Как сообщается в биографии Мирзиёева в Википедии, 12 декабря 2003 года Верховное собрание Узбекистана назначило Шавката премьер-министром республики. На эту должность его рекомендовал действующий на тот момент президент Ислам Каримов. Уже на следующий год была создана подконтрольная Шавкату Мирзиёеву Либерально-демократическая партия, в 2005 году получившая большинство на парламентских выборах. Мирзиёев числился в ней членом политического совета, что позволило ему в том же году сохранить кресло премьер-министра — новый парламент проголосовал за его кандидатуру.
Как премьер-министр (и как специалист в сельском хозяйстве) Шавкат Мирзиёев лично контролировал сельскохозяйственный сектор страны, курировал выполнение производственных планов по хлопку и зерну. Через пять лет, в начале 2010 года, он был снова назначен на ту же должность благодаря протекции президента Каримова.
Таким образом, на протяжении двенадцати лет, вплоть до смерти президента Ислама Каримова в сентябре 2016 года, Шавкат Мирзиёев был бессменным премьером Узбекистана.
Спустя неделю после смерти Каримова парламент в обход Конституции утвердил и назначил Мирзиёева исполняющим обязанности президента. Вскоре он был выдвинут в кандидаты на досрочные президентские выборы, которые были назначены на 4 декабря 2016 года.
Шавкат Мирзиёев небезосновательно считался ключевым претендентом на должность президента Узбекистана. За долгие годы, проведенные в кресле премьер-министра, он стал компромиссной фигурой для всех властных кланов. Его поддерживали главы силовых ведомств, в частности, председатель государственной СНБ Рустам Иноятов, входивший в ближний круг бывшего президента Каримова. Принимая должность исполняющего обязанности президента, Шавкат Мирзиеев пообещал продолжить намеченный Исламом Каримовым курс. Одним из первых шагов Шавката стало создание виртуальной приемной для граждан Узбекистана, что походило на начало предвыборной кампании кандидата. Кроме того, у политика появилась страница в Facebook, публично освещающая его деятельность на посту и.о. президента.
5 декабря 2016 года были подведены итоги состоявшихся накануне выборов президента Республики Узбекистан. Шавкат Мирзиёев с 88,62% голосов избирателей одержал победу. Инаугурация Мирзияева состоялась 14 декабря.
Главной интригой сразу после выборов стало назначение нового премьер-министра Узбекистана. Им стал Абдулла Арипов, который ранее занимал пост вице-премьера, однако в 2012 году из-за громкого дела о коррупции был снят с поста. Впоследствии обвинения были сняты. Новоиспеченный президент поручил комиссии во главе с Ариповым заняться созданием т.н. народных приемных для открытого диалога с населением.
Сразу Мирзиёев провел кадровые перестановки в регионах, которые, как полагали СМИ, должны были обеспечить формальный характер грядущих выборов. Он также предпринял ряд серьезных шагов по восстановлению стратегических отношений с соседями: Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Тем не менее, многие аспекты политической жизни не поменялись с новым правителем. В Узбекистане по-прежнему заблокирована деятельность оппозиционных СМИ, всё также нарушались гражданские права граждан, в частности по-прежнему действовала «выездная виза» для выезда за границу и продолжались принудительные работы населения на хлопковых полях.
Во время правления Шавката Мирзиёева непотизм достиг небывалых высот, отмечают критики президента. Но при Мирзиееве были приняты меры против роскошных свадеб.
Википедия сообщает, что с 2017 года в некоторых мечетях (в том числе в мечети Ташкента) был разрешен азан (призыв к обязательной молитве). Разрешено участвовать в религиозных обрядах несовершеннолетним.
В 2018 году власти Узбекистана увеличили число разрешений для паломников, отправляющихся в хадж. С 1992 по 2016 годы из Узбекистана ежегодно разрешалось выезжать 5200 чел.
