кто такой ф с рокотов

Как сын крепостной и князя стал любимым художником императрицы и московской знати: Федор Рокотов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

кто такой ф с рокотов

Что известно о художнике Рокотове?

Оказав своим современникам и потомкам неоценимую услугу, запечатлев на холстах бесчисленное количество петербургских и московских дворян, сам художник оставался «за кадром», в тени. И теперь о Рокотове известно совсем немногое. Неясно его происхождение – не то он был дворянином, не то – выходцем из крепостных. Второе гораздо вероятнее, поскольку имеются документы, подтверждающие выкуп художником двух его племянников, сыновей брата Никиты.

кто такой ф с рокотов

Федор Степанович Рокотов родился в середине тридцатых годов XVIII века в подмосковном имении князя Репнина Воронцово. Петр Репнин, хозяин поместья, известен тем, что был камергером при императоре Петре III. В браке с Марией Ивановной Головкиной детей не было. Вполне вероятно, что Федор Рокотов был внебрачным сыном князя, а потому он получил вольную и пользовался, по-видимому, поддержкой Репнина в устройстве дальнейшей судьбы.
В пятидесятых годах Федор Рокотов отправился в Петербург, где оказался под протекцией Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы, мецената и основателя нескольких учебных заведений. Возможно, учился будущий художник в Сухопутном Шляхетском корпусе, но очень скоро он стал учеником Академии художеств.

кто такой ф с рокотов

В манере Рокотова нельзя не увидеть влияние европейских мастеров, предполагается, что учили художника иностранные живописцы – Луи Токке, Пьетро Ротари, Луи ле Лоррен. В 1760 году Рокотов был зачислен в Академию, а спустя три года получил самый, пожалуй, значимый заказ в своей карьере – написать коронационный портрет Екатерины II.

кто такой ф с рокотов

Портрет очень понравился императрице. Без льстивых попыток угодить венценосной заказчице Рокотов смог показать Екатерину такой, какой она была или, во всяком случае, какой себя видела: властной, но великодушной, уверенной в своих силах правительницей огромной державы. Уже в 1765 году художник сам преподавал в главном учебном заведении Петербурга, получив звание академика. Посыпались просьбы написать портрет – за щедрое вознаграждение. По-видимому, из-за того, что учителям Академии не разрешалось брать частные заказы, Рокотов уехал из столицы в Москву, в город, не избалованный блестящими живописцами, а потому принявший Рокотова с распростертыми объятиями.

кто такой ф с рокотов

Главный портретист Москвы

В манере Рокотова замечали что-то схожее с самим Леонардо да Винчи – та же неопределенность, мягкость, дымка. Живописец отказался от распространенного в те времена влияния рококо, диктовавшего, помимо прочего, смакование роскошных элементов наряда, тщательность в изображении деталей, изысканность и пышность. Портреты кисти Рокотова – домашние, интимные, теплые. Центром внимания становится лицо человека, отражение его внутренней жизни – прочее для художника не кажется значимым.

кто такой ф с рокотов

О Рокотове сохранилось на удивление мало записей, несмотря на его популярность как портретиста. Тем не менее нетрудно догадаться: раз представители дворянской Москвы снова и снова обращались к нему за портретами, значит, этот художник изображал заказчиков и их домочадцев не просто достоверно, он умел передать лучшее, что было в характере человека, сидящего напротив художника. Заказчики нравились себе такими, какими их видел Рокотов.

кто такой ф с рокотов

В мастерской художника могло находиться до пятидесяти неоконченных картин одновременно, при том что работал художник не меньше месяца над каждым портретом. Скорее всего, в создании произведений участвовали и ученики Рокотова. Один портрет стоил пятьдесят рублей – во много раз меньше, чем взяли бы за эту работу европейские мастера-живописцы. С конца шестидесятых до начала девяностых годов XVIII века Рокотов написал практически всю дворянскую Москву, получая заказы на портреты целых семей и родов.

кто такой ф с рокотов

Из-за несовершенства грунта фон рокотовских портретов имеет свойство темнеть со временем, а реставрация его картин – дело довольно сложное. Но этот полумрак стал одной из характерных черт произведений художника. Со временем его манера письма изменилась, образы стали более отчетливыми, тона – яркими, портреты – нарядными. Стали заметны тщательно выписанные шелка и кружева, а лица на портретах приобрели новые черты – надменности, высокомерия.

кто такой ф с рокотов

Скорее всего, художник так и не создал семью, детей у него не было. В 1776 году он добился вольной для двух своих племянников, воспитал их, устроил им военную карьеру. Известно, что среди учеников Рокотова были и крепостные, которым он уже в свою очередь оказывал покровительство. О последних годах жизни художника и вовсе ничего не известно. Он умер в 1808 году в Москве.

Почему вспомнили творчество Рокотова?

Спустя некоторое время манера Рокотова уже считалась устаревшей, к его произведениям пропал интерес. Лишь в конце XIX века этот художник, который как будто угадал идеи импрессионистов, был открыт заново любителями живописи. Интерес к портретам кисти Рокотова особенно усилился после выставки 1905 года в Таврическом дворце Петербурга, организатором стал Сергей Дягилев. Среди более чем двух тысяч произведений достойное место на выставке заняли и картины Рокотова. С тех пор все больше его произведений появлялось в русских музеях.

кто такой ф с рокотов

А один из портретов кисти Рокотова был увековечен в стихотворении Николая Заболоцкого 1953 года «Портрет».

«… Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

кто такой ф с рокотов

Эту картину называли «русской Джокондой», а Александра Струйская, сумев благодаря художнику лишь правильно посмотреть с портрета на зрителя, вошла в историю, практически ничем другим себя в жизни не проявив. При всей романтичности образа, жизнь этой женщины была вполне прозаична. Дочь пензенского дворянина, Александра Озерова вышла замуж за земляка Струйского, который прославился своим неудержимым графоманством, открытием типографии и восторженным почитанием Екатерины II. В имении Струйского хранилась копия коронационного портрета императрицы, выполненная сами Рокотовым. Когда в 1796 году Екатерина скончалась, ее Струйский не перенес горя и умер от удара через две недели.

кто такой ф с рокотов

Александра Струйская осталась вдовой, наследницей немаленького состояния мужа и главой большой семьи – всего в браке родилось восемнадцать детей, десять из них умерли во младенчестве. Красавица с портрета Рокотова прожила 86 лет, она отличалась довольно крутым нравом по отношению к крепостным крестьянам, но приняла участие в воспитании незаконнорожденного отпрыска своего сына, ставшего потом поэтом Александром Полежаевым. Впрочем, в юности, когда создавался знаменитый портрет, Александра Петровна, по общему мнению, была исключительно очаровательной и нежной особой.

кто такой ф с рокотов

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Биография художника Рокотова – портретиста эпохи русского просвящения

Рокотов Фёдор Степанович – русский художник эпохи Екатерины II, портретист, благодаря работам которого сегодняшний зритель может взглянуть в лица людей, причастных к истории России XVIII века. Живописец всю жизнь вращался среди придворных интриг, тайн и скандалов – но о нём самом, приближённом к императрице и жившем сравнительно недавно, история сохранила на удивление мало сведений.

Происхождение

Родился Фёдор Рокотов в 1734-1736 годах (точная дата не известна). Место рождения – усадьба Воронцово, принадлежащая княжескому роду Репниных (сегодня юго-запад Москвы).

Относительно семьи версий несколько. Самая убедительная из них утверждает, что Фёдор Степанович Рокотов был внебрачным сыном хозяина, князя Петра Репнина. В пользу этого – получение вольной ещё ребёнком, тогда как его брата, Никиту Рокотова, Репнин освободил лишь через 30 лет. Родня точно была крепостной – подтверждение тому собственноручно написанное Ф. Рокотовым прошение императрице о воле племянникам художника (он намеревался взять их на воспитание). Кроме того, влиятельную руку князя можно увидеть в устройстве судьбы Фёдора, когда тот подрос и надо было учиться.

Другие версии маловероятны: художник принадлежит к известному роду Рокотовых Псковского Дворянского собрания или действительно крестьянский сын, по какой-то причине выделяемый князем.

Учёба

В 1755 году Фёдор едет в Петербург – он попал в число способных московских юношей, которые должны стать первыми учениками в только создаваемой в столице Академии художеств. Но она начнёт работу через два года, их молодой Рокотов проведёт в Первом кадетском корпусе, который был не только военным, но и общеобразовательным учреждением с огромным числом изучаемых предметов. В этот период молодой художник рисует в основном своих товарищей кадетов.

С открытием Академии художеств переключается на уроки живописи. Первыми наставниками русского дарования становятся француз Л.-Ж. Ле-Лоррен и итальянец П. де Ротари. С иностранными мастерами Рокотов осваивал эстетику рококо, а истоки его любви к камерным образам на абстрактном фоне лежат в творчестве Пьетро де Ротари, автора серии портретов «Головки». Уже спустя два года Рокотов стал адъюнктом, помощником преподавателя-профессора, и стал обучать других студентов.

«Был занят и знаменит»

С начала 1760-х молодой Рокотов – художник нарасхват, не успевающий выполнять заказы. Григорий и Иван Орловы, Иван Шувалов, придворные дамы и господа довольны примерами его работ и спешат позировать живописцу. По воспоминаниям Якоба Штелина, сотрудника Академии художеств, знаменитость молодого мастера заставляла заказчиков выстраиваться в очередь, а его занятость не позволяла справляться с заказами в одиночку – в работе над подготовкой холстов и фоном он прибегал к помощи студентов.

Портретируемые, согласно принятым тогда правилам, принимали официальные позы и придавали своим лицам сдержанное выражение. Художник тем не менее старался сделать их более живыми, отразить настроение заказчиков и особенности характера. Лицам уделялось главное внимание, наряды были второстепенной задачей, фон художника заботил менее всего.

Живописец императорской семьи

В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).

Академик

Фёдор Рокотов, портреты кисти которого уже украшали залы дворцов, продолжал работать в Академии. В 1765 году мастерски скопировал полотно итальянского мастера Л. Джордано «Амур, Венера и Сатир», за что удостоен звания академика. Но дирекция учебного заведения (президентом тогда был Иван Бецкой) не разрешала преподавателям выполнять частные заказы и на нарушения со стороны Рокотова смотрела неодобрительно. Востребованность Рокотова была очень высокой, поэтому в 1766 году он распрощался с Академией и уехал в Москву – писать местных дворян.

В Москве

Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.

Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.

Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:

До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.

Особенности кисти Рокотова

В парадных портретах мужчин их статус и положение при дворе передавались в основном через наряд. Доспехи, ленты, знаки отличия, богатая отделка камзолов, ордена – всё это в совокупности сообщало зрителю о значительности героя картины. Лица спокойны, все персонажи изображены в хорошем расположении духа.

Женские образы, которых в творческом наследии художника большинство, выдают своеобразный рокотовский тип: дуги бровей вразлёт, глаза затуманены, края верхних век слегка опущены вниз, полуулыбка на губах. Красавицы с возвышенными чертами, на лицах которых читаются затаённые чувства, надёжно спрятанные художником под дымкой. Некоторая размытость образа достигалась живописцем техникой, похожей на сфумато Леонардо да Винчи. Скорее всего, и сам художник был человеком таинственным, молчаливым и тонко чувствующим. В собрании Третьяковской галереи есть женский портрет, на обороте которого на французском языке написано, что это работа г-на Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Редкость – самоличная подпись живописца, да ещё такая сентиментальная. Каким был этот человек-загадка, окружённый обрывочными сведениями, домыслами – даже не существует портрета, глядя на который, со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что это Фёдор Рокотов.

Позже картины Рокотова стали наряднее. Прежде, скрупулёзно занимаясь в основном лицами героев, теперь мастер больше внимания уделяет воздушности кружев, лентам, складкам на платьях, блеску драгоценностей – но не хватает выразительности лицам, которые вдруг стали надменными. Портреты строились, как выхваченные лучом света из полумрака (как правило, по пояс), и каждая модель выглядела помпезно.

Когда императрица разгромила московских масонов, в конце 1790-х, заказчиков стало меньше. Изменилась манера художника – «туманность» уступала место ясности линий, но краски стали скупы. Возможно, у художника появились возрастные проблемы со зрением.

Последние годы

Так и не обзаведясь собственной семьёй, живописец взял на себя заботы о своих племянниках, поселив их в своём доме, дав образование и средства. Благодаря дяде они сделали военную карьеру. Жили у художника и ученики, при помощи которых Рокотову все годы удавалось довольно продуктивно работать. Сохранились свидетельства, что каждый портрет он писал с натуры не менее месяца, однако число картин с приписываемым художнику авторством исчисляется тысячами. Вероятно, значительную часть работы по многим портретам выполняли ученики.

Умер художник 24 декабря 1808 года. Сменилась эпоха, иные деятели будут влиять на историю России, писать их станут другие живописцы. Но именно Фёдор Рокотов сохранил для потомков образы тех, кто был у власти во времена Катерины II.

Самые известные картины Рокотова

После смерти живописца о нём быстро забыли. Затерялась и могила художника. Прошло почти сто лет, как общество вновь заговорило о крупнейшем портретисте Екатерининской эпохи – инициатором стал Сергей Дягилев, знаменитый деятель искусств конца XIX – начала ХХ века.

Искусствоведы тщательно изучают произведения, приписываемые Рокотову, сравнивают их с теми, авторство которых уже доказано.

На сегодня самые знаменитые работы это:

Тогда, в начале ХХ века, «полузабытый русский мастер» Фёдор Рокотов считался безнадёжно устаревшим и неинтересным. Но его манера объединять контуры и смыслы под вуалью тающей зыбкости на волне импрессионизма оказалась гармоничной, она вдруг запела в унисон с манерой Моне, Ренуара…

Сегодня работы Рокотова – это художественные ценности, представляющие интерес не только как шедевры изобразительного искусства, но и неподдельный исторический.

кто такой ф с рокотов

Александра Струйская – русская джоконда из XVIII века

кто такой ф с рокотов

Биография художника Федора Павловича Решетникова

кто такой ф с рокотов

Диего Веласкес — художник реалист эпохи барокко

Источник

РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ

Русский художник, один из ярчайших представителей портретной живописи второй половины XVIII века.

Биография

Федор Рокотов родился в имении князей Репниных Воронцово, происходил из крепостных крестьян, видимо, еще в юности получил вольную.

В 1755 году, благодаря И.И. Шувалову, оценившему талант юноши, Рокотов переехал в Петербург. Здесь он окончил Сухопутный шляхетский корпус. Получив чин ротмистра, дававший дворянство, художник оставил службу. Также он учился в недавно созданной Академии художеств. В 1762 году Рокотов стал ее адъюнктом. В 1763 году молодой художник был приглашен в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II, который очень понравился императрице. В 1765 году Федор Степанович был удостоен звания академика.

В 1766 году он перебрался в Москву. Здесь Рокотов, помимо творчества, занимался педагогической деятельностью – он обучал живописи своих учеников. В 1772 году живописец стал одним из основателей Московского английского клуба. Будучи масоном, с 1774 года состоял в московской ложе «Клио». В 1781 году Рокотов купил участок земли на Старой Басманной улице, где затем возник его дом, здание которого сохранилось до наших дней.

Последние работы портретиста относятся к началу 1790-х годов. О последующих десятилетиях его жизни известно крайне мало. Так, в 1793 году он приобрел имение Аниково. Здесь Рокотов жил в начале 1800-х, затем продал его. В 1806 году купил другое владение в Москве. Художник скончался в декабре 1808 года. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря. Точное местонахождение его могилы неизвестно.

Творчество

С творчеством Ф.С. Рокотова наступает новый этап в отношении художников к человеческой личности. Его портреты отличаются человечностью и лирической глубиной, что до тех пор было несвойственно русской портретной живописи.

К 1750-м годам относится необычная для Рокотова картина – «Кабинет И.И. Шувалова» (1757) – чуть ли не первый интерьер XVIII века. Сама картина не сохранилась и известна по копии, созданной учеником художника А. Зябловым в 1799 году. Рокотов тщательно воспроизвел всю обстановку кабинета, сумев при этом передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII века.

С началом 60-х годов к Рокотову приходит известность, у него много заказов. Например, в 1764 году он писал порядка 40 портретов.

Новаторский характер творчества Рокотова виден в портрете великого князя Павла Петровича, написанного им в 1761 году. Работа исполнена легко, художник не подчеркивает мелкие детали наружности Павла. Непоседливый и капризный на вид мальчик словно живет на портрете. Тона картины выполнены в теплой гамме золотистого и красного.

Портреты Рокотова 1760-х годов демонстрируют всю большую правдивость образов. К середине 60-х относится портрет поэта В.И. Майкова. Он очень экспрессивен. Жизнерадостный, энергичный и насмешливый Майков изображен со всей полнотой реалистичной убедительности. Портрет свидетельствует о жизненной зрелости его автора. Его живописные приемы смелы, композиция портрета предельно проста и сосредотачивает все внимание на сильном лице поэта.

В середине 1760-х годов Рокотов написал портреты неизвестной из семьи Воронцовых и неизвестного юноши. В них также проявилось стремление художника к материальности образа. В последующие годы Федор Степанович уже не подчеркивал так настойчиво физическую сторону облика, создавая тонкие одухотворенные портретные образы.

После переезда в Москву в 1766 году художественная деятельность Рокотова развернулась еще шире. Именно в Москве с конца 1760-х и до конца 1780-х годов он создал свои лучшие портреты. Они отличаются внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н.Е. Струйского (1772), неизвестного в треуголке (сейчас высказывается предположение, что это портрет самой Екатерины II в маскарадном костюме), А.И. Воронцова, неизвестной в розовом платье, посла в Константинополе А.М. Обрескова и др. художник запечатлел неповторимые особенности внутреннего склада этих людей. Лиризм образа человека в рокотовских портретах парой десятилетий раньше был почти незнаком русским портретистам.

В 1780-х годах Рокотов достигает особой поэтической одухотворенности своих произведений. Для их создания он использует тонкие композиционные и живописные средства. Портреты В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е), Е.В. Санти (1785) показывают увлекательный внутренний мир изображенных. Рокотов сильно освещает лица прямым светом, подчеркивая темные глаза и резко очерченные уголки губ, слегка согнутых в улыбке. Глаза и губы сосредотачивают в себе выражение душевного движения, они создают некоторую загадочность.

Для портретов 80-х годов Рокотов использует трудную овальную форму, подчиняя ей ритм произведения, он находит сложные цветовые сочетания. Портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева (конец 1780-х) принадлежат к поздним портретам художника. Они отличаются сложной и глубокой психологичностью.

Ф.С. Рокотов утвердил право портретного образа быть волнующим и притягательным в своей внутренней сути, без богатых аксессуаров, являвшихся неотъемлемой принадлежностью парадного портрета.

Источник

Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения

кто такой ф с рокотов

кто такой ф с рокотовНовая авторская рубрика РИАМО посвящена самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова – журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет об одном из самых таинственных русских художников – Федоре Рокотове, который жил и творил в конце XVIII века.

До закрытия выставки «Федор Рокотов» в столичной Третьяковке осталось меньше месяца. Выставка завершится 9 мая. И если любители тайн и загадок истории еще не успели посетить ее –надо поспешить, осталось совсем немного времени.

Десятки портретов знати Екатерининской эпохи, написанные Федором Рокотовым, дошли до наших дней. Это лица холодных княгинь, задумчивых или надменных стихотворцев, самодовольных графов. Истории их дворянских родов дошли до нас в деталях. Мемуары, дневники, фамильные книги. Тысячи архивных документов щедро расскажут исследователю об истории семей Юсуповых, Воронцовых, Шуваловых. И ничего нет в этих книгах о художнике, запечатлевшем знаменитые лица.

Федор Рокотов – самый неизвестный знаменитый живописец эпохи Просвещения.

Мы не знаем, когда он родился. Он не оставил автопортретов, у него не было потомства. После смерти он не менее четырех лет значился в официальных документах как «ныне живущий».

Последние исследования доказывают, что огромное количество картин, ранее приписываемых ему, созданы учениками, а его рука никогда к ним не прикасалась. И теперь в начале любой фразы о нем надо мысленно добавлять слово «наверное».

Каким он был, автор портретов, смотрящих сквозь дымку времени? Попробуем представить.

По различным церковным метрическим книгам годом рождения Федора Степановича Рокотова мог быть 1732, 1735 или 1736 год. Он появился на свет в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово» в семье крепостных. Сразу после рождения получил вольную. У историков есть основания полагать, что он был незаконнорожденным сыном члена масонской ложи, князя, генерал-аншефа Петра Ивановича Репнина, по воспоминаниям Екатерины II – интригана и волокиты. Не секрет, что одним из внебрачных детей Репнина был поэт Иван Пнин. Но с другой стороны, доказательств родства Рокотова и Репнина нет.

Детство и становление Федора Рокотова как художника нигде не описано. Доподлинно известно только, что в юности художник, живший в княжеском доме, попался на глаза любителю искусств, основателю Московского университета и Академии художеств Ивану Ивановичу Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны.

кто такой ф с рокотов

Портрет И. И. Шувалова (1760 год)

Он оценил талант Рокотова и отправил молодого человека в Петербург.

Судя по тому, что первые портреты кисти Рокотова – это лица кадетов, бытует мнение, что художник поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус.

Казалось бы, уж в военном ведомстве должны остаться документы. Нет. Ничего не сохранилось.

И вот снова зацепка. Многие годы искусствоведы были уверены, что вот он, Рокотов:

кто такой ф с рокотов

Автопортрет Е. П. Чемесова (около 1762 года), «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (1757-1758 годы)

Картина «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» считалась автопортретом. Она написана еще в несвойственной Рокотову манере, скупо, без характерной аурности.

По мнению живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, во взгляде изображенного можно заметить напряженную косину, которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать одновременно в поле зрения зеркало с собственным отражением и холст.

И снова нет. Советские искусствоведы выдвинули иную версию: юноша разительно похож на известного гравера Евграфа Чемесова, работавшего в академии вместе с Рокотовым. Так что весьма вероятно, что это просто портрет друга.

А насчет косинки во взгляде. Взгляд моделей художника весьма характерен. Кажется, что глаза на портрете смотрят анфас, прямо на зрителя, тогда как лицо изображено вполоборота. Возможно, эта манера пришла из иконописи, которой в начале своего пути занимался Федор

Рокотов. Обратите внимание на взгляд на этих портретах:

кто такой ф с рокотов

Портрет неизвестной в темно-красном платье (1760-е годы), портрет графини Д. И. Уваровой (1770-е годы), портрет А. М. Римского-Корсакова в юности (конец 1760-х годов)

И между тем, тонко пойманная перемена настроений, сочетание множества чувств, движение эмоций на этих лицах.

В 29 лет Федор Рокотов стал академиком. Слава его была столь яркой, что десятки дворянских семейств выстраивались к нему в очередь. Несколько учеников беспрестанно дописывали портреты, тогда как сам мастер успевал на потоке лишь изобразить лицо модели. По воспоминаниям современников, в работе одновременно находилось по 40 картин.

И опять же, по одним данным, художник работал очень тщательно, трудился над каждым холстом не меньше двух месяцев. Другие современники вспоминают, что Рокотов стал чуть ли не одним из

первых авторов, работающих а-ля прима (за один прием). Для XVIII века это почти немыслимо.

Почему художник не обзавелся семьей? То ли хотел стать «российским Микеланджело», полностью отдавшись искусству, то ли не смог найти себе супругу в дворянской среде из-за своего крепостного происхождения, а жениться на девушке низшего сословия не хотел. Теперь ответить нельзя. Осталась только передаваемая из уст в уста легенда о чувствах художника к Александре Струйской. Замужней даме, к слову, родившей 18 детей.

Портреты Струйской и ее сумасбродного мужа Николая, стали золотыми шедеврами живописи России:

кто такой ф с рокотов

Портрет Н. Е. Струйского (1772 год), портрет А. П. Струйской (1772 год)

Только ленивый искусствовед не блеснет своими знаниями об истории рода Струйских. Почему-то об этих пензенских дворянах известно в разы больше, чем о столичном живописце, их увековечившем.

Николай Еремеевич Струйский, автор тысяч бессмысленных витиеватых стихотворений, создал лучшую в мире (по тем временам) типографию и ежедневно штамповал свои вирши. Этот графоман оказался чуть ли ни единственным человеком из современников, кто оставил две печатные строки о Рокотове. Что называется, «взял количеством».

В письме к Рокотову Струйский писал: «Ты почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в тот же час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася». Эта мудреная фраза помещика о процессе создания портрета Сумарокова дошла до нас с вами.

Рокотов писал портреты крестного отца Пушкина, графа Артемия Воронцова. А «Портрет неизвестной в белом чепце» многие исследователи считают изображением княгини Натальи Голицыной, ставшей прообразом «Пиковой дамы»:

кто такой ф с рокотов

Портрет А. И. Воронцова (1765 год), «Портрет дамы в белом чепце» (1790-е годы)

Подпись художника стояла под правилами «Московского английского клуба», основанного в 1770 году. Это особенно примечательно, так как клуб объединял только самое высокое общество и

существовал под девизом «Согласие и веселье». Рокотов вращался в кругах именитых дворян, был знаком с выдающимися людьми своей эпохи: с Михаилом Ломоносовым и Аполлоном Майковым, но недавним открытием стало, что парадные портреты императрицы Екатерины II были выполнены не самим Рокотовым, а разными живописцами в его мастерской.

кто такой ф с рокотов

Портрет Екатерины II (1763 год)

С семьей художник почти не общался, он не поддерживал отношений с братом Никитой, который числился крепостным Репнина и был золотых дел мастером.

Брат получил вольную только в середине 1760-х годов. А в августе 1776 года Рокотов обратился к Екатерине II с прошением об освобождении из крепостных своих двух племянников, сыновей брата.

На протяжении последующих двух десятилетий художник активно трудился. Проследить хронологию событий его жизни нельзя, но можно проследить хронологию портретов.

Последние из них написаны в начале 1790-х годов. Среди них – шедевр, вершина вкуса и мастерства художника, портрет А. М. Писаревой.

А портрет графини П. А. Воронцовой в детстве – совсем нехарактерная работа:

кто такой ф с рокотов

Портрет А. М. Писаревой (начало 1790-х годов), портрет графини П. А. Воронцовой в детстве (начало 1790-х годов)

Портрет Воронцовой – одна из последних известных работ мастера. Совсем несвойственный Рокотову романтический стиль, тот самый, который так мастерски продемонстрировал пришедший на смену Владимир Боровиковский. Кажется, что рококо и классицизм Рокотова потерялись, остались в уходящем веке, а романтическая попытка в угоду новому времени – последняя надежда успеть шагнуть в будущее.

Что было с художником дальше – неизвестно. Кто-то говорит, что он потерял зрение и больше не мог работать, кто-то отмечает, что его последние холсты просто-напросто не уцелели.

Короткая запись в метрической книге говорит о том, что художника не стало в декабре 1808 года.

Огромная конкуренция со стороны художников нового поколения, со стороны европейских живописцев, полное отсутствие художественной критики, личная скромность, равнодушие заказчиков портретов стерли из истории биографию Федора Рокотова. Кажется, от нее остался ореол, дымка, намек, что-то ускользающее, как на лучших портретах художника. В месяцеслове, ежегоднике со списками чиновных особ по всем управлениям Российской империи за 1812 год, академик живописи Федор Рокотов значился «ныне живущим».

Многие годы никто попросту не замечал, что его не стало.

Если бы музейные работники позволили посетителю выставки взять в руки картину Рокотова и взглянуть на холст с другой стороны, посетитель увидел бы подпись – фамилию художника, написанную им самим с маленькой буквы.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *