кто такой потребитель финансовых услуг осаго
Рассмотрение споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (памятка) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Рассмотрение споров уполномоченным
по правам потребителей финансовых услуг
Лица, обязанные обращаться за разрешением спора к финансовому уполномоченному
— Лицо, к которому перешли права требования потребителя к финансовой организации (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона N 123-ФЗ)*(1).
Организации, споры с которыми подлежат передаче на рассмотрение финансового уполномоченного
— Финансовые организации, обязанные организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, включенные в соответствующий реестр.
Обязанность организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным возлагается:
— Финансовые организации, организующие взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе, включенные в соответствующий перечень.
Указанные реестр и перечень размещаются на официальном сайте Банка России*(2) и официальном сайте финансового уполномоченного в сети «Интернет»*(3).
Примечание
Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, у которых отозвана (аннулирована) лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность, а также обращения по вопросам, связанным с банкротством (ч. 1 ст. 15, п. 6 и 7 ч. 1 ст. 19, п. 1 ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 30, ч. 5 и 6 ст. 32 Закона N 123-ФЗ).
Круг споров, рассматриваемых финансовым уполномоченным
— Требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО (независимо от размера требования).
Названные требования рассматриваются финансовым уполномоченным при условии, что со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Этот срок может быть восстановлен финансовым уполномоченным, если он был пропущен по уважительным причинам.
Внимание
Потребитель вправе заявить перечисленные требования в судебном порядке лишь после их рассмотрения финансовым уполномоченным, непринятия уполномоченным решения в установленный срок или прекращения рассмотрения обращения по предусмотренным законом основаниям (ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 19, ст. 25 Закона N 123-ФЗ).
Порядок обращения к финансовому уполномоченному
ШАГ 1 : До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель должен направить в финансовую организацию заявление, содержащее его требование.
Заявление направляется на бумажном носителе или в электронном виде и может быть составлено в произвольной форме или по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного. В заявлении, связанном с ненадлежащим исполнением страховщиком договора ОСАГО, должны быть указаны сведения, перечисленные в п. 5.4 Правил ОСАГО*(4).
ШАГ 2: После получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа по истечении установленного срока потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Обращение может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме (в том числе через личный кабинет потребителя на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг). Требования к содержанию обращения предусмотрены ст. 17 Закона N 123-ФЗ.
Потребитель вправе оформить обращение по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного, размещенной на официальном сайте финансового уполномоченного в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 18 Закона N 123-ФЗ).
Порядок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным
— Обращение рассматривается в заочной форме на основании предоставленных сторонами документов. Финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи (ч. 5 ст. 20 Закона N 123-ФЗ).
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение в следующие сроки :
В случае принятия финансовым уполномоченным решения о рассмотрении обращения в очной форме течение срока рассмотрения приостанавливается со дня направления сторонам и до дня получения ими соответствующего уведомления. Течение срока рассмотрения обращения может быть приостановлено также в случае организации финансовым уполномоченным проведения независимой экспертизы (оценки) по предмету спора (ч. 7, 8 и 10 ст. 20 Закона N 123-ФЗ).
Юридическая сила решения финансового уполномоченного
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.
Для потребителя решение финансового уполномоченного не является обязательным. В случае несогласия с таким решением потребитель вправе в течение 30 дней после дня его вступления в силу обратиться в суд в общем порядке с требованием к финансовой организации, являвшимся предметом рассмотрения финансового уполномоченного.
Финансовая организация вправе в течение 10 рабочих дней после дня вступления решения финансового уполномоченного в силу оспорить его в судебном порядке. В этом случае исполнение решения может быть приостановлено финансовым уполномоченным по ходатайству финансовой организации.
Срок исполнения решения финансового уполномоченного устанавливается этим решением, но не может быть менее 10 рабочих дней или более 30 календарных дней после дня его вступления в силу.
В случае неисполнения финансовой организацией решения финансового уполномоченного или достигнутого в ходе рассмотрения обращения соглашения с потребителем последний вправе в течение трех месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение, либо по истечении срока, установленного соглашением, получить у финансового уполномоченного удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение может быть предъявлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения в течение трех месяцев со дня его получения.
Пропущенные по уважительной причине срок получения удостоверения и срок его предъявления для принудительного исполнения могут быть восстановлены финансовым уполномоченным.
За неисполнение финансовой организацией в добровольном порядке решения финансового уполномоченного (достигнутого с потребителем соглашения) суд на основании заявления потребителя взыскивает с финансовой организации в пользу потребителя штраф в размере 50% суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного (соглашением) (ст. 23, ч. 6 ст. 24, п. 3 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 25, ст. 26 Закона N 123-ФЗ).
Действие Закона N 123-ФЗ во времени
Закон N 123-ФЗ вступил в силу 3 сентября 2018 года. В соответствии с ч. 8 ст. 32 этого закона потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня его вступления в силу (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).
В связи с этим в судебной практике высказывается точка зрения, в соответствии с которой в отношении договоров, заключенных до 3 сентября 2018 года, соблюдение порядка урегулирования споров, предусмотренного Законом N 123-ФЗ, является правом потребителей. Последние вправе предъявить свои требования в судебном порядке без предварительного обращения к финансовому уполномоченному (см., например, определения Московского горсуда от 04.10.2019 по делу N 33-40422/2019, Хабаровского краевого суда от 31.07.2019 по делу N 33-5430/2019).
Однако эта точка зрения не является общепринятой. Нередко суды исходят из того, что Закон N 123-ФЗ определяет не договорные отношения сторон, а процедуру разрешения споров. Следовательно, эта процедура должна применяться в отношении всех предусмотренных данным законом требований, заявленных начиная с даты, с которой соответствующие категории финансовых организаций, а также потребители обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным, независимо от даты заключения договора (см., например, определения Архангельского облсуда от 12.08.2019 по делу N 33-4519/2019, Кемеровского облсуда от 08.08.2019 по делу N 33-9166/2019, Владимирского облсуда от 24.07.2019 по делу N 33-2965/2019).
Некоторые суды полагают, что Закон N 123-ФЗ не распространяется на договоры, заключенные до даты, с которой соответствующие категории финансовых организаций, а также потребители обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным (см. например, определение Кемеровского облсуда от 18.07.2019 по делу N 33-8261/2019, решения АС Приморского края от 16.08.2019 по делу N А51-14356/2019, АС Волгоградской области от 16.08.2019 по делу N А12-18829/2019).
*(1) Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
*(2) http://cbr.ru/finmarket/registries/#a_72070 (раздел «Реестр финансовых организаций по 123-Ф»)
*(4) Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленные положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П.
Прокурор разъясняет
Федеральным законом от 04.06.2018 № 133-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» внесены изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Указанный Федеральный закон вводит понятие «потерпевшего, не являющегося потребителем финансовых услуг, определенного в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»», а также «потерпевшего, являющегося потребителем финансовых услуг, определенного в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно указанным новеллам права автолюбителей и профессиональных водителей на рынке автострахования будет защищать специальный финансовый омбудсмен.
При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком споры по ОСАГО до 500 тыс. рублей с июня т.г. будут рассматриваться финансовым омбудсменом до подачи иска в суд. Автовладельцы в этом случае должны будут направить страховщику письменное заявление.
Рассмотрение происходит в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Прокуратура города Владивостока
Прокуратура
Приморского края
Прокуратура Приморского края
Новый порядок разрешения споров по ОСАГО
Федеральным законом от 04.06.2018 № 133-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» внесены изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Указанный Федеральный закон вводит понятие «потерпевшего, не являющегося потребителем финансовых услуг, определенного в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»», а также «потерпевшего, являющегося потребителем финансовых услуг, определенного в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно указанным новеллам права автолюбителей и профессиональных водителей на рынке автострахования будет защищать специальный финансовый омбудсмен.
При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком споры по ОСАГО до 500 тыс. рублей с июня т.г. будут рассматриваться финансовым омбудсменом до подачи иска в суд. Автовладельцы в этом случае должны будут направить страховщику письменное заявление.
Рассмотрение происходит в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Как направить обращение финансовому уполномоченному
1. Кто такой финансовый уполномоченный?
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) — независимое должностное лицо, действующее на основании Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный помогает разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями, позволяя избежать обращения в суд.
Важно знать, что если спор подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, то потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
Прием и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение об удовлетворении требований исключительно имущественного характера, при этом размер взыскиваемой суммы не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение составляют лишь случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО — такие требования могут быть рассмотрены независимо от их размера.
Финансовый уполномоченный независим от федеральных и муниципальных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций и должностных лиц.
Подготовку к рассмотрению финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг осуществляет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ») — некоммерческая организация, созданная Банком России.
2. В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному?
С финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать:
Банк России ведет реестр таких финансовых организаций. Финансовые организации, которые согласились взаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе, включены в перечень АНО «СОДФУ». Если финансовая организация не входит в реестр или перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным, обратитесь в суд для защиты своих прав.
3. Кто может обратиться к финансовому уполномоченному?
4. Как обратиться к финансовому уполномоченному?
Обратите внимание, до направления обращения финансовому уполномоченному вы должны сначала направить заявление (претензию) в организацию, с которой у вас возник спор, в письменной или электронной форме по стандартной форме. Если вы направили заявление (претензию) в электронной форме по стандартной форме и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, вам должны ответить в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). В иных случаях — в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). Ответ должен прийти на вашу электронную почту или на почтовый адрес. Если ответ финансовой организации вас не устроил или не был ею дан в вышеуказанные сроки, вы можете обращаться к финансовому уполномоченному.
Отправить обращение финансовому уполномоченному можно:
5. Какие документы понадобятся?
К обращению прилагаются:
Обратите внимание: для подачи обращения финансовому уполномоченному проведение независимой экспертизы (оценки) не требуется. При необходимости она будет проведена по инициативе финансового уполномоченного.
Обращение должно содержать:
6. Как быстро будет вынесено решение?
Если обращение приняли, решение по нему должно быть вынесено:
Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.
7. Как рассматривают обращение?
В ходе рассмотрения обращения вы можете:
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
8. Как узнать о решении финансового уполномоченного?
Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. Решение финансового уполномоченного будет направлено финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия. Финансовая организация обязана исполнить решение в указанный в нем срок.
9. Как исполняется решение финансового уполномоченного?
Кроме этого, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании вашего заявления взыщет с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении.
Для подтверждения факта обращения к финансовому уполномоченному по указанному требованию вам необходимо предоставить в суд документы, подтверждающие ваше обращение к нему.
Копия вашего иска в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому
Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг (финансовом уполномоченном) достоверно стало известно еще в июне 2018 года, когда был опубликован Федеральный Закон от 4 июня 2018 года №123-ФЗ, но миллионам водителей этот новый закон был не интересен. Казалось, что потребители финансовых услуг – это уж точно не водители и для них ничего не меняется. На самом же деле, с 1 июня 2019 года вступают в силу поправки в Закон об ОСАГО, о которых мы уже рассказывали в нашей статье, и эти два новшества будут неразрывно связаны. Теперь потерпевшие и страховые компании будут разрешать споры по новым правилам. Но давайте обо всем по порядку!
Потребитель финансовых услуг
В части 2 статьи 2 указанного выше Закона об уполномоченном дается следующее определение тому, кто обращается за возмещением по ОСАГО – собственнику пострадавшего автомобиля:
Потребитель финансовых услуг – физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поскольку все водители заключают договор ОСАГО, то они являются потребителями финансовых услуг в сфере страхования. А, так как по договору ОСАГО страхуется риск наступления ответственности водителя, то все потерпевшие или пострадавшие лица, будь то пассажиры авто или пешеходы, также будут являться потребителями финансовых услуг и обязаны руководствоваться новым законом.
Далее в статье мы будем в основном писать про потерпевших, но не стоит забывать и про других лиц, указанных в определении выше. Также кое-где будем применять следующие сокращения: потребитель финансовых услуг – ПФУ; финансовый уполномоченный – «финуполномоченный».
Финансовый уполномоченный
Данная должность была учреждена для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги (часть 1 статьи 2 Закона об уполномоченном).
И структура таких лиц будет иметь иерархию. Выделены несколько должностей:
В свою очередь, в каждой сфере может быть назначено несколько уполномоченных. Учитывая количество жалоб и судов со страховщиками только по ОСАГО, можно с уверенностью сказать, что 1-2 человека не справятся с таким количеством обращений.
Но одними финуполномоченными все не ограничивается, создана целая структура, в которой имеются:
Также создан фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного, который будет формироваться в том числе за счет взносов страховых компаний и других финансовых организаций.
Новые сроки и новый порядок обращений с претензиями
В действующей редакции Закона об ОСАГО (пункт 1 статьи 16.1) установлено, что потерпевший до предъявления иска в суд должен обратиться к страховщику с досудебной претензией и приложить документы, согласно Правилам страхования.
Страховщик должен рассмотреть претензию потерпевшего и либо удовлетворить её, либо направить мотивированный отказ в удовлетворении требования в течение 10 календарных дней.
При этом, претензию можно или лично вручить страховщику или отправить почтой.
С 1 июня 2019 года изменится и срок рассмотрения претензии страховщиком, и способ направления претензии.
Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования:
Получается, что с новыми поправками рассмотрение претензий потерпевших теперь затянется.
Было | Стало |
---|---|
Срок рассмотрения претензии – 10 календарных дней. | 15 рабочих дней (это около 20 календарных дней) для электронного обращения по стандартной форме в первые полгода со дня нарушения прав потерпевшего и 30 календарных дней для иных случаев. |
Если раньше потерпевший после досудебной претензии (после получения ответа или истечения законного срока на ответ) мог обратиться в суд, за защитой своих прав, то теперь будет обязан обратиться к финансовому уполномоченному.
Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении соответствующих сроков рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя финансовых услуг.
Стоит отметить, что страховщики (финансовые организации) смогут направлять ответы на претензии в электронном виде на e-mail потерпевших (потребителей финансовых услуг), а при его отсутствии по почтовому адресу.
Обратиться к омбудсмену можно будет как лично, так и через представителя, полномочия которого должны быть оформлены надлежащим образом (доверенностью).
Принятие и рассмотрение обращения будет осуществляться бесплатно, за исключением случая, когда обратившемуся лицу было уступлено право требования потребителя финансовых услуг.
Потерпевший будет иметь право отозвать свое обращение до даты принятия решения по этому обращению. В таком случае, потерпевший не лишается права обратиться к финансовому уполномоченному повторно.
Какие правила обращения к финуполномоченному?
Обо всем этом подробно расписано в Законе, про требования к оформлению обращения – в статье 17, про обращения не подлежащие рассмотрению – в статье 19, про рассмотрение обращений финансовым уполномоченным – в статье 20, мы же остановимся на основных моментах из этих статей.
Обращение можно будет направить в электронном виде. Сделать это можно одним из способов:
Обращение может быть направлено через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, заключивший соглашение о взаимодействии со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Список таких МФЦ будет размещен на официальном сайте финансового уполномоченного.
Обращение рассматривается в заочной форме на основании предоставленных документов. Финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи (часть 5 статьи 20 Закона об уполномоченном).
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:
В некоторых случаях течение этих сроков приостанавливается.
Решение финансового уполномоченного
Рассмотрев обращение, тот принимает решение либо полностью удовлетворить требования ПФУ, либо частично, но может и отказать в удовлетворении его требований.
В течение 1 рабочего дня со дня принятия решения, оно в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется потребителю финансовых услуг, либо по его ходатайству может быть выдано на бумажном носителе.
В случае, когда решение невозможно отправить в форме электронного документа по ходатайству ПФУ, оно будет направлено на почтовый адрес, указанный в обращении или выдано на бумажном носителе.
Решение должно содержать, дату его подписания финуполномоченным, а также порядок и срок исполнения данного решения. Срок исполнения решения не может быть менее 10 рабочих дней после дня вступления в силу данного решения и не может превышать 30 дней после дня вступления в силу данного решения.
Вступление решения в силу
После подписания финансовым уполномоченным решения оно вступает в силу по истечении 10 рабочих дней.
Решение должно быть исполнено страховщиком (финансовой организацией) не позднее срока, который указан в данном решении, однако, в некоторых случаях исполнение решения может быть приостановлено.
Если решение не было исполнено, то финансовый уполномоченный выдает потерпевшему (потребителю финансовых услуг) удостоверение, которое является исполнительным документом. За этим удостоверением можно обратиться в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение. В случае пропуска этого срока по уважительной причине, финансовый уполномоченный по ходатайству ПФУ вправе восстановить этот срок.
Как быть, если данный срок пропущен без уважительной причины, в законе не указано.
С этим удостоверением можно будет в течение 3 месяцев обратиться к судебному-приставу для принудительного исполнения решения. С пропуском этого срока дела обстоят аналогично, если пропустить по уважительной причине, восстановят по ходатайству, если не по уважительной, не указано, что делать дальше.
Исполнение решения уполномоченного
Все тонкости касательно исполнения решения и указаны в статье 24 Закона об уполномоченном, заметим лишь, что исполнение такого решения признается надлежащим исполнением страховщиком (финансовой организацией) обязанностей по соответствующему договору, в частности по договору ОСАГО.
Но если страховщик не исполнит в добровольном порядке указанное выше решение, тогда на основании заявления ПФУ суд взыскивает со страховщика штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя финансовых услуг, которое подлежало удовлетворению страховщиком.
Как видим, суд никто не отменял, но сроки обращения ограничили.
Можно будет обратиться с иском в суд в следующих случаях:
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.
Нельзя будет затягивать с поиском представителя и подачей искового заявления в суд, так как на это у вас будет только 30 дней.
Также необходимо будет суду представить доказательства того, что вы уже обращались к финансовому уполномоченному.
Если страховщик не согласен?
В случае несогласия с решением финансового уполномоченного страховщик (финансовая организация) может в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу обратиться в суд.
В таком случае копия заявления подлежит направлению омбудсмену и потерпевшему (потребителю финансовых услуг) в течение 1 дня со дня подачи такого заявления.
Финансовый уполномоченный по ходатайству страховщика праве приостановить исполнение решения, которое обжалуется, до вынесения решения судом.
При обращении страховщика в суд, потерпевший вправе вступить в дело в качестве третьего лица в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Можно решить и «полюбовно»!
Обращение к финансовому уполномоченному не обязательно должно заканчиваться вынесением решения, статья 21 Закона об уполномоченном говорит о его праве участвовать в урегулировании спора между сторонами до вынесения своего решения. Если между сторонами будет достигнуто соглашение, то решение по обращению не принимается.
Если страховщик (финансовая организация) не исполняет соглашение в срок, установленный этим соглашением, тогда потерпевший (потребитель финансовых услуг) вправе, как и в случае с решением, получить у финансового уполномоченного удостоверение и исполнить данное соглашение принудительно.
Обратная сила нового закона
Потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Вступил в силу данный Федеральный закон 3 сентября 2018 года, за исключением некоторых его положений.
Несмотря на то, что законодатель предоставил нам с вами такое право, стоит хорошенько подумать, воспользоваться им или нет, учитывая все те нюансы, о которых мы рассказали в данной статье.
Пример страхового случая с привлечением финуполномоченного
Ну и в заключении немного пофантазируем. Представим, что было некое ДТП, и посчитаем, сколько времени может потребоваться, чтобы добиться справедливого возмещения ущерба.
Сразу оговорим, что вариантов развития событий в каждом индивидуальном случае и с каждой страховой компанией очень много, поэтому просчитаем один гипотетический случай.
Итак, представим, что ДТП будет 1 июля 2021 года по договору, заключенному после 01.06.2019 года, чтобы и финансовый уполномоченный поучаствовал.
Итог нашей гипотетической истории: Со дня ДТП, произошедшего 1 июля 2021 года до предположительного финала эпопеи ремонта 10 декабря этого же года пройдет 163 дня или 5 месяцев и 10 дней. Всё по закону. И это мы еще вовремя стали оптимистами и не пошли обжаловать решение финансового уполномоченного в суд!
С каждой поправкой или изменением в Закон об ОСАГО «правила игры» могут поменяться, поэтому советуем внимательно следить за нашими статьями, чтобы ничего не пропустить и быть в курсе.