Сняли ограничения и снизили цены на умру — малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также Запретной мечети, в частности.
Была проведена ликвидация должностей представителей республиканской Службы государственной безопасности Узбекистана при Духовном управлении мусульман Узбекистана, его структурных подразделениях, мечетях.
Также при Мирзиёеве резко сократилось число лиц, включенных в списки за связь с экстремистскими организациями — нахождение в списке накладывало на его фигуранта определенные ограничения. К 2018 году из списков исключили около 18 тысяч человек. В списках осталось менее тысячи человек.
В результате при Мирзиёеве увеличилось количество мечетей, а число заключенных по религиозным мотивам сократилось. В 2016—2017 годах число заключенных за экстремистскую и незаконную религиозную деятельность в Узбекистане уменьшилось с 13,5 тыс. до 7 тыс. чел. Число мечетей достигло 2042 — максимального числа с 1998 года.
Осенью 2021 года действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев победил на выборах главы государства. По результатам подсчета 100% бюллетеней он набрал 80,12% голосов, сообщил председатель ЦИКа Зайниддин Низамходжаев.
Отношения Шавката Мирзиёева с Россией
6 сентября 2016 года Владимир Путин прибыл в Самарканд, чтобы почтить память ушедшего из жизни первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Российский лидер возложил цветы к месту захоронения, встретился с родственниками покойного и выразил им соболезнования.
Узбекистан намерен развивать и укреплять союзнические отношения с Россией. Об этом заявил Шавкат Мирзиёев на встрече с российским лидером.
«Я думаю, и все это знают, что у нас и Ислам Абдуганиевич говорил всегда, и мы это будем продолжать, что с Российской Федерацией у нас отношения, внешнеполитическая деятельность совершенно стратегическая. Мы это будем продолжать развивать», — сказал Мирзиёев, добавив, что тот «мост», который Путиным и Каримовым долгие годы выстраивался, будет укрепляться.
Мирзиеев отметил, что приезд главы российского государства в Самарканд о многом говорит, в первую очередь об отношении к узбекскому народу. «Это то плечо настоящего друга, когда для нас, для республики тяжелое время, мы скорбим о нашем первом президенте Исламе Абдуганиевиче», — сказал он.
Личная жизнь Шавката Мирзиёева
Известно, что после института Мирзиёев женился на дочери одного из министров Узбекистана. Супруга — Зироат Махмудовна Мирзиёева (Хошимова) — по образованию инженер-экономист, родилась в Коканде, Ферганская область.
Шавкат Мирзияев
Имя: Шавкат Мирзияев (Shavkat Mirziyoyev)
Отчество: Миромонович
День рождения: 24 июля 1957 (64 года)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: Джизакская область, Узбекистан
Вес: 75 кг
Карьера: политик, президент Республики Узбекистан
Фото: Шавкат Мирзияев
Биография Шавката Мирзияева
Ранние годы
Родился Шавкат Миромонович Мирзияев в семье медиков. В переводе с татарского его имя означает «власть», «могущество», с узбекского – «доброта». Отец Шавката, выходец из таджикского кишлака Яхтан, в раннем детстве вынужден был переехать в Зааминский район Джизаксой области Узбекистана, где впоследствии занял должность главного врача в местном туберкулезном диспансере. Его супруга, мать Мирзияева, работавшая в этой же больнице медсестрой, случайно заразилась туберкулезом и рано умерла. Трое детей – Шавкат и две его родные сестры – остались без матери. После смерти жены глава семейства познакомился с другой женщиной, татаркой по национальности. Таким образом у Мирзияева появились мачеха и сводные сестра и брат.
В 1981 году Мирзияев получил диплом инженера-мелиоратора в Ташкентском институте ирригации и мелиорации. В советское время эта профессия была едва ли не самой актуальной в славящимся колоссальными посевными площадями хлопка Узбекистане. Будущий политик был комсомольским активистом (секретарь, парторг при университете), написал научный труд на тему «Модель взаимодействия пневмашины с почвой в поливной борозде». После окончания обучения Мирзияев остался в альма-матер в качестве младшего сотрудника, затем старшего преподавателя, а потом и проректора с ученой степенью. Совмещал научную деятельность с работой на сельскохозяйственных предприятиях.
Политическая карьера
Спустя пять лет Шавкат Мирзияев вновь был выдвинут на должность премьер-министра. Таким образом, на протяжении двенадцати лет, вплоть до смерти президента Ислама Каримова в сентябре 2016 года, Шавкат Мирзияев был бессменным премьером Узбекистана. Организацией похорон бывшего президента, как и приемом иностранных делегаций, занимался также он. Спустя неделю после смерти Каримова парламент в обход Конституции утвердил и назначил Мирзияева исполняющим обязанности президента. Вскоре он был выдвинут в кандидаты на досрочные президентские выборы, которые были назначены на 4 декабря 2016 года.
Шавкат Мирзияев небезосновательно считался ключевым претендентом на должность президента Узбекистана. За долгие годы, проведенные в кресле премьер-министра, он стал компромиссной фигурой для всех властных кланов. Его поддерживают главы силовых ведомств, в частности, председатель государственной СНБ Рустам Иноятов, входивший в ближний круг бывшего президента Каримова.
Принимая должность исполняющего обязанности президента, Шавкат Мирзияев пообещал продолжить намеченный Исламом Каримовым курс. Одним из первых шагов Шавката стало создание виртуальной приемной для граждан Узбекистана, что походило на начало предвыборной кампании кандидата. Кроме того, у политика появилась страница в Facebook, публично освещающая его деятельность на посту и.о. президента.
В короткий срок Мирзияевым были проведены кадровые перестановки в регионах, которые, как полагал ряд СМИ, должны были обеспечить формальный характер грядущих выборов. Он также предпринял ряд серьезных шагов по восстановлению стратегических отношений с соседями: Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
Тем не менее, многие аспекты политической жизни не поменялись с новым правителем. В Узбекистане по-прежнему заблокирована деятельность оппозиционных СМИ, всё также нарушаются гражданские права граждан, в частности по-прежнему действует «выездная виза» для выезда за границу и продолжаются принудительные работы населения на хлопковых полях.
Личная жизнь Шавката Мирзияева
Шавкат Мирзияев сейчас
Главной интригой сразу после выборов стало назначение нового премьер-министра Узбекистана. Им стал Абдулла Арипов, который ранее занимал пост вице-премьера, однако в 2012 году из-за громкого дела о коррупции был снят с поста. Впоследствии обвинения были сняты.
Новоиспеченный президент поручил комиссии во главе с Ариповым заняться созданием т.н. народных приемных для открытого диалога с населением.
«Пять лет без страха»: эксперт оценил итоги правления Мирзиёева
Самых больших успехов удалось добиться в проведении политических реформ
В Узбекистане 24 октября состоятся президентские выборы. Фаворитом предвыборной гонки является действующий глава государства Шавкат Мирзиеев. По его словам, за первую пятилетку ему удалось поднять доходы населения на 28%. Гордится он и развитием демократии в Узбекистане. Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиер Эргашев рассказал «МК», как за 5 лет изменился Узбекистан, и что еще предстоит сделать.
— В общении с жителями Узбекистана я часто слышу, что за 5 лет у них изменилось ощущение политической ситуации в стране, в частности, ушел в прошлое параноидальный страх, как они выражаются. Это действительно так?
— Вопрос сложный, но мне кажется, что 95% населения Узбекистана, то есть люди, которые работают на полях, заняты в производстве вряд ли испытывали атмосферу страха при Исламе Каримове. Они спокойно жили, работали, кормили свои семьи… Но есть определенная группа политически мотивированных людей, вот они действительно могли испытывать на себе определенное давление. Вряд ли стоит выдавать их ощущения за настроения по всей стране, потому что они представляли абсолютное меньшинство.
— Сейчас такого уже нет?
— Ну всегда найдется несколько процентов, которые даже сейчас будут испытывать определенные ограничения, страх и так далее. Особенно это свойственно экзальтированным людям, которым хотелось бы заниматься политикой, но так, чтобы политическая борьба не доставляла им никакого дискомфорта.
Я с 1995 года работал в сфере прикладного политического анализа в правительственных политических структурах, с 2017 года стал создателем и руководителем3 первого в Узбекистане частного независимого аналитического центра… И исходя из моего опыта, атмосферы страха, если она и была, стало гораздо меньше. Президенту Мирзиееву удалось снять этот флер вседозволенности для спецслужб и правоохранительных органов. Одним из главных результатов его политических реформ за последние 5 лет стала как раз реформа силовых ведомств. Их функции и полномочия были ограничены и стали более четкими, прозрачными.
Например, теперь допросы можно проводить только в тех камерах, где есть видеонаблюдение. Проводится очень серьезная борьба с применением мер физического воздействия в ходе следствия. Есть реальная работа в этом направлении и есть реальные результаты.
— Правоохранительные органы сопротивлялись таким реформам?
— Конечно, кто захочет терять свои функции и полномочия, которые к тому же были очень слабо отрегулированы в законодательстве? Противодействие реформам оказывалось очень большое, но в публичную плоскость ничего не выплескивалось. Во многом это следствие сложившихся традиций политической культуры Узбекистана, в рамках которой внутриэлитные противостояния принято оставлять под ковром. Нужно приложить еще очень много сил для того, чтобы обеспечить этим процессам большую публичность.
— Как за 5 лет изменилась ситуация со свободой слова в Узбекистане?
— Вообще, из всех реформ президента Узбекистана Мирзиеева лучше всего удались именно политические преобразования. Экономические реформы, которые призваны обеспечить переход от импортозамещающего развития к экспортоориентированной модели роста, еще сложно оценить, так как реального и качественного поворота пока не случилось. Например, до сих пор в нашем экспорте все еще преобладает сырье…
Совсем иначе выглядит ситуация в политической части реформ. Мирзиееву удалось разрушить ту стену, которая возникла в последние годы правления Каримова между государством и обществом. У людей практически не было возможности влиять на органы государственной власти. Первым делом Мирзиеев открыл знаменитые приемные президента, куда любой мог пожаловаться на свои проблемы, а дальше включался механизм оперативного реагирования на эти обращения органов государственной власти. С обязательным отчетом о результатах реагирования. Но при этом все понимают, что эффективные каналы взаимодействия общества и государства находятся в процессе формирования и совершенствования.
Важнейшим направлением политических реформ счали и серьезные изменения в сфере обеспечения свободы слова в Узбекистане. И на сегодня можно констатировать, что в стране нет ни одной темы, которую нельзя было бы публично обсуждать и критиковать: коррупция в органах государственной власти, кланово-земляческие связи, экономические проблемы… Нет никаких табу, особенно в сфере оценки деятельности органов государственной власти на районном и городском уровне. Но опыт реформ последних лет в этой сфере показывает, что существует проблема низкого уровня профессионализма в условиях свободы слова. Появилось очень много интернет-изданий, которые специализируются на недостаточно профессиональной критике властей.
За последние 3 года в Узбекистане возник и активно развивается феномен блогерства. До этого блогеров, специализирующихся на общественно-политической тематике, здесь вообще не было. Но оказалось, что их появление – это не смертельно. Другое дело, что эти люди пока еще не нашли своего места в информационной системе общества, для значительной их части характерен истерично – эмоциональный, а не объективно- рациональный подход, основанный на анализе фактов и доказательств.
В целом, Узбекистан в этом плане пережил самые настоящие революционные изменения.
— Про экономику вы уже обмолвились, но все-таки, спустя 5 лет можно увидеть разницу между тем, как живут люди сейчас и тогда?
— Последние годы президентства Ислама Каримова экономика показывала, что потенциал импортозамещающей модели развития Узбекистана исчерпан. На первом этапе независимости эта стратегия была прогрессивным явлением. В частности, благодаря ей снижение ВВП страны относительно 1991 года (наряду с Белоруссией) было наименьшим по сравнению с другими бывшими советскими республиками. При этом, в рамках данной модели удалось создать новые отрасли экономики: автомобилестроение, газо- и нефтехимию и так далее.
Но в последние годы правления прежнего президента стало ясно, что такая модель экономического роста имеет свои пределы. И исходя из этого в 2016 году начались первые реформы в экономике, направленные на отход от импортозамещающей модели и переход на рельсы экспортоориентированного развития. Уже в октябре 2016 года, когда Мирзиёев был еще и.о. президента, одним из первых решений был отказ от системы обязательной продажи валюты экспортерами по фиксированному курсу. И этот курс был продолжен в последующие годы. Я лично считаю, что Узбекистану повезло, что к моменту исчерпания потенциала прежней модели экономического роста пришло новое руководство страны, которое начало реализацию другой модели экономики.
С другой стороны, есть серьезные вопросы к реализуемой стратегии экономических реформ. В частности, с 2016 года Узбекистан увеличил свой внешний долг больше чем в 2 раза…
— А кредиты берутся на какие-то нужные вещи, или можно было бы обойтись и без них?
— Кредиты очень разные. Например, нужно привлекать иностранные инвестиции на модернизацию крупных предприятий и других объектов, которые способны стать локомотивами экономического роста Узбекистана. Но определенная часть внешних заимствований направляется на инфраструктуру, и мне кажется, что в этом есть некоторые элементы популизма.
— От жителей Казахстана часто слышу, что их власти переживают из-за конкуренции с Узбекистаном за лидерство в Центральной Азии. Как думаете, есть такое соревнование, и насколько близок Ташкент к победе?
— Если вы посмотрите СМИ и социальные сети Узбекистана, вы почти не найдете публикаций и высказываний относительно конкуренции с Казахстаном за лидерство. Все эти вопросы обсуждают в подавляющем большинстве в Казахстане. Там каждый шаг Узбекистана рассматривают с этой точки зрения. Мне кажется, что это результат провинциализма мышления и какого-то комплекса неполноценности.
Сейчас, по официальным данным, ВВП Казахстана почти в 2 раза больше, чем ВВП Узбекистана. О какой конкуренции в данном случае может идти речь? Узбекистану нужно решать свои проблемы, идти вперед, реализовывать реформы и развиваться. Ташкенту не до склок вокруг регионального лидерства.
При этом у Казахстана и Узбекистана нет ни одной отрасли, которые конкурировали бы между собой. Наши экономики взаимно дополняют друг друга. Казахстан имеет огромное преимущество в поставках зерна и муки, а у нас есть хлопок и фрукты, ну и почему нам нельзя торговать этим друг с другом? Казахстан добывает 40% урана в мире, а Узбекистана 5%. Если мы объединимся в каком-то формате в этом вопросе, то получим почти половину производства урана на планете. И таких сфер на самом деле много.
— В сентябре Мирзиеев решил реабилитировать тех, кто был репрессирован в годы Советского Союза. В частности, в списке оказался Ибрагимбек – крупнейший лидер басмачей. С чем было связано такое решение?
— Во-первых, нет никаких сомнений, что в Узбекистане, как в части Туркестана и неотъемлемой части СССР, проводились политические репрессии в первой трети 20 века. Они были направлены на подавление той части национальной интеллигенции, которая выступала с позиций развития национальной культуры, литературы, языка, формирования собственной государственности.
Идеи этих людей были противоположны тому, что осуществляли большевики. Они вступили в политическую борьбу с коммунистами и проиграли. Проигравших убили – так были разрешены политические разногласия. Я с таким методом решения политических разногласий не согласен и как гражданин Узбекистана полностью поддерживаю решение о реабилитации представителей интеллигенции, которые выступали за формирование новой суверенной узбекской (шире- туркестанской) государственности, развитие национального языка, литературы и культуры. Для меня это патриоты, джадиды, они были прогрессистами и сторонниками модернизации страны.
Тем не менее, меня возмущает, что реабилитацию превращают в инструмент политической конъюнктуры. Я никогда не соглашусь с тем, что человек, который был осужден за убийство милиционеров, разрушение колхозов и совхозов, ограбление магазинов, поджоги и так далее, должен быть реабилитирован. Меня беспокоит, что это было сделано по примитивному признаку: оказалось, что в его деле отсутствуют документы следствия и решения суда.
В один ряд с благородными людьми, которыми являлись джадиды, нам предлагают поставить Ибрагимбека, который выступал против модернизации страны, против новых школ, больниц, эмансипации женщин и так далее.
— Должны же были быть какие-то идеологические или политические основания под этим решением?
— Политика антисоветизма началась в Узбекистане еще в 1991 году и продолжается до сих пор. Где-то она утихает, где-то поднимается… Я думаю, что реабилитация Ибрагимбека – это часть большого плана по отрицанию советского прошлого. Не важно, что ты убийца и главарь банды, главное, что ты боролся против советской власти.
— А в ЕАЭС Узбекистан собирается вступать? Все-таки он уже почти год в статусе наблюдателя.
Убежден, что наиболее приемлемый вариант, это когда формируется очень плотная ткань экономического взаимодействия. Например, сегодня мы наблюдаем вход российского капитала в узбекистанские проекты модернизации предприятий и отраслей. Это вообще новое качество нашего взаимодействия. На предыдущем этапе экономическое взаимодействие в основном представляло собой только экспорт и импорт товаров, но не капиталов.
Решение Узбекистана стать наблюдателем в ЕАЭС было очень серьезным шагом для республики. Это является показателем того, что путь в ЕАЭС является магистральным для страны, но мы будем проходить его эволюционно. В статусе наблюдателя Узбекистан может оставаться несколько лет, а затем надо будет принимать решение.
— Как думаете, на ближайших выборах президента Узбекистана у Мирзиеева есть реальные конкуренты?
— У нынешнего президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, который является одним из 5 кандидатов на этот пост, на ближайших выборах, нет реальных конкурентов. Дело не только в том, что он является президентом. Он, в отличие от других кандидатов, предложил обществу реальную программу реформ, и общество ее приняло. Где-то у него получается хорошо, где-то похуже, н Мирзиеев продолжает выполнять свой план.
У других кандидатов ничего подобного нет. Их программы – это набор благостных пожеланий, которые к тому же во многом повторяют друг друга. Эти тексты не являются долгосрочными или стратегическими. Даже если что-то большое предлагается, под этим нет реального механизма действий.
— Вообще за 5 лет политическая конкуренция в Узбекистане выросла?
Происходит кристаллизация электорального поля. В стране всегда было значительное количество людей, которым все равно за кого голосовать, но последние парламентские выборы и предстоящие президентские показывают, что сторонники, например, партии «Миллий Тикланиш» никогда не будут голосовать за НДПУ и наоборот. Еще 10 лет назад почти все партии Узбекистана можно было назвать псевдоцентристскими, и они мало чем отличались друг от друга. Но теперь они все четче противопоставляют себя друг другу, обретая собственное лицо.
— Но на президентских выборах у Мирзиеева все равно нет конкурентов?
— Да, партии ещё не доросли… Пока они не имеют потенциала по подготовке серьезных стратегических программных документов, которые можно предложить обществу.