кто такой хусейн бек

Кто такой хусейн бек

кто такой хусейн бек

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Народные традиции мусульман и шариат Аллаха – это далеко не одно и то же. И огромное количество людей, совершающих те или иные грехи, не делает эти грехи мелкими перед Господом миров. В наши дни многие (в том числе и мусульмане) ответят на вопрос, поставленный в заголовке статьи, утвердительно – просто потому, что они «собственными глазами видели это» на исламских кладбищах.
Показать полностью. Но давайте вспомним, что говорили на сей счёт Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его ученики?

Передаётся от Абу-ль-Хайяджа аль-Асади:

«Однажды Али бин Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Не направить ли мне тебя с тем, с чем в своё время направил меня Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Увидев любое изображение (или идола), немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй»» (хадис от Муслима, № 969).

Сумама бин Шуффай передал:

«Мы были вместе с Фадалей бин Убайдом в землях Рима (т.е. Византии), у Родоса, когда один из наших спутников усоп. Тогда Фадаля бин Убайд повелел похоронить его и сравнять (могилу с землёй), а затем он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал сравнивать их (могилы) с землёй»» (Муслим, 968).

Недаром же имам Муслим назвал одну из глав своего сборника «Сахих»: «О повелении сравнивать могилу с землёй полностью», не сделав никаких исключений. А в следующей главе «Об покрытии могилы гипсом и сооружении здания на могиле» он привёл хадис от Джабира:

«Посланник Аллаха воспретил покрывать могилу гипсом, сидеть на ней и строить на ней» (Муслим, 970).

Далее, Абдулла бин Шурахбиль бин Хасан (да смилуется над ним Аллах) рассказывал:

«Однажды Усман приказал сравнять могилы. После чего сравняли все могилы, кроме могилы Умм Амр бинт Усман. Увидев эту могилу, Усман спросил: «Что это за могила?» Ему ответили: «Эта могила Умм Амр». Затем он велел сравнять и эту могилу, после чего её сравняли» (Ибн Аби Шайба).

Мауля (вольноотпущенник) Ибн Аббаса передал:

«Сказал мне Ибн Аббас: «Если увидишь людей, которые хоронят покойного и вносят (в могилу) то, что не имеет отношения к могилам мусульман, то сравняй эту могилу с могилой (соседних) мусульман»» (Ибн Аби Шайба).

Халиф Му’авия (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, выравнивание могил является Сунной (обычаем Пророка). А возвышают их иудеи и христиане, поэтому не уподобляйтесь им» (ат-Табарани и Ибн Аби Шайба).

Поэтому шейху-ль-ислам (высший титул исламских учёных-богословов) Ибн Таймия, живший много веков назад, утверждал:

«Строительство особенных сооружений на могилах и установка (памятников) над ними являются религиозным новшеством, которого не было ни в эпоху сахабов и табиунов, ни во времена их последователей, ни в эпоху четырёх (великих имамов Сунны)» («Маджму’у-ль-фатава», 31/11).

Имам ан-Навави говорил:

«Порицается покрывать могилу гипсом, писать на ней и строить что-либо над ней; если же над ней построено (какое-то сооружение), то его сносят в тех случаях, когда кладбище принадлежит всем. Если же могила находится в собственности (конкретного человека), то этого не делают» («Раудату-т-талибин», 2/136).

Ибн Хаджар аль-Хайтами, приведя это мнение ан-Навави, добавил:

«И нет в этом отношении разницы между могилами праведников, учёных и всех остальных» («аль-Фатава-ль-фикхийяту-ль-кубра», 3/141).

Наш современник, шейх Салих аль-Фаузан так пояснил слова халифа Али, сославшегося на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), «увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй»:

«В этом хадисе повелено разрушать купола, которые (построены) над могилами, и приказано сносить мавзолеи и гробницы. И одно из важнейших дел правителей мусульман и каждого мусульманина – уничтожение всего этого. Если у него есть полномочия и сила, то он устраняет это своей рукой. Но если он не имеет полномочий, то связывается с правителями мусульман, сообщает им и разъясняет это положение, после чего требует от них, чтобы они снесли это».

Также он ответил на то, что сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был якобы похоронен в мечети:

«. (некоторые) говорят, что мечеть Посланника (мир ему и благословение Аллаха) была сооружена над могилами, что и является, по их утверждению, доводом на дозволенность создания каких-либо построек над могилами.

Отвечая на это, мы говорим: «Воистину, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был похоронен в мечети. Его похоронили в его доме, которой был расположен вне мечети. Мудрость этого состоит в том, о чём упомянула мать правоверных (Аиша) – существовала опасность того, что могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха) превратят в мечеть. Дом (Пророка, мир ему и благословение Аллаха) в то время примыкал к мечети (но не находился в ней). Однако люди внесли его дом в мечеть после эпохи праведных халифов, во время правления Валида бин Абди-ль-Малика. Когда он пожелал расширить мечеть, то сделал повсеместное её расширение с восточной стороны, вследствие чего комната Пророка (мир ему и благословение Аллаха) осталась внутри (мечети). И это не было сделано на основании совета учёных, а халиф решил это сам, не советуясь с учёными. Однако, несмотря на это, дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не перестаёт быть в прежнем его состоянии и находится на прежней территории, так же, как мечеть стоит на своём месте, и вся хвала принадлежит только одному Аллаху!»» (См. «И’анату-ль-мустафид», 1/389).

Любопытно, что даже профессиональные историки-востоковеды подтверждают это. Пример – статья из энциклопедии доктора исторических наук арабиста Олега Большакова:

«Маза́р (араб. مزار — место, которое посещают) — могила мусульманского «святого» (авлия). В первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества. Исключение составляло разве что поклонение Чёрному камню в Мекке, ведущее своё начало со времён пророка Мухаммада. До середины X в. даже могила Мухаммада не была предметом поклонения. В конце IX в. зафиксировано сооружение мавзолеев (кубба) и мечетей над могилами сподвижников Пророка (асхабов) и почитаемых исламских богословов (улемов). Культ «святых» и их могил быстро развивается с конца X века. Особенно большую роль в этом сыграл суфизм, в котором существует почитание духовных наставников (муршидов, шейхов) и традиция посещения их могил (зиярат). Суфии считали, что молитвы, переданные через шейхов-посредников, действеннее тех, которые обращены непосредственно к Аллаху» («Ислам. Энциклопедический словарь», стр. 151).

Здесь всё верно, кроме того, что мусульмане, безусловно, не поклоняются «Чёрному камню» в Мекке, а лишь надеются снискать Божью благодать через него (см. О Божьей благодати), и что обряды хаджжа намного старше пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью, сподвижников и тех, кто следует их путём.

Источник

Мавзолеи Хусейн-Бека и Турахана

кто такой хусейн бек

Еще в школьные годы я узнал о существовании на территории Чишминского района республики неких памятников истории, а точнее древних захоронений, которые простояли до нашего времени, узнал, впечатлился и забыл…
Прошло лет 15 и в рамках движения Геокешеров (www.geocaching.su) были найдены те самые места.
Впечатлениями от посещения полон до сих пор. Собравшись утром с семьей добрались в плавном темпе по п. Чишмы, РБ. переехав на другую сторону ж/д путей двинули по околице населенки, съехали на грунт и попали к действующему кладбищу, не задерживаясь, т.к. точка на навигаторе была забита на тайник, проехали к тайнику, и тут началось, сначала никак не мог собраться с мыслями, что нужно взять с собой, распечатки тайников путались (в итоге взял не ту), ощущалась нервозность и напряжение, сигнализация на авто тупила (так и наровила заблокировать двери, даже пришлось оставить открытыми окна), в общем было неуютно. Посетив тайник настроение немного упало, по причине необъяснимого состояния легкого стресса…Но куда деваться, раз уж приехал, нужно осмотреть все…Двинули к мавзалею, который находился на кладбище. приехав к воротам, жена заприметила величественное строение из камня посреди современных могил, контраст нужно сказать еще тот.
Проникнув за ворота кладбища, мы проехали вплотную к мавзолею.

кто такой хусейн бек

кто такой хусейн бек

Немного освоившись на месте, рассмотрев архитектурное творчество ХV века я принялся за фотографию. Отсняв несколько кадров снаружи, я зашел внутрь в надежде сделать полноценную обзорную панораму внутри здания.

кто такой хусейн бек

И так как это требует определенного времени пришлось мне пробыть внутри порядка 15 минут, наедине с историей.

кто такой хусейн бек

Не знаю, как на Вас, но на меня такие места оказывают умиротворяющее воздействие, я успокоился и принялся за работу. Отсняв, я вернулся к родным совершенно спокойным и готовым к продолжению нашего путешествия. Уже готовился уезжать, но жена напомнила о древних гробницах, которые остались вне объектива моего фотоаппарата. Досняв,

кто такой хусейн бек

мы поехали дальше, проехав ж/д пути в обратном направлении двинули в сторону с. Верхние Термы, проехав по асфальту километров 15 выехали на хорошо укатанную грунтовку. Справа и слева возвышались холмы и вдалеке на одном из таких холмов жена увидела одиночно стоящее строение из камня в котором наблюдалось сходство с ранее увиденным.

кто такой хусейн бек

кто такой хусейн бек

Проехав к холму и забравшись на его вершину мы вплотную подъехали к воротам в заборе окружавшим мавзолей. Далее через ворота ограды, к калитке входа в мавзолей… поднявшись на ступеньку ограждающую внутреннее помещение от улицы мы с женой застыли от увиденного… справа на полу лежало что-то очень напоминающее тело человека накрытое белым саваном…

кто такой хусейн бек

Жена прошептала:
-«Расчленёнка…» (откуда она взяла этот термин, дома вроде бы никто НТВ не смотрит, как, впрочем, и иные общественные каналы?)
Ступор и непонимание, что теперь делать читались на лицах обоих.
— «Ну, что, пойдешь?» — спросила она меня…
— «Я даже не знаю…» — ответил я…
Но все-таки преодолел смятение и небольшое чувство страха я зашел внутрь. Постоял немного и решил, что на сегодня фотографий хватит, ну может только снаружи. Погрузившись в машину поехали на поиски тайника. Пробыв в поисках и других несложных процедурах необходимых при находке тайника около часа, я все же решил сделать снимки снаружи. и мы вернулись. Около мавзолея мы обнаружили людей и автомобиль, стало совсем непонятно, то ли родственники покойного приехали за телом (и зачем его здесь хранить, может обряд у местных такой), то ли еще кто сюда забрел по каким-либо причинам. Поздоровавшись я начал у них интересоваться, видели ли они, что находится внутри, и знают ли они что там… На что был получен ответ, что они не местные, а под простыней какой-то камень, возможно надгробная плита… состояние у них было так же слегка «контуженное» :))) но они в силу отсутствия рядом детей или просто в силу своей «храбрости» смогли заглянуть под саван.
С души спал, видимо тот самый, камень… Никто не умер, ну по крайней мере вчера-сегодня, и опасаться нечего. Но находится внутри в процессе съемки мне все таки не хотелось, как в анекдоте ложечки нашлись, а осадок остался.
Итог сей басни, таков — и в пределах 60 км от Уфы можно получить незабываемые впечатления и заряд эмоций до следующих приключений. Удивляйтесь и пусть у всех все будет ХА-РА-ШО!
:DDD

кто такой хусейн бек

П.с: осталось много вопросов, кем они были, Хусейн-Бек и Турахан, что сделали, и что проповедовали. Постараюсь найти что-нибудь по теме в сети и дополню эту запись, и не совсем понятно время возведения м. Турахана, по одним данным ХII век

Источник

Достопримечательности Чишминского района: Мавзолей Хусейн-бека

На территории Чишминского района находится одна из важных мусульманских святынь – это мавзолея Хусейн-бека.

Доехать до мавзолея просто. Он находится в 3 километрах от поселка Чишмы, за железной дорогой. Практически до самой точки нахождения мавзолея идет асфальтированная дорога. Есть указатель на повороте к святыне. Мавзолей находится на территории мусульманского действующего кладбища.

Историческая справка. Хусейн-бек был родом из Туркестана, жил он XIV веке, учился в медресе, после, по приданиям, он совершил хадж в Мекку. На Башкирскую землю Хусейн-бек попал с важной миссией – распространение ислама. Направить человека проповедовать в эти земли просил Хан, события происходили в середине XIV века. У Хаджи-Хусейн-бека получилось распространить ислам среди башкир и стать первым и очень почитаемым проповедником. После определенных успехов Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом Башкортостана. Предположительно, Хаджи-Хусейн-бек умер в 1341 или в 1342 году. Захоронен был рядом с озером Акзират, на небольшом холме — это и есть место нахождения мавзолея.

