кто такой человек без лица
Синдром Тричера-Коллинза: мутация часто не наследуется, но потомству передаётся
Синдром Тричера-Коллинза, также называемый челюстно-лицевым дизостозом, является генетическим заболеванием, вызывающим аномальное развитие костей, составляющих нижнюю часть лица.
В 2017 году в российский прокат вышел фильм «Чудо» с Джулией Робертс про мальчика с синдромом Тричера-Коллинза.
Синдром, затрагивающий одного из 50 000 человек, приводит к некоторым или всем следующим последствиям:
Синдром Тричера-Коллинза затрагивает как мужчин, так и женщин. Проявления могут варьироваться от слабых и почти незаметных при рождении до тяжёлых.
Причины появления синдрома Тричера-Коллинза
Синдром Тричера-Коллинза обусловлен мутацией в гене, который регулирует синтез рибосомальной РНК. Это влияет на образование белков, которые составляют кости лица. Ген TCOF1 участвует в 93% всех пораженных людей.
Другие гены, такие как ген POLR1C или POLR1D, затрагиваются, но гораздо реже. Мутация гена TCOF1 или POLR1D является аутосомно-доминантной. Поэтому одна копия мутированного гена в клетке будет вызывать проявления болезни, даже если вторая копия нормальная. Несмотря на то что это генетическое заболевание, в 60% случаев родители ребенка с данным заболеванием могут быть абсолютно нормальными. В оставшихся 40% случаев мутантный ген наследуется от пораженного родителя.
Когда затрагивается ген POLR1C, он вызывает аутосомно-рецессивный паттерн наследования. Это значит, что обе копии гена должны быть аномальными для проявления болезни. Если присутствует только одна копия, пострадавший является носителем дефектного гена, но не проявляет никаких физических признаков. Оба родителя детей с данным синдромом из-за мутации POLR1C имеют одну дефектную копию гена, но физически нормальны. Однако в большинстве случаев мутация не наследуется, но может передаваться потомству.
Диагностика и лечение синдрома
Дети с синдромом Тричера-Коллинза легко диагностируются в большинстве случаев из-за их характерных аномалий лица. У них нормальный интеллект. Их основные трудности заключаются в нормальном питании, глотании и речи из-за наличия расщелины неба и потери слуха.
Лечение направлено на исправление практических трудностей ребенка. При данном заболевании может быть серьезная обструкция дыхательных путей из-за плохого роста лицевых костей, поэтому человеку зачастую требуется трахеостомия. Лечение также необходимо для коррекции слуха и корректировки профиля лица.
Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Колорит»: Творчество Рене Магритта. Что значит образ человека без лица?
Человек без лица как символ анонимности
Магритт был не только интересным художником, но и интересным человеком: свои вызывающие картины он рисовал не с целью эпатажа, быстрого признания или материального обогащения за счет падкой на сюрреализм публики. Это был тихий, неприметный человек, который в жизни и творчестве стремился к анонимности, ибо признавался, что живет в неприятном мире и своим искусством контратакует его. Видимо, такое мироотношение и позволило ему создать такой впечатляющий и широко известный сегодня образ современного человека, лишенного индивидуальности, «человека толпы», человека без лица.
Целая серия картин Магритта объединена этим интригующим образом, который берет начало в картине «Сын человеческий», написанной в 1964 году. Задумывалась картина как автопортрет художника, однако результат мало напоминает традиционный автопортрет. На картине нет самого главного – лица человека. Разглядеть можно только строгий костюм и котелок. Смысл этого образа не стоит ограничивать рамками автопортрета, на картине не Магритт как Магритт, а Магритт как сын века, как представитель современного общества. Именно поэтому образ бизнесмена с яблоком вместо лица приобрел такую популярность и довольно неоднозначно воспринимается аудиторией.
Этот персонаж присутствует на многих полотнах художника, что подчеркивает его важность, смысловую нагруженность. В связи с этим персонаж вызвал множество вопросов. Попробуем хоть что-то прояснить. Во-первых, Магритт как представитель авангарда начинает с игры с самим жанром портрета, который подразумевает максимально точное изображение конкретного человека, обладающего характерными чертами, неповторимыми особенностями внешности.
Как правило, портретистов всегда привлекала очень выразительная внешность, как бы отражающая душу. Магритт разрушает эту традицию, создавая портрет человека своего времени, общий портрет своего поколения, к которому принадлежит и сам.
Как правило, человека в котелке никогда нельзя хорошенько рассмотреть, этому всегда мешают какие-то предметы, странным образом возникающие перед его лицом: то висящее в воздухе яблоко, то пролетающая мимо птица, то курительная трубка. Часто этот господин оказывается стоящим спиной к зрителю, в окружении своих двойников или попросту бесплотным силуэтом. Этот «человек толпы» всегда выглядит одинаково – как мужчина в строгом костюме и котелке.
«Живи незаметно»
Все в этом персонаже, от одежды до внешности, кажется апогеем усредненности, безличности, невыразительности. Нетрудно заметить, что в таком случае персонаж попросту лишен лица, то есть того, что позволило бы отличить его от других. Это персонаж – схема, в которую можно вписать любого человека, ведь костюм и котелок подойдет каждому независимо от качеств его личности.
О чем же говорит нам Магритт через этот повторяющийся образ? Поскольку мы не можем увидеть лица человека, это наталкивает на такое объяснение: на картинах Магритта воплощена идея обезличенности современного человека, превращения человека в бездушный, заменяемый предмет, призванный не осуществлять индивидуальную волю, а просто выполнять бессмысленные действия. Наверное, это не только портрет человека, но и портрет современного общества, устроенного таким образом, что жизнь человека приобретает все более анонимный характер.
Если считать лицо отражением души, то человек Магритта ее не имеет, при этом он отворачивается от мира, от реальности, уходя в пространство иллюзий и воображения, как раз свойственных сюрреализму. По сути перед нами хорошо знакомый одномерный человек, человек без свойств. Из них и состоит общество, как можно понять по картине «Голконда», где с неба в виде дождя на землю сыплются уже сотни таких людей в котелках.
Вершиной этой серии картин, изображающих загадочного господина, считается работа под названием «Сын человеческий». Очевидно, что уже само название играет большую роль в интерпретации этого образа. Все мы – сыны Адама, именно происхождение и первородный грех объединяет всех людей, делает нас одинаковыми. Этот ветхозаветный мотив реализуется в нарисованном яблоке (запретном плоде), которое закрывает лицо человека в котелке.
Напрашивается такой вывод: сегодняшний человек разучился действовать, исходя из самого себя как носителя свободы, а также нести ответственность за свои поступки. Лишенный самодостаточности и самоосновности, он становится продуктом господствующей идеологии.
Этим можно объяснить и все эти предметы вместо лица. Человек прикрывается первородным грехом, искусством, любовью к природе, базовыми потребностями, системой и тому подобным, чтобы снять с себя груз ответственности, которым наделен только Человек, имеющий лицо.
Как господин в котелке повлиял на культуру?
Созданный Магриттом персонаж был настолько впечатляющим, что повлиял даже на самих сюрреалистов, которым подобного рода причуды были не в диковинку. Под влиянием Магритта оказался и поп-арт, а вскоре образ человека в котелке взяла на вооружение и массовая культура, переиначивая автопортрет Магритта на разные лады.
Современные художники очень заинтересовались идеей двойничества, одинаковости, безликости и стали подставлять в уравнение Магритта свои переменные. Можно сказать, что это и подтверждает нашу догадку, согласно которой человек в котелке – предельно обобщенный образ, открывающий широкое пространство для интерпретаций.
Конечно, интерпретация, приведенная в статье нашей редакцией, одна из множества возможных. Вполне вероятно, что человек в котелке – наоборот панегирик человеку-анониму, который живет незаметно, маскируясь под общую массу, при этом выполняя свое предназначение.
Зная самого Магритта, можно вполне допустить, что этот странный персонаж результат его страха перед миром. А может, эти картины говорят о том, что со временем изменился только костюм, человек же остался прежним. В конечном счете Магритт оставляет за каждым право найти свое в фигуре человека в котелке.
Человек без лица — кто он был и почему свидетели не могли его опознать
В музее криминалистики в Мельбурне хранится потрескавшаяся гипсовая маска. Сто лет назад ее сняли с лица преступника, который орудовал на окраинах города. Такой чести этот человек удостоился благодаря своей способности оставаться неузнаваемым: каждый свидетель описывал его по-своему, и эти описания никогда не совпадали…
Золотой зуб
Поймать наглеца планировали быстро и без проблем. Нужно было только составить словесный портрет — и художник-криминалист изобразит преступника. Каждый из свидетелей готов был помочь. Но тут начались проблемы. У каждого перед глазами стоял «свой» негодяй. Один свидетель говорил, что у грабителя высокий лоб, другой заверял, что низкий. Лицо было то вытянутым, то круглым, нос — то коротким, то длинным!
Мистер Родерик Кембл, фермер, увидел в грабителе человека лет 25, голубоглазого шатена. Разглядел даже, что у него был золотой зуб, «как у двоюродного брата».
Пожилая Гертруда Беркли заявила, что налетчику не меньше 40 лет и что у него залысины, а на щеке длинный шрам. И ей кого-то он напомнил, но кого именно — вспомнить она не могла. И чуть ли не все из опрошенных упоминали о сходстве грабителя с кем-нибудь из родственников или знакомых. Так, Мартин Коннел, рабочий с карьера, сказал, что у грабителя надбровные дуги, как у их бригадира. А один продавец вообще уверял, что его ограбил абориген с татуировкой на лице. Уж он, мол, нагляделся в свое время на тату!
Почерк ограблений был одинаковым, но появилась версия, что грабителей несколько. А все из-за расхождения свидетельских показаний. Двое приятелей, зашедших купить пива, увидели: один — круглолицего парня, похожего на знакомого овечьего цирюльника, другой — пожилого человека с морщинами у рта, как у его дедушки.
Художник набросал со слов свидетелей более десятка портретов, столь несхожих между собой, что детектив Рудгер Хемфри так впоследствии рассказывал о своих сомнениях: «Никогда не чувствовал себя таким растерянным. Мне неоднократно приходилось искать человека по самым малым приметам. Но искать человека с таким множеством лиц — никогда».
Бенджамин
Жители, не надеясь на полицию, организовали вечерние патрули. На вторую неделю через открытые двери магазина был замечен человек с пистолетом и ударом сзади был оглушен, прежде чем успел обернуться.
Чуждый мистике, выпускник Мельбурнского университета, следователь Мишель Клавье, оставил записи, которые так и не решился подшить к делу. По ним можно проследить трудности, с которыми столкнулось следствие.
Человека звали Бенджамин. Документов при нем не обнаружили: он, по его уверениям, в них не нуждался. Фамилия? Поскольку он ею не пользовался, то и называть отказался. Задержанный сообщил также, что он не в курсе, сколько ему лет. Следователь, определив на глазок, записал: около 30. Но когда Бенджамина привели на следующий день, следователь не узнал его и решил сначала, что перед ним кто-то другой. Одиночная камера была одна, и ошибка исключалась, но перед Клавье стоял человек, которого он прежде не видел, и напоминал незнакомец одного чиновника из Брисбена. Вписанный в протокол возраст никак не соответствовал возрасту приведенного: этому, казалось, не меньше 50 лет.
Мишель Клавье, как упоминается в записях, решил зафиксировать зрительную неуловимость черт Бенджамина — так на свет появилась та самая гипсовая маска, хранящаяся ныне в музее криминалистики Мельбурна. Во время допросов Клавье держал ее на столе.
Он уже не слишком удивлялся на все новые лица Бенджамина, ни одно из которых не было похоже на гипсовое изображение, которое теперь служило ему пресс-папье.
Мишель Клавье был озадачен и тем, что обе гипсовые маски, снятые с лица Бенджамина, потрескались вскоре после изготовления. Бен объяснил и это: проклятие, вероятно, было столь сильным, что пыталось уничтожить любой его образ, закрепленный в материальном мире.
Бенджамин не повторялся. Однако сделанная на всякий случай вторая маска в точности повторила первую, хотя слепок делался как будто с другого лица. Собственно, этого и ожидал Клавье: менялся, разумеется, не Бен, а его образ в восприятии наблюдателя.
Проклятие шамана
На очередном допросе следователь увидел Бена в уже знакомом образе — таким его приводили несколько дней назад. «А все-таки вы повторяетесь, — сказал Клавье. — Может быть, объясните?» — «Это не я, а вы повторяетесь», — ответил Бенджамин и пустился наконец в объяснения.
Когда-то у него вышел конфликт с колдуном из племени аранда. Однажды, увидев колдуна с лицом в ритуальной белой раскраске, Бен воскликнул: «Вы самый белый человек из всех, кого я видел!» А не было большего оскорбления для аборигена, чем назвать его белым: колонизаторы уничтожали туземцев десятками за малейшую провинность. «Я самый белый из всех, кого ты видел? — воскликнул колдун. — А вот тебя теперь никто не увидит!» И наложил на него проклятие, считавшееся самым страшным у аборигенов, — обрек на забвение Бенджамина. Колдун как бы стер образ Бена — он был обречен еще при жизни не только не сохраняться в памяти кого-либо, но вообще не появляться в ней.
Как известно, проклятие, облеченное в словесную форму, имеет силу более грозную, нежели тайный посыл. Так Бен сделался неузнаваемым. Конечно, он заметил, что его постоянно принимают за кого-то другого, что он каждому кого-то напоминает.
Бен объяснял это так: человек всегда ищет подобия и, увидев что-то впервые, всегда волей-неволей вспоминает, на что это похоже. Люди, встречаясь с незнакомцем, ищут в памяти знакомые черты. А если на лице человека некое табу, то видеть-то и нечего! Вот каждый словно бы и дописывал образ на чистом холсте, цепенея в попытках выхватить хоть что-то привычное. Никаких свидетелей и быть не могло! Человек, видевший Бена и запомнивший некий образ, в следующий раз рисовал себе совсем уже иное лицо, отталкиваясь от другой случайно вспомнившейся черты.
Так что, увидев Бена в знакомом обличье, Клавье действительно повторился сам.
Каждый день для Бена начинался как бы с нуля: никто из тех, с кем он виделся еще вчера, не признавали его. Да что там вчера! Его забывали час спустя. Он и на работу не мог устроиться по этой же причине. Оставалось воровать — опознать его было невозможно, чем он и пользовался.
За гербовой печатью
Непонятно, как Клавье мог бы закончить следствие, если бы ему не пришло в голову провести следственный эксперимент, при котором Бен благополучно скрылся.
На папке с этим делом со временем поставили гербовую печать (с эму и кенгуру) и отправили в архив вместе с одной из масок, откуда она впоследствии перекочевала в музей. Другую Клавье оставил себе. Сохранилась она или нет, неизвестно.
У начальства были подозрения, что следователь вступил в сговор с преступником, будучи не в силах привлечь того по закону, и отпустил — с условием покинуть Австралию. Полную правду Клавье не доверил даже личным записям.
Люди без лиц: образ Слендермена в современнной рекламе
Пускай Художник, паразит, другой пейзаж изобразит.
Краткое содержание статьи:
Было проведено количественное исследование с помощью OMI (Online Market Intelligence), которое показало:
Большинству людей нравятся картинки с лицами. Мало кому нравятся картинки без лиц. ЧТД.
Cтатья написана в соавторстве с Анастасией Жичкиной.
Мы очень признательны Александру Шашкину и Ольге Стрелковой из OMI за реализацию этого проекта.
Есть такой тренд – рисовать людей без лиц. Этому тренду уже порядка 20 лет – впервые иконки людей без лиц появились еще в Windows XP.
Постепенно эта тенденция проползла в рекламу. Вот относительно свежие примеры:
У нас как психологов и исследователей эта идея всегда вызывала сомнения.
Действительно, в проективных тестах лица не рисуют специально, чтобы человек мог фантазировать про эти ситуации. Но задача проективного теста совершенно другая, чем у рекламы. Проективные тесты нужны, чтобы выявить ключевые темы, вызывающие тревогу. Изображения без лиц в этих тестах используются, чтобы усилить смутную тревогу, которая у человека присутствует в фоновом режиме. В то время как у рекламы точно нет задачи усилить тревогу пользователя.
Но эти аргументы тонули в море образов без лиц, используемых дизайнерами.
Поэтому мы решили провести исследование. Такое, которое бы позволило точно сказать, как на самом деле воспринимаются картинки без лиц.
Очевидно, что надо сравнивать картинки с лицами и те же картинки, но без лиц.
Но как сделать это корректно?
Мы предполагали, что может быть разница в восприятии между рисунками, в которых изначально не было лиц, и мы их дорисовали, и теми рисунками, где лицо было, но мы его стерли. Поэтому мы выбрали несколько рисунков с лицами и без лиц на сервисе FreePik, из которых отобрали наиболее интересные варианты (авторы изображений указаны в конце статьи).
Затем художница Марина Любецкая стерла лица на одних картинках и дорисовала их на других.
Далее, мы с Ольгой Стрелковой сформировали анкету. Предъявление картинок было рандомизировано. В исследовании были использованы 4 пары изображений:
Респондентам было предложено выбрать из восьми картинок одну, которая им больше всего нравится.
Кроме выбора картинок, мы использовали оценку картинок по шкалам и открытый вопрос по поводу восприятия всех картинок без лиц и всех картинок с лицами.
Были опрошены интернет-пользователи, участники онлайн-панели ОМИ, из России, в возрасте старше 18 лет, в количестве 30150 человек.
Если предпочтение картинок без лиц – подростково-молодежная особенность, интересно посмотреть предпочтения картинок в молодежной выборке.
Это абсолютный максимум.
В остальных возрастных группах людей, предпочитающих картинки без лиц, намного меньше.
Количество людей, предпочитающих картинки без лиц, резко снижается с возрастом. Среди молодежи в возрасте 25-34 таких людей чуть больше 7 процентов. В возрастной группе 35-65 хотя бы одна картинка без лиц нравится всего 3 (трём!) процентам опрошенных.
Картинки без лиц получили негативные оценки по всем шкалам, а картинки с лицами – позитивные оценки.
Картинки без лиц оцениваются как закрытые, непривлекательные, чужие, далекие.
Картинки с лицами оцениваются как добрые, открытые, приятные, привлекательные, доступные.
Ответы на открытый вопрос помогли дать ответ на вопрос, почему одни респонденты выбирают картинки без лиц, а другие – картинки с лицами.
Вопреки распространенному мнению, никто из предпочитающих картинки без лиц не идентифицируется с их персонажами. Хотя многие из них высказывают идею, что «отсутствие лица позволяет наблюдателю лучше ассоциировать себя с персонажем на картинке» и поэтому картинки без лиц хорошие. Но нет. Живые люди обычно не отождествляют себя с анонимной фигурой. Для идентификации нужна эмоция, а не пустота.
Взгляд дизайнера может быть относительно более описательным или относительно более аналитическим.
Оказывается, в основном нет. То есть иногда деконструируют, конечно, но реже.
Люди, вышедшие из юношеского возраста, выбирая персонажей без лиц, могут видеть в них глубоко личные темы, которые их трогают и позволяют пережить определенные эмоции. Человек без лица становится художественным образом, выражающим глубоко личные смыслы, который «пугает и одновременно нравится». Это крайне редко встречающееся восприятие картинок. Оно свойственно единичным респондентам старше 25 лет.
Респонденты обычно предпочитают картинки с лицами, а картинки без лиц им не нравятся.
Человек, которому картинки без лиц не нравятся, обычно не деконструирует их, а воспринимает непосредственно и эмоционально. Он видит в персонажах на картинке вероятных партнеров по общению. Логично, что контакт с человеком без лица будет так себе:
С человеком, у которого нет лица, не просто трудно общаться. Совершенно не факт, что это в принципе живое существо: «манекены», «на робота похожи». А если оно не живое, то оно опасно: «крипота», «Слендер», «из фильмов ужасов».
Персонажи без лиц описываются как:
Отношение к персонажам на картинках как к вероятным партнёрам распространяется и на персонажей с лицами. Важно, что эмоции персонажей с лицом понятны, и, то, что они улыбаются, означает, что они не опасны: «видны эмоции людей и они в хорошем настроении, что немаловажно для того, чтобы понять, что они хотят», «хорошо видно, что люди не агрессивны и жизнерадостны».
Персонажи с лицами — это привлекательные партнёры по общению. Они «веселые, доброжелательные и открытые», «люди, с которыми можно разговаривать».
Персонажи с лицами нравятся респондентам намного больше, чем персонажи без лиц. Точнее, персонажи без лиц сами по себе не нравятся почти никому. Просто картинки с ними небольшой (склонный к деконструкции[1]) сегмент подростково-молодежной аудитории считает модными и поэтому годными.
При этом ни с персонажами с лицами, ни с персонажами без лиц нет вообще никакой идентификации. Ее нет вне зависимости от отношения к картинкам. Ни те, кому картинки нравятся, ни те, кому они не нравятся, НЕ ИДЕНТИФИЦИРУЮТСЯ С ПЕРСОНАЖАМИ.
Происходит либо непосредственная эмоциональная оценка персонажей в качестве партнёров по общению (часто), либо деконструкция картинки как сообщения (редко).
При выходе в метапозицию[2] «я здесь сижу не как зритель, а как наблюдатель за зрителем» человек высказывает не непосредственные ощущения, а свое как бы экспертное мнение.
В нашем исследовании это экспертное мнение совершенно не совпадает с мнением по поводу тех же картинок большинства. Отстранённый взгляд для обычного пользователя не характерен.
Больше материалов об исследованиях можно прочесть в нашем телеграм-канале: https://t.me/postpostresearch/
В исследовании использовались работы следующих авторов: studiogstock, macrovector, jemastock; с сайта http://www.freepik.com
[1] Деконструкция – механический разбор на составные части и анализ их происхождения с целью понять, как работает целое.
[2] Метапозиция – восприятия человеком себя с точки зрения постороннего беспристрастного наблюдателя.
Жизнь с чужим лицом
На прошлой неделе появились новости о смерти француженки Изабель Динуар, которой в 2005 году сделали первую в мире операцию по пересадке лица. Прожив после пересадки 11 лет, она умерла от рака. Болезнь спровоцировали иммунодепрессанты (эти лекарства подавляли отторжение чужеродных тканей).
Кроме Динуар лицо пересаживали ещё более 20 пациентам. Только у одного из них лицо не прижилось, и он умер. Остальные операции признаны удачными.
Человек без лица
Осенью 2008 года 24-летний американец Даллас Винс ремонтировал крышу баптистской церкви. Случайно он коснулся лбом высоковольтного провода. Через несколько секунд лицо симпатичного молодого человека превратилось в кровавое месиво. Исчезли глаза, веки, нос, брови, щёки, зубы. Винса доставили на вертолёте в больницу, хирурги 36 часов боролись за его жизнь.
Далласа спасли, но черты лица вернуть было невозможно. Врачи погрузили его в кому, чтобы облегчить страдания и продолжали лечение. В коме Даллас пролежал три месяца.
Через два месяца после пробуждения его отпустили домой. Ходить самостоятельно он не мог ещё год. Даллас полностью ослеп, дышал только через трубочку и не мог есть твёрдую пишу. Но у мужчины был мощный стимул жить – у Далласа появилась дочь. Поэтому он начал искать врачей, которые могли бы вернуть его к нормальной жизни.
В начале 2011 года врачи бостонской больницы предложили Далласу пройти операцию, в ходе которой ему пересадят лицо умершего мужчины. Оплатить операцию согласилось Министерство обороны США. 15 часов команда из 30 врачей во главе с доктором медицины Богданом Помогачом колдовала над Далласом.
Русый парень превратился в брюнета, похожего на итальянца. Старания не были напрасными. Маленькая дочка Далласа Скарлетт, увидев отца после операции, воскликнула: «Папа, ты такой красивый».
Даллас Винс остался слепым, но теперь он чувствует прикосновения к лицу, может самостоятельно есть, улыбаться, пить воду из стакана, чувствовать запах цветов. Это означает, что лицевые мышцы и нервы успешно прижились.
Изначально врачи готовились к худшему, зная, что реакции отторжения тканей при трансплантации лица бывают достаточно часто. При этом никаких надежд на восстановление зрения нет.
Вскоре слепой, но весьма импозантный мужчина, носящий всё время тёмные очки, влюбился и женился. Во второй раз (с первой женой он разошёлся ещё до трагедии). Его избранницей стала Джейми Нэш – сестра по несчастью. Они познакомились в реабилитационном центре в группе психологической помощи.
У женщины руки были изуродованы ожогами после того, как она попала в аварию. Джейми вела автомобиль, отвлеклась, чтобы написать СМС и врезалась в столб. Автомобиль загорелся, но на помощь прибежали люди, которые находились рядом, и вытащили её из машины. Джейми сделали более 20 операций, благодаря которым она осталась жива.
— Я не думал, что снова смогу полюбить. Мне казалось, что все чувства остались в прошлом, да и кому нужен никчёмный слепец, — так говорил Винс.
А его невеста отвечала:
— Ты — мои глаза, а я — твоё сердце.
16 лет затворничества, а потом — на обложку GQ
В свои 22 года Ричард Норрис — с большими глазами и правильными чертами лица — был красавчиком, он пользовался популярностью у девушек и любил тусовки. В 1997 году он случайно выстрелил себе в лицо из ружья, когда хотел перенести его в другое место. Лицо буквально взорвалось — осколки челюсти, ошмётки губ и языка, куски щёк были повсюду. Врачи чудом спасли Ричарда от смерти.
Мать Ричарда не теряла надежду вернуть сына к нормальной жизни. Она нашла нужного врача. Бригада хирургов во главе с Эдуардо Родригесом из медицинского центра Университета Мэриленда провела уникальную операцию, которая длилась 36 часов. У Ричарда появилось новое лицо. И скоро он впервые увидел нового себя в зеркале. На него смотрел 21-летний американец Джошуа Аверсано, погибший в автокатастрофе.
— Единственное, что мне хотелось сделать, увидев себя в зеркале, — это обнять своего хирурга, — говорил Ричард.
Все функции лица у него восстановились. Теперь он умеет улыбаться, полноценно жевать, чувствует запахи. В 2014 американский журнал GQ снял его для своей обложки.
Дети перестали бояться отца
Патрик Хардисон из американского города Санатобия работал пожарным. В 2001 году он вбежал в пылающий трейлер (жилой прицеп к автомобилю), чтобы спасти женщину. Он вытолкнул её на улицу, однако сам быстро выбраться не смог. Маска пожарного начала плавиться. Когда Патрик всё-таки вырвался из огня, коллеги стащили с него маску. К их ужасу оказалось, что лицо Патрика осталось практически без кожи.
Пожарный потерял уши, губы, большую часть носа и почти полностью веки. Хорошо, что тогда, в трейлере, он догадался закрыть глаза и задержать дыхание — это позволило ему избежать повреждения глаз и дыхательной системы.
За 14 лет Патрик перенёс более 70 операций, но вернуть лицо так и не удалось. Вместо него была гладкая поверхность кожи с небольшими прорезями для глаз. Когда мужчина впервые вернулся домой из больницы, его трое детей в ужасе убежали от него. Он попытался шутить. «Меня искусал медведь!» — говорил он и изображал зверя. Но дети всё равно не хотели принимать новый облик отца.
Мужчина впал в депрессию. Пугать собственных детей — что может быть страшнее? Через некоторое время его жена Крисси, с которой они уже десять лет были в браке, тоже не выдержала и развелась с Патриком. Он остался один на один со своим горем.
Всё изменила встреча с хирургом Эдуардо Родригезом из медицинского центра Мэриленда. Врач согласился пересадить Патрику лицо. Донора нашли быстро — им стал 26-летний Дэвид Родебоу из Бруклина, который погиб во время прогулки на велосипеде.
Операция заняла 26 часов, в ней участвовало более 100 врачей, медсестёр и технических специалистов. Некогда рыжий парень с большими миндалевидными глазами получил глаза с прищуром и тёмные волосы и брови.
Результаты обрадовали и врачей, и пациента. Ткани прижились, и у Патрика впервые за 14 лет начали расти волосы на голове. Он с оптимизмом смотрит в будущее. За год здоровой жизни он успел свозить детей в Диснейленд, начать персональные тренировки с тренером в спортзале, вернуться за руль автомобиля. Он ходит в рестораны, плавает в бассейне и чувствует себя хорошо.
Российский пациент
Его доставили в Военно-медицинскую академию им. Кирова в Санкт-Петербурге. Там хирурги провели 30 операций, пытаясь восстановить обезображенное лицо. Но стало ясно — без донорских тканей не обойтись.
Донором стал погибший житель Курской области. Операция длилась 12 часов. Её провели в Военно-медицинской академии имени Кирова.
Ткани успешно прижились, и, как сообщалось, Николай быстро пошёл на поправку. Начальник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров академии Евгений Ивченко рассказывал, что, возможно, потребуются некоторые операции для коррекции косметических дефектов, но в целом дела у пациента обстоят хорошо.