что ставят на могиле евреям
Особенности оформления христианских, иудейских и мусульманских могил
Представители разных религий хоронят своих близких в столице как на вероисповедальных кладбищах, так и на многоконфессиональных. У христиан, мусульман и иудеев есть свои традиционные правила оформления могил.
По тому, как выглядит захоронение, легко понять, представитель какой конфессии покоится в этом месте.
Оформление христианских могил
Православные христиане составляют большую часть населения Москвы, соответственно, и могил, оформленных по православным обычаям, в столице больше всего. Но в Москве также имеются католические и протестантские захоронения.
Общей чертой всех христианских могил является крест. На католических и протестантских могилах устанавливают четырехконечные кресты, в протестантизме кресты на могилах встречаются реже всего. Православный крест имеет 8 оконечностей. Иногда на могильном кресте присутствует распятие, если в православии тело Иисуса прибито четырьмя гвоздями (2 на ладонях, 2 на ступнях, которые параллельны друг другу), то в католицизме на распятии три гвоздя (2 на ладонях, 1 на скрещенных ступнях). На православных могилах не принято украшать кресты лентами и цветами, также недопустимым считается прикреплять портрет умершего на крест. В католицизме же допускается украшение креста шипастыми розами и траурными лентами, портрет усопшего может быть выгравирован у подножья креста, где обычно располагается череп Адама.
Католики раньше ставили крест со стороны головы покойного, сейчас строгих правил в этом отношении нет, крест устанавливается и в ногах. По православной же традиции всегда крест устанавливается в ногах. С одной стороны, чтобы символ христианства стал опорой усопшему, с другой — чтобы покойный мог «видеть» крест.
Иногда на крестах встречаются надписи. Православные и католики пишут разное. Характерной надписью на католическом кресте является аббревиатура «INRI» над распятием, что в переводе с латыни означает «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На православных крестах может быть довольно много букв и аббревиатур:
ІС҃ ХС҃ — Иисус Христос;
СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — Сын Божий;
ІНЦІ — Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій;
ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — Царь Славы;
М Л Р Б — место лобное распят бысть;
Г А — глава Адамова.
Буквы К и Т символизируют копьё воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста
Иногда на кресте можно встретить эпитафии.
На некоторых могилах в Москве можно встретить крест-голбец — своеобразную разновидность креста с двускатной крышей. Гоблец или голубец считается отсылкой к язычеству, кресты с крышей часто устанавливали на Руси, иногда голбец ставился на могилу и вовсе без креста, представляя собой деревянный резной столб с треугольной крышей. Православие таких крестов не приветствует, считая это языческим символом. На московских кладбищах такие кресты сейчас ставят нечасто, но в регионах они до сих пор довольно распространены.
В оформлении мемориальных сооружений тоже есть некоторые отличия. На традиционных католических кладбищах запада редко встречаются фотографии, но портреты на памятниках характерны для Восточной Европы и Москвы. Классический католический памятник довольно прост, он чаще выполнен из белого камня, имеет простую форму.
Католические мемориальные сооружения в столице отличаются оригинальностью, величественностью скорби. Раньше сооружались фамильные или индивидуальные склепы, монументальные сооружения. На католических могилах очень часто присутствуют скульптуры плачущих дев, ангелов, херувимов. По канону надписи и эпитафии на католическом памятнике выполняются на латыни, там могут присутствовать цитаты из произведений литературы, песен. Главную роль в оформлении католического надгробия играет волеизъявление покойного и его родственников.
Могилы протестантов, как правило, строгие, без излишеств и пышности. Протестантские кладбища практически всегда без оград, могилы отделены друг от друга дорожками, такие кладбища больше напоминают ровные лужайки с ровными памятниками правильной формы. На протестантских мемориальных сооружениях крайне редко встречаются фотографии покойных, там выгравированы даты жизни и смерти, может присутствовать какая-то цитата или эпитафия.
В православии нет четких ограничений относительно оформления памятных сооружений. Форма и материал памятника могут быть любыми, практически всегда присутствует портрет покойного, иногда на памятнике могут быть изображения святых, Богоматери, Иисуса, ангелов.
Существуют некоторые отличия в оформлении надгробий у христиан разных национальностей. Так, к примеру, армяне традиционно украшают надгробия хачкарами — каменными плитами с резными объемными крестами. По такому «цветущему» кресту легко отличить могилу армянина. Практически всегда на армянских кладбищах присутствуют портреты покойных. Иногда встречаются мемориальные сооружения, где усопший изображен в полный рост: на памятнике или даже в скульптуре.
На могиле грузин часто можно встретить надписи на грузинском языке. Представители этой национальности также оформляют могилы величественными памятниками. На грузинском мемориале может встречаться изображение креста святой Нино, по преданию, сплетенного из виноградной лозы, горизонтальное перекрестие которого наклонено краями к земле.
Оформление мусульманских могил
Главной отличительной чертой мусульманских памятников является отсутствие портретов покойных. Коран запрещает изображать людей, поэтому правоверные мусульмане не оставляют портреты покойных на могильных плитах. Тем не менее разные народы, представляющие ислам, подверглись влиянию современности. Поэтому изредка на могилах мусульман все же встречаются памятники с портретами.
Покойных в исламе хоронят лицом в сторону Мекки, памятник своей лицевой стороной также должен быть обращен к Каабе.
Мемориальные сооружения на мусульманских могилах очень часто напоминают по форме мечеть, также распространены изображения мечетей на памятниках. Также часто на памятнике встречается изображение полумесяца. На памятниках разрешено приводить аяты, цитаты из хадисов пророка Мухаммеда, но категорически нельзя писать никаких эпитафий или светских цитат.
В оформлении мусульманских могил приветствуется сдержанность и скромность. Иногда вместо памятника ставится небольшой металлический конус с полумесяцем.
Мусульмане практически всегда ставят на могилы ограды. Это связано с тем, что в исламе категорически воспрещается ходить по могилам.
Оформление могил иудеев
Евреи придерживаются строгих правил в отношении оформления могил своих близких. Главное правило, которое идет из Ветхого Завета, запрещает любые изображения людей. Правом создавать облик человека имеет право только Всевышний. Поэтому на еврейских памятниках нельзя встретить портреты.
Памятные камни на могилах иудеев называют мацевами, часто по форме они напоминают арку. Традиционно еврейские надмогилья сделны из белого камня.
Иудейские надгробия могут быть украшены различными символами, которые могут рассказать о покойном. Главным символом всех иудеев является звезда Давида, которую чаще всего можно увидеть на еврейских надгробиях. Также популярно изображение традиционного еврейского подсвечника — меноры. На некоторых памятниках можно встретить изображения природы, частей человеческого тела, например, кистей рук, различных птиц или животных. Голубь укажет на добродетельность усопшего, свеча — знак невинности, единорог украсит надгробие сильной, духовной личности, белка символизирует ученость. Часто символы рассказывают о роде деятельности усопшего: по ножницам на памятнике можно понять, что на этом месте покоится парикмахер, по драгоценному камню легко распознать могилу ювелира. Символика указывает на пол покойного, статус. Так, к примеру, у замужней дамы с тремя детьми на памятнике можно заметить ветвь с тремя плодами, если ветви отрублены, значит, женщина теряла детей.
На иудейских памятниках практически всегда есть надписи. Помимо имени и дат, там присутствуют эпитафии. Причем довольно большое значение уделяется тому, как расположен текст на памятнике, он напоминает небольшой рассказ. На могиле иудея можно прочесть: «Здесь погребен Иона, сын Йосефа, который умер 12 мая 1963 года». Йорцайт — дата смерти всегда высчитывается по еврейскому календарю. После основных сведений могут быть размещены любые строки о покойном, его деяниях и качествах. Если захоронение семейное, то текст может касаться всех покойных. Слова должны быть обязательно на иврите. Как правило, на памятнике также есть перевод традиционного текста на язык той страны, где стоит памятник.
В еврейской традиции не приветствуется изысканность надмогильных сооружений, считается, что памятники должны быть простыми. Надписи обычно делаются выпуклыми.
По иудейской традиции на могилу в знак памяти принято приносить камни.
Еврейские похороны: как евреи хоронят близких и чтят их память
Рубрика JewishNews «Интервью» долго не обновлялась в связи с еврейскими праздниками. Большинство из праздников еврейского народа по сути являются поводом для размышлений о жизни и разных её сторонах, в том числе и о том, что будет после неё.
В связи с этим фундаментальным вопросом редакция JewishNews подготовила большое интервью о похоронах в еврейской традиции.
О том, как проводят похороны по еврейскому закону, держат ли евреи траур и устраивают ли поминки в большом интервью для JewishNews рассказал Шмуэль Лившиц — организатор глобального сервиса по чтению поминальной молитвы Кадиш.
Как проходят похороны по еврейским традициям?
После смерти с телом нельзя ничего делать. В нашей традиции тело считается святой вещью, и с ним очень важно очень учтиво обращаться. Поэтому, если есть возможность не делать вскрытия, то лучше его избежать. Телом занимаются только евреи — специальная команда «Хевра Кадиша», которая обязана провести похороны. Если в городе нет «Хевра Кадиша», тогда семья, у которой умер человек, не имеет права ничем заниматься (ни молиться, ни надевать тфилин). Они должны заниматься только похоронами.
Вне земли Израиля мы хороним в гробах, единственное, что в гробу делают небольшое отверстие, потому что у нас есть заповедь, что тело должно уйти в землю. Таким образом, с помощью этой дырочки тело соприкасается с землёй.
Перед тем, как душа отправится ко Вс-вышнему, тело омывают водой, окунают в микву и одевают в белую одежду — тахрихин (это обычная белая льняная или шерстяная одежда). После этого кладут в гроб.
Очень важно похоронить как можно раньше. Идеально, чтобы это было в тот же день.
Перед похоронами проходит геспет — приходят люди и говорят что-то хорошее, что сделал усопший. Перед тем, как он отправляется на суд, люди как бы напоминают о тех хороших делах, что были совершены при жизни.
Хотя в Любавичах была традиция ничего не говорить о человеке, потому что о нём говорят поступки его детей.
Пока тело ещё не предано земле важно, чтобы кто-то его охранял, находился рядом. В процессе похорон читают Тегилим. Очень важно, чтобы тело опускали в землю евреи. Когда закапывают тело, читают Мицвой. Пока виден гроб, всех присутствующих на похоронах приглашают несколько раз бросить землю, потому что это мицва. После этого читаются несколько молитв и похороны завершены.
Очень важно, всем, кто жил с умершим (и команде «Хевра Кадиша», которая готовила тело), попросить три раза прощения, потому что, когда люди живут вместе, бывают какие-то бытовые ссоры, споры, дрязги.
Почему после ухода из материального мира нельзя кремировать тела?
Кремация — это худшее, что можно сделать с телом после похорон. Во-первых, Вс-вышний сказал Адаму: «Ты — прах, и в прах ты вернёшься». Это означает, что тело должно быть похоронено в земле.
Это [кремация] самая тяжёлая вещь в идишкайт, которую можно сделать с умершим человеком.
В Торе тоже объясняется этот момент. Там идёт речь о человеке, которого казнили, и написано похоронить его. Мудрецы объясняют, что значит «его» — значит его всего, всё тело. После кремации это сделать невозможно.
Кроме этого, корни кремации «уходят» к идолопоклонничеству. Если человека кремировали по его желанию, но он знал, что этого делать нельзя, то по нему нельзя даже соблюдать некоторые законы траура.
Как правильно по еврейскому учению чтить память умерших?
Во-первых, делается надрыв на одежде: нужно, чтобы перед похоронами человек надел какую-то старую рубашку или пиджак; на вещи делается надрыв с левой стороны, напротив сердца. При этом говорятся специальные благословения (Благословен Судья праведный) и разрывается одежда.
После похорон, утраты, человек идёт домой и «сидит шиву», которую проводят только по кровным родственникам. В течение семи дней нужно находиться дома, нельзя готовить себе еду (кто-то должен заботиться об этом, ухаживать).
В этот момент на всех окружающих лежит большая заповедь, которая называется «утешение скорбящих»: нужно приходить, общаться, сидеть вместе и пытаться проводить время с человеком, переживающим утрату. Это очень помогает.
Траур принято нести год, но семь дней — это самый сложный период, сильный траур, когда человек никуда не выходит и сидит дома. Потом в течение тридцати дней нельзя стричься, а в течение всего года — не ходить на увеселительные мероприятия, не слушать музыку, не веселиться. Мне кажется, что и хупу не ставят в течение года, если кто-то умер.
Если у умершего остался сын или сыновья, они все обязаны читать молитву Кадиш три раза в день в течение 11 месяцев, а потом каждый год на годовщину смерти. Также важно в течение первого года делать заповеди и посвящать их умершему человеку. Почему? Потому что у нас материальный мир, мы здесь можем выполнять какие-то вещи, а душа нематериальна и ничего сделать не может. Поэтому в первый год вся семья делает дополнительные вещи ради души умершего (дают цдаку, например).
Есть ли у евреев в поминальных традициях особенность, которая не встречается ни в одной другой традиции?
Тяжело ответить на этот вопрос, потому что я не знаю никаких других нееврейских традиций. Единственное, могу сказать о поминках — евреи их не делают. Из личных наблюдений: когда нееврей хоронит кого-то, то ему важно сделать поминки, чтобы всем понравилось, чтобы всем было хорошо, чтобы все посидели, вспомнили, выпили. У евреев этого не происходит, потому что всё внимание уделяется умершему и его семье, которая не должна устраивать шоу и мероприятие для друзей. Важно позаботиться именно о семье, о их чувствах, оставить их сидеть шиву и попытаться как-то их развлечь.
Какие есть еврейские поминальные молитвы? В чем их разница?
Первая — это молитва Кадиш, она основная. Есть Кадиш, который читают у могилы, а есть тот, который читают в синагоге. Если некому читать эту молитву, то важно заказать её прочтение в синагоге.
Вторая молитва — это Изкор, которая читается после первой годовщины смерти и в праздники — Песах, Шавуот, Йом Кипур, Шмини Ацерет. Мы читаем её в праздники и вспоминаем наших близких.
Нельзя сказать, что есть какая-то разница между ними, это просто разные молитвы, читаемые в разное время.
Как часто надо посещать могилу? Есть ли какие-то ритуалы во время посещения могилы умершего? Известно, например, что евреи не едят у могил близких… Также евреи оставляют камешки у могил, почему так?
Могилу можно посещать на седьмой день после смерти, на тридцатый день и на годовщину.
Очень важно, и мы это всем говорим, что не нужно часто навещать могилу, потому что кладбище — это место для мёртвых, живым там делать нечего. Каждый раз, когда мы приходим, мы беспокоим душу. Поэтому нужно приходить нечасто: в определённые дни, в годовщины или когда нужно убраться на могилке. Часто там находиться нельзя и не нужно.
Что касается ритуалов, принято читать определённые Тегилим и оставлять камешек. У нас цветы на кладбище не носят. Каждый, кто приходит, кладёт камешек, и так будто строится новый памятник.
Камень — это символ чего-то вечного, постоянного. Один пришёл оставил камень, другой, третий и так каждый год. Все видят, сколько людей посещают могилу, это приятно знать, что человека помнят.
Ни в коем случае у могил близких не едят и не пьют. На кладбище нельзя заниматься тем, что делают люди в обычной жизни, в том числе пить, курить, исполнять некоторые заповеди, например, принято прятать цицит. Написано же, что мёртвые завидуют живым.
Как проходят похороны у евреев
Содержание:
Обычаи в последние часы жизни
Подготовка к похоронам у евреев
Обычно похороны у евреев проводятся как можно быстрее. Иногда их даже не откладывают на следующий день. Погребение не проводят только в субботу или по большим религиозным праздникам. Все вопросы по организации похоронного обряда берут на себя дальние родственники. Близким же нужно соблюдать такие правила:
Тело покойного тщательно подготавливают к похоронам – омывают, облачают в траурные одежды, кладут на глаза черепки из глины или щепотку земли. Одеяние должно быть белого цвета, самое простое, желательно льняное. Обувь на усопшего не надевают. Если хоронят мужчину, поверх его тела кладут молитвенное покрывало (талес). Для захоронения применяют особый гроб – с отверстием в дне, поскольку считается, что покойный должен быть связан с землей. Евреи полагают, что умершего нельзя выставлять напоказ, поэтому сразу после положения в гроб его закрывают крышкой.
Особенности похоронного обряда
В день похорон покойного доставляют на кладбище. Высшим проявлением скорби считается разорванная одежда на близких родственниках. Для этого на вещах делают надрывы (криа). В случае смерти родителей криа размещаются на левой стороне одеяния, других родственников – на правой стороне. Во время погребения гроб опускают в могилу, после чего каждый может взять лопату и принять участие в закапывании.
После погребения принято давать пожертвования бедным (цдаку). На выходе с кладбища все присутствующие становятся в два ряда, между которыми проходят близкие покойного. Уходя с кладбища, каждый должен омыть руки и сорвать несколько травинок, а затем перебросить их через плечо. Поминки в иудаизме не устраивают, но скорбящие принимают поминальную трапезу.
Поминальная трапеза
Скорбящим запрещено что-либо делать в первые 7 дней после смерти родственника, поэтому еду для их первой трапезы после похорон приносят друзья или соседи. Обычно обед включает в себя вареные яйца и круглые постные булочки. Традиция употреблять яйца связана с их замкнутой формой, которая свидетельствует о том, что скорбь обращается по миру и следует от одного человека к другому.
Что запрещено в еврейском погребении?
Иудейские каноны предусматривают широкий спектр запретов как в последние часы жизни, так и во время подготовки к похоронам. В частности:
Периоды траура в иудаизме
Траур у евреев делится на несколько периодов, которые имеют различную продолжительность и особенности поведения. Всего в иудаизме четыре траурных этапа:
Траур должны соблюдать ближайшие родственники умершего. Это могут быть родители, взрослые дети, супруги, братья и сестры. Маленькие дети (девочки до 12 лет и мальчики до 13 лет) не обязаны придерживаться траурных обычаев, но им следует приостановить свою обычную деятельность и носить разорванные одежды. Также не обязуются соблюдать траур другие родственники, включая приемных детей и родителей, женихов и невест, разведенных супругов.
Чтобы организовать иудейские похороны, родственники усопшего обращаются не в обычные ритуальные компании, а в специальные организации – Хевра Кадиша. Но при необходимости вы всегда можете воспользоваться услугами бюро «Честный Агент» для получения консультаций по погребению, помощи в оформлении документов или взаимодействии с моргом. Мы обладаем многолетним опытом в ритуальной сфере, поэтому готовы помочь вам на высоком профессиональном уровне.
Почему евреи кладут камни на могилы
Многие из вас почитают древнюю традицию возложения цветов на могилы. Однако на еврейских могилах вы не увидите ни одного цветочка. Их могилы покрыты камнями. Но почему евреи так делают, и откуда взялась такая традиция?
Люди покрывают могилы своих мертвецов цветами ещё с доисторических времён. Даже в пещерных поселениях археологами были обнаружены могилы, выложенные цветами. Древние люди при погребении