кто такой хусейн в исламе пакистан
Третий шиитский имам Хусейн ибн Али: биография. Битва при Кербеле. История
Ислам, несмотря на свою молодость относительно других религий, имеет историю, наполненную глубоким драматизмом. Очень часто сторонников пророка Мухаммада подвергали гонениям и убийствам. За стойкость, приверженность своим религиозным убеждениям и смирение перед волей Аллаха многие из них сейчас возведены в статус мучеников. Именно к таким людям относится имам Хусейн ибн Али, который почитается всеми правоверными без исключения. А день его смерти до сих пор считается траурным. Из нашей статьи вы не только узнаете, кто такой имам Хусейн, но и проникнитесь жизнеописанием этого святого человека, наполненного светом веры и смирением. Надеемся, что данная информация будет вам полезна.
Несколько слов о достойнейшем из достойных
Богословы считают, что рассказывать о том, кто такой Имам ибн Хусейн, можно бесконечно. О его достоинствах, по мнению правоверных, можно писать целые книги, и абсолютно невозможно дать точную и подробную характеристику этому человеку в одной небольшой статье.
Но чтобы вы в полной мере ощутили его святость и трагизм гибели, мы попробуем описать, каким человеком был Хусейн ибн Али, ставший родоначальником одного из течений ислама – шиизма.
Третий имам появился на свет восьмого января шестьсот двадцать шестого года в арабском племени курейшитов. Хашимитская ветвь была основана предком Хусейна ибн Али – Хашимом ибн Абд Манафом. Интересно, что именно к данной ветви принадлежал сам пророк Мухаммад, который приходился одновременно дедом и дядей будущему имаму.
В семье имама Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба (именно так звучит полное имя этого святого человека) было двое детей. Старший сын Хасан также являлся прямым потомком пророка Мухамада, так как был рожден его дочерью Фатимой.
Продолжив самый достойный род, имам Хусейн с самого своего рождения пользовался уважением окружающих и достойно нес свое имя по жизни. О его доброте и милосердии еще при жизни слагали многочисленные легенды. Известно, что добросердечность и щедрость, с которой имам Хусейн ибн Али относился ко всем людям, приводила к тому, что ислам принимали даже иудеи.
Детство и юность
О детстве и юности третьего шиитского имама известно очень мало. После рождения он проживал в Мекке вместе со всей семьей и большую часть времени находился в тени отца и старшего брата. Оба были деятельными людьми, занимавшими важные посты в жизни исламского общества.
Многие рассказывали о том, что имам Хусейн всегда был очень вежлив, предупредителен и крайне уважительно относился к старшим. Он никогда не заговаривал первым в их присутствии и не стремился идти впереди, даже подаяния нищим он давал чуть меньше, чем старший брат. Это доказывало его уважительное отношение к Хасану.
Интересно, что еще с детства все родственники заметили особую святость Хусейна и приходили к нему за советом в особо трудных ситуациях. Юноша всегда старался помочь всем, кто нуждался в его мудрости и словах. Также он был известен своим отношением к нищим и больным. Практически все свои деньги имам раздавал беднякам. Он часто ходил к ним в гости и звал неимущих людей к себе. Известны случаи, когда с приходом нищего во двор дома имама Хусейна тот прерывал намаз и отдавал страннику все деньги и драгоценности, которые были у него на тот момент при себе. Естественно, подобное поведение не могло не вызывать уважения и восхищения у всех, кто слышал или своими глазами видел благочестивого внука пророка Мухаммада.
Внешний вид Хусейна
Современники считали, что именно Хусейн больше всего походил на своего отца и деда. Он имел светлую кожу, а волосы и бороду окрашивал хной и басмой. Обычно имам появлялся на людях в чалме, практически всегда она имела черный цвет. Чаще всего Хусейн надевал головные уборы из меха и простой тонкой материи.
Кроме внешности, имам был очень похож на пророка Мухаммада и характером. Он был столь же терпелив и благочестив, как и его родственник. Интересно, что всегда Хусейн носил два перстня с выгравированными изречениями об Аллахе.
Шиитское течение в исламе: предпосылки к возникновению
История имама Хусейна тесно связана с возникновением шиизма, ведь именно он и считается его основателем. Данную тему мы не смогли обойти стороной, поэтому подготовили краткую справку о предпосылках к появлению этого течения.
Пророк при жизни являлся бесспорным главой мусульманского общества, но после его смерти эта должность стала выборной. На большом собрании старейшин кандидатура претендента тщательно рассматривалась, и только после согласия всех собравшихся глава мог считаться избранным. Его называли халифом, и вместе с религиозной он получал всю полноту светской власти.
Интересно, что первым халифом стал не зять Пророка, а его ближайший соратник. В дальнейшем шииты жестко осуждали данный факт, считая, что власть была узурпирована. Несмотря на это, после трех халифов это почетное звание получил Али ибн Абу Талиб (отец будущего третьего имама).
Почему-то назначение нового халифа вызвало большие волнения в Сирии. Ее правитель из рода Омейядов воспротивился власти халифа Али и начал против него боевые действия. Продолжалось сопротивление недолго, так как Али ибн Абу Талиб буквально сразу после получения звания халифа был умерщвлен. Власть по праву перешла его старшему сыну Хасану. Юноша был не готов вести боевые действия и согласился признать халифом Муавию из рода Омейядов. Единственное условие гласило, что после смерти правителя Сирии власть вернется к наследникам пророка Мухаммада.
Сразу после этого знаменательного решения Хасан вместе со своим младшим братом переехал в Медину, где и был отравлен в 669 году. Шииты открыто обвиняли в его смерти Муавию, который мечтал, чтобы титул халифа остался в его семье.
Именно данный факт стал началом появления шиитов, или «последователей», как они себя называли. Эти люди были недовольны политикой, которую вел правитель Сирии, поэтому собирались вокруг настоящего наследника халифа – Хусейна ибн Али. Изначально течение было сугубо политическим, но по прошествии нескольких лет в нем наметились тенденции к приобретению религиозной окраски.
Противостояние в Халифате
До 680 года, по договоренности с Хасаном, халифом являлся Муавия, но перед своей смертью преемником он назначил своего сына Язида. Это вызвало большое возмущение среди народа, которое, в свою очередь, привело к тому, что на политическую арену выдвинулась фигура имама Хусейна.
Он предъявил свои права на власть, но халиф Язид не желал отдавать титул внуку пророка Мухаммада, что еще больше обострило обстановку в стране. Общество постепенно делилось на несколько группировок, которые соперничали между собой.
Особо выделились три течения:
Именно эти группировки сыграли ключевую роль в последующих событиях, развернувшихся в Халифате.
Восстание в Куфе: начало
Неизвестно, сколько бы еще продолжалось скрытое противостояние шиитов и сторонников халифа, если бы не разразившееся восстание в городе Куфе. Жители города взбунтовались против Омейядов и послали Хусейну письмо с приглашением возглавить их движение и взять власть в свои руки. Имам согласился и вместе со всей своей семьей сразу же выдвинулся из Медины в Куфу. Так как продвижение вместе с женщинами и детьми было крайне медленным, то Хусейн отправил вперед своего доверенного посланника. Он оказался доволен положением дел в Куфе: жители города выступали против Язида, а более восемнадцати тысяч человек присягнули на верность спешащему в город внуку пророка Мухаммада.
Подавление восстания
Но и халиф, видя какой масштаб принимает восстание, послал в город своего наместника, славившегося суровым нравом и жестокостью. За несколько дней ему удалось сломить мятежников, многие из которых были казнены. Оставшиеся выдали властям посланника Хусейна, успевшего перед смертью отправить предупредительное письмо имаму.
Несмотря на то что ситуация в корне изменилась, Хусейн ибн Али продолжил свой поход и остановился около Кербелы – небольшого городка в ста километрах от Багдада. Именно здесь и развернулись одни из самых кровавых событий в истории халифата.
Битва при Кербеле
Подойдя к городу, Хусейн встретился с войсками халифа. В Куфе они были доукомплектованы местными жителями, которые еще недавно сами выступали против Омейядов и звали к себе имама. Он понимал, что в случае вступления в бой его судьба была предрешена – горстка сторонников не могла победить хорошо обученных воинов. Поэтому Хусейн вступил в переговоры, надеясь решить ситуацию мирным путем.
Он просил отпустить его и всех своих сторонников обратно в Медину, но командиры халифа считали, что этого нельзя допускать. Посовещавшись, они выдвинули имаму позорные условия перемирия, которые тот не смог принять. Единственным выходом сохранить свою честь было сражение.
Битва при Кербеле десятого октября шестьсот восьмидесятого года была короткой и кровавой. В ней погибло семьдесят два человека, среди них было двадцать три родственника имама. Его самого долго мучили, а потом отрубленную голову некоторое время возили по разным городам. В итоге она была торжественно привезена ко двору халифа Язида. Власть окончательно закрепилась за потомками Омейядов.
Последствия убийства имама для халифата
Несмотря на то что халиф сумел удержать власть в своих руках и избавился от любых посягательств со стороны потомков Пророка, для самого государства убийство Хусейна стало долгой дорогой к окончательному развалу.
Народ был возмущен мученической смертью имама, что привело к отделению шиитов от суннитов, поддерживающих халифа. Через четыре года после событий при Кербеле в Мекке, где у Хусейна ибн Али было больше всего сторонников, вспыхнуло восстание, целью которого была месть халифу. Возглавил это движение Абдуллах ибн аз-Зубайр, оказавшийся талантливым военачальником и организатором. Он восемь лет не давал войскам халифа войти в город, но, в конце концов, сопротивление народа удалось сломить.
Этот было самое долгое, но далеко не последнее восстание в истории халифата. Многие ученые считают, что вместе с имамом народ похоронил надежду на возрождение старых традиций. Теперь выборы халифов были окончательно отменены, и формой правления в государстве стала монархия. Но многих это не устраивало, поэтому периодически халифат сотрясали многочисленные восстания. Большинство из них возникали из-за желания отомстить Омейядам за пролитую кровь имама.
Место упокоения Хусейна
Могила имама Хусейна расположена в Кербеле. Для шиитов это святое место, куда спустя три года после смерти внука Пророка стали приезжать паломники. У гробницы с каждым годом появлялось все больше людей, что не всегда устраивало правящую династию.
Поэтому в восемьсот пятидесятом году по приказу одного из халифов гробницу снесли, а паломничество в эти места попало под жесточайший запрет. Но после того как халиф скончался, на могилу имама вновь стали приезжать люди. С этого времени каждый из правителей стремился хотя бы один раз в жизни посетить гробницу потомка Мухаммада.
Мавзолей и гробница: описание
Любой паломник, приехавший в Кербель, знает, где находится мавзолей имама. Для этого нужно добраться до мечети и войти во двор через главные ворота. Практически в центре каменного мощеного двора стоит мавзолей с золотыми куполами. Под его сводами находится гробница, выполненная из серебра.
Размер гробницы превосходит ожидания многих паломников: четыре метра в ширину и два в высоту. Вокруг этого необыкновенно красивого сооружения, украшенного узорами, расположены светильники. Их свет – единственный в мавзолее, все окна завешаны парчовыми занавесками.
Мечеть имама Хусейна
Со временем гробница, в которой покоится тело имама, стала превращаться в полноценную мечеть, куда могли приехать все паломники и прикоснуться к шиитской святыне.
В тысяча пятьсот восьмом году Исмаил-шах захватил Багдад и в качестве дани уважения к имаму приказал покрыть стены гробницы золотом. Следующие правители внесли свой вклад в то, чтобы превратить Кербель в цветущий и богатый город. Они постепенно пристраивали к мавзолею новые сооружения, украшали их искусной резьбой и драгоценными камнями. В середине девятнадцатого века Наирджин-шах расширил мечеть и украсил мозаикой стены. Сегодня ограда, выполненная по приказу шаха, является главным украшением мечети. Она похожа на воздушные кружева насыщенного голубого цвета, а на стены нанесены тексты из Корана.
Мечеть поражает своей роскошью и богатством всех паломников. Обычно они попадают во двор этого монументального религиозного сооружения через главные ворота, которые украшены голубой фаянсовой башней с красивыми часами работы известного мастера.
Все купола мечети покрыты золотом, поэтому паломники видят их издалека. На фоне яркого синего неба они нестерпимо сияют, что поражает даже людей, далеких от религии. Многие приезжают в это священное для шиитов место на экскурсию, чтобы увидеть великолепие гробницы и мечети третьего имама.
Месяц Мухаррам: годовщина гибели внука Мухаммада
Каждый год шииты устраивают особое действо в честь имама Хусейна – Ашуру. К этому дню, который является годовщиной смерти Хусейна, мусульмане готовятся особо тщательно. Ашура проходит в десятый день Мухаррамы – священного месяца правоверных.
Первые девять дней месяца объявлены траурными, во всех домах люди одеваются в черное. Они выходят на улицы и проводят шествия в память о третьем имаме. В таких мероприятиях участвуют абсолютно все люди: дети, взрослые, богатые и бедные. Многие люди обмазывают лицо грязью и бьют себя плетьми для того, чтобы показать свою причастность к мученической смерти потомка Мухаммада.
Десятый день является кульминацией траура, именно он и называется Ашурой. Обычно в это время проводятся театрализованные представления, в которых красочно рассказывается история жизни имама и его родственников. Вечером часто проходят факельные шествия с танцами. В них принимают участие мужчины, количество танцоров превышает сто человек. Все они ритмично двигаются и размахивают саблями, сверкающими в свете огня. Подобного шествия вы не увидите больше нигде в мире.
История жизни и смерти внука Пророка оказала большое влияние на весь исламский мир. До сих пор сунниты и шииты являются двумя противоборствующими сторонами мусульманского общества. А их противостояние стало причиной массовых столкновений, политических переворотов и даже войн на территории Ближнего Востока.
im_werden
Амин Рамин
Антон Кротов в комментариях к посту об Ашуре ниже задает вопрос:
Вопрос уместный. Действительно, почему шииты уделяют Ашуре такое исключительное внимание? Как говорят: хорошо, Хусейн (А) погиб угнетенным, мы это признаем, мы не оправдываем его убийц, но зачем шииты плачут из-за этого уже 14 столетий? Это довольно распространенный вопрос из числа других, которыми хотят поставить под сомнение истинность шиизма. В конце концов, большинство Пророков были тоже убиты, и даже Последний Пророк (С) отравлен. Почему же именно Ашура Хусейна (А) имеет такое огромное значение?
Абдуллах ибн Фазль Хашими вошел к Имаму Садыку (А) и спросил: «О, сын Посланника Аллаха! Почему день Ашуры – день горести, траура и плача? И почему этот день наделен таким значением, которого нет у дней гибели Посланника Аллаха, Фатимы, Али и Хасана (мир им)?» Сказал Имам Садык (А):
انّ یوم الحسین(ع) اعظم مصیبةً من جمیع سایر الایّام
«Воистину, горесть в день Хусейна больше, нежели во все другие дни». «Знай, что асхабуль киса (пятеро очищенных полным очищением – аят 33:33) – их было пять человек, и когда ушел из жизни первый (Посланник Аллаха), люди утешались четырьмя оставшимися (Фатима, Али, Хасан и Хусейн). И когда погибла Фатима Захра (А), люди радовались Али, Хасану и Хусейну. Когда же пал мучеником Али (А), души праведных людей были с Имамами Хасаном и Хусейном (А). Когда погиб Имам Хасан (А), они обратились к Хусейну (А). Но когда пал мучеником Хусейн (А), как будто бы все пять асхабуль киса одновременно погибли мучениками, ибо Имам Хусейн (А) был наследием и напоминанием обо всех остальных. Вот почему траур по нему сильнее» (Бихар, том 44, С. 269).
Смотрите, согласно Корану, ближний мир не имеет значения – важна только будущая жизнь. Настоящая жизнь человека – это грядущая жизнь, а жизнь ближняя есть «игра и забава». Но будущая жизнь имеет привязку к религии, то есть своду законов и правил, по которым должен действовать человек. С этим все согласны.
Второй момент, который надо принять во внимание при ответе на данный вопрос, – это события, которые произошли после смерти Пророка Ислама (С) и которые представляют собой самый черный лист во всей человеческой истории. История этих событий есть история беспримерного предательства и чудовищных преступлений, равных которым не существует. Вкратце, они включают в себя узурпацию халифата, уничтожение Сунны Пророка (С), убийство его дочери (А) и приход к власти Муавии и тиранической династии Омейядов.
Теперь обратите внимание: если бы не было восстания Имама Хусейна (А), Муавия и его наследники добились бы своей цели.
Именно Хусейн (А) своим восстанием сделал так, что наследие Пророка (С), его Книга, Сунна и само его имя сохранились. Хусейн отдал в жертву своих любимых сыновей и сподвижников, растерзанных на его глазах, своих дочерей и женщин, умирающих от жажды перед ним и уведенных в плен после него, и свою собственную благородную жизнь для одной цели – чтобы чистая религия его деда (С) выжила, сохранилась и продолжала вести людей к счастью. Все Имамы (А) из рода Пророка (С) прикладывали разнообразные усилия для той же цели, и все они пали мучениками на этом пути, но усилия Хусейна, страдания Хусейна и жертва Хусейна даже среди них являлись чем-то исключительным.
Вот в каком смысле Пророк (С) говорит: «Я – от Хусейна».
Сохранение же веры Последнего Пророка (С) было не чем иным, как сохранением веры всех предыдущих Пророков (А), потому что Ислам является их печатью и финальным проявлением. Потеря Ислама – чего добивались угнетатели после смерти Печати Пророков (С) – была бы не только потерей 23 лет его усилий на этом пути, но и утратой наследия всех 124 тысяч Пророков до него. Это означало бы, что их священная миссия была напрасной, история человечества не удалась, Иблис победил, и все люди в полном составе отправляются в Ад.
Таким образом, мученическая гибель Хусейна (А) явилась сохранением наследия полного пророческого цикла, и в ней как бы спрессованы все усилия, вся угнетенность, всё мученичество и страдания 124 тысяч Пророков. Хусейн (А) взял от них знамя Единобожия и отдал за него жизнь при совершенно исключительных обстоятельствах.
Если человек поймет всё это пониманием веры, чистоты и искренности (а не просто как набор слов и формальных объяснений), он сам будет плакать по Хусейну (А) каждый день, не нуждаясь даже в траурных стихотворениях и церемониях.
Как можно не плакать, зная, что голова внука Пророка и господина юношей Рая была отрезана и воздета на копье?
Как можно не плакать, зная, что его сыновьям и дочерям – потомкам Пророка (С), умиравшим от жажды, – не дали воды из реки Фурат, откуда пили даже собаки?
Как можно не плакать, зная, что потомство Печати Пророков (С) было уведено в плен и выставлено для продажи на рынках?
Как можно не плакать, если внучку Пророка (С), пречистую Зейнаб (А), били кнутом и ввели в сборище кафиров, пьяниц, абна уз-зина, тиранов?
Поистине, не плакать по всем этим невиданным горестям и преступлениям может только джахиль или кафир. Либо тот, кто ничего не знает о религии и роде Пророка (С), либо тот, кто душевно мертв, потому что кафиры мертвы, как говорится в хадисе. Ходят, едят, говорят, но внутренне мертвы, не имеют жизни. И наоборот, ЗНАЮЩИЙ обо всем этом и испивший из чаши истины Ахль уль-Бейт (А) будет плакать о случившемся не только на Ашуру, но и каждый день круглый год. Как говорит Имам Махди (А) в зиярате «Священная сторона» (Нахия мукаддаса): «Я плачу по тебе утром и вечером, и вместо слез из моих глаз течет кровь».
Сказал Посланник Аллаха (С): «Горячо и горестно в сердцах верующих мученичество Хусейна, и боль по нему никогда не остынет в их сердцах» (Джамиу ль-ахадис, том 12, с 556).
Имам Садык (А) сказал: «Хусейн (А) находится с правой стороны Трона. и взирает оттуда на совершающих зиярат к нему, и знает их по их именам и именам их отцов. И он взирает на тех, кто плачет по нему, и просит прощения для них, и призывает их отцов, чтобы они также просили за них прощения, и говорит: “О, плачущий по мне! Если бы ты знал, какое благо приготовил для тебя твой Господь, твоя радость стала бы больше, чем твоя печаль”» (Мунтаха ль-амаль, том 1, С. 543).
Суммируя все сказанное: если мы понимаем, что цель нашей жизни лежит в будущем мире, а не в ближнем, если мы осознаем, что счастье в будущем мире связано с религией Истины, если мы, далее, признаем, что сохранение этой религии является заслугой непорочных Имамов и особенно Имама Хусейна (А), благодаря всем страданиям, мучениям, крови, угнетенности, через которые они прошли, – тогда, вспоминая эти страдания и угнетенность, мы не можем не плакать по ним.
Но без принятия во внимание будущего мира как цели жизни и необходимости истинной религии для достижения этой цели мученичество Хусейна (А) также не будет иметь никакого смысла, и тут мы согласимся, что слезы по нему в течение 14 веков действительно покажутся пустой тратой времени.
Хусейн (в исламе)
Хусейн (в исламе)
Хусейн حسين | ||
| ||
---|---|---|
669 — 680 | ||
Предшественник: | Имам Хасан | |
Преемник: | Имам Саджад | |
Национальность: | Араб | |
Вероисповедание: | Ислам | |
Рождение: | 626 Медина | |
Смерть: | 680 Кербела | |
Похоронен: | Мавзолей имама Хусейна, Кербела, Ирак | |
Отец: | Али | |
Мать: | Фатима | |
Супруга: | 1) Шахр Бану 2) Лайла бинт Абу Муррах 3) Умм Исхак бинт Талха | |
Дети: | сыновья: Али, Али аль-Аскар, Али аль-Акбар и Джафар дочери: Сакина, Кабир Фатима |
Хусейн ибн Али — аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф (араб. الحسين بن علي بن أبي طالب بن عبد المطلب بن هاشم بن عبد مناف ) (627 — 10 октября 680) — третий шиитский имам. День его гибели во время сражения с войском халифа Язида отмечается шиитами как шахсей-вахсей.
После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Куфе, однако потерпел поражение против Омейядов. 10 октября 680 (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой.
Похороны
Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды [1]. На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов.
Шиитская точка зрения
Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтоы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн — образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусулманином. День Ашура (шахсей-вахсей) отмечается по поводу этого события и жертвоприношения.
Есть шиитская пословица «Всегда — в Ашуре, везде — в Кербеле». Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Хусейн (в исламе)» в других словарях:
Хусейн (в исламе) — Хусейн (январь 626, Медина, ‒ 10.10.680, близ Кербелы), второй сын Али и Фатимы, внук Мухаммеда. После смерти в 680 халифа Муавии I Х., надеясь захватить с помощью иракских шиитов (см. Шиизм) власть в Халифате, с небольшим отрядом двинулся из… … Большая советская энциклопедия
Хусейн аль-Шафеи — حسين محمود حسن الشافعي … Википедия
МУСУЛЬМАНЕ — приверженцы религии, основанной пророком Мухаммедом (ок. 570 632). ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА Период пророчества. Центром Аравии времени возникновения ислама была Мекка, лежавшая на древнем пути пряностей и благовоний из Южной Аравии и стран Индийского … Энциклопедия Кольера
Шииты — Ислам Столпы Ислама … Википедия
СУФИЗМ — (араб. ат тасаввуф) мистико аскетическое течение в исламе. Слово «суфий» восходит к араб. слову «суф» (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и… … Философская энциклопедия
Ближний Восток — (Near East) Содержание Содержание 1. История Ближнего Востока Доисторический Период Древней Истории Период средневековый Крестовые Походы Период Новой Истории, с XV го по XVIII й в Период Новой Истории с XVIII по XX вв. Дело Святых Мест… … Энциклопедия инвестора
Список аятолл — Это неполный список аятолл по странам, включащий как умерших, так и ныне живущих аятолл. Содержание 1 Афганистан 1.1 Умершие 1.2 Живущие 2 … Википедия
ОБЪЕДИНЕННАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА — (Аль Гумхурия аль Арабия аль Муттахида) (ОАР) гос во на С. В. Африки и частично в Азии (Синайский п ов). Площ. ок. 1 млн. км2. Насел. 30 млн. ч. (1966), гл. обр. арабы. Ок. 99% нас. живет в дельте и долине Нила, в оазисе Файюм и в зоне Суэцкого… … Советская историческая энциклопедия
Исламские течения — Содержание 1 Сунниты 1.1 Суннитские правовые школы 1.2 Су … Википедия