кто такой представитель партии
Статья 38. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений
4. Списки уполномоченных представителей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по установленной ею форме. В списках указываются сведения об уполномоченных представителях, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, номер телефона каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей регионального отделения политической партии по финансовым вопросам также сведения о том, что они являются соответствующими уполномоченными представителями по финансовым вопросам, и объем их полномочий. К списку прилагается письменное заявление каждого из перечисленных в данном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем. С 1 июня 2015 года списки уполномоченных представителей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, на бумажном носителе и текст заявления уполномоченного представителя о согласии осуществлять указанную деятельность изготавливаются с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения порядка регистрации уполномоченных представителей кандидатов, политических партий, региональных отделений политических партий по финансовым вопросам при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 27 апреля 2016 г. N 5/41-7
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в часть 8 статьи 38 внесены изменения
9. Уполномоченные представители, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в часть 10 статьи 38 внесены изменения
11. Уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, имеет право получить в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.
Кто такой представитель партии
Статья 32. Уполномоченные представители политической партии
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах Президента Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Уполномоченные представители политической партии назначаются решением съезда политической партии либо решением органа, уполномоченного на то съездом политической партии.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Уполномоченные представители политической партии подлежат регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Уполномоченные представители политической партии не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их назначения и истекает в момент утраты статуса кандидатом, выдвинутым данной политической партией, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Политическая партия по решению уполномоченного на то органа соответствующей политической партии вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя политической партии, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
BzBook.ru
Каковы основные права и обязанности уполномоченного представителя политической партии.
В чем особенности статуса уполномоченного представителя партии по финансовым вопросам.
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствует дефиниция понятия «уполномоченный представитель политической партии», четко не определены его права и обязанности, за исключением отдельных упоминаний: он(она) вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии, получать копии протокола и ведомостей проверки подписей избирателей и некоторые другие.
Поэтому, реализуя положения пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о праве дополнять гарантии избирательных прав другими законами, законодатели (как федеральные, так и региональные) более детально прописывают права и обязанности уполномоченных представителей политических партий в законах, регулирующих конкретные выборы.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия уполномоченного представителя политической партии устанавливаются решением о его назначении. Политическая партия может предоставить уполномоченному представителю полномочия представлять ее(его) по всем либо по конкретным вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Государственной Думы.
Уполномоченные представители политической партии могут осуществлять следующие полномочия:
– представление в ПИК России федерального списка кандидатов и иных документов, которые должны быть представлены одновременно с ним;
– получение в ПИК России заверенной копии федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, мотивированного решения об отказе в ее выдаче;
– удостоверение подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, подписание протокола об итогах сбора подписей избирателей;
– представление в ПИК России документов для регистрации федерального списка кандидатов;
– получение в ЦИК России копии протокола рабочей группы по проверке подписей избирателей;
– получение в избирательных комиссиях субъектов РФ списков ТИК и УИК с указанием их адресов и телефонов, адресов помещений для голосования.
Кроме того, уполномоченный представитель вправе:
– присутствовать на всех заседаниях любой избирательной комиссии;
– присутствовать при осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования от имени кандидатов, выдвинутых в составе федерального списка кандидатов;
– осуществлять предвыборную агитацию, в том числе использовать бесплатное эфирное время, предоставленное организациями телерадиовещания политической партии, включая участие в дискуссиях, круглых столах, иных совместных агитационных материалах;
– находиться в помещении для голосования в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей;
– наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
– наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей;
– присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Уполномоченный представитель не вправе:
– осуществлять подкуп избирателей, то есть вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать при проведении предвыборной агитации на избирателей, обещая передать им денежные средства, ценные бумаги и другие материальные блага (в том числе по итогам голосования), а также оказать услуги иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления; обращаться с просьбой или поручением о совершении указанных деяний к другим лицам;
– при проведении предвыборной агитации осуществлять злоупотребление свободой массовой информации, то есть допускать в процессе предвыборной агитации призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны, проводить агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации, в том числе агитацию, нарушающую законодательство об интеллектуальной собственности;
– использовать преимущества должностного или служебного положения[125]:
– предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании, а также обращаться с просьбой или поручением о совершении таких действий к другим физическим и юридическим лицам; такие действия запрещено предпринимать также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются уполномоченные представители.
В числе своих уполномоченных представителей политическая партия обязана назначить и зарегистрировать уполномоченных представителей по финансовым вопросам (только после этого возможно создание избирательных фондов)[126], а также по предложениям своих региональных отделений – уполномоченных представителей региональных отделений по финансовым вопросам. Основная особенность таких уполномоченных представителей заключается в том, что только они вправе распоряжаться средствами избирательного фонда политической партии, заключать договоры и осуществлять иные действия, связанные с финансированием избирательной кампании политической партии.
В каком порядке в избирательном бюллетене размещаются наименования политических партий, участвующих в выборах, и фамилии кандидатов, выдвинутых партиями
СОГЛАСНО ПУНКТУ 6 СТАТЬИ 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наименования политических партий, участвующих в выборах, размещаются в бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой. Если бы партии размещались в бюллетени в алфавитном порядке, как кандидаты, то большинство названий партий в России начиналось бы на букву «А»[127].
Жеребьевка проводится избирательной комиссией, организующей выборы. Порядок проведения такой жеребьевки устанавливается самостоятельно избирательной комиссией, организующей выборы. Применительно к данной процедуре закон не устанавливает даже общих правил, оставляя этот вопрос исключительно на усмотрение организующей выборы избирательной комиссии.
При утверждении порядка проведения жеребьевки и непосредственно при ее проведении должны соблюдаться принципы избирательного права. В частности, жеребьевка должна проходить открыто и гласно, о ее проведении должны быть извещены участники жеребьевки.
Фамилии кандидатов размешаются в избирательном бюллетене в алфавитном порядке[128]. Порядок выдвижения кандидатов (выдвижение политической партией или самовыдвижение) на порядке размещения фамилий кандидатов в избирательном бюллетене не отражается.
В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации списка кандидатов после изготовления бюллетеней участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов.
Может ли политическая партия в период выборов сменить свое наименование либо символику.
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 7 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе партии и которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размешаются вместе с кратким наименованием избирательного объединения символы избирательных объединений (в одноцветном исполнении). Однако в законе, регламентирующем конкретные выборы, могут быть конкретизированы символы избирательных объединений, размещаемые в бюллетенях. Так, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» зафиксировано, что в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, помещаются краткие наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также эмблемы этих политических партий (если они были представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации) в одноцветном исполнении.
Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе политической партии. Избирательное объединение вправе представить в избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в уставе[129].
Изменение наименования и эмблемы политической партии после их представления в соответствующую избирательную комиссию не допускается[130].
Иная символика политической партии (например, флаг, гимн) может меняться, но она не используется в избирательной документации, а может применяться в агитационных целях.
При каких обстоятельствах партия может отказаться от дальнейшего участия в выборах.
ПАРТИЯ СЧИТАЕТСЯ УЧАСТВУЮЩЕЙ в выборах в случаях выдвижения и регистрации списка кандидатов или кандидата на выборах различного уровня[131].
Право отказаться от участия в выборах основано на принципе добровольного участия граждан в выборах. Вместе с тем политическая партия является юридическим лицом со специальной право-субъектностью, и отказ от участия в выборах может привести к негативным последствиям для партии.
Федеральное законодательство о выборах предусматривает право политических партий отказаться от дальнейшего участия в выборах, отозвав список кандидатов либо кандидата, выдвинутого партией. В этом случае решение избирательной комиссии орегистрации списка кандидатов или кандидата аннулируется.
Орган политической партии, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу (списка кандидатов), вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного) отозвать выдвинутый им список кандидатов и кандидата, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию[132]. Указанное заявление не подлежит отзыву.
Если кандидат выдвинут не по единому, а по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, то его вправе отозвать другой орган (не обязательно тот, который выдвинул) в соответствии с уставом партии.
Избирательный процесс – это сфера публичных отношений. Поэтому усмотрение субъектов ограничено публичными интересами, а определенные действия политической партии могут повлечь негативные последствия.
Во-первых, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в связи с тем, что избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата (зарегистрированный список кандидатов), все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого избирательного объединения.
Во-вторых, избирательный залог (если список зарегистрирован на основании избирательного залога) перечисляется в доход соответствующего бюджета.
В-третьих, политическая партия может быть не признана участвующей в выборах, что в свою очередь может привести к ликвидации политической партии в соответствии с положениями Федерального закона «О политических партиях».
Кто такой представитель партии
Статья 38. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений
4. Списки уполномоченных представителей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по установленной ею форме. В списках указываются сведения об уполномоченных представителях, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, номер телефона каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей регионального отделения политической партии по финансовым вопросам также сведения о том, что они являются соответствующими уполномоченными представителями по финансовым вопросам, и объем их полномочий. К списку прилагается письменное заявление каждого из перечисленных в данном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем. С 1 июня 2015 года списки уполномоченных представителей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, на бумажном носителе и текст заявления уполномоченного представителя о согласии осуществлять указанную деятельность изготавливаются с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Уполномоченные представители, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, имеет право получить в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.
Кто такой представитель партии
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПАРТИИ
По всем вопросам, связанным с участием партии в выборах, ее интересы представляют уполномоченные представители, в т. ч. уполномоченные представители по финансовым вопросам.
При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии.
В составе избирательных комиссий партии, принимающие участие в выборах, могут быть представлены членами таких комиссий с правом совещательного и с правом решающего голоса.
Партия вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в комиссию, регистрирующую список кандидатов – со дня представления документов для регистрации списка кандидатов, а после регистрации списка – и во все нижестоящие избирательные комиссии.
Для этого партия представляет соответствующее заявление непосредственно в избирательную комиссию, в которую назначается ее представитель. Заявление оформляется решением органа, уполномоченного уставом партии. В избирательную комиссию необходимо также представить заявление лица, назначаемого ее членом с правом совещательного голоса, о его согласии на осуществление такой деятельности.
Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены:
› лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
› граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
› депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
› выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, судьи, прокуроры, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;
› граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными;
› работники аппаратов комиссий, члены избирательной комиссии с правом решающего голоса;
› доверенные лица кандидатов, избирательных объединений.
Любая политическая партия может вносить предложения по кандидатурам членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Указанные предложения вносятся в соответствующий орган, формирующий комиссии (часть состава комиссии), в период приема предложений по составу комиссий, установленный законом.
Политическая партия, допущенная по результатам выборов к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, при формировании соответствующих региональных и нижестоящих избирательных комиссий имеет право на назначение своего представителя в их состав – членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В каждую избирательную комиссию от одной политической партии может быть назначено не более одного члена с правом решающего голоса.
Деятельность уполномоченных представителей партии, их права и обязанности четко регламентированы законодательством. При этом объем полномочий каждого ее отдельного представителя (в пределах, разрешенных законодательством) партия определяет самостоятельно.
На выборах депутатов политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, имеет право назначить представителей, уполномоченных в соответствии с законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах (в том числе уполномоченных по финансовым вопросам, имеющих особые права и особый статус). Численность уполномоченных представителей определяется соответствующим законом (на выборах в Государственную Думу – не более 500 представителей). Политическая партия по решению ее уполномоченного на то органа вправе в любое время прекратить полномочия назначенного ею уполномоченного представителя, направив копию решения в избирательную комиссию.
Детально права и обязанности уполномоченных представителей политических партий определяются в законах, регулирующих выборы соответствующего уровня. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уполномоченный представитель вправе:
› присутствовать на всех заседаниях любой избирательной комиссии;
› присутствовать при осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования;
› выступать от имени кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов;
› осуществлять предвыборную агитацию, в т. ч. использовать бесплатное эфирное время, предоставленное политической партии организациями телерадиовещания, включая участие в дискуссиях, «круглых столах», иных совместных агитационных материалах;
› находиться в помещении для голосования в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей;
› наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
› наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей;
› получать заверенную копию протокола об итогах голосования в участковой избирательной комиссии;
› присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Партия может предоставить своему представителю полномочия представлять ее по всем, либо по конкретным вопросам, связанным с участием в выборах. В частности, это может быть:
› представление в избирательную комиссию списка кандидатов и иных документов, которые должны быть представлены одновременно с ним;
› получение заверенной копии списка кандидатов, выдвинутого политической партией, мотивированного решения об отказе в ее выдаче;
› удостоверение подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, подписание протокола об итогах сбора подписей избирателей;
› представление в избирательную комиссию документов для регистрации списка кандидатов;
› получение копии протокола рабочей группы по проверке подписей избирателей;
› получение в избирательных комиссиях списков ТИК и УИК с указанием их адресов и телефонов, адресов помещений для голосования.
В числе своих уполномоченных представителей политическая партия обязана назначить и зарегистрировать уполномоченных представителей по финансовым вопросам (только после этого возможно создание избирательных фондов), а также по предложениям своих региональных отделений – уполномоченных представителей региональных отделений по финансовым вопросам. Основная особенность таких уполномоченных представителей заключается в том, что только они вправе распоряжаться средствами избирательного фонда политической партии, заключать договоры и осуществлять иные действия, связанные с финансированием избирательной кампании политической партии.