кто такой худрук театра

Кехман заявил о беспределе во МХАТе и пообещал «жесточайшие» сокращения

кто такой худрук театра

Во МХАТе им. М. Горького планируются масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников из-за серьезного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. Об этом заявил генеральный директор театра Владимир Кехман в интервью «РИА Новости».

«Здесь только один отдел состоит из 27 человек, которые занимаются непонятно чем — пиаром, информационной поддержкой? Я с ними встречался, это хорошие ребята, но их очень много», — объяснил он свое решение. Кехман уточнил, что бюджет театра составляет 2,3 млн руб., а продажи в лучший месяц — до 20 млн руб.

Для сравнения он рассказал, что в Санкт-Петербурге в Михайловском театре, который обслуживает команда из десяти человек с бюджетом 650 тыс. руб., продажи билетов за октябрь составили 81,5 млн руб. В Новосибирском театре при заполняемости зала в 50% данный показатель составил 47 млн руб., добавил Кехман.

«Такого беспредела в управленческой структуре, как во МХАТе, я не видел нигде», — заключил гендиректор театра. Он также объявил, что все зарплаты будут изменены и он готов расстаться со всеми, кто с этим не согласен.

кто такой худрук театра

Владимира Кехмана назначили генеральным директором МХАТа им. Горького 27 октября. Одновременно с этим он остался художественным руководителем Михайловского театра. В Минкультуры заявили, что он, опираясь на свой опыт, сможет помочь МХАТу им. Горького в «кризисной ситуации».

Практически сразу Кехман распорядился отменить запланированный на 2 ноября спектакль «Чудесный грузин», одну из ролей в котором исполняла певица и телеведущая Ольга Бузова, в связи с «плохими продажами билетов в период карантинных ограничений». Он подчеркнул, что в театре больше не планируют показывать спектакли с приглашенными актерами — только при условии, что они согласятся играть бесплатно.

Бузова в ответ на это заявила, что продажи на спектакль с ее участием высоки, и показала скриншот с сайта театра, на котором можно увидеть, что все билеты на спектакль «Чудесный грузин» 2 ноября раскуплены.

Также спустя несколько дней после назначения Кехмана художественный руководитель театра Эдуард Бояков сообщил, что новый гендиректор предложил ему написать заявление об увольнении. «Я это сделал, несмотря на то что у меня пятилетний контракт», — добавил он. По его словам, озвученной Кехманом причиной стало отношение Боякова к экс-худруку и бывшему директору театра Татьяне Дорониной.

В Минкультуры назвали увольнение Боякова «абсолютной неожиданностью» и подчеркнули, что узнали об этом из СМИ. В ведомстве напомнили, что директор театра должен согласовать с учредителем кандидатуру нового худрука, а Минкульт — обсудить кандидатуру с профессиональным сообществом.

Бывший худрук МХАТи им. Горького Татьяна Доронина еще в июне написала письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой уволить Боякова. Она отметила, что при его руководстве из театра уволили актеров, составлявших основу репертуара, а сам репертуар и декорации к спектаклям были «почти уничтожены». Среди снятых с репертуара пьес она назвала произведения Островского, Полякова и Булгакова.

кто такой худрук театра

Накануне Кехман заявил, что Бояков, а также ученики и близкие люди Дорониной, поступили несправедливо по отношению к ней. «От нее отказались, предали ее», — счел он. Новый гендиректор МХАТа им. Горького заявил, что его главным намерением является возвращение Дорониной в театр.

«Либо Татьяна Васильевна мне сама позвонит, либо разрешит ей позвонить, либо она просто приедет в театр», — заключил он.

Источник

Кто в театре главнее художественный руководитель или директор

Здравствуйте! Очень часто мне задают этот вопрос. Кто же стоит выше? Кто кому подчиняется? Может ли директор уволить худрука и наоборот? Скажу честно, что я и сам не знал ответа до недавнего времени, как и многие мои коллеги. Что ж, давайте разбираться. Приятного чтения!

Служил я в гос. театрах с 2006 года и никогда особо не задумывался кто главнее в руководстве. В Малом театре в то время, когда я проходил там практику, директором был Виктор Иванович Коршунов и у них был прекрасный рабочий тандем с Юрием Мефодиевичем Соломиным. Все всегда знали к кому из них идти и с каким вопросом. Они дополняли друг друга и театр жил. Но когда я после окончания института поступил в труппу Нового драматического театра, я был немного удивлён. Вячеслав Долгачёв «правил» единолично в качестве худрука, а директора я даже не знал. Потом, уже после моего увольнения, мне рассказали, что директора посадили за махинации с капитальным ремонтом.

Назначили нового директора, которая всеми силами старалась сохранить директорский театр, без худрука. Режиссёры приходили и уходили, а она спокойно руководила. Я вижу губительную тенденцию директорских театров по всей стране. Например, в Нижнем Новгороде. Могут назначить главного режиссёра, но он полностью подчиняется директору. Так проще, только вот, зачастую, директора настолько далёкие от культуры люди, что даже спектакли в своих театрах не смотрят. Но что-то я увлёкся. Могу долго говорить о наших театрах и проблемах. Вопрос был не в этом.

Бывает и по-другому. Департамент назначает худрука, а он уже сам нанимает директора. Тогда трудовая книжка директора лежит в театре и он полностью подчиняется худруку. Такие театры, как правило живут лучше, там меньше воруют и творчество на первом плане. Примеры: театр им. Пушкина, ЭтСетера и другие. А ещё бывает, но редко, когда один человек занимает сразу две должности. Обычно, это маститый артист, который на хорошем счету в министерстве. Обе должности совмещал Олег Табаков, а сейчас совмещает Валерий Гергиев в Мариинке. Это редкость, но, как говорят, в таком случае, театр живёт особо хорошо.

Подводя итог, чаще худрук и директор театра равноправны. Правда, недавно на совещании минкульта было предложено худрука сделать главнее. Думаю, это правильное решение. Ну и повторюсь, что я очень против директорских театров. А вы что думаете, мои дорогие читатели? Очень интересно пообщаться с вами в комментариях!

Ставьте «лайк», если статья вам понравилась. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые! Удачи вам и только хороших руководителей!

Источник

Как менялось руководство в главных московских театрах

кто такой худрук театра

Эдуард Бояков, Александр Ширвиндт, Кирилл Серебренников

Театр Ермоловой

В 1925 году выпускники студии при Малом театре основали передвижной театр, названный фамилией актрисы Марии Ермоловой. Двадцать лет спустя учреждение разместилось в здании Постниковского пассажа. В 1942 году худруком театра стал Андрей Лобанов, который перестал учить актеров и требовал, чтобы они сами придумывали решения для своих героев и чувствовали их. В энциклопедии «Кругосвет» приводится мнение артиста Всеволода Якута о методах работы Лобанова:

«Он начал истреблять то, что считал рудиментами нашего студийного прошлого, взяв курс на профессионализацию коллектива».

С 1990 по 2012 год худруком театра был Владимир Андреев. Перед тем, как уступить должность актеру и режиссеру Олегу Меньшикову, он открыл новую должность — президент театра. Это место закреплялось за возрастными актерами с сохранением зарплаты. Сам Андреев был президентом Театра Ермоловой с 2012 года до своей смерти в 2020-м.

кто такой худрук театра

Заняв посты худрука и директора, Меньшиков отремонтировал театр, построил новую сцену, убрал из репертуара 24 старых спектакля и организовал благотворительные постановки для помощи больным детям. При Меньшикове появилось мероприятие «Кино на сцене. Покровские ворота», в котором актеры читают текст со сцены, а на экране демонстрируются отрывки киноленты без актеров. В 2018 году режиссер Максим Диденко представил спектакль «Текст» в жанре «кибернуар» — эксперимент на стыке зарубежного кино пятидесятых и визионерских романов о проникновении технологий в человеческую жизнь.

21 августа 2021 года в СМИ появилось обращение уволенных из театра Ермоловой артистов к Владимиру Путину. Согласно письму, руководство решило «незаконно уволить» 29 сотрудников. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают об этом обращении, но вмешиваться в конфликт не будут. Позднее руководство театра назвало «домыслами» содержание письма, однако Меньшиков после его публикации сложил полномочия директора (но не худрука). Директором театра стал Сергей Кузоятов.

МХАТ им. Горького

МХАТ им Горького появился в 1987 году после разделения основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко учреждения на два театра. Более 30 лет во главе учреждения стояла советская актриса Татьяна Доронина, которая почти не меняла репертуар. В 2018 году МХАТ им. М. Горького возглавили Эдуард Бояков и его заместитель Захар Прилепин, а Доронину перевели на должность президента театра.

кто такой худрук театра

Эдуард Бояков, 2019 год

Актеры МХАТа рассказали «Газете.Ru», что только за первый год руководства Бояков «уволил или вынудил уволиться» больше 80 человек и привел около 50 новых сотрудников. Он предложил труппе перевестись на краткосрочные контракты и значительно изменил репертуар театра. Многие актеры жаловались, что их лишили ролей и стимулирующей надбавки, составляющей около трети зарплаты.

«После того, как мы не подписали переход на срочный договор, репертуар был изменен, и у меня ни одного спектакля не было. Сейчас это не просто дискриминация, это какой-то геноцид. Мало того, что у людей снимают зарплату, так еще эту часть зарплаты раздают другим, лояльным артистам, — сказала заслуженная артистка России Юлия Зыкова в 2019 году. — Идет разделение коллектива. Играют спектакли с лояльными артистами. Премьеры, которые были выпущены в прошлом году, ставятся по одному или два раза».

В 2021 году появилась информация о том, что Доронина направила Путину письмо с просьбой уволить Боякова. Она назвала худрука «непрофессиональным и бездарным». Народная артистка СССР обвинила Боякова в том, что он уничтожил репертуар театра и «выгнал» талантливых артистов. Подлинность письма подтвердили представители Дорониной.

«Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль — все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый и развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком — и с проповедью уничтожения России», — было сказано в обращении.

Бывший актер МХАТа Александр Титоренко подтвердил «Газете.Ru», что с нынешним руководителем у артистки не сложились отношения из-за того, что он убрал из репертуара практически все ее постановки. По словам Титоренко, Доронина даже обращалась к Боякову, чтобы он не трогал спектакли и актеров, но худрук проигнорировал ее замечания. Во МХАТе претензии назвали «спланированной акцией» против нового руководства. В свою очередь в Кремле заявили, что не получали письмо Дорониной.

МХТ им. Чехова

Первым худруком второго театра, образованного после разделения МХАТа, стал Олег Ефремов. В 2000 году артист умер, и на смену ему пришел Олег Табаков. Он взял курс на классические произведения («Белая гвардия», «Вишневый сад», «Гамлет», «Господа Головлевы»), а также на современную драматургию (пьесы Ольги Мухиной, Василия Сигарева, братьев Пресняковых). Табаков привлек к работе в театре ведущих актеров (среди них — Ольга Яковлева, Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Алексей Кравченко, Ксения Лаврова-Глинка) и режиссеров (Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Лев Эренбург, Дмитрий Крымов и многие другие).

После смерти Табакова в 2018 году худруком МХТ был назначен Сергей Женовач. В 2021-м актеры и общественность возмутились снятием с репертуара театра спектаклей Константина Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы») и Кирилла Серебренникова («Зойкина квартира»). Исполнительница главной роли в «Зойкиной квартире» Лика Рулла заявила «Газете.Ru», что постановка полюбилась зрителям и уже стала «классикой».

«Я не понимаю, чем руководствуется Сергей Васильевич [Женовач]. Наверное, у него далеко идущие планы — и он как руководитель видит перспективу, — сказала Рулла. — Кроме как досады и разочарования, у меня нет никаких эмоций по этому поводу. Я очень жалею, что ведется такая политика театра».

Сам Женовач объяснил, что отказ от некоторых старых постановок — это нормальная политика театров, без которой невозможно развитие.

«Современник»

Московский театр «Современник» основан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ. С 1956 по 1970 год худруком театра был Олег Ефремов, а с 1972 по 2019-й — Галина Волчек. Под ее руководством «Современник» впервые гастролировал по США в 1978 году. В 1997-м он стал первым зарубежным театром, получившим престижную награду «Drama Desk Award». После смерти Волчек в декабре 2019 года худруком театра стал заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжаков. Он вычеркнул из репертуара «Современника» некоторые постановки, включая «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других. Летом 2020 года на закрытом сборе труппы актер Сергей Гармаш объявил, что уходит из театра. По его мнению, назначение Рыжакова худруком ведет к разрушению учреждения.

Источник

Один день из жизни худрука театра «Комедианты»

Фото: / Вероника Галачиева

Кто такой худрук театра? Кто ставит спектакли и выбирает актеров? На эти и другие вопросы отвечаем в эксклюзивном материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Санкт-Петербург, 30 ноября.

«Утром играю в детском спектакле, вечером участвую в драматических постановках… а иногда на складе подрабатываю»

Каким мы видим театр? Для обывателя мир спектакля обычно ограничен: сцена и декорации, слезы и смех, актеры и буфет в антракте. Но мало кто знает, что и кто стоит за трехчасовым представлением, живыми эмоциями и благодарными аплодисментами публики.

Один день в бурлящем, живом организме театра «Комедианты» в компании его создателя и бессменного художественного руководителя Михаила Александровича Левшина провел корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

кто такой худрук театра

Просторный и немного прохладный кабинет, вдоль и поперек увешанный дипломами, обставленный раритетными вещицами, реквизитом и мебелью советских времен. Кажется, здесь ничего не менялось уже пару десятков лет. За массивным столом в кожаном кресле сидит самый главный человек театра, его сердце и душа, его художественный руководитель Михаил Александрович Левшин.

кто такой худрук театра

Левшин более 25 лет назад создал камерный театр, а ныне Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение культуры Драматический театр. Он лично выпустил более двадцати спектаклей. За историю своего существования театр побывал с отдельными спектаклями и гастрольными поездками практически во всех крупных населённых пунктах Ленинградской области и дал представления во множествах городов за рубежом.

Сегодня руководитель «Комедиантов» назначил прослушивание молодому актеру, мечтающему начать свою карьеру с легендарного театра на Лиговском. Михаил Александрович, однако, предстоящую встречу не называет собеседованием или приемом на работу: «Интересный молодой человек придет сегодня знакомиться».

Этого самого «интересного молодого человека» рекомендовала директору театра завлит с запоминающимся именем Борислава Суродина.

«Колоритный молодой человек» уже должен подойти. Мы сидим в кабинете директора и терпеливо ожидаем начала знакомства. Раздается телефонный звонок.

кто такой худрук театра

Тишину вдруг прерывают. В кабинет к Михаилу Александровичу сумбурно влетает седовласый мужчина с молотком: «Бомжи все еще сидят на этом крыльце, всё бутылками заставлено. Нужно его срочно демонтировать, сколько это стоить будет?».

Худрук размеренно объясняет последовательность действий и обещает разобраться с хозяйственными неурядицами в кротчайшие сроки.

Следом за предыдущим гостем в главный кабинет заходит замдиректора, его помощник и правая рука: «Необходимо утвердить программу гастролей в Таллине. Или же мы едем в Китай?»

Как минимум, один раз в год на средства комитета по культуре Ленобласти театр «Комедианты» выезжает на гастроли за границу. Финансирование очень ограничено, поэтому руководство театра всегда стоит перед сложным выбором: какое представление дать, каких актеров отправить на гастроли, как рассчитать бюджет и самое главное, как понравиться и запомниться аудитории чужой страны. Не считая актеров, на гастроли должны выехать, как минимум, семь человек, среди которых режиссер, художественный руководитель, костюмер, гример, специалисты по свету и декорациям.

кто такой худрук театра

– Средства на гастроли и прочие расходы выделяются очень небольшие. Поэтому приходится рассчитывать бюджет максимально грамотно: все средства уходят только в наше главное дело – производство спектакля. Раньше могли случаться противоречия по распределению бюджетных средств между художественным руководителем и директором. Сейчас их нет, потому что две эти функции выполняю я. Правительство, конечно, вполне обоснованно вводит различные антикоррупционные меры, но бывает, доходит и до абсурда. Вот, полагаются нам целевые средства на ремонт помещений. Согласно закону, план работ мы выставляем на аукцион, и я обязан выбрать именно того подрядчика, который предложит свои услуги за минимальные вложения. Но становится понятно, что услуги эти едва ли будут выполнены надлежащим образом за маленькую сумму,

— рассказывает художественный руководитель «Комедиантов».

Время с «отцом» театра на Лиговском пролетело незаметно, а между тем, с момента звонка актера-новичка вместо обещанных нескольких минут прошло полчаса за шутками и историями.

Звонок. Михаил Александрович обещал «напомнить» молодому человеку о правилах хорошего тона и пунктуальности, но вместо этого с доброжелательной улыбкой объявляет: «Пришел, пойдемте знакомиться».

кто такой худрук театра

Михаил Александрович внимательно рассматривает его и интересуется, чем выпускник актерского занимается в свободное время, как зарабатывает на жизнь, где и с кем живет.

Михаил Александрович предлагает юноше прочитать отрывок из любого произведения на выбор.

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

— помпезно и с легким волнением читает Исмаил Есенина.

Худрук останавливает актера. Руки Исмаила невольно нервно теребят уголок рубашки.

Я понял Вас. Но попробуйте прочесть иначе, так, чтобы мы поверили. Читайте не так помпезно, немного более «человечно» что ли.

Второй раз у Исмаила вышло гораздо лучше.

Михаил Александрович начинает читать сам, за ним темп подхватывает и актер.

«Гопник», коим новичок сам себя назвал в резюме, Левшину понравился.

кто такой худрук театра

Монтеры доделывают декорации, меняют пол, расставляют на сцене колонны и цветы. За два часа до вечернего спектакля труппа «Комедиантов» собирается или, вернее сказать, «начинает подтягиваться» на генеральную репетицию спектакля «Дурочка». Сегодня в спектакле дебютирует молодая актриса, которой сразу доверили одну из ведущих ролей. Она и появляется на репетиции самой первой. Девушка, не замечая непрошеных зрителей, в одиночку начинает танцевать парный танец.

Сумбурно в зал вбегают и другие актеры. Оглушающую тишину безлюдного зала нарушает смех актрис и указания наставника.

Репетиция продлится два часа. Ровно столько же остается до дебюта новенькой молодой актрисы. Казалось бы, к этому времени, ход спектакля должен быть отлажен до мелочей: синхронные реплики и движения, танцы, диалоги. Актеры, однако, продолжают импровизировать: «Здесь лучше сделать так, там сообразим по ходу спектакля, в конце я тебе подыграю».

Театр – место, где чувства берут верх над разумом и, зачастую, здравым смыслом. Закулисье – огромный и добрый мир, где знают цену искусству, жизнь не пересказывается, а бурлит и создается здесь и сейчас.

Источник

Не вынес двоих: почему МХАТ имени Горького остался без худрука

кто такой худрук театра

Кандидатуру нового художественного руководителя МХАТ имени Горького Минкультуры утвердит после консультаций с профессиональным сообществом, сообщили «Известиям» в ведомстве. 1 ноября о своей отставке объявил худрук театра Эдуард Бояков. Недавно назначенный гендиректор МХАТа Владимир Кехман уже заявил, что спектаклей с приглашенными актерами на Тверском бульваре больше не будет, и признался в любви к Татьяне Дорониной. Представители театральной Москвы по-разному оценили деятельность бывшего худрука. «Известия» выяснили, как изменился МХАТ имени Горького в период руководства Боякова и кто из деятелей культуры может занять его место.

Артисты вдохновлены

Меньше недели назад — 27 октября — генеральным директором МХАТ имени Горького был назначен Владимир Кехман, а 1 ноября художественный руководитель театра Эдуард Бояков на своей странице в Facebook объявил, что покидает театр. По его словам, директор предложил ему написать заявление об уходе. «Я это сделал, несмотря на то что у меня пятилетний контракт. Устраивать оппозицию или фронду в ситуации, когда руководство не хочет со мной работать, не в моих правилах. Озвученная Кехманом причина — мое отношение к Дорониной», — написал он.

Другие аспекты разговора худрук комментировать отказался, добавив, что благодарен всем, кто с ним сотрудничал все эти три года. Он также пожелал МХАТ имени Горького «успехов и развития», обещал сообщить о своих дальнейших профессиональных планах и резюмировал, что «тема закрыта».

кто такой худрук театра

кто такой худрук театра

Представление нового гендиректора труппе состоялось уже после увольнения худрука. Владимир Кехман, комментируя для «Известий» итоги собрания, отметил, что все артисты вдохновлены и никакого конфликта больше нет.

Мы сегодня встречались с режиссером театра, непосредственно ведущим основные спектакли, — поделился он. — Очень надеюсь, что мы до конца года сможем спокойным образом доработать репертуар именно для труппы, без приглашенных артистов. Я также спросил его об одном уникальном спектакле театра, в котором была задействована вся труппа — 120 человек. Если у нас получится возобновить его, это будет сенсация.

Владимир Кехман отметил, что очень ждет встречи с Татьяной Дорониной и надеется услышать от нее пожелания по руководству театром.

— Она всегда была лицом МХАТа, она — единственная из здравствующих великих мхатовцев, — подчеркнул гендиректор. Поэтому я очень надеюсь, что до конца года мы сможем увидеться с ней и сформулировать наше видение по поводу того, как дальше будет развиваться театр.

В Минкультуры, учредителе МХАТа, на вопрос «Известий» ответили, что о решении худрука уволиться узнали из СМИ и оно стало для них абсолютной неожиданностью.

Разумеется, согласно уставу директор театра должен согласовать с учредителем кандидатуру нового художественного руководителя. А мы, в свою очередь, обсудим эту кандидатуру с профессиональным сообществом, — отметили в ведомстве.

кто такой худрук театра

Опрошенные «Известиями» деятели культуры по-разному оценили деятельность Эдуарда Боякова в должности худрука. Заслуженный артист России, художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев заметил, что МХАТ имени Горького и его театр расположены напротив друг друга через дорогу и их традиционно называют театр-Пушкин и театр-Дантес.

кто такой худрук театра

Раньше наш визави напоминал склеп, а с приходом Эдуарда Боякова мы немножко заволновались, — признался Евгений Писарев. — Там появились яркие витрины, боксы горящие, публика стала толпиться у входа. По внешними вещам могу судить, что там кипела жизнь, это точно. И туда пришли работать приличные артисты.

Народный артист России, худрук Театра «Школа Современной пьесы» Иосиф Райхельгауз считает, что до прихода Эдуарда Боякова МХАТ имени Горького напоминал стоячее много десятилетий «болото», а худрук там создал жизнь, туда потянулись зрители, они стали покупать билеты, о МХАТе принялись спорить, в этот театр отдал свой роман Водолазкин.

Для писателя Евгения Водолазкина увольнение Эдуарда Боякова тоже стало неожиданностью. Он отметил, что во МХАТе идет успешная постановка по его роману «Лавр» и в любом его комментарии, вероятно, могут усмотреть личную заинтересованность, но как простой зритель он уверен, что Бояков совершил, казалось бы, невозможное: за три года сделал театр популярным. По словам писателя, не все решения худрука были ему близки, но не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает.

кто такой худрук театра

Среди главных ошибок Боякова эксперты называют разрыв отношений с президентом МХАТа Татьяной Дорониной и конфронтацию с преданной ей частью труппы. Народная артистка не была в театре с января 2018 года, а в Сети периодически появлялись якобы подписанные ею письма, адресованные руководству страны, с просьбой уволить худрука.

кто такой худрук театра

Отрицательно сказалось на репутации худрука и сотрудничество с популярной телеведущей Ольгой Бузовой, приглашенной в спектакль «Чудесный грузин». Противники Боякова сочли, что персонажам такого рода не место на академической сцене. Кроме того, теперь уже бывший худрук наряду с приглашением действительно крупных режиссеров доверял постановки и тем, чей профессиональный уровень не соответствовал статусу МХАТа.

Эдуарду Боякову есть за что сказать спасибо, даже большое спасибо, — заметил в беседе с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Прежде всего, за само здание: он поменял кресла в зале, обновил фойе, сделал с помощью мониторов так, что это здание стало обращать на себя внимание. Кроме того, он привлек новую аудиторию. На спектакль Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» билеты в партер раскупали полностью, от первого до последнего ряда. И в то же время он сделал многое, чтобы это решение об увольнении было принято. В первую очередь это расхождение слов с делами. Когда его приглашали во МХАТ, была идея о совместном управлении с Татьяной Дорониной. Но этого не сложилось. Было бы логично, чтобы он приглашал многих крупных режиссеров, но зачастую он давал карт-бланш тем фигурам, которые этого не заслуживали. При этом он начал активно ставить сам, не имея профессионального режиссерского образования, что для такого театра, как МХАТ, — нонсенс.

кто такой худрук театра

22 спектакля

За период руководства Боякова во МХАТе имени Горького было поставлено 22 спектакля, притом что театр закрывался в связи с локдауном.

кто такой худрук театра

Эдуард Бояков работал системно: у него и его команды была программа — то, можно назвать репертуарной идеей, — считает театральный обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова. — В приоритете были современная и классическая русская драматургия и литература, поданная в разных жанрах и форматах, а вишенкой на торте — реконструкция мхатовских спектаклей.

По словам эксперта, была у МХАТа Боякова и потребность в том, что достаточно редко встречается в наших театрах и что психологи называют контекстным мышлением. Например, с реконструкциями «Трех сестер» и «Вишневого сада» корреспондировала постановка «Мифический муж и его собака», рассказывающая об эпохе создания этих спектаклей и взаимоотношениях Чехова с Московским Художественным театром. К «Трем сестрам» отсылает и «Розовое платье» — о судьбе одной из героинь чеховской пьесы.

Кроме того, отмечает Светлана Наборщикова, в заслугу худруку можно поставить творческое освоение мхатовских пространств: сценой в огромном здании становились не только специальные площадки, но и другие помещения.

Согласно уставу театра, нового худрука должен принять на работу директор, предварительно согласовав кандидатуру с Минкультуры. В здании на Тверском бульваре может быть и один руководитель — директор, поскольку по уставу МХАТ имени Горького — театр директорский.

кто такой худрук театра

кто такой худрук театра

По мнению Иосифа Райхельгауза, директорский театр — это всегда плохо, поскольку спектакли создают режиссеры, а театры — главные режиссеры и художественные руководители. Евгений Писарев на вопрос, кто бы мог возглавить МХАТ имени Горького, ответил, что есть замечательные режиссеры, которые не имеют своего театра: Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов. Но это люди авторского театра, а в такой, как МХАТ, должен приходить человек со своей общественной позицией, культурной значимостью, даже узнаваемостью. Идеально, чтобы это был художник с широкими взглядами, который не будет строить монотеатр, окажется открытым к разному, новому.

— У меня один кумир в плане художественного руководства — Олег Павлович Табаков, но где такого взять? — задался риторическим вопросом режиссер.

На закрытом собрании труппы, где гендиректор был представлен коллективу, он, по словам очевидцев, обозначил один из своих приоритетов — музыкально-драматические спектакли, поскольку большая сцена изначально проектировалась в том числе как оперная, концертная. И пообещал устроить во МХАТ имени Горького «новый Зальцбург». Кроме того, в Сети разошлось видео, опубликованное главным редактором RT Маргаритой Симоньян. На нем Владимир Кехман снимает со стены портрет Эдуарда Боякова и обращается к Татьяне Дорониной: «Татьяна Васильевна! Смотрите, смотрите! Оп! И нет его. Люблю вас очень. Спасибо за всё».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *