кто такой эфиоп фото
Кто такой эфиоп фото
1. Эфиопские евреи, или «фалаша», — община в северной и северо-западной Эфиопии, иначе называемая «бета Исраэль» (от ивритского «бейт Исраэль», «дом Израиля»). Сами фалаши считают себя не кем-нибудь, а потомками Соломона и царицы Савской — мол, когда Соломон отказал царице от дворца, она была уже беременна, и, уехав, родила сына Менелика, который впоследствии основал поселение в Эфиопии. Вот его-то потомки (а также потомки 12 старейшин с семьями и сына первосвященника Азарии, которые покинули Иерусалим вместе с беременной прекрасной дамой) и есть современные фалаша.
2. Религия фалашей — не совсем иудаизм, ученые называют ее «мозаизм». В основе их веры лежат Ветхий Завет, переведенный на язык геэз с греческого, и устная традиция. Фалаши строго соблюдали субботу, использовали в религиозном обиходе лунный календарь (правда, только часть названий месяцев сохранила свое арамейское происхождение), частично соблюдали кашрут, делали обрезание, но не праздновали Хануку и Пурим. Кроме того, с течением веков на верования фалашей серьезно повлияло христианство (или они — на него; в общем, все несколько смешалось).
3. Существует две популярные научные теории происхождения фалаша. Первая гласит, что они действительно потомки древних еврейских переселенцев (история с праздниками отчасти это подтверждает, — если допустить, что отцы-основатели покинули Израиль задолго до того, как их соплеменники начали отмечать Хануку, отражающую события II века до н. э.). По второй теории, эфиопские евреи этнически вообще не евреи, а коренное население северной Эфиопии, где-то в XIV–XVI вв. принявшее близко к сердцу Ветхий Завет, начавшее соблюдать ветхозаветные заповеди и считать себя иудеями.
4. В 2012 году генетические исследования показали, что, хотя бета-Исраэль ближе всего к коренным эфиопам, у них все-таки — вроде бы — есть очень древние предки-евреи.
5. Фалаша были признаны евреями в XIX веке — благодаря миссионерам-протестантам, хлынувшим в страну во время правления Теодроса II и видевшим одной из своих задач крещение евреев. Христиане вмешивались в жизнь общин фалаша, проповедуя им свои ценности, и активизировавшимся европейским сионистам пришлось задуматься и о судьбе эфиопских иудеев. Правда, спасать их пока никто не собирался, несмотря на то, что в 1862 году фалаши из Дженди написали письмо «иерусалимскому первосвященнику»: их интересовало, когда уже настанет час избавления Израиля и беспокоило отсутствие пророков в Эфиопии. Некоторые фалаши в это же время решили пешком отправиться в Иерусалим, встречать Мессию — правда, пережить это путешествие почти никто из них не смог.
6. В 1868 году французский востоковед Жозеф Галеви отправился в Эфиопию, чтобы выяснить, каково положение местных иудеев на самом деле и действительно ли они принадлежат к еврейскому народу. Исследователь оценил фалашей по достоинству, после чего бета-Исраэль стали помогать еврейские филантропы. Несмотря на это, жилось им трудно; гонения, тяготы существования и особенно голод, разразившийся в 1888–1892 годах, ослабляли общину и способствовали ее христианизации.
7. Формально фалаши были признаны евреями только в 1973 году: верховный раввин Израиля Иосеф Овадия объявил их потомками колена Данова и признал их традиции вполне себе иудейскими. Так фалаши получили право на репатриацию в Израиль, однако этого совершенно не оценили эфиопские власти. Всем гражданам Эфиопии было запрещено покидать страну, и для иудеев никто не собирался делать исключения. Иногда членам общины удавалось бежать из страны, но многие из беженцев гибли в пути.
8. Самое интересное в судьбе бета-Исраэль началось в середине восьмидесятых, когда Израиль принял решение обойти запрет эфиопских властей и все-таки вывезти евреев из Африки (часть общины на тот момент бежала в Судан и жила в чудовищных условиях в лагерях для переселенцев). Премьер-министр Израиля Шимон Перес поручил спасение фалашей главе Моссада; операция получила красноречивое название «Моисей». Изобретательная израильская разведка придумала гениальный план: на суданском берегу Красного моря был основан опорный пункт операции, замаскированный под «клуб ныряльщиков» для европейских туристов, где обучают дайвингу и устраивают экскурсии. «Клубом» руководил некий бельгийский бизнесмен (на самом деле — офицер Моссада Йегуда Гил). Он получил лицензию на туристическую деятельность, привез персонал и принялся расширять и перестраивать «курорт». Через месяц на берегу появились домики для отдыхающих, маяки, прожекторы, лазерные дальномеры, радиолокационное оборудование и другие типичные курортные штуки. «Персонал» турбазы изучал работу суданских радаров, «экскурсоводы» из числа израильских летчиков выбирали места для временных взлетно-посадочных полос, а вот туристы были настоящие. Говорят, с точки зрения бизнеса проект Моссада был обречен на успех.
9. Несколько фалашей, уже репатриировавшихся в Израиль, вернулись на родину, несмотря на все связанные с этим опасности: кому-то надо было сообщить евреям о готовящейся эвакуации. Бета-Исраэль должны были тайком пробраться к месту общего сбора; людям пришлось идти из Эфиопии в Судан пешком. Дальше израильские военные на грузовиках должны были доставить фалашей к самолетам, однако план застопорился: выяснилось, что бета-Исраэль, никогда не видевшие самолетов, панически их боятся. После того как первую группу собрали по окрестным кустам и уговорили залезть внутрь, оперативники решили просто не выпускать фалашей из грузовиков и буквально запихивать в самолеты, не давая опомниться. С таким подходом каждую ночь удавалось отправить по два-три рейса. Часть фалашей была вывезена морским путем.
10. Операция «Моисей» прекратилась, когда один пустой грузовик обнаружили суданские власти. Израильские военные с боем вызволили водителя, но руководство приказало сворачиваться. За одну ночь персонал туристического комплекса собрал все свое оборудование и улетел в Израиль. Туристам оставили щедрый продуктовый запас и пару машин, объявив, что хозяин-бельгиец обанкротился и сбежал. Мол, приносим извинения, счастливого пути домой.
11. Эвакуировать успели, по разным подсчетам, от 14 000 до 18 000 фалашей. Разумеется, информация попала в прессу; журналистам скормили щадящую версию, о сложном перелете через цепь европейских стран. Разумеется, был международный скандал. Арабские страны обвинили Судан в сотрудничестве с Израилем; Судан (вместе с Эфиопией) обвинил Израиль в похищении граждан чужой страны. Со временем страсти утихли.
12. Еще одна маленькая операция, в ходе которой из Судана было вывезено 800 фалашей, прошла в январе 1985 года при поддержке США. Операция называлась «Иисус» — специально, чтобы участие американцев не осталось незамеченным. Беженцы покинули страну авиарейсом, организованным Джорджем Бушем-старшим при поддержке ЦРУ.
13. Через шесть лет власти Эфиопии разрешили Израилю забрать оставшихся 20 000 евреев всего-то за 40 млн. долларов (каждый из фалашей, значит, обошелся государству в две тысячи баксов). Операция «Соломон» на всякий случай тоже носила полувоенный характер — привлекли разведку и ЦАХАЛ. Эвакуировали людей в рекордные сроки, за 36 (по другим данным — 48) часов, через воздушный коридор между Аддис-Абебой и Тель-Авивом.
14. Еще одним рекордом стало количество пассажиров, единовременно перевезенных одним грузовым судном: на одном из «Боингов» авиакомпании El Al улетело 1122 человека, включая младенцев (несколько младенцев, если верить источникам, родилось прямо на борту).
15. В общей сложности в ходе трех операций алию совершило около 35 тысяч эфиопских евреев, еще около 4 тысяч фалашей были убиты военными в Эфиопии и Судане, погибли от голода и болезней в лагерях для беженцев или при попытках бежать в Израиль самостоятельно. В 2007 году на горе Герцль в Иерусалиме воздвигли монумент в память о погибших.
16. В Израиле для новых репатриантов из Эфиопии и Судана была разработана специальная программа абсорбции: бета-Исраэль в большинстве своем были неграмотными, не говорили на иврите, никогда не видели современных городов и привыкли жить натуральным хозяйством, ремеслами и земледелием. Это стали срочно исправлять. Первая волна алии из Эфиопии интегрировалась в израильскую жизнь относительно быстро: фалаши прибывали партиями в течение более или менее длительного времени, так что уже через год примерно половина новых репатриантов успела освоить иврит в ульпане, пройти курсы профессиональной подготовки и получить постоянное жилье. А вот вторая волна, прибывшая в течение двух дней, совпала с массовой эмиграцией из СССР — такой наплыв репатриантов создал жилищный кризис, в связи с чем правительство Израиля вынуждено было принимать меры — придумывать новые программы и выделять дополнительные ссуды.
17. После того как, казалось бы, все эфиопские евреи были вывезены в Израиль, претендовать на репатриацию стала и другая община — фалашмура, потомки принявших христианство фалашей. С одной стороны, фалашмура не иудеи, но вроде бы их предки были обращены в христианство насильно. С другой, непонятно, сколько их, и сможет ли Израиль их принять, если разберется с первым вопросом. После долгих дебатов и размышлений израильское правительство в 2010 году приняло решение вывезти фалашмура из Эфиопии — при условии, что потенциальные репатрианты докажут свои еврейские корни и обязательно пройдут гиюр. Мирная операция «Голубиные крылья», организованная Еврейским агентством «Сохнут», понемногу перевезла в Израиль около трех тысяч фалашмура, остальным в праве на репатриацию было отказано.
18. В 2005 году во Франции вышел фильм «Приди, увидь и стань» (российский релиз назвали «Иди и живи») режиссера Раду Михайляну, снятый по мотивам операции «Моисей». По сюжету, во время первой волны эвакуации фалашей эфиопская женщина-христианка отдает своего сына одинокой еврейке, чтобы спасти его от тягот жизни в Эфиопии. В Израиле мальчик получает имя Шломо, скрывает свое настоящее происхождение, попадает в семью выходцев из Туниса и переживает все трудности абсорбции. Фильм взял три приза Берлинского кинофестиваля, победил в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» на Копенгагенском кинофестивале, получил премию «Сезар» и несколько других наград. Через два года после художественного фильма Михайляну снял и документальную ленту «Операция “Моисей”».
19. «Мисс Израиль – 2013» — Йитиш Айнав — родилась в Эфиопии и репатриировалась в Израиль, когда ей было 12 лет. Она стала первой в истории страны темнокожей девушкой, получивший этот титул, но далеко не единственной успешной израильской моделью эфиопского происхождения.
Кто такой эфиоп? Население Эфиопии
Кто такой эфиоп? Ответ на данный вопрос будет следующим. Речь идет о жителе Эфиопии. Однако у этого слова существует несколько значений, одно из которых относится к временам Древней Греции. О том, кто такой эфиоп, будет более подробно рассказано в предлагаемой статье.
Слово в словаре
Прежде чем начать рассматривать, кто такой эфиоп, обратимся к толковому словарю, в котором описываются все значения данного термина. В нем говорится, что это некий народ, который являлся союзником троянцев в Троянской войне на рубеже 13-12-го веков до нашей эры. Как писал древнегреческий историк Эфор Кимский, живший в 4-м веке до н.э., эфиопы – это одна из четырех рас человека, которая населяла юг, в то время, когда на севере были скифы, на западе – кельты, а на востоке инды.
Вам будет интересно: Рябой – это неоднородный, пестрый
Также существует версия, что «эфиоп» с греческого языка переводится как «человек с опаленным лицом». Согласно древнегреческому историку Геродоту это любой чужеземец, который имеет темный цвет кожи.
Однако следует отметить, что, как утверждает ученый-антиковед А. И. Иванчик, изначально в греческом эпосе термин «эфиоп» не носил значения «чернокожий», а, скорее всего, обозначало «блистающий». Так, у древнегреческого поэта и рапсода Гесиода эфиопы отделяются от чернокожих. Только с середины 6-го века до н. э. можно проследить идентификацию с темнокожими людьми. Другими словами, на вопрос, кто такой «эфиоп», однозначно не могли ответить даже античные историки.
Другие значения
Вам будет интересно: 66 бригада, Джелалабад: история, список павших и фото
Изучая, кто такой эфиоп, необходимо указать, что сегодня это несколько народностей, которые населяют Федеративную Демократическую Республику Эфиопия. Данное государство располагается в Восточной Африке и также известно под названием Абиссиния.
На сегодняшний день в этой стране проживает около 100 млн человек. Это самая населенная страна в мире, которая не имеет выхода к морю. В Эфиопии государственным языком является амхарский, а столица страны – Аддис-Абеба. Следует отметить, что на территории республики проживают и другие народности.
Народы
Среди множества национальностей, проживающих на территории этой относительно небольшой страны, можно назвать следующие народы Эфиопии:
Как видно из вышеописанного, рассматриваемую территорию населяет большое разнообразие народностей, и все они считаются эфиопами. В государстве преимущественно распространено христианство, практически половина населения относится к этой конфессии. Также присутствуют христиане-протестанты, мусульмане и последователи древних аборигенных культов.
Эфиопские женщины
Изучая этот древний народ, необходимо рассказать и о представительницах прекрасного пола. Согласно проведенным исследованиям, которые касаются жизни женщин в этом государстве, наблюдатели пришли к выводу, что быт и условия здесь достаточно тяжелые. В первую очередь это связано с тем, что 85 % жителей страны проживает в сельской местности, где население, естественно, трудится в сельском хозяйстве.
В основном женщины трудятся на ферме, вручную обрабатывая зерновые и прочие культуры. Также они переносят грузы на значительные расстояния, воспитывают детей и ведут домашнее хозяйство. Представительницы прекрасного пола ущемлены в правах, а именно они имеют меньше возможностей для получения среднего и высшего образования, трудоустройства и личного развития. Необходимо отметить, что даже в гражданском кодексе отображается такая дискриминация. Так, например, получение права собственности для женщин ограничено в большинстве случаев.
В настоящее время ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, однако эти перемены несущественны. Даже в том случае, если женщины получают высшее образование, им достаточно сложно устроиться на работу по профилю. В результате этого подавляющее большинство женщин, проживающих в городе, работают в сферах обслуживания и не занимают каких-либо ответственных должностей.
Столица страны
Как говорилось ранее, столицей государства является город Аддис-Абеба. Он имеет статус отдельного региона страны. В переводе с амхарского название столицы обозначает «новый цветок». Достаточно часто этот город называют «столица Африки» или же «Париж Африки». Это связано с его политической, исторической и дипломатической значимостью для всего африканского континента.
По данным на 2012 года, в городе проживает более трех миллионов человек. Здесь по сравнению с остальными регионами Эфиопии довольно развитая экономика, транспортная и индустриальные сферы. В городе располагается несколько университетов и других образовательных учреждений.
В основном здесь процветает туристический, гостиничный и коммуникационный бизнес. В настоящее время идет достаточно существенная застройка города высотными зданиями, предназначенными для бизнес-центров и гостиниц. Также возводятся торговые и развлекательные центры. Массовая застройка связана с государственной программой развития туризма и бизнеса. В последнее время Аддис-Абебу называют – «Курортная столица Африки». С каждым годом город посещает все большее количество туристов со всего мира.
Заключение
Этот народ также называют мифическим, что ошибочно, ведь, согласно древним документам, он все же существовал. Современные ученые, так же, как и античные историки, не могут прийти к единому мнению об эфиопах. Аргументированно они спорят о происхождении и самом народе, который населял земли к югу от Древней Греции.
Сегодняшние археологические изыскания выявляют еще большее количество загадок, касающихся эфиопов. Что же это за народ, откуда он появился и куда исчез и исчез ли? На все эти вопросы еще только предстоит ответить ученым.
Кто такой эфиоп фото
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
В семье не без «ур0дa»
Работая в начале нулевых на «Горбухе» довелось мне познакомиться с одним весьма колоритным персонажем. Выползая очередной раз с коллегами на перекур, натолкнулся на негра с бэйджиком продавца и (не знаю, но как-то сразу видно) очень русским выражением лица с явно еврейской хитринкой в глазах. Мавр был до крайности чёрен, я таких раньше и не встречал ни в жизни, ни в кино. Стало интересно что, да как, кто такой. Я подошел с понтом прикурить, да разговор завести.
Разговаривал, к слову и моему первому удивлению, «кочегар» на великом и могучем весьма ловко и без акцента вообще.
В конце 90-х притулился на «Горбушку» торговать батарейками и пираткой. Так и осел на рынке.
На мой вопрос, мол такие тяготы и лишения не вызывали желания вернуться на Родину под пальму с гуманитаркой? Было желание, говорит, да вот не ждет меня там никто. Семья отказалась от него, считая моральным уродом и предателем, ведь на его долю выдавалась пайка, которую могла пользовать семья, да и вообще. Один он такой нерадивый на всю семью, пожелавший учиться и работать.
Не знаю что и где он сейчас. К слову, специалист в радио и компьютерной технике он был весь матерый. Не редко забегал к нему за советом.
Надеюсь у мужичка все путем.
З.Ы. захотелось поделиться историей, сильно за изложение не бейте.
Эфиопия
Эфиопия
Эфиопия — государство в Восточной Африке, занимающее площадь 1 104 300 км², на северо-востоке омывается Красным морем. Это одно из первых независимых государств тропической Африки, название которого происходит от греческого «Айтьопия» — «страна людей с обожженными солнцем лицами». Другое название Эфиопии — Абиссиния, но оно теперь почти не употребляется. Официальный язык — амхарский.
Сэкономь на путешествии в Эфиопию!
Видео: Эфиопия
Основные моменты
Территория современной Эфиопии входит в древнейшую область становления предков человека: возраст обнаруженных здесь каменных орудий оценивается приблизительно в 3 млн. лет. Практически во все эпохи древности страна была относительно густо заселена, освоена хозяйством, с первых веков нашей эры на ее территории существовали могущественные государства. В IV–VI веках Эфиопия вела оживленную торговлю с Римско–Византийской империей, Индией, странами ближнего Востока. В это же время сюда проникло христианство. Лишь на короткие периоды Эфиопия оказывалась под властью то одного, то другого европейского государства (например, в конце XIX века Италия образовала колонию Эритрею, просуществовавшую всего несколько лет).
Западную и центральную часть страны занимает Эфиопское нагорье со средней высотой 1800 м над уровнем моря, хотя отдельные горные массивы и вершины достигают 3000 и даже 4000 м. Высочайшая вершина Эфиопии — гора Рас-Дашан (4623 м) в горах Сымен. В целом для плато характерны плосковершинные горы, похожие на гигантские столы. Над плато вздымаются конусы вулканов, большей частью потухших. В их полуразрушенных кратерах часто образуются озера, окруженные каймой тропической зелени. От Красного моря на юг Эфиопию пересекает зона разломов (северная часть системы Великих Африканских разломов). В глубокой впадине Афар, отделенной от Красного моря невысоким хребтом Данакиль, на отметке 116 м ниже уровня моря лежит соленое озеро Ассале. Долина реки Аваш и цепочка рифтовых озер (крупнейшее — озеро Абая), вытянутых к озеру Рудольф в соседней Кении, отделяют Эфиопское нагорье от занимающего юго-восток страны Эфиопско-Сомалийского плато с преобладающими высотами до 1500 м и отдельными вершинами до 4310 м (гора Бату). Из-за активных разломов Эфиопия отличается повышенной сейсмичностью: землетрясения силой до 5 баллов бывают ежегодно, а раз в пять лет — и более сильные. В рифтовой зоне также много горячих источников.
Крупнейшая река страны — Аббай (Голубой Нил). Вытекая из озера Тана, Аббай образует большой и живописный водопад Тис-Ысат, а затем на протяжении 500 км течет в каньоне глубиной 1200–1500 м. Другие крупные реки, впадающие в Индийский океан, Веби-Шебели и Джуба, а также еще один приток Нила — Атбара.
Климат Эфиопии субэкваториальный жаркий, сезонно влажный, на северо-востоке — тропический пустынный и полупустынный. Впадина Афар — одно из самых жарких мест на Земле (средняя минимальная температура 25 °C, максимальная 35 °C), но на большей части нагорья за счет высоты, смягчающей жару, среднемесячные температуры находятся в пределах от 15 до 26 °C. В горах случаются ночные заморозки. При этом на побережьях самый жаркий месяц — май, самый холодный — январь, а в горах — наоборот: самый прохладный месяц июль, самые жаркие — декабрь и январь. Дожди выпадают в основном с июля по сентябрь, хотя бывает и «малый влажный сезон» в марте–апреле. Сухой сезон длится с сентября по февраль. Среднегодовое количество осадков — от 200–500 мм на равнинах до 1000–1500 мм (даже до 2000 мм) в горах центральных и юго-западных районов. Равнины часто страдают от жестоких засух, когда дождей нет почти круглый год.
Дождевой лес в Эфиопии
Треть территории страны занята пустынями и полупустынями, особенно безжизненны каменистые пустыни впадины Афар и пустыни Данакиль. На востоке Эфиопии раскинулись травяные саванны и лесосаванны с зонтиковидными акациями, а в юго-западной части страны в долинах рек и в горах на высотах 1700–1800 м произрастают дождевые тропические леса с пальмами, дикорастущими кофейными деревьями, древовидными молочаями, сикоморами (гигантскими фикусами). На высотах более 3000 м развиты тропические аналоги альпийских лесов. Животный мир все еще богат, несмотря на истребление животных на протяжении веков: в саваннах встречаются слоны, зебры, антилопы, львы, сервалы, леопарды, гиены, в полупустыне Данакиль — страусы. Особенно разнообразен мир птиц, а в прибрежных водах Красного моря большой интерес представляет фауна коралловых рифов. Для охраны фауны созданы заповедники и национальные парки: на реке Аваш, озере Абията, лесной парк Мэннагэша и др.
Пустыня Данакил на севере страны
Большая часть населения Эфиопии (всего — около 103 млн человек) относится к эфиопской расе — как бы промежуточной между европеоидной и негроидной. Тонкие черты лица, волнистые волосы, высокий рост и шоколадного цвета кожа делают большинство жителей Эфиопии необычайно красивыми. Говорят народы страны на семитских (к ним относится и государственный — амхарский) и кушитских языках. Часть населения относится к негроидной расе. Народы амхара и оромо составляют 3/4 населения. Две основные религии — ислам и христианство, но примерно 10% жителей придерживаются местных традиционных верований. Основные занятия — земледелие, скотоводство, ремесла. Большинство жителей строит круглые хижины с конусовидной крышей из соломы. Сохраняется традиционная одежда — длинные платья и накидки, часто украшенные орнаментами, богатой вышивкой.
Аддис-Абеба — столица Эфиопии
Столицу страны — Аддис-Абебу, расположенную на высоте 2400 м, называют «городом вечной весны» из-за умеренного круглый год климата. Город основан в 1885 г., но сейчас в нем преобладают современные здания. Аддис-Абеба славится своим огромным базаром. Второй по величине город — Асмара — располагается на севере страны. Он также считается самым благоустроенным и красивым городом Эфиопии. Гондар (севернее озеро Тана) до середины XIX века был столицей империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков, в нем находится исторический музей.
Города Эфиопии
Достопримечательности Эфиопии
История
Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему, Восточноафриканскому, ареалу становления человека как биологического вида. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis на территории Эфиопии оценивается в 2,5-2,1 млн лет. Во время становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской, нилотско-кушитской и других языковых групп. Образование древнейших объединений на юге Аравийского полуострова — Хадрамаутского, Катабанского и Сабейского царств — ок. 1000 до н. э. ускорило процесс переселения части населения из Южной Аравии (современного Йемена) в современную Эритрею и Северо-Восточную Эфиопию. В результате, к VII веку до н. э. эти территории были включены в состав Саввского царства. Именно это обстоятельство позволило раннесредневековой эфиопской пропаганде провозгласить эфиопскую царскую семью Соломонидов потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской, известной в эфиопской традиции как Македа или Билкис.
Добыча соли в солончаке Эфиопии
Древние греки называли эфиопами всех чернокожих Африки, в первую очередь нубийцев, но ныне это название закреплено за территорией, известной также под названием Абиссиния. Именно здесь в начале нашей эры в результате объединения ряда небольших племенных образований, известных с середины I тысячелетия до н. э. образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III—VI вв. н. э. Аксум вёл активную торговлю с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже — Персией), Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото в крупных количествах. В период своего политического доминирования в регионе Аксум распространил своё влияние на Нубию, Южную Аравию, Эфиопское нагорье и севере Сомали. Со времени правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается усиленное проникновение христианства из Египта, Рима и Малой Азии в Аксум, связанное с проповедью учения Христа Эдессием и первым епископом Абиссинским Фрументием. 329 год считается датой основания Эфиопской православной церкви монофизитского толка, которая оставалась зависимой от египетской коптской церкви вплоть до 1948 года. К VI веку христианство утверждается в качестве господствующей религии в Эфиопии, ставшей первой христианской страной в Тропической Африке. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.
Бабуины в Национальном парке Сымен
В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.
Традиционная хижина в эфиопском нагорье
Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей), содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.
Хижина недалеко от Лалибелы
Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине 18 в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале 19 в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну.
После того как в течение двух лет королева Виктория не отвечала на письмо, направленное ей Теодросом, по приказу императора несколько официальных представителей Великобритании были брошены в тюрьму, находившуюся в Мэкдэле. Все попытки добиться их освобождения дипломатическими методами ни к чему не привели. В 1867 с целью освобождения узников в Эфиопию был направлен военный экспедиционный корпус под командованием генерала Роберта Нэпира. Высадившись с кораблей 7 января 1868 в местечке Мулкутто на берегу залива Зула, отряд Нэпира, численностью более 10 тыс. человек, по труднопроходимой горной местности двинулся в 650-километровый путь к Мэкдэле. Англичане получали помощь и продовольствие от местных жителей, недовольных императором Теодросом, в первую очередь тыграйцев. К Мэкдэле с другой стороны продвигался и Теодрос, власть которого к этому времени пошатнулась, а ряды императорской армии поредели. 13 апреля 1868 эта горная крепость пала под натиском английских войск. Во время штурма, не желая попасть в руки врагов, Теодрос застрелился. Вскоре английские войска покинули Эфиопию.
После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV, правитель Тыграя, союзник англичан в их войне с Теодросом. Его двадцатилетнее правление, насыщенное бурными событиями, началось с подавления попыток других претендентов захватить престол. Впоследствии на долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. Итальянцы, которые еще в 1869 приобрели порт Асэб, в 1885 с согласия англичан захватили Массауа, принадлежавший до этого Египту. В 1884 Великобритания и Египет пообещали императору, что Эфиопия получит право пользоваться Массауа, но итальянцы вскоре закрыли туда доступ и стали планомерно продвигаться в глубь Эфиопии. В январе 1887 воины императора нанесли итальянцам поражение при местечке Догали и вынудили их отступить. Затем Йоханныс вступил в военные действия с махдистами, то и дело вторгавшимися с территории Судана в Эфиопию. В марте 1889 он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.
2 мая 1889, незадолго до официального акта коронации, Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Практически это означало полный контроль Италии над внешней политикой Эфиопии. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Упорство итальянской дипломатии в отстаивании выгодной ей трактовки Уччальского договора привело к его денонсации эфиопской стороной 11 мая 1893.
В 1895—1896 итальянская экспансия в регионе продолжилась попыткой увеличить колониальные владения за счет Эфиопии, но военная кампания итальянского экспедиционного корпуса при поддержке эритрейских вспомогательных сил завершилась катастрофическим поражением в битве при Адуа. Негус Эфиопии находился в положении, когда мог бы попытаться отвоевать и часть Эритреи, но предпочел мирное соглашение.
В начале XX века в стране имел место династический конфликт, итогом которого стало водворение на престол императора Хайле Селассие, проведшего в стране ограниченные реформы, направленные на модернизацию эфиопского общества.
Эхо второй мировой войны
После войны Селассие продолжал править как абсолютный монарх. К началу 70-х годов его позиция подвергалась критике со всех сторон политического пространства, и большую лепту в дальнейшие события внес крупномасштабный голод начала 70-х годов, приведший к большим человеческим жертвам.
В 1974 году меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный еще как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества. С 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.
Мужчина из племени Сури Бегемоты озера Тана
25 августа 1975 низложенный император Хайле Селассие I умер при подозрительных обстоятельствах. В 1976—1977 Дерг укреплял свои позиции путем расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам.
Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977—1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.
Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 году в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; несмотря на широкомасштабные военные действия против сепаратистов, добиться решительной победы так и не удалось.
Женщина с ребенком из племени Дассанеч
В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.
К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.
В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998—2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешенным. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.
Культура
Эфиопия — единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь), сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства.
Кольцо в губе. Необычная традиция племени Мурси
По переписи 1994 года: христиан — 60,8 % (православных — 50,6 %, протестантов — 10,2 %), мусульман — 32,8 %, африканских культов — 4,6 %, другие — 1,8 %.
Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир»). Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.
В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.
Кухня Эфиопии во многом схожа с кухней соседних с ней стран — Сомали и Эритреей. Главной особенностью эфиопской кухни является отсутствие столовых приборов и тарелок: их заменяет инжира — традиционная тэффовая лепешка. Другая яркая особенность — наличие большого количества специй.
Кофе — гордость Эфиопии. Здесь разработаны целые ритуалы, подобно китайским чайным церемониям, от обжаривания кофейных зерен, до питья кофе.
Много в эфиопской кухне вегетарианских блюд — здесь много мусульман и православных христиан, соблюдающих строгие религиозные посты. В целом эфиопская кухня отличается большим разнообразием вкусов и ароматов, создающихся благодаря неповторимому сочетанию специй и овощей.
Экономика
Основа эфиопской экономики — низкоприбыльное потребительское сельское хозяйство. В 70-х годах экономический рост составлял не больше 5 %. А революционные перемены привели к еще большему снижению роста ВВП. Осложнило экономическое положение и потеря Эфиопией портов на Красном море. Жесточайшие засухи и неурожаи привели к гуманитарной катастрофе в конце 20 века. К концу 20 века экономическое положение Эфиопии стало улучшаться. рост ВВП составил около 8 % в год. Благодаря облегчению таможенных режимов вырос уровень инвестиций в экономику страны. Главным инвестором является Китай, Индия и Саудовская Аравия. Основой экономического развития в последние годы являются зарубежные займы и гуманитарная помощь.
Сельское хозяйство — главная отрасль эфиопской экономии, предоставляющая 85 % рабочих мест. Оно обеспечивает около 45 % ВВП и 62 % экспорта страны. Кофе занимало 39,4 % экспорта в 2001—2002 годах. Кофе — дар Эфиопии миру. Эта страна — главный производитель кофе сорта Arabica в Африке. Чай является другой важной культурой. Обеспеченная обширными агроклиматическими зонами и разнообразными ресурсами, Эфиопия обрабатывает все типы злаков, волокон, арахиса, кофе, чая, цветов, так же как и фруктов и овощей. Больше 140 видов сортов обрабатывается в настоящее время в Эфиопии. Потенциально неорошаемые земли оценены в 10 миллионах гектаров. Животноводство в Эфиопии — одно из наиболее развитых и многочисленных в Африке. Рыболовство и лесоводство — также значительные отрасли. В этих отраслях существует большой потенциал для инвестиций.
Плантация белого кофе
Разнообразные агроклиматические условия Эфиопии способствуют выращиванию широкой гаммы плодов, овощей и цветов. Овощеводство и цветы — наиболее динамично развивающиеся сектора экономики. В 2002 было экспортировано более 29000 тонн продукции плодоводства и 10 тонн цветов. Без преувеличения можно сказать, что сектор цветоводства наиболее привлекательный для инвестиций во всей эфиопской экономике.
Эфиопия — крупнейшая страна в Африке по поголовью скота и также входит в десятку крупнейших в мире по этому показателю. В Эфиопии насчитывается 35 миллионов голов КРС, 16 миллионов баранов и 10 миллионов коз.
Искусственные улья для сбора меда
В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. Эта отрасль предоставляет превосходные перспективы для инвестиции.
Промышленность составляет приблизительно 15 % ВВП. Главным образом развиты пищевая, текстильная, кожаная, деревообрабатывающая, химическая и металлургическая отрасли. В течение первого квартала 2001 года, Эфиопия экспортировала продуктов питания на сумму приблизительно 54,8 миллиона быра.
Финансовый сектор очень мало развит, что замедляет развитие страны. В Эфиопии не существует биржи. Банковское дело мало развито.
Политика
Эфиопия является федеративной парламентской республикой, главой правительства которой является премьер-министр. Исполнительную власть осуществляет правительство. Федеральная законодательная власть сосредоточена в руках двух палат парламента. Главой государство является президент.
Согласно статьи 78 Конституции Эфиопии — судебная власть полностью независима от исполнительной и законодательной властей. Однако, по данным докладов зарубежных исследований, Эфиопия занимает 106 место из 167 стран в рейтинге демократичности власти. Ее опережает Камбоджа, которая расположилась на 105 месте; следом за Эфиопией идет Бурунди — 107 место.
В июне 1994 года были проведены выборы в учредительное собрание, членами которого стали 547 депутатов. В декабре этого же года собранием была принята современная Конституция Эфиопии. В мае и июне 1995 года в Эфиопии прошли первые всенародные выборы национального парламента и выборы в региональные органы власти. Однако, большинство оппозиционных партий решили бойкотировать эти выборы. В результате победу одержал Эфиопский Народный Демократический Революционный Фронт. Международные и неправительственные наблюдатели пришли к выводу, что выборы прошли без нарушений, и оппозиционные партии имели возможность участвовать в выборах, если бы изъявили такое желание.