кто такой честолюбивый тамплиер
Стыд и храм: чем занимались на досуге тамплиеры
Орден тамплиеров, наверное, сегодня не столь популярен среди любителей конспирологии, как масоны или рептилоиды, но зато их вспоминают чаще, чем иллюминатов. Их реальная история не менее увлекательна. Литературный критик Константин Мильчин представляет специально для «Известий» книгу недели.
Дэн Джонс
Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена
М. : Альпина нон-фикшн, 2019 Пер. с англ. Натальи Нарциссовой
В начале XII века французский рыцарь Гуго де Пейн и восемь его товарищей учреждают орден рыцарей Христа. Первоначальные цели достаточно скромные — защита паломников, которые прибывают в Святую землю, чтобы посетить священные для христиан места. Недавно закончился Первый крестовый поход, после чудовищной резни в Палестине основано несколько христианских государств, но там всё равно неспокойно. Новый рыцарский орден должен навести порядок. Их штаб-квартирой становится мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме, они получают поддержку от христианских государей из разных частей Европы, орден становится, с одной стороны, очень богатым, с другой стороны, очень успешным в военном плане. Образуется зонтичная организация, которая собирает деньги и добровольцев по всему континенту и отправляет и первых, и вторых воевать за веру. Ничего не напоминает?
Дэн Джонс — английский писатель, историк, телеведущий и журналист
Тамплиеры сражаются лучше других рыцарей, тамплиеры дисциплинированы и прекрасно обучены. Второй крестовый поход был близок к полному краху, но благодаря тамплиерам европейское войско уцелело. Крепости тамплиеров сдерживают контрнаступление мусульманских правителей в Палестине. Ответные набеги наносят арабам и туркам серьезный урон. Как военную силу тамплиеров практически полностью уничтожил Саладин, но потом орден возродил Ричард Львиное Сердце. Но еще больше тамплиеры преуспели в Европе, где стали крупной финансовой организацией. Из братьев-рыцарей, живущих в бедности и думающих только о сражениях, они превратились в, говоря современным языком, транснациональную корпорацию, которая была влиятельнее и богаче многих королей. Конец немного очевиден: на их пути стал кроль Франции Филипп IV, который уничтожил орден, казнил братьев и прибрал к рукам их богатство.
Вот вроде бы и всё, но дальше начинается самое интересное, а именно детали. Отдельно стоит отметить структуру этой книги. Каждая глава начинается с появления нового героя, необязательно тамплиера, но обязательно с ними связанного. Вот паломник прибывает в Святую землю, мы узнаем, как был опасен этот путь и как, собственно, возникла сама идея ордена. Или как взошел на престол очередной иерусалимский король. Или с бегства сына визиря Египта Нур ад-Дина из Каира в Палестину. Он попытается скрыться у тамплиеров, будет даже готов принять христианство. «Тамплиеры не были миссионерами. Они могли быть воинами Господа, но цель их заключалась не в том, чтобы приводить врагов в любящие объятия Христа, а в том, чтобы сражаться с ними и убивать их». Тамплиеры были врагами мусульман, но странным образом они умели и сосуществовать с соседями. Например, сирийский поэт и дипломат ибн Мункыз считал тамплиеров «друзьями, хотя они были людьми другой веры. Ибн Мункыз писал, что всякий раз, когда он посещал мечеть Аль-Акса, рыцари обязательно покидали свою церковь, чтобы он мог вознести молитву, обратившись лицом к Мекке. Надо сказать, этот факт он отметил в контексте рассказа, иллюстрирующего глупость, варварство и грубость других франков, — христиан-нетамплиеров ибн Мункыз не мог упоминать без проклятий.
Тайные хозяева Европы. Взлёт и падение тамплиеров. (2 статьи)
Тайные хозяева Европы
Из всех военно-монашеских орденов Средневековья именно орден тамплиеров окружен наибольшим количеством загадок и легенд. До сих пор не до конца понятными остаются самые главные вопросы. Каким образом орден добился такого могущества? Откуда взялись его несметные сокровища? Почему он при этом был так быстро и легко уничтожен? Впрочем, к последнему вопросу нужно добавить: а был ли?…
Правда, вопреки распространенной ошибке, эта резиденция находилась отнюдь не в самом Храме Соломона (который был разрушен римлянами в 70 году) и не в мечети Аль-Акса, чей золотой купол возвышается над Храмовой горой и поныне.
Таким образом, в самом начале своей деятельности орден полностью зависел от милости короля Иерусалимского королевства. Но прошло совсем немного времени, и многие государи средневековой Европы оказались «в кулаке», а точнее «в кошельке» у «бедных рыцарей Христа».
Гордые «нищие рыцари»
Военно-монашеские ордена возникали не только во время Крестовых походов. Но именно три ордена, созданных в Святой земле, оказались наиболее прославленными и оказали наибольшее влияние на европейскую историю. Первым в 1080 году появился орден святого Иоанна, или госпитальеров. Вторыми же были как раз тамплиеры.
Несколько рыцарей под предводительством француза Гуго де Пейна начали нести службу по охране паломников на дорогах с 1118 года. Однако довольно долго про них мало кто знал. Только в 1128 году на соборе в Труа было официально объявлено о создании нового военно-монашеского ордена, а известному священнику и проповеднику Бернару Клервоскому поручили разработать его устав.
Если Тевтонский орден считался «немецким», то орден Храма очень скоро стал считаться «французским». Словно подтверждая этот статус, король Франции Филипп II Август в 1222 году пожертвовал ордену огромную сумму в 52 тысячи золотых монет.
Бухгалтеры в доспехах
Залогом успеха тамплиеров была их предприимчивость. Они не просто накапливали земли и богатства, но всегда стремились использовать их максимально эффективно. Если подсчитать, то выяснится, что земельные владения ордена госпитальеров были почти вдвое обширнее тамплиерских. Однако у тамплиеров ничего не стояло без дела. «Работали» и земля, и деньги.
Именно тамплиеры изобрели то, что мы бы сегодня назвали банковскими чеками.
Отправляясь в паломничество к святым местам, путешественник мог прийти в любую европейскую комтурию ордена и внести вклад. После этого он отправлялся в путь с минимумом денег и кусочком пергамента, на котором была отражена вся информация о его вкладе.
Удивительно, но рыцари Храма уже в Средние века догадались заверять эти финансовые документы отпечатком пальца вкладчика! Таким образом, путешественники избавлялись от необходимости возить с собой огромные суммы денег, необходимые для долгого путешествия. Соответственно, им не грозила опасность в одночасье лишиться всего из-за налета разбойников.
Обналичить чек можно было опять-таки в любой комтурии, как в Европе, так и в Палестине. Естественно, услуга была не бесплатной. Но процент храмовники брали небольшой, а потому к их помощи охотно прибегали все больше и больше пилигримов. И казна ордена росла.
Во Франции финансовый авторитет тамплиеров был так высок, что при том же Филиппе II Августе обязанности министра финансов на протяжении долгого времени выполнял казначей ордена. Эта практика продолжилась и при его наследниках.
Проигранная партия
Тамплиеры были не только гениальными финансистами, но и отличными пиарщиками. Немалые средства они направляли на благотворительность. Они кормили нищих, строили собственные охраняемые дороги, по которым можно было пересечь Европу, не платя пошлин, возводили храмы. Но это не спасало их от ненависти.
Одними из наиболее старых и последовательных противников тамплиеров были госпитальеры, которые страшно завидовали их влиянию и богатству. Впрочем, не в одной только зависти было дело.
Распри между двумя орденами начались еще в Святой земле. По мере того как под натиском мусульман европейцы теряли свои владения в Палестине, им приходилось вести все более сложную и запутанную политику, чтобы сохранить за собой хоть что-то. Это привело к чудовищному случаю, когда в 1241 году тамплиеры заключили союз с мусульманами Дамаска против египетского султана ас-Салиха Айюба.
На протяжении столетий главным защитником тамплиеров был папа римский. Однако Филипп IV сумел подчинить себе духовного владыку Европы и даже добился переноса резиденции понтифика из Рима во французский Авиньон. После этого, при поддержке «карманного» папы Климента V, он предпринял мощную атаку на орден. В 1307 году начались массовые аресты тамплиеров, которых обвиняли в ереси, богохульстве, колдовстве, идолопоклонстве, распутстве и многом другом. Рыцари были захвачены врасплох, а потому не смогли оказать организованного сопротивления.
Дальнейшее хорошо известно и многократно описано. В 1314 году великий магистр Жак де Моле и многие братья ордена взошли на костер. Остальные рассеялись по всей Европе. Многие перешли в другие ордена. Что же до несметных богатств ордена, то они были поделены между их главными врагами: папой Климентом, Филиппом IV и госпитальерами, которые отныне безоговорочно стали самым могущественным орденом Европы.
Подпольный вариант
В истории с разгромом ордена вопросы вызывает многое. Во-первых, та необыкновенная легкость, с которой рухнула столь могущественная структура, не оказав никакого сопротивления агрессии.
Наконец, в-третьих, неясна судьба несметных тамплиерских сокровищ. То, что досталось Филиппу IV, папе и госпитальерам, явно несопоставимо с тем, чем должны были владеть «нищие рыцари», кредитовавшие половину Европы.
Существует версия, что тамплиеры прекрасно знали о планах Филиппа IV. Но решили не вступать в открытое противостояние, а использовали ситуацию для того, чтобы перейти на нелегальное положение. Великий магистр и другие официальные иерархи ордена фактически принесли себя в жертву, позволив подлинным лидерам увести верных рыцарей в подполье. Перед этим, разумеется, надежно скрыв от жадных глаз накопленные богатства.
Следы тамплиерского золота некоторые исследователи обнаруживают в Англии. Ведь в этой стране гонений на орден практически не было. Считается, что пристанище храмовникам дал городок Бэлдок в графстве Хартфордшир на юго-востоке Англии. Неподалеку от этого города расположена знаменитая Ройстонская пещера, на стенах которой обнаружены рисунки, свидетельствующие о том, что в Средние века она использовалась как место тайных собраний. Вполне вероятно, что там собирались на свои советы рыцари-подпольщики.
Другая «тамплиерская» точка на Британских островах расположена в Шотландии. В начале XIV века ею правил король Роберт I Брюс, находивший в крайне плохих отношениях с папским престолом. Папа римский даже отлучил его от церкви. Так что для Брюса дать приют опальным храмовникам было отличным способом лишний раз досадить ненавистному понтифику.
Многое говорит о том, что, уйдя в тень, тамплиеры не перестали оказывать влияние на политическую жизнь Европы. Только теперь они действовали скрытно, так как хорошо поняли, что играть с монархами в открытую слишком опасно. Если так, то многие тайные общества, которым приписывают обладание тайной властью над Европой и даже всем миром, могут иметь тамплиерские корни.
Тем не менее, эти «рыцари Розы и Креста», которых никто не видел, оказали немалое влияние на развитие европейской философии эпохи Возрождения и реформацию католицизма. Уж не тамплиеры ли это мстили некогда предавшей их матери-церкви?
Взлёт и падение тамплиеров
I Крестовый поход (1096-1099 гг.), закончившийся победой армии христиан, парадоксальным образом ухудшил положение христианских пилигримов, совершающих паломничество в Иерусалим. Ранее они, заплатив положенные налоги и сборы, могли надеяться на защиту местных правителей. А вот новые властители Святой Земли фактически потеряли контроль над дорогами, передвигаться по которым без вооруженной охраны теперь стало чрезвычайно опасно. Сил для наведения элементарного порядка в завоёванных землях было мало и с каждым годом становилось все меньше. Многие из крестоносцев полагали, что, захватив Иерусалим, они выполнили свой обет, и теперь радостно возвращались на родину, предоставив Богу возможность самому позаботиться о судьбе «освобождённого» города. Оставшихся едва хватало, чтобы удерживать власть в стратегически важных городах и замках. В 1118 году французский рыцарь Гуго де Пайен и 8 его товарищей предложили рядовым, не имеющим собственной охраны, паломникам бесплатные услуги по сопровождению их караванов от побережья Средиземного моря до Иерусалима.
Так было положено начало новому рыцарскому Ордену, которому Иерусалимский король Балдуин II подарил здание бывшей мечети Аль-Акса на Храмовой горе — здесь когда-то располагался знаменитый храм царя Соломона. А исламская традиция связывает это место с ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Исра) и вознесением пророка на Небеса (Мирадж).
Таким образом, место это сакральное, знаковое и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Разумеется, столь престижная локация не могла не отразиться в названии ордена — «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Но в Европе он был более известен как Орден рыцарей Храма, сами же рыцари именовались «храмовниками» (если на русский манер) или тамплиерами. Думается, что Пайен и сам не предполагал, к каким последствиям приведет его инициатива.
Бескорыстная (на первых порах) готовность с реальным риском для жизни защищать незнакомых людей произвела огромное впечатление и в Палестине, и в Европе. Но основная масса пилигримов, нуждающихся в защите тамплиеров, была небогата, и целых 10 лет их благодарность носила чисто символический, почти «платонический» характер. Дар Фулка Анжуйского, пожертвовавшего 30 000 ливров в 1124 году, скорее можно было рассматривать, как исключение из правил. Лишь после путешествия де Пайена по Европе, предпринятого с целью привлечения новых рыцарей и сбора хоть каких-то средств, положение стало меняться к лучшему. Огромную роль сыграл церковный собор в городе Труа в январе 1129 г., на котором был окончательно закреплён статус нового Ордена. Бернар из Клерво, аббат цистерцианского монастыря (позднее канонизированный), ещё в 1228 году написал трактат под названием «Хвала новому рыцарству». Теперь же он составил для нового Ордена устав, названный позже «Латинским» (до этого тамплиеры соблюдали устав Ордена святого Августина). В этом уставе, частности, говорилось:
В теории все было прекрасно и замечательно, однако о первых французских рыцарях, отправившихся на помощь к тамплиерам, тот же Бернар написал:
Как говорится, «нет отбросов — есть резервы». Таким матёрым уголовникам, разумеется, лучше было заранее отпустить все грехи и отправить подальше от Франции — сарацинов убивать. Остаётся только восхититься силой личности и организаторским талантом Гуго де Пайена, который даже из такого «материала» сумел создать вполне работоспособный и весьма эффективный инструмент.
С еретиками и неверными тамплиеры обязаны были сражаться даже если те превосходили их в числе в три раза. С единоверцами они имели право вступить в бой только. после троекратного нападения на себя. Покинуть поле боя тамплиер мог увидев орденское знамя (Боссеан) упавшим на землю.
Привилегии Ордена быстро росли. Папа римский Иннокентий II в 1139 г. постановил, что любой тамплиер имеет право пересекать любые границы без уплаты налогов и пошлин, и не может подчиняться никому, кроме собственно Его Святейшества Папы. В 1162 г. папа Александр III особой буллой освободил тамплиеров от опеки иерусалимского патриарха и разрешил иметь собственное духовенство. В результате в Европе тамплиерами было построено около 150 собственных церквей и соборов. Мало того, что «братьев» Ордена запрещалось отлучать от Церкви — их священники получили право самостоятельно снимать интердикт, наложенный другими иерархами. Наконец, тамплиерам разрешили оставлять в своей казне десятину, собираемую на нужды Церкви. Таких привилегий и льгот от Ватикана не имел ни один другой Орден — даже основанный на 19 лет раньше (в 1099 г.) орден Госпитальеров. Поэтому, вполне логично, что, помимо хорошо обученной профессиональной армии, тамплиеры организовали собственную полицию и суд.
Вначале в Орден запрещалось принимать рыцарей, отлученных от церкви, но затем, наоборот, было признано целесообразным вербовать новых членов именно из них – «дабы содействовать спасению их душ». В результате в полном религиозного фанатизма мире средневековой Европы владения ордена стали настоящими островками свободомыслия и веротерпимости. После альбигойских войн спасение в ордене тамплиеров нашли многие рыцари-катары. Именно с проникновением в орден отлученных от церкви рыцарей некоторые исследователи связывают появление в нем в XIII веке некоего еретического учения: тамплиеры, якобы, признавали существование не только «высшего» бога, но также и бога «низшего» – создателя материи и зла. Он именовался Бафометом – «крещение мудростью» (гр.). Впрочем, некоторые историки считают, что пресловутый Бафомет, на самом деле — искаженное Мухаммед. То есть, некоторые тамплиеры тайно исповедовали Ислам. Другие исследователи считают, что тамплиеры были сторонниками гностической секты офитов, с мистериями которых они познакомились уже на Востоке. Некоторые ученые говорят о возможной связи тамплиеров с могущественным исламским орденом асассинов и обращают внимание на похожие структуры этих организаций. Связь, действительно, была, причем достаточно унизительная для якобы всесильных асассинов, которые вынуждены были платить тамплиерам ежегодную дань в 2000 золотых безантов. Постепенно тамплиеры накопили достаточно сил для того, чтобы не только защищать паломников от разбойничьих отрядов, но и вступать в сражения с целыми армиями противника. На пике могущества Ордена, общее число его членов доходило до 20 000 человек. Однако воинами были не все из них. И «настоящими» солдатами, не «турнирными» бойцами и не воинами, исполняющими в основном охранительные либо церемониально-представительские функции, были в основном те тамплиеры, что находилась на Ближнем Востоке. Образ жизни тамплиеров Святой Земли и Европы резко отличался. «Нигде, кроме Иерусалима, они не живут в бедности», – так написано о тамплиерах в одном из средневековых манускриптов. И, надо полагать, что тамплиеры Святой Земли не слишком любили «братьев» из орденских резиденций Англии или Франции. Но, к чести Великих магистров, следует сказать, что уж они то по Европам не прятались, всегда жили и служили своему Ордену в Святой Земле, и шестеро из них погибли в боях с сарацинами.
В то же время тамплиеры были признанными авторитетами в области дипломатии: именно они, как правило, выступали в роли независимых посредников в споре враждующих сторон, в том числе – при переговорах между католическими странами и православной Византией и странами Ислама. Сирийский поэт и дипломат ибн Мункыз говорил о тамплиерах, как о друзьях, «хоть они и были людьми другой веры», в то время, как рассказывая о других «франках», он неизменно подчеркивал их глупость, дикость и варварство, и вообще, часто не мог обойтись без проклятий в их адрес. Интересны также эпитеты, которые хронисты тех лет употребляли по отношению к рыцарям разных Орденов: госпитальеров они обычно называют «доблестными», а тамплиеров — «мудрыми».
Уступив мольбам патриарха и горожан, Ибелин нарушил свою клятву. Он вооружил всех годных к воинской службе мужчин, 50 наиболее именитых и знатных горожан посвятил в рыцари, поставив их во главе отрядов ополчения и поручив защиту различных участков стены. Салах-ал-Дин предложил сдать Иерусалим на очень мягких условиях: 30 000 безантов компенсации за оставляемое имущество, христианам, желающим покинуть Палестину, давалось обещание отправить их в Европу за счёт султанской казны, остающимся разрешалось селиться в 5 милях от города. Ультиматум был отвергнут, и воины Саладина поклялись снести стены Иерусаима и уничтожить всех христиан. Однако, позже Саладин попросил мулл освободить их от этой клятвы. Священникам он разрешил остаться у святынь, остальные должны были заплатить выкуп: 20 золотых за мужчину, 10 — за женщину и 5 — за ребёнка. Для бедняков выкуп был снижен наполовину. Брат Саладина попросил у султана в подарок 1 000 христианских бедняков и отпустил их во имя милосердного Аллаха. Патриарху Саладин подарил 700 человек, Балиану де Ибелин — 500. Выкуп за 7 000 бедняков заплатили тамплиеры. После этого сам Саладин отпустил всех стариков и оставшихся невыкупленными воинов. Кроме того, многие ушли из Иерусалима нелегально — перелезая через плохо охраняемые стены. Другие вышли через ворота в купленной ими мусульманской одежде. Часть укрылась в армянских и греческих семьях, которые Саладин не стал изгонять из города. Желающих уехать в Европу было приказано вывезти генуэзцам и венецианцам, 40 кораблей которых зимовали в Египте. Наместник Саладина послал на суда воду и хлеб, предупредив, что конфискует паруса, если корабельщики откажутся принять поручаемых им людей на борт. В случае обмана беженцев, Генуе и Венеции грозил запрет на торговлю в Египте. Всего было выкуплено 18 000 человек, но от 11 до 16 тысяч все же попали в рабство.
С 1191 г. новой столицей крестоносцев стала Аккра. Несмотря на тяжелейшие потери, понесенные ходе войны с Салах-ад-Дином, тамплиеры смогли поправить свои дела и восстановить силы, когда в Палестину прибыли войска Ричарда Львиное Сердце. Воспользовавшись случаем, тамплиеры тогда купили у вечно нуждающегося в деньгах короля-рыцаря остров Кипр. А брат Ричарда — Джон (Безземельный) позже заложил тамплиерам даже большую печать королевства Англия. В XIII веке тамплиеры сражались в войске короля Арагона на Болеарских островах (кампания 1229-1230 г.г.). В 1233 г. они участвовали в штурме Валенсии. Принимали они участие и в Крестовых походах французского короля Людовика IX — в Египте и в Тунисе. Это участие было вынужденным, потому что Людовик, позже названный Святым, нарушил хрупкое равновесие, разорвав договор с мусульманским Дамаском, который был заключён именно тамплиерами. Лавров военачальника этот незадачливый король не снискал, более того, последствия его крайне неудачных походов оказались катастрофическими для христиан Палестины. Тамплиерам пришлось ещё и выплачивать выкуп за попавшего в плен Людовика — 25 000 золотых ливров. Время крестоносцев в Святой Земле неуклонно подходило к концу. В 1289 г. был потерян город Триполи, в 1291 — Аккра и замок Сен-Жан-д’Акр. Последние крепости тамплиеров в Святой Земле — Замок Пилигримов и Тортоза, были оставлены ими в августе того же года. Не имеющий источников воды остров Руад расположенный в двух милях от Тортозы, тамплиеры удерживали за собой еще целых 12 лет. После этого они окончательно покинули Святую Землю и перебрались на Кипр, и это стало концом Палестинского периода истории Ордена тамплиеров.
Но, помимо военной, у ордена Тамплиеров была и другая история. Тамплиеры занимались перевозками паломников, а также выступали посредниками при выкупе пленных, в случае необходимости предоставляя кредит для этих целей. Они не гнушались заниматься сельским хозяйством, заводили фермы, выращивали лошадей, разводили крупнорогатый скот и овец, имели собственный транспортный и торговый флот, торговали зерном и другими продуктами. В XII-XIII в.в. Орденом чеканилась собственная монета, а в парижском Тампле хранился изготовленный ими эталонный золотой ливр. Кроме того, тамплиеры оказывали услуги по перевозке золота, серебра, драгоценностей — в том числе, и на межгосударственном уровне. Казнохранилища ордена, начиная с XIII века, считались самыми надёжными в мире, в них держали свои сбережения многие представители высшего общества Европы и даже некоторые короли. В то время паломники и крестоносцы оставляли свои деньги в европейских хранилищах тамплиеров в обмен на векселя, по которым они получали наличные в Святой земле. В это же время благодаря тамплиерам практика безналичного кредитования распространилась на межгосударственные платежи. Высокая компетентность тамплиеров в финансовых вопросах была оценена и при французском королевском Дворе: в 1204 г. член ордена Эймар стал казначеем Филиппа II Августа, в 1263 г. орденский брат Амори же Ла-Рош занял ту же должность при Людовике IX.
Однако и на деловой репутации тамплиеров порой появлялись темные пятна. Так, стала известна некрасивая история с епископом Сидонским, случившаяся в 1199 году: тамплиеры тогда отказались вернуть средства, взятые ими на хранение. Обозленный иерарх предал анафеме весь Орден — решению его проблемы это не помогло. Другим пятном на репутации орденских братьев стало предательство попросившего у них убежища (и даже согласившегося креститься) арабского шейха Насреддина, одного из претендентов на Каирский престол, которого они выдали врагам за 60 тысяч динаров.
Итак, уже через несколько десятилетий после основания Ордена, тамплиеры имели филиалы во всех странах Западной Европы, подчиняясь лишь своему гроссмейстеру и папе римскому. Представлявшие собой государство в государстве владения Ордена, разумеется, вызывали раздражение у монархов всех стран. Однако, вначале покровительство папы Римского и военно-политическая ситуация в мире, а потом – и возросшее могущество Ордена вынуждали королей воздерживаться от конфликтов с тамплиерами. Пришлось отступить и английскому королю Генриху III, который в 1252 году попытался было пригрозить Ордену конфискацией земельных владений:
Глава английского командорства дерзко ответил Генриху:
В начале XIII века Орден являлся богатейшей организацией Европы, могуществу которой, казалось, не было предела. Если во второй половине XII века ежегодный доход ордена достигал 54 миллионов франков, то в начале XIII столетия он достиг уже 112 миллионов. Причем основным хранилищем служил парижский Тампль. Поэтому монархи многих стран с завистью и вожделением смотрели на сокровища тамплиеров, а для французского короля Филиппа IV (Красивого) соблазн залатать дыры в государственном бюджете за счет сокровищ Тампля был просто непреодолимым. И, в отличие от английского короля Генриха III, Филипп уже чувствовал себя достаточно сильным, чтобы попытаться уничтожить могущественный Орден.
Идея присвоения чужой собственности была не нова для этого короля. В 1291 г. он приказал арестовать во Франции всех итальянских купцов и банкиров, имущество которых было конфисковано. В 1306 г. — изгнал из своего королевства евреев, собственность которых также перешла в его руки. Теперь Филипп IV жадно взирал на сокровища тамплиеров. Задачу облегчало независимое и гордое поведение его противников. Хорошо знавший своих боевых соратников английский король Ричард Львиное Сердце сказал перед смертью: «Я оставляю свою скупость цистерцианским монахам, свою гордость – тамплиерам, свою роскошь – орденам нищенствующих монахов». По всей Европе была распространена поговорка «пьет как тамплиер». Но, в отличие от многих графов и некоторых королей, тамплиеры пили на свои деньги, и привлечь их за это к ответственности было весьма затруднительно. Предлогом для расправы стали показания двух бывших тамплиеров, изгнанных из Ордена за убийство своего собрата. Написав донос, они надеялись избежать уголовного преследования светских властей. Однако Орден тамплиеров был опорой светской власти римских первосвященников и, пока был жив враг Филиппа Красивого папа Бонифаций VIII, руки короля Франции были связаны. Поэтому в Италию был отправлен французский шевалье Гийом Ногарэ. Сговорившись с врагом папы — римским патрицием Колонной, он захватил Бонифация в плен. Наместник святого Петра был уморен голодом, после чего стараниями Филиппа Красивого новым папой был избран кардинал Бертран де Гот, принявший имя Климента V.
А между тем Великого магистра тамплиеров Жака Моле не оставляли мысли о покинутой христианами Палестине. Имеются сведения, что в начале XIV столетия главной целью Ордена стало прекращение всех войн на территории Европы и обращение всех усилий на ведение войны с «неверными». Именно под предлогом переговоров о новом Крестовом походе папа Климент V и вызвал гроссмейстера из Кипра в Париж. Глава тамплиеров прибыл в парижский Тампль в сопровождении 60 рыцарей, которые привезли 150 тысяч золотых флоринов и огромное количество серебра. 13 октября 1308 г. все тамплиеры Франции были арестованы (от этой даты и ведут свое происхождение все дурные приметы, связанные с пятницей, 13-го). Процесс тамплиеров продолжался несколько лет. Первыми жертвами этого судилища стали 54 рыцаря, казненные у монастыря святого Антония в 1310 г. Жак Моле упорно отрицал свою вину и мучения его продлились ещё несколько лет. Наконец, 2 мая 1312 г. папа римский откровенно встал на сторону светской власти и в специальной булле оповестил весь мир о принятом решении ликвидировать Орден Тамплиеров и предал его проклятью. Набор обвинений был вполне стандартным: непризнание Христа и креста, поклонение дьяволу, изображение которого они смазывали жиром изжаренных младенцев, рожденных от соблазненных ими девиц (!), содомия и сожительство с демонами и т.д. Столетием раньше сходные обвинения были предъявлены катарам, столетием позже – соратнику Жанны д`Арк маршалу Франции Жилю де Ре (герцог «Синяя борода»). Чтобы поверить в подобную чушь нужно быть либо очень легковерным человеком, либо королями Франции и Англии, которые немедленно и «на законных основаниях» конфисковали имущество тамплиеров. Но в Германии, Испании и на Кипре Орден был оправдан, в Португалии остатки тамплиеров объединились в Орден Христа, в Шотландии – в Орден Терновника.
11 марта 1314 г. гроссмейстер Ордена Тамплиеров Жак Моле и 80-летний приор Нормандии Жоффруа де Шарне были сожжены на костре.
Перед этим Жак Моле громогласно отрекся от выбитых пытками показаний и призвал Филиппа IV Красивого, Климента V и Гийома Ногарэ на суд Божий. Все они умерли в том же году в страшных мучениях, что произвело большое впечатление на современников. Более того, именно в Тампле провели свои последние дни перед казнью Людовик XVI и Мария Антуанетта.
В заключение следует сказать, что разгром Ордена тамплиеров имел весьма печальные последствия для европейской торговли и привел к дезорганизации банковского дела и почтового сообщения между разными странами.