кто такой постников в ссср

В «Стрельцове» почти не показали его настоящего. Хотя реальная история футболиста сильнее придуманного в фильме

кто такой постников в ссср

Примета последнего десятилетия: если видите в названии русского фильма фамилию известного спортсмена — вряд ли перед вами байопик, скорее фантазия на заданную тему. Это совершенно не исключает того, что фильм может выйти превосходным — просто вот такой тренд.

Вышедший на прошлой неделе фильм «Стрельцов» Ильи Учителя этот тренд не просто продолжает, а доводит его до практически высшей точки. Это, строго говоря, не биографический фильм — это фанфик. Реального героя и какие-то выдернутые из контекста факты помещают в выдуманную реальность.

Собственно, создатели это особо и не скрывают. «Я бы вообще наш фильм не называл биографическим — это мифы и легенды об Эдуарде Стрельцове. К каким-то событиям мы добавляли кинематографичности, придумывали события, которых не было вовсе. В нашем фильме Стрельцов получает то, чего действительно заслуживал, но так и не получил. Кино — это кино, реальная жизнь — нечто иное. Разговоры о том, что в реальности было по-другому, будут всегда», — признался Алексей Учитель, отец режиссера и продюсер картины.По крайней мере, честно. Было бы круто, если б на многомиллионную аудиторию «России 1» ведущие не заливались соловьем об «экранизации непростой биографии легендарного футболиста», но спишем это на особенности маркетинга.

Исходя из цитаты выше, довольно глупо предъявлять претензии создателям за вымышленный финал, где Стрельцов жмет руку Пеле, за теорию о том, что история с изнасилованием срежессирована с самого начала, или за злобного парторга, который в одиночку рушит жизнь Стрельцову. Мифы и легенды живут своей жизнью и не обязаны хоть как-то стыковаться с реальностью.

Проблема «Стрельцова» совсем даже не в псевдоисторичности — фильм предельно схематичен и от того столь же нелогичен.

Любовная линия: Эдуард (Александр Петров) встречает будущую жену Аллу (Стася Милославская), но она сторонится футболиста из-за его разгульного образа жизни. Проходит 10 минут, звучит романтичная музыка, и между героями внезапно возникает химия, хотя никакого кардинального изменения в поведении нет и не предвидится.

Конкурент Стрельцова в «Торпедо» Артемов (Виктор Добронравов) пытается подставить еще молодого Эдуарда, имитируя пьяный дебош, потом чуть ли не избивает его на поле во время матча уже за другую команду. Заканчивается же все его внезапными извинениями уже после отсидки Стрельцова, хотя после стычки на поле Артемов в повествовании больше не появлялся.

Главного злодея можно понять еще по первому кадру с максимально заостренными чертами лица Александра Яценко. Он играет того самого парторга Постникова, который гадит, гадит и гадит Стрельцову на протяжении всего фильма. Прямо-таки карикатурный злодей: пытается не пустить Эдуарда на Олимпиаду, выставляет его в негативном свете перед начальством, придумывает историю с изнасилованием. Причем между героями изначально даже не было конфликта (отказ голосовать за отчисление футболиста на собрании — уж очень притянуто).

То есть натурально идет сцена, где Постников сидит в черном воронке перед домом, где случается «изнасилование», и ждет условного сигнала, чтобы отправить двух карателей задерживать Стрельцова-Петрова. И нет, это не пародия — подается все на максимальном надрыве.

На руководство страны Постников тоже имеет какое-то магическое влияние. Дважды по ходу фильма именно он убеждает Никиту Хрущева в необходимости самых жестких сценариев по отношению к Стрельцову. Генсек слушает только героя Яценко — никого больше. Еще и по столу бьет кулаком, видимо, отсылая к знаменитому моменту с ботинком в ООН.

В общем, если смотреть глазами создателей «Стрельцова», тому просто не повезло попасть на одного мерзавца. Никаких глубинных проблем, приведших к трагической судьбе, фильм не показывает. «На него баба наговорила, ну а еще потому что он красивый, молодой и успешный», — объясняла причины ареста сидящая передо мной девушка подруге после пресс-показа. И ведь не поспоришь: именно такое впечатление и складывается.

На пресс-конференции у Ильи Учителя даже спросили, не было ли желания показать Стрельцова более сложным персонажем. Ответ был лаконичен: «Я Стрельцова вижу именно таким». Художник увидел так — его право.

Другое дело, что легенда обычно придумывается для того, чтобы приукрасить реальность. Настоящая карьера Стрельцова после отсидки — абсолютно киношный сюжет преодоления. Его не пускали в большой футбол — он играл за цеховую команду. На него все равно шли толпами — Эдуарда не брали на выездные матчи во избежание эксцессов.

Ему все же разрешили играть, когда до Брежнева дошло письмо за подписью тысяч работников ЗИЛа. Секретарь парткома завода Аркадий Вольский (по материалам «Чемпионата»): «Написали письмо на имя нового председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева. Первая страничка полностью состояла из имен депутатов Верховного Совета СССР, РСФСР, которых на ЗИЛе было немало, орденоносцев, знатных людей. И еще 40 страниц с десятью тысячами подписей рядовых рабочих.

Именно эти подписи сыграли решающую роль. Делегацию ЗИЛа пригласили в Верховный Совет, и находившийся в хорошем настроении Брежнев, прочитав просьбу заводчан, сказал своему помощнику: «Я вот не понимаю. Если слесарь отбыл срок, ему же можно работать слесарем. Почему футболисту нельзя играть в футбол?»

Даже выдуманный эпизод с протестом зрителей в «Лужниках» на матче сборной СССР против Бразилии и требованием выпустить Стрельцова имеет вполне реальную основу. Только было это в Горьком. Болельщики узнали сидящего на скамейке форварда и начали скандировать «Стрель-цо-ва! Стрель-цо-ва!», а после чего принялись жечь газеты. В перерыве в раздевалку «Торпедо» пришел один из руководителей Горьковского автозавода с мольбой: «Ребята, если вы не выпустите Стрельцова, они сожгут стадион!»

Во втором тайме Эдуард появился на поле, и трибуны встретили его стоя. Форвард разорвал местный ГАЗ за 45 минут. Хет-трик и 3:2.

Может быть, эта сцена чуть менее пафосная, чем фантазийная встреча с Пеле («Мы показали в фильме Стрельцова, получившего то, что он действительно заслужил», — еще одна фраза создателей, кочующая от интервью к интервью). Но точно более эмоциональная.

Но вместо реально мощной истории человека, который после тюрьмы и всех последующих мытарств дважды стал лучшим футболистом СССР, нам пихают еще одну схематичную канву: «вышел из тюрьмы — пришел к тренеру — выходит в форме сборной». Это посценный финал фильма.

При всем при этом ноль вопросов к Александру Петрову — в рамках того образа, который был придуман создателями, он смотрелся максимально органично. У игравшего тренера Маслова Виктора Хаева, наверное, вообще лучшая роль этого фильма и уж точно самая душевная. Яркая и сочная картинка а-ля «Стиляги», неплохо снятые футбольные сцены (хотя слишком много слоу-мо), забавный Денис Казанский с усами в роли комментатора — в общем, небезнадежное-то кино получилось, если совсем не задумываться над содержанием.

Но, если задумываться, сложно отделаться от ощущения, что Стрельцова в этом фильме почти нет. Более того, даже и мифа о нем нет. Есть видение или видения режиссера, имеющие мало общего даже с народной памятью о футболисте. Хотя о чем я, в вышедшем недавно сериале про Эдуарда маму легенды убили во время срока футболиста, хотя в жизни она пережила сына.

Спасибо и на том, что хоть тут она жива.

«О мертвых либо хорошо, либо ничего кроме правды», — крылатая фраза, чью полную концовку знают не все. Привилегию второго варианта легенды прошлого в российских фильмах, по-видимому, не заслужили. Считать ли при таких раскладах и в таком исполнении хорошим первый вариант — вопрос открытый.

Источник

«Стрельцов» и жизнь Стрельцова: что не так с фильмом

кто такой постников в ссср

кто такой постников в ссср кто такой постников в ссср кто такой постников в ссср кто такой постников в ссср кто такой постников в ссср кто такой постников в ссср кто такой постников в ссср кто такой постников в ссср

Стрельцов Эдуард Анатольевич
Родился 21 июля 1937 года в Перово (Московская область).
Нападающий. Заслуженный мастер спорта (1957-1958, 1967).
Воспитанник команды «Фрезер» (Перово).
Выступал за «Торпедо» (1954-1958, 1965-1970). Провел 255 официальных матчей в чемпионатах СССР, национальном Кубке и еврокубках, забил 117 голов.
Чемпион СССР-1965. Серебряный призер-1957, бронзовый-1968. Обладатель Кубка Советского Союза-1968, финалист-1966.
За сборную СССР провел 38 матчей, забил 25 голов.
Олимпийский чемпион-1956.
Скончался 22 июля 1990 года в Москве.

Создатели фильма «Стрельцов» не скрывали, что многое в картине — художественный вымысел и что они не претендуют на полное историческое сходство с судьбой великого советского футболиста. Тем не менее ряд моментов в кино отличаются от происходившего в реальности от слова «совсем».

кто такой постников в ссср

Александр Андреевич не похож на Эдуарда Анатольевича

Первое, что бросилось в глаза людям, видевшим Стрельцова вживую или на видео, — исполнитель роли нападающего, актер Александр Петров, вообще не похож на своего персонажа. Причем дело совсем не в сходстве лиц, хотя артиста даже не пытались гримировать — за исключением зачесанной назад копны волос а-ля юный Эдик. Главное — разительный контраст в физических данных.

Александр Андреевич значительно уступает своему герою — актер почти на 10 сантиметров ниже (174) и намного легче (70 килограмм). Разница сразу бросилась в глаза даже мне, видевшему Стрельцова на поле только в кадрах кинохроники. При том, что искренне считаю Петрова талантом, а большинство созданных им образов характерными и интересными, Саша с Эдуардом Анатольевичем в моем сознании совсем не монтируется. Даже при том, что артист в юности занимался футболом (закончить вынудила травма) и хорошо обращается с мячом. Лично мне он больше напоминает Джано Ананидзе — техничного и легкого спартаковца ростом 171 сантиметр.

Драма на даче и арест

Сцена переиначена с начала до конца.

По сценарию, на нарушение режима — отлучку с базы, где сборная СССР готовится к ЧМ-1958, на расположенную неподалеку дачу — Стрельцова подбил друг детства из Перова Василий. Там нападающего спаивает еще одна перовская знакомая, буфетчица Марина, которая потом ложится рядом с пьяным Эдуардом на кровать и, едва тот засыпает, поднимает крик. Из припаркованной у ворот «Волги» на шум летят милицейские опера и товарищ Постников, первый заместитель председателя Всесоюзного комитета физкультуры. Мотив Марины, мечтавшей о замужестве со звездой, — месть нападающему за женитьбу на Алле, девушке, помогавшей футболисту вступить в комсомол. Мотив Постникова, имевшего виды на Аллу, — брак с ней после посадки игрока.

В действительности никаких знакомых из детства на роковой даче не было. Вот как описывал в «СЭ» те трагические события автор летописи отечественного футбола Аксель Вартанян:

«25 мая офицер Советской армии Эдуард Караханов, знакомый Бориса Татушина, пригласил Стрельцова, Огонькова и Татушина в поселок Правда на свою дачу. По дороге Стрельцову и Огонькову представили двух девушек — Марину и Тамару. Тамара, судя по материалам следственного дела и допросам свидетелей, предназначалась Стрельцову. Но Марина с самого момента знакомства навязала центрфорварду такой жесткий прессинг, что подступиться к нему было невозможно. И даже видавший виды нападающий не мог от него освободиться. Вероятно, не очень к тому и стремился. Как бы то ни было, ближе к ночи после обильных возлияний Стрельцов и Марина (добровольно, без принуждения) направились в отведенную им комнату и легли в постель. Через какое-то время (это очень важно) в той же комнате возле ложа на полу расположился Эдуард Караханов. Огоньков с Тамарой остались в машине, а Татушин со своей девушкой Инной покинули дачу.

На следующее утро на стол прокурора Мытищинского района легло заявление от Марины Л.:

«25-го мая 1958 г. на даче, которая находится в поселке Правда, напротив школы, я была изнасилована Стрельцовым Эдуардом. Прошу привлечь его к ответственности.

Аналогичное заявление последовало и от девушки Огонькова — Тамары.

В тот же день прибывший на тренировочную базу сборной СССР милицейский наряд препроводил Стрельцова, Татушина и Огонькова в «Бутырку». Татушина вскоре отпустили.

27 мая физкульткомитет, не дождавшись начала следствия и решения суда (видимо, не сомневался в его результатах), поспешил отречься от Стрельцова, дисквалифицировав его пожизненно.

В течение трех последующих дней прокурор Мытищинского района получает от тех же лиц еще два заявления. 27 мая от Тамары:

«Прошу считать мое заявление, поданное Вам 26.05.1958 г., об изнасиловании меня гр. Огоньковым неправильным. В действительности изнасилования не было, а заявление я подала не подумав, за что прошу меня извинить».

«Прошу прекратить уголовное дело в отношении Стрельцова Эдуарда Анатольевича, т. к. я ему прощаю».

28 мая Огонькова освобождают, и дело против него прекращают. Стрельцов остается в неволе. Юридически заявление Марины оформлено неправильно. Слово «прощаю» означало признание факта изнасилования. Куда только глядел адвокат? Не поздно еще было ошибку поправить. Но девушку запугали, предупредив, что в случае дачи ложных показаний она из потерпевшей превратится в обвиняемую. Марина берет второе заявление обратно».

Как видим, с фильмом — ничего общего.

Матч с Болгарией на ОИ-1956 — не финал

При просмотре возникает впечатление, что это финал футбольного турнира Олимпиады. Об этом говорят и герои фильма.

На самом деле, игра с болгарами состоялась на стадии полуфинала. Остальное на экране и в жизни совпадает: основное время завершилось нулевой ничьей, в дополнительное Колев открыл счет на 95-й минуте, Стрельцов сравнял на 112-й, а Татушин на 116-й забил победный гол.

В финале же против Югославии Эдуард Анатольевич не играл. Мяч Ильина на 48-й минуте принес СССР золото. По тогдашнему регламенту медали получили только те, кто выходил на поле в решающем матче, поэтому ветеран национальной команды Никита Симонян хотел отдать награду Стрельцову. Но торпедовец отказался.

Погоня за поездом: вместе с Ивановым

В европейской отборочной группе 6 ЧМ-1958 первые два места заняли СССР и Польша: команды обменялись домашними победами и по два раза обыграли Финляндию. При равенстве очков регламент предусматривал дополнительный матч за выход в финальный турнир на нейтральном поле. Выбор пал на Лейпциг, куда советская сборная добиралась на поезде из Москвы.

В фильме Стрельцов опоздал к отправлению, ринулся догонять состав, следующий без остановок, на личном автомобиле, в Можайске пересел на грузовик, который привез в город капусту. Водитель вначале не узнал звезду футбола (в одно это категорически не верится с учетом популярности вида спорта и его лучшего форварда во второй половине 50-х) — и тогда Эдуард в качестве доказательства послал кочан точно в вокзальный флюгер ударом ноги.

Дальше начинается экшен в лучших традициях Голливуда: тяжелая машина, виляя между телеграфными столбами, поравнялась с вагоном, партнеры Стрельцова, среди которых был Валентин Иванов, открыли дверь и на полном ходу затащили нападающего внутрь.

Нереальность эпизода также подчеркивает погода: встреча с поляками состоялась 24 ноября 1957 года, сборная уезжала с Белорусского (в кино — с Киевского) вокзала 17-го, но с экрана вовсю светит теплое солнце, и герои одеты очень легко.

На самом деле опоздал не только Эдуард Анатольевич, но и Валентин Козьмич. Причем позже Иванов признавал, что виновником стал он, а не Стрельцов. По личному указанию министра путей сообщения Союза Бориса Бещева, большого болельщика футбола, до которого оперативно довели ситуацию, поезд вопреки инструкции притормозил в Можайске, куда успело такси с двумя торпедовцами.

Кстати, киноописание самой игры тоже отличается от того, что происходило на поле в Лейпциге. В фильме после гола Стрельцова команда начинает праздновать выход на чемпионат мира. В реальности форвард поразил ворота на 31-й минуте — поляки еще долго сопротивлялись, пока Федосов не отправил их в нокаут на 75-й.

Никогда не играл против Бразилии

Решение об условно-досрочном освобождении Стрельцова из колонии принято 4 февраля 1963 года. В кино у ворот ИК его встречает тренер Виктор Маслов. Немедленно начинаются изнурительные тренировки, и уже очень скоро Эдуард Анатольевич возвращается и в «Торпедо», и в национальную команду, в составе которой выходит в Лужниках на товарищеский матч с Бразилией. И поражает самого Пеле ударом в «девятку» с центра поля на разминке.

Легенда красивая, но в жизни все происходило намного сложнее. Та встреча состоялась 4 июля 1965 года (наши «сгорели» 0:3, а Король футбола оформил дубль). Тогда как генсек КПСС Леонид Брежнев дал личное указание не препятствовать возвращению Стрельцова на профессиональный уровень в конце 1964-го, уже после завершения сезона, за «Торпедо» Эдуард Анатольевич вновь стал выступать действительно в 1965-м, но в сборную его вызвали только спустя еще полтора года — в октябре 1966-го нападающий вышел на поле против Турции.

После выхода из мест лишения свободы Стрельцов устроился на ЗИЛ и начал обучение во ВТУЗе. До разрешения от Брежнева опальный нападающий мог играть в футбол только за заводскую команду. Именно с ней, а не с матчем против Бразилии, как показано в фильме, связан эпизод с массовым сжиганием болельщиками газет в знак протеста против отсутствия любимого нападающего в составе.

Если в кино зрители едва не запалили лужниковскую БСА, то на самом деле подобный инцидент едва не произошел в Горьком. В 1964 году Стрельцов прибыл туда в составе зиловцев на встречу с командой ГАЗа — и тренер получил указание сверху оставить Эдуарда Анатольевича в запасе. Вот тогда-то собравшиеся на трибунах начали в первом тайме жечь факелы из газет, что грозило обернуться крупным пожаром. Руководству ГАЗа пришлось уступить воле народа — после перерыва Стрельцову разрешили выйти на замену.

Кульминация фильма — тот самый матч с Бразилией. В реальной жизни Эдуард Анатольевич выступал за сборную СССР до 1968 года, а за «Торпедо» — до 1970-го, когда вынужден был завершить карьеру из-за разрыва ахиллова сухожилия.

кто такой постников в ссср

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

Источник

Кто такой постников в ссср

Постников Виктор Иванович — генеральный директор бройлерного объединения «Ставропольское», Ставропольский край.

Родился 8 сентября 1924 года в селе Привольное ныне Александровского района Ставропольского края.

С 26 июня 1942 по 20 мая 1944 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. Командовал пулеметным взводом 309-го стрелкового полка 109-й гвардейской стрелковой дивизии 4-го Украинского фронта, лейтенант. 7 февраля 1944 года был тяжело ранен и после излечения в госпитале демобилизован, как инвалид войны 3-й группы. После войны был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В 1944 году вернулся в Ставропольский край. В 1944-1945 годах – весовщик колхоза. В 1945-1947 годах – начальник административно-хозяйственной части Красногвардейского райвоенкомата Ставропольского края. В 1947-1950 годах – заведующий Красногвардейским районным отделом социального обеспечения. В 1948 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1950 году окончил двухгодичную краевую партийную школу и направлен на советскую и партийную работу.

В 1950-1952 годах – заместитель председателя Благодарненского районного совета народных депутатов. В апреле 1952 – январе 1954 года – секретарь, а в январе 1954 – ноябре 1956 года – второй секретарь Благодарненского райкома КПСС. В 1956-1957 годах – инструктор Ставропольского крайкома КПСС.

В 1957-1958 годах – первый секретарь Приютненского райкома КПСС, а в 1958-1965 годах – первый секретарь Сарпинского райкома КПСС Калмыцкой АССР (ныне – Республика Калмыкия). В 1965-1970 годах – первый заместитель Председателя Совета Министров Калмыцкой АССР.

В 1970-1974 годах – директор треста «Птицепром», а с 1974 года – генеральный директор бройлерного объединения «Ставропольское» в городе Ставрополь Ставропольского края.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1986 года за выдающиеся производственные достижения, успешное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств и проявленную трудовую доблесть Постникову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в городе Ставрополь.

Скончался 12 февраля 1997 год. Похоронен на Игнатьевском кладбище в городе Ставрополь.

Депутат Верховного Совета РСФСР 10-го и 11-го созывов (1980-1989). Народный депутат СССР (1989 – декабрь 1990).

Награжден 2 орденами Ленина (22.03.1966, 29.08.1986), орденами Октябрьской Революции (20.11.1980), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (06.11.1947) степеней, Трудового Красного Знамени (10.03.1976), «Знак Почёта» (11.01.1957), медалями.

Источник

Опять соврамши: кино о футболисте Стрельцове вызывает недоумение зрителей

кто такой постников в ссср

Фильм дебютанта Ильи Учителя о выдающемся футболисте Эдуарде Стрельцове «Стрельцов», вышедший в российский прокат 24 сентября, сказка о непутевом пареньке, которого в титрах назвали «гением», а показали эдаким дурачком.

Из трагедии «футбольного Шаляпина», «советского Пеле», на долю которого выпали и слава, и позор, и тюрьма, и неизлечимая болезнь (Стрельцов умер в 53 года от рака) отец и сын Алексей и Илья Учитель сделали «кисель» из консервантов, который выдают за драгоценный эликсир, направленный на оживление и возрождение нашего футбола. Этим «киселем», на упаковке которого жизнерадостный Александр Петров (он же Эдуард Стрельцов) в кинотеатрах кормят и мальцов (возрастная категория от шести лет), и старых фанатов советского футбола.

«Я человек, в жизни которого в ранней, подчеркну, молодости случилось большое несчастье, а не герой скандальной хроники. Стопроцентно уверен — не должно было со мной такого произойти. Но — произошло, никуда теперь от этого не уйдешь.Я не оправдываюсь. И тогда, между прочим, не оправдывался, хотя, теперь-то можно сказать, мне пытались подсказывать различные пути к самооправданию».

Еще Эдуард Стрельцов очень боялся, что историю его жизни «запишут другими словами — и выйдет непохоже. Совсем наоборот в сравнении с тем, что было» (цитата из книги «Вижу поле»). Илья Учитель не просто «записал другими словами, а переписал на 90 процентов историю не только футболиста, но и советского футбола, включая выдающего тренера «Торпедо» Виктора Маслова. Кто-то скажет, что художественный фильм на то и художественный, чтобы придумывать новую историю. Только зачем давать героям фамилии реальных исторических деятелей, включая Хрущева и Брежнева? Ничего плохого о Стрельцове не добавили в фильме и то уже достижение. Разве что из умного человека сделали глупого, как, впрочем, из всех героев фильма.

Грустно, что потрачены большие государственные деньги на неправду, на «кисель», когда можно было рассказать о том, как футболист Эдуард Стрельцов не сломался в тюрьме, как вернулся на поле, как стал тренером, как нашел свою настоящую любовь (вторую жену Раису), как мужественно боролся с болезнью, как в конце концов избавился от дурных привычек и пороков. Как сегодня нужна эта правда для молодых и взрослых!

— Вернее всего, такого Стрельцова, каким меня узнали в лучшую пору моего участия в большой игре, сам футбол и сочинил. И сам все главное обо мне рассказал. Я к тому немногое могу добавить.

Источник

Вся правда о советском футболисте Эдуарде Стрельцове

Создатели футбольного байопика с Александром Петровым в главной роли изменили очень многое в судьбе легендарного нападающего сборной СССР и клуба «Торпедо». Film.ru пытается разобраться, где в фильме «Стрельцов» быль, а где выдумка.

кто такой постников в ссср

Эдуард Стрельцов по праву может называться самым любимым в народе футболистом Советского Союза. И любой рассказ о нем, в том числе и тот, что на большом экране, не может обойтись без мифов и легенд, которые слагали люди об Эдике и передавали из уст в уста. К тому же показывал свое мастерство кумир миллионов вдали от вездесущих нынче камер – и найти нарезку с лучшими голами Стрельцова на YouTube у вас не получится. Повлиял на частоту упоминай о нем и тюремный срок за изнасилование, в связи с которым имя Стрельцова старательно замалчивалось и вымарывалось партийными работниками при любой возможности. Именно народная любовь сделала его таким опасным для советской власти – как и Гагарина, Шукшина, Высоцкого и многих других сильных, не привыкших кривить душой личностей. Но отделять мифы от фактов все равно необходимо.

Похож ли актер Александр Петров на реального Стрельцова?

Александр Петров ростом в 175 см, конечно, выглядит щуплым по сравнению с 182- сантиметровым Эдуардом Стрельцовым. Рослый, длинноногий и ширококостный форвард сборной СССР, сделавший хет-трик в своем дебютном матче против соборной Швеции, получил от шведов прозвище Русский танк за свои физические данные и способность проламывать любую защиту. В Союзе Стрельцова называли за эти же качества Слоном. Здесь Петрову не помешала бы какая-то трансформация внешности в духе Кристиана Бейла – особенно в сценах после выхода из тюрьмы. Сын Стрельцова, Игорь, еще отметил, что его отец в жизни не был таким улыбчивым и веселым парнем, как его экранная версия. Но в пользу популярного актера говорит факт его искреннего увлечения футболом – в детстве Петров, болевший за «Спартак», мечтал стать футболистом и даже занимался футболом профессионально, но на его будущей карьере поставила крест травма. Мяч для артиста – тело вовсе не инородное, и обращаться он с ним умеет, хоть, конечно, далеко не на уровне Стрельцова.

кто такой постников в ссср

Стрельцов действительно был таким хэллрейзером?

Стрельцов, ставший самым молодым советским футболистом, получившим звание Заслуженного мастера спорта, и первым футболистом клуба «Торпедо», взятым в сборную СССР, довольно быстро получил в свое распоряжение невиданные для большинства советских граждан славу и ресурсы. Поэт Евгений Евтушенко, хорошо знавший Стрельцова, вывел его в рассказе «Четвертая Мещанская» в образе футболиста Коки Кутузова, нарушающего режим в ресторане накануне ответственного матча. С подачи Евтушенко Стрельцов был записан и в стиляги – общественное явление, появившееся в середине 50-х. Таким образом в период после смерти Сталина начали выражать себя дети советской номенклатуры, золотая молодежь. Узкие штаны, широкие пиджаки, яркие галстуки, ботинки на толстой подошве, кок на голове и страсть ко всему западному.

кто такой постников в ссср

Футболист сборной не был стилягой, но одевался хорошо и любил красивую жизнь. Ее атрибутом был и алкоголь, и Стрельцов не очень сильно отличался в этом плане от остальных футболистов – другой член сборной на вопрос тренера, почему он пьет, отвечал, что в шахматы не играет и книг не читает, что же ему еще делать? О подвигах Стрельцова в состоянии подпития ходили легенды, и после брака футболист не успокоился. Однако фильм с возрастным рейтингом 6+ обходит эти моменты стороной. Больше всего имидж Стрельцова пошатнулся после фельетона «Звездная болезнь» Семена Нариньяни, опубликованного в 1958 году в «Комсомольской правде». В нем, помимо пристрастия футболиста к салатам за 37 руб. 50 коп. (около 5% средней месячной зарплаты по тем временам), был описан случай с опозданием футболистов клуба «Торпедо» Стрельцова и Иванова на поезд в Берлин перед важной игрой сборной СССР.

Правда ли Стрельцов совершал трюки в духе Тома Круза (как было показано в фильме), чтобы успеть на ушедший поезд?

В ноябре 1957 года Стрельцов с Ивановым из-за затянувшегося застолья опоздали на поезд, в котором сборная СССР ехала на большой матч со сборной Польши в Германии. Начальник управления футбола Антипенок сумел отправить футболистов на такси в город Можайск, где они могли бы догнать свою команду. Правда, поезд не делал там остановку, и Антипенку пришлось использовать все свои связи и обзвонить все железнодорожное начальство, чтобы остановить поезд. Под Можайском футболистов пересадили в поезд, и не зря – сборная СССР победила Польшу со счетом 2:0, и первый, победный гол был на счету Стрельцова. Поэтому центру нападения не пришлось перескакивать с грузовика в движущийся поезд. И Стрельцов в реальной жизни уж точно не доказывал водителю свои футбольные умения при помощи кочана капусты – если не хотел сломать свою драгоценную ногу. Не стоит пробовать так делать, если не хотите оказаться в травмпункте. Стрельцов ответил на фельетон письмом раскаяния, опубликованным в той же «Комсомольской правде», и был готов отправиться на чемпионат мира 1958 года в Швецию. 20-летний футболист находился в тот момент на пике формы, несмотря на свои загулы.

кто такой постников в ссср

Было ли липовое изнасилование результатом ревности комсомольского деятеля?

По поводу того, что произошло на роковой вечеринке в подмосковном поселке Правда в ночь с 25 на 26 мая 1958 года, ходит много самых разных версий, однако что было в действительности, не может сказать никто. Буквально накануне примерив в спецателье новую форму и готовясь через три дня отправиться со сборной на чемпионат мира, Стрельцов вместо этого оказывается на следующий день в Бутырской тюрьме по обвинению в изнасиловании вместе с двумя другими игроками сборной, Борисом Татушиным и Михаилом Огоньковым. Поводом для этого стали два заявления от девушек, проводивших ночь с футболистами на даче летчика Караханова. Потерпевшие потом забрали свои заявления, и двоим футболистам удалось избежать уголовной ответственности. Но не Стрельцову. Расследование контролировалось генеральным прокурором СССР, а Хрущев, узнав о происшествии, приказал посадить форварда надолго и использовать на тяжелых работах. Среди многочисленных версий истории с изнасилованием в качестве причины называлась ссора с Екатериной Фурцевой, секретарем ЦК КПСС. На приеме в честь победы советских футболистов в Мельбурне в 1956 году между ними состоялся короткий диалог, и Стрельцов в довольно прямых выражениях отказался становиться ее зятем – поговаривали, что 16-летняя дочь Фурцевой была влюблена в могучего голубоглазого блондина-футболиста, как и многие другие советские девушки. Именно эта версия в упрощенной обработке и легла в основу сценария фильма о Стрельцове. Но были и другие: нежелание переходить в клубы ЦСКА и «Динамо», принадлежавшие силовым структурам, а также подозрение, что футболист, вызывавший интерес у зарубежных клубов, собирается остаться за рубежом во время одной из заграничных поездок. Как бы то ни было, в народном сознании Стрельцов считался невиновным. Сам он был того же мнения – перед смертью в 1990 году он сказал своему сыну фразу: «Одного не пойму, за что меня посадили?»

Сказался ли тюремный срок на здоровье игрока?

кто такой постников в ссср

Играл ли Эдуард Стрельцов против Пеле?

Стрельцова постоянно сравнивали с бразильским королем футбола, но по различным причинам встретиться на поле им так и не удалось. 4 июля 1965 года на стадионе «Лужники» в Москве действительно состоялся товарищеский матч СССР – Бразилия, и посмотреть вживую на Пеле собралось 102 тысячи болельщиков. Встреча закончилась со счетом 3:0 в пользу гостей, и два гола были на счету Пеле, который провел один из лучших матчей в карьере. Стрельцов наблюдал за матчем с трибуны – недавнего заключенного решили не выпускать в форме сборной (хотя он все равно наденет ее чуть позже и даже сможет выезжать вместе со сборной на матчи за границу). Спустя четверть века в личном разговоре с журналистом Эдуард скажет, что, на его взгляд, они с Пеле были совершенно разными игроками.

Действительно ли болельщики грозились сжечь стадион, чтобы увидеть Стрельцова на поле?

Возвращение Стрельцова на поле после тюремного срока было непростым и наложилось на смену генеральных секретарей КПСС. Леонид Брежнев, занявший пост в 1964 году, был настроен к футболисту более милостиво. Незадолго до этого московское «Торпедо» отправилось в Горький на товарищеский матч, с командой отправился и Эдуард Стрельцов, которому было еще запрещено играть в футбол за команду мастеров. Аркадий Вольский, парторг автомобильного завода ЗИЛ, которому принадлежала команда «Торпедо», рассказывает, что когда на трибунах заметили Стрельцова, то начали скандировать, чтобы его выпустили на поле. Без разрешения выпустить его никто не мог, и тогда разозленные зрители начали поджигать газеты. В перерыве в раздевалку команды пришел руководитель Горьковского автозавода и попросил выпустить все-таки Стрельцова, иначе люди сожгут стадион. Трибуны встретили его стоя, а парторга ЗИЛа по возвращении в Москву ждали бесконечные разбирательства на партсобраниях различного ранга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *