кто такой ферзь в жизни

Ферзь

Содержание

Ходы ферзя

В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, объединяя возможности ладьи и слона (при условии, что на его пути нет фигур). Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, в углу доски — до 21 поля.

В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.

Ферзь в шахматной партии

Считается, что в начале партии (дебюте) надо проявлять осторожность с развитием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится лёгкой мишенью для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают короля и лёгкую фигуру, почти всегда ― короля и ладью, в большинстве случаев — короля и две лёгкие фигуры, а также короля, ладью и пешку.

Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является проведение пешки в ферзи: успешное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш в партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей, превращенных из пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.

При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно.

Ферзь в шахматных задачах

Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.

Этимология

Название «ферзь» происходит от персидского ferz — «полководец, визирь». [4]

Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии.

По одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во vierge — «девственница, дева, дама».

По другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

Источник

Ферзь

Вот что нужно знать о ферзях:

Ферзь

кто такой ферзь в жизниФерзи в начальной позиции.

Как ходит ферзь

Ходы ферзя похожи на ходы многих других фигур. Он ходит в любом направлении как король (но на любое количество полей вместо одного). Как и ладья, ферзь может ходить на любое количество полей вперед и назад по вертикали или вправо-влево по горизонтали.

кто такой ферзь в жизниФерзь может ходить как ладья.

Также ферзь может ходить по диагоналям как слон.

кто такой ферзь в жизниФерзь может ходить как слон.

Ферзь может сделать ход на любое количество полей, если его путь не преграждают свои или неприятельские фигуры. Ферзь может взять фигуру противника, заняв поле, где она расположена.

Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон вместе.

кто такой ферзь в жизниФерзь ходит как ладья и как слон!

Заметим, что ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры как конь. Заблокированный ферзь (в начальной позиции) не может ходить!

Проверим себя

Проверим, узнаете ли вы, куда может пойти ферзь. Может ли на этой диаграмме ферзь взять пешку f7?

кто такой ферзь в жизниМожет ли белый ферзь сейчас взять пешку f7?

Как мы упоминали, Ферзь может наносить решающие удары в самом начале партии. Может ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?

кто такой ферзь в жизниМожет ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?

Верно! Белый ферзь может взять пешку f7 и объявить мат!

Заключение

Мы знаем, как расположен ферзь в начале партии, какова его ценность, и как он ходит. Пора дать мат противнику своим ферзем и пройти еще больше интерактивных уроков!

Смотреть видео

Источник

Подборка интересных фактов о ферзе

В шахматах помимо привычных «шах», «мат» и «пат» можно объявить «гардэ», что означает нападение на ферзя.

До XV века ферзь мог ходить только на одну клетку по диагонали. После XV века движение по диагонали не ограничивалось.

Происхождение слова

Название «ферзь» происходит от перс. ferz‎, что означает «советник», «визирь».

Во многих европейских языках ферзя называют «королевой». Однако нет единого мнения о происхождении названия.

Первая версия гласит, что во французском языке слово ferz со временем преобразовалось в vierge, т. е. «девственница, дева«.

Вторая версия переносит нас в Испанию XV века, когда наибольшая власть была сосредоточена у королевы Изабеллы Кастильской. Таким образом визирь был замещён королевой в Испании, а после и в других странах.

Российский ферзь

В России ферзя часто наделяли дополнительным ходом как у коня. Такие правила действовали в XVIII и начале XIX вв., в этом случае фигуру называли «ферзь всяческая».

Вес ферзя

Относительно материальной ценности ферзя и сопоставления его игровой силы с другими фигурами существуют различные оценки. Но чаще всего шахматисты сходятся во мнение, что один ферзь по силе равен 9,5 пешкам или трём коням, но уступает двум ладьям..

Задача о восьми ферзях

кто такой ферзь в жизни

Ферзь довольно часто фигурирует в шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не могли атаковать друг друга. Математически доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.

