кто такой экзорцист кратко
Экзорцист
Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (эксоркидзо) — заклинать) – 1) церковный чин в ранней церкви; 2) член Церкви, занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати).
«Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий (Церковная история. 6.43.14). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов.
В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых. При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам».
диакон Павел Гаврилюк
«Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» ( Мк. 16:17 ). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» ( Мф. 12:43-45 ).
Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно‑, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.
Впоследствии из практики Православной Церкви это особое церковное «послушание» постепенно ушло. Заклинательные молитвы (или молитвы запрещения) перед крещением читает сегодня совершающий это Таинство священник. Существует так же особый чин, совершающийся над теми, кто находится в состоянии одержимости нечистыми духами. Совершаться он может в настоящее время только по благословению Архиерея и, конечно, от пастыря, подъемлющего подобный труд, требуется, чтобы он жил жизнью чистой и строгой, по выражению из чина пресвитерской присяги, «от суетных обычаев мира устраненной». Иначе он рискует сам стать игрушкой в руках у той страшной силы, от которой будет пытаться освободить страждущих. С ним может произойти то же, что с сыновьями иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгонять бесов, говоря: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» ( Деян. 19:13 ). Деяния апостолов повествуют, что однажды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». И затем человек, в котором находился этот дух, «бросился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян. 19:15-16 )».
игумен Нектарий (Морозов)
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф. 12:43-44 )
Браться за дело изгнания бесов могут лишь редкие подвижники, получившие такой дар от Бога.
Согласно канонам заниматься экзорцизмом возможно только по благословению епископа (26 правило Лаодикийского собора 364 г.).
Кто такой экзорцист простыми словами
В христианстве всевозможных должностей духовных лиц великое множество. По крайней мере – в католичестве и в православии. При этом «лайт-версию» протестантство с его упрощённым духовным производством рассматривать не будем.
И среди этих должностей (или «чинов») есть вроде бы невысокая должность «экзорцист». Да, невысокая. Но очень важная. Ибо занимается такой человек изгнанием бесов из тела и разума одержимого ими человека.
В церковной иерархии чин экзорциста занимает место ниже диакона, и лишь чуть выше чтеца (псаломщика) или привратника. Напомним, что диакон – низший церковный чин, с которого человек имеет право называться церковнослужителем. Все же прочие – просто миряне, допущенные, с благословения священника, к тем или иным церковным обрядам. На добровольной основе, если угодно.
Кого «назначают» экзорцистом
Но чин экзорциста стоит здесь особняком. И даётся он только человеку, имеющему склонность к такого рода деятельности и делом доказавшего, что с возложенными на него чином задачами он справится. А задача нелёгкая: изгнание из человека Дьявола или бесов разного чина (да-да, среди адского воинства тоже есть своя иерархия, свои чины!). Поэтом такой чин часто является как бы сопутствующим, и может даваться священнослужителю гораздо более высокого ранга. Например, в наши дни такой чин в России был только у двух человек. Это архимандрит Герман, служивший в Троице-Сергиевской лавре, и схиигумен Нижнеуральского женского монастыря Сергий. Первый в 2021 году умер от коронавирусной инфекции, а второй в прошлом году по политическим мотивам лишён сана схиигумена. Интересно, что звание экзорциста осталось за ним, с правом продолжать деятельность по изгнанию из людей бесов.
Так что чин экзорциста может и не совпадать с реальным положением священнослужителя в церковной иерархии. И принадлежать не только представителю «белого», но и «чёрного» монашества. Как и находиться вне церковной вертикали с её чинами.
Молитвы
Для проведения обряда изгнания бесов есть особые молитвы, включённые во всевозможные сборники. Это современные требники, то есть богослужебные книги, которые состоят из молитв на все случаи жизни. И которые не только содержат тексты церковных служб, но и определяют порядок исполнения треб – молитв и принятых в Церкви обрядов, которые совершаются по просьбам и требованиям (отсюда и «треб») отдельных прихожан. Например, при крестинах, молебнах за здравие, панихидах. Одержимость бесами может быть предположительной, замеченной или заподозренной в ком-то другими прихожанами – и вот в этих случаях вызывается экзорцист.
В ранней христианской церкви эти особы молитвы были прописаны не в требниках, а в специальных рукописях или изданиях. Это Евхолион Серапиона Тмуитского, Синайский Евхологий и Апостольские Постановления. И лишь позже, в первой половине XVII века эти особые требы были впервые объединены в требнике митрополита киевского Петра Могилы.
Требования к чину
Назначить экзорцистом человека мало. Он должен иметь
В ранних христианских церквах с этим было проще: как вера, так и всевозможные ереси (от которых до впадения в грех богоотступничества было недалеко) поглощали человека целиком, ставя его лишь по разную сторону Добра и Зла. Поэтому и рукоположенный экзорцист в те времена зачастую был «святее папы Римского» — то есть истово исполнял свои обязанности и без труда находил признаки бесноватости у человека. Как правило, одержимые в той или иной степени отходили от заповедей Господних, а о причинах такого отхода никто в те времена особенно не задумывался. Вердикт «Грешен!» часто совпадал с умышленным нарушением Божьей воли. Сейчас таких людей назвали бы «диссидентами», притом в самом худшем смысле этого слова, когда инаковость проистекает не от недомыслия, а из эпатажного духа противоречия ради самого противоречия. То есть – из гордыни.
Психиатры и психоаналитики также трактуют одержимость бесами как проявление душевной болезни. И, как ни странно (а может быть – и закономерно) экзорцист и сейчас оказывается востребован в деле изгнания из человека чужеродной сущности, просто приводя душевное состояние пострадавшего к какой-то норме. К умиротворению. Вспомните эпизод из фильма «Остров», когда церковному служке самого низкого чина в исполнении Петра Мамонова привозят женщину со всеми признаками бесноватости? И вот этот человек, исполняющий обязанности простого истопника в монастыре, буквальным образом изгоняет из неё бесов. И вспомните глаза этой женщины – распахнутые, с изумлением глядящие на мир, когда его больше не заслоняют силуэты адских созданий.
Или подобная роль у Киану Ривза в «Константине», не побоявшегося вступить в конфронтацию с поражённым гордыней ангелом-отступником Гэйбриэлем, а в конце фильма – и с самим Люцифером.
Они оба были экзорцистами от Бога. То есть рождёнными с этим высоким призванием и несущими свой Крест с достоинством и честью.
Экзорцизм
Экзорци́зм (в католической традиции, греч. ἐξορκισμός) — процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются составной частью системы верований во многих религиях и культах.
Содержание
История
Учение о злых или добрых духах, вселившихся в людей, и как их изгонять существовало в шаманизме задолго до христианства. Однако христиане считают, основываясь на Библии, что первым экзорцистом был Иисус Христос, который излечил многих бесноватых: «Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» ( Евангелие от Матфея (9,28-29)). «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стали и видеть и говорить» (Евангелие от Матфея (12,22)).
Также в Евангелии описано, как Иисус излечил сильно одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие из того бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. Христиане считают, что имея дар от Бога, апостолы, а также многие другие святые тоже могли истинно изгонять нечисть из людей. Экзорцизм показан в таких фильмах как «Одержимая», «Изгоняющий дьявола»,»Обряд» и др.
Экзорцизм включает (включал) в себя
Очень важным здесь является осознание человеком того, что с ним произошло и какая здесь присутствует ответственность. Примечательным является эти слова из нового завета: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (От Матфея святое благовествование)
Научный подход
Современная медицина продолжает считать одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности. [1] [2] [3]
В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демонами». [4] Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.
Встречающееся исцеление через экзорцизм ученые связывают с эффектом плацебо и самовнушением. [5] Некоторые люди, которые считали себя «одержимыми», в действительности страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание. [1]
В современном православии
В православной церкви практика очиcтки (экзорцизма) до последних времен была крайне редкой и экзотичной. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов замечает, что экзорцизм действительно имел место среди первых христиан в века чрезвычайных дарований, однако в последние два-три десятилетия замечен взлет его популярности. Осипов прямо увязывает этот феномен с «прелестью, то есть высоким мнением о себе, невидением своего духовного убожества».
Православная Церковь, по словам Осипова, всегда следовала словам Спасителя: «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью.
Появление в последние 200—300 лет в Православной церкви традиции отчитки как специального чина Осипов связывает с изданием так называемого «Большого требника» Петра (Могилы) в XVII в. и усматривает в этом следствие католического влияния, имевшего место в киевской духовной школе тех времен.
Иные конфессии
В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.
Некоторые протестантские деноминации с большим энтузиазмом проводят обряды экзорцизма.
В иудаизме существует традиция изгнания диббука. Диббук — душа преступника или нечестивца, которая не может покинуть Землю и вынуждена вселяться в другого человека. Изгнание диббука проводится цаддиком (праведником), в присутствии миньяна (10 совершеннолетних евреев-мужчин). Изгнание сопровождается трублением в шофар, как в Йом-Кипур (Судный день), и чтением заупокойных молитв. История диббука является сюжетом многих классических произведений в еврейской литературе (С. Ан-ский «Диббук», И.Башевис-Зингер «Сатана из Горая», «Корона из перьев» и др.).
Экзорцизм в кино, литературе
Фильмы
Сериалы
Манги
В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях (имена главных героев и место событий в фильме изменены). В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. Cвященник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования сверхъестественных сил и их способность вмешиваться в жизнь людей.
Изгнание диббука показано в фильме ужасов «Нерожденный».
В фильме «Остров» близко к повествованиям о жизни святых показано, как на самом деле могло бы происходить изгнание беса.
У писателя Павла Корнева есть серия книг под названием «Экзорцист» («Проклятый Металл» и «Жнец»)
Изгоняющие дьявола: где учатся и как работают современные экзорцисты
Кажется, что «экзорцизм» — словечко из Средних веков или из голливудских фильмов ужасов. Однако изгнание бесов в западном обществе не просто практикуется, но стремительно набирает популярность. В Италии каждый год регистрируют полмиллиона запросов на изгнание дьявола, а в США количество экзорцистов за последние несколько лет выросло в несколько раз. Разбираемся, почему так происходит, где учат на экзорцистов, как сегодня проходят обряды и что об этом думает официальная медицина.
Мода на экзорцизм и ее причины
США и Европа переживают ренессанс экзорцизма. Официальный экзорцист архиепархии американского города Индианаполиса Винсент Ламперт утверждает, что в 2018 году получил более 1700 запросов за несколько месяцев. Его коллега отец Гэри Томас в интервью говорит, что ему поступает не менее дюжины заявок в неделю.
Растет и число экзорцистов: если еще в 2011 году в США было лишь 15 специалистов такого рода, то сейчас их больше сотни.
В других странах тоже наблюдается всплеск запросов на экзорцизм. Лидер — Италия: там ежегодно фиксируется около полумиллиона обращений. Интерес к этому растет во Франции, Ирландии, Великобритании и особенно в Польше, где сегодня работают более 130 практиков. Папа Франциск относится к этому явлению со всей серьезностью: в 2014 году он официально признал созданную еще в 1990-х Международную ассоциацию экзорцистов, объединяющую несколько сотен человек из 30 стран.
Почему же то, что выглядит как полное мракобесие, так популярно в наше просвещенное время? Во-первых, при ближайшем рассмотрении время оказывается не таким уж просвещенным. Почти две трети американцев верят в существование дьявола, а 51% — в то, что человек может быть одержим дьяволом или его приспешниками. 46% опрошенных верят в целительную силу экзорцизма (еще 36% сомневаются; полностью отвергают пользу этого обряда только 19% опрошенных). Так что потенциальных клиентов более чем достаточно.
Во-вторых, рост спроса на экзорцизм может быть связан с падением интереса к традиционным религиям, а также с популярностью мистических течений и практик. Наконец, не последнюю роль сыграла и массовая культура: фильмы, сериалы и другая медиапродукция об изгнании нечистой силы появляются с завидной регулярностью и подогревают интерес к экзорцизму. По словам социолога Майкла Кунео, автора книги «Американский экзорцизм: изгнание демонов в стране изобилия», в 1960-х годах «экзорцизм в США практически не существовал, он давно ушел в прошлое, и никому уже не приходило в голову изгонять бесов».
Но в 1973 году вышел фильм «Экзорцист», после которого появилось множество других фильмов на ту же тему, — и уже к 1980-м практика переживала новый расцвет.
Впрочем, вряд ли дело только в медиа. Идея о вселяющемся агенте запрятана в нас гораздо глубже, чем может показаться. Недаром она сопровождает человечество с древнейших времен и появляется практически в каждом обществе, почти во всех конфессиях. Возможно, людей утешает мысль о том, что причина происходящих с нами бед пришла извне — а значит, ее можно устранить с помощью некой последовательности действий.
Где учат на экзорцистов?
Главный образовательный центр для католических экзорцистов, конечно, Ватикан. Там с 2005 года проводят курсы, на которых каждый год обучаются несколько сотен священников из 50 стран. Обучение проходит раз в год, длится неделю и стоит около 300 евро. Программа «предлагает академическое и междисциплинарное исследование экзорцизма» и охватывает широкий круг вопросов: «антропологических, социальных, теологических, литургических, медицинских, нейробиологических, фармакологических, криминологических и юридических».
Лекции читают практикующие экзорцисты с многолетним опытом. По окончании курса участникам выдают сертификаты.
Но сами по себе документы не дают права проводить обряд «большого экзорцизма» (католическая церковь подразделяет экзорцизм на «большой» и «малый» — в зависимости от степени одержимости «пациента»): для этого требуется разрешение епископа местной епархии.
Экзорцизм: инструкция по применению
В 1999 году Католическая церковь впервые с 1614 года обновила правила, касающиеся экзорцизма. Главное новшество — проведена четкая граница между одержимостью и психическими заболеваниями.
Поэтому сегодня далеко не каждый запрос на экзорцизм заканчивается обрядом, наоборот: до финальной стадии доходят единицы. Католические священники-экзорцисты работают в команде с психиатрами и психологами, которые должны определять, не является ли то, что кажется одержимостью, симптомом болезни? (Правда, представители церкви считают, что психиатрам, работающим с «одержимыми», тоже желательно быть верующими — чтобы они могли хотя бы допустить существование «чего-то большего», чем просто болезнь, а не сразу отметать явление как ненаучное). При ближайшем рассмотрении обычно выясняется, что «одержимый» страдает от шизофрении или диссоциативного расстройства или принимает психотропные препараты.
Только если врачи подтвердили, что человек психически здоров, за дело берется священник.
Следующая стадия — выявление классических признаков одержимости:
Что такое одержимость и почему она возникает: католицизм vs официальная медицина
Согласно католической доктрине демоны могут пользоваться разными порталами, но основных два:
Многие священники считают опасными даже увлечение нью-эйдж-практиками, йогу, интернет и книги про Гарри Поттера.
Что об этом говорит наука? Термин «одержимость демонами» в современной психиатрии не входит в перечень диагнозов Международной классификации болезней (2010). Однако там всё же присутствует описание расстройства «F44.3: Транс и одержимость», которое характеризуется «временной потерей личностной идентичности и полной неосознанности окружающего».
Впрочем, по мнению профессора психиатрии Колумбийского университета Джеффри Либермана, «одержимость» почти всегда можно объяснить уже известными медицине расстройствами и состояниями, чаще всего диссоциативным расстройством. А «целительное действие» экзорцизма, когда в ряде случаев после обряда симптомы действительно исчезают, по крайней мере на время, ученые обычно связывают с эффектом плацебо, внушением и самовнушением.
С этим согласны большинство ученых, но есть и другие мнения. Например, профессор клинической психиатрии Ричард Галлахер помимо своей основной деятельности бесплатно консультирует священников, сталкивающихся с одержимостью. Он рассказывает о ситуациях, которые медицина объяснить не могла: к примеру, о пациентке, которая «могла рассказать, как умерли люди, которых она не знала, в том числе моя собственная мать, и говорить на нескольких языках, которых не знала, включая латынь». По словам Галлахера, в его многолетней практике действительно бывали случаи, хотя и чрезвычайно редкие, которые он не может объяснить ничем, кроме мистики. Впрочем, другие ученые возражают, что, если медицина пока и не может понять причину этих явлений, это не означает автоматически, что они имеют сверхъестественную природу.
Люди приписывают себе одержимость еще и потому, что ментальные заболевания стигматизированы. Человеку и его семье не так стыдно думать, что в него вселился бес, чем что он болен.
«Считать, что определенное поведение вызвано влиянием злых духов, зачастую удобно, — утверждает польский психолог Игорь Петкевич, много лет исследующий феномен одержимости. — Вместо того чтобы признать, что у человека есть психологические проблемы или сложная семейная ситуация (включающая, например, домашнее насилие) и начать решать эти проблемы, семье легче приписать всё это потусторонним силам и сфокусироваться на изгнании демонов». В некоторых случаях, пишет он, обряд экзорцизма действительно может принести временное облегчение, но в других он может дополнительно травмировать.
Игорь Петкевич называет еще одну причину, по которой человек может считать себя одержимым, — это бессознательное стремление перенести ответственность за «нежелательное» поведение и «неподобающие» эмоции и желания на внешнее воздействие. Он приводит в пример случай, когда женщина, обычно уравновешенная и вежливая, увидела, как ее муж флиртует с другой, впала в ярость и ударила его ножом. «Она была убеждена, что сама не совершала ничего подобного, а просто была в этот момент одержима».
К обрядам экзорцизма официальная медицина относится очень осторожно. Большинство ученых, исследующих этот феномен, считают: обряд изгнания демонов не только не устраняет истинную причину расстройства, но может и ухудшить симптомы, а главное — помешать пациенту получить правильный диагноз и лечение. Впрочем, по мнению профессора Казухиро Тадзима Посо, в этом вопросе очень важен диалог между священнослужителями и медицинскими специалистами. Ведь для религиозных пациентов мнение священника может быть гораздо авторитетнее, чем факты и научные доказательства. И необходимо использовать их влияние, чтобы убедить таких людей обратиться за лечением.
Экзорцисты: Сражающиеся за душу человека
История
Ритуал экзорцизма как минимум на пару тысяч лет старше христианства. В каждой из мировых религий можно обнаружить обряды, заклинания и другие способы борьбы с враждебной сущностью, завладевшей телом человека. Например, в шаманских практиках обряд изгнания злого духа проводился с участием сразу двух «специалистов».
Знахарь старался восстановить душевное равновесие одержимого с помощью трав, настоев и других лекарственных средств. Шаман же в это время входил в транс и беседовал с духами, заставляя их покинуть тело больного.
Соединение двух этих способов обычно позволяло прогнать зло обратно в нижний мир и заставить его забыть о похищении человеческих тел.
С наступлением эры Христа все языческие боги обрели статус нечисти, и у христианских борцов с одержимостью изрядно прибавилось работы. Наибольший расцвет экзорцизма пришелся на Средние века, когда церковь активно училась избавлять человеческие тела от проникшего в них духа дьявола. В это время появился новый термин «паладин», обозначающий рыцаря, посвятившего себя борьбе со злом.
К началу печально известной «охоты на ведьм» католическая церковь выстроила завершенный обряд экзорцизма: в 1614 году папа римский Павел V опубликовал «Римские ритуалы», основанные на многовековом опыте изгоняющих дьявола.
Документ приняли к исполнению, и за годы борьбы с прислужницами сатаны окончательно отшлифовали списки симптомов одержимости и способы изгнания нечисти, одолевавшей людские тела. Они были признаны вполне действенными и почти без изменений дожили до конца XX века.
Разновидности одержимости и методы борьбы
Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего, картина Франсиско Гойи
Одержимый бесами совершенно не переносит нахождения в храме, во время службы может потерять сознание, прикосновение креста и окропление святой водой вызывают у него острые болевые ощущения, как от ожога.
К физическим признакам одержимости традиционно относят резкие изменения голоса, судороги или паралич отдельных частей тела, проявления огромной для обычного человека силы, возникновение способностей к левитации, бормотание на несуществующих языках.
Чтобы победить демона и убедить его оставить жертву в покое, необходимо строго придерживаться ритуала. Говоря коротко, он включает следующие стадии. Священнику надо убедиться, что жертва именно одержима, а не страдает душевной болезнью.
Одержимому во время изгнания в руки дается распятие, а проводящий обряд должен применить святую воду, доступные реликвии и прочесть определенные отрывки из Библии, осеняя жертву крестом.
Затем экзорцист обязан твердо вопросить дьявола об именах и количестве демонов, овладевших одержимым, и о путях, которыми они проникли в человеческое тело. Узнав имена демонов, он должен возложить руку на одержимого и призвать духа покинуть тело именем Христа. Каждое действие сопровождается молитвами, крестными знамениями и повторяется до тех пор, пока демон не согласится покинуть тело одержимого. Затем читаются охранительные молитвы, и экзорцист просит у Христа защиты для жертвы от будущих посягательств демонов на ее тело.
Профессиональные рекомендации
Поскольку труды изгоняющих дьявола почитались в церковной среде особенно опасными, богословы потрудились составить для них свод профессиональных рекомендаций, абсолютно обязательных для исполнения. Это ремесло было и остается действительно опасным, а потому экзорцист должен следовать правилам, чтобы помочь страждущим и одновременно уберечь собственную душу от вторжения.
Считается, что решившему служить экзорцистом лучше не иметь близких родственников, особенно малолетних. Опасность для близких людей слишком велика, и тот, кто посвятил жизнь изгнанию дьявола, должен в одиночестве нести свой крест. Основными профессиональными качествами для подобных занятий признаются способность к внушению и гипнозу, сильная воля и абсолютная уверенность в своих силах. Страх и сомнения во время проведения ритуала должны полностью исключаться.
Важным моментом является искреннее желание больного бороться за свое будущее. При усилиях с его стороны победить внутреннее зло шансы экзорциста на победу сильно возрастают.
Приступающий к обряду обязан полностью сознавать механизм изгнания бесовской сущности, понимать все возможные осложнения процесса, уметь предварительно оценить степень одержимости и общие шансы своих действий на успех.
Он должен проделывать эту сложную работу столько раз, сколько требуется, до полного излечения одержимого, и обеспечить для него после изгнания опеку людей, которые смогут облегчить период «реабилитации».
Вообще, борьба экзорциста с силами зла не прекращается почти никогда, и любую его слабость слуги сатаны тут же используют для нанесения удара.
Дьявол или болезнь?
Ученые относятся к одержимости скептически, как и ко многим другим явлениям, еще не объясненным наукой. Медики и психологи находят в описании этого недуга ряд вполне реальных болезней, никак не связанных с проделками сатаны. По мнению специалистов, одержимым присущи ярко выраженные симптомы истерии, маниакального синдрома, эпилепсии, шизофрении, раздвоения личности и других психических расстройств. А раз так, то им не нужны отчитки и изгнание бесов, зато отлично помогли бы медикаменты и плотное общение с психиатром.
Сложность состоит в том, что обычно больной совершенно убежден, что он не болен, а именно одержим дьяволом или иными силами зла. И к любому лечению относится как к пустой трате времени, даже в том случае, если внешние симптомы болезни после начала лечения пропадают.
Это убеждение погубило многих уже в наши дни, и медики не смогли помочь им, поскольку даже при экзорцизме важным считается осознание жертвой своего недуга. А для того чтобы пройти лечение у психиатра, обязательно согласие самого больного или его родственников.
Экзорцизм в современном мире
Современное общество, казалось бы, слишком склонно к реализму, чтобы бояться козней сатаны. Однако и в XX веке произошло несколько громких случаев экзорцизма, заставивших общество поверить фактам одержимости.
В 1973 году вышел в свет фильм «Экзорцист», в основе которого лежали реальные события, произошедшие с мальчиком, известным под псевдонимом Робби Мангейм. Неприятности начались с ним после того, как мальчик с помощью спиритического сеанса пытался вызвать дух своей тети, умершей недавно. Сеанс был неудачным, но после него в комнате мальчика начала двигаться мебель, стали слышны чьи-то шаги и шум. Сам Робби кричал всю ночь, нарисовал на простынях карту преисподней, а на его груди появились загадочные метки.
Врачи не смогли помочь ребенку, и родители позвали к нему священника. Во время первой попытки экзорцизма мальчик сломал священнику нос и раскидал пятерых взрослых мужчин, пытавшихся его удержать.
Изгнание демонов длилось несколько дней и завершилось успехом только тогда, когда, по свидетельству Робби, в дело вмешался сам архангел Михаил и помог ему прочесть молитву. Всего для излечения одержимости Робби Мангейма понадобилось два месяца и около 30 сеансов экзорцизма.
Вскоре вслед за сильными судорогами и частичным параличом тела девушка стала слышать странные стуки и видеть демонические лица.
Однажды ее обнаружили на мосту, когда она готовилась прыгнуть в реку. По ее словам, сделать это велел ей дьявол, и тогда приходской священник принял решение провести над девушкой ритуал экзорцизма.
В следующие 10 месяцев два священника попеременно провели около 70 сеансов, 42 из которых записали на диктофон.
Во время обрядов Аннелиза кричала, говорила разными голосами, а когда ее тела касалась рука священника, кричала: «Отпусти, огонь жжет!».
В последние месяцы девушка перестала есть и пить, и в конце концов скончалась во время очередного сеанса. После ее смерти проводившим изгнание демонов священникам предъявили обвинение в причинении Аннелизе смерти по неосторожности, однако во время следствия они продолжали придерживаться версии об одержимости умершей.
Екатерина КРАВЦОВА