кто такой хорошист в школе
Хорошист это какие оценки?
Если ребёнок учиться на одни «пятерки», то это «отличник». А если ребёнок учиться на «4» и «5», и у него нет ни одной «3», то это » ударник», иногда, по-другому, такого ученика называют «хорошист».
Ну, а если у ребёнка преобладают по предметам оценка «3», то это «троечник».
Раньше, оценку «4» называли «хорошо». Вот от этого слова с добавлением суффикса и получилось название «хорошист». Получается, что такой ученик успевает по всем предметам только на хорошие и отличные оценки. Обычно в одном классе, «хорошисты» составляют большую часть учащихся, по сравнению с отличниками и троечниками. Это костяк класса, на который всегда и надеется учитель.
Обычно «хорошисты» по жизни вполне нормальные люди: и не лодыри, но и не трудяги. Таких учеников все устраивает: послушал внимательно учителя, дома немного почитал, на уроке немного поработал и все: «4» и «5» обеспечена. Активный, все помнит и слушает. Что ещё нужно учителю? Ничего. Это идеальный ученик во все времена.
Хорошист — тот, кто получает оценки «хорошо». Т.е., 4 балла по пятибалльной шкале, 6-7 — по десятибалльной (или 7-8, зависит от специфики шкалы). Конечно, иногда у хорошиста могут попадаться и отличные оценки, и тройки, но в среднем такой ученик успевает на 4 балла из 5.
Хорошист — это ученик(ца) у которого(й) оценки по предметам стабильно 4-5, редко когда допускаются тройки.
Хорошистами считаются люди, знания которых оценивается на 4 балла по пятибальной шкале. Данная оценка иденцифицируется, как «хорошо» отсуда произошло слово «хорошист».
Хорошистом раньше считали того ученика, который учился только на «4» и «5» или по другому говоря, хорошо учился. Отличник это тот ученик, у кого все предметы сданы только на отлично. Троечник — это понятно, что тройки и четверки. Ну, а двоечник — тут уже без комментариев.
Хорошистом называют такого ученика, который учится на четверки и пятерки. В советские времена таких учеников называли ударниками. При большем старании хорошист может стать и отличником, а вот если он будет часто лениться, может скатиться и до «троечника».
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
ХОРОШИСТ
Смотреть что такое «ХОРОШИСТ» в других словарях:
хорошист — четверочник, успевающий Словарь русских синонимов. хорошист сущ., кол во синонимов: 2 • успевающий (5) • … Словарь синонимов
хорошист — м. разг. Тот, кто учится на хорошо [хорошо I], на четыре и пять. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хорошист — хорош ист, а … Русский орфографический словарь
хорошист — а; м. Разг. Тот, кто учится на четыре и пять. ◁ Хорошистка, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж … Энциклопедический словарь
хорошист — а; м.; разг. см. тж. хорошистка Тот, кто учится на четыре и пять … Словарь многих выражений
В. Давыдов и Голиаф (фильм) — В. Давыдов и Голиаф советский короткометражный кинофильм (26 минут). Год выпуска 1985, творческое объединение «Экран». Содержание 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съемочная группа 4 Киноляпы … Википедия
В. Давыдов и Голиаф — Для улучшения этой статьи желательно?: Подтвердить значимость предмета статьи согласно критериям значимости. Добавить иллюстрации … Википедия
Давыдов и Голиаф — В. Давыдов и Голиаф советский короткометражный кинофильм (26 минут). Год выпуска 1985, творческое объединение «Экран». Содержание 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съемочная группа 4 Киноляпы … Википедия
успевающий — поспевающий, хорошист, подоспевающий, четверочник, укладывающийся Словарь русских синонимов. успевающий прил., кол во синонимов: 5 • подоспевающий (7) • … Словарь синонимов
четверочник — хорошист, успевающий Словарь русских синонимов. четверочник сущ., кол во синонимов: 3 • успевающий (5) • … Словарь синонимов
Кто круче: отличник, троечник или хорошист
О мифическом успехе троечников говорят постоянно: приводят в пример знаменитостей, которые еле дотягивали до оценки «удовлетворительно», говорят, что такие дети более творческие, не хотят играть по правилам, и всё в таком духе. Ну а быть отличником всегда почётно. А вот наш блогер Ульяна Ойкина считает, что по-настоящему счастливые и успешные взрослые вырастают из тех, кто учился на четвёрки.
Уже не одно поколение выросло на утверждении: «Пятёрки не гарантируют жизненного успеха. В жизни и карьере лучше всего приходится бывшим троечникам». Быть отличником — почётно, тревожно, неловко, желанно и рискованно. Всё из-за того, что образ отличника может трактоваться, как минимум, двояко: для одних он — идеал дисциплины и пестования своих способностей, для других — символ загубленного детства, рутины и скуки. Троечники всё чаще подаются как пример: политики (Уинстон Черчилль), знаменитости (Андрей Аршавин) и даже учёные (Альберт Эйнштейн), обладающие харизмой, которые притягивают к себе людей.
Сегодня я не хочу выяснять, кто больше прав: троечники или отличники. Я вообще хочу рассказать о преимуществах обладателей «четвёртой» оценки — 4. Называется она так не потому что словом обозначает число. А потому что в школе реально действуют четыре оценки: 2 (неудовлетворительно) и 3, 4, 5 (разные степени удовлетворительности). Даже двойкам достаётся больше внимания, ведь они по сравнению с тройкой являются более отличительными от системы достаточности знаний.
На скромную 4 на фоне остальных трёх оценок не принято обращать внимание. Между тем, по моему глубокому убеждению, именно «хорошисты» обладают наибольшей работоспособностью, творческим и личным потенциалом. Вот несколько причин:
1. Достаточный, высокий набор знаний, не переходящий в стремление одержимости успехом (берем за точку отсчета отличников в худшем их варианте);
2. Более глубокие навыки и способности по сравнению с троечниками;
3. Проявляют в учебе и повседневной жизни больше гибкости, самостоятельности и креативности мышления. В сравнении с отличниками четверочников дополняют хобби и развитые творческие навыки. В сравнении с обладателями оценки 3, это дополнение получается естественно, так как троечники имеют слабые неустойчивые знания, поэтому креатив — то, что им остается. Для пятёрочников — креативность часто вещь непонятная, а для троечников — неправильно понимаемая.
Хорошистов можно условно подразделить на несколько подвидов:
Отличник может быть максимум с одной 4 в аттестате, иначе нарушается сам смысл этого статуса. Троечник может переходить в группу четверочников, в целом у него может случаться большой разброс оценок. У хорошистов изначально меньше ограничений, их позиция более универсальна, хорошисты часто излучают спокойствие и оптимизм, живут, учатся, радуются жизни и своим хобби.
В случае хорошистов багаж знаний и наличие жизненного опыта в повседневной жизни органично дополняют друг друга
Именно поэтому они часто больше остальных укоренены в жизни. Обычно так говорят про троечников, но если заглянуть глубже, окажется, что троечники просто умеют рисковать, входить в доверие к людям, находиться на гребне волны. Четверочники тоже всё это умеют, но они больше ценят труд и образование, они более сознательны, и отличаются этим от троечников.
Стереотипы бывают вредны или, напротив, упрощают жизнь. Часто правильная оценка своих возможной и, как следствие, распределение сил в изучении профильных предметов — результат стереотипа о соотношении точных и гуманитарных наук. Как я уже упоминала, одним из подвидов хорошистов являются обладатели 4 и 5 в дневнике. Так бывает у детей, которые знают свои сильные стороны и наибольших результатов достигают, например, в гуманитарных науках (языки, литература, история, обществознание, МХК — 5). Они доводят чуждый им профиль до базовой черты (не 3, а 4 как глубокое понимание основ), а основные силы бросают на любимые предметы, которые в дальнейшем планируют изучать в вузе и так далее.
Ребёнок-перфекционист. Как погоня за оценками портит детям жизнь
Есть два главных подхода в усвоении знаний. Одна моя учительница говорила, что понимание — это не обязательно, достаточно заучить наизусть и использовать правило для решения задач — 3, базовый минимум. Другой учитель не соглашался и парировал, что неважно, на какую оценку ученик знает предмет, главное — понимать то, что выучил. В этом смысле оценивание понятых знаний, по настоящему проработанных, начинается с отметки 4. Но, согласитесь, пример с первой учительницей вы бы определили как характеристику отличника, если бы я потом не объяснила его значение. В этом примере заучивание, зазубривание не отличает оценки 3 от 5.
Таким образом, обладателей 4 с примесью 5 отличаются самостоятельностью, умением взвешивать, знанием, какие предметы — в приоритете, а какие — достаточно оценить крепким среднем символом. Поэтому быть хорошистом или четверочником для меня — самая выигрышная стратегия не только в рамках школьного образования, но и вообще в жизни.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
На троечниках бизнес держится
Мария Кригер педагог, обозреватель
Зависят ли ваши карьерные успехи от того, как мы учились в школе? В конце 2006 г. компания «РОМИР» провела исследование на эту тему, и оказалось, что троечников среди бизнесменов вдвое больше, чем отличников!
Опрос проводился в семи федеральных округах, 45 субъектах РФ, в нем приняли участие более 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет. По характеру занятости всех респондентов разделили на три категории: топ-менеджеры, предприниматели и неработающие.
Самой стабильной и предсказуемой оказалась категория топ-менеджеров — в ней больше всего отличников и ни одного двоечника. С другими двумя группами дело обстоит несколько сложнее. По мнению Валерия Полякова, президента кадрового объединения «Метрополис», у предпринимателей и неработающих много общего: и те, и другие сознательно ушли с рынка труда. Правда, по разным причинам. Если одни целенаправленно не работают по найму, предпочитая организовать собственный бизнес, то вторые просто не умеют себя продать. Есть и другой нюанс: обе категории достаточно неоднородны. Например, бизнесмен — это далеко не всегда богатый человек, владелец дорогого автомобиля и дома на Рублевке. Напротив, большинство предпринимателей занимаются мелким бизнесом, владеют торговыми палатками, ларьками и пр. Возможно, некоторые представители этой категории и хотели бы стать топ-менеджерами с хорошей зарплатой и просторным кабинетом, но у них нет такой возможности: для этого им не хватает образования и знаний. Нет полной ясности и с неработающими: в их число попадают домохозяйки, занимающиеся воспитанием детей, инвалиды и пенсионеры. Поэтому было бы неправильно ставить знак равенства между теми, кто не работает, и социально неблагополучными людьми.
Отличники: не все то золото, что блестит
Большинство школьных учителей уверены: отличники «далеко пойдут». Но жизнь показывает, что ожидания педагогов не всегда оправдываются. Оказывается, 12,2% неработающих — те, кто в школе учился в основном на пятерки.
Валерий Поляков:
— Отличник всегда старается делать все хорошо, пытается оправдать ожидания, которые возлагают на него семья, учителя, общество. и нередко добивается успеха. С другой стороны, понятно, почему часть тех, кто блистал в школе, попадают в категорию неработающих. Ведь отличник отличнику рознь, и пятерки нередко даются усидчивостью, а некоторые дети хорошо учатся лишь для того, чтобы мама не ругала. Такие отличники не мотивированы к учебе, у них нет собственных целей, амбиций. Поэтому после школы, когда уже никто не стоит над душой (а по-другому учиться человек не привык), они начинают двигаться по нисходящей. Отсутствие мотивации заканчивается потерей работы.
Конечно, самый большой процент вчерашних отличников (22%) — среди элиты делового мира, топ-менеджеров. «Интеллект, несомненно, играет существенную роль в построении карьеры, — уверен Павел Строганов, специалист кадровой службы Страхового общества «Ингосстрах». — К тому же школа — это игра по правилам, и человеку, привыкшему с детства соблюдать определенные законы и стандарты, легче войти во взрослую жизнь».
Но вот парадокс — не всех работодателей радуют кандидаты с красными дипломами. По словам Валерия Чемекова, директора по персоналу компании «Пересвет-инвест», существует мнение, что у заядлого отличника либо завышенные требования к условиям работы, либо слабые практические навыки. В погоне за пятерками он мог упустить что-то важное в самой жизни, другие значимые аспекты. Среди отличников много людей «рафинированных», которые нередко воспринимают бизнес как нечто неприличное. Поэтому, даже если мы находим отличников в бизнесе (согласно опросу, таких всего 14%), это оказываются люди, которым после школы удалось сломать свои стереотипы.
Хорошисты: универсальные кандидаты
Большинство выпускников школ получают аттестаты хорошистов, и уже не столь важно, сколько «весят» их четверки — чуть не дотягивают до пятерок или почти равны тройкам. Неудивительно, что класс хорошистов занимает главенствующие позиции во всех трех категориях: 56% — среди топ-менеджеров, 51,8% — среди предпринимателей и 54,5% — среди неработающих. Лидируют хорошисты и по уровню образованности: 57,8% из них окончили вуз, 62,6% имеют ученое звание или степень MBA.
Андрей Милехин, президент компании «Ромир»:
— Из данных опроса видно, что хорошисты — люди достаточно универсальные, они легко вписываются в предложенные им условия. На самом деле нет прямой зависимости между оценками в школе и успехами, к примеру, в бизнесе. Большинство школ дают только знания, они не нацелены на развитие творческих способностей, умения нетривиально мыслить.
Троечники: скрытые таланты
Как часто при ближайшем знакомстве недотепа, вечно терзаемый «физичкой», оказывался знатоком палеонтологии, составителем редкой коллекции бабочек или прекрасным художником-карикатуристом. Социальные психологи уверены: как правило, троечники — вовсе не те, кто не способен учиться и ни к чему не пригоден, — этим детям просто неинтересен стандартный набор школьных дисциплин. Нередко они раскрываются за пределами школы или уже после ее окончания. Согласно данным опроса, среди топ-менеджеров троечников столько же, сколько и отличников (22%), среди предпринимателей и неработающих на тройки учились, соответственно, 30 и 28,1%.
Александр Греб, PR-директор компании Ralf Ringer:
— Тот факт, что среди бизнесменов процент троечников выше, чем процент отличников, кажется мне закономерным. Отличник нередко обладает худшей способностью к адаптации, чем троечник. Человек, привыкший получать пятерки в школе, часто оказывается морально не готов заново завоевывать авторитет, в то время как троечник давно привык к сложностям, к тому, что не все и не всегда проходит гладко. У него рано вырабатывается необходимая гибкость.
Двоечники: готовы рисковать
В категории топ-менеджеров двоечники отсутствуют. На сплошные двойки учились 4,2% современных предпринимателей и 3,7% неработающих. В том, что среди бизнесменов есть определенный процент двоечников, нет ничего удивительного. По словам Валерия Полякова, плохие оценки в школе не всегда говорят о том, что человек бездарен. На самом деле интересы такого ученика просто не совпадают со школьной программой, он может быть увлечен чем-то другим, а мнение окружающих его нисколько не волнует. Двоечник — нередко лидер в своем кругу, вожак, готовый для достижения намеченной цели подчинять себе других. Этими же чертами обладает и любой успешный предприниматель.
Есть и еще один важный факт, утверждает Александр Греб: в нашей стране нет потомственных бизнесменов с гарвардским образованием, и многие из тех, кто сегодня «стоит у руля», начинали карьеру, скажем, с торговли продуктами на рынке.
Валерий Чемеков:
— Двоечник не прилагает усилий к тому, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. Он стремится к комфорту, хочет получать удовольствие от жизни — погулять, провести время с приятелями и т. п. А предприниматели, по сути, — люди, которые в школе были антиподами отличников, они не привыкли держать себя в рамках нормативных ограничений, не боятся рисковать, идти наперекор правилам, поэтому могут создать что-то новое и неординарное.
Есть над чем подумать.
Как показывает практика, хороший аттестат не всегда является залогом благополучия и далеко не все двоечники, окончив школу, оказываются не у дел.
Анатолий Купчин, генеральный директор кадрового агентства «Контакт»:
— Я уверен, что успех в карьере только на 10% зависит от образования. Исследование лишь подтверждает мое мнение: качество полученных знаний мало влияет на предпринимательские способности. Оставшиеся слагаемые успеха я бы распределил так: 40% — умение построить корпоративные отношения, 30% — навыки и опыт работы, 20% — творческий подход к работе, креативность. Основная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что школа не вызывает у детей интереса к знаниям и образованию в целом, а в современном обществе именно этот момент является основным условием карьерного роста.
Успех в современном бизнесе все чаще базируется на хороших знаниях, а не только на интуиции или везении. Западная формула «качественное образование = высокая зарплата» легко прижилась и у нас. По словам Валерия Полякова, в США выпускники престижных вузов (где и цены на обучение «заоблачные», и конкурс высокий) зарабатывают в несколько раз больше, чем их коллеги, окончившие учебные заведения попроще. Такая же тенденция наметилась и в России: с каждым годом двоечникам без высшего образования будет все сложнее найти свою нишу на рынке труда.
Однако для нынешних школьников хорошие отметки не должны быть самоцелью. Если раньше высокие оценки были практически единственной возможностью поступить в вуз, считает Валерий Чемеков, то теперь, когда активно развивается платное образование, стать студентом не так уж сложно. Сегодня самое важное — найти себя, понять, какая специальность и сфера деятельности подходит именно вам. А уже потом, став профессионалом, можно идти учиться дальше — участвовать в тренингах и семинарах, получать степень MBA и т. д.
Хорошисты курят, читают Донцову и едят майонез: как школьные оценки влияют на нашу жизнь
Как выглядит классовая структура в современном российском обществе? Социолог Михаил Соколов из Европейского университета в Санкт-Петербурге не один год исследует этот вопрос и отвечает однозначно: представителей разных классов разделяют возраст и оценки в школьном аттестате.
Для стиля жизни россиян возраст важнее класса
Самый влиятельный социолог второй половины прошлого века Пьер Бурдье писал, что высшие, средние и низшие классы общества отличаются друг от друга стилем жизни. Который, в свою очередь, формируется их предпочтениями: одеждой, любимой музыкой, способами проведения досуга или политическими взглядами.
Но в России всё не совсем так. Для стиля жизни россиян возраст (вернее, поколение) оказывается важнее класса. Там, где в Европе мы встретим классовые границы, в России пролегают возрастные. Младшие, а не богатые, много путешествуют, участвуют во всевозможной культурной жизни и более открыты новому опыту.
Отличники регулярно ходят к зубному врачу, театр посещают всего 29% троечников
Но еще более важным становится другой вопрос, до этого мало кем в опросах задававшийся: «Каким (приблизительно) был средний балл в вашем школьном аттестате?» В исследовании Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге 2019 года мы задавали этот вопрос 3200 респондентам.
Результаты показали, что именно этот вопрос оказывается чем-то вроде универсальной отмычки, позволяющей наилучшим образом угадать ответы на большинство дальнейших вопросов о стиле жизни.
Например, те, кто сказал, что в их аттестате были в основном пятерки, отличались от тех, кто сказал, что там были в основном тройки, по следующим параметрам:
Группы с промежуточными уровнями успеваемости имеют и промежуточные значения по всем этим переменным. Хорошисты курят, любят Донцову и едят майонез чаще отличников, но реже троечников. Частично различия между троечниками и отличниками гендерные.
Среди тех, кто учился преимущественно на пятерки, 70% девочек, а на тройки — 80% мальчиков
Однако когда мы берем мужчин и женщин отдельно, то наблюдаем внутри каждой группы ту же самую картину, пусть и слегка менее выраженную.
Все пункты вопросника были напрямую взяты из описания образа жизни разных классов у Бурдье и его последователей во Франции, Британии и США (с поправкой на местный контекст). Сами по себе корреляции между разными элементами стиля жизни были бы такие же в любой из этих стран, и все они коррелировали с успеваемостью в школе. В условном западном контексте вопрос об успеваемости тоже был бы метрикой классовой принадлежности.
15% бывших отличников зарабатывают больше 100 000 рублей в месяц
В капиталистических обществах образовательная система — это скелет, на который надета классовая структура. Социолог из Гарварда Мишель Ламон в своей книге о культурах разных классов во Франции и США определила «средний класс» как совокупность индивидов, окончивших колледж (вуз). В этом, понятно, есть некоторое допущение: и в Америке можно быть бездомным с докторской степенью. Однако в целом в США корреляция между образованием и доходами очень сильна. По всем параметрам типа перечисленных выше (или, скажем, по готовности голосовать за Трампа) выпускники университетов действительно будут отличаться от тех, кто не зашел дальше средней школы.
7 причин, почему быть троечником гораздо лучше, чем отличником
Но с тем, чтобы считать российских троечников и отличников представителями разных классов, есть одна беда: класс все-таки сложно представить себе в полном отрыве от экономического неравенства, а в нашем случае связь с богатством будет ускользающе слабой.
Корреляция между успеваемостью и доходами 0.074 — значимая, но практически неощутимая
Большинство перечисленных выше переменных, которые на условном Западе коррелировали бы с доходами очень сильно, у нас не коррелируют с ними никак.
Забавным образом даже то, что хорошо учившиеся в школе лучше разбираются в финансовых инструментах, не очень помогает с семейным бюджетом. А связь между успеваемостью и стилем жизни, которая все же есть, — весьма специфическая. В чем ее специфика, можно понять, взглянув на рисунок ниже.
На нем видно, что почти вся отдача от образования приходится на одну группу — отличников (или, вернее, отличниц). 15% бывших отличников и отличниц указали, что их личные доходы превосходят 100 000 рублей в месяц, в то время как во всех остальных группах таких счастливцев было не более 5%. На отличников приходится почти половина (49,5%) высшей доходной категории.
При этом между тем, чтобы учиться на хорошо и отлично, и тем, чтобы получать хорошо и удовлетворительно, нет значимой разницы с точки зрения экономической отдачи. Во второй сверху доходной категории (между 70 000 и 100 000 в месяц) троечников столько же, сколько отличников, и больше, чем всех остальных групп (как многие узнали недавно, примерно на такую зарплату может рассчитывать, например, рядовой боец Росгвардии).
Все это легко объяснить, разумеется, стратификацией внутри нашего высшего образования. Те, кто учился хорошо, поступают на наиболее привлекательные специальности в лучшие университеты. Остальные занимают места по остаточному принципу, причем их экономические перспективы мало чем отличаются от перспектив тех, кто завершил свою образовательную траекторию с аттестатом средней школы. С учетом денег, которые не были заработаны, потому что человек учился в университете, хорошисты из среднего вуза вообще экономически проигрывают от решения получить высшее образование. Только для лучших из лучших игра по правилам образовательной системы приносит ощутимую отдачу.
Все это могло бы быть аргументом против идеи использовать повышение доступности высшего образования как средства обеспечения социальной мобильности. Ведь высшее образование, которое можно сделать доступным для плохо успевавших в школе учеников, никакой мобильности им не обеспечивает.
Повсеместность высшего образования в России привела к тому, что большая его часть не дает экономической отдачи вовсе
К какому самому общему знаменателю можно свести различие между троечниками и отличницами? Кажется, что помощь в этом нам может оказать не Бурдье, а Толкотт Парсонс — американский классик социологии, описавший еще в 1950-х годах процессы дифференциации в школьном классе как основной генератор различий в последующих карьерных траекториях.
Отчаянные троечники вместо покорных пролетариев
Школа в современных обществах — это первый формальный институт, с которым сталкивается ребенок. Это первый контекст, где детям приходится иметь дело с системой формальных и безличных правил, которые постоянно ранжируют их на основании того, насколько хорошо они справляются с требованиями. Базовое деление проходит между теми, кто признает эту систему правил, доверяет воплощенному в ней авторитету и ассоциирует себя с ее целями (что в школьном контексте означает готовность учиться тому, что написано в учебниках, и подчиняться школьным правилам), и теми, кто в той или иной форме бросает ей вызов.
Те, кто доверяет институциональному авторитету, тщательно делают домашние задания и слушаются учителей, после школы начинают слушаться врачей, финансовых экспертов и дипломированных искусствоведов.
Те, кто не доверяет «преподам», отправляются в шестом классе курить за угол школы
А в девятом оставляют ее без больших сожалений — по всей видимости, уносят с собой недоверие ко всем формам академического авторитета. Что-то подсказывает, что отличники все как один носили маски в 2020-м, а троечники — нет.
Вместо вальяжной и самоуверенной высшей буржуазии, описанной французом Бурдье, в России мы видим на одном полюсе культурной стратификации тщательных и прилежных ботаников. А вместо покорных пролетариев на другом полюсе мы обнаруживаем отчаянных троечников. Троечники (и более редкие троечницы) не слишком хорошо учатся, поскольку не видят в этом большого смысла: учиться нужно, если собираешься поступать в вуз, но они как раз не собираются этого делать.
8 богатых (и очень богатых) людей, которые уверены, что высшее образование не нужно
Российская особенность в том, что троечники, в общем, не ошибаются экономически. Только ботаники, наделенные, помимо конформизма, недюжинными способностями и удачей, могут проложить себе путь в высокодоходные слои, играя по правилам, но таких все равно незначительное меньшинство. Большинству же самоограничение и подчинение не приносит особых выгод — во всяком случае, если мы смотрим на эти выгоды в чисто денежном выражении.
Обучение, впрочем, может принести определенные преимущества детям тех, кто не учился на отлично. Есть много свидетельств того, что отношение к институциональному авторитету передается в семьях от старшего поколения к младшему, причем передается вне зависимости от того, приносит ли оно старшему поколению какие-то экономические преимущества или нет.
Те, кто бывает сегодня в театре и у зубного врача, не курит и ест ножом и вилкой. Это дети, которых родители водили в музыкальную школу. Нынешние отличники и отличницы не происходят из более обеспеченных семей, но происходят из более образованных. В этом смысле сделанные по учебнику инвестиции родителей в детей иногда оправдываются, даже если самим им советы этого учебника приносят мало прибыли.