что такое 1 класс груза в смете
Класс груза в смете
Класс груза в смете
Достаточно часто в своей работе специалист сметного дела сталкивается с такой проблемой, как указать в таблице в смете класс груза при автомобильных перевозках. Кроме того, характеристику данного типа для грузов бывает важно указать и при осуществлении перевозок при помощи железнодорожного транспорта или тракторов с прицепами.
Хотя следует отметить, что наиболее часто указывается в сметах класс груза именно при автомобильных перевозках. В связи с этим основное внимание в статье будет уделено именно данному аспекту.
Класс груза при автомобильных перевозках в сметах
Классы груза при автомобильных перевозках в сметах особенно важно указать в случаях, когда в состав сметных форм включаются расценки на погрузо-разгрузочные работы и, очевидно, работ по перевозке. Для включения в состав сметы по форме №4, локального сметного расчета, локальной ресурсной сметы и прочих сметных форм расценок на данный вид работ необходимо обратиться не к сборникам норм, а к специальным сборникам на перевозки.
В сборнике «Перевозки» содержатся нормы не только на транспортировку грузов различных классов при автомобильных перевозках в сметах, но также и нормы на погрузочные и разгрузочные работы. Нормы на тару, упаковку и реквизит также являются частью сборника.
Следует учесть, что классы груза при автомобильных перевозках в сметах учитывают использование бортовых автомобилей и автомобилей-самосвалов. В нормы из сборника на перевозку входит не только оплата за сами работы по транспортировке, но также и простой транспорта. Однако необходимо иметь в виду, что под простоем подразумевается время, когда автомобили стоят в местах погрузки или разгрузки грузов.
Кроме этого, таблицы в смете с классом груза при автомобильных перевозках учитывают время пробега транспорта по нормативу. В понятие пробега в данном случае включается время в пути, время простоя и время так называемого порожнего пробега. К порожнему пробегу относится путь от автотранспортного предприятия до первой остановки для погрузки строительного материала.
Следует отметить, что при автомобильных перевозках в смете класс груза рекомендуется определять при помощи приложения №5, приведенного в технической части к сборнику на перевозки. А вот коэффициенты по грузоподъемности, которые также могут применяться в сметных формах различного вида в зависимости от класса груза, можно найти в той же технической части, только в приложении №3.
Если внимательно изучить таблицу с классами грузов при автомобильных перевозках в смете, то можно обратить внимание, что все грузы в ней распределены по нескольким большим группам. К первой группе в приложении №5 отнесены строительные материал, полуфабрикаты и изделия.
В данной группе возможно обнаружить классы грузов в смете на перевозку асфальтобетона, товарной арматуры, битумов различного типа, блоков из ячеистых бетонов и многих других материалов. Кроме того, в данной группе материалов находятся брусчатка, войлок, глина. То есть, как можно убедиться, в группу строительных материалов входит большое количество разнообразных наименований.
Однако не все материалы в данной группе имеют один и тот же класс груза в таблице при автомобильных перевозках в смете. Так, например, гравий керамзитовый имеет класс груза 3, а гравий прочих видов учитывается в сметных нормах как груз классом 1.
Следующей большой группой материалов, класс груза которых в смете важен для применения норм, является группа санитарно-технических материалов, изделий и труб. К данной группе относятся такие материалы, как вентиляторы, калориферы, насосы, рефлекторы и т.д. Конечно же, трубы из различных материалов для различных видов строительно-монтажных работ находятся в данной группе.
Классы грузов при автомобильных перевозках в смете для данной категории материалов также различаются, несмотря на объединение в одну группу. Так, трубы железобетонные и части к ним относятся к 1 классу, а вот стальные и чугунные трубы обозначены классом груза 1.
Таким способом с использованием данных из таблицы о классах грузов при автомобильных перевозках в смете можно учесть практически все виды строительных материалов. От класса груза зависит стоимость его перевозки.
Следует отметить, что на стоимость транспортировочных работ влияет также и расстояние перевозки, не только класс груза в смете. Очевидно, что перевозка на расстояние до 1км груза 1 класса будет стоить дешевле, чем перевозка того же груза на расстояние 4 км.
Рисунок 1. Фрагмент приложения №5
Класс груза в смете при прочих видах перевозки
Как было отмечено выше, определение класса груза важно не только при автомобильных перевозках в смете. В составе сборника на перевозку существует возможность подобрать норму на транспортировку тракторами с прицепами и при помощи железнодорожного транспорта.
Класс груза в смете для перевозки тракторами принимается по упоминавшемуся выше приложению №5 из технической части к сборнику. Кроме того, большое значение при транспортировке имеет наличие тары или упаковки груза, которые также могут быть определены на основании данных из технической части.
Следует отметить, что и при автомобильных перевозках грузов разных классов в смете, и при перевозках с использованием тракторов с прицепами, в нормах на транспортировку не учтена стоимость работ по погрузке и разгрузке. Поэтому в случае возникновения необходимости, такие работы должны быть учтены в сметной форме отдельно. Для определения стоимости погрузочно-разгрузочных работ в смете используются нормы из одноименного сборника.
Помимо класса груза в сметах при автомобильных перевозках, данный параметр материалов важен и при транспортировке строительных материалов железнодорожным транспортом. В данном случае, однако, не рекомендуется пользоваться данными из приложения №5 в технической части сборника на перевозки.
Для определения класса груза в смете при перевозке железнодорожным транспортом в технической части существует приложение №14. В указанном приложении приведены не только тарифные классы грузов, но также и нормы загрузки вагонов. В таблице приложения все материалы, как и в приложении №5, распределены по нескольким группам, что облегчает поиск необходимого ресурса.
На основании написанного выше, можно сделать вывод, что класс груза в смете и при автомобильных перевозках, и при других видах транспортировки играет важную роль. Ведь от корректного определения данного параметра строительных материалов зависит стоимость перевозки, а значит, и общая сметная стоимость объекта.
Рисунок 2. Перевозка грузов в смете
Классы грузов при автомобильных перевозках в сметах
Для обеспечения регулировки стоимости перевозок в Российской Федерации существует регламентированная классификация. Для специалистов по работе с грузами присутствует проблема с указанием в смете классов грузов при автомобильных транспортировках. Аналогичная ситуация может появляться при осуществлении перевозок и другим видом транспорта. Таблица классов груза при автомобильных перевозках включает 4 класса:
0.99-0.71
0.7-0.51
0.5-0.41
Коэффициент — это показатель использования кузова автомобиля. То есть плата взимается за фактическое использование содержимого кузова.
Особенности формирования смет
Классы грузов при автомобильных перевозках в сметах указывают, когда в документ включают проведение погрузки и разгрузки, список с оборудованием и ряда других объектов. Для включения в сметный расчет дополнительных сведений нужно обращаться к специальным нормам и сборникам, регламентирующим осуществление перевозки.
В документации, принятой правительством, указаны нормы на транспортировку грузов, относящихся к разным группам продукции при автомобильной перевозке, а также условий погрузочно-разгрузочных работ.
Товары, которые транспортируются автомобильным или железнодорожным транспортом классифицируют на основании следующего ряда аспектов:
Помимо таблицы с классом автогруза при автомобильной перевозке необходимо добавлять время пробега транспорта, включая время простоя или движения порожняком. Порожний пробег представляет собой путь от предприятия, на котором простаивает автомобиль до места, где производят погрузку объектов.
Существует строгое разделение товаров, перевозимых на грузовом автотранспорте на классы. Определение производится по таблице с рекомендованными параметрами. Последние 2 показателя, условия транспортировки и хранения определяют нормативы, которые нужно поддерживать во время перевозки опасных видов грузов.
В таких случаях необходимо подготовить специальный автотранспорт, который гарантирует сохранность как перевозимого груза, так и персонала и окружающей среды. А транспортировку взрывоопасных веществ производят исключительно согласно особому регламенту, который затрагивает процесс погрузочно-разгрузочных работ, перевозки, хранения, сопровождения и охраны.
Определение класса груза
При автомобильных перевозках параметр определяется при помощи пятого приложения, которое содержит таблицу, помогающую определить условия доставки. Как крупные компании, так и индивидуальные перевозчики разделяют продукцию на три категории:
Условия транспортировки
В зависимости от класса груза в смете, применяют особые условия транспортировки:
Каждый вариант включается в смету отдельно, с учетом установленных законом требований, коэффициентов использования места в кузове и других особенностей.
Приложение 2. Перечень позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов с указанием тарифных классов грузов и минимальных весовых норм в тоннах загрузки универсальных вагонов
Информация об изменениях:
Приказом ФСТ России от 7 декабря 2010 г. N 388-т/3 в приложение внесены изменения
Приложение 2
к разделу 2 Прейскуранта N 10-01
«Тарифы на перевозки грузов,
и услуги инфраструктуры, выполняемые
российскими железными дорогами»
(Тарифное руководство N 1)
Перечень позиций Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов с указанием тарифных классов грузов и минимальных весовых норм в тоннах загрузки универсальных вагонов
С изменениями и дополнениями от:
14 сентября 2004 г., 19 июня 2006 г., 7 декабря 2010 г., 29 апреля 2016 г., 31 января, 6 июля 2017 г., 15 ноября 2018 г.
В приведенном ниже Перечне позиций ЕТСНГ для каждой позиции ЕТСНГ указан тарифный класс груза и минимальная весовая норма (МВН) загрузки универсальных вагонов в тоннах. Если масса груза в вагоне меньше или равна МВН, то плата для универсальных вагонов определяется за эту норму (с учётом положений примечания *(6) к таблице N 1 настоящего приложения). В тех случаях, когда масса груза в вагоне превышает МВН, то плата определяется за массу груза в вагоне. Если против кода позиции и ее наименования в графе 3 указано «г/п» (грузоподъемность), то плата определяется за массу груза в вагоне, округленную до полных тонн, считая неполную тонну за полную, но не менее грузоподъемности вагона в тоннах. Если грузоподъемность вагона выражена дробным числом тонн, грузоподъемность вагона округляется до целого числа тонн (при этом 0,5 тонн и более увеличиваются до целой тонны, а менее 0,5 тонн отбрасываются). Минимальные весовые нормы в тоннах, приведенные в графе 3 Перечня, одинаковы для универсальных вагонов общего парка и для собственных (арендованных) универсальных вагонов.
В случаях, когда правилами перевозок грузов не предусмотрены перевозки перечисленных грузов в универсальных вагонах, то при их перевозке в специализированных, рефрижераторных вагонах и цистернах применяются правила расчета, предусмотренные настоящим Тарифным руководством для соответствующих условий перевозок грузов.
Изменения в МВН вносятся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом результатов опытных погрузок и технических норм загрузки универсальных вагонов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта для конкретных грузов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте.
Указанный в графе 1 Перечня код позиции ЕТСНГ служит для определения необходимого тарифа, целей учета и автоматизации таксировки платы. Код состоит из 6 цифр:
четвертая и пятая цифры означают порядковый номер груза в позиции, но в данном Перечне не используются и представлены двумя нулями;
шестая цифра является контрольной.
Изменения в тарифные классы грузов вносятся федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте.
Информация об изменениях:
Приказом ФАС России от 26 декабря 2016 г. N 1841/16 в таблицу N 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2017 г.
Как рассчитывается стоимость грузоперевозки автомобильным транспортом?
Стоимость грузоперевозки автомобильным (равно как и любым другим) транспортом рассчитывается в соответствии с установленным тарифом — ценой за единицу транспортной работы. При этом транспортной работой может считаться и то расстояние, которое прошел автомобиль, и вес, который он перевез, и время, которое потратил на весь рейс, и количество поездок, которое совершил…
Кроме того, помимо движенческих тарифов (тех, что непосредственно касаются перемещения груза), в стоимость грузоперевозки входят и другие затраты: ставка за заказ, время нахождения под погрузкой/разгрузкой, нулевой (от парка до пункта погрузки) и холостой (без груза между пунктами разгрузки и погрузки) пробег…
Однако первое, что нужно знать о тарифах на грузоперевозки автомобильным транспортом по территории России, — это то, что они не регулируются государством. Если во времена существования СССР Государственный комитет цен утверждал прейскурант (№13-01-01) с жестко фиксированной стоимостью каждого километра пути (в зависимости, что так же четко указывалось, от массы перевозимого груза), каждого часа использования автомобиля определенной грузоподъемности и т.п., то с распадом социалистического государства и внедрением рыночной экономики сектору автомобильных грузоперевозок предоставили полную свободу.
Теперь как индивидуальные перевозчики, так и транспортные компании вольны проводить собственную политику ценообразования и устанавливать свою тарифную сетку.
Каким образом перевозчики определяют стоимость своих услуг?
На самом деле, распространено несколько вариантов тарифной политики.
1. Подстраивание под рынок: перевозчики не высчитывают тарифы самостоятельно, а всего лишь отслеживают средний уровень цен на те или иные транспортные услуги и предлагают такие же.
И хотя такое поведение свойственно индивидуальным предпринимателям и мелким транспортным компаниям, подстраиваться под средний уровень цен приходится абсолютно всем. Самый яркий пример — ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок в России после обмена санкциями со странами Запада. В условиях кризиса, падения российского рубля, инфляции и возросшей конкуренции на внутреннем рынке перевозчики, дабы не потерять клиентов, не могли позволить себе поднять тарифы и продолжали работать в убыток по средним (что примечательно — низким) ставкам.
Что еще интересно: нередко на транспортных биржах можно натолкнуться на т.н. «пустые грузы» — грузы, которых не существует и которые уж тем более никуда перевозить не требуется. Такие заявки обычно размещают транспортные и экспедиционные компании для того, чтобы «пробить» рынок и выяснить, насколько адекватен их «ценник» и способны ли они с ним «пройти по ставкам» — то есть обойти конкурентов в борьбе за определенный вид грузоперевозки.
2. Подход «от платежеспособности», или ориентация на конкретного клиента и на конкретную ситуацию на рынке. Основной принцип расчета стоимости услуг в таком случае — определение максимально возможного уровня платежеспособности заказчика и назначение той цены, которую он в состоянии выдержать (или той цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).
В идеале, такой подход способен приносить транспортной компании максимальную прибыль, однако постоянно применять его на практике крайне затруднительно и ресурсозатратно: необходимо анализировать не ситуацию на рынке вообще, а положение каждого конкретного клиента. Кроме того, увлекшись, можно вообще растерять клиентов.
Поэтому обычно такой вариант используется разово: когда появляется выгодный платежеспособный заказчик, оказавшийся в таких условиях, что «за ценой не постоит», или открывается новая ниша для грузоперевозок, пока еще не освоенная конкурентами.
Впрочем, индивидуальная ориентация на конкретного заказчика предполагает и обратный подход — систему скидок и преференций, которая должна «отбить» выгодного клиента, осуществляющего регулярные крупные грузоперевозки, у конкурентов и привлечь его к постоянному сотрудничеству.
3. Расчет стоимости с учетом желаемого уровня прибыли. В этом случае перевозчик устанавливает такие тарифы на свои услуги, которые за определенный промежуток времени должны обеспечить ему именно тот доход, который он хочет получить. При этом для расчета необходимо сопоставлять возможные полные издержки и возможный суммарный доход при различных значениях цены и объема предоставляемых услуг, что достаточно сложно.
Поэтому чаще всего такой вариант применяется тогда, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.
4. Подход «себестоимость + прибыль». В принципе, является довольно распространенным и самым справедливым, так как цена берется не «с потолка», а учитываются непосредственные издержки на осуществление грузоперевозки. В теории такой способ формирования тарифной политики не предполагает изучение спроса и средней цены на рынке, однако на практике транспортным компаниям все равно приходится ориентироваться на сложившуюся ситуацию в сфере грузоперевозок и корректировать в зависимости от нее стоимость своих услуг.
Как рассчитывается себестоимость грузоперевозки?
Первым делом необходимо учесть все непосредственные расходы, в которые «выливается» организация и осуществление грузоперевозки. В их число входят затраты на:
Кроме того, в себестоимость грузоперевозки включаются налоги и платежи (например, по лизингу), отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, накладные расходы, командировочные водителям, оплата стоянок, дорожные сборы и т.п.
Добавляем к полученной сумме процент желаемой прибыли — и получаем стоимость конкретной грузоперевозки. Правда, на практике эту стоимость обычно умножают на два: принимают во внимание холостое возвращение автомобиля из пункта разгрузки в «родные пенаты» — в парк или на стоянку.
Впрочем, обычно рассчитывают не конкретную, а приблизительную стоимость гипотетической грузоперевозки, учитывая возможные затраты, направление доставки, вес груза и т.д., а затем на ее основе определяют тариф.
Различают несколько видов тарифов:
На то, какой именно тариф будет выбран при расчете стоимости грузоперевозки, влияет специфика оказываемых транспортных услуг.
Так, при доставке сборных грузов за основу берется тариф за тонну/килограмм. Если оценить объемы грузоперевозок сложно и процесс транспортировки предполагает несколько «ходок», лучше использовать повременные расчеты (за один день или за час работы). При перегоне транспортных средств и спецтехники предпочтительнее брать за основу километр пути. А тариф за тонно-километр хорошо подходит при осуществлении автомобильной грузоперевозки на большие расстояния.
Особенности расчета стоимости комплектной грузоперевозки
Хотя при организации комплектной грузоперевозки транспортные компании, в первую очередь, учитывают расстояние, которое предстоит пройти автомобилю: выставляют тариф за километр или, что касается наиболее популярных направлений (доставки груза в крупные российские города), указывают уже полную стоимость пути, — вес перевозимого груза все равно не остается без внимания.
Ведь изначально цена за километр рассчитывается отдельно для каждого вида автомобиля: для 3,5-тонника это одна сумма, для 20-тонной фуры — раза в два больше. Кроме того, учитывается класс груза — то, насколько при его перевозке используется грузоподъемность транспортного средства. Выделяют четыре класса, каждому из которых соответствует свой средний коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, корректирующий конечную стоимость перевозки.
Точно так же на стоимость влияет тип кузова транспортного средства (например, рефрижератор обойдется дороже тента) и регион доставки: разные районы России имеют разные климатические, рельефные и т.п. условия, которые предполагает свои особенности транспортировки и влияют на сумму издержек.
Особенности расчета стоимости сборной грузоперевозки
В отличие от комплектной, в этом случае основное внимание уделяется массе перевозимого груза. Однако это не значит, что расчет стоимости перевозки проводится именно по фактическому количеству содержащихся в нем килограммов. Очень даже вероятно, что расчетный вес будет превышать настоящий: все зависит от объема груза и того, сколько мест он занимает в кузове.
Выделяют несколько методов определения стоимости перевозки сборного груза.
По плотности груза. Плотность груза — это отношение его массы к объему. Считается, что 1 м3 вмещает в себя 250 кг. Следовательно, если плотность груза больше 250, то груз тяжелый и расчет проводится по его массе (фактический вес совпадает с расчетным). Если же плотность меньше 250, груз относится к объемному, а потому именно по объему будет рассчитываться стоимость перевозки. Чтобы получить значение объемного (в данном случае — расчетного) веса, необходимо объем груза умножить на 250.
По погрузочным метрам (ldm). Погрузочный метр — это гипотетический прямоугольник со сторонами 1 м и 2,4 м (по ширине кузова обычной фуры) и площадью, соответственно, 2,4 м2. Чтобы узнать, сколько погрузочных метров занимает груз, необходимо значение его длины умножить на значение ширины (то бишь вычислить его площадь), а затем полученное произведение разделить на площадь погрузочного метра (2,4 м2).
После чего определяют расчетный вес груза: количество содержащихся в нем погрузочных метров умножают на 1 544. Откуда взялось 1 544? Полезный вес загруженного грузовика, 21 000 кг, разделили на длину погрузочного пространства, 13,6 м, и получили значение веса, приходящегося на один погрузочный метр.
Для примера обычно приводят расчет оплачиваемого веса для европаллеты (размер 1,2 м х 0,8 м). Делим значение ее площади (1,2 х 0,8 = 0,96) на площадь погрузочного метра (2,4) и получаем площадь европаллеты в погрузочных метрах — 0,4 ldm. Затем, умножив 0,4 ldm на 1 544, — оплачиваемый вес, равный 617 кг.
Однако расчет стоимости грузоперевозки всегда проводится по большему значению, поэтому если фактический вес груза превышает оплачиваемый, то при вычислениях учитывается именно он.
Когда чаще всего используется расчет в погрузочных метрах?
Когда в составе «сборки» необходимо перевезти длинные грузы, грузы, которые занимают в кузове нестандартное место, грузы, которые нельзя штабелировать (то есть ставить на них другой груз), тогда в первую очередь учитывается не их масса или объем, а то, сколько погрузочных метров они в себя вмещают.
По паллетам. Используется, конечно же, тогда, когда перевозится груз, упакованный на паллеты. Так, в стандартную фуру становится 33 европаллеты, отсюда легко узнать, сколько стоит одно грузовое место.
Что еще, помимо веса груза и расстояния транспортировки, учитывается при расчете стоимости грузоперевозки?
В первую очередь — вид груза: перевозка грузов, которые требуют особых условий доставки (опасные, крупногабаритные и тяжеловесные, скоропортящиеся), обойдется дороже.
Физико-химические характеристики груза: он может не относиться к опасным, иметь стандартные габариты, не требовать поддержания определенной температуры и т.п., но быть, например, хрупким. Чтобы его в целости и сохранности доставить в пункт назначения, водителю необходимо быть куда как осторожнее и осмотрительнее, а это, естественно, имеет свою цену.
Стоимость груза: чем дороже груз, тем большей опасности подвергается водитель (в России, к сожалению, не редки кражи груза), тем осмотрительнее и аккуратнее он должен быть и тем большую сумму перевозчик обязан будет выплатить клиенту в случае утери или повреждения груза. А значит, потраченные нервные клетки тоже необходимо монетизировать.
Срочность доставки: если организовать и осуществить грузоперевозку необходимо в считанные дни, перевозчик обязательно учтет этот факт при расчете конечной стоимости.
Простой автомобиля под погрузкой/разгрузкой: сумма определяется в соответствии с почасовым тарифом — в зависимости от того, сколько времени ушло на загрузку/разгрузку машины.
Дополнительные работы и услуги: к ним относятся погрузочно-разгрузочные работы, если они выполняются либо водителем, либо персоналом транспортной компании, упаковка груза, подготовка и оформление сопроводительных документов.
Платежи и сборы: плата за проезд по автомобильным дорогам (система «Платон»), получение сезонных разрешений (во время «весенней просушки» дорог) или разрешений на въезд в город (Москва, Санкт-Петербург) и т.п.