кто такой полиграф полиграфович шариков

Шариков

Такой литературный герой, как Шариков “Собачье сердце” – не может оставить читателя равнодушным. Его образ в повести возмущает, шокирует, вызывает бурю эмоций, в этом заслуга автора – гения художественного слова М. Булгакова. Существо, которое появилось из-за вмешательства человека в то, чем повелевает матушка-природа, служит напоминанием человечеству о его ошибках.

Внешность Полиграфа Шарикова

Авторская ирония коснулась не только смысловой составляющей образа Шарикова, но и его внешности. Существо, которое появилось на свет в результате операции профессора Филиппа Преображенского, это своеобразный симбиоз собаки и человека. Животному пересадили гипофиз и семенные железы уголовника и пьяницы Клима Чугункина.

Последний погиб в драке, что говорит о образе жизни человека, который стал невольным участником операции. Автор подчёркивает, что человеческое существо, в которое превратился пёс Шарик после операции, внешне очень напоминает собаку. Его волосы, растительность на теле, взгляд, повадки – всё говорит о том, что животное незримо присутствует в образе новоиспечённого “гражданина”. Чересчур низкий лоб Шарикова говорит о его низком интеллекте. Яркие броские, кричащие детали в одежде – показатель безвкусия, отсутствия элементарной культуры в одежде.

Моральный облик героя

Шариков – символ наглости, нахальства, грубости, фамильярности, безграмотности, лени. Его образ – олицетворение люмпен-пролетариата: той прослойки общества, которая очень быстро освоилась в новых политических условиях. Опираясь на обрывочные сведения, переиначивая фразы из лозунгов нового правительства, эти люди “борются” за свои права, изображая деятельность и труд. На самом деле – они тунеядцы и приспособленцы, власть, которая обещает невиданные блага, манит глупых, недалёких людей, готовых быть слепым орудием в борьбе за светлое будущее.

Судьба Полиграфа Шарикова

Самое удивительное, что после того, как профессор исправляет ошибку, герой приходит к важному выводу. В существе, которое получилось в результате эксперимента, всё самое плохое – от человека, собака – доброе и благородное животное. Получается, что бывают люди, которые хуже собак – эта метафоричность подчёркивается автором несколько раз. К счастью, профессор вовремя смог исправить свою ошибку. У него хватает мужества признать, что его философия ненасилия не всегда работает безотказно. Булгаков намекает на то, что новый политический строй не сможет повторить шаг профессора. Ход истории невозможно остановить, а расплата за вмешательство в естественные процессы неминуемо настигнет общество.

Источник

Апология Шарикова

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» (имеющая подзаголовок «Чудовищная история».) была написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году одновременно в журнале «Грани» (Франкфурт) и журнале Алека Флегона «Студент» (Лондон). В СССР в 1960-е распространялась в самиздате. Впервые официально была опубликована в СССР в 1987 году в 6-м номере журнала Знамя. С тех пор неоднократно переиздавалась.

Общеизвестно, что в «перестроечное» время фамилия якобы антигероя повести Шариков (скорее, уничижительный термин, кличка, презрительное оскорбление) стала нарицательной. Обзывают же простых (как правило русских) людей Шариковыми исключительно те представители т.н. «интеллигенции», совокупную зловонную массу которых Ленин в своё время необычайно удачно определил как «говно нации». Именно они называют (со времён СССР и посейчас) нашу страну «этой страной».

Сами же обычные трудящиеся люди так друг друга Шариковыми не именуют.

Сюжет повести. Москва, 1924 год. Профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достиг отличных результатов в практическом омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками. Выбранный в качестве подопытного животного бездомный пёс, случайно получивший кличку «Шарик», подобранный им на улице, оказался в просторной квартире профессора и получил отличное питание. Донором органов стал погибший в драке Клим Чугункин — вор, алкоголик и дебошир.

Результаты операции превзошли ожидания. У Шарика вытянулись конечности, выпала шерсть, появилась речь, и он принял человеческий облик. По Москве поползли слухи о чудесах, творящихся в доме профессора. Однако Преображенскому скоро пришлось пожалеть о сделанном. С Шариком произошло не только физическое, но и психологическое очеловечивание, он якобы унаследовал от Чугункина все пагубные привычки. Сразу хочется отметить, что во время Булгакова уже отлично знали, что память находится не в гипофизе и с гипофизом память и привычки Чугункина переместиться в Шарика не могли… Полиграф Полиграфович Шариков, как он себя сам назвал, обнаружил пристрастие к сквернословию, пьянству, воровству, блуду, кабацким кутежам, тщеславию и рассуждениям о пролетарской идее. Ради повышения своего социального статуса Шариков по рекомендации председателя домкома Швондера, надеявшегося с его помощью выжить профессора Преображенского из квартиры, устраивается на руководящую должность в отдел очистки города от бездомных животных.

Новая работа радует самолюбие Шарикова, за ним ежедневно приезжает служебная машина, прислуга начинает относиться к нему с подобострастием, и он не чувствует себя обязанным Преображенскому и Борменталю, которые ещё пытаются привить ему нормы культурной жизни. Он получает удовольствие от уничтожения бездомных котов, хотя, по словам Преображенского, «коты — это временное». Шариков приводит в квартиру профессора Преображенского принятую им на работу молодую девушку, от которой скрыл свою биографию. Узнав от профессора правду, девушка отказывается от ухаживаний Шарикова — и тогда тот угрожает уволить её. За девушку вступается доктор Борменталь.

Шариков решает написать политический донос на обитателей квартиры, которые далеко не симпатизируют новой власти и её представителям в собственном доме. Однако бумага попадает к одному из бывших пациентов Преображенского, и тот возвращает её профессору. Преображенский требует от Шарикова убраться из его квартиры, тот отказывается и достаёт револьвер. Борменталь обезоруживает Шарикова, вместе с профессором они проводят новую операцию, превращая Шарикова обратно в собаку. Пёс не помнит ничего из того, что с ним происходило, и остаётся жить в квартире профессора.

«Собачье сердце» писалась, как известно, в 1925 году. Это НЭП, по выражению Ленина – «вынужденное отступление». Окончился период охватывающий три года мировой войны, а потом четыре года войны гражданской. Голодно и холодно сейчас в Москве зимой… Простой народ в городе откровенно голодает. Безработица – жуткая (ведь у нас свободный рынок).

И вот в этом хаосе и разрухе читателю является профессор Преображенский. «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт».Профессор в шубе «на черно-бурой лисе с синеватой искрой», на холодном ветру улиц гигантскими буквами взметается его реклама: «Возможно ли омоложение?» Островок стабильности и благополучия в море советской действительности послевоенных лет.

Но за что ему все это, что он делает такого ценного?
Ответ ужасен.

«Всемирно известный врач» производит аборты, занимается «омолаживанием», «поднимает» половые железы – всё на дому, по расценкам «особые услуги – для особых клиентов». Его расценки – 10 рублей за одно посещение, так что обычная машинистка, «получающая …. 45 рублей в месяц», не придёт к нему лечить «верхушку правого лёгкого» и «женские болезни». Ибо тот «чинит» больших советских начальников и пользуется их протекцией, походу шантажируя прекращением лечения, если к нему не отнесутся «по-особому». Для души занимается евгеникой, что очень близко к фашизму.

Так, единственным общественно-полезным пациентом из описанных был крупный начальник из ЧК – и он был единственным, у которого что-то действительно болело, создавая угрозу жизни, а не требовало «омоложения», абортирования, или «поднятия» половой железы… И именно его наш доктор шантажирует прекращением лечения, когда его просят потеснится на одну комнату. Не растлителя, и не импотента, а того, кто действительно может умереть. По тексту повести – человеку довольно неплохому.

«Всемирно известный» профессор Преображенский и его ученик и ассистент Борменталь – это несомненно еврейские врачи-вредители. В то время многие фамилии на «-ский» из церковного календаря, типа Преображенский, Богоявленский, Богословский, Крестовоздвиженский, Троицкий, Рождественский, Вознесенский и т.п. попы давали при крещении либо найдёнышам бесфамильным либо неофитам-выкрестам из иудеев, в честь ближайшего церковного праздника. Ну а Борменталь, Розенталь, Таль и т.д. – это уже без сомнений.

Они наживаются на пересадке обезьяньих яичников престарелым богатым дамочкам из числа недобитых и/или не изгнанных буржуев. То, что это временное омоложение вскоре оканчивается летально, профессор (и Булгаков не ведают).

Все политико-экономические и правовые дискуссии Шарикова с «всемирным» профессором весьма примечательны. Шариков и ставит вопросы и отвечает на них на уровне отличника-рабфаковца, выходца из русской крестьянской глубинки России. Прямо, честно и верно. Все аргументы Преображенского и поддакивающему ему Борменталя – не по сути дела, они второстепенны и даже третьестепенны. Только так и способны отвечать (думать они не в состоянии) истинные вышеупомянутые экскременты «россиянской нации».

А вот пассаж Преображенского: «Человечество… в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». Таким образом, по Профессору Преображенскому – имеется рождение нескольких десятков гениев в год, а остальное – мразь… Самого себя к «мрази» наш «всемирный» профессор не причисляет…»

Аппаратные методы «детекции лжи» разрабатывались ещё в начале прошлого века. Правда ещё в конце XIX века психиатр Ч. Ломброзо искал способы связать отдельные показатели функционирования человеческого организма (пульс, частота дыхания и т.п.) с правдивостью слов своего пациента (обычно преступника). С тех пор область применения «ЛАЙ-ДЕТЕКТОРА» вышла за рамки служебных расследований. В настоящее время полиграф всё чаще выступает как «ДЕТЕКТОР ПРАВДЫ», т.е. даёт представление об искренности (или лживости) тестируемого лица при кадровом отборе, плановой проверке персонала и др. Другими словами – это «Искатель истины». И Полиграф Полиграфович Шариков в таком смысле уже обретается во втором поколении.

Однако в словаре Ушакова 1939 г. термин ПОЛИГРАФ имеет одно-единственное значение – «копировальный прибор». А словаре Ожегова он вообще исчезает с третьего издания – в 1953 г. Так что о «детекторе лжи»мало кто знал в СССР (вероятно, помимо, понятно, наших вездесущих спецслужб).

Источник

Полиграф Шариков

История персонажа

Полиграф Шариков – плод опасного врачебного эксперимента, затеянного в 20-ых годах прошлого столетия в произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце». Несмотря на то, что это отрицательный персонаж, в книге и фильме режиссера Владимира Бортко он вышел невероятно обаятельным. Секрет кроется в том, что пес, как и получившийся из него человек, не виноват в игре против природы, которую затеяли люди. Свою лепту внес в формирование харизматичного образа и Владимир Толоконников, гениально сыгравшего роль в картине Бортко.

История создания

Долгий путь нового произведения с фантастическим сюжетом и моральной подоплекой к читателю начался в 1925 году. Михаил Булгаков задумал написать необыкновенную историю эксперимента человека над природой под названием «Собачье счастье. Чудовищная история».

кто такой полиграф полиграфович шариковМихаил Булгаков

Повесть должны были напечатать в журнале «Недра», однако двери к публикации с грохотом захлопнулись после ее презентации на литературном собрании «Никитские субботники». О том, что свет увидела вещица «враждебная, дышащая презрением к совстрою», узнали власть предержащие из доноса, и произведение запретил сам Лев Каменев.

В квартиру автора «Собачьего сердца» тут же явились с обыском, отобрав два экземпляра рукописной повести. Впрочем, литературный труд в 1960-ые годы попал в виде копии в самиздат, а затем оказался за границей. Спустя 20 лет на родине решились, наконец, напечатать книгу в журнале «Знамя», но она сильно отличалась от оригинала. То, что в реальности написал Булгаков, читатели получили только в начале перестройки.

кто такой полиграф полиграфович шариковРоман «Собачье счастье»

Имя для бездомного пса Михаил Афанасьевич выбрал обычное, хотя очеловеченному персонажу впоследствии оно не понравилось. Шарик – это значит «упитанный и круглый», что никак не подходит рваной и худой собаке. Герой с трудом, но смирился с именем, взяв его в качестве фамилии.

А вот насчет Полиграфа Полиграфовича мнения исследователей разделились. Одни считают, что автор вручил право выбора имени-отчества персонажу – Шариков узнал, что именины приходятся на день полиграфиста. Другие видят отсылку к детектору лжи, которую Булгаков сделал специально, ведь аппарат позволяет изучать психофизиологические особенности живых существ.

Биография и сюжет

В повести российский прозаик рисует Москву 1927 года. Биография собаки без рода и племени не завидная: с детства скитается по подворотням города в поисках еды. Пес далеко не глуп: рассуждает о смысле жизни, читает вывески магазинов и кабаков и делает выводы о людях. Так, животное недолюбливает дворников, которые гоняют его метлой, подмечает, что машинистка в фильдеперсовых чулках бедна и поэтому ходит на обед в пролетарскую столовую. А еще в душе пса теплом отдаются воспоминания о поваре Власе, не жалеющем мясных косточек для хвостатого бродяги.

кто такой полиграф полиграфович шариковПес Шарик

Однажды судьба сводит бездомного пса с Филиппом Филипповичем Преображенским, врачом, специализирующимся на омоложении людей. Ошпаренного кипятком Шарика профессор сначала накормил вкуснейшей колбасой, а затем и вовсе пустил жить в квартиру из семи комнат. Преображенский задумал гениальный эксперимент по пересадке животному человеческих семенников и гипофиза – железы, отвечающей за рост и развитие. Донором выступил умерший пьяница и рецидивист Клим Чугункин, подрабатывающий в кабаках балалаечником.

Эксперимент хоть и удался, но качество оказалось плачевным. Характеристики нового члена общества ужасали профессора: симпатичный и добрый пес превратился в человека, в котором смешались все пороки донора. Шариков так же, как Клим, любит выпить, дебоширит и скандалит с хозяином дома, презирает его за интеллигентность и дворянские нравы. Воспитательные меры не приводят к успеху. Описание внешнего вида тоже внушает отвращение: Шариков стремится выглядеть как франт, ходит в пиджаке и галстуке, но одежда подобрана безвкусно, к тому же порванная и грязная.

Получеловек-полусобака угрожает «родителю» судами за нелегальную операцию по пересадке человеческих органов и намекает о своем праве на «шикарные жилищные условия». Филипп Филиппович понимает, что, по сути, случилось своеобразное воскрешение погибшего уголовника и алкоголика Чугункина.

кто такой полиграф полиграфович шариковПолиграф Шариков и профессор Преображенский

Разочаровавшись в результатах эксперимента, Преображенский приходит к выводу, что играть с природой бессмысленно и даже опасно. И после очередного дебоша, во время которого у Шарикова в руках оказался револьвер, профессор вместе с помощником Борменталем решает поставить все на свои места. Повторная операция возвратила в жизнь прежнего пса, чуткого, кроткого и умеющего сострадать людям.

Экранизации

«Собачье сердце» вошло в кинематограф дважды. Впервые повесть российского писателя экранизировал итальянец Альберто Латтуада, изменив фамилию персонажа на Бобикова. Плод смелого врачебного эксперимента в фильме 1976 года сыграл Кочи Понзони.

кто такой полиграф полиграфович шариковКочи Понзони в роли Шарикова

Яркой постановкой в кино стала картина советского режиссера Владимира Бортко. В 1987 году ему поступило предложение от главы телеобъединения «Ленфильм» снять фильм по мотивам булгаковского произведения. Во время чтения журнала с публикацией повести Владимир Владимирович сразу понял, что его постановка выйдет в черно-белых тонах.

Исполнителя роли очеловеченной собаки разыскивали по всему Союзу. На воплощение харизматичного образа претендовали даже Алексей Жарков и Николай Караченцов, но победил еще неизвестный в кинокругах Владимир Толоконников, скромно трудившийся в алма-атинском театре. Бортко актер понравился по фотографии. Позже режиссер признавался:

«Типаж – то, что нужно. Узкая полосочка лба над выпуклыми надбровьями, тяжкий взгляд колючих глазок из-под мохнатущих бровей и оскал крупных зубов».

А на пробах Бортко выходил из комнаты, чтобы просмеяться. Особенно впечатлила создателя картины сцена со стопкой водки. Он вспоминал:

В итоге персонаж Толоконникова, получившись не столько отрицательным, сколько обаятельным, превратился в кумира миллионов людей. Между тем, на съемках актер постоянно оставался недоволен своей игрой, просил о дополнительных дублях.

кто такой полиграф полиграфович шариковПес Карай

Пес, сыгравший Шарика, тоже достоин внимания. В образ блестяще вжилась «дворянин» Карай, которого еще щенком подобрала в гаражах москвичка Елена Никифорова. На роль пробовались 20 собак, но авторы фильма выбрали Карая за то, что он «дворняга в чистом виде» и обучен десятку простых трюков – ходить на задних лапах, лаять на кошек (хотя делил кров с котами), сидеть «зайчиком». В дальнейшем пес сделал неплохую кинокарьеру: в копилке Карая короткометражка «Переэкзаменовка», сказка «Рок-н-ролл для принцессы», фильмы «Навеки 19-летние» и «Свадебный марш».

Интересные факты

Цитаты

«Пойти, что ль, пожрать. Ну их в болото».

«Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!»

«Я без пропитания оставаться не могу, где же я буду харчеваться?»

«А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить».

«Я не господин, господа все в Париже!»

«Вот все у вас как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».

Источник

Шариков: характеристика персонажа в романе «Собачье сердце»

Повесть Булгакова «Собачье сердце» стала знаковой для своего времени. Писатель воплотил в ней тягостные размышления о судьбах русской интеллигенции и формировании героя нового смутного времени. Анализ характеристики образа Шарикова в «Собачьем сердце» видится важным для понимания того, какой человек определял судьбы России в постреволюционную эпоху.

Характеристика Шарикова: составляющие образа

Шариков Полиграф Полиграфович — один из центральных персонажей повести. История героя необыкновенна и фантастична, он человек, полученный в результате лабораторного опыта, проведенного профессором Преображенским. Ученый подобрал Шарика, бродячую собаку, и провел операцию по вживлению в мозг человеческого гипофиза. В результате эксперимент приводит к превращению животного в человека. В процессе трансформации пес обучается говорить, играть на музыкальном инструменте и в конце концов обретает полное человеческое сознание.

Однако фантастическая биография персонажа в «Собачьем сердце» достаточно вторична, писатель не задается целью развлечь читателя необычным сюжетом. Основная идейная особенность повести в ее острой социальной направленности: Шариков становится яркой иллюстрацией человека, который определяет культурный портрет большевистской России.

Писательское мастерство Булгакова позволило создать очень зримый, выпуклый и запоминающийся персонаж. В школьных заданиях по литературе характеристика Шарикова из Собачьего сердца часто фигурирует среди тем сочинений, поэтому стоит рассмотреть характеристику героя Шарикова через все средства формирования образа, а именно:

Портретная характеристика

В первом же описании внешности Шарикова автор подчеркивает плебейские и атавистичные черты: низкий лоб, маленький рост, негармоничное сложение. Волосы, торчащие щеткой, небритое лицо, сиплый голос — все это усиливает неприязненное отношение читателя к герою.

Манера персонажа одеваться довершает образ человека некультурного и малообразованного: безвкусный галстук кричащих цветов, порванный, весь в соломе, костюм, лакированные, не подходящие к общему облику ботинки. Во всех сценах автор описывает героя с неприязнью: в эпизоде, где герои обедают, подчеркивается, что голова Шарикова в салфетке напоминала муху в сметане, в сцене, где он объявляет о том, что поступил на работу, говорится об исходящем от него неприятном запахе кошек. Шариков единственный в доме, кого одолевают блохи, ловит он их, как собака, зубами.

Когда Шариков поступает на должность начальника отдела очистки, он предстает перед профессором в кожаной куртке и кожаных же штанах, как и Швондер, что символизирует его принадлежность к людям нового толка, чья среда была сформирована большевиками.

Имя героя

Имя Полиграф Полиграфович герой выбирает себе сам, реализуя стремление ко всему помпезному и безвкусному. Удвоение в имени символизирует гротескность образа, усиление акцента на отрицательных качествах персонажа — фальшивости внутреннего мира, стремление обрести значимость в собственных глазах. Профессор отказывает герою в требовании называть его Полиграфом Полиграфовичем, раздраженный нелепостью этого имени.

Речь персонажа

Само появление способности к человеческой речи у Шарикова начинается с потока брани, а первая осмысленная фраза, обращенная к другому — «Отлезь, гнида». Язык героя изобилует:

Шариков фамильярен — профессора он называет «папаша», Зину — «Зинкой», на что Преображенский делает ему замечание.

Речь персонажа представляет резкий контраст языку профессора, отличающемуся точно построенными фразами и ясно выраженной мыслью. Кроме этого, автор отмечает интонации героя — развязные, глумливые, наглые.

Шариков охотно подхватывает речевые штампы и обороты, свойственные новоязу того времени: фразы «Господа все в Париже!», «В настоящее время каждый имеет свое право…», очевидно, переняты у Швондера или его окружения. В целом его речь производит впечатление человека малокультурного и совершенно необразованного.

Внутренний мир и поступки

Интересы героя в повести отмечены как довольно примитивные. Утонченные сферы искусства, такие как театр или литература, ему кажутся скучными, зато интересны низкие жанры — цирк и игра на любимом инструменте, балалайке. Повышать уровень культуры он не хочет, даже кичится своей необразованностью и пренебрежением норм этикета: в сцене обеда иронизирует над Преображенским и Борменталем, говоря, что все у них как на параде, по-простому они не умеют.

В первой же сцене появления героя через реплики профессора Преображенского читатель узнает, что Шариков матерится, бросает окурки и плюет на пол, не соблюдает чистоту в туалете. В дальнейшем персонаж проявляет самые низкие качества человеческой натуры: крадет деньги и обвиняет в этом горничную; пользуясь служебным положением, склоняет сотрудницу к сожительству; устраивает попойку с проходимцами в доме профессора, и в конце концов пишет донос на Преображенского, который, по сути, является его родителем. Профессия героя также характеризует его не лучшим образом — она связана с убийством, живодерством.

Проиллюстрировать внутренний мир героя можно цитатой, в которой Преображенский говорит про сердце Шарикова: «…самое паршивое из всех, которое существует в природе».

Герой в системе образов повести

С Преображенским и Борменталем герой находится постоянно в состоянии острого конфликта — профессор критикует его за нежелание развиваться, ругает за неподобающее поведение, с доктором же часто дело доходит до рукоприкладства, Шариков пытается добиться его выселения из квартиры.

С Швондером же Шариков находит общий язык. Домком пытается влиять на мышление персонажа в нужном ему русле — дает ему книгу с перепиской Энгельса и Каутского, говорит о необходимости борьбы с «империалистическим хищником». Герои внутренне довольно близки и олицетворяют собой человека новой формации, который, догматически переняв советские лозунги, наделяется властью в той или иной мере. Однако моральные качества таких людей чрезвычайно низки — и домком, и Шариков не останавливаются перед доносами и угрозами, и тот и другой мыслят штампами, уровень их интеллекта достаточно низок.

В ипостаси собаки и человека

В начале повести главный герой обладает еще внешностью и сознанием собаки, побирается на помойках и стремится выжить в подворотнях. В сравнении с образом Шарикова, который с самого начала пронизан неприязнью, к собаке читатель испытывает жалость. Пса с незлобивым и наивным взглядом на жизнь жалко — жалко его за обожженный бок, за голодную жизнь, за обиды, нанесенные жестокими людьми. Повесть начинается с речи Шарика, которая ведется от первого лица, и этот прием сближает читателя и героя. И именно через монолог собаки автор озвучивает свою оценку настоящего, описывая разруху, воровство, несправедливость.

Позицию же Шарикова-человека читатель узнает опосредованно, через диалоги и взаимодействие с другими героями, что, напротив, отдаляет этого героя от читателя. В повести нет ни одного самостоятельного появления Шарикова.

Полиграф Полиграфович как отражение эпохи

Шариков очень органично вписывается в новую реальность — подчеркнуто бескультурный и необразованный, он бравирует этим и считает своим преимуществом в свете большевистских идей равноправия. Образ этого персонажа гротескно, преувеличенно вобрал черты типичного героя тех лет — ограниченного, неумного, с низменными устремлениями. На словах Шариков перенимает идеи коммунистической России, однако больше его заботит распределение материальных благ, отсюда и рассуждения дилетанта о том «как все поделить», а также злые упреки Преображенскому в его обеспеченности.

Автор приходит к выводу, что эксперимент с достижением всеобщего равенства, не обеспеченный высокими нравственными и духовными качествами личности, терпит крах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *