кто такой хан мамай
МАМАЙ
Гурген (зять) хана Бердибека (1357-1359 годы) (был женат на его дочери Ханум), в годы его правления занимал должность беклербека. Родовым владением (улусом) Мамая являлся Крым.
Летом 1373 года войска Мамая совершили набег на Рязанское великое княжество, великий князь владимирский Дмитрий Иванович выдвинул свою рать к Оке и «татар не пустиша». Уже в следующем году между великим князем владимирским Дмитрием Ивановичем и Мамаем возникло «розмирие», в результате чего Мамай вторично передал ярлык на великое княжение владимирское великому князю тверскому Михаилу Александровичу (который, однако, не смог реализовать свои права на него). В ходе начавшегося военного конфликта между Мамаем и Дмитрием Ивановичем, поддержанным его союзниками, войска Мамая разорили земли Нижегородского княжества (летом 1375, в августе 1377 и в июле 1378 годов), Новосильского княжества (летом 1375 года), одержали победу в битве на реке Пьяна 2 августа 1377 года. 11 августа 1378 года силы Мамая во главе с эмиром Бегичем потерпели поражение от войск московского князя Дмитрия Ивановича в битве на реке Вожа.
В сентябре 1378 года войска Мамая совершили набег на Рязанское великое княжество.
В 1379 году хан Мухаммед-Булак при активном участии Мамая выдал ярлык на митрополию Митяю, московскому претенденту на митрополичью кафедру.
Летом 1380 года Мамай возглавил большой поход на русские княжества, завершившийся поражением ордынских войск в Куликовской битве 1388 года. Для нового похода на Русь Мамаю удалось в кратчайшие сроки собрать новые войска. Однако вскоре он потерпел неудачу в столкновении на реке Калка с претендентом на ханский престол Тохтамышем (эмиры отказались вступить в бой с представителем династии Чингисидов) и бежал в Каффу, где погиб.
МАМАЙ
Хан Мамай (Художник: Виктор Маторин) |
Мамай (+ 1380), темник, один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде.
По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской – от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357–1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, после смерти хана Бердибека, в середине XIV в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды, управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»). При нем сменилось несколько ханов, во всем его слушавшихся: Абдул, Магомет-Султан, Тюлюбек и др., после чего он сам себя провозгласил ханом.
Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель – Московской, Мамай последовательно поддерживал ее противников. Основную ставку он делал на Тверь, а также – из тактических соображений – и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.
Стремясь возродить могущество Золотой Орды, предпринял ряд походов в русские земли. В 1378 Мамай сжег Нижний Новгород, к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».
Во время ведения военных действий Мамай использовал такие факторы, как внезапность, стремительность, атака крупными массами конницы на открытой местности. Часто маневрировал на поле боя в целях расчленения противника или обхода его флангов и выхода в тыл, с последующим окружением и уничтожением; в то же время проявлял излишнюю самоуверенность, обусловленную успехами в сражениях с более слабыми противниками.
2 августа 1378 на реке Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приемы, сумели разгромить ордынское войско.
В ответ Мамай начал готовить новый поход на Москву.
Летом 1380 он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 состоялась Куликовская битва в ней Мамай был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: «. побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько. » – так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище. В Крыму его встретил ставленник Тамерлана хан Тохтамыш, которому Мамай должен был уступить власть над Золотой Ордой. Мамай хотел скрыться со своими сокровищами и немногими приверженцами в Каффе, но здесь был вероломно убит.
Литература
Мамай
Мамай родился в 1335 году в Старом Крыму.
Носил мусульманское имя Кичиг-Мухаммад.
Был другом детства хана Бердибека, правившего в 1357-1359 годах. Со смертью Бердибека пресеклась законная династия Батуидов на престоле Золотой Орды и началась эпоха «Великой замятни», продолжавшаяся вплоть до 1380 года. В течение всего периода «Великой замятни» Мамай, находясь на посту беклярбека, стремился возвратить династию Батуидов на общеордынский престол и в своей части Орды делал ханами представителей именно этой династии.
Личная жизнь Мамая:
В 1380 году после поражения Мамая в битве при Калке, беклярбек бежал в Крым и был там убит, а его гарем (жены и находящиеся под его защитой женщины из дома Бату) достался Тохтамышу. Чтобы повысить свою легитимность в глазах столичной сарайской знати и возможных приверженцев дома Бату, Тохтамыш взял в жены вдову Мамая Тулунбек-ханум.
Мамай на должности беклярбека:
Со второй половины 1350-х годов Мамай становится наместником Крыма и Северного Причерноморья.
После убийства Бердибека ханом Кульпой в 1359 году Мамай объявил тому войну. В Орде началась, так называемая, «Великая замятня». Поскольку беклярбек не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в августе 1361 года Мамай провозгласил ханом Белой Орды своего ставленника Абдуллаха из рода Батуидов. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде воспротивились этому.
В период с 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть.
В период «Великой замятни» в 1363, 1367-1368 и 1372-1373 годах Мамаю удавалось овладевать столицей Сараем на левом берегу Волги. Ставка беклярбека находилась в становище особо преданного ему тумена в городе Замык в низовьях Днепра (в устье реки Конки на месте современного Каховского водохранилища).
Мамай и Московское княжество:
Отношения темника Мамая с Москвой были весьма противоречивыми и изменчивыми. На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве.
В 1363 году между ним и митрополитом Алексием, фактическим правителем Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, было заключено докончание об уменьшении дани, взимаемой с княжества. Также есть версия, что перед этим Мамай способствовал освобождению митрополита Алексия из заточения в Литве, в котором последний находился в 1358-1359 годах.
В 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой и начинается «великое розмирье», окончившееся только в 1380 году победой объединенных русских войск на Куликовом поле.
Куликовская битва
Борьба Мамая с Тохтамышем:
В 1377 году чингизид Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана начал поход по установлению своей власти в Золотой Орде. Весной 1378 года, после того как пала восточная часть государства (Синяя Орда) со столицей в Сыгнаке, Тохтамыш вторгся в западную часть (Белую Орду), контролируемую Мамаем.
8 сентября 1380 года войско Мамая было разбито в Куликовской битве во время нового похода на Московское княжество, и его большой бедой было то, что на Куликовом поле погиб провозглашенный им ханом малолетний Мухаммед Булак, при котором Мамай был беклярбеком.
Чуть позднее, в сентябре 1380 года состоялась решающая битва между войсками Мамая и Тохтамыша. Битва произошла на реке Калке, недалеко от того места, где в 1223 году монголы нанесли русским первое поражение.
По сути битвы не было, так как на поле боя большая часть войск Мамая перешла на сторону законного хана Тохтамыша и присягнула ему. Мамай с остатками верных ему сподвижников не стал устраивать кровопролития и бежал в Крым, при этом его гарем и знатные женщины из рода Джучи, которых опекал Мамай, были захвачены Тохтамышем.
Победа Тохтамыша привела к установлению законной власти в государстве, прекращению длительной междоусобной войны («Великой Замятни») и временному усилению Золотой Орды вплоть до столкновения с Тамерланом.
Смерть Мамая:
После своего поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в Кафу (ныне Феодосия), где имел давние связи и политическую поддержку генуэзцев, но его не впустили в город. Он пытался проникнуть в Солхат (ныне Старый Крым), но был перехвачен разъездами Тохтамыша и убит.
Предполагается, что убит он был наемниками по приказу хана. Тохтамыш похоронил Мамая с почестями. Похоронен Мамай в Шейх-Мамае (ныне село Айвазовское Кировского района Крыма возле города Феодосия). Могилу (курган) нашел впоследствии известный художник И. К. Айвазовский.
Потомки Мамая:
Родственники князей Глинских, князья Ружинские, Острожские, Дашкевичи и Вишневецкие сыграли важную роль в развитии казачьего сообщества Поднепровья, становлении Войска Запорожского и подконтрольных ему земель Запорожья.
Хан Мамай был русским тысяцким (казачьим атаманом), рвавшимся к власти.
Целенаправленная работа по тотальному изменению истории, началась в семнадцатом веке, в рамках, так называемой реформаторской деятельности первых представителей династии Романовых.
Старые памятники, надгробные плиты, в основном все уничтожены. И погибли они, потому что на них была символика, которая Романовыми была отвергнута. Заменена она была на новую символику реформаторского времени семнадцатого века. И чтобы как можно больше убрать этих следов, в частности была предпринята масштабная акция по уничтожению старых надгробных плит. В рамках этой акции и была уничтожена плита Пересвета. Столь масштабные преобразования могли быть вызваны религиозными мотивами и желанием привести русскую историческую науку в соответствие с новыми западными стандартами.
Якобы на Руси, до эпохи Петра первого, эпохи Романовых, своей картографии, в общем-то, не было. Существующие карты, например карты Москвы, это карты сделанные иностранцами. Старые документы, старые карты, в первую очередь Русско-ордынской империи, часто категорически противоречили новой Романовской версии. На них была изображена география, география России, Европы, география мира, которая расходится с новой географией, созданной в западной Европе школой Скалигера и у нас школой историков Романовых.
Икона с изображением битвы на Куликовом поле
В музее Ярославля хранится старинная икона, датируемая серединой семнадцатого века. Уникальное изображение Куликовской битвы. Сколько веков этот образ пролежал в забвении, мы не знаем. По технологии иконописи, изображение покрывалось олифой, которая имело свойство постепенно темнеть. Примерно, через сто лет, икона без реставрации становилась совершенно черной. И поверх исчезнувшего образа, рисовался новый, не всегда совпадающий с предыдущим. Когда в двадцатом веке, с помощью химических средств, научились снимать старые слои, то открылось множество первоначальных сюжетов. Такая же история произошла и с этой иконой. Только в 1959 году, изображение Куликовской битвы было раскрыто. Внимательному и не предвзятому глазу, шедевр ярославской живописи расскажет много интересного.
Вот войска, которые возглавлял Мамай, переправляются через реку, спускаясь с высокого холма. Таких перепадов высот, нет на равнинах Тульской области. Зато красный холм в Москве точно следует изображению иконописца.
Но самое интригующее, на ярославской иконе нет существенных различий между татарским и русским войском. Одни и те же лица, одни и те же знамена. И на этих знаменах образ спаса нерукотворного, который испокон веков считался покровителем русских воинов. С обеих сторон были, как русские, так и татары. В то время не было разделения на нации в современном смысле. Это было все перемешано и более унифицировано. И мы видим, что эти старые изображения до нас доносят совершенно иную версию истории, чем ту которую мы знаем сегодня по учебникам романовской истории. Более того, в некоторых документах говорится, что волжские татары весьма неохотно служили Мамаю. И в его войске их было не много. Мамай возглавлял: поляков, крымцев, ясов (осетин), косогов (казаков) и генуэзцев. Которые также занимались финансовым обеспечением его компании. Между тем, крещеные татары, наравне с литовцами, воевали на стороне Дмитрия.
Кем был хан Мамай на самом деле?
Как известно, Мамай имел войско, называемое ордой. Однако точно также именуют и русское войско. Вот цитата из Задонщины. «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на русскую землю? То тя била орда Залеская?» Залеской землей называлась Владимиро-Суздальское княжество. Так может быть слово «орда», означает просто – войско, а не татарские полчища, как мы привыкли понимать? Но кем же тогда в действительности был Мамай? Согласно летописи, темником или тысяцким, то есть военным предводителем (казачьим атаманом). За несколько лет до Куликовской битвы, он борется с правящими ханами, и пытается узурпировать власть.
У великого князя Дмитрия Ивановича в Москве очень похожая история, да еще и происходящая в то же самое время. Сын тысяцкого, Иван Вельяминов, поссорившись с Дмитрием, бежит в орду и там готовится к походу против своего правителя. Не трудно заметить, что действия тысяцких, в истории Куликовской битвы, как-то странно дублируют друг друга.
Согласно летописям, явившийся в русскую землю Иван Вельяминов, предатель, будет казнен прямо на Куликовом поле, после победы Дмитрия. В память об этом событии, Великий князь, даже прикажет чеканить монеты. На монете Донского, было изображение самого князя, который держит в руке меч и щит. У его ног лежит поверженный враг, голова которого отсечена. Известно что, Иван Вельяминов, был казнен. Его голова была отрублена и эта монета фиксирует факт победы над своим врагом.
Дмитрий и его противник с мечами в руках. Еще несколько минут и начнется кровавая сеча. А на обратной стороне монеты, человек со щитом. Но разве во время казни пользуются щитом? Выходит тысяцкий Вельяминов, погиб на поле брани. Согласно общепринятой версии, Мамай, после поражения, бежал в степи и в тот же самый год столкнулся с новым врагом – Тохтамышем, ханом заяицкой орды. Они сошлись на берегах Калки, где история в точности повторилась. Как и на Куликовом поле, бедный Мамай, был предан своим литовским союзником и был разбит.
Если учесть, что в древних летописях не использовали гласных, то название «Калка» и «Куликово» не просто похожи, а абсолютно идентичны и состоят всего из трех букв – КЛК. Кроме того, сохранились монеты, на которых с одной стороны выбито – хан Тохтамыш, по-арабски, с другой по-русски – Великий князь Дмитрий Донской. Историки пытаются объяснить это тем, что монеты с одной стороны чеканил – Тахтамыш, с другой стороны – Дмитрий Донской.
Но это можно объяснить и по-другому. На Руси использовалось несколько языков: русский, арабский, татарский. И на одной и той же монете, имя одного и того же правителя, могло быть начеканено с двух сторон, на двух разных языках. Наличие таких древних монет, является достаточно веским аргументом в пользу того, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш, это одно и то же лицо.
Так может, и не было двух разных битв, которые похожи друг на друга, как две капли воды? А была одна – на Куликовом поле. Где князь Дмитрий Донской, он же хан Тохтамыш, разбил войска предателя Ивана Вельяминова, также известного под именем – Мамай.
Монголо-татарского ига не было!
Но в этом случае, возникает еще более неожиданный вопрос. А было ли вообще монголо-татарское иго? В свете новых предположений, выходит, что не было. А существовала огромная Русско-ордынская империя, которая во второй половине четырнадцатого века, разделилась на три части. Золотая орда. Белая орда или белая Русь. И Малороссия, она же синяя орда. Золотая орда, другое название Волжское царство, впадает в продолжительную и опасную смуту. За двадцать один год, сменяется двадцать пять правителей. Идет ожесточенная борьба за трон, которая в 1380 году, разрешается грандиозной битвой на Куликовом поле.
История далекого четырнадцатого века, нуждается в дальнейших исследованиях. И самое главное в поиске новых, неизвестных науке документов и материальных свидетельств. Именно они могут подтвердить или опровергнуть существующие сегодня теории. Впрочем, есть факты, которые не подвергаются сомнению. Куликовская битва действительно была. Она состоялась в 1380 году, и победу в ней одержал Дмитрий Донской. И, безусловно, она по праву считается символом мужества, доблести и чести русских воинов.
И еще одна любопытная деталь. Уже в наши дни, в центре Москвы на Краснохолмской набережной, поставлен крест, на гранитном основании которого, выбито: «На сем месте, будет воздвигнут памятник, святому благоверному, князю Дмитрию Донскому, защитнику земли русской. В лето 1992 года, сентября 25». Тогда скульптор не мог знать о московской версии сражения. Она просто не была разработана. Но так получилось, что памятный крест, абсолютно точно ориентирован на место, где могло находиться легендарное Куликово поле.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Новое в блогах
«Серый кардинал» Мамай: хроники развала Золотой Орды. Начало
Продолжим, пожалуй, расследование: кто такой «злой гений» русской истории Мамай. Который не Великий Хан Золотой Орды. Вообще не хан, тем более не «царь», как его наши сказочники-летописцы назначили. Можете называть этого амбициозного и умелого авантюриста как угодно. Русские источники называли — «ордынский князь». Так чаще всего титуловали придворных эмиров Ставки Великого Хана Золотой Орды. Могли назвать даже «темником». Забугорные источники не называют Мамая «темником» или «даругой», что было обязательным в случая управления конкретной областью. Административной единицей, «тюменом». С которой выставлялся полнокровный тумен, в идеале 10 000 всадников полной экипировки.
Но про Мамая, его такую должность… не сохранилось данных. Поэтому, только предположить можем: после смерти отца и двоюродного деда Кутлуг-Тимура в 1359 году… он вполне мог быть главным в своем роде киятов. Рашид ад-Дин в начале XIV века писал, что этот род «составляет один туман». Так ли это? Скорее всего — да.
После смерти хана Бердибека Мамай хоть и лишился должности беклярбека (премьер-министра) Золотой Орды, но в окружении нового хана Кульпы смог удержаться. Логика Степи проста: с тобой считаются даже ханы Великие, если за спиной имеешь большие батальоны. Полноценный и верный тумен. Пусть будет наш герой — «темником, даругой Крыма».
Тут есть тонкости, «напёрстки» придётся двигать. Временами категорически не соглашаясь с официальной историографией. Например, восточные хронисты поздних веков утверждают: после смерти Бердибека пресеклась прямая линия потомков Бату-хана (Батыя). Стали претендовать на золотоордынский Белый Войлок потомки других сыновей Джучи. Верно это утверждение только отчасти.
Перс Хайдар Рази (начало XVII века) пишет: «никто из этого поколения (Бату-хана) не достиг царства». Но не говорит об истреблении рода Бердибеком. Другие историки того же века указывают, что не осталось «достойных власти потомков ханского рода». Но опять не утверждают, что прямая линия Бату (через многочисленное потомство Узбек-Хана) пресеклась.
Но лучше доверять современникам. А не далеким переписчикам летописей. Есть один такой персидский историк второй половины XIV века Махмуд Кутуби. Уж он-то наблюдал через границу Азербайджана за Золотой Ордой внимательно, о начале Великой Замятни написал так:
«Бердибек стал преемником отца, умертвил несколько других братьев, которых он имел, и среди них произошла смута».
Вот как это толковать прикажете? Готов сказать… длительная междоусобица в Золотой Орде, нам известная как «Замятие Великое», была вызвана не пресечением династии потомков Бату. А совсем наоборот: именно они её и начали. Сцепившись промеж себя. Линия батуидов не пресекалась со смертью Бердибека.
Все процессы междоусобицы в Золотой Орде придётся рассматривать именно через такую призму. Насколько помним, при Узбек-Хане в Улус пришел ислам. Был встречен яростно всеми царевичами-джучидами, самыми влиятельными эмирами государства. Желавшими жить по Ясе Чингисхана. Не будет лишним предположить: остальные преемники хана Узбека рассматривались как «отщепенцы и отступники». Не имеющие священного права владеть наследием Великого Потрясателя Вселенной.
Дополнительным поводом могли быть преступления последних Ханов. Только Узбек после своего появления из Хорезма вырезал около 120 чингизидов. Его сын Джанибек занял престол, убив двух единокровных братьев. Сам погиб от руки сына Бердибека. Который тоже проредил семью, уничтожил дюжину царевичей из колена Узбека. За такое… например, в 1251 году, потомки хана Угедэя были обвинены в преступлениях против «Золотого Рода». Признаны недостойными претендовать на титул Великих Ханов, казнены в составе почти сотни человек. Собственной семьёй, на минуточку.
Что могло быть в Золотой Орде, как понимались династические преимущества претендентов? Думается, первым номером была «харизма рода Бату», основателя государства. Вряд ли ордынская знать упускала этот фактор из раскладов. Но вот прямых потомков мусульманина Узбека могла назначить «жертвенной овцой». Именно так появился (немедленно с воцарением Бердибека) уже в 1358 году некий царевич Кульна.
Его происхождение вообще никак не отражено в источниках. Предположений много, вплоть до назначения его первым «самозванцем Золотой Орды». Ничего не скажу. Кроме одного: Кульна не был самозванцем. На первых этапах Великой Замятни было ещё слишком много знатных эмиров и ханов, знавших наизусть все колена «дома Бату».
Проскочить тут авантюристу без роду-племени…? Не верю. Во всех хрониках других государств (некогда Великой Монгольской Империи) за этим следили тщательно. Как у себя, так и у соседей. Разоблачали самозванцев на раз. Про Кульну — молчок. Даже в тенденциозных русских летописях. Этот претендент не мог принадлежать к роду хана Узбека. Восставать всем Улусом против законного Бердибека, чтобы усадить в Ставке возможного продолжателя той же политики «резни чингизидов»?
Слишком много кровников готово ночью в шатер заглянуть к такому Хану. Ну и другой факт есть. Очень полный «напёрсток» на стол поставили русские летописи, сообщив: Хан Кульна вскоре погиб с двумя сыновьями:
«Кулна седе на царствие; царствова пять месяцъ и убиен бысть от Навруса с двема сынома своима, с Михаиломъ и Иваномъ».
Как-как его сыновей звали? Михаил и Иван? Это что за царевич-чингизид такой… православный али еретик какой? Данных нет, плодить сущности не буду. Но понятно одно: незадачливый хан отсутствует в чингизидских родословных по причине вероисповедания. В ту пору много всяких царевичей было вписано исключительно под мусульманскими именами. Каким был наречен Кульна — неизвестно. Но он был. Русские летописи знают о нём, и монеты с именем чеканились. Сохранились, кстати. «Правоверные хронисты» позже вычеркнули имя «еретика» из истории Золотой Орды.
Раскол Золотой Орды пошёл по линии веры, дерзновенно предположу. Кульна мог быть мусульманином, потом отказавшись от него. Мог быть язычником, сыновей окрестив. Но точно не исповедовал ислам в период своего очень короткого правления. Чем вызвал яростное сопротивление другой стороны Золотой Орды. Тех эмиров и беков, которые стали мусульманами во времена Узбека и Джанибека. Точно известно, что знаменем оппозиции стала могущественная ханша Тайдула (Тай-Туглы-бегим), вдова Узбека, мать Джанибека и бабка Бердибека.
Роза Хайруллинина (Тайдула) из фильма «Орда»
Неизвестно почему, но влиянием она пользовалась величайшим при всех трёх Великих Ханах. С приходом Кульны она исчезает из мира большой политики, перебирает возможных претендентов. Потомок Шибана (пятый сын Джучи), некий Хызр-оглан отказался быть орудием в руках властолюбивый старухи. Тогда Тайдула провернула… смешную, но полезную для интриг провокацию. Вышла замуж. За какого-то Базарджи, потомка Тангута (следующего сына Джучи).
Этот молодец не был прямым потомком Бату, в Золотой Орде легитимным Ханом не мог считаться по определению. Но за Тайдулой маячили тумены сторонников. Новый Хан вряд ли мог рассчитывать на свободу в принятии самостоятельных решений. Базарджи на саблях эмиров Тайдулы въезжает в ханский шатер на рубеже 1359-1360 годов.
Приканчивает Кульну с сыновьями, сразу же принимает ислам, новое имя Мухаммад Наурузбек-хан (в русских летописях — Наурус). Его появление и запускает страшный механизм Великой Замятни. Впервые за целое столетие на троне оказался… не прямой потомок Бату-хана. Теперь главенствующим родом становится колено другого сына Джучи — Тангута.
Очень опасная провокация была провернута старухой Тайдулой. Оказывается, так можно. Потомки других сыновей Джучи кивнули головой, прикидывая собственные расклады. Не нужно быть батуидом, чтобы претендовать на Сарай-Берке. Первым против нового хана выступил тот самый Хызр-оглан, отказавшийся делить ложе с Тайдулой. По династическим правилам он имел куда больше прав, чем какой-то Базарджи. Его род Шибана был более «старшим».
В 1360 году он объявил себя Ханом, даже начал чеканку монеты. Сначала в Хорезме, потом в Поволжье. Чувствовал себя настолько уверенно, что стал рассылать приказы другим эмирам Золотой Орды. Не спеша собирал войска из улуса Шибана, вёл долгие переговоры с крупными аристократами из Сарая. Хызр-хан понравился властной верхушке Золотой Орды. Особенно на контрасте с выжившей из ума Тайдулой, которая творила что хотела.
Практически без сопротивления Хызр вошёл в столицу Золотой Орды. Наурус со своим сыном Тимуром были убиты, казнили и Тайдулу. Согласно хивинскому хронисту Утемишу-хаджи, расправился новый Хан с властной старухой очень жестоко:
«Посадили бегим в крытые санки, полость крепко завязали и, заложив в санки бешеного жеребца, отпустили на все четыре стороны. Этот бешеный конь понес санки и бил их по оврагам и буеракам, пока бегим не погибла».
Хызр пробыл в Сарае государем менее года. Версий его смерти несколько: был убит собственным сыном. Либо братом Мюридом. Или проиграл другому претенденту на Белый Войлок, Орду-Мелику. Потомку ещё одного из сыновей Джучи. Бают, храбрый вояка Хызр погиб, обороняя столицу от этого соперника.
Плотину прорвало. Больше дюжины колен сыновей Джучи осознали: авторитет старейшины Рода (Бату-хана) уже не столь важен. Сцепились промеж себя Тимур-Ходжа (сын убитого хана) и Мюрид (брат покойного). Хотя первый оказался куда расторопнее дядюшки и занял Сарай… это ничего не значило. Мюрид тоже объявил себя Великим Ханом Золотой Орды. Демонстративно начав чеканку монеты в Укеке и Гюлистане.
Непонятно как, но «злой гений земли русской» вполне благополучно пережил первые три переворота. Скорее всего, не нажил себе кровников при Бердибеке. Просто не успел за неполный год на посту беклярбека. Явно не представлял династической опасности, род «кият» даже близко не мог претендовать на Великое ханство. Плюс, как считают некоторые персидские источники… он аккуратно собирал в своем доме ханш из рода Бату. Выступая их защитником и покровителем.
Дразнить «род киятов» тоже не хотели новые Великие ханы. Родич Мамая, Тенгиз-Буга, в то время крепко сидел в Синей Орде. Трогать темника-кията в «неопределённом статусе», чтобы получить кровников в лице могущественных восточных наместников? Дурных было нэма. Но счастье такое длилось всего лишь до 1361 года. Синюю Орду встряхнуло, Тенгиз-Буга решил поиграть в «серого кардинала».
Желая стать совершенно независимым от мятущегося Сарая, он возжелал «собственного ручного хана». Выбор пал на Кара-Ногая, одного из потомков шестого сына Джучи (Туга-Тимура). Но царевич сообщил остальной семейке о переговорах и амбициях наместника. Джучиды «левого крыла» Улуса Тенгиз-Бугу зарезали, власть рода киятов в Синей Орде пала. Кара-Ногай стал ханом, но был убит три года спустя. Началась чехарда, пока через пятерых сменившихся правителей, в 1368 году жёсткой рукой не навел порядок могущественный Урус-хан.
Странное дело. Лишившись поддержки рода «кият» в Синей Орде, темник Мамай… попадает на страницы русских летописей вот таким любопытным сообщением (1361г.), повествующим о «воцарении» в Орде Тимура-ходжи:
«на семый день царства его темникъ его Мамай замяте всемъ царством его, и бысть мятеж великъ въ Орде».
Это был не вооруженный мятеж, как пытаются представить некоторые историки. Мамай ничего против хана Тимура-Ходжи не имел. Он просто собрал всех своих соратников, семью (с многочисленными ханшами рода Бату) … и спокойно отправился в Крым. Поближе к кочевьям многочисленных киятов. Его сопровождали многочисленные приверженцы потомков Бату. Сарай-Берке … опустел.
Не поднимая против Тимур-Ходжи прямого бунта, Мамай увёл с собой возможных защитников новоиспеченного хана со столичной пропиской. Которым надоело отстраивать дома после грабежей и «ханских рокировок», заносить подарки не пойми кому. Тимур-Ходже сразу после ухода Мамая пришлось бежать из Сарая. Согласно русским летописцам — на седьмой день своего правления. В столицу Золотой Орды въехал Орду-Мелик, потомок тринадцатого (!) сына Джучи. Это было уже слишком!
Наместники Золотой Орды всё правильно поняли. Назвав безобразия в столице фарсом, стали стремительно расползаться в разные стороны и обосабливаться. Как только Орду-Мелик провозгласил себя главным… ему показали неприличный жест Пулад-Тимур (наместник Волжской Булгарии), эмир Тагай (наместник в Мохше), Хаджи-Черкес (наместник в Хаджи-Тархане) и Сегиз-бей в землях реки Пьяни. Некоторые стали чеканить собственную монету.
Мамай тоже поддался такому сепаратизму? Может быть. Поскольку первый толковый историк Золотой Орды (X. М. Френ) говорит о монете с надписью «Мамай хан правосудный». С ним не согласны уж слишком много исследователей, говоря о неправильности перевода. Присоединюсь к ним тоже. Мамай впоследствии такими вещами не баловался. Хотя мог сыпать золотом-серебром со своим именем невозбранно. Но аккуратно и скромно чеканил имена «своих Ханов».
Наш крымский лис был слишком мудр и хитёр, чтобы столь нагло вламываться в семейку Джучи. Провоцировать возмущение против «самозванца» из захудалого рода киятов. А вот вертеть претендентами на Сарай… это был его очевидный стиль и манера поведения. Скоро он это доказал.
«Серый кардинал», первый шаг
Мамай прибыл в Крым. При себе имел набор претендентов на должность Великого Хана. Наиболее легитимных, поскольку из рода Бату мальцы были. Конечно, репутацию ему портило прошлое. Когда он был беклярбеком при хане-братоубийце Бердибеке. Оставшиеся пока в живых батуиды не рассматривали его союзником, приблизительно через месяц после «мятежа Мамая» выдвинули собственного претендента на Сарай.
Это было… грандиозным скандалом. Они нашли действительно первого самозванца Золотой Орды. Ханом был провозглашен некий «Кильдибек», «чудом спасшийся сын Бердибека», прямой потомок Узбек-хана. Очень тонко повёл себя Мамай. Он не сомневался в липовом происхождении самозванца, поскольку лично знал настоящего Кильдибека. Оставив свои «козыри» (юных батуидов) в Крыму, поехал в Сарай. Непонятно с какой целью.
Может, был расчёт на вдумчивую резню других претендентов… Мог просто потолковать с другими потомками Бату, перетянуть их на свою сторону. Или тайком провести рекламную кампанию, показывая на Старый Крым. Где резвились настоящие и легитимные Великие Ханы, прямые и неоспоримые внучата и правнучата самого Узбек-хана.
Но «легенда о Кильдибеке» начали действовать на Золотую Орду магически. Видимо она была грамотно составлена. Клюнули очень серьезные аристократы Степи. Уверовав: власть вернулась «дому Бату-хана». Потянулись в Сарай давать присягу. Повелись даже такие прожжённые политики «старой гвардии», как бывший беклярбек хана Джанибека, улус-бек Хорезма, несколько других визирей. Эти аристократы могли без труда разоблачить самозваного «внука Узбека». Их просто перебили скопом. Мамай каким-то чудом казни избежал.
Летом 1362 года он прибыл в Крым, тут же проведя церемонию провозглашения ханом — подростка Абдаллаха. «Отрока из детей Узбека», в законности происхождения которого не было сомнений. Ни у современников, ни у большинства поздних исследователей и летописцев. Сам Мамай скромно стал беклярбеком. Этот пост он не покинет целых двадцать лет, до самой смерти. Именно в тот год появляется первое упоминание о «Мамаевой Орде». Под номинальной властью Абдаллах-хана (вообще-то Мамая) оказались юго-западные области Золотой Орды: Крым, Северное Причерноморье, территория современной Молдавии.
Появление прямого потомка Узбек-хана не встретило возражений со стороны крымских ордынцев. Они активно поддержали Абдаллаха, собрали несколько кошунов. К Мамаю ручейками потекли другие сторонники потомков Бату, осенью 1362 года был захвачен Азов, колония венецианцев Тана. Европцы-торгаши, видимо, очень активно поддерживала лже-Кильдибека, потому что… Мамай со своими соратниками устроили там форменную резню. Погиб консул Таны, Якопо Корнаро. Бывший послом Венецианской республики в Золотой Орде. Путь на Сарай был открыт. Мамай готовился сделать последний красивый ход.
Продолжение следует. Источник: «Исторические наперстки»
Сергиенко Владимир # написал комментарий 16 июня 2021, 08:00 Продолжим, пожалуй, расследование: кто такой «злой гений» русской истории Мамай. Который не Великий Хан Золотой Орды. Вообще не хан, тем более не «царь», как его наши сказочники-летописцы назначили. Можете называть этого амбициозного и умелого авантюриста как угодно. Русские источники называли — «ордынский князь». Так чаще всего титуловали придворных эмиров Ставки Великого Хана Золотой Орды. Могли назвать даже «темником». Забугорные источники не называют Мамая «темником» или «даругой», что было обязательным в случая управления конкретной областью. Административной единицей, «тюменом». С которой выставлялся полнокровный тумен, в идеале 10 000 всадников полной экипировки.