кто такой ф толстой художник
История о смородине, которая кормила графа Толстого и его семью долгие годы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Окончив Академию художеств, Федор Толстой стал ярким и самобытным мастером.
А в 1810 году был назначен медальером при Петербургском Монетном дворе, где он был отмечен как лучший мастер, поднявший на достойный уровень медальерное искусство России.
Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.
Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.
Как то раз преподнесенный в дар супруге императора Александра I натюрморт с веткой красной и белой смородины так понравился императрице, что та пожаловала Федору Петровичу со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей. Эта щедрая плата позволила художнику решить многие финансовые трудности и снять для своей семьи добротный дом в Петербурге.
Вскоре императрица Елизавета Алексеевна вновь пригласила художника и потребовала нарисовать еще такую же смородину. И за этот натюрморт, мастер получил снова такой же драгоценный перстенек.
И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал «смородинок» Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.
И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: «Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной».
Федор Петрович Толстой
Толстой Федор Петрович
10(21).02.1783, Санкт-Петербург – 13(25).04.1873, Санкт-Петербург
Скульптор, художник и медальер. Граф, вице-президент Академии художеств (1828). Его творчество относится к периоду позднего классицизма.
Детские и юношеские годы. Любовь к искусству и выбор пути
Отец – глава Кригс-комиссариата, занимавшегося снабжением русских войск, граф Петр Андреевич Толстой. Федор Петрович являлся дядей Алексея Константиновича Толстого и двоюродным дядей Льва Николаевича Толстого.
Еще ребенком он был записан в Преображенский полк в сержантском чине. Затем обучался в иезуитском коллегиуме в Полоцке, после чего поступил в петербургский Морской кадетский корпус. Здесь стала проявлять себя тяга молодого человека к изобразительному искусству. Тогда 19-летний Толстой стал посещать занятия в Академии художеств. Через два года он оставил военную карьеру и посвятил себя искусству.
Его главным учителем в академии стал скульптор Иван Прокофьев. Федор Петрович проявлял себя талантливым медальером. Его дебютной работой здесь стала медаль «В память просветительской деятельности Чацкого» (1809). Вскоре Толстой стал почетным членом АХ и был приглашен на службу в столичный Монетный двор. Здесь он смог вывести искусство медали на новый уровень. В 1814-1836 годах мастер выполнял знаменитую серию из двадцати медалей, посвященных Отечественной войне 1812 года и Заграничным походам русской армии. Серия стала вершиной русского медальерного дела в XIX веке, а ее автор получил широкую известность.
Ф.П. Толстой. Медальон «Битва Бородинская».
Творческий расцвет. Академия художеств
С 1811 года Толстой был масоном, через несколько лет основал свою ложу «Избранного Михаила», в которой состояли многие будущие участники декабристского движения. Сам Федор Петрович с 1818 года входил в «Союз Благоденствия», занимая в нем руководящие посты, однако в самом восстании 14 декабря 1825 года участия не принимал.
В 1820-е годы он был преподавателям медальерного класса Академии художеств, а в 1828 году стал ее вице-президентом. Толстой был автором многих горельефов («Летящая Фортуна», «Автопортрет с семьей» и др.) и барельефов («Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году» и др.). С ранней юности Федор Петрович проявлял себя и как талантливый художник. Его первая картина «Надежда» относится к 1796 году. В основном он работал в жанре пейзажа («Бабочка», 1821; «Ветка липы в саду», 1831; «Вид в Парголовском саду», 1841; «Вид в саду дачи Марковиль в Финляндии», 1855 и мн. др.). Выступал Толстой и в качестве портретиста («Семейный портрет», 1830 и др.). Он был мастером ботанического натюрморта («Ветка винограда», 1817; «Ягоды красной и белой смородины», 1818; «Букет цветов, бабочка и птичка», 1820). Его работы в этом жанре пользовались большим успехов. Один из рисунков-натюрмортов Толстого был подарен им императрице Елизавете Алексеевне.
Ф.П. Толстой. Семейный портрет. 1830 г. Вместе с художником изображена его жена Анна Федоровна и дочери Елизавета и Мария.
Толстой принимал участие в архитектурном оформлении возводимого с 1837 года Храма Христа Спасителя в Москве. В 1839 году скульптор выполнил бюст царя Николая I. В середине 1850-х Федор Петрович выполнял модель статуи нимфы для Львиного каскада в Петергофе (она возвышалась в центре колоннады). Неожиданно проявил себя Толстой и в совершенно другой сфере – в 1838 году он создал балет «Эолова арфа». К тому же времени относится его участие в судьбе крепостного поэта и художника Тараса Шевченко, он много сделал для выкупа того из неволи. Впоследствии в 1858 году Федор Петрович помог Шевченко освободиться от рекрутской службы, которую поэт нес с 1847 года.
Ф.П. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820 г.
В конце 1840-х мастер стал профессором скульптуры в родной академии, а в начале 1850-х стал руководить художественным отделом академического Мозаичного заведения. В «Евгении Онегине» фигуру Толстого запечатлел великий Пушкин.
Семья и наследники. Последние годы
Федор Петрович был дважды женат. В 1810 году он сочетался браком с Анной Дудиной, которая затем часто позировала мужу для его работ. У пары родились две дочери Елизавета и Мария. Анна Федоровна скончалась в 1835 году от удара. Через три года художник вступил в брак с Анастасией Агафоновной Ивановой, вместе они участвовали в судьбе Тараса Шевченко. У них появились на свет так же две дочери Екатерина и Ольга. Так как граф Толстой не имел сыновей, то после смерти дочери Ольги в 1871 году он усыновил своего внука Александра, который взял его фамилию и унаследовал титул.
М.И. Скотти. Портрет А.Ф. Толстой. 1830-е гг.
В последние годы жизни Федор Петрович часто жил в своей выборгской усадьбе. Он умер в Петербурге в 1873 году в возрасте 90 лет. Погребен на кладбище Александро-Невской лавры. В том же году в «Русской старине» были опубликованы мемуарные записки художника.
С.К. Зырянко. Портрет Ф.П. Толстого. 1850 г.
Интересные факты
Ф.П. Толстой. Медальон «Родомысл». 1816 г.
Ф.П. Толстой. Вид в саду дачи Марковиль в Финляндии. 1855 г.
Цитаты
Ф.П. Толстой о создании серии медальонов в честь победы в Отечественной войне 1812 года: «я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней… может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского».
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», глава IV:
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…
Библиография
Борина М.А. Медальная серия Ф.П. Толстого «На события Отечественной войны 1812 года» // Труды ГИМ. Вып. 80. М., 1992.
Записки графа Ф.П. Толстого, товарища президента Императорской Академии художеств // Русская старина. 1873. Т. 7. № 1.
Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Выборг, 1992.
Кузнецова Э.В. Фёдор Петрович Толстой. 1783—1873. М., 1977.
Мроз Е.К. Фёдор Петрович Толстой. 1783—1873. М.-Л., 1946.
Новоселова З.А. Выборг в жизни Ф.П. Толстого // Страницы выборгской истории: Сборник статей. Вып. 1. СПб., 2000.
Пичурин Л.Ф. «Толстого кистью чудотворной. »: (О Ф.П. Толстом). Томск, 1999.
Ботанические натюрморты Ф. П. Толстого
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с Кипренским советами которого руководствовался в рисовании гипсов.
Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже является вице-президентом Академии художеств.
Федор Петрович Толстой становится ярким, самобытным мастером. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура. Он способствовал формированию и развитию ботанического натюрморта в России и в Европе, возрождению медальерного дела и т.д. Больших заслуг он достиг в медальерной области, создав 20 медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 года. Самые знаменитые военные действия он запечатлел не в портретах генералов, а фигурами из народного ополчения.
Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Давайте насладимся просмотром этих шедевров.
Кто такой ф толстой художник
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Толстой Федор Петрович (1783-1873)
В истории русского искусства XIX века Федор Петрович Толстой (1783—1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. Скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель, пробовавший свои силы в живописи, в создании театральных (балетных) костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии, Толстой прожил удивительно гармоничную и долгую жизнь.
В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.
Рисовать Федор Петрович любил и рисовал много: бабочек, цветы, листья — красоту летнего мира. Эти маленькие очаровательные картинки во всем Петербурге украшали гостиные и детские комнаты дворянских особняков.
Иногда у него спрашивали:
— Федор Петрович, а почему вы не пишете большие картины?
А он в ответ пожимал плечами:
— Господа, но разве дело в размерах холста? Цветок и бабочка — такие маленькие, а как глаз радуется от этой красоты.
Необычен был его путь в искусство. От рождения графу Толстому была уготована блестящая военная карьера, но в 1804 году он подает в отставку и поступает учиться в Академию художеств. Одним из первых его учителей был О. А. Кипренский — лучший рисовальщик России тех лет. Сама по себе система академического обучения укрепила в Толстом возникшее у него и раньше увлечение искусством Древней Греции, определила его классицизирующий вкус. За годы пребывания в Академии им создана серия рисунков на темы мифологии и римской истории («Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса»). В этих рисунках уже найдено то гармоническое равновесие между этнографической точностью деталей и поэтически прочувствованным духом античного мира, которое будет присутствовать в зрелых работах художника. В годы обучения складывается в основных чертах и круг дальнейших интересов Толстого. Он выступает как скульптор в серии восковых портретов и барельефов, создает ряд рисунков, в которых сказались импульсы рмантического искусства («У костра», «У источника»), начинает заниматься медальерным делом — и это сам Толстой считал для себя главным.
Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск
Толстой Фёдор Петрович
Толстой Федор Петрович (1783-1873)
Толстой Федор Петрович (1783-1873)
Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер ; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.
В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.
Толстой Федор Петрович.
«Ветка малины, бабочка и муравей»
Он был горячий поклонник древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории и художественных произведениях; в своих работах он стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы.
Толстой Федор Петрович.
«Букет цветов, бабочка и птичка»
Толстой Федор Петрович.
«Душенька любуется собою в зеркало»
Толстого на античные темы веет холодом; но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца, карандаша и кисти псевдоклассиков нашей академической школы.
Толстой Федор Петрович.
«Семейный портрет»
Толстой Федор Петрович.
«В комнатах»
К работам того же рода относятся прекрасно вылепленные графом Толстым и им же самим вырезанные в металле четыре барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера.
Толстой Федор Петрович.
«Портрет М.И.Аврориной»
Толстой Федор Петрович.
«Ягоды красной и белой смородины»
Как рисовальщик и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им (очерком) с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича «Душенька», в картинках в стихотворениям Н. Щербины (к сожалению, изданных только отчасти и в очень посредственных ксилографиях).
Толстой Федор Петрович.
«В комнате за шитьем»
Образчиком его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в музее императора Александра III ). Наконец, должно упомянуть, что им были сочинены программы для двух балетов с проектами декораций, костюмов и всей монтировки.