кто такой хормейстер в музыке
Значение слова «хормейстер»
[От слова хор и нем. Meister — мастер, руководитель]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В Российской империи до Октябрьского переворота 1917 года подготовка хоровых дирижёров (регентов, учителей школьного пения) была сосредоточена в двух профессиональных музыкальных учебных заведениях: Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге (Регентские классы; см. Ленинградская академическая капелла) и Московском синодальном училище церковного пения.
Сейчас в России подготовка хормейстеров осуществляется на дирижёрско-хоровых отделениях и кафедрах музыкальных, музыкально-педагогичных, педагогичных вузов и училищ, институтов искусств и культуры.
ХОРМЕ’ЙСТЕР, а, м. [от слова хор и нем. Meister — мастер, руководитель] (театр.). Руководитель хора (см. хор в 3 знач.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: огрызок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хормейстер
Литература : Казачков С, О подготовке хоровых дирижёров, «СМ», 1958, No 5; его же, О дирижёрско-хоровой педагогике, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 6, М., 1970; Работа в хоре. Сб. ст., под ред. Д. Локшина, М., 1960, 1964; Пигров К., Руководство хором, М., 1964; Птица К. Б., Заметки педагога (Об обучении хоровому дирижированию), «СМ», 1965, No 1; Минин В., Еще о подготовке хормейстеров, там же, 1966, No 8; Работа с хором. (Сб.: ст., под ред. Б. Г. Тевлина), М., 1972; Елисеева В., Обучение хормейстеров в дореволюционной России, в сб.: Вопросы русской и советской хоровой культуры, М., 1975; Анисимов A., Дирижёр-хормейстер, Л., 1976; Васильев В., Оперный хор, «СМ», 1978, No 7; Ольхов К. A., Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров, Л., 1979. См. также лит. при статьях Хор, Хоровая музыка.
А. Т. Тевосян.
Полезное
Смотреть что такое «Хормейстер» в других словарях:
хормейстер — хормейстер … Орфографический словарь-справочник
хормейстер — руководитель, дирижер хора Словарь русских синонимов. хормейстер сущ., кол во синонимов: 2 • дирижер (7) • … Словарь синонимов
ХОРМЕЙСТЕР — (от хор и нем. Meister мастер руководитель), руководитель хора, хоровой дирижер … Большой Энциклопедический словарь
ХОРМЕЙСТЕР — ХОРМЕЙСТЕР, хормейстера, муж. (от слова хор и нем. Meister мастер, руководитель) (театр.). Руководитель хора (см. хор в 3 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ХОРМЕЙСТЕР — ХОРМЕЙСТЕР, а, муж. Хоровой дирижёр, руководитель хора. | прил. хормейстерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Хормейстер — (от хор и нем. Meister мастер, начальник; нем. эквивалент Chorleiter) руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании новых и репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.… … Википедия
хормейстер — а; м. [от сл. хор и нем. Meister мастер, руководитель] Руководитель хора, хоровой дирижёр. * * * хормейстер (от хор и немецкого Meister мастер, руководитель), руководитель хора, хоровой дирижёр. * * * ХОРМЕЙСТЕР ХОРМЕЙСТЕР (от хор (см. ХОР (в… … Энциклопедический словарь
Хормейстер — (от Хор и нем. Meister мастер, руководитель) хоровой дирижёр, руководитель хора … Большая советская энциклопедия
ХОРМЕЙСТЕР — Что такое хор, вы могли прочесть выше. Немецкое слово meister означает мастер, специалист, знаток. Проявляется оно в таких терминах, как капельмейстер, концертмейстер. Хормейстером «хоровым мастером» называют дирижера, который руководит хором … Музыкальный словарь
Хормейстер (дирижер хора)
Рейтинг пользователей сайта
Для друзей!
Справка
Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.
Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.
Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.
Описание деятельности
Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.
Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.
Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хора. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.
Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.
Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.
Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.
Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки
Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер и почему аккомпанируют всегда только на рояле? Полина Задрейко отвечает на вопросы о своей профессии
Как по нотам
Зачем дружить с артистами и почему аккомпанируют всегда только на рояле? На вопросы о своей профессии отвечает концертмейстер хора Большого театра оперы и балета Беларуси Полина Задрейко.
– При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях
1 Итак, хочу стать концертмейстером. С чего мне начать?
– Самое главное – это любовь к музыке и грамотный педагог, который привьет интерес к будущей профессии. Мне посчастливилось, нашелся преподаватель, который увлек меня музыкой, и я до сих пор ею живу.
2 Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер?
– Это человек, который исполняет произведение на рояле вместе с певцом или другими инструментами. Так вроде немного понятнее, да?
3 Концертмейстер и аккомпаниатор – это разные люди?
– Со словом «аккомпаниатор» мы сталкиваемся не слишком часто. Так нас почему-то называют, когда мы, еще не окончив академию музыки, начинаем работать в музыкальных школах. Даже не знаю, с чем это связано. Обижает ли? Нисколько. Хотя, на мой взгляд, концертмейстер звучит чуточку значимее и приятнее. Концертмейстер все-таки играет большую роль во время подготовки к спектаклю. Оперные спектакли солист исполняет с оркестром, а вся подготовительная работа проводится в классе под руководством концертмейстера. Он не просто аккомпанирует, он в эти моменты еще становится учителем, помощником и правой рукой артиста.
4 Почему аккомпанируют всегда только на рояле?
– Может, скажу громко, но рояль – это король всех музыкальных инструментов. Кроме того, считается, что только на рояле можно воссоздать всю ту палитру звуков, которую оркестр передает большим количеством инструментов.
5 Можно репетировать без концертмейстера?
– Можно, но не нужно. Конечно, есть вариант все выучить самостоятельно, но полностью погрузиться в музыку, представить ее краски и оттенки без концертмейстера вряд ли возможно.
6 С руководителем хора (хоровым дирижером) нужно дружить?
– Обязательно. Как и в любом большом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща. В оперном спектакле задействовано огромное количество людей: оркестр, дирижер, солисты, хор… И чтобы все это работало, взаимопонимание должно быть и в классе, и вне его. Спектакль идет один раз вечером, а работа в классе – каждый день на протяжении многих месяцев. Поэтому нам всем обязательно нужно жить дружно.
7 Кто важнее: хормейстер или концертмейстер?
– Конечно, хормейстер. Во-первых, это руководитель. Во-вторых, опытный человек, к мнению которого нужно прислушиваться, а его авторитету – доверять. Работа концертмейстера зачастую черновая: выучить материал, подыграть, а хормейстер слышит всю картину целиком.
8 Сколько партитур можно запомнить наизусть?
– Я знаю на память штуки две-три. И это при условии постоянной работы с хоровыми партитурами.
9 А надо их вообще заучивать?
– Нет. Скорее их просто нужно хорошо знать. Ноты – главный помощник концертмейстера.
10 Как играть и одновременно следить за дирижером?
– Ну, не третьим глазом, но боковым зрением так точно. Все мы люди творческие, и у каждого может возникнуть порыв интерпретировать произведение по-своему, сделать ускорение или, наоборот, замедление… Поэтому периодически нужно посматривать на дирижера и контролировать музыкальный процесс.
11 Если кто-то из солистов просит остаться после занятий в классе и подыграть, обязательно соглашаться?
– Я такой альтруист, да еще влюбленный в свое дело, что никому и никогда не отказываю. При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях. Если ты с этим соглашаешься, то ответ на вопрос очевиден.
12 Концертмейстер может заменить дирижера?
– Только на определенных этапах. За пульт стать в концерте или спектакле, конечно, не может. Здесь как минимум нужен навык дирижирования, этому надо отдельно учиться. А провести репетицию без хорового дирижера в принципе можно. Но на моей практике таких случаев пока еще не было. Другое дело – работа с молодыми ребятами, которые только пришли в труппу хора. Тогда мы занимаемся с ними без хормейстера. Но это не огромный коллектив, человек пять-десять.
Как и в любом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща
13 Какой карьерный рост у концертмейстера?
– Для меня карьерный рост – это больше про различные стажировки, концертные проекты, участие в конкурсах. Считаю их очень полезными. С каждым годом уровень творческих состязаний все выше и выше, а соперничать с профессионалами всегда приятно. Еще при желании можно переучиться и стать симфоническим дирижером. В Белорусской государственной академии музыки есть возможность получить второе высшее образование на базе первого. Специальностей три: «композиция», «пение» и «дирижирование». То есть, если поставить цель, можно стать дирижером – и это тоже будет своеобразный карьерный рост.
Полина Задрейко. Родилась в Минске. В 2019 году окончила Белорусскую государственную академию музыки по специальности «фортепиано», в этом году – там же магистратуру. С 2019-го – концертмейстер хора Большого театра.
Кто такой хормейстер в музыке
Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.
Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.
Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.
Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.
Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.
Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хоря. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.
Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.
Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.
Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.
Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки.
Хормейстер не только дирижирует хором на выступлениях. Выходу коллектива на сцену предшествует большая подготовительная работа.
Для того чтобы начать работу с хором, нужно подобрать репертуар. Иногда песни для хора выбирает руководство, но чаще хормейстер делает это самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовки своих подопечных. После чего он знакомится с партитурами (нотная запись многоголосного музыкального произведения), делает в них необходимые на его взгляд поправки.
После чего хормейстер проводит со своим коллективом групповые и индивидуальные занятия, на которых они разучивают новые и повторяют уже известные произведения, хоровые партии для спектаклей. Хормейстер также должен контролировать качество исполнения произведений.
Руководитель хора следит за всевозможными хоровыми конкурсами и фестивалями, в которых мог бы поучаствовать его коллектив. Решает все административные вопросы со своим руководством.
Музыкальный слух, чувство ритма – обязательные качества для хорового дирижера. Художественный вкус тоже незаменим в плане подбора и обработки музыкального материала для хора.
В хоре состоят разные люди, и хормейстер должен найти подход к каждому, создать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. Иначе хор будет выполнять свою работу некачественно. Поэтому руководитель должен быть хорошим психологом, обладать выдержкой и педагогическим тактом. Понадобятся и организаторские способности, особенно если коллектив детский.
Хормейстер должен обладать выразительной мимикой и хорошей пластичностью рук. Ведь во время исполнения произведений он общается с хором лишь при помощи жестов и мимики. Но даже идеального знания всех технических приемов дирижирования недостаточно. Чтобы показать все необходимые нюансы мелодии, передать нужное настроение песни, дирижер хора должен вкладывать в свою работу эмоции. Поэтому эти профессионалы, как правило, энергичные и неутомимые люди. Кроме этого, потребуется и физическая выносливость, ведь работать приходится стоя.
Есть такой музыкальный анекдот: «Хороший хормейстер держит партитуру в голове, а не голову в партитуре». То есть профессионал своего дела должен обладать хорошей памятью.