что такое 1ида в исламе
Что такое 1ида в исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Определение термина «аль-‘Ид»
Арабское слово «аль-‘Ид» взято из корня ‘ада, я‘уду, ‘аудан, что означает «возвращаться».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “«аль-‘Ид» – это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д.”. См. “аль-Икътида” 1/441.
Имам Ибн аль-Асир в «ан-Нихая» передал, что Ибн аль-А’раби сказал: “«аль-‘Ид» получил свое название по той причине, что он каждый год возвращается, принося с собой веселье”.
Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Слово «аль-‘Ид» получило это название по той причине, что Всевышний Аллах заложил в него множества благ, то есть разновидностей блага, обращенных в пользу Его рабам. Среди этих благ: разговение после воздержания от пищи и закят аль-Фитр (в день Разговения), а также завершение Хаджа основным обходом Каабы и раздача мяса жертвенных животных (в день Жертвоприношения), и прочие блага. А также потому, что этот день обычно сопровождается радостью и весельем”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/165.
Сколько ‘Идов в Исламе?
Анас ибн Малик рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!»” Абу Дауд 1134, ан-Насаи 1556, Ахмад 3/178, ‘Абдур-Раззакъ 15566. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
От ‘Укъбы ибн ‘Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни ‘Ида, о мусульмане!» Абу Дауд 2419, ат-Тирмизи 773, ан-Насаи 5/252. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что день ‘Арафа, а также три дня ат-ташрикъа, являются днями ‘Ида”. См. “Найлюль-аутар” 2/284.
Также и пятничный день является ‘Идом. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пятничный день является днем ‘Ида! Так не превращайте же день вашего ‘Ида в день, в который вы поститесь, если только вы не поститесь с днем до него или после него». Ахмад 15/157. Шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице: «Поистине, этот день Аллах сделал ‘Идом для мусульман. И тот, кто придет на пятничную молитву, пусть искупается, и если у него есть благовоние, пусть умастится ими. И используйте сиуак». Ибн Маджах 1098. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Также ‘Али ибн ‘Аби Талиб говорил: “Кто желает соблюдать добровольный пост каждый месяц, пусть поститься в четверг и не постится в пятницу, так как это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шайба 3/44. Имам аш-Шаукани назвал иснад хорошим.
Шейх Ибн аль-Къайим, перечисляя достоинства пятницы, сказал: “Это день ‘Ида, который повторяется каждую неделю”. См. “Задуль-ма’ад” 1/369.
Таким образом, в Исламе шесть ‘Идов, на что указывают доводы из Сунны.
Является ли ‘Ид праздником и узаконено ли в этот день празднование и веселье?
Что же касается празднования и т.п. дней ‘Ида, то ими являются именно ‘Ид Разговения и ‘Ид Жертвоприношения, поскольку на это указывают многие доводы.
‘Аиша рассказывала, что в один из дней ‘Ида эфиопы играли копьями в мечети, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил ей смотреть на них. А когда ‘Умар принялся останавливать их, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Оставь их!»
В другой версии хадиса сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) добавил: «Пусть иудеи знают, что наша религия облегчена! Поистине, я послан с легкой религией единобожия!» Ахмад 6/116. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. “Та’ликъуль-гъариб” 2/43.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Нет сомнения в том, что в дни праздников играть копьями с щитами дозволено, напротив, это даже желательно”. См. “Фатхуль-Бари” 8/422.
Также ‘Аиша рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девочки, игравшие на бубне. Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у пророка?!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника»”. аль-Бухари 949, 987, Муслим 892.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе содержится указание на законность радовать, развлекать семью в дни праздников, разновидностями того, что принесет радость сердцу и посредством чего отдыхает тело от бремени поклонения. И поистине, проявление радости и веселья в дни праздников – из обрядов религии!” См. “Фатх аль-Бари” 2/514.
Также узаконено в дни ат-ташрикъа еда, питье и поминание Аллаха. От Ка’б ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дни ат-Ташрикъа – это дни еды, питья и поминания Аллаха!» Муслим 1141.
Хафиз Ибн Раджаб писал: “В этих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) указание на то, что еда и питье в дни ‘Ида являются тем, что способствует поминанию Всевышнего Аллаха и подчинению Ему. И в этом выражается благодарность Всевышнему за оказанные милости, и это то, что приближает к подчинению”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 504.
Можно ли поздравлять с днем ‘Ида?
Что же касается поздравления с днями ‘Ида, то нет никакого довода на это в Коране или в Сунне, однако это передается от некоторых сподвижников. Джубайр ибн Нафир рассказывал: “Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день Ида, они говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от вас”. ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 2/517.
/Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум/.
Мухаммад ибн Зияд рассказывал: “Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от тебя”. аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Однако, опираясь на эти сообщения не правильно проводить аналогию и поздравлять с любым ‘Идом, и в частности с пятничным днем. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Каково постановление шариата в отношении смс-сообщений, посылаемых мусульманами друг другу по пятницам, обычно завершающимися словами “Джум’а Мубарак”?» Шейх ответил: “Саляфы не поздравляли друг друга с наступлением пятницы. И мы тоже не будем вводить нечто новое, вводить то, чего не совершали они”. См. “Маджалля ад-да’уа аль-Ислямия”.
А шейх ‘Убайд аль-Джабри назвал подобное действие нововведением.
Заключение
Таким образом, ‘Ид – означает в шариате «день сбора». Однако по той причине, что в два ‘Ида – «Жертвоприношения» и «Разговения» узаконено проявление радости и веселья, их можно переводить, как: «День праздника Жертвоприношения» и «День праздника Разговения».
Что же касается пятницы, то в ней не узаконено подобное, поэтому его лучше не переводить, как «праздник пятницы», чтобы не возникало путаницы и неправильного понимания.
Однако пятница – это день еды, питья и поминания Аллаха, как сказал это ‘Али ибн ‘Аби Талиб: “Кто желает соблюдать добровольный пост каждый месяц, пусть поститься в четверг и не постится в пятницу, так как это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шайба 3/44.
А от Мухаммада ибн Сирина сообщается, что он говорил: “Желательно для мужчины, чтобы он каждую пятницу угощал свою семью (жену) сладостями”. См. “Мау’изатуль-муминин” 1/110.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Идда мусульманки и нормы, связанные с ней
К великому сожалению, не все живут в своем браке счастливо, поэтому иногда супруги могут развестись, так как не видят смысла в дальнейшем продолжении семейных отношений, считая самым лучшим вариантом для себя их прекращение. Однако многие мусульманки не знают, что после развода с мужем они не сразу могут выйти замуж за другого человека и должны выждать срок идды, только после которого они могут связать себя новыми брачными узами. В этой статье мы затронем именно тему идды, забытой многими женщинами, несоблюдение которой приводит к проблемам в обществе.
Определение
Идда — это название срока, который женщина выжидает, не выходя замуж, после прекращения брака по причине развода, смерти мужа и т.д.
На необходимость выжидания женщиной срока идды указывают Коран, сунна и иджма (единогласное мнение ученых-муджтахидов). Все доводы мы приведем во время разъяснения норм, связанных с иддой, которые будут разъяснены ниже.
Виды идды
Идда в отношении женщины делится на два основных вида:
¤ Идда, соблюдаемая по причине смерти мужа
¤ Идда, соблюдаемая по причине расставания с мужем
О каждом из этих видов мы расскажем подробней.
1. Идда, соблюдаемая по причине смерти мужа
Срок идды женщины, муж которой скончался, делится на два вида, в зависимости от положения женщины:
• Если женщина в момент смерти мужа была беременной, то срок ее идды будет продолжаться до момента завершения беременности. Нет разницы в том, родит она через один день или через девять месяцев. То есть длительность беременности не имеет значения. Также следует упомянуть, что идда завершится даже, если произойдет выкидыш.
• Если же она не была беременной, то срок обязательной идды, которую должна выждать женщина, будет равен четырем месяцам и десяти дням. Не имеет значения половая близость между супругами. То есть срок идды будет 4 месяца и 10 дней, была между ними близость или нет.
Всевышний Аллах говорит: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Сура «Развод», аят 4).
Также Он сказал: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «Корова», аят 234).
Оба этих аята ясно указывают на срок идды, который необходимо выждать женщине, муж которой скончался.
2. Идда, соблюдаемая по причине расставания с мужем
Срок идды для женщины, которая рассталась со своим мужем по причине развода или расторжения брака, после половой близости, разнится в зависимости от следующих ситуаций:
• Если женщина в момент развода была беременна, то срок идды будет продолжаться до завершения беременности.
• Если женщина не была беременна, то ее срок будет равняться трем периодам «чистоты» между менструальными циклами. Таким срок идды будет, если у женщины не прекращены менструальные циклы.
• Если у женщины прекратились менструальные циклы по причине старости или еще не начались, то срок ее идды закончится по истечению трех месяцев после развода.
Всевышний Аллах говорит: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день» (Сура «Корова», аят 228).
Также Он сказал: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (Сура «Развод», аят 4).
• Что касается женщины, у которой муж пропал без вести, то в этом вопросе среди исламских ученых есть разногласия. Шафииты и ханафиты считают, что срок идды для нее будет продолжаться до тех пор, пока не умрут ровесники ее мужа. После этого она должна будет выждать срок идды женщины, у которой умер муж, то есть 4 месяца и 10 дней, а после этого она может выйти замуж, если захочет. Это они объяснили тем, что основа в человеке – это жизнь. Таким образом, он будет считаться живым, а она будет считаться его женой, пока точно не выяснится, что он умер или дал ей развод. Маликиты и ханбалиты, считают, что срок идды для женщины, чей муж пропал без вести, будет равен четырем годам. Того же мнения придерживался и имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в Ираке, однако позднее он изменил свое мнение на то, которое мы привели выше.
• Для женщины, которая развелась с мужем до того, как между ними была половая близость, срок идды не установлен. То есть она не обязана выжидать идду, и может сразу после развода выйти замуж за другого мужчину.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво» (Сура «Сонмы», аят 49).
Для того, чтобы вам было удобней запомнить, приведем ниже небольшую таблицу, коротко охватывающую все нормы идды.
Мудрость идды
Мудрость идды в зависимости от ее причины может заключаться во многих моментах. Если женщина потеряла мужа, то идда будет символом скорби женщины и проявлением уважения к своему усопшему мужу. Всевышний Аллах повелел супругам быть мягкими и добрыми по отношению друг к другу, и соблюдение идды будет проявлением доброты и уважения по отношению к мужу, покинувшему этот свет. Потому что скорый после смерти мужа выход замуж означал бы, что женщина не была довольна им и хотела поскорее выйти замуж за другого человека.
Что касается идды после развода, то ее главная цель – это уверенность в том, что женщина не была беременна. За время идды у нее могут проявиться признаки беременности, и будет точно ясно, что ребенок принадлежит мужу, давшему ей развод.
Некоторые нормы, связанные с периодом идды
Есть некоторые нормы, связанные с периодом идды, которые также необходимо знать. Они отличаются в зависимости от причины идды. Далее мы коротко расскажем о них.
1. Нормы, связанные с иддой по причине развода
Если у женщины начался период идды из-за развода с мужем, то есть разница в нормах в зависимости от вида развода. Развод делится на два вида: окончательный (таляк баин) и развод, после которого можно вернуть жену (таляк радж’ий). Поговорим о них по отдельности.
¤ Развод, который позволяет мужу вернуть жену (таляк радж’ий)
Если мужчина даст жене один развод, то есть скажет «я даю тебе один развод», то с этого момента у женщины начинается период идды, во время которого муж может вернуть жену. С этим периодом связаны некоторые нормы. Из них:
а) Муж должен обеспечивать жену жильем.
б) Муж должен обеспечивать жену питанием, одеждой и так далее
в) Жене необходимо пребывать в доме и не выходить из него кроме как по необходимости.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени» (Сура «Развод», аят 6).
Он также сказал (смысл): «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость» (Сура «Развод», аят 1).
г) Жене запрещено принимать сватов от других мужчин, так как она еще не перестала полностью быть женой своего мужа.
¤ Окончательный развод
Если муж дал жене окончательный развод (три раза), то в зависимости от того беременна жена или нет, с иддой будут связаны определенные нормы.
Если жена беременна, то:
а) Муж должен обеспечивать ее жильем до окончания идды.
б) Муж должен обеспечивать жену во всем остальном, как еда, питье, одежда и так далее.
в) Женщина обязана пребывать в доме и не выходить из него, кроме как по нужде.
Если она не была беременна, то в отношении нее обязательны два из предыдущих пунктов, кроме пункта «б». Муж не обязан обеспечивать ее едой или одеждой. Он обязан лишь обеспечить ее жильем, а она должна не выходить из дома.
2. Нормы, связанные с иддой по причине смерти мужа
Если идда женщины будет связана со смертью мужа, то женщине необходимо соблюдать две следующие нормы.
¤ Соблюдение траура по усопшему мужу.
Женщина во время этого периода идды не должна одеваться в красивые одежды, применять сильные духи, применять сурьму или иные косметические средства, надевать золотые или серебряные украшения. Тем самым она должна выявлять скорбь и тяжесть души. Если она будет делать что-либо из вышеперечисленного, то будет совершать грех.
¤ Нахождение в доме
Как уже было сказано, женщина в этот период должна находиться в доме и не выходить из него без уважительной причины.
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Соблюдение идды и её виды
Идда – это определённый временной срок, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа для того, чтобы вновь выйти замуж.
Идда разделяется на два вида:
– идда после развода или расторжения брака;
– идда после смерти мужа.
Если жена получила развод от своего мужа, то, в зависимости от состояния женщины, продолжительность срока идды после развода различается, и по его истечении женщина считается окончательно разведённой.
Существуют следующие сроки, в течение которых женщина, имевшая близость с мужем до развода, должна выжидать и не имеет права выходить замуж:
а) три межменструальных цикла очищения, если у женщины бывают менструации;
б) три лунных месяца, если она не имеет менструаций;
в) если же женщина беременна, то она должна выждать время до рождения ребёнка.
Сроком идды для беременных женщин, независимо от того, умер её муж или дал развод, является время, пока она не родит ребёнка, т. е. для беременных женщин он заканчивается с моментом рождения ребёнка, вне зависимости от срока беременности, как об этом упоминается в аяте, приведённом выше.
Если же женщина, вышедшая замуж, по определённым обстоятельствам или причинам не имела половую близость с мужем, то на неё после расторжения брака или после произнесения бракоразводных слов не возлагается соблюдение времени идды и она может сразу же выйти замуж.
Восстановление супружеских отношений до истечения времени идды
Ислам даёт право мужу восстановить свой брак до истечения времени идды, если бракоразводные слова были произнесены один или два раза, т. е. чтобы не был совершён окончательный развод, именуемый в шариате ат-талак аль-баин. (Для того, чтобы узнать, как и в каком количестве был совершён развод или состоялся ли он вообще, обязательно необходимо обратиться к имаму вашей местности или к компетентному алиму, знающему решение таких вопросов.)
Для восстановления брака в течение идды не нужны ни согласие опекуна жены, ни самой жены, ни брачного дара (махр). Однако о восстановлении брака желательно оповестить двух справедливых мусульман,
Абу Давуд передал, что Имрана ибн Хусайна спросили о мужчине, который развелся с женой, а потом вступил с ней в близость, не приведя свидетелей ни на развод, ни на восстановление брака. Он сказал ему: «Ты развёлся не по Сунне и восстановил брак не по Сунне. Приводи свидетелей и на развод, и на восстановление брака и больше так не делай». Для того, чтобы вернуть жену, у которой не завершилась идда, необходимо произнести слова раджа‘туки, т. е. «я возвращаю тебя себе в жёны». Сказав эти слова, муж восстанавливает свой брак, который не был расторгнут окончательным троекратным разводом.
Относительно восстановления брака после таких поступков, как поцелуй, прикосновение, половая близость и т. п., существуют разногласия среди мазхабов, но по достоверному решению мазхаба имама аш-Шафии считается, что никакие поступки, даже половая близость, не являются восстановлением брака, если об этом не было заявлено вслух.
Таким образом, если мужчина вознамерился вернуть жену в течение идды, то, помимо произнесения обязательных слов для возврата жены, также желательно заявить об этом в присутствии двух справедливых мусульман.
Следует знать, что оповещение об этом жены не является условием для восстановления брака в течение идды. Но если по истечении этого срока мужчина, не приводя свидетелей, заявит женщине, что он вернул её вовремя, она может отказаться признать это и поднять вопрос о шариатском решении имама. Если муж и жена после завершения времени идды решат вновь соединиться в браке, то это возможно, если развод не был окончательным (т. е. троекратным), и только при заключении нового брака и выдаче жене нового махра.
Идда после смерти мужа
Идда после смерти мужа означает, что женщине, у которой умер муж, не разрешается выходить замуж до истечения четырёх месяцев и десяти дней по лунному календарю после смерти мужа или если она не беременна. Всё это время она должна дополнительно соблюдать траур по мужу. Существуют определённые условия соблюдения траура, о которых должны знать все мусульманки и мусульмане. На эту тему задают много вопросов, потому что она остаётся неясной для большинства людей, особенно в наше время.
Арабское слово «хидад» (траур) означает «запрещение, отказ», что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого из того,что ей было дозволено прежде. В шариате под словом «хидад» подразумевается период времени (т. е. времени идды), в течение которого женщина, у которой у мер муж, избегает всего, что способствует её новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно: не надевает нарядной одежды, не использует благовоний и сурьмы, не выходит из дома без необходимости. Всё это не означает, что она должна ходить только в чёрной одежде.
Соблюдение идды и траура обязательно для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой половую близость или нет. Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней…» (сура «Аль-Бакара», аят 234).
Таким образом, жены, у которых умерли мужья, должны выжидать время идды и находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней. Вышесказанное касается женщин вне зависимости от возраста, месячных выделений, была у мужа с ней половая близость или нет, кроме беременных женщин. Если же женщина беременна, то после смерти мужа она должна выждать, пока не родится ребенок. В Священном Коране говорится: (смысл) «…Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, тому Он сделает в Своем деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).
Срок идды, в течение которого овдовевшая мусульманка не имеет права снова выйти замуж, начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до неё позднее. Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Всевышний сократил его до четырёх месяцев и десяти дней.
Все вышесказанное относится к женщинам, у которых умерли мужья. Что касается соблюдения траура (хидад) теми женщинами, у которых умерли близкие родственники, но не мужья, то им не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трёх дней.
Сообщается, что жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур (хидад) по покойному более трёх (дней), кроме как по мужу (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней» (аль-Бухари). В этом хадисе говорится о двух разновидностях траура:
1) траур по кому-либо, кроме мужа. Его можно держать только в течение трёх дней, и верующая женщина не должна соблюдать его дольше;
2) траур по покойному мужу. Для небеременной женщины этот срок составляет четыре лунных месяца и десять дней, для беременных – до рождения ребенка.
Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура (т. е. не стала соблюдать запреты в украшениях, одежде, выходе из дома и т. д.) раньше времени по причине того, что не знала о повелении Всевышнего в этом, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура (хидад) по истечении срока, потому что предписанное Создателем можно совершать только в отведённое для этого время. Что касается несоблюдения идды и выхода замуж до истечения установленного срока, то этот брак считается недействительным и их необходимо развести. Во времена невежества (т. е. до ислама) женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногти, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.
На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти жены или других близких родственников, и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.
В наше время широко распространился обычай оставление бороды сроком на неделю, месяц, 40 дней,52 дня или ношение чёрной одежды на год и более, вне зависимости от того, кто умер – муж или близкий родственник и т. д. Также среди мусульманок широко распространено мнение, что женщина, соблюдающая траур по мужу, не имеет права смотреть в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, и т. д. Всё это и многое другое не имеет отношения к шариату и является ересью и нововведениями. Вне всякого сомнения, это никак не совпадает с предписаниями религии Ислам.
Мы уже отметили, что соблюдать траур полагается только женщинам по случаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного для этого шариатом срока и форме. Траур имеет определённый срок, и его нельзя продлевать. Ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ни в высказываниях его праведных сподвижников, ни в богословских книгах четырёх мазхабов нет ничего, что бы давало повод объявлять подобные трауры. Этот обычай был у неверных, а, как известно, религия Всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них.