Тю сёги

кто такой ферзь в жизни

Фигура, которая ходит в точности как ферзь, существует в тю сёги (японская логическая игра). Называется такая фигура дословно свободный король.

Источник

Кто такой ферзь в жизни

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Его Превосходительство Ферзь

Его называли Ферзём и Коброй, «ледяным клинком» и «бритвой при температуре абсолютного нуля». Я предпочитаю прозвище Ферзь.

Он лишён честолюбия. Зная, что своими силами ему не достичь того, к чему он стремится, он находит человека, способного это сделать, и становится его ближайшим помощником. Они оба используют друг друга, но у них единая цель, и это связывает их крепче уз дружбы, которой между ними не возникнет никогда. Гордость ему тоже несвойственна, или же он отлично умеет её обуздывать. Но спокойное холодное достоинство сопровождает его всегда.

Совершая коварства и подлости, он отдаёт себе отчёт в том, что эти действия дурны. Он не станет делать этого без крайней нужды, как и не позволит кому-либо ещё. Более того, он намеренно старается внушить окружающим отвращение к собственным действиям, чтобы никто не вздумал ему подражать. А если бы таковой нашёлся, он примерно бы его наказал. Не прямо, но сделал бы так, что человек на всю жизнь бы осознал неправомочность подобных действий.

При всём своём уме Ферзь абсолютно ничего не смыслит в той области человеческой жизни, которая касается эмоций и отношений. Он отдаёт себе отчёт в том, что такая вещь, как чувства, существует, видит её проявления и понимает их ценность в некоторых ситуациях, но совершенно не в состоянии понять, как именно это действует. Просто в силу неспособности. Эмоциональной слепоты, если угодно.

В том числе поэтому он всегда одинок. Ни друзей, ни женщин. А ещё потому, что одному при его положении быть лучше. Зачем подставлять без нужды симпатичного тебе человека? К тому же он сделал всё для того, чтобы окружающие после пяти минут общения с ним мысленно восклицали: «Какой невыносимый сукин сын!».

Но он любит то, что делает, и вполне доволен своей жизнью.

Даже если бы этот человек был моим врагом, я не могла бы его не уважать.

Тому, кто был его командиром, с кем вместе они создали то, к чему стремились, воздвигнут памятники, его именем назовут лучшие военные корабли и тысячи учреждений, оно войдёт во все учебники и останется в памяти людей ярчайшей звездой на небосклоне истории. Интересно, многие ли вспомнят имя его ближайшего сподвижника, всегда державшегося в тени, кропотливой и трудной работой которого была создана новая страна? Впрочем, если бы его спросили, как он относится к этому, он, глядя на собеседника холодными светлыми глазами, спокойно ответил бы что-то вроде: «Тень всегда следует за светом. Когда угасает свет, тень исчезает бесследно. Но ни свету, ни тени не важно, что будет после того, как пройдёт их время».

Таким был его превосходительство военный министр Пауль фон Оберштайн, один из центральных персонажей «Легенды о героях Галактики», космической саги японского писателя Ёсики Танаки, а также снятого по ней 110-серийного аниме. Человек чрезвычайно талантливый, выдающийся, никого не оставлявший равнодушным, по-своему не менее великий, чем его командир, первый кайзер Галактического Рейха Райнхард фон Лоэнграмм.

кто такой ферзь в жизни

Источник

Изучаем ферзя (часть 3)

кто такой ферзь в жизни

Ну вот, мы и дошли до ферзя. Пожалуй это самая легкая после ладьи и слона в объяснении ходов фигура, но далеко не самая простая для понимания. Сила, мощь, пространство — вот слова которые можно применить к этой фигуре. Но научиться пользоваться ферзем — это то же самое что научиться ездить на Ferrari — кажется просто, но с силой двигателя надо еще совладать.

А теперь давайте приступим к ферзю. Вперед!

Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:

Мне лично нравится объяснять именно ферзя детям. Потому что это фигура, про которую «необходимо и достаточно» сказать следующие слова «Ферзь ходит как ладья и слон – по вертикалям, горизонталям и диагоналям». И после этого начинается интересная круговерть с заданиями ферзя. Дело в том, что детям сложно переключать ходы одной фигуры на ходы другой. И именно это мы и учимся делать решая все те задания которые даются по ферзю. Часто путь ферзя быстрый по горизонтали, но он может его сократить по диагонали. И этому сокращению ребенок должен научиться.

Еще одна особенность игры ферзем (возможно наиглавнейшая), и с этой особенностью дети не всегда могут совладать – это возможность использовать всю доску для игры. В восприятии детей доска вся им доступна. Но, что удивительно, пользоваться они ей не умеют. Часто для того чтобы пройти куда-то необходимо сделать ход в другую сторону через всю доску, а потом уже попасть на требуемое поле. На слоне и ладье данная особенность не так заметна, но при изучении ферзя — расцветает в своей полной красе. На примере ферзя необходимо объяснить ребенку то, что доска большая, и ее надо всю использовать. Вы увидите, что это не так то и просто уже на втором задании. По моим личным наблюдениям, проблемы с использованием доски возникают в первую очередь у тех детей, которые делают задания глазами на диаграммах. Именно у них нет видения ходов через всю доску. Единственный способ борьбы – заставлять выполнять задания (либо играть) на больших досках (писалось во вступлении).

Спектр заданий полностью идентичен заданиям по слону, поэтому буду останавливаться только на особенностях заданий, либо на тех моментах которые необходимо развить у детей.
Данная статья (как и предыдущие) основана на курсе И.Г. Сухина и носит образовательный характер. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

Я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. И, разумеется, привожу лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.

А теперь займемся собственно упражнениями.

Упражнение №1. «Один в поле воин».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Первое задание даю всегда, даже тем кто умеет ходить ферзем. Казалось бы – зачем? Дело в том, что я по нему смотрю как ребенок ходит фигурой. Кому надо – показываю, кому не надо (они уже видят хорошо) – просто проверяю. Ну а два остальных задания – самое то. Дети начинают иногда голову ломать как побить все шашки. И еще, если Вы заметите – первый ход в первом задании делается именно через всю доску.

Упражнение №2. «Кратчайший путь»

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

После выполнения упражнения «Один в поле воин» мы переходим к заданию «Кратчайший путь», и тут начинается… Уже с первым заданием дети бывает сидят по минут 5, со вторым справляются бывает быстрее. А вот третье для них – это часто барьер, и бывает что непреодолимый. Помогаю естественно, но наблюдать за ними – интересно. Главное не дать «уйти в психи».

Если что – задания решаются за 2, 2 и 3 хода соответственно. Как – решите сами. На третьем это не так то и просто.

Упражнение №3. «Лабиринт»

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Как всегда – лабиринт сложен для расстановки. Но памятуя, что скоро будет конь, а в нем лабиринты посерьезнее – эти мы ставим практически всегда. Я лабиринты с ферзем использую как тренировочную площадку перед конем. Дело в том, что напрягать ребенка двумя сложными подзадачами – не дело. Подойдя тренированным к лабиринтам с конем – о расстановке шашек он задумываться не будет, и использует все свои мысли и переживания на решение задач с конем, а там то не все так просто. Если же ребенок будет переживать (либо вообще поставить неправильно одну шашку и задача станет нерешаемой) с конем – то он коня возненавидит. Это последнее что надо в шахматах.

В остальном – лабиринты как лабиринты. Дети ошибаются, исправляются и проходят их совершенно спокойно. Особых сложностей нет, но им эти лабиринты интересны, т.к. после предыдущего задания они дают некоторую разрядку и надежду что все можно легко решить. Ох… Как они ошибаются. И понимают это достаточно скоро.

Упражнение №4. «Перехитри часовых»

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Задание 1 – тут проход достаточно прост – через диагональ h6-f8, затем a4-c6. Сложность возникает именно при попытке найти первую диагональ, и вторую. Часто дети пытаются достаточно долго пройти через поле c3, но там прохода нет.

Задание 2 – его решают быстрее. Но в нем надо совладать с размашистостью ферзя, и ходить как будто ползете еле-еле, особенно при прохождении верхней части доски. Если возникают трудности (такое бывает) для того чтобы пройти наверх, можно просто напомнить про предыдущее задание.

Задание 3 – обходной маневр. Необходимо уйти аж в правый нижний угол, а потом вернуться через левый нижний. Часто дети пытаются прорваться через верх – но это невозможно, мешает шашка на e8.

Упражнение №5. «Захват контрольного поля»

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Одно из моих любимых упражнений. На нем практически все дети сидят долго. Если кто-то решит первое задание, затем второе – на третье тратят все-равно много времени.

Задание 1 – обычно для решения пытаются пойти на h6, думая что этот вариант даст им требуемое. Но глубоко ошибаются. На ход ферзем на h6 следует ответ «Ферзь e7» и все – следующим ходом черный ферзь попадает на главную черную диагональ при любом ответе белых. А с диагонали согнать его невозможно. Надо обратить внимание ребенка на то, что неплохо бы напасть на контрольное поле, вынуждая ферзя ходить как выгодно нам. Если Вы помните, то большая часть заданий именно так и решается – принуждением к требуемому нам ходу. Решение простое – ходим на a1 и вуаль-ля. Контрольное поле наше. Ну либо сначала черный ферзь а потом поле.

Задание 2 – тут необходимо одним ходом перекрыть все возможные поля для защиты контрольного поля, как и в большинстве подобных задач. Верный ход – b1.

Задание №3 – самое веселое из представленных. Нет ни одной шашки-препятствия для ферзей, но тем не менее поле захватывается. Детям это задание решить сложно.Проблема в том, что ребенок пытается найти решение исходя из своих потребностей. А эта задача решается от обратного (как и подобные) – надо найти все поля с которых черный ферзь защитит контрольное поле и взять их одним ходом под контроль. Это поля — c1, c3, e6 и e8. Добавляем в этот список контрольное поле e1 и получаем 5 полей которые надо взять под контроль. Три из них находятся на одной вертикали – e, и это означает что ферзь должен встать именно на нее – по другому на эти поля напасть невозможно. А поля c1 и c3 дают нам конкретное поле e3. Поверьте – задание из представленных не самое простое, дети младшего-школьного возраста с логикой еще не сильно дружат, а пытаются решить задачу перебором.

Упражнение №6. «Ограничение подвижности».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Поймать чужого ферзя. Просто или не очень? Задание №1 – решают практически все. Задание №2 – 50 на 50. Бывают и проколы, бывают и сразу же верные решения. Задание №3 тоже простое, хотя удивительно что его иногда могут и не решить. Совет очень простой – размашистость ходов ферзем и ограничение ходов соперника. И задачи решатся очень просто.

Смысл опять же – ребенок должен понять силу ферзя на таких простых заданиях.

Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

С атакой ферзем ситуация достаточно интересная – дело в том что слона можно атаковать по горизонталям и вертикалям, а ладью по диагоналям. Поэтому количество атак ладьи может достигать трех вариантов, а слона – шести. В заданиях приведенных выше правильный ответ — 3 нападения на слона и одно на ладью.

На этом задании можно сделать ребенку еще раз вывод — слон слабее ладьи. Он более подвержен атакам например ферзем.

Упражнение №8. «Двойной удар».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Упражнение №9. «Взятие».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Упражнение №10. «Выиграй фигуру»

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Напомню – в этом задании черные фигуры ходят. И надо вторым ходом побить одну из черных фигур.

Упражнение №11. «Перехитри часовых».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

И снова, к который уже раз, к часовым. Нашей основной задачей является способность ребенка видеть куда может ходить ферзь. Но это может быть не обязательно наш ферзь, вполне подойдет на эту роль и ферзь противника. И мы поэтому мы будем играть разными фигурами.

Мне сложно было выбрать из тех позиций которые есть в курсе И.Г. Сухина самые-самые интересные – во всех есть изюминка. В итоге я просто решил отобрать именно эти три.

В задании №1 дети обычно быстро находят поле с которого они могут попасть на контрольное поле, но пройти туда – целая проблема. Дайте им походить по полю. Решение ребенок найдет практически всегда — но наберитесь терпения, это может быть долго. Иногда можно подталкивать советами — но решать за ребенка не надо, пусть решит сам.

В задании №2 – ладья часто ходит по всему полю, но пробраться до контрольного – не может. Хотя решение простое – это три хода – a6 – a3 – g3.

В задании №3 слон просто лезет вверх и уже оттуда попадает на h2.

Упражнение №12. «Сними часовых».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Во всех заданиях этого упражнения, я рекомендую донести до ребенка следующее – пусть он сначала определит как можно побить черные фигуры, с какого поля надо заходить. А потом уже стремиться к нему. И если первые два задания не так сложны, то в задании №3 для достижения цели придется изрядно «ужом покрутиться», и даже подходить к фигурам вплотную, а затем уходить.

Упражнение №13. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

В этом упражнении, уже ставшем привычным, необходимо брать под контроль все поля с которых черные фигуры могут защитить контрольное поле. Соответственно это поля – g3, d5 и h1. Все задания решаются в два хода, т.е. вторым ходом Вы становитесь на контрольное поле.

Упражнение №14. «Ограничение подвижности».

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Ферзь может ловить другие фигуры… И другие фигуры могут ловить ферзя – даже слон (задание №3). Об этом не стоит забывать.

Упражнение №15. «Игра на уничтожение».

Ну и напоследок мои любимые задания.

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

кто такой ферзь в жизни

Задание №1. Все достаточно просто – надо побить ладью, затем ту фигуру которая не сделала ход, затем оставшуюся.

Задание №2. Казалось бы — простое. Ан нет. Дети пытаются сделать ход черным ферзем чтобы отдать его себе, оправдывая это так — «но он же так может пойти». Сложно с этим бороться. Но надо. Следует обратить внимание на правильность ходов ферзями – что белым, что черным. Черный ферзь будет ходить только по углам, белый – по вписанному в центре белому квадрату. Ходить они будут против часовой стрелки и бесконечно. Здесь – ничья.

Задание №3. Черный ферзь просто ограничивается моментально слоном – и выигрывается вторым ходом.

Задание 5 – тут необходимо загнать ладью в цугцванг, постепенно отрезая ее и выдавливая вниз. Ладья бьется на третьем ходе.

Все, изучение ферзя закончено. По окончании выполнения заданий ребенок должен четко понимать – ферзь сильнейшая шахматная фигура. Но тем не менее и против него есть приемы ловли. Но стоит обратить внимание ребенка и на то, что с ферзем можно бороться. Хотя, согласно моему опыту, они это все-равно забывают обычно в дальнейшем. И при потере ферзя — «поднимают вверх лапки», т.е. сразу сдаются. И с этим сложно бороться. Но к вопросу фразы «Сдаюсь» мы еще в дальнейшем вернемся.

А пока — готовимся к коню. Вот уж где головоломки — так головоломки. Анонсируя коня скажу сразу — задания там все те же. Но по количеству уроков приходится сильно расшириться, т.к. конь проходится гораздо медленнее чем любая другая фигура. Сложный ход, сложное понимание «динамики разгона и траектории». В общем сложная фигура. Но есть способы как показать ребенку куда пойдет конь. Я обо всем расскажу в следующей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *