кто такой художник бутафор

Кто такой художник бутафор

Бумажные «подделки»

Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолику, хрусталь, стекло.

Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок) – отсюда и происхождение названия. В переводе с итальянского, buttafuoria означает «подделка». Предметы бутафории отличаются дешевизной, лёгкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю, потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем предметы, которые изображают.

– Главное в нашей работе – иметь художественное чутьё и навыки. По большому счёту, бутафор – это бумажный художник. Фактически всё мы делаем из бумаги. И всё, что на сцене объёмное, – это наших рук дело, – рассказывает бутафор шестого разряда Елена Алексеенко.

Созидатели

Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, но также богатую фантазию и золотые руки.

– Главное моё орудие в работе – смекалка! Главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов, – делится с нами бутафор шестого разряда Светлана Юрченко.

Также сотрудники цеха подготавливают все поверхности декораций к покраске для передачи их художникам. В итоге должна получиться вещь, которую не отличишь от настоящей. Поэтому самой лучшей благодарностью режиссёра они считают вопрос: «Вы что, это всё купили?»

– Я ещё 40 лет назад пришла в театр. Закончила наше художественное училище. Вообще, бутафор – это профессия, выпускников которой почти нет. Всего по России несколько училищ сейчас обучают художников-бутафоров. Конечно же, этого недостаточно, – объясняет художник-бутафор 1-й категории Любовь Курганова.

По её словам, особенно увлекательна эта профессия тем, что бутафоры до конца никогда не знают, что в итоге у них получится. Ещё один несомненный плюс профессии – работа никогда не повторяется.

– В конце 80-х в нашем театре была реконструкция, мастерские находились на улице Набережной, около музучилища имени Чайковского. После учёбы в художественном училище я два года работала художником-декоратором. Потом ушла из театра и вернулась почти через 10 лет на должность бутафора, – говорит Елена Алексеенко.

По её словам, бутафором может стать любой творческий человек. Навыки, приобретённые в работе, можно использовать не только в хобби – после такой «школы» человек с лёгкостью может стать декоратором, оформителем или реквизитором, который сумеет с нуля создать любую необходимую вещицу.

– Я закончила художественное училище в Севастополе по курсу «Художник-оформитель». В Симферополе работы не оказалось, художников было много. Но как-то раз проходила с подружкой мимо театра и решила зайти спросить, не нужна ли я здесь. И уже на следующий день вышла на работу – так стала бутафором Светлана Юрченко.

Подготовка реквизита к новому спектаклю занимает от месяца до двух, в зависимости от количества и сложности элементов, а также от размера сцены. Тяжелее всего работать с клеем, признаются в цеху. Применяют как обычный ПВА, клейстер, так и более специфический клей – наирит. В остальном обстановка у наших мастеров более чем приятная, что даже с других цехов приходят в гости.

Помимо создания реквизита, бутафор должен следить за тем, чтобы все предметы были в надлежащем состоянии. Ведь на репетициях или даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать. Так, в спектакле «Убить Герострата» актёр кидает за сцену большой кувшин, который бутафоры называют «любимым», так как чинить его приходится регулярно.

Быть или не быть

В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, бутафоры не верят. По их словам, такая игра, скорее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная. Только актёры самого высокого полёта могут затмить собой все декорации и удерживать внимание зрителя весь спектакль.

– Декорации необходимы для общего восприятия спектакля. Всё это помогает погрузиться в атмосферу, – объясняет Елена Алексеенко.

Вместе с тем во многих театрах сегодня такой профессии, как бутафор или декоратор, уже нет. Декорации делаются на заказ. И только в самых сильных российских театрах остаются стабильные цеха.

Источник

Необычная профессия: 9 вопросов к бутафору Екатерине Терентьевой

1. Чем вообще занимаются бутафоры?

— Бутафоры создают декорации и реквизит. Наша задача — сначала подобрать технологию изготовления (нередко приходится изобретать свою с нуля), а потом непосредственно создать объект. Иногда работу упрощают автоматические станки, но, как правило, это полностью ручная работа. Бутафорские изделия, декорации используют в кино и театре, на разных мероприятиях, в квеструмах, на модных показах, шоу и фотосъемках. Это могут быть элементы костюма или интерьера, даже части инсталляции художников.

Мои коллеги, например, создавали бутафорию для квеста «Теория полураспада» по культовой игре Half-Life. Как раз тогда они узнали, что вся бутафория, с которой взаимодействует публика, должна быть очень прочной и безопасной, как игрушки для маленьких детей, потому что со способностью к разрушениям человека, который пытается себя развлечь, мало что сравнится.

2. Как можно стать бутафором? Нужно ли образование? А базовые какие-то знания а-ля физика/математика?

— Вопрос в том, насколько сложную вещь ты хочешь сделать и сколько ошибок готов встретить в процессе. Имея руки (которые растут откуда надо) и смекалистый ум, можно многого достичь, но в такой комплексной работе главную роль играет практический опыт. Часто бутафорят люди с художественным образованием, но иногда они могут быть вовсе без образования или с инженерным, например.

Если есть желание стать бутафором, проще всего прицепиться к мастеру и обучаться: как подмастерье у кузнеца или ювелира в старину.

Художественный глазомер — хорошая штука. Внезапно может пригодиться, например, сопромат. Физика и математика с геометрией могут прокачаться в процессе: когда, например, надо посчитать, сколько килограммов силикона потребуется для отливки женского торса в форму.

3. Я слышала, что бутафорэто мужская профессия, пришлось ли тебе столкнуться с такими стереотипами и предрассудками?

— Существует стереотип, что женщины боятся электроинструментов или не могут работать в тяжелых условиях, быстро устают, жалуются и так далее. На протяжении нескольких лет мы успешно разрушаем эти стереотипы: работаем с электропилами, таскаем 20-килограммовые мешки со шпатлевкой, сверлим, пилим, забиваем гвозди и делаем это по 10, иногда больше 20 часов подряд. Обычно мужчин быстро отпускают предрассудки, и мы становимся дружелюбными коллегами и помогаем друг другу в работе.

4. Были ли случаи, что объект разбивался во время концерта ну или мероприятия?

— Не припомню такого. Если бутафория стоит на улице или в ТЦ, где ходят люди, нужны очень хорошие антивандальные покрытия: все будут трогать/ломать. Обычно заказ делается с расчетом на определенные условия и с запасом прочности, поэтому ничего не может просто так разбиться. К тому же бутафорию довольно сложно разбить, она же почти вся из пеноматериала или пластиков.

Разве что один раз на мероприятии под открытым небом поднялся сильный ветер, и сорвало крепления: одна стена декораций упала. Но людей еще не запустили, так что мы просто подняли все и прикрутили покрепче.

5. Куда потом все это девается? Может, аукционы устраивают?

— А это уже как кто решит, честно иногда и для меня это загадка. Аукционов мне не встречалось.

6. Делала ли ты международные проекты? Благодаря своей работе в каких интересных необычных местах ты побывала?

— Мы пока не выезжали работать за границу, хотя и хотелось бы, зато некоторые из наших работ прямо сейчас собираются переехать, кажется, в Германию.
По России в интересных местах оказываешься часто: на застройке Alfa Future People летом, когда площадка пустая и ночью на огромной сцене только отстраивается свет и звук; зимой в элитном конном клубе за городом, где под потолком красишь серебром железные балки на шатающихся лесах, а потом идешь смотреть на красивых лошадок; на Красной площади в Музее войны на приеме пьешь шампанское и ешь шоколадный десерт в карамельной клетке. Иногда кажется, что живешь как будто в другом мире — и это одна из причин, по которой я люблю свою работу.

7. Какими проектами вашей мастерской ты особенно гордишься?

— Конечно, круто было работать на проекте по созданию сцены для фестиваля Alfa Future People, аж 2 года подряд! Так же очень здорово было работать с художником Олегом Доу.

Наш знакомый художник работал его ассистентом. Мы сделали реквизит для фотосессии и выставки «Одинокий Нарцисс», Олег Доу 2016. Сейчас мы продолжаем сотрудничество и делаем элементы для следующей выставки.

8. А с кем бы ты хотела еще поработать?

— Мои заказчики мечты Тим Уолкер и Ридли Скотт. В таких случаях задачи самые интересные, и часто изделия уже не просто бутафория, а произведения искусства. А еще хочется поработать в кино/сериалах в жанре фантастика, фильмах по комиксам, где много интересных задач по декорациям и реквизиту. Готова с радостью намазать силикон на любого актера из вселенной Marvel или Star Trek.

9. А для себя что-то делаешь? Может, сережки на выход? Костюмы на Хэллоуин?

— Все навыки пригождаются, я постоянно делаю что-то творческое для себя. На Хэллоуин у нас каждый год квартирник с костюмами и декорациями, часто бывают тематические вечеринки в честь дней рождений. Последний вот был про Постапокалипсис. А еще три мои коллеги недавно построили туалет на даче из
остатков тематического стенда.

Источник

«Комедианты»

Комитет по культуре Ленинградской области

Бутафор и реквизитор

В этом выпуске мы расскажем вам, пожалуй, о самых загадочных для большинства зрителей профессиях — бутафор и реквизитор. К сожалению, об этих театральных профессиях зрители знают очень мало.

кто такой художник бутафорХудожник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:

В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.

В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.

Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».

Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.

Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.

Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.

В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.

кто такой художник бутафорРеквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:

В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.

Случай из «жизни» бутафории:

Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».

Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.

Источник

Люди редких профессийТеатральный декоратор, бутафор, реквизитор Нина Алёшина

«Твой Бро» продолжает рассказывать о калининградцах-обладателях уникальной профессии. В сегодняшнем выпуске — Нина Алёшина, начальник реквизиторского цеха в Калининградском областном драматическом театре, которая имеет за своими плечами многолетний опыт работы заведующей декорационно-бутафорским цехом. Читайте о том, из чего состоит эта профессия и что мастерят для спектаклей

Нина Алёшина переехала в Калининград из Омска год назад по семейным обстоятельствам и влюбилась в город с первого взгляда. Имея за плечами художественное образование и 15-летний опыт работы в театрах Омска, Нина пришла в Калининградский драматический театр на должность начальника реквизиторского цеха.

кто такой художник бутафор

– Реквизитор — это ответственная должность. От того человека, который на ней находится, во многом зависит успех спектакля. Работа реквизитора, на первый взгляд, не заметна, но очень важна. Реквизитор работает с сотнями предметов и должен помнить, какой из них играет в каждом спектакле и на каком месте он должен лежать во время спектакля. Ведь предметы, как и актеры, тоже играют свои роли. Перед спектаклем реквизит, как говорят в театре, «заряжается» за кулисами, на сцене и выдается артистам на руки, заканчивается спектакль — собирается, складывается, хранится, — говорит Нина Алёшина.

Как обычно приходит задание в декорационно-бутафорский цех

– Художник-постановщик создает внешний облик спектакля, его идею, настроение, стиль, атмосферу, в соответствии с общим творческим замыслом режиссера. Разрабатывает эскизы, чертежи, макеты декораций и бутафории. Затем раздает эскизы и чертежи по цехам, контролирует производство изделий и выполнение всех оформительских работ согласно эскизам. Художник-бутафор занимается созданием театральной бутафории — это специально изготовленные предметы взамен настоящих, которые используются в постановках. С бутафорией работают артисты, либо она является частью декорации. Например, каминные часы, канделябры, фрукты, вазы и многое другое.

Художник-декоратор должен постараться точно воплотить задуманное в жизнь, согласно эскизам и пожеланиям художника постановщика. Например, нужна декорация — интерьер комнаты или квартиры. Основа декорации изготавливается в столярном и слесарном цехе театра, а затем отдается декораторам. Они расписывают, фактурят, наклеивают обои, лакируют и т.д., затем монтировочный цех собирает декорацию на сцене.

кто такой художник бутафор

– В нашем театре мне предоставляется возможность применить свой опыт и знания в изготовлении бутафории и головных уборов. Например, в премьерном спектакле «Дети Ванюшина» головные уборы — моей работы, — говорит Нина Алёшина.

– Было задание «накрыть» стол и поставить на него, в частности, жареного поросенка на блюде. И чтоб был как настоящий! Я вырезала форму поросенка из пенопласта, сверху форму покрыла папье-маше, расписала красками и покрыла лаком, чтобы придать немного «жирности». Руководству понравилась моя работа, а самое главное своей работой осталась довольна я сама. Я вообще очень требовательна к себе и другим, и если что-то делаю, то делаю это качественно.

В этот момент в реквизиторский цех заходит знаменитый дирижер Аркадий Фельдман. Он аккуратно заносит несколько чемоданов и просит: «Надо пюпитры подержать у вас, в других местах я боюсь оставлять».

Нина Алёшина бережно ставит их в уголок, рядом с огромными золотыми яблоками, и продолжает:

– Вообще, бутафоры очень часто используют в своей работе различные строительные, упаковочные и отделочные материалы: пенопласт, поролон, гипс, силикон, жидкие гвозди и многие другие, все и не вспомнишь сразу. Театральные художники постоянно придумывают новые технологии изготовления бутафорских предметов. Например, шляпы сложной формы я плела из бумажного шпагата. Это очень податливый и «благодарный» материал. Хорошо держит форму изделия, тонируется и хранится. Если смотреть на такой головной убор с зрительного зала, то он очень похож на соломенный, — говорит Нина.

кто такой художник бутафор

– Ну, вот еще один пример: как-то нужен был головной убор для артистов — конские гривы, и чтобы они стояли, были жесткими, хорошо держались на голове, блестели и были схожи по фактуре с конским волосом. Я долго думала и путем проб и ошибок придумала. Сделала гриву из простого материала — лески. Её довольно трудно вытянуть, потому что она продается в катушке, имеет память и сворачивается в спираль. Я смогла ее выпрямить с помощью кипятка и еще некоторых приспособлений. Потом нужно было найти краску, чтоб покрасить леску, сохранив ее фактуру, и это была проблема, потому как краска на ней не держится. Либо слезает, либо осыпается. Покрасила в итоге с помощью перманентных маркеров, пропуская леску через стержень маркера. Это одна из придуманных мною технологий, которой я с вами поделилась, а вообще все театральные художники хранят свои секреты и готовы их рассказывать лишь в обмен на другие.

Источник

Кто такой художник бутафор

кто такой художник бутафор

ЛЮБОВЬ БЕТЕХТИНА.
Известный и уважаемый в театральном и кино- мире художник-бутафор. Работала в сотрудничестве почти со всеми значительными театральными художниками Ленинграда-Петербурга, в том числе с великими Давидом Боровским и Эдуардом Кочергиным.

ОТКУДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛЮДИ С ПРОФЕССИЕЙ БУТАФОР?
Начнем с того, что этой профессии нигде не учат.
Любовь Бетехтина закончила в 1972 г. театральное отделение Ленинградского художественного училища им. В. А. Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К.Рериха). Это была единственная и последняя попытка создать курс обучения бутафорскому делу, но как этому делу учить никто в то время не знал и студенты обучались по стандартной схеме обучения театральных художников, по которой учатся театральные художники в Академии театрального искусства (ЛГИТМиК). Любовь Николаевна пошла туда поступать за компанию и неожиданно поступила. Училась у Валентины Васильевны Малахиевой, известнейшего театрального, теле- и кинохудожника, скульптора. Одной из «страстей» Малахиевой были куклы. Она много работала в кукольном театре, и хотя театральных художников-исполнителей (а именно так называется специальность Л.Н.Бетехтиной) Малахиева создавать куклы не учила, авторские куклы стали второй после театра любовью нашей героини.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *