что такое 6 2 pin pci e
Питание видеокарт, 8-pin и 6-pin разъемы
Не секрет, что современные модели видеокарт потребляют большое количество энергии. В зависимости от производителя, серии, назначения и даже конкретного экземпляра потребляемая мощность может меняться в пределах от нескольких десятков, до нескольких сотен Ватт. Где же взять такое количество энергии и при этом не обделить остальные компоненты вашей системы? Сейчас мы обо всем расскажем.
Питание для быстрой современной видеокарты может поступать из 3 источников:
Тип коннектора питания | Обеспечиваемая им мощность |
PCIe x16 | 75 Вт |
6-pin | 75 Вт |
8-pin | 150 Вт |
Во первых, современные видеокарты подключаются к разъему расширения PCIe x16, который питается от 24-контактного разъема материнской платы и обеспечивает видеокарты мощностью до 75 Вт. Этого оказывается достаточно для видеокарт начального и среднего уровня. Такие карты не имеют дополнительных разъемов питания и не сильно требовательны к блоку питания, и, как правило, обеспечивают относительно низкую производительность.
24-pin разъем питания материнской платы
Во вторых, более мощные версии видеокарт могут иметь 2 типа разъемов питания: 6-пин и 8-пин, или оба сразу. Разъем 6-пин предоставляет видеокарте дополнительную мощность в 75 Вт, а 8-пин – в 150 Вт. Таким образом, максимальное энергопотребление видеокарты с 1 разъемом 8-пин и 1 разъемом 6-пин может достигать значения: 75+150+75 = 300Вт (конфигурации разъемов могут отличаться, в том числе и в большую сторону). Следует обратить внимание на следующий факт: для каждого дополнительного разъема питания на видеокарте блок питания должен обладать отдельным коннектором питания. Наличие дополнительных разъемов питания свидетельствует как о повышенном энергопотреблении видеокарты, так и о большей производительности (относительно видеокарт без дополнительных разъемов питания и в рамках одного-двух поколений). Кроме того, по наличию дополнительных разъемов питания можно приблизительно определить энергопотребление, на которое рассчитана видеокарта. Важно помнить, что при наличии на видеокарте нескольких разъемов питания, для нормальной работоспособности компьютера необходимо к каждому коннектору подключить кабель питания. В противном случае компьютер либо не включится, либо видеокарта не будет работать со своей максимальной производительностью.
8-pin и 6-pin разъемы
В связи с этим нужно упомянуть, что существуют блоки питания с разделенными линиями питания 12 В. Это означает, что каждый коннектор (6-пин и 8-пин) будет обслуживать своя линия питания. Подробнее об этом можно прочитать в нашем FAQ по блокам питания.
Подводя итог – для соответствующего питания вашей видеокарты необходимо понять, какие разъемы питания она требует и какую максимальную мощность при этом потребляет. Учет этих факторов позволит вам избежать неприятной ситуации, при которой ваша система не сможет запуститься из-за недостатка мощности или отсутствия нужных коннекторов. Удачных покупок!
Видеокарта PCI-E
Для видеокарт в основном используется разъем PCI-E х16. Современные модели требуют ревизию 3.0
Есть еще разъем PCI-E 2.1 Что это? Физически и электрически разъем 2.1 полностью соответствует 2.0
Но добавлены программные функции из стандарта 3.0 (в отдельных случаях поднимает скорость обмена данными за счет оптимизации работы с системными ресурсами). Не забываем, что в таблице указаны максимальные теоритические скорости, т.е. не 2.0, не 2.1. не работают на максимальной скорости. Просто использование 2.1 приближает нас к пределу для стандарта 2.0
Internal Error Reporting — теперь информация о внутренних ошибках стала доступной программному коду.
Atomic Operations — поддержка атомарных операций, помогающая распределять задачи между ядрами CPU и ускорителями на основе видеочипов.
Resizable BAR Capability — возможность определения количества системных ресурсов, выделяемых устройствам.
Dynamic Power Allocation — возможность программного управления состояниями питания.
ID-based Ordering — снижение простоев, вызванных неоптимальным порядком команд, дающий увеличение производительности.
Latency Tolerance Reporting — улучшения в распределении ресурсов.
Alternative Routing-ID Interpretation — поддержка большего количества внутренних функций устройств.
PCI Express, или PCIe, или PCI-E — компьютерная шина (хотя на физическом уровне шиной не является, будучи соединением типа «точка-точка»), использующая программную модель шины PCI и высокопроизводительный физический протокол, основанный на последовательной передаче данных. В отличие от стандарта PCI, использовавшего для передачи данных общую шину с подключением параллельно нескольких устройств, PCI Express, в общем случае, является пакетной сетью с топологией типа звезда. Устройства PCI Express взаимодействуют между собой через среду, образованную коммутаторами, при этом каждое устройство напрямую связано соединением типа точка-точка с коммутатором.
Для подключения устройства PCI Express используется двунаправленное последовательное соединение типа точка-точка, называемое линией (англ. lane — полоса, ряд); это резко отличается от PCI, в которой все устройства подключаются к общей 32-разрядной параллельной двунаправленной шине. Соединение (англ. link — связь, соединение) между двумя устройствами PCI Express состоит из одной (x1) или нескольких (x2, x4, x8, x12, x16 и x32) двунаправленных последовательных линий. Каждое устройство должно поддерживать соединение, по крайней мере, с одной линией (x1).
Связей | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
x1 | x2 | x4 | x8 | x12 | x16 | x32 | |
PCI-E 1.0 | 2/4 | 4/8 | 8/16 | 16/32 | 24/48 | 32/64 | 64/128 |
PCI-E 2.0 | 4/8 | 8/16 | 16/32 | 32/64 | 48/96 | 64/128 | 128/256 |
PCI-E 3.0 | 8/16 | 16/32 | 32/64 | 64/128 | 96/192 | 128/256 | 256/512 |
Быстродействие видеокарты.
От чего зависит быстродействие в игре, он же высокий FPS?
Надо процессору получить задание от игровой программы, его обработать, отдать данные видеокарте на отрисовку — и в результате видеокарта сообщит монитору (самый тупой в этой связке), какие пиксели в какие цвета покрасить 🙂
— быстродействие процессора, для игр не очень критичный вариант, практически будет хватать любого современного процессора от 3 Ггц с 4-мя ядрами (socket 775 / 1366 / 115х / 2011). вариант 2011-3 можно не рассматривать, т.к. там материнские платы с памятью DDR4, которая слабо (+10%) влияет на расчеты по игре, а ценник поднимает весьма значительно.
— скорость передачи данных к видеокарте, т.е. разъем PCI-E должен быть ver 2.1 или 3.0 (и видеокарта этого же стандарта)
— тип и объем памяти в видеркарте — обязательно GDDR5 4 гиг и более (тип памяти GDDR5 собственно задает параметры быстродействия)
— ширина шины памяти (т.е. мостик между графическим процессором и самой памятью) — от 256 бит (384 бит приветствуются)
— число универсальных шейдеров — т.е. грубо, сколько параллельных расчетов может выполнять графический чип — от 1500 и выше
Т.е. идея понятна — не имеет особого смысла собирать игровой ПК с процессором i7 и памятью DDR4 и ставить в него видеокарту с шиной 128 бит. Прочитать можно здесь Как собрать игровой компьютер недорого?
Видеопамять.
Какая она вообще бывает. На сегодняшний день существует:
GDDR2 — использовалась мало, фактически DDR2 в другом форм-факторе
GDDR3 — сделана на базе DDR2, работает на увеличенных частотах
GDDR4 — практически не использовалась, дороже GDDR3 без существенного увеличения быстройдействия
GDDR5 — (англ. Graphics Double Data Rate) — 5-е поколение памяти DDR SDRAM, спроектированной для приложений, требующих высокой полосы пропускания. GDDR5 основана на памяти DDR3, которая имеет удвоенные, по сравнению с DDR2, каналы связи, но у GDDR5 также есть буферы предварительной выборки шириной 8 битов.
GDDR5X — удвоенная пропускная способность по сравнению с GDDR5 (64 байта против 32 байт)
HBM — High Bandwidth Memory (рус. «память с высокой пропускной способностью») — это высокопроизводительный интерфейс ОЗУ для DRAM c трёхмерной компоновкой от компаний AMD и Hynix
HBM2 — еще быстрее
Мощность (электрическая) видеокарты.
Мощность видеокарты можно оценить исходя из наличия дополнительного питания. Если нет разъема для дополнительного питания — значит видеокарта потребляет не более 75Вт (по стандартной шине PCI-E). Откуда такая цифра?
Смотрим спецификацию:
3,3В на 3А = 10Вт
12В на 5А = 60Вт
Складываем = 70Вт, в пике до 75Вт 🙂
Дополнительный разъем питания 6 pin позволяет добавить 75 Вт, разъем питания на 8 pin (6+2) — 150 Вт.
Теперь популярные вопросы.
Особенности разъемов 6 pin и 6+2 pin
Ответ — «никак».
Это РАЗНЫЕ шлейфы от блока питания. Если на блоке питания есть шлейф на 6 pin — значит по такому шлейфу можно передать только 75 Вт (и блок питания на это рассчитан). Если на блоке питания есть шлейф 6+2 pin, то по такому шлейфу можно передать 150 Вт (через тот же основной разъем 6 pin).
Тут же возникает второй вопрос — Если по основному разъему 6 pin можно передавать и 75 Вт и 150 Вт (т.е. все электропитание передается через него), зачем вообще нужны два дополнительных пина с «землей»? И будет ли видеокарта на 8 pin работать, если в нее вставить разъем на 6 pin?
Ответ — дополнительные два пина нужны для «мозгов» видеокарты. Если она не «видит» подключение дополнительных двух пинов с «землей», то видеокарта работать будет, НО будет заблокирована вкладка «разгон». Если включены все 8 pin, то видеокарта «понимает», что можно использовать мощность 150 Вт и вкладка «разгон» становится доступной.
Собственно так и написано (перевод) «Подключение двух пинов с заземлением разблокирует режим разгона».
В отдельных мощных (на 150-200 Вт) видеокартах при подключении 6 pin вместо 8 pin будут заблокированы часть режимов, т.к. видеокарта «понимает», что мощности питания будет недостаточно (75 Вт вместо 150 Вт)
Комментарий: в некоторых версиях драйверов разгон доступен и при питании 6 pin. Это уже так производитель решил, что питания хватит для разгона.
Двухслотовые видеокарты.
Двухслотовая видеокарта используют ОДИН разъем PCI-E x16 и ДВА слота крепления к материнской плате. По ширине она занимает ДВА слота.
Данное техническое решение используется в двух основных случаях:
— очевидно — мощная видеокарта с мощных вентиляторным охлаждением, поэтому ширина на два слота (как на фото выше)
— неочевидно — средняя видеокарта с массивным мощным радиатором без вентилятора — для создания бесшумных систем (тоже ширина два слота)
И да, при наличии мощного охлаждения карта может быть и 3-х слотовой.
Зачем на отдельных материнских платах ДВА разъема PCI-E х16?
Как мы увидели — двухслотовые (и трехслотовые) видеокарты используют только один электрический разъем PCI-E х16. Зачем же второй нужен?
Существует хитрое техническое решение, позволяющее установить две видеокарты на материнскую плату и использовать их как одно целое (две карты соединяются специальным кабелем и материнская плата должна поддерживать этот режим). Стоит заметить, что комбинации некоторых видеокарт могут оказаться гораздо более эффективными, производительными и выгодными финансово, чем одна более мощная и, соответственно, значительно более дорогая карта.
NVIDIA — технология называется SLI. NVIDIA SLI (англ. scalable link interface, рус. масштабируемый интерфейс связи) — технология, позволяющая использовать мощности нескольких видеокарт для обработки трёхмерного изображения.
Для построения компьютера на основе SLI необходимо иметь:
Поддержка чипсетов для работы со SLI осуществляется программно. Видеокарты должны быть одной модели, при этом версия BIOS плат, их производитель, частота ядра, частота видеопамяти и объем видеопамяти значения не имеют.
SLI-систему можно организовать двумя способами. С помощью специального мостика SLI или программным путём. В последнем случае нагрузка на шину PCIe возрастает, что плохо сказывается на производительности.
AMD CrossFireX (рус. перекрёстный огонь) — технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более (до четырех графических процессоров одновременно) видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения.
Для построения на компьютере CrossFireX-системы необходимо иметь:
Видеокарты должны быть одной серии (за некоторыми исключениями), но не обязательно одной модели. При этом быстродействие и частота CrossFire-системы определяются характеристиками чипа наименее производительной видеокарты. Это в общем. Как понять на практике — можно ли две разные видеокарты объединить мостиком CrossFire? Не нужно гадать — давно все уже сделано. Вот, например, таблица соответствий для видеокарт серий HD 5xxxx-6xxxx-7xxxx
Например, если у Вас видеокарта HD 5850 — то ее можно объединять с картами HD 5970, 5870, 5850 и 5830.
Таблица взята с форума Radeon, читать здесь.
CrossFireX-систему можно организовать следующими способами.
Внутреннее соединение — видеокарты объединяются с помощью специального гибкого мостика CrossFireX, при этом для соединения более, чем двух видеокарт не нужно использовать специализированные многоразъемные мостики (типа NVIDIA 3-way SLI или 4-way SLI), видеокарты соединяются последовательно простыми CrossFireX мостиками.
Программный метод — видеокарты не соединяются, обмен данными идёт по шине PCI Express x16, при этом их взаимодействие реализуется с помощью драйверов — необходима поддержка со стороны материнской платы. Недостатком данного способа являются потери в производительности на 10-15 % по сравнению с вышеназванным способом.
Что произойдет после объединения видеокарт?
— будет выбрана наименьшая частота работы процессора из двух видеокарт
— будет выбран наименьший объем памяти из двух видеокарт
По поводу памяти подробнее. Каждая видеокарта рассчитывает свою часть изображения (есть разные алгоритмы разделения задач). Если у обеих видеокарт установлена память 1 Gb — то с точки конечного результата объем видеопамяти вырос до 2Gb (т.е. каждая видеокарта считает свою половину изображения, используя свой 1 Gb памяти).
Для 2Gb ситуация аналогична — по эффективности расчетов это будет 4Gb.
Для варианта 1Gb и 2Gb какой будет результат? Вовсе не 3Gb. Каждая карта использует только 1Gb.
Т.е. 1 Gb + 2 Gb = 2 Gb по эффективности, т.к. на одной из карт один гигабайт будет выключен из расчетов 🙁
В целом идея отличная.
Но есть минусы:
— не все игры нормально работают в CrossFireX / SLI, игра может «видеть» только одну видеокарту
— ускорение быстродействия составляет +50%
— увеличение потребления электричества и выделения тепла +100%
— корпус нужен большой Full ATX, что бы все это разместить
— карты расположены одна над другой, вентиляторы снизу — соответственно верхней основной карте будет трудно «дышать», нижняя будет перекрывать ее систему вентиляции
Двухчиповые видеокарты
Вот и подумали производители, что нужно как-то убрать минусы. И решили выпустить двухчиповые видеокарты в одном корпусе.
Часть минусов превратились в плюсы:
+ операционная система будет видеть этот «бутерброд» как одну видеокарту (точнее как два видеоадаптера на ОДНОМ разъеме PCI-E) и не будет проблем с работой части игр
+ увеличение быстродействия +70%
— увеличение потребления электричества и выделения тепла +50%
+ корпус можно использовать обычный Mid ATX
+ забор воздуха только для одной карты
Ниже в таблице по состоянию на лето 2016.
Комментарий.
Помним, что по шине PCI-E можно подать 75Вт, по двум коннекторам 8 pin два раза по 150Вт. Итого максимальная мощность питания для видеокарты составляет 75 + 150 + 150 = 375 Вт.
Для AMD R9 295Х2 используются переходники на 8 pin, родных шлейфов от БП 8 pin со стандартом 150Вт не хватит.
Для AMD Pro Duo используется ТРИ шлейфа 8 pin.
Грубая оценка увеличения быстродействия:
— при включении двух видеокарт программными средствами материнской платы (без «мостика» CrossFire / SLI) увеличение составляет порядка +30% относительно одной карты
— при включении двух видеокарт CrossFire / SLI увеличение составляет порядка +50% относительно одной карты
— при использовании двухчиповой видеокарты (т.е. коммуникации внутри) увеличение составляет порядка +70% относительно одного чипа
А почему не +100% (в два раза)?
Удвоения не получится, т.к. тратятся ресурсы (время) на «договаривание» совместной работы нескольких графических процессоров.
ВАЖНО: многие игры не ПОДДЕРЖИВАЮТ варианты нескольких чипов / видеокарт = т.е. работает только одно ядро. Что сводит к минимуму преимущества двухчиповых решений.
Партнеры — производители видеокарт.
Nvidia (американская компания, основана в 1993 году, одна из крупнейших разработчиков графических ускорителей и процессоров, штаб-квартира компании расположена в городе Санта-Клара, Калифорния, США).
и
AMD (Advanced Micro Devices, что в переводе означает «Передовые микроустройства», компания была основана в 1969 году, сейчас она не имеет собственного производства)
занимаются чипами и решениями для видеокарт, но большую часть карт производят их партнеры. Список ниже, наиболее проверенные (и известные) и качественные выделены.
Nvidia | AMD | Комментарий |
ASUS | ASUS | ASUSTeK Computer Inc., обычно называется ASUS — расположенная в Тайване компания, производящая разнообразную компьютерную технику (как комплектующие, так и готовые продукты). Название торговой марки Asus происходит от слова Pegasus |
Gigabyte | Gigabyte | Gigabyte Technology Co., Ltd. — тайваньская компания по производству системных плат, видеокарт и другой компьютерной техники. Основана в 1986 году. |
MSI | MSI | Micro-Star International Co., Ltd (MSI) — тайваньская компания, основанная в 1986 году, владеет собственными производственными мощностями, а также является одним из лидеров по срокам предложения новинок на IT-рынке. |
Sapphire | Sapphire Technology — крупнейший в мире поставщик видеокарт на базе AMD, штаб-квартира расположена в Гонконге. Компания специализируется на производстве видеокарт для персональных компьютеров, рабочих станций, материнских плат, аудиоплееров, ТВ-тюнеров и ЖК-дисплеев. Завод Sapphire Technology расположен в городе Дунгуань и обладает производственной мощностью в 1,8 млн. видеокарт в месяц | |
Inno 3D | Inno3D – это ведущий бренд компании InnoVISION Multimedia Limited. Основанная в 1989 году в Гонконге компания InnoVISION стала ведущим разработчиком и производителем разнообразных аппаратных мультимедийных компьютерных решений. | |
Zotac | His | |
Palit | PowerColor | |
Leadtek | XFX | |
PNY | ||
Gainward | ||
EVGA GmbH | ||
Point of View | ||
SPARKLE |
Как выбрать видеокарту PCI-E?
В первую очередь обращаем внимание на ревизию разъема PCI-E на материнской плате. Если у Вас версия 1.0 — то нет смысла покупать быструю видеокарту на PCI-E 3.0. Да, видеокарта будет работать сама по себе быстро, но большую часть времени она будет ждать, пока поступят данные от процессора по медленной шине PCI-E 1.0
Внутри видеокарта — как материнская плата, есть свой процессор, своя память, своя шина данных. Скорость работы самой видеокарты в основном определяется этими тремя параметрами:
— скорость графического процессора (частота)
— быстродействие памяти (тип, частота)
— ширина внутренней шины памяти
Самым критичным параметром для быстродействия видеоплаты является ширина шины памяти, для игр необходимо рассматривать от 256 бит. Далее идет память: GDDR5 лучше чем GDDR3, и чем выше частота памяти, тем лучше 🙂
Обратите внимание — практически все видеокарты с шириной шины 256 бит и выше идут с дополнительным питанием. Т.е. ширина шины больше, все расчеты можно делать быстрее, более мощный процессор и далее по списку. Итого самые важные критерии для игровой карты:
— ширины шины от 256 бит
— память GDDR5 и выше
— наличие дополнительного питания
Все остальное (частоты, процессор и прочее) приложится.
При использовании разъема PCI-E 2.1 (практически все топовые материнские платы предыдущих поколений на socket 775/1366) наиболее оптимальным вариантом является Radeon HD 6990:
— PCI-E 2.1
— по ширине занимает 2 слота
— два чипа
— ширина шины памяти 2 х 256 бит
— объем памяти 2 х 2046 Мб GDDR3
Тепловыделение 365Вт, необходимо дополнительное питание 8+8, соответственно блок питания должен иметь два таких шлейфа и мощность с запасом порядка 700-800 Вт (сами производители требуют на уровне 600-650 Вт)
Вот она на картинке. Выходы — 1 разъем DVI-I и 4 разъема miniDP
Есть переключатель BIOS для заводского разгона:
— в положении 1 — 880 Мгц (overclock)
— в положении 2 — 830 Мгц (по умолчанию)
Карта отличная, но родная система охлаждения все-таки шумная. Но есть решение — ARCTIC Accelero Twin Turbo 6990.
И видеокарта будет выглядеть вот так — и занимать уже три слота.
Опасайтесь видеокарт формат OEM.
Это не для Вас, а для сборщиков ПК. Основная задача таких видеокарт — как можно дешевле и запуск большей части игрушек на высоких настройках. Основные признаки:
— нет картонной упаковки, только антистатический пакет (OEM)
— соответственно нет дополнительных комплектующих/фишек
— разрядность шины 64/128 bit
— память GDDR3 на 2/4Gb
— не нужно дополнительное питание
А что такого плохого в такой видеокарте? Дополнительного питания не надо (меньше греется), 2 Gb памяти на борту (а то и все 4 Gb), игрушки на высоких настройках идут, цена низкая. Все же хорошо? Еще раз — это специальный нишевый продукт для сборщиков ПК. Отсюда отсутствие упаковки, старая дешевая память GDDR3, низкая разрядность шины 64/128 bit.
Да — в игрушки можно играть на высоких настройках. Но недолго 🙁
Видеокарта работает на пределе своих возможностей, а то и за их пределом. При ее использовании в активном режиме для игр — через полгода (год) она умрет. Она рассчитана на то, что бы ее поставить в ПК и показать пользователю, что все работает. И для офисных целей ее хватит с запасом.
Это как с автомашиной. Можно ли в универсал ВАЗ-2104 положить груз 700-800 кг? Можно — и даже он его довезет. Но если это делать каждый день — машина через 3 месяца развалится…. Нужно специализированное решение — Газель на 1 тонну.
Так и здесь — хотите играть в тяжелые игрушки — покупайте специализированное решение, предназначенное под такую длительную и сложную нагрузку.
Если у Вас разъем PCI-E 3.0 (все современные материнские платы), то выбор видеокарты ограничен только кошельком и Вашей фантазией. Лучше с новой быстрой памятью GDDR5X или HBM.
Вы можете сохранить ссылку на эту страницу себе на компьютер в виде htm файла