что такое artplay в москве
Центр дизайна ARTPLAY
В промышленной зоне около Курского вокзала Москвы развивается самый необычный коммерческий проект — Центр дизайна ARTPLAY. Это своеобразный творческий кластер столицы, аналогов которому нет в мире, город будущего в составе большой агломерации. Основателем и идейным вдохновителем проекта является Сергей Десятов.
История центра началась в 2003 году, но внимание большой общественности проект к себе привлек через пять лет, когда создатели купили бывший завод «Манометр» и организовали территорию творчества и бизнеса площадью более 75 тысяч квадратных метров. Ранее здесь выпускали паровые клапаны, манометры, термометры, а теперь работают известные дизайнеры и архитекторы. Были и другие идеи размещения центра дизайна. Рассматривался вариант купить территорию, где ранее находился завод «Красный Октябрь», но в итоге остановились на этом месте.
Инфраструктура и услуги центра ARTPLAY
В настоящее время ARTPLAY представляет собой центр деловой активности, где кроме архитекторов, проектировщиков, дизайнеров работают и те, кто помогает реализовывать их идеи — продавцы световой, строительной продукции, мебели и много другого. Все они работают в рамках формата шоурумов.
В комплексе есть развлекательный бизнес, включая кафе и рестораны. Создатели четко выдерживают свою концепцию, в рамках которой архитекторы и дизайнеры платят небольшую арендную плату, больше платят владельцы шоурумов и ресторанов. В центре работает более 500 представителей услуг и продавцов сферы архитектуры и дизайна. Сегодня специалисты ARTPLAY не просто предлагают места для размещения своих объектов, но и оказывают услуги по созданию новых проектов и в последующем управлении ими, здесь даже готовят бизнес-планы и стратегии развития для бизнеса.
Еще одна услуга — это вхождение в бренд ARTPLAY, что позволяет продвигать свои услуги и товары под уже сформировавшимся, известным брендом.
На бывшем заводе проводятся различные мероприятия: ярмарки, фестивали, лекции, тематические выставки, одной из которых стала Mystic Universe.
Инкубатор для архитекторов
Завод «Манометр», основанный в 1886 году мещанином Федором Гакенталем, до революции выпускал приборы для паровозов, с 1930-х снабжал своей продукцией авиацию и метростроевцев, а в годы застоя — подводные лодки и фабрики СССР. К середине 2000-х новые собственники вывели основное производство из корпусов на Нижней Сыромятнической улице в саратовскую область, а освободившиеся площади отдали в управление Центру дизайна Artplay.
В бывших цехах «Манометра» разместились Британская высшая школа дизайна, 300 архитектурных мастерских и дизайн-бюро, десятки магазинов мебели, света и отделочных материалов. МОСЛЕНТА узнала у основателя и генерального директора Artplay Сергея Десятова (далее в тексте С.Д.) и генерального директора компании «Северин проект» Александра Балабина (далее в тексте А.Б.), как за десять лет на месте секретного предприятия вырос творческий кластер, ставший главным московским бизнес-инкубатором для архитекторов и дизайнеров.
Какими были Artplay №1 и 2
С.Д.: Первый Artplay родился в 2002 году. Мы тогда располагались на Миусской площади, снимали 1000 квадратных метров. В этом пространстве одновременно находилась коммерческая структура, которая занималась продажей дизайнерской мебели, и было выделено место для общения, встреч, мероприятий. Этот локальный маленький проект просуществовал год: до тех пор, пока арендодатель не передумал сдавать нам помещение.
Средства, вложенные в реконструкцию, благополучно пропали. Тем не менее, за тот год мы успели опробовать, как работает такое совмещение коммерческой и некоммерческой функции, провели несколько интересных мероприятий. Самым громким из них стала постановка оперы Майкла Наймана, на которую он сам приезжал. А потом нам подвернулось помещение на улице Тимура Фрунзе – шедовый цех (фабричный одноэтажный корпус с верхним естественным освещением, — прим. ред.) комплекса «Красная роза». Никто с ним не хотел связываться, потому что здание планировали сносить.
Производственное объединение «Манометр» в Москве, 1983 год
Олег Иванов / РИА Новости
Мы пришли к собственнику (KR properties, — прим. ред.) и договорились сделать проект на условиях аренды и субаренды на три года. Там-то и сложился нынешний формат Artplay. Началось все с того, что я позвал туда своих друзей, сокурсников «и примкнувших к ним», вначале — только «представителей архитектурной общественности». У нас сидели «Меганом», «Сергей Скуратов architects», «Арт-бля», «Мастерская архитектора В. М. Гинзбурга».
Развивались мы естественным путем, как кооператив: предложили друзьям и коллегам скинуться на реконструкцию комплекса и так, все вместе, его и слепили.
А потом обнаружилось, что на этот архитектурный кластер, который сложился сам собой, с удовольствием идут различного рода коммерческие арендаторы, которым очень интересно быть нашими соседями. Таким образом, совмещение творческой и коммерческой истории получило здесь новое развитие.
Второй Artplay хорошо работал, там было много мероприятий, выставок, и на той площадке мы провели все основные эксперименты, окончательно определившись с форматом. То, что он давно уже существует во всем мире и называется творческим кластером, нам специалисты рассказали уже потом, когда мы путем проб и ошибок сами нашли все необходимые решения.
Фото: пресс-служба Artplay
Приглашение на «Манометр»
С.Д.: Как раз тогда к нам, как к управляющей компании, обратились собственники «Манометра». Они решили отойти от бессистемного подхода к набору арендаторов и попросили так построить бизнес на их территории, как мы это сделали на «Красной розе». Способствовал нашему знакомству покойный Сергей Киселев (основатель архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры», — прим. ред.).
Но из-за того, что был довольно значительный лаг по времени между закрытием старого и открытием нового Artplay, сюда переехали не все, кто сидел с нами на «Красной розе».
Была даже попытка создания альтернативного Artplay, когда часть публики решила, что без бренда и без нас они смогут сделать примерно такой же проект. Довольно большой группой они переехали в здание бывшей типографии в районе Новослободской, но что-то у них не срослось, и в итоге все оттуда разбежались. А Artplay на «Манометре» благополучно развивается.
Первые арендаторы
С. Д. Когда нас позвали в «Манометр», мы долго думали и вначале отказывались, потому что казалось, что место здесь — не очень, по сравнению с Тимура Фрунзе на Парке культуры.
А. Б.: Я отлично помню то время, потому что наше архитектурное бюро переехало сюда в январе 2005 года, когда тут еще был завод «Манометр». Здесь был типичный «почтовый ящик», как такие предприятия называли в СССР. В центральном корпусе, где мы сейчас сидим, находилась сборочная линия манометров для подводных лодок, напротив — завод «Плутон» с подобной историей. Частный собственник тогда только выкупил предприятие, производство выводили за границы Москвы, а объект перепрофилировали.
Концепции развития этой промзоны у новых собственников тогда не было: просто целые этажи зданий, в которых раньше находились цеха, освобождали и сдавали под офисы.
Мне сказали: «Разместим вас, как хотите. Как скажете, так стенки и поставим. На станки не обращайте внимание, вывезем». Когда мы въехали, тут дырки были в перекрытиях, мы их заделывали, пол выравнивали, стены штукатурили, шпаклевали, все сети заново протащили — это были довольно большие капиталовложения.
В первые годы здесь был настоящий Ноев ковчег: в соседних помещениях сидели ребята, которые торговали насосами, тряпками, какие-то юридические фирмы, страховые компании, интернет-провайдеры и фирмы, занимавшиеся интернет — торговлей, агентства путешествий, — кого только не было.
Интерьер Artplay, 2006 год
Фото: Григорий Собченко / Коммерсантъ
Очереди запуска
С. Д. Когда в 2007 году мы начали реализовывать проект на «Манометре», до кризиса оставалось меньше года. Был заранее составленный прекрасный план, начинался он с самого большого, центрального корпуса. За первую половину 2008 года мы выселили отсюда всех арендаторов, но в этот момент пришел кризис, и деньги у инвестора закончились.
Планы тут же поменялись категорически, и началось освоение корпусов исторической части территории завода, потому что там можно было готовить помещения и заселять арендаторов, вкладывая средства по чуть-чуть. И так, потихонечку-потихонечку, мы добрались и до реновации центрального корпуса.
Территория здесь активно развивается, в прошлом году мы взяли в управление соседний завод «Плутон». Он будет сделан в той же концепции, что и Artplay. У нас есть большой спрос на аренду площадей, который мы не можем здесь удовлетворить, и теперь этих клиентов мы переведем а «Плутон».
А. Б. Но там же пока ничего нет, кроме окон, лестниц и лифта.
Фото: пресс-служба Artplay
С. Д. Там изначально красивая архитектура, вытянем. Уже местами есть на что посмотреть, постепенно все получается.
В феврале-марте мы откроем свободное посещение без пропусков всей территории и большинства зданий «Плутона». Пространство будет такое же ровное и прозрачное, как Artplay, по сути оно вернется в город. К концу 2017 года два корпуса там будут целиком освоены под новую функцию. Часть помещений сейчас пустует, часть освободится из-под производства, кое-где произойдет естественная ротация арендаторов. Мы никого не выгоняем, это совершенно естественный процесс.
Проект развития рассчитан на пять лет. Там есть сложность в виде режимного производства, которое еще не выведено, и непонятно, когда это произойдет. Пока оно останется в одном отдельном здании с собственным режимом охраны.
Основной закон развития кластера – центростремительный: чем он больше, тем устойчивее и привлекательнее. Таким образом, за счет присоединения «Плутона» проект Artplay получает дополнительный импульс, мы расширяемся. Причем не только в Москве – в этом году мы открыли полноценный проект в Питере. На Охте, практически там, где должен был строиться скандальный Газпромовский «Охта-центр».
Три творческих кластера Москвы
А. Б. А какое у тебя отношение к «Флакону», взгляд на их результат?
С. Д. Неплохой проект. Если говорить о том, кто на нас больше всего концептуально похож, то это «Флакон». В принципе, в Москве три настоящих кластера: мы, «Флакон» и «Винзавод», в каждом из которых своя экономическая основа. Все остальное – просто реконструированные промышленные сооружения, где развивается обычная функция.
Чтобы создать кластер, изначально надо придумать концепцию синергетического эффекта между различными участниками рынка, понять, каких людей надо собрать, чтобы на одной территории их бизнесы эффективнее заработали. «Винзавод» выстроен вокруг рынка современного искусства, «Флакон», условно говоря, вокруг молодежной моды и местного сообщества. Основная тема Artplay – архитектура и дизайн интерьеров. Есть и много всего другого, но это – стержень, вокруг которого складывается основная экономика кластера.
Наши клиенты – это люди, которые приходят в архитектурные бюро заказывать проект. Здесь они находят архитекторов и дизайнеров, а заодно у них есть возможность тут же выбрать материалы, мебель, светильники.
Торговля здесь и позволяет выстроить окончательную экономику. Сюда приходит заказчик, который становится клиентом не только творческих мастерских, но и торговых объектов, и инженеров, и строителей.
Запрос целевой группы
А. Б. Я бы, как архитектор, добавил еще следующее: нужно соотнести потенциал той недвижимости, которая у вас есть, с запросами выбранной целевой группы. Концепция будет успешной, если позволит минимизировать объем вложений, необходимых для создания эффективного востребованного рынком объекта недвижимости. Когда-то для этого необходима реконструкция, а когда-то достаточно капремонта, покраски фасадов. Как самцы шалашников для привлечения самок украшают гнезда яркими цветами, разноцветными ракушками, также и здесь надо разложить свою «цветную приманку», чтобы привлечь арендаторов, которые прилетят сюда, будут нести яйца и их высиживать.
С. Д. Движуху надо создать, атмосферу: с выставками, мероприятиями. Коммерческого смысла в них немного, с квадратного метра выставочные пространства денег приносят гораздо меньше, чем постоянная аренда. И если ты хочешь этим заниматься, надо, чтобы инвесторы, собственники понимали, что ты занимаешься выставками не только для красоты, но и чтобы место было узнаваемое и интересное для целевой аудитории.
Что такое artplay в москве
Центр дизайна ARTPLAY известен как первый творческий кластер Москвы. История ARTPLAY началась в 2003 году, а в 2008 ARTPLAY переехал на территорию бывшей промзоны в районе Курского вокзала и сейчас занимает целый квартал общей площадью в 75 000 кв.м., являясь важной частью современного культурного ландшафта столицы.
За время существования проекта мы убедились в том, что наша стратегия развития с акцентом на культурно- творческую составляющую позволяет обеспечить стабильный финансовый результат в условиях серьезной конкуренции, а бренд ARTPLAY завоевал известность и безукоризненную репутацию.
Основу успеха проекта составляет целенаправленный и последовательный подбор арендаторов, обеспечивающий синергетический экономический эффект – бизнес резидентов Центра дизайна значительно более успешен в сравнении с расположением в традиционных форматах недвижимости.
Деятельность ARTPLAY высоко оценена местными властями — Центр дизайна включен в официальные туристические буклеты правительства Москвы, руководитель объекта награжден грамотами и благодарственными письмами мэрии города.
В нашей команде работают специалисты в самых различных областях деятельности – от архитекторов до финансовых аналитиков, сформирована собственная эффективная служба технической эксплуатации, разработана и внедрена оригинальная методика управления арендными отношениями.
Все это позволяет ARTPLAY предложить собственникам объектов недвижимости полный комплекс услуг – от разработки проектов развития до управления объектами коммерческой недвижимости.
Арт-центр «Artplay»
Творческий и деловой квартал, где открыты мастерские, дизайнерские и архитектурные бюро, шоурумы, магазины, а также организована инфраструктура для комфортного времяпрепровождения
Арт-центр «Artplay»
Метро
Адрес
Время работы
Номер телефона
Подробнее об арт-центре «Artplay»
Пришли на «Винзавод» — зайдите на Artplay. Зашли на Artplay — сходите на «Винзавод».
Artplay и «Винзавод», возможно, когда-то срастутся друг с другом дорожкой из бургерных и стрит-арта, настолько они рядом.
Наряду с «Винзаводом», Artplay известен как один из первых столичных арт-кластеров. Функционально они похожи — выставки, творчество, тусовки, — на деле же имеется коренное различие.
Если первый — такой себе гуманитарный пункт современного искусства, то Artplay это прежде всего практика: деловой центр, дизайн, офисы. Artplay уходит в небо главным зданием в 9 этажей, что делает его гораздо более вместительным.
Здесь бок о бок работают три звена архитектурно-строительной цепи: заказчики, исполнители и поставщики. Это делает возможным воплощать в жизнь практически любой дизайн-проект, не выезжая за территорию арт-кластера.
Мультимедийная выставка Винсента Ван Гога привела в кластер тысячи людей
Art — это и «локомотив», и «платформа», связывающая Artplay с его
жильцами и посетителями. 8000 квадратных метров выставочных пространств. В залах постоянно проходят знаковые события: Московская биеннале современного искусства, Московская биеннале архитектуры, Биеннале молодого искусства, российские и международные выставки, фестивали, показы, концерты, кинопремьеры.
Play-крыша
Фото с концерта Дельфина на Крыше ArtPlay. Фотограф — Лиза Павлова
Следуя идеям архитектора Ле Корбюзье, равлекательное в Artplay перенесли на крышу, сделав из нее своеобразную лаунж-зону. Летом здесь проходят кинопоказы, лекции и мастер-классы, устраивают занятия по йоге. Раньше проводили концерты, но с этого лета запретили — у людей была охота поорать с крыши на радость окрестностям. А зимой здесь открывается каток с прокатом коньков, музыкой и баром.
Дизайн и образование
Помимо прочего, Artplay — это офисы и дизайн-студии, в которых сегодня размещаются более 300 компаний архитектурно-строительного рынка.
А в шоу-румах размещаются поставщики мебели и антиквариата, света и сантехники, ковров и текстиля.
Но главное — их соседство с творческими мастерскими: обмен идеями на месте, живой контакт с заказчиками, дискурс теоретиков и практиков.
Коворкинг
«Рабочая станция» на Artplay — не просто коворкинг, а в некотором роде сообщество единомышленников.
Здесь регулярно проводят мастер-классы, семинары и лекции на самые разные темы. Пространство расположилось на 4 этажах с видами на Яузу, есть кухня и зона отдыха, рабочие места с различной степенью оснащенности и удобств.
Настоящее творческое пространство становится таковым благодаря своим артефактам, один из которых — нечто между уличным искусством и настенными высказываниями.
Квартал сдает площади в аренду архитектурным и дизайнерским компаниям:
— офисы;
— шоу-румы;
— выставочные залы.
В Artplay созданы все условия для продуктивной работы, досуга и общения. Под крышей бывшего завода «Манометр» объединили все звенья архитектурно-строительной цепи. Тут бок о бок работают заказчики, исполнители и поставщики. В развлекательной части находятся кафе, несколько выставочных залов, галерея, небольшой кинотеатр. Постоянно проводятся различные выставки, фестивали, семинары, концерты.