Появление мавзолея Хусейн-бек. В 90-х годах XIV века по территориям, которые сейчас принадлежат Чишминскому району, проходило войско Тамерлана. Обнаружив могилу проповедника, Тамерлан решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Как нам рассказали в музее, надгробную плиту привез хан Темир-Ленг из Туркестана на 12 волах. На ней было написано: «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн-беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека, умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные».
Позже на этом месте была построена гробница, квадратное сооружение со сводчатым куполом. Материалом для строительства послужили глыбы известняка.

Есть много легенд связанных с мавзолеем. Одна из них, что Тамерлан и его войско остались зимовать на этом месте. Но часть войска погибла, по каким-то непонятным причинам. И тогда рядом с мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

В XIX веке мавзолей был полностью уничтожен. То, что мы видим сейчас, это восстановленная гробница. В 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, были проведены раскопки гробницы. Почитаемая святыня восстановлена. Каждый год в Чишминском районе проходят мероприятия в память Хусейн-бека.

Координаты: 54.581023, 55.416946

Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов

Проект «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

Источник

Хусейн-бек из Туркестана – первый башкирский имам

кто такой хусейн бек

Хусейна-бека проповедовать на земли башкир в XIV в. отправил Ахмед Ясави, а гробницу над его могилой воздвиг Тамерлан.

По легенде, в XIV в. башкирский хан Борак обратился к туркестанскому святому Ходжи Ахмеду Ясави с просьбой прислать своего ученика, который мог бы распространять ислам среди башкир. Выбор наставника пал на Хусейн-бека. Точных сведений о жизни этого благородного человека не сохранилось, и судить о ней можно только на основе преданий и предположений. Вероятно, он родился в начале XIV в. в Туркестане, в юности окончил медресе и стал учеником кого-то из духовных преемников Ходжи Ахмеда, жившего в XII веке. в

Переехав в Башкирию в 1341 г., он поселился в ставке хана. Его проповедь была успешной, у него появилось немало последователей – он распространял ислам и тарикат ясавия среди башкирских племен и родов. Поэтому он заслуженно получил право именоваться первым башкирским имамом. Спустя некоторое время он совершил хадж, а вернувшись, уже именовался титулом хаджи. Помимо прочего, он выполнял обязанности мусульманского судьи – кади. Скончался Хаджи Хусейн-бек в 1366 г. в возрасте 76 лет и похоронен на возвышенности над широкой поймой реки Дема (сейчас это место возле поселка Чишмы Чишминского района Башкортостана). После смерти был признан святым, а его могила стала местом паломничества

кто такой хусейн бек

Мавзолей Хусейн-бека / Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Согласно ещё одной легенде, не подтверждающейся историческими фактами, в 1393-1394 г. в этих краях, преследуя своего давнего противника Тохтамыш-хана, оказался Тамерлан. Здесь он и решил перезимовать. Следует сказать, что духовным наставником полководца, по легенде, был суфийский учитель Мир Саид Барака, принадлежавший к тарикату ясавия. Узнав, что в могиле на холме покоится его земляк и ученик Ходжи Ахмеда Ясави, Тамерлан приказал воздвигнуть мавзолей. Здесь также был установлен могильный камень с надписью:

Справедливый в своих решениях Хусейн-бек сын Омар-бека… из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширною, чти же его своим благодетелем. Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца четвертого, года семьсот сорокового».

Зимовка оказался трудной для войска Тамерлана, воины страдали от холода, кроме того, среди них вспыхнула эпидемия. Многие погибли, в том числе и шесть военачальников. Их похоронили неподалеку от гробницы Хусейна-бека. Эти захоронения стали началом кладбища Ак-зират, надгробные камни которого возвышаются до сих пор.

кто такой хусейн бек

Шесть старинных каменных надгробий с эпитафиями на арабском. Считаются что здесь покоятся шесть военачальников Тамерлана / Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Долгие годы гробница почиталась среди башкир как святое место, но к XVIII-XIX вв. она превратилась, фактически, в руины.

кто такой хусейн бек

Фотография С.М. Прокудина-Горского, сделанная в 1910 г. Мавзолей в то время представлял собой руины / Источник: С.М. Прокудин-Горский

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. От старого здания сохранился лишь фундамент.

Пришедшие к власти большевики, пропагандируя атеизм, всячески пытались стереть из народной памяти воспоминания о святом. За территорией вокруг мавзолея никто не ухаживал, около него и внутри него собирался мусор.

Начало перестройки принесло гробнице, как ни странно, новую напасть. В 1985 г. археологическая экспедиция под руководством Г.Н.Гарустовича начала раскопки внутри мавзолея. Были обнаружены 9 погребений, три из которых принадлежали взрослым и шесть – детям. Все они были захоронены лицом в сторону Мекки. Останки были перевезены в Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. В результате проведенных экспертиз было выявлено, что одно из захоронений вероятнее всего принадлежит имаму Хаджи-Хусейн-беку. Исследования подтвердили легенды – действительно, это был выходец из Средней Азии. Удалось даже воссоздать облик его, а также других людей захороненных в гробнице. Более 30 лет останки находились в институте.

кто такой хусейн бек

Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Для верующих подобное обращение с прахом святого человека являлось кощунственным. К ученым стали обращаться сначала общественные организации, затем администрация Чишминского района и ЦДУМ России. В результате этих усилий останки были переданы верующим, и в июле 2016 г. состоялась церемония их перезахоронения.

С 2004 г. по решению Верховного муфтия, при поддержке Правительства РБ в Чишминском районе, а если быть точнее, в поселке Чишмы, где находится мавзолей Хусейн-бека ежегодно стали проводиться съезды мусульман Башкортостана.

Мавзолей Хусейн-бека был огорожен, очищен от мусора, в оконные проемы установлены резные решетки. Сюда приезжают учащиеся школ республики, гости района различного уровня и ранга во время Всероссийских и Всемирных мероприятий.

кто такой хусейн бек

Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Исламосфера / По материалам Павла Распопова, Рамиля Рахматова.

Источник

Чишминские мавзолеи. Мавзолей Хусейн-бека и Тура-хана

Близ поселка Чишмы находятся два интересных древних архитектурных памятника башкирской культуры – мавзолеи (башкиры называют их кэшэнэ).

Мавзолей Хусейн-бека

Это ближайший к Уфе мавзолей, самый легкодоступный. Находится на особо почитаемом священном ханском кладбище «Ак-зиярат». Считается, что он был одним из самых ранних мавзолеев Башкирии.

кто такой хусейн бек

По легенде, Хусейн-бек был основоположником мусульманства в Башкирии. Процитирую предание по книге Н.А. Мажитова и А.Н. Султановой «История Башкортостана. Древность. Средневековье»:

кто такой хусейн бек

По легенде в 1393-94 годах Тамерлан встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит:

«Справедливый в своих решениях Хусейн-бек сын Омар-бека …рсасского из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширною, чти же его своим благодетелем. Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца четвертого, года семьсот сорокового».

Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана.

кто такой хусейн бек

По описанию В.В. Вельяминова-Зернова середины XIX века, мавзолей представлял белокаменное квадратное здание размером 8х8 м и с толщиной стен 1,5 м. Высота стен составляла 4 м. В помещение вел дверной проем высотой 2,5 м и шириной около 1 м. В северной, восточной и западной стенах имелись сводчатые окна.

Со временем старинный мавзолей разрушился. Побывавший тут в 1910 году фотограф С.М. Прокудин-Горский запечатлел уже бесформенные руины и стоявший в них надгробный камень зеленого цвета.

кто такой хусейн бекМавзолей Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. Мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.

кто такой хусейн бекНадгробный камень Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил археологическое исследование мавзолея. В ходе раскопок внутри мавзолея Хесейн-бека обнаружили девять захоронений. В трех из них были взрослые, а в шести – дети. Все они размещались в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг – в Мекку. В одном из детских погребений найдены зубы лошади. В центре, судя по всему, лежал сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался 160 см, возраст 25-30 лет. На останках не отмечено следов заболеваний, которые могли бы вызвать изменения костной системы. На основе черепа был восстановлен портрет этого человека. Кем были похороненные рядом с ним – неизвестно. Возможно, они были родственниками Хусейн-беку. Материалы памятника хранятся в Музее археологии и этнографии в Уфе.

кто такой хусейн бек

В 2016 году останки Хусейн-бека были перезахоронены после изъятия их в 1980-е годы для изучения. Мавзолей является почитаемой мусульманской святыней.

Неподалеку от мавзолея сохранилось шесть старинных каменных могильных плит с надписями на арабском. Народная молва приписывает их к военачальникам Тамерлана, которые будто умерли во время его зимовки в Башкирии из-за случившегося по неизвестной причине мора. Отсюда и начиналось древнее мусульманское кладбище, со временем оказавшееся в черте поселка Чишмы.

кто такой хусейн бек

Мавзолей Тура-хана

Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Описан в 1845 году В.С. Юматовым, исследован в 1976 году Е.Л. Хворостовой и в 1988 году Г.Н. Гарустовичем.

Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит. Размеры квадратного основания 6,6х6 м, толщина стен более 1 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Высота – 5,4 м. Имеет небольшой прямоугольный пристрой, который служил входом. Высота входа 2,5 м, ширина 1,5 м. По описанию В.С. Юматова 1845 года, в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня. В западной и южной стенах имеются арочные оконные проемы.

кто такой хусейн бек

В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. Документальных сведений о его личности не сохранилось, что дает богатую пищу для домыслов – вплоть до того, что он был потомком Чингисхана. Тура-хан был убит вместе с братом Басманом своим соперником – ногаем Алтакаром.

кто такой хусейн бекМавзолей Тура-хана. Фото барона де Бая, 1897 г.

Археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Также найдены кости животных. Захоронение относится к раннемусульманским погребальным памятникам булгарского типа. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.

В наши дни мавзолей обнесли металлической решеткой. Обычно и вход в ограду, и сам мавзолей закрыты на замки.

кто такой хусейн бек

Этот мавзолей находится рядом с дорогой от поселка Чишмы к деревне Нижние Термы, на холме в 100 м от трассы. Если предыдущий мавзолей стоит на кладбище, то этот – в чистом поле, что усиливает впечатление. Благодаря рельефу, его видно издалека.

Оба мавзолея имеют статус памятников архитектуры федерального значения. Еще один известный мавзолей есть в Челябинской области – это мавзолей Кисяне в окрестностях Варны. Также известно кэшэнэ Бэндэбикэ в Максютово и мавзолей в Оренбургской области.

кто такой хусейн бек

Поселок Чишмы

Чишмы – крупный поселок городского типа. По данным Википедии, находится на 15 месте в России по численности населения среди поселков городского типа. В нем проживает более 22 тысяч человек – больше, чем во многих уральских городах! Основан в 1888 году в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги. 15 августа 1914 года в Чишмах были соединены Самаро-Златоустовская и Волго-Бугульминская железные дороги. В наши дни здесь действует крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги. Сам поселок мало чем примечателен. Главная достопримечательность – мавзолеи. Но также могут представлять интерес историко-краеведческий музей и памятник В.И. Чапаеву.

Окрестности

Если ехать из Уфы в Чишму по исторической Старочишминской дороге (она шла в направлении Самары), то можно завернуть в еще одно интересное место. Для этого нужно ехать по трассе в сторону аэропорта, повернуть в направлении Зубово, а вскоре – на Березовку. Здесь сохранилась одна из старейших церквей Башкортостана. Церковь Рождества Христова была построена помещиком Федором Третьяковым в 1780 году.

кто такой хусейн бек

Если поехать дальше Чишмов, то в 22 км в селе Дурасово на берегу реки Демы можно найти водяную мельницу братьев Бушмариных. Дурасово было основано в конце XVIII века, получило название по фамилии владельцев. Впоследствии перешло к дворянам Блударёвым. До революции сюда приезжали на лечение кумысом.

В Уфе у Бушмариных были лавки и дома. Мельница находится между рекой Демой и деревней, от которой ее отделяет озеро-старица. Это деревянное трехэтажное строение в готическом стиле. Сейчас здание заброшено и постепенно разрушается.

Как добраться до Чишминских мавзолеев?

Чтобы попасть к мавзолеям, нужно выехать на трассу М5 и ехать в сторону Москвы, повернув по указателю на Чишмы. Кладбище с мавзолеем Хусейн-бека расположено к югу от этого поселка. Попав к кладбищу, нужно двигаться дальше по дороге до второго входа. Оттуда до мавзолея 200 метров. Расстояние от Уфы – 60 км. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.

До Чишмов можно легко доехать на электричке или автобусе из Уфы. В Чишме останавливается большинство поездов, идущих по этой железной дороге.

GPS-координаты мавзолея Хусейн-бека: N 54° 34.862´; E 55° 25.018´ (или 54.581033°, 55.416967°).

От Чишмов до мавзолея Тура-хана примерно 12 км. Он расположен между деревнями Нижние и Верхние Термы на холме справа от дороги (есть указатель).

GPS-координаты мавзолея Тура-хана: N 54° 36.301´; E 55° 13.099´ (или 54.605017°, 55.218317°).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *