кто такой последыш кому на руси

Князь Утятин («Кому на Руси жить хорошо»)

Глава, в которой рассказывается об этом помещике, называется «Последыш». Так назвали князя его бывшие крепостные, поскольку он последний крепостник в роде Утятиных.

Последыш

Характеристика Утятина чётко представлена в тексте поэмы. Бывшие княжеские крепостные разговаривали о своём самодуре-барине, когда встретили мужиков, странствующих по России.

Со слов бывших крепостных мы узнаём, что князь чрезвычайно богат, имеет типичный княжеский двор с детьми и работниками, нянями и с белыми собаками. Утятин принадлежит к известному дворянскому роду и чтит свои дворянские права, освященные веками, заслуги, древнее имя. В петлице князя есть наградной белый крест (орден Георгия Победоносца).

Утятин — требовательный и тщеславный хозяин, у него обширные поля, луга, дома и капитал, передавшиеся ему по наследству от его родителей, потомственных дворян.

Старый князь худой, седой, нос у него, как у ястреба, усы седые, длинные. Некрасов наделил своего героя разными глазами: «Один здоровый — светится, //А левый — мутный, пасмурный, //Как оловянный грош!».

Семья князя

Большая семья князя изображена на картине известного художника С. В. Герасимова «Обед в поле».

У князя два сына, достойная смена отца. Позже выясняется, что князь-то развратный, у него в Петербурге три внебрачные взрослые дочери от разных по происхождению и статусу женщин, автор называет их «побочными», правда, сам Утятин принимал активное участие в их будущем, подыскал им достойных женихов: «за генералов выданы».

Характер и привычки героя

Старый барин — старорежимный жестокий человек. В тексте мы находим следующие черты его характера: не знает меры в гневе и в радости, привык обходиться с крепостными, как с рабами.

Старый Утятин не принял новости об отмене многовекового порядка, его возмутило, что теперь крестьяне свободные люди и что настали новые времена и нравы. Новости 1861 года окончательно добили помещика, оставив пару месяцев ходить по земле. После перенесённого инсульта рассудок князя Утятина помутился. Он стал обвинять сыновей в том, что они предали свои старинные дворянские права. Сыновья испугались, что перед смертью он может их лишить наследства и отдать свои капиталы побочным дочерям. Жена одного из сыновей сказала старому князю, что «мужиков помещикам велели воротить», и он поверил.

Чтобы хоть как-то продлить ему жизнь, сыновья обращаются к вольным крестьянам с предложением сыграть роль крепостных, а в награду им обещают земские луга. И крестьяне согласились, вошли в образ, кланялись барину до земли, пока помещик ходил уже не по своим сенокосным лугам, и перед ним была «давно не барская, а наша полоса!».

А Утятин раздавал тумаки, порол, штрафовал работников. Крестьяне всё терпели, ведь князя скоро не станет, а им достанутся луга.

Князь Утятин после инсульта почти потерял рассудок и стал отдавать безнравственные распоряжения своим подданным: «Так барин приказал: //На той вдове Терентьевой //Женить Гаврилу Жохова А той вдове — под семьдесят, //А жениху — шесть лет!»

Старик как бы открыл в себе второе дыхание, вспомнил прежние времена, когда он бегал по полям с криками на работников, наказывал, порол лентяев и лежебок.

Успокоенный тем, что старый порядок вернулся в поместье, Утятин умер спокойно, с умиротворением. А крестьяне были одурачены достойными сыновьями своего отца, лугов не получили, хотя им обещали и заключали с ними договоры. Началась долгая судебная борьба за луга между крестьянами и семьей князя, тяжбы продолжаются и «доднесь».

Глава закончена в смысловом и структурном отношении, семантически богата и разнообразна. Особенно это касается художественных приемов, которые использует автор.

Образ Утятина собирательный. В лице этого князя Некрасов обозначил типичные черты помещиков-крепостников. Хотя сам автор говорил, что князь ещё не самый злой и страшный помещик.

Заключение

Образ князя Утятина гротескно раскрывается в тексте нетрадиционным способом, то есть не через самохарактеристику, а со слов внешних наблюдателей, других персонажей, которые видят князя в разных ситуациях и в разных местах. Такой подход автора делает описание героя многогранным и глубоким. Накануне крепостной реформы среди людей бродили страшные истории о том, как помещики относятся к своим подданным. Вдохновлённый некоторыми из этих историй, поэт Некрасов создал образ князя Утятина.

Источник

Анализ главы «Последыш»

Думается, погружение в психологию помещика, человека, признающего естественным, справедливым прежний порядок вещей – безраздельное владение судьбами и душами других людей, заставило Некрасова отступить от намеченной схемы поиска очередного кандидата в счастливые и рассказать о помещике – «последыше», не признавшем законность отмены крепостного права. Исследователи поэмы «Кому на Руси жить хорошо» пишут о том, что источник замысла главы «Последыш», где рассказывается о случае в общем-то уникальном – добровольном согласии мужиков изображать крепостных в угоду умирающему барину, коренится в реальных происшествиях: о похожем случае рассказал декабрист Поджио. Возможно, что толчком к возникновению замысла послужила и история отца Некрасова: так и не примирившись с отменой крепостного права, он пытался заставить крестьян после реформы выполнять незаконные приказы, пока суд не обязал его отказаться от этой затеи. Но эти, и вполне возможные подобные примеры, Некрасов явно утрирует, сатирически заостряет.

В центре повествования – история вахлаков, «дурацкая камедь» – игра в крепостных, затеянная по просьбе наследников князя Утятина, наградой за которую должны быть луга. То, что было нормой, законом жизни многих поколений русских крестьян, их трагедией, становится игрой. Страшные картины крепостного права перестают быть, на первый взгляд, страшными. Не случайно мужики называют происходящее «камедь». По-разному относятся вахлаки к «камеди»: кто-то проявляет незаурядные актерские способности, изображая покорность барину, кого-то, как дворового Ипата, и уговаривать не надо участвовать в игре – он и жизни не мыслит без угождения барину. И даже степенного и совестливого бурмистра Власа, осуждавшего в душе происходящее, «коснулось» «дурачество вахлацкое». Играя «дурацкую камедь», крестьяне немало потешились, осмеивая выжившего из ума барина и его нелепые приказы – за его спиной.

Характерно, что одним из часто встречающихся в главе слов становятся «чудил» и «дурил». Эти слова относятся не только к настоящему, но и к прошлому. Утятин-князь всегда «чудил» и «дурил»: автор не случайно включает истории о молодости Утятина, о печальных для слуг «дурачествах» князя. Продолжает «чудить» он и после отмены крепостного права. Чудят и дурят и мужики-вахлаки. Посредник на вопрос вахлаков, соглашаться ли им за поемные луга на «камедь», так и отвечает: «Дурачьтесь». «Шутили мы, дурачились», – рассказывает Влас в ответ на недоумение крестьян-странников. Но любовь к дурачеству предстает как черта не только «вахлацкая». «Вы тоже люди чудные», – говорит Влас странникам. «Дурачество» можно было бы определить как черту, в общем-то, свойственную русским людям – как мужикам, так и господам. Но все господские «чудачества», о которых будет рассказано и в этой, и в других главах, например, в «Пире на весь мир», – издевательства над крестьянами. Мужицкая потеха – более безобидная. Так, и жители Корёжины, описанные в главе «Крестьянка», тоже будут по-своему «тешиться» над барином Шалашниковым. «Потеха» для них – умение вытерпеть порку, а потом подсчитать не полученные барином для оброка «лобанчики». Но мужицкие дурачества безобидны только на первый взгляд. Не случайно «камедь», показывает Некрасов, обернулась и трагедией – смертью Агапа, надерзившего Последышу и не стерпевшего последующего унижения – комедийной же порки по просьбе «мира».

В «Последыше» глазами странников мы смотрим на будни пореформенной деревни и затеянную мужиками-«вахлаками» «камедь», возвращающую и самих героев, и читателей в недавнее прошлое. Следует отметить, что, как и в других главах, важную роль в понимании авторского замысла играет зачин. Рассказ о «последыше» и сыгранной его бывшими крепостными «дурацкой камеди» начинается с описания «покосов широчайших» и мужика, пьющего воду после работы. Бытовая сцена приобретает глубоко символический смысл: мужик, стоящий на только что сметанном им стогу, выпивает огромный жбан воды. Сама эта сцена подтверждает первоначальное мнение странников о жителях деревни Большие Вахлаки: «Здесь богатырь народ!» Странным противоречием этому богатырству и предстает «дурачество». На «дурачество» читатель тоже смотрит глазами странников, таких же крестьян, но ни душой, ни разумом не принявших игру в крепостное право. Весьма важна их реакция на объяснение Власа: «Ин вы у Бога нелюди?» Происходящее для них – не «камедь», не забава, не чудачество или дурачество, а нарушение Божьих законов. Беря в основу сюжета редкий случай из русской жизни, автор ставит важную проблему, открывает одну из сторон народного характера: готовность отказаться от свободы, согласиться на унижение и несправедливость ради будущего благоденствия. Не случайно потом, уже после смерти Утятина, мужики-вахлаки так близко к сердцу воспримут рассказ Игнатия в «Пире на весь мир» о крестьянском грехе, о Глебе-старосте, за деньги уничтожившем вольную для восьми тысяч крестьян. Думается, что слова из песни ангела милосердия «Средь мира дольного» о «громадной, к соблазну жадной толпе» относятся не только к «верхам», но и к «низам».

Решение потешить умирающего князя, так и не примирившегося с отменой крепостного права, принимает «мир» – все вахлаки. Тема «мира», «вотчины» – единодушия крестьянского в решении главных вопросов занимает в главе очень важное место. «Мир велел», мир решил «помалчивать», мир дозволил «покуражиться уволенному барину остатние часы», «долгонько думал мир» – это центральная тема «Последыша». «Я миру порадел», – скажет потом Клим Лавин, добровольно взявший на себя роль бурмистра – главного ответчика перед барином. Но «мир» в этой главе не выступает как носитель народной совести, народной правды. Единство мнения не доказывает его истинности, а становится свидетельством всеобщего уклонения от правды. Тот же мотив общего уклонения от правды будет продолжен и в «Крестьянке», где весь «мир» молчит, видя, как бурмистр нарушает закон и забирает Филиппа Корчагина в солдаты. «Я миру в ноги кланялся, / Да мир у нас какой?» – так говорит свекор Матрене Тимофеевне, объясняя всю бесполезность своих стараний установить истину.

Характерно, что в «Последыше» мужики-странники иначе обозначают цель своих поисков:

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села.

Не один счастливец, не знающий, что такое нищета и унижение, а целая губерния, жители которой живут богато, независимо от властей, – вот что составляет теперь, после многих встреч с «счастливцами» и «несчастливцами» для мужиков «счастье».

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

Краткое содержание: «Кому на Руси жить хорошо» — Часть 2 Последыш

Анализ главы «Последыш»

Думается, погружение в психологию помещика, человека, признающего естественным, справедливым прежний порядок вещей – безраздельное владение судьбами и душами других людей, заставило Некрасова отступить от намеченной схемы поиска очередного кандидата в счастливые и рассказать о помещике – «последыше», не признавшем законность отмены крепостного права. Исследователи поэмы «Кому на Руси жить хорошо» пишут о том, что источник замысла главы «Последыш», где рассказывается о случае в общем-то уникальном – добровольном согласии мужиков изображать крепостных в угоду умирающему барину, коренится в реальных происшествиях: о похожем случае рассказал декабрист Поджио. Возможно, что толчком к возникновению замысла послужила и история отца Некрасова: так и не примирившись с отменой крепостного права, он пытался заставить крестьян после реформы выполнять незаконные приказы, пока суд не обязал его отказаться от этой затеи. Но эти, и вполне возможные подобные примеры, Некрасов явно утрирует, сатирически заостряет.

В центре повествования – история вахлаков, «дурацкая камедь» – игра в крепостных, затеянная по просьбе наследников князя Утятина, наградой за которую должны быть луга. То, что было нормой, законом жизни многих поколений русских крестьян, их трагедией, становится игрой. Страшные картины крепостного права перестают быть, на первый взгляд, страшными. Не случайно мужики называют происходящее «камедь». По-разному относятся вахлаки к «камеди»: кто-то проявляет незаурядные актерские способности, изображая покорность барину, кого-то, как дворового Ипата, и уговаривать не надо участвовать в игре – он и жизни не мыслит без угождения барину. И даже степенного и совестливого бурмистра Власа, осуждавшего в душе происходящее, «коснулось» «дурачество вахлацкое». Играя «дурацкую камедь», крестьяне немало потешились, осмеивая выжившего из ума барина и его нелепые приказы – за его спиной.

Характерно, что одним из часто встречающихся в главе слов становятся «чудил» и «дурил». Эти слова относятся не только к настоящему, но и к прошлому. Утятин-князь всегда «чудил» и «дурил»: автор не случайно включает истории о молодости Утятина, о печальных для слуг «дурачествах» князя. Продолжает «чудить» он и после отмены крепостного права. Чудят и дурят и мужики-вахлаки. Посредник на вопрос вахлаков, соглашаться ли им за поемные луга на «камедь», так и отвечает: «Дурачьтесь». «Шутили мы, дурачились», – рассказывает Влас в ответ на недоумение крестьян-странников. Но любовь к дурачеству предстает как черта не только «вахлацкая». «Вы тоже люди чудные», – говорит Влас странникам. «Дурачество» можно было бы определить как черту, в общем-то, свойственную русским людям – как мужикам, так и господам. Но все господские «чудачества», о которых будет рассказано и в этой, и в других главах, например, в «Пире на весь мир», – издевательства над крестьянами. Мужицкая потеха – более безобидная. Так, и жители Корёжины, описанные в главе «Крестьянка», тоже будут по-своему «тешиться» над барином Шалашниковым. «Потеха» для них – умение вытерпеть порку, а потом подсчитать не полученные барином для оброка «лобанчики». Но мужицкие дурачества безобидны только на первый взгляд. Не случайно «камедь», показывает Некрасов, обернулась и трагедией – смертью Агапа, надерзившего Последышу и не стерпевшего последующего унижения – комедийной же порки по просьбе «мира».

В «Последыше» глазами странников мы смотрим на будни пореформенной деревни и затеянную мужиками-«вахлаками» «камедь», возвращающую и самих героев, и читателей в недавнее прошлое. Следует отметить, что, как и в других главах, важную роль в понимании авторского замысла играет зачин. Рассказ о «последыше» и сыгранной его бывшими крепостными «дурацкой камеди» начинается с описания «покосов широчайших» и мужика, пьющего воду после работы. Бытовая сцена приобретает глубоко символический смысл: мужик, стоящий на только что сметанном им стогу, выпивает огромный жбан воды. Сама эта сцена подтверждает первоначальное мнение странников о жителях деревни Большие Вахлаки: «Здесь богатырь народ!» Странным противоречием этому богатырству и предстает «дурачество». На «дурачество» читатель тоже смотрит глазами странников, таких же крестьян, но ни душой, ни разумом не принявших игру в крепостное право. Весьма важна их реакция на объяснение Власа: «Ин вы у Бога нелюди?» Происходящее для них – не «камедь», не забава, не чудачество или дурачество, а нарушение Божьих законов. Беря в основу сюжета редкий случай из русской жизни, автор ставит важную проблему, открывает одну из сторон народного характера: готовность отказаться от свободы, согласиться на унижение и несправедливость ради будущего благоденствия. Не случайно потом, уже после смерти Утятина, мужики-вахлаки так близко к сердцу воспримут рассказ Игнатия в «Пире на весь мир» о крестьянском грехе, о Глебе-старосте, за деньги уничтожившем вольную для восьми тысяч крестьян. Думается, что слова из песни ангела милосердия «Средь мира дольного» о «громадной, к соблазну жадной толпе» относятся не только к «верхам», но и к «низам».

Характерно, что в «Последыше» мужики-странники иначе обозначают цель своих поисков:

Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села.

Не один счастливец, не знающий, что такое нищета и унижение, а целая губерния, жители которой живут богато, независимо от властей, – вот что составляет теперь, после многих встреч с «счастливцами» и «несчастливцами» для мужиков «счастье».

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Кому на Руси жить хорошо

Часть третья ПОСЛЕДЫШ Главы 1-III

Часть четвертая ПИР — НА ВЕСЬ МИР

Посвящается Сергею Петровичу Боткину Вступление На окраине села “Шел пир, великий пир1” С дьячком Трифоном пришли его сыновья, семинаристы: Саввушка и Гриша. …У Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты Простые парни, добрые. Косили, жали, сеяли И пили водку в праздники С крестьянством наравне. Сидят и думают мужики: Свои луга поемные Сдать старосте — на подати. Мужики просят Гришу спеть. Он поет “веселую”.

Глава I ГОРЬКОЕ ВРЕМЯ — ГОРЬКИЕ ПЕСНИ

Глава II СТРАННИКИ И БОГОМОЛЬЦЫ

Глава III И СТАРОЕ И НОВОЕ

Крестьянский грех Был “аммирал-вдовец”, за верную службу наградила его государыня восемью тысячами душ. Умирая, “аммирал” передал старосте Глебу ларец с вольной на всех восемь тысяч душ. Но наследник соблазнил старосту, дав ему вольную. Завещание сожгли. И до последней поры были восемь тысяч душ крепостными.

“Так вот он, грех крестьянина! И впрямь страшенный грех!” Опять упали бедные На дно бездонной пропасти, Притихли, приубожились, Легли на животы; Лежали, думу думали И вдруг запели. Медленно, Как туча надвигается, Текли слова тягучие. Голодная О вечном голоде, работе и недосыпании мужика. Крестьяне убеждаются, что всему виною “крепостное право”. Оно множит грехи помещиков и несчастья рабов. Гриша сказал: “Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!” Увидели сонного Егорку Шутова и стали бить, за что не знают сами. Приказано “миром” бить, вот и бьют. Едет на возу старый солдат. Останавливается и поет. Солдатская Тошен свет, Правды нет, Жизнь тошна, Боль сильна. Клим ему подпевает про горькое житье.

Глава IV ДОБРОЕ ВРЕМЯ — ДОБРЫЕ ПЕСНИ

“Великий пир” кончился только к утру. Кто разошелся по домам, а странники улеглись спать тут же на берегу. Возвращаясь домой, пели Гриша с Саввою: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Жили они беднее бедного крестьянина, не имели даже скотины. В семинарии Гриша голодал, только на вахлатчине отъедался. Дьячок хвалился сыновьями, но не думал, чем они питаются. Да и сам вечно голодал. Жена была куда заботливее его, поэтому и умерла рано. Вечно думала она о соли и пела песню. Соленая Не хочет сынок Гришенька есть несоленую еду. Господь посоветовал “посолить” мукой. Мать сыпет мукой, а солится еда ее обильными слезами. В семинарии часто Гриша вспоминал мать и ее песню. И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлатчине Слились — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного. Родного уголка. Есть два пути у России: одна дорога — “вражда-война”,»другая дорога честная. По ней идут лишь “сильные” и “любвеобильные”. …На бой, на труд. Грише Добросклонову Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Гриша поет: “В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Была и в рабстве, и под татарами: “…Еще ты в семействе — раба; Но мать уже вольного сына”. Григорий идет к Волге, видит бурлаков. Бурлак Григорий рассуждает о тяжелой доле бурлака, а потом его мысли переходят и на всю Русь. Русь Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь. Автор убежден, что Гриша истинно счастливый: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. 1865-1877 гг.

Источник

Анализ главы «Последыш» (Некрасов Н. А.)

Я прочитал поэму Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В главе «Последыш» рассказывается о имении пожилого князя Утятина. Данной главой автор хотел показать как реформа об отмене крепостного права повлияла на жизнь помещиков и крестьян.

В главе поднимается проблема зависимости «свободных» крестьян от помещиков. События происходят после отмены крепостного права.

Наследники старого князя Утятина боятся не получить семейное имение, поэтому они просят крестьян сыграть роль крепостных за достойное вознаграждение («луги поёмные»). Именно это доказывает то, что несмотря на реформу, крестьяне остались такими же зависимыми от своего помещика.

Глава «Последыш» занимает одно из главных мест в поэме. Ей Николай Алексеевич Некрасов показывает беспомощность крестьянского мира. Пахом говорит: «не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна». Данные слова подтверждают то, что крестьяне не умеют жить на свободе и не представляют жизни без своего барина. Именно поэтому крестьяне согласились сыграть роль крепостных и получить вознаграждение, но в итоге остались ни с чем.

Главными героями главы являются Влас, князь Утятин, Клим Лавин и Агап Петров. Влас — староста деревни Большие Вахлаки «Служа при строгом барыне, / Нёс тяготу на совести/ Невольного участника/ Жестокостей его». Именно он рассказывает странникам о князе Утятине, чтобы помочь наследникам барина и притворяется со стальными крестьянами. Князь Утятин — пожилой человек, который выжил из ума. Он не может поверить в отмену крепостного права. Князь привык издеваться над своими крестьянами. Клим Лавин — крестьянин «присадистый, с широкой бородищею», хитрый и грамотный мужчина. Другие крестьяне не любят его за то, что он пьёт и бездельничает «пьяница, / И на руки не чист». Агап Петров — «грубый, непокладистый» мужчина. Он не желал мириться с «добровольным рабством», в котором задействован. Успокоить его удалось только вином, но на следующий день он умер. Образы главных героев главы «Последыш» помогают осознать то, что никакая реформа не сделает свободных людей из крепостных.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — это повествование в жанре поэмы Н.А. Некрасова о путешествии семерых российских крестьян, которые пытались найти счастливого человека.

Написана поэма в конце 60-70-хх годов 19 века, когда как раз было отменено крепостное право в виду проведенной Александром Вторым реформы. Сюжет раскрывает неприятную особенность того, что вместо того чтобы исчезнуть всем старым порокам, добавились еще и новые.

Само же произведение напоминает русские народные сказания. Предлагаю ознакомиться с кратким содержанием «Кому на Руси жить хорошо» по главам.

Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, которые отправились на поиски по настоящему счастливого человека.

Другие персонажи

Ермил Гирин — первый, кого путешествующие крестьяне стали проверять на соответствие статуса счастливого человека, честный бурмистр, очень уважаемый крестьянами.

Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, в деревне именно ее называли счастливым человеком.

Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Старец дожил до ста лет.

Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, от которого его же семья скрывает, что крепостное право уже отменено.

Влас — крестьянин, бурмистр деревни, которой некогда управлял Утятин.

Гриша Добросклонов — обучающийся в семинарии, сын дьяка, грезил, когда же будет освобождение русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Пролог

В один день семь крестьянских мужиков сходятся на дорожке столбовой. Это: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старих Пахом и Пров. Родом они все из Терпигорево. По соседству также есть деревни Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Каждое название деревни говорит само за себя и о том, как там живется крестьянам.

Встретились мужики, поздоровкались «Здравствуйте!», и завелся у них меж собою разговор, кому на Руси жить хорошо, да вольготно?

Каждый высказывал свое мнение. Но мнения каждого другим мужиках не нравились, поэтому они начали кричать, спорить. Чуть до драки дело не дошло. Никто не хотел уступать. У одного хорошо живется только помещику, другой приписывал статус хорошей жизни чиновнику, третий – попу, да «купчине толстопузому», «вельможному боярину», министру или царю.

Если в то время посмотреть бы со стороны на толпу мужиков, кричащих и размахивающих рукавами, то могло показаться, что они там клад нашли и не могут меж собою его поделить.

Они настолько увлеклись обсуждением данной проблемы, что забыли куда и шли с утра из своих деревень, а дела были очень важные – один на крестины ребенка, другой на базар… За спором, да выяснением, кому на Руси жить хорошо, мужики не заметили, как и ночь наступила, и идут они уже в неизвестном направлении.

Устав от спора, они присаживаются отдохнуть, но спор на заканчивают. А вскоре и вовсе дело до драки дошло.

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

От их драки весь лес переполошился, всех зверей да птиц на ноги поставили: кто замычал, кто за пищал, хищные звери и те подальше в лес убежать поспешили.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

Даже птенец из гнезда выпал со страху от мужицких криков, да драки. После, когда они подрались, они обратили внимание на птенца, начали его ловить. Пахом высказался, что пташке легче, чем мужику. Он даже позавидовал, что будь у него крылья, он бы всю Русь облетел, чтобы найти того, кому лучше всех живется.

Остальные говорят, что и крыльев не надо иметь, лишь бы хлеб, да водочка с огурчиками, квасок, да чаёк, тогда бы они пешком по Руси прошли в поисках счастливчика.

За спором мужики не заметили, как подлетела пеночка за своим птенчиком. Она даже предложила им все богатства мира за своего птенчика, что ни попросят, всё им даст.

Мужики согласились с превеликим удовольствием. Птичка показала им место, где закопано сокровище – скатерть-самобранка в коробочке. Потом пеночка заколдовывает их одежду, чтобы она не снашивалась, да обувку, чтобы не стаптывалась, портянки заколдовывает, чтобы не изопрели, а на самих наговаривает, чтобы не обовшивели. Свершив сие чудо, улетает с птенчиком.

А перед тем как улететь, предупреждает, что со скатерти есть могут, сколько хотят, но водки больше ведра в день чтобы не заказывали.

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Мужики побежали в лес и там нашли чудо-скатерть-самобранку. Они тут же устроили пир, а потом договорились, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси жить хорошо, да вольготно.

И вот теперь начинается их путешествие.

Глава 1. Поп

Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.

Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».

Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.

По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.

Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.

Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.

«Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дал, да нечего…»

Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.

Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.

Глава 2. Сельская ярмонка

Путь мужицкий продолжается. Идут они дальше, а по пути им только пустые деревни попадаются. Неожиданно встречают седока и спрашивают, куда народ из деревень подевался?

«Ушли в село Кузьминское,
Сегодня там и ярмонка…»

Мужики туда же направили свой путь – на ярмарку, вдруг там кто-то счастливо живёт.

Кузьминское – село богатое, хоть и чумазое. Там две церкви, закрытое училище, грязная гостиница. Даже фельдшер в деревне имеется. Какое село, такая и ярмарка – тоже богатая. Самое большое богатство в селе – это множество кабаков больших и малых, наливать не успевают, сколько там желающих выпить.

Повсюду, куда ни глянь, везде пьяные лица. Кто топор свой ругает, зачем поломался, дед Вавила в печали – обещал башмаки внучке, да деньги пропил все. Все его утешают, жалеют, а помочь некому – сами все на мели. Один только барин Павлуша Веретенников сжалился, да и возможность имел – купил внучке Вавилы башмачки.

Чем только на ярмарке не торгуют. И книги продают, но спрос только на самые «никакие» книги, да портреты генералов, которые поупитаннее. И не известно, когда наконец-то будут покупать Белинского, да Гоголя.

Лишь наступил вечер, все упитые по самые уши, даже церковь выглядит настолько пьяной, что будто бы вот-вот упадёт.

Мужики уходят из села.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночь. Мужики идут по дороге, как вдруг слышат чей-то разговор про чиновников и про то, как они взятками промышляют.

«А мы полтинник писарю: Прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить».

Потом видят, как парнишка, вусмерть упитый, закапывает свою одежонку, будто бы мать родную хоронит.

Дойдя до дорожного столбика, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который записывает поговорки, да песни крестьян. Он уже много записал и начинает корить крестьян, что слишком они много пьют. Те, в ответ, спорят, что пьют они только с горя, а осуждать или завидовать за это грех.

Яким, будучи в молодые годы, напокупал сынишке лубочных картинок. Даже сам любовался ими, как ребёнок. Однажды в избе загорело, случился пожар. Первым делом Яким бросился спасать картинки, а тем временем сгорели все его сбережения, целых 35 целковых. Деньги расплавились и получился комок, за который ему дают теперь 11 рублей.

Послушав истории, путники сели покушать. Поели, попили. А потом пошли снова счастливого искать, кому на Руси жить хорошо, а Романа оставили у ведра с водкой караулить.

Глава 4. Счастливые

Мужики бродят сквозь толпу и зовут счастливого. Кричат, если такой объявится, то они ему взамен за его рассказ о своём счастье, напоят его водкой вдоволь.

Те, кто трезвый, смеются над таким объявлением, а те, кто уже пьяные, в очередь выстроились. И таких много насобиралось.

Первый подходит дьячок. У него счастье «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют ему мужики.

Дьячка выгнали, за ним пристроилась старуха, у которой на маленькой грядке аж целых тысяча реп наросло.

Следующим встал солдат, обвешанный медалями. Он уже еле на ногах держится, а выпить страсть как хочется. Счастье у него, что живой остался после мучений на службе.

Потом в очереди был камнетёс с огромным молотом в руках, затем надорвавшийся по службе крестьянин, еле живой до дома добрался, следующий – дворовый человек с подагрой. Далее подошёл хвастун, лет сорок простоявший у стола князя и подлизывающий его тарелки, а также допивающий изо всех рюмок заграничное вино.

Мужики выгнали последнего, ведь у них – то вино простецкой, а не к которому он привык — «не по твоим губам!».

Очередь «счастливых» людей никак не заканчивалась. Крестьянин — белорус доволен, что здесь он досыта ест ржаной хлеб, а на родине ел только с мякиной, отчего у него живот шибко пучило и резало.

Следующим «счастливчиком» заявил себя мужик со свёрнутой скулой. Он выжил в схватке с разъярённым медведем, остальные же его товарищами были убиты медведями.

Также к мужикам подходили нищие, которые счастливы, что им дают милостыню и подаяние, и они благодаря этому могут кормиться.

Водки уже не осталось в ведре, а настоящего счастливого человека мужики так и не нашли.

«Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»

Наконец кто-то советует спросить у Ермилы Гирина, так как кроме него счастливых-то людей и нету.

Ермила – простой мужик, весь народ к нему тянется и любит его. Мужикам ведают следующую историю:

Давно как-то была у Ермилы собственная мельница, но ему пришлось её продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мельницу стали торговать. Купец Алтынников решил, было, купить мельницу, да Ермила перебил его ставку, хотя у него денег не было. Тогда он отложил торги и побежал на площадь попросить денег у людей.

Какое-то чудо свершилось, ему понесли деньги, и вскоре нужная сумма собралась. А через неделю он уже насобирал денег, чтобы раздать долги. Собрал народ и начал раздавать, что назанимал. Только один рубль остался. Долго Ермил допытывал у всех, чей рубль.

Мужикам было удивительно, как это Ермилу люди доверили, что собрали для него денег. Но это было правдой без доли колдовства.

Гирин – служащий писарь, работал в конторе, денег ни с кого не брал, а помогал всем советами. Когда старый князь умер, вновьзаступивший князь организовал выборы бургомистра. Все жители вотчины закричали, что нужно выбирать Ермила – честного молодого человека.

Внезапно к разговору подговорился поп, что к Ермилу Гирину тоже бесполезно обращаться по вопросу о счастье, так как он в остроге. Поп начал ведать, что случилось (а приключился бунт в деревне Столбняки, и решили позвать Ермола, к которому народ прислушивался завсегда). Но тут рассказ попа оборвался криками – народ поймал вора – с «благородной болезнью», и сейчас его сильно высекли. После взбучки, которую он получил за дело, вор удирает, забыв про все болячки.

Поп уходит, попрощавшись, но обещав продолжить свой рассказ в следующий раз.

Глава 5. Помещик

Путь мужиков продолжался. Шли они дальше на поиски, кому на Руси жить хорошо. И встретился им на пути помещик Гарил Афанасьич Обота-Оболдуев, который сначала напугался мужиков, спутав их с разбойниками. Но когда разобрался, что им от него надо, рассмеялся и стал рассказывать про своё житьё-бытьё.

Он из дворянского рода татарина Оболдуя, который ради потехи императрицы согласился, чтобы его ободрал медведь. За это получил в награду сукно.

Потом история Оболт-Оболдуева продолжалась уже печально, что раньше-то было привольно, всё ему принадлежало, и крестьяне ему преклонялись.

Любили его все дворовые люди, подарками задаривали, за отца родного почитали. Но прошли времена, жизнь изменилась – землю и крестьян у помещика отняли. Леса вырубают, всё разоряют, усадьбы сносят, заменяя питейными домами. Да и грамота уже никому не требуется. Помещикам же новый указ теперь:

«Проснись, помещик заспанный!
Вставай! – учись! трудись. »

А трудиться же они, помещики, не привыкшие. Они по-другому жить научены. После этих слов помещик зарыдал навзрыд, чем сильно растрогали добродушных мужиков, которые сразу подумали:

«Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику. »

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Последыш

На другой день мужики прибыли к берегу Волги, прямо на сенокос попали. Лишь стоило им заговорить с местными крестьянами, как услышали музыку, а к берегу подплыло три лодки. В них дворянская семья – два барина с супругами, их малыши, да прислуга. И ещё один старенький барин. Старичок оглядел покос, все ему до земли поклонились. У одного стога старик задержался, велев его разметать – ведь сено ещё в нём не досохло. Хоть стог выглядел вполне сухим, но приказ старика быстро выполнили, стог раскидали.

«Странники дивятся:
Дедушка!
Что за чудной старик?»

Княжеские сыновья вынуждены были отказаться от помещичьих идеалов и потерять своё наследство. Они сильно испугались и подговорили крестьян подыграть им, чтобы никто и вида не показал об отмене крепостного права. А старику донесли, что указ об отмене крепостничества вернули назад, и что всё остаётся, как и было прежде. Это вернуло старика на ноги. И до сих пор так все продолжают его обманывать. А дворовому Ипату даже нравится разыгрывать такую комедию.

«Ипат сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”»

Но вот только Агапу Петрову никак не нравится такое положение дел. Ему противно, что сейчас он получил волю, а им продолжают командовать. Он даже высказался однажды барину об этом, того снова свалило от удара. Когда же пришёл в себя, приказал отхлестать Агапа.

Крестьяне не хотели ослушиваться, увели Агапа в стойло, налили ему вина и велели орать, будто его розгами лупят. Но от такой несправедливости Агап в ту же ночь скончался.

Мужики приглашены на пир к Последышу. Хозяин произносит речь о пользе крепостничества. Потом он укладывается спать в лодки, засыпает под песни мужиков. Но сон переходит в вечный. Жители деревни Вахлаки с облегчением вздыхают. Но суд по передаче им сенокосных лугов продолжается и по сей день.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Крестьянка

«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»

Надоело путникам искать счастливого среди мужиков, кому на Руси жить хорошо. Направились они к Матрёне Тимофеевне Корчагиной – женщине красивой и статной, в должности губернаторши, от роду 38 лет, но себя она считает уже старухой.

Из её рассказа, счастлива она была тогда, когда жила ещё в родительском доме. Но детство, а потом и девичество прошло быстро, девицу Матрёну сосватали за Филиппа – молодца румяного, да сильного. Любил он Матрёну здорово, побил всего один раз. Но вздумалось ему уехать на заработки. Матрёна же осталась в его большой и чужой для неё семье.

Приходится Матрёне вкалывать на старшую сестру мужа, да на суровую свекровь и свёкра. Радость обрела лишь с рождением сына Дёмушки.

Только старый дед Савелий проявляет к Матрёне сожаление, да сочувствие, остальные не больно доброжелательны к невестке. Старик – бывший каторжник с 20-летним стажем, наказан был за убийство немца, который служил управляющим и замаял мужиков работой. Много рассказывал Матрёне про свою богатырскую жизнь.

Свекровь же Матрёну заставляет работать много, даже не велит брать Дёмушку в поле, чтобы она не отвлекалась там на сына. За Дёмушкой следит дед. Но в один день старик уснул, и Дёмушку съели свиньи.

Однажды Матрёна на Дёмушкиной могилке встречает деда Савелия, который к этому времени ушёл в монастырь. Невестка прощает деда и забирает домой, где он вскоре засыпает вечным сном.

Хотя у Матрёны нарожались и другие детки, но Дёмушку – первенца она забыть не смогла, и горе её по нему не притупилось со временем.

Один их детей Матрёны – пастушок Федот был приказан к розге за то, что не уследил за овцами – одну утащил волк. Но Матрёна взяла вину на себя.

Будучи беременной Лиодорушкой, Матрёна отправилась в город, чтобы попросить о муже, которого забрали в солдаты. Там прямо в приёмной Матрёна и родила. В родах ей помогала сама губернаторша Елена Александровна. За неё теперь вся семья молится.

С того дня Матрёну прозвали «губернаторшой» и «счастливицей». Да разве в этом счастье-то?

После своего рассказа Матрёнушка сказала, что среди женщин счастливую путники никогда не сыщут, потому как не существует ключей от женского счастья, и даже Богу не известно, в чём женское счастье.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Пир на весь мир

По всему селу Вахлачина разгулялся пир. Все сбежались сюда: и странники, и Клим Яковлевич, и Влас-староста. Даже два учащихся из семинарии Саввушка и Гриша – добрые ребята, тоже пришли сюда. Народ попросил их выступить с весёлой песней, в чём они не отказали.

Подошла пора рассказывать истории. Все слушают историю про «холопа примерного – Якова верного», всю жизнь проходившего за барином, исполнявшего каждую прихоть. Радовался всему, даже барским побоям.

Крестьяне заспорили, кто самый грешный. Божий странник Иона поведал историю о двух грешниках и разбойнике Кудеяре. Благодаря Господу у него проснулась совесть и должен он был срубить дуб, огромный-огромный, тогда ему грехи и отпустятся.

Но дуб лишь тогда и упал, когда Кудеяр пролил кровь злого пана Глуховского.

Прохоров Игнатий спорит с Ионой – дескать мужицкий грех самый большой. Его история была о старосте, который не огласил последнюю волю хозяина. А хозяин велел освободить своих крестьян. Но староста не хотел упускать деньги и порвал вольные.

Собравшиеся удручены. Звучат песни: «Голодная», «Солдатская». Придёт время и для других, добрых песен. Например, два семинариста, братья Савва и Гриша. Гриша – сын дьячка, с возраста 15 лет уже решил посвятить жизнь свою ради счастья народного. Своё село Вахлачина он любит, как родную мать. Парень поёт песню о Руси:

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!»

Не пропадут его помышления: Грише уже заготовлена судьба – славный путь, да громкое имя народного заступника, чахотка и Сибирь. А пока парень поёт свои песни. Но странники его, к сожалению, не слышат. Иначе бы поняли, кому на Руси жить хорошо, и вернулись бы домой с правильным ответом.

Заключение

История заканчивается на этом самом месте. Вернее даже не заканчивается, а обрывается. Некрасов умер, и мы никогда не узнаем продолжения сказа, кому на Руси жить хорошо.

Но сохранившиеся и опубликованные части уже можно понять, что и в послереформенной Руси были мучения, прежде чем люди научились жить по-новому. Проблемы, раскрытые автором в поэме, показали, что самое великое счастье у мужика было – ведро водки. Многие проблемы актуальны и по сей день, поэтому поэма популярна, а цитаты из неё многие даже используют в разговорной речи.

То, как автор задумал и осуществил описание поэмы, похоже на приключенческий роман, что делает чтение поэмы лёгким и увлекательным.

Здесь мы представили лишь краткий пересказ «Кому на Руси жить хорошо». Если кому понравится сюжетная линия, кто захочет познакомиться с произведением и главными героями поближе, то обязательно прочитайте полную версию поэмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *