кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан. Биобиблиографический справочник

кто такой фатыха амирхана

Амирхан Фатих (Амерханов) [1886–1926] — крупный татарский писатель, публицист и литературный критик. Он считается классиком татарской демократической литературы и одним из основоположников критического реализма в татарской литературе 20 века.

Фатих Амирхан был человеком драматичной судьбы, но тяжелая болезнь его не сломила, жизнелюбие и творческая энергия не оставляли его практически до самой смерти. Он оставался романтиком, мечтал об идеальном, просвещенном татарском мире. Писатель был певцом «новых людей» начала XX века, это и сделало его кумиром татарской молодежи тех лет.

Ф.Амирхану довелось жить и творить в переломную эпоху, в эпоху кардинальной переоценки духовных ценностей, когда любой общественный деятель, в том числе писатель, как бы выдерживал суровый экзамен на честность, стойкость, преданность своим убеждениям. Он был духовной опорой Тукая, способствовал его развитию и раскрытию его таланта.

Человек, не имеющий возможности даже передвигаться самостоятельно, создал яркие, отмеченные большим талантом произведения. Творчество писателя многогранно. Фатих Амирхан сумел на татарском языке создать настолько восхитительные прозаические произведения, что его назвали самым проникновенным лириком своего народа.

Ф.Амирхану, обладавшему редким талантом художника, мыслителя, публициста, сатирика, историка-философа были под силу самые сложные творческие задачи, которые он и решал со свойственными ему энергией и изяществом. Блистательный талант, великолепный знаток национальных традиций он как бы перекинул мост от старой литературы к новой, от просветительства к реализму, став одним из столпов обновленческого процесса в национальной жизни.

Памяти Амирхана, прозванного в народе «вершителем судеб татар», посвящено большое количество поэтических и публицистических произведений.

Биобиблиографический справочник составлен на русском и татарском языках.

Биография. Справочные материалы

Источник

Кем был Фатих Амирхан, в честь которого назвали проспект

кто такой фатыха амирхана

Повезло казанцам с талантливыми поэтами и писателями: есть целый список имен, которыми называют городские улицы. В часть Фатиха Амирхана назвали целый проспект. И вот почему.

Амирхан был писателем с неуемной жаждой жизни и в каком-то смысле провидцем. Еще он был прирожденным лидером, что проявилось еще в медресе, тягой к бесконечной оптимизации учебного и творческого процессов. Это привлекало его товарищей как теплая чашка фруктового чая манит нас этим зимним днем.

Высказывался и не боялся

Во время первой русской революции Фатих Амирхан оставил медресе и стал лидером всероссийского движения учащихся «Ислах». Амирхан участвовал во всех съездах мусульман страны и смело высказывал представителям духовенства и буржуазии все, что думал. Счастья и процветания он им не желал.

Вся эта активная жизнь привела его к ссоре с отцом, полицейским преследованиям и скитаниям по частным квартирам. В 1906 году Амирхану пришлось уехать подальше от проблем – в Москву. Год спустя он вернулся в Казань, помирился с отцом и снова стал предводителем казанской молодежи.

Летом этого же года он серьезно заболел, но его это не остановило. Амирхан продолжил быть собой: отстаивал интересы студентов медресе и мечтал о реформе образования, высмеивал нерешительность, псевдорелигиозность и равнодушие властей. Тогда же Амирхан выпустил первый номер газеты «Аль-Ислах», о котором мечтал, и начал писать рассказы и повести.

Удачно сменил курс

В 1912 году он немного сменил курс и стал волноваться за сохранение и развитие татарского языка и культуры.

Вот пара произведений, которые принесли ему популярность в то время:

— повесть «Хаят» о юной татарской девушке по имени Хаят, которая воспитывалась в мусульманских традициях, но росла в русской среде;

— драма «Неравные» о жизни двух сестер Салимы и Ракии из татарской семьи. У них совершенно разные характеры и судьбы. Салима – без образования и работает в магазине брата. Влюблена в юношу – Габдуллу. Ракия – капризная девушка, которая окончила гимназию. Всегда в центре внимания. Габдулла влюбляется в Ракию, но Ракие нравится другой.

В 1909 году Амирхан написал повесть «Фатхулла хазрат» о жизни Казани в 1950 году. Главный герой умирает и оживает через 42 года. В его жизни появляются необычные гаджеты. «Зеркальный беспроволочный телефон» с видеосвязью, например. Для нас – смартфон с фронтальной камерой. Такой татарский Рэй Брэдбери. В романе «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери предсказал наушники и огромный телевизор с плоским экраном.

Фатих Амирхан прожил всего 40 лет, но был слишком активным, дерзким и гениальным. Шумный, как сам Амирхан, проспект Амирхана не могли назвать иначе.

Источник

Фатих Амирхан. Хан татарской литературы

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан родился 1 января 1886 года. Отец его был имамом казанской мечети Иске Таш, а проживало семейство в Новотатарской слободе. Предки Амирхана были татарскими мурзами Казанского ханства и многие из представителей его рода были выдающимися мусульманскими священнослужителями.

Хусаин Амирхан, дед Фатиха, был крупным историком, занимался изучением булгаро-татарской старины, а также жизни и деяний знаковых фигур исламского мира. Кроме этого, Хусаин Амирхан возглавлял одну из самых крупных мусульманских общин Казани.

Детство и юность Фатиха

Из медресе Фатих Амирхан вышел с блестящим богословким образованием, отличными знаниями истории и литературы Востока, а кроме этого немного знал некоторые светские науки и письменный русский язык.

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан и движение шакирдов

Обладая лидерскими качествами, Фатих Амирхан возглавил небольшую группу шакирдов (учеников) медресе, которым было «тесно» в границах религиозной школы и всей системы образования тех лет.

Подобная деятельность привела к созданию тайного объединения «Иттихад» («Единение»), целью которого молодые люди ставили коренное реформирование программы обучения в медресе, а также улучшение матуриальных и бытовых условий для учащихся. Кружок «Иттихад» выпускал сбоственный рукописный журнал, проводил встречи с недовольными учениками. Главным же событием была постановка спектакля по пьесе «Несчастный юноша», который был сыгран в медресе в 1903 году в отсутствие руководителя медресе и наставника Г.Баруди.

Несмотря на активную социальную деятельность в медресе, Фатих Амирхан думал оставить обучение там и поступить в Татарскую учительскую школу. Недостаток же образования будущий писатель стремился компенсировать частным обучением.

Одним из его репетиторов стал известный в Казани социал-демократ С.Н. Гассар, кроме этого, молодой человек довольно часто общался и с Х.Ямашевичем. Всё это вызвало у Фатиха Амирхана живой интерес к политической деятельности.

В годы первой русской революции Фатих всё-таки оставил учёбу в медресе и активно занялся организацией всероссийского движения учащихся под названием «Ислах» («Реформа»). Как представитель татарской молодёжи, он принимал участие практически во всех съездах мусульман России, высказывая порой довольно критическое отношение к позиции представителей духовенства и буржуазии.

Размолвка с семьёй и отъезд из Казани

Отец Фатиха не одобрял его общественную деятельность и тот подчёркнуто светский образ жизни, который он вёл. На почве «социалистических» увлечений сына и его сомнительных, по мнению Мухамедзарифа Амирхана, знакомств, в 1906 году отец и сын окончательно рассорились.

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан покинул родной дом, какое-то время жил на частных квартирах или снимал номера, продолжая при этом участвовать в движении шакирдов. Но осенью того же 1096 года был вынужден уехать из Казани в Москву, опасаясь полицейских преследований. В Москве Фатих Амирхан совместно с Мухаметзагидом Шамилем, внуком легендарного Шамиля, работал над изданием детского журнала «Тарбиятель Эфталь» («Воспитание детей»). В этом издании были опубликованы первые журналистские работы Фатиха.

Болезнь Амирхана и его общественная деятельность

В Москве Фатих Амирхан прожил недолго: уже весной 1907 года он вернулся в Казань и восстановил отношения с отцом, а также вновь возглавил казанскую молодёжь. Меньше чем через полгода после возвращения в родной дом, 15 августа 1907 года, Фатих Амирхан оказался парализован.

Поддержка родных и друзей помогла ему не оставить активную общественную и творческую деятельность и 7 октября 1907 года был издан первый номер газеты «Эль-ислах». Это печатное издание было одним из самых смелых и бескопромиссных в то время.

Фатих Амирхан активно отстаивал интересы шакирдов, а также ратовал за проведение полной реформы системы всего мусульманского образования. Ф. Амирхан стал ярким и довольно жёстким публицистом: он критиковал нерешительность, показную религиозность и равнодушие облечённых властью лиц.

кто такой фатыха амирхана

С 1912 года Фатих Амирхан начал работать в газете «Кояш» («Солнце»), издаваемой братьями-купцами Каримовыми. В этот период в его творчестве на первое место выходят вопросы единства нации, сохранения и развития языка, культуры, религии. Самые известные его произведения этого времени: повесть «Хаят» (1911), роман «На перепутье» (1912), драма «Неравные» (1914).

В двадцатые годы в прессе прошёл ряд публикаций, обвиняющих Ф.Амирхана во всех смертных грехах. Писатель на тот момент уже был тяжело болен туберкулезом и практически никак не отреагировал на эти статьи. Последние дни Фатих Амирхан доживал в одиночестве, вдалеке от родной Новотатарской слободы, в доме на улице Большая Красная. Он скончался 9 марта 1926 года и был похоронен на мусульманском кладбище рядом с могилами своего отца, дяди и деда.

Источник

Амирхан Фатих

Амирханов Мухаммадфатих Мухаммадзарифович. Писатель, литературный критик

кто такой фатыха амирхана

Содержание

Биография

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан с другом Ризваном Алуши. 1906

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

1 января 1886 г., Казань – 9 марта 1926 г., там же.

Ф.Амирхан – сын М.Амирханова.

Образование получил в медресе «Мухаммадия» (1905 г.), самостоятельно изучил русский язык и литературу.

Под влиянием Революции 1905–1907 гг. принимал активное участие в движении шакирдов «аль-Ислах».

Жизненный и творческий путь Ф.Амирхана был сложным. После того как в августе 1907 г. его разбил паралич, писатель до конца своих дней был прикован к инвалидной коляске.

В 1907 г. Ф.Амирхан фактический редактор журнала «Тарбияи-атфаль», в 1907–1909 гг. – газеты «аль-Ислах». С 1912 г. активно сотрудничал в газете «Кояш» и журнале «Анг».

Бурные исторические события и катаклизмы начала ХХ века определили синкретичность мировоззрения писателя, сосуществование в нем просветительских, революционно-демократических, социальных взглядов, преломленных через призму философских систем Востока и Запада.

Ф.Амирхан приветствовал Февральскую революцию 1917 г. публицистической статьей «Богаулар өзелделәр» («Порвались цепи»).

После Октябрьской революции писатель сотрудничал в газетах и журналах «Кызыл Армия», «Эш», «Татарстан», «Татарстан хабарляре», «Шарык кызы», «Безнен юл». Под псевдонимом «Марксист» печатал публицистические статьи, принимал активное участие в общественно-политической и культурно-просветительской жизни республики.

Памяти Ф.Амирхана, прозванного в народе «вершителем судеб татар», посвящено большое количество поэтических и публицистических произведений.

кто такой фатыха амирхана

Фатих и Ибрагим Амирхановы. 1915

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Художественное творчество

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан в момент прогулки на лошади в районе Дальнего Кабана. 1909

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан известен как один из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ века. Художественные искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый экспериментатор в области модернистских течений – импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др.

Ф.Амирхан пришел в литературу с романтическим рассказом «Гарәфә көн төшемдә» («Сон накануне праздника», 1907 г.). Как писатель-просветитель, подвергал критике феодальную косность татарского общества, ратовал за идеалы национального возрождения.

В повести «Фәтхулла хәзрәт» («Фатхулла хазрет», 1909 г.), вошедшей в классику татарской сатирической литературы начала ХХ века, высмеиваются приверженцы средневековых устоев жизни.

Основой пьесы «Яшьләр» («Молодежь»), написанной в том же году, стали идеалы и устремления татарской разночинной молодежи, которые выражались в стремлении разрушить все старое, связанное с бытом и нравами кадимистов (см. кадимизм), в страстной защите свободы личности, права татарской молодежи на европейское образование, европейский образ жизни.

В рассказе «Татар кызы» («Татарка», 1909 г.) с использованием художественных приемов экзистенциализма и экспрессионизма раскрывается проблема освобождения женщины-татарки от гнета феодально-патриархальных традиций, превращения ее в игрушку для будущего мужа, а затем и в «живой труп». Фрагментарность фабулы, схематичность композиции произведения, указание на пограничные состояния героини между Жизнью и Смертью оригинально синтезированы в рассказе различными приемами модернистской литературы.

В романтической повести «Хәят» («Хаят», 1911 г.) показана духовная драма татарской девушки, с детства приобщенной к русской культуре. Основное внимание автора направлено на раскрытие внутреннего мира героини, вынужденной жить по канонам патриархальной морали. Традиционный для татарской литературы конца XIX – начала ХХ веков конфликт отцов и детей воплощен автором в духе романтизма.

В повести доминируют эстетика прекрасного, глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психологического анализа: портреты, внутренние монологи, описание чувств, пейзаж.

В цикле романтических рассказов, созданных на основе народных преданий, нашли отражение особенности национального мировосприятия: «Ай өстендә Зөһрә кыз» («Девушка Зухра на Луне», 1913 г.), «Сөембикә» («Сююмбике», 1913 г.), «Картада оттырылган Зөлхәбирә» («Зульхабира, проигранная в карты», 1913 г.), «Бер хәрабәдә» («На развалинах», 1913 г.).

Качественно новое художественное осмысление жизни татарской учащейся молодежи, интеллигенции прослеживается в незавершенном романе «Урталыкта» («В середине», 1911–1912 гг.), в котором нет сквозного сюжета, соответственно нет и динамично развивающегося конфликта. Главный герой романа Хасан Арсланов не разделяет радикализм части татарской молодежи, не приемлет и идеологию кадимистов. Богатый внутренний мир героя наполнен раздумьями о судьбах национальной культуры.

В психологической драме «Тигезсезләр» («Неравные», 1914 г.) Ф.Амирхан, творчески используя импрессионистический стиль чеховской драматургии, в ярких художественных образах размышляет о неравенстве людей в мире, незащищенности любви, хрупкости человеческого счастья.

Пьеса фиксирует жизнь, полифонично отражает внутренний мир героев, тяготеет к эпичности. Повествовательное начало ее усиливается обилием авторских ремарок, вплетением в текст суждений о переустройстве экономических основ татарского общества, европеизации системы образования, эмансипации женщины, а также диалогами о любви, литературе, языке, музыке, живописи, русской культуре.

В рассказах «Габдельбасыйр гыйшкы» («Любовь Габдельбасыра», 1914 г.), «Самигулла абзый» (1916 г.) и др. прослеживаются элементы использования художественных приемов акмеизма.

Религиозно-философские вопросы жизни и смерти отражаются в романтическом рассказе «Тәгъзия» («Соболезнование», 1922 г.).

В 1924 г., когда надежды на светлое будущее для народа, поданные революциями 1917 г., рассеялись окончательно, Ф.Амирхан написал сатирический рассказ «Шафигулла агай» (1924 г., опубликован 1991 г.), в котором показывал, как в атмосфере большевистской идеологии рабочий люд превращается в бездумных роботов и отказывается от многовековых национальных традиций и общечеловеческих ценностей.

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан. 1915

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан – литературный критик

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан с друзьями. 1913

Казань. Дальний Кабан. Слева направо: Ф.Амирхан (в лодке); Кабир Бакир (на берегу реки); Рауза Аитова (жена И. Аитова), за ней Исмагил Аитов. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан – один из основоположников татарской реалистической литературной критики.

Большинство его статей посвящены анализу мировоззренческих и художественных особенностей творчества:

Г.Тукая («Габдулла Тукаев шигырьләре» – «Стихи Габдуллы Тукаева», 1908 г.; «Азмы какканны вә сукканны. » – «Чего только не испытывал. », 1913 г.);

Г.Исхаки («Гаяз», 1907 г.; «Алдым-бирдем» – «Брачный договор», 1907 г.; «Зиндан» – «Тюрьма», 1908 г.; «Зөләйха» – «Зулейха», 1917 г.),

отдельным произведениям З.Хади, Ф.Карими, Я.Вали, М.Гафури, С.Рамеева, Г.Кулахметова.

кто такой фатыха амирхана

Фотограф Иванов С.И. Г.Тукай среди членов редколлегии газеты Аль-Ислах. Казань. 1907–1908. 1907–1908

Слева направо: редактор и издатель газеты Вафа Бахтияров, театральный критик Габделькабир Бакир, идейный руководитель и активный сотрудник Фатих Амирхан, сотрудник редакции Ибрагим Амирхан, Габдулла Тукай. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Сочинения

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан в своей квартире. 1916

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Избранное: рассказы и повести. М., 1975.

Сайланма әсәрләр: 2 томда. Казан, 1957–1958.

Әсәрләр: 4 томда. Казан, 1984–1986.

кто такой фатыха амирхана

Дом, где в 1923–1926 гг. проживал Фатих Амирхан

На углу улицы Жуковского, 12. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Литература

Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Том 1.

Сайганов А. У истоков эстетики реализма: эстетика Фатиха Амирхана и ее место в развитии татарской реалистической литературы. Казань, 1982.

Магдеев М. Фатих Амирхан: краткий очерк о жизни и творчестве писателя. Казань, 1986.

Идейно-эстетическое наследие Фатиха Амирхана: межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989.

Нуруллин И.З. Прометей из Ново-Татарской слободы. Казань, 1991.

Духовное наследие: поиски и открытия / под ред. И.Г. Гумерова. Казань: ИЯЛИ, 2016. Вып. 2: Фатих Амирхан.

Ахметова Д.И. Фатих Амирхан в фотографиях. Казань: ИЯЛИ, 2016.

Нуруллин И.З. Фатих Әмирхан. Казань, 1988.

Хисматуллин Х. Фатих Әмирхан: тормышы һәм иҗаты турында кыскача популяр очерк. Казань, 1961.

Сайганов А.Д. Фатих Әмирхан әсәрләренең библиографиясе һәм язучы турында фәнни әдәбият. (1906–1972). Казань, 1972.

Гайнуллин М. Татар әдипләре. Казан, 1978.

кто такой фатыха амирхана

Близкие родственники у тела покойного Фатиха Амирхана. 9 марта 1926 г

Слева направо: Фатыма Апакова, Разия Амирханова, Габдулла Амирханов, Гумер Амирханов, Газиза Яушева (мать Нафисы, жены Ибрагима Амирханова), Махмут Амирханов, Габдулхамит Апаков, Закария Амирханов. Национальный музей РТ

Источник

Жизнь и творчество татарского писателя Фатиха Амирхана

кто такой фатыха амирхана

Жизнь известного писателя была полна нравственных исканий, сомнений и разочарований

Биография

Родился 1 января 1886 года в Ново-Татарской слободе в семье имама мечети «Иске Таш». Учился в одном из популярнейших по тому времени медресе «Мухаммадия».
В 1905—1907 годах работает секретарём журнала «Тербиете-этфаль» (Воспитание молодежи) в Москве. В 1907 году организует в Казани еженедельную газету «Эль-Ислах».
В 1909 году переводит на татарский учебник языка эсперанто.
С 1912 по 1917 год руководит националистической газетой «Кояш» (Солнце), пишет в литературно-художественном журнале «Анг» и юмористическом журнале «Ялт-йолт». Дружил с поэтом Габдуллой Тукаем

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан и Габдулла Тукай

Жизнь Фатих Амирхана была полна нравственных исканий, сомнений, разочарований. Писатель питал большие надежды на революционные преобразования в России.
С искренней радостью Амирхан встретил Февральскую революцию. В 1920 году приветствовал образование Татарской АССР.
В двадцатые годы в прессе прошел ряд публикаций обвиняющих Ф. Амирхана во всех смертных грехах. На тот момент уже тяжело больной туберкулёзом писатель пратически не отреагировал на эти статьи. Последние дни публицист прожил недалеко от Ново-Татарской слободы в доме на улице Большая Красная.

Неизлечимая болезнь (у него были парализованы обе ноги), потрясения от мировой войны 1914—1918 годов, Гражданской войны, голода в Поволжье приводят Амирхана к мистицизму, который не покидает его до самой смерти. Писатель скончался 9 марта 1926 года и был похоронен на мусульманском кладбище рядом с могилами отца, дяди, деда. Похоронен был Амирхан и по-граждански, и с муллами по-религиозным обрядам, хотя не раз в своих произведениях высказывал своё видение религии, сильно отличное от того ислама, который есть.

кто такой фатыха амирхана

Могила поэта на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани

Творчество

Фатих Амирхан известен как один из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ века. Художественные искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый экспериментатор в области модернистских течений – импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др.

кто такой фатыха амирхана

Фатих Амирхан. 1915 г.

Фатих Амирхан пришел в литературу с романтическим рассказом «Гарәфә көн төшемдә» («Сон накануне праздника», 1907 г.). Как писатель-просветитель, подвергал критике феодальную косность татарского общества, ратовал за идеалы национального возрождения.
В повести «Фәтхулла хәзрәт» («Фатхулла хазрет», 1909 г.), вошедшей в классику татарской сатирической литературы начала ХХ века, высмеиваются приверженцы средневековых устоев жизни.

Основой пьесы «Яшьләр» («Молодежь»), написанной в том же году, стали идеалы и устремления татарской разночинной молодежи, которые выражались в стремлении разрушить все старое, связанное с бытом и нравами кадимистов (см. кадимизм), в страстной защите свободы личности, права татарской молодежи на европейское образование, европейский образ жизни.

В романтической повести «Хәят» («Хаят», 1911 г.) показана духовная драма татарской девушки, с детства приобщенной к русской культуре. Основное внимание автора направлено на раскрытие внутреннего мира героини, вынужденной жить по канонам патриархальной морали. Традиционный для татарской литературы конца XIX – начала ХХ веков конфликт отцов и детей воплощен автором в духе романтизма.

кто такой фатыха амирхана

В повести доминируют эстетика прекрасного, глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психологического анализа: портреты, внутренние монологи, описание чувств, пейзаж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *