кто такой фактор в бизнесе
Что такое факторинг простыми словами
Перед большинством компаний зачастую встает вопрос: какой порядок оплаты выбрать при заключении договора с контрагентом? Это может быть авансовый платеж, рассрочка или отсрочка. Первый вариант может обернуться потерей части партнеров, а два других — потерей средств собственного оборотного капитала. Эффективным решением в этих случаях станет факторинг в банке. Он позволяет ликвидировать кассовый разрыв и обеспечивает стабильность финансового оборота. Факторинг: что это такое, какие он имеет разновидности, как работает и зачем нужен ― ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Понятие
Факторинг (от англ. factor, что значит ’агент, посредник, маклер’) в классическом понимании — финансирование под уступку права денежного требования. Этот продукт финансирования закупок и продаж товара подходит компаниям, работающим с отсрочкой платежа. Простыми словами, факторинг ― удобный инструмент для быстрого увеличения оборотного капитала и повышения стабильности компании.
Это эффективный инструмент для компаний, работающих практически во всех отраслях, будь то производство мебели, оптовые продажи бытовой техники, продуктов питания или любых других товаров. Суть договора факторинга отражена в его функциях:
Схема и этапы факторинга
Использование данного финансового инструмента возможно только в рамках трехстороннего взаимодействия. Его участники:
Схема их взаимодействия выглядит следующим образом:
Заключение договора факторинга
Отгрузка товаров (предоставление услуг) и передача фактору информации, подтверждающей факт поставки
Финансирование поставщика через факторинговую компанию
Оплата покупателем поставок в адрес фактора
Условно в факторинговом обслуживании клиентов можно выделить следующие этапы:
Предварительная работа. Потенциальный клиент и его контрагент тщательно проверяются на предмет благонадежности. Для этого собирается информация об их деятельности, условиях поставок и выполнения платежей, фактах нарушения договорных обязательств, если они были. Сотрудники факторинговой компании проверяют достоверность предоставленных сведений, юридическую чистоту сделки, заключенной между покупателем и поставщиком, а также оценивают существующие риски.
Оформление пакета необходимых документов. Клиент и фактор (например, банк) заключают договор факторинга. Этот документ определяет условия взаимодействия между сторонами. В содержании договора следует предусмотреть различные сценарии развития событий, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества. Ключевыми частями договора являются его предмет, порядок предоставления средств, а также условия финансирования и уступки прав требования на дебиторскую задолженность. Первое определяет цель, второе — то, как она будет реализована.
Договор также должен содержать следующие пункты:
Финансирование компании-поставщика. Поставщик отгружает товары своему контрагенту и сообщает об этом фактору. Факт поставки необходимо подтвердить, предоставив накладные, счета-фактуры, УПД (универсальные передаточные документы) или иные документы (обычно в электронном виде). После этого фактор финансирует компанию-поставщика в установленном объеме.
Контроль сделки. Данный этап факторинга очень важен. Процедура включает в себя широкий спектр работ фактора по нескольким направлениям. Обычно специалист анализирует, исполняют ли стороны договора свои обязательства, а в случае их несоблюдения проводит претензионную работу.
Тщательным образом проверяются компании, которые относятся к тем экономическим отраслям, в которых существуют какие-либо сложности.
Виды факторинга
Существует несколько классификаций продукта. Основные из них:
1. По информированности участников операции:
В этом случае покупатель заранее уведомляется о том, что в сделке принимает участие третья сторона — фактор. Для того чтобы известить дебитора, на платежных документах указывается то, что права на возникшую задолженность передаются факторинговой компании, и осуществлять оплату следует на ее расчетный счет;
Поставщик заранее не информирует дебитора о предполагаемой переуступке права требования и смене кредитора. Он просто изменяет платежные реквизиты, указывая данные факторинговой компании. После того как дебитор переводит деньги на расчетный счет фактора, последний вычитает сумму ранее профинансированной поставки и переводит остаток поставщику.
2. По распределению рисков:
Фактор принимает на себя все риски неуплаты со стороны покупателей и покрывает все риски, связанные с неплатежами со стороны покупателя. В данном случае стоимость услуг факторинга оказывается на порядок выше;
Ответственность за невыполнение дебитором договорных обязательств полностью ложится на поставщика. Фактор возвращает клиенту документы, подтверждающие право требования, и требует возврата средств, если покупатель не внес оплату. Такой вид факторинга имеет более низкую комиссию за обслуживание, но поскольку риски довольно высоки, он менее популярен, чем безрегрессный вид.
3. По местонахождению участников:
Все компании, принимающие участие в сделке, зарегистрированы на территории одной страны;
Внешний (его также называют международным)
Поставщик, его клиент и факторинговая компания (банк) являются резидентами двух и более стран. Для данного вида факторинга характерны долгосрочные договоры.
Для чего нужен факторинг?
Потребность в данном финансовом продукте обусловлена, прежде всего, ростом мировой торговли. Участники рынка все чаще стали сталкиваться с продолжительными временными промежутками с момента поставки товара и до внесения оплаты. Факторинг позволяет моментально превратить отгрузочные документы в живые деньги, которые можно пустить в оборот.
Факторинг для бизнеса чаще всего применяется в следующих случаях:
1 Требуется срочное увеличение оборотного капитала и ликвидация кассового разрыва, а оформление займа в кредитно-финансовой организации стоит дорого. Наиболее часто в такой ситуации оказываются представители малого и среднего бизнеса, поскольку на рынке для них крайне мало выгодных программ кредитования.
2 Чтобы привлечь контрагента, нужно предоставить ему комфортную отсрочку платежа.
3 При расширении списка партнеров. Начиная сотрудничество с новыми контрагентами, поставщик может сомневаться в их платежеспособности. Факторинг позволит минимизировать риск неуплаты отгруженного товара.
4 Если участниками сделки с одной стороны выступает малое предприятие, а с другой ― крупный ритейлер или корпорация-гигант, которые, как правило, работают по четко регламентированным схемам с фиксированными условиями оплаты.
Услуги факторинга не предоставляются:
компаниям, которые выставляют счета не сразу, а после выполнения определенного спектра работ;
Кто такой фактор в бизнесе
Представьте, что вы поставляете стулья в магазин мебели. Вы привозите товар покупателю, но деньги за стулья получаете только через месяц. Так работает отсрочка платежа.
То есть как минимум на месяц вы остаетесь без денег и стульев. А ведь вам нужно закупить материалы для производства новой партии, выплатить зарплату сотрудникам и вдобавок разобраться с арендой. Но вы ждете оплаты поставки. У вас появляется кассовый разрыв.
В подобной ситуации может помочь факторинг. Благодаря ему вы, как поставщик, получаете деньги за товар сразу после отгрузки.
При факторинге финансовая задолженность вашего покупателя передается факторинговой компании (Фактор), которая оплатит поставку (90−95% от суммы) намного раньше, чем это сделает сам покупатель.
Спустя месяц магазин расплатится с факторинговой компанией, и та перечислит вам остаток суммы за поставку за вычетом своей комиссии.
Факторинг появился в 14 веке в Англии. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, и факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями товара. Перед фактором ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.
В конце 19 века в США начался настоящий бум факторинговых компаний. Они являлись агентами немецких и английских поставщиков одежды и гарантировали оплату всех товаров производителям. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом популярности факторинга эти компании стали предоставлять финансирование также поставщикам продукции.
В Европу факторинг пришел ближе к 50-м годам 20 века. Тогда предприятия стали работать на условиях отсрочки платежа. Однако поставщики испытывали недостаток оборотных средств и часто были не способны предоставить отсрочку. В ответ на эту потребность появился факторинг.
Начиная с середины 80-х годов индустрия факторинга демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики.
В 1998 году объем переуступленной дебиторской задолженности составил 456 млрд евро, к 2003 году он достиг 760 млрд евро. А с середины 20 века стал развиваться международный факторинг и факторинговые ассоциации.
Для того чтобы вести бизнес без перебоев, предприятию нередко приходится привлекать денежные средства в рамках беззалогового кредитования. Сегодня это выгоднее всего делать по условиям факторинга. Однако перед тем, как прибегать к такому виду займов, очень важно разобраться: факторинг, что это.
Факторинг: что это простыми словами через понимание роли участников процесса
В сделке по факторингу участвуют всего три стороны. Схематично их функции в договоре факторинга можно представить в виде следующей таблицы:
Выгода от участия в факторинге
Лицо, предоставляющее товары или услуги
Возможность вести бизнес бесперебойно, вкладывая в закупки новых товаров и активов средства, предоставленные фактором
Отсрочка платежа за предоставленные товары и услуги
Организация, предоставляющая беззалоговый займ (обычно в этой роли выступает банк)
Комиссия от сделки
Данные роли будут распределены между участниками факторинга независимо от того, по какой именно схеме проводится сделка.
Виды факторинга
Различают закрытый факторинг, при котором организация предоставляет клиентам товары или услуги с отстроченным платежом, беря у банка краткосрочный кредит на основании появившейся дебиторской задолженности (этот тип является наиболее распространенным) и открытый факторинг, при котором задолженность полностью переходит к банку, соответственно, покупателю товара или услуги приходится рассчитываться уже непосредственно с этой организацией. Такой тип факторинга менее популярен.
Также в международной практике выделяют:
На условия факторинга значительно влияют риски участников. Если сделка оформляется с регрессом, то поставщик может лишиться части финансирования в том случае, если должник не произведет оплату за товар или услугу в срок. В данном случае фактор имеет право передать неоплаченные счета поставщику с требованием возмещения. При таких условиях риски факторинга существенно возрастают. Если речь идет о факторинге без регресса, то поставщик не зависит от платежеспособности покупателя, так как проблему неоплаты полностью берет на себя посредник. Следовательно, риск неоплаты товара снижается до нуля, в то время как задолженность взыскивается факторинговой компанией самостоятельно.
Помимо этого особо выделяют такие виды факторинга как тендерный, который предоставляется для компаний, выигравших контракт на продажу продукции или проведение определенных работ, а также факторинг-гарантию, при котором компании, предоставляющей товары или услуги, не дается финансирование.
Открытый и закрытый факторинг
В первом случае факторинг схема различается в зависимости от того, насколько осведомлены участники сделки. При открытом факторинге и покупатель, и поставщик знает о присутствии фактора, что отражается в документах об отгрузке. В этом случае дебитор рассчитывается с банком, которому полностью уступается задолженность. При закрытом типе договоренность между поставщиком и фактором является конфиденциальной. Плательщик перечисляет оплату кредитору по стандартной схеме, в то время как поставщик возвращает ее посреднику.
Этапы факторинга и схема процесса
Для лучшего понимания схемы факторинга, давайте рассмотрим конкретный пример закрытого факторинга:
Данный пример раскрывает этапы факторинга закрытого типа. В том же случае, если стороны работают по открытой схеме, кредитор получает от банка 100% компенсации суммы за товары или же услуги, соответственно, последний этап в данной схеме упускается.
Преимущества и недостатки факторинга
Эффективность факторинга заключается в том, что его механизм позволяет поставщику существенно снизить свои риски. Важно то, что при получении денежных средств по схеме факторинга предоставление залога не требуется. Однако одним финансированием преимущества факторинга не ограничиваются. Посредник принимает на себя многие другие функции, связанные с управлением дебиторской задолженности: ведет учет выплат, контролирует сроки погашения, обеспечивает бухгалтерское и статистическое управление задолженностью, готовит финансовую отчетность. Избавление от дополнительной нагрузки позволяет компании сконцентрироваться на своем основном виде деятельности. Таким образом, использование факторинга позволяет существенно сократить организационные издержки. Что касается покупателя, то у него появляется возможность получить дополнительную отсрочку платежа, а также согласовать удобный для себя график выплат.
Однако, если проанализировать отзывы, можно сделать вывод, что есть и недостатки факторинга. В первую очередь это касается дороговизны услуг, вследствие чего некоторые компании предпочитают кредит. В том случае если покупатели стабильно платят в срок, что обеспечивает ритмичность поставок и оплаты, то привлечение фактора нецелесообразно. Менее привлекателен факторинг с правом регресса.
Факторный подход в управлении бизнесом
Современная экономическая литература призывает нас, выбирая между возможными целями деятельности, такими, как, получение прибыли, удовлетворение потребностей управляющего, обеспечение благополучия сотрудников, решение социальных задач, расширение масштаба деятельности и увеличение стоимости, остановиться на увеличении стоимости бизнеса, предприятия, имущественного комплекса.
Увеличение стоимости предполагается за счёт источников стоимости, под которыми подразумевают пропорции (соотношения) между стоимостями, характеризующими те или иные стороны деятельности предприятия.
Самым очевидным источником стоимости является соотношение между затратами и выручкой. Чем больше выручка, чем ниже затраты, тем выше денежный остаток, из которого будут выплачиваться дивиденды. Поток дивидендов за несколько лет, продисконтированный на текущий год, и есть стоимость предприятия. В связи с этим, важным становится анализ того, что формирует выручку, и что формирует затраты.
Другими словами, важен анализ факторов стоимости.
Однако разные экономисты, оценивая внешнюю и внутреннюю среду предприятия, составляют разные списки факторов стоимости, включая туда множество параметров от курса валют до политических рисков. В качестве попытки наведения порядка в этом вопросе, можно предложить следующий перечень факторов.
Потребительский фактор
Размер выручки зависит не столько от того, как и какие решения принимает менеджер, сколько от того, как эти решения согласуются с конъюнктурой рынка. Разместив какой либо производственный объект в густонаселённом месте, можно обеспечить сбыт производимой на этом объекте продукции, устранить затраты на доставку продукции к потребителю.
♦ В результате, стоимость размещённого в густонаселённом районе объекта, окажется более высокой, чем другого точно такого же объекта, но размещённого далеко от рынка сбыта. У предприятий-монополистов есть возможность навязывать своим потребителям нужные условия и обоснованно высокие цены, обеспечивая для себя несправедливо высокую выручку.
Эти примеры показывают, как стоимость бизнеса создаётся рынком сбыта, создаётся потребителем, либо за счёт потребителя. А значит, данный фактор стоимости можно назвать потребительским.
Фактор оборотных средств и фактор основных средств
Но в то же время, приближение объекта к потребителю может удалить его от источников сырья. Если сырьё и материалы приходится доставлять на большие расстояния, а оборудование производится только за рубежом, то транспортные издержки и таможенные сборы поставят под угрозу стоимость бизнеса.
♦ К тому же, производитель сырья, материалов, так же, как и производитель оборудования, может оказаться монополистом. Тогда он будет диктовать свои цены и условия, обеспечивая рост стоимости собственного капитала за счет снижения стоимости капитала собственных покупателей. Подобные примеры позволяют выделить два фактора: фактор оборотных средств (сырья и материалов) и фактор основных средств (оборудования).
Положительные и отрицательные факторы
В рассмотренных примерах эти факторы оказываются отрицательными источниками стоимости. Но они могут быть и положительными. Если объект размещён вблизи источников сырья, то его стоимость окажется выше стоимости другого, точно такого же объекта, расположенного на территории, где сырья нет.
Рассмотренные факторы стоимости не подвластны менеджеру. Однако менеджер может адаптировать свой бизнес под эти факторы. Предприятие может быть возведено в пункте с большим количеством потребителей. Близость к потребителю, высокие объёмы потенциального спроса обеспечат спрос на построенный объект со стороны предпринимателей.
♦ Поэтому, при желании, построенное предприятие можно будет продать по высокой цене. В этом случае, менеджер добивается увеличения стоимости капитала за счёт потребительского фактора. Но менеджер может принять другое решение, и by Advertise» href=»#70405068″> вложить деньги в другой регион, построить предприятие рядом с источником сырья.
В этом случае, он сократит затраты на доставку сырья и за счёт этого повысит стоимость и основного бизнеса (производства) и самого возводимого объекта недвижимости.
Получается, что какой бы вариант вложения денег не был бы выбран, один из двух факторов всегда окажется положительным, другой отрицательным. Пытаясь найти решение, менеджер стремиться определить, что дешевле: вывозить готовую продукцию, или доставлять сырьё.
Возможен ли идеальный вариант?
В зависимости от этого, принимается решение о расположении объекта имущества. Идеальным вариантом было бы такое место, когда у западной проходной предприятия находился бы источник сырья, а у восточной потребитель. Тогда транспортные затраты исключались бы полностью.
Но так, как идеальный вариант достижим только в редких случаях, то в большинстве остальных, для обеспечения роста стоимости бизнеса потребуется поддержка ещё одного фактора – инфраструктурного (транспорт, связь и т. п.).
Дополнительный фактор
♦Инфраструктурный фактор – это обеспечение доставки сырья, если предприятие размещается рядом с потребителем; обеспечение доставки готовой продукции потребителю, если предприятие размещается рядом с источником сырья; обеспечение доставки и сырья и готовой продукции, если предприятие находится между источниками сырья и потребителями.
И только в одном случае инфраструктурный фактор не имеет значение: когда и источники сырья, и предприятие, и потребитель находятся в одном месте.
К потребительскому, сырьевому, инфраструктурному факторам стоит добавить кадровый, инновационный и экологический. Чёткое определение перечня факторов стоимости позволяет сделать процесс оценки факторов и процесс принятия решений более строгим, более формальным, и упростить достижение главной цели – увеличение стоимости бизнеса.
Если следующие 5 минут вы можете в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Что такое бэклинки (backlinks) и зачем они нужны?
Понравилось? Жми « Мне Нравится «
Оставьте комментарий к этой статье ниже
Что такое факторинг
И чем он отличается от кредита
Продавец может получить деньги еще до того, как ему заплатит покупатель. Это не фантастика, а факторинг.
Тот, кто продает, всегда заинтересован получить оплату как можно быстрее, а тот, кто покупает, — наоборот, отсрочить платеж. При факторинге между сторонами появляется финансовый агент. Он помогает продавцу как можно быстрее получить деньги, сам за это получает часть долга, а сверху — еще и плату за свои услуги. С виду похоже на хитрую мошенническую схему, но на самом деле все легально.
Вот о чем расскажу в статье:
Зачем нужен факторинг
У бизнеса бывает проблема — большая дебиторская задолженность: кто-то много должен, а на текущие расходы средств не хватает. Причины могут быть разные: например, поставщик продает товары с отсрочкой платежа. Из-за этого у него растет дебиторская задолженность — право требовать оплату с покупателей. С одной стороны, поставщик знает, что ему должны и через полгода он получит большую сумму. С другой — эти полгода надо платить налоги, зарплату работникам и аренду, а на какие деньги — неясно. Такую проблему решает факторинг.
Возьмем для примера сахарный завод. Завод покупает у агрофирмы свеклу, перерабатывает ее в сахар и отдает на реализацию торговым сетям. Торговые сети получают выручку только после реализации товара — через три месяца. Агрофирма работает наоборот: продает свеклу только на условиях 100% предоплаты.
В результате у завода иногда возникают кассовые разрывы: надо оплатить 1 млн рублей за поставку свеклы, а 1,5 млн рублей за проданный сахар еще не поступили. Чтобы преодолеть кассовый разрыв, можно взять кредит, но это не всегда удобно: банк может попросить в качестве обеспечения кредита залог или поручительство.
С другой стороны, право потребовать с кого-то оплату само по себе имеет ценность. Его можно продать и получить деньги сразу. Например, завод может за 1,2 млн рублей уступить тому же банку право получить деньги с торговых сетей. В результате завод оплатит очередную поставку свеклы и останется еще 200 000 рублей. Но это еще не факторинг, а договор уступки требования.
Стороны факторинга. В факторинге участвуют три стороны:
Финансовый агент — лицо, которое оказывает клиенту услуги сопровождения денежных требований. Иногда финансового агента называют фактором — это синонимы. Финансовым агентом может быть любая коммерческая организация, включая банки.
Клиент — лицо, которое уступает фактору денежные требования и оплачивает его услуги.
В нашем примере банк — это фактор, завод — клиент, а торговые сети — должник.
Законодательное регулирование. Нормы о факторинге содержатся в главе 43 ГК РФ. В 2018 году в нее внесли существенные изменения.
Раньше факторинг понимался как купля-продажа права требовать оплату за проданные товары, оказанные услуги или выполненные работы. Но такое определение было похоже на другой договор — уступки требования. Кроме того, оно не соответствовало международной практике, по которой факторинг — это всегда комплекс услуг.
В 2014 году Россия присоединилась к международной Оттавской конвенции по факторинговым операциям и через четыре года скорректировала содержащееся в гражданском кодексе определение факторинга.
Теперь факторинг — это комплекс услуг по погашению задолженности, которые финансовый агент оказывает за уступку этой задолженности.
Набор таких услуг собирается как бутерброд. Есть основной элемент, своеобразная булка для бутерброда: клиент уступает денежные требования фактору и оплачивает его услуги. Есть начинка, которую выбирают стороны: минимум две услуги из следующего перечня:
По желанию стороны могут добавить «посыпку и соус» — дополнительные услуги. Например, ведение бухгалтерского учета, обработка реестров должников, инвентаризация дебиторской задолженности, страхование и т. д.
При цессии допустима уступка как денежных, так и неденежных требований, например можно уступить право забрать товары со склада продавца. При факторинге же допускается только уступка требований заплатить деньги.
Отличия от форфейтинга. Факторинг используется для краткосрочного финансирования. Средний срок факторинга — 90 дней. Предоставлять деньги на длительный срок рискованно: должник может быть не в состоянии оплатить свою задолженность. Чтобы минимизировать такой риск, иногда применяют другой вид финансирования в счет уступки денежного требования — форфейтинг.
В российском законодательстве нет специальных норм о форфейтинге, но российские компании иногда используют такую схему финансирования. Чаще всего форфейтинг применяется во внешнеторговых экспортных сделках.
Как и в факторинге, в форфейтинге есть три стороны:
Вексель и аккредитив — это безусловные обязательства должника заплатить определенному лицу. Должник должен уже не в силу того, что кредитор оказал ему какую-то услугу, выполнил работу или продал товар, а в силу оформленного векселя или аккредитива. Содержание и законность первоначального договора между кредитором и должником не должны волновать форфейта.
При факторинге же фактор должен убедиться в реальности и экономической обоснованности проданного ему долга. Поэтому в рамках форфейтинга финансирование может быть предоставлено на более длительный срок — даже на несколько лет.
Иногда форфейтинг считают разновидностью факторинга. Но этот не так, ведь форфейт не оказывает кредитору услуг по возврату долга.
Преимущества и недостатки
Что лучше — факторинг или кредит. Факторинг и кредит — две разные формы финансирования, каждая из них имеет свои плюсы и минусы.
Преимущество факторинга в том, что для него не требуется искать дополнительное обеспечение, например залог или поручительство другого лица. Обеспечение факторинга — это право требования к должнику. Получается, что факторинг решает проблему дебиторской задолженности в счет ее уступки. При такой модели не требуется привлекать дополнительные материальные ресурсы.
С кредитом заводу дополнительно придется заложить свое оборудование, чтобы дождаться оплаты за проданный сахар. При факторинге завод просто уступает финансовому агенту свое право требования к покупателю сахара и не ищет дополнительного обеспечения.
Полученные в рамках факторинга средства можно сразу использовать по своему усмотрению. Кредиты же чаще всего имеют целевое назначение. То есть деньги, которые завод получил в рамках факторинга, он может потратить на зарплату работникам, ремонт оборудования или налоги. А при кредите заводу придется потратить средства на цели, которые он указал в договоре, — закупку свеклы.
Другое преимущество факторинга заключается в том, что финансовый агент — фактор — сам занимается возвратом долга, поэтому завод сможет сэкономить на бухгалтерах, экономистах и юристах.
Недостатки тоже есть:
Когда используют факторинг
Особенности использования в России. В западных странах факторинг воспринимается как комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. То есть бухгалтерские, юридические, информационные услуги не менее важны, чем предоставление денег.
В России же факторинг используется прежде всего как альтернатива кредиту. Если по какой-то причине бизнес не может получить кредит, то он начинает искать другие варианты финансирования, например факторинг. Наши предприниматели еще не осознали ценность услуг по сопровождению долга. Такие дополнительные услуги часто воспринимаются как попытка фактора увеличить свою комиссию.
Поэтому в России используется преимущественно факторинг без регресса. Так называется вариант факторинга, когда финансовый агент не может требовать от кредитора компенсации за то, что должник не оплатил долг. При таком виде факторинга финансовый агент берет на себя все риски. Кредитор остается при деньгах, даже если должник не рассчитался по долгам и не способен это сделать. Для кредитора главное, чтобы фактор выкупил задолженность, а успешность ее погашения не так важна. В 2018 году доля такого факторинга составляла 69%, а в 2019 — уже 77%.
Совместный отчет ООО «Национальные кредитные рейтинги» и Ассоциации факторинговых компаний о факторинге в РоссииPDF, 497 КБ
В этих законах ничего не сказано о возможности применения факторинга. По этой причине Минфин запретил использовать факторинг в госзакупках. Из-за этого в госзакупках почти не участвовал малый бизнес, поскольку ему было трудно предоставлять заказчикам отсрочки платежей.
Но в 2019 году Верховный Суд РФ решил, что Минфин был не прав. С этого момента факторинг стал применяться и по отношению к контрактам, которые заключают при госзакупках.
Теперь исполнитель по госконтракту может передавать факторам право требования оплаты по нему. Это удобно, если контракт не предусматривает аванса, а своих средств для его исполнения недостаточно. К факторам, которые покупают требования к госзаказчикам, специальных условий не предъявляется, поэтому фактором может быть любая коммерческая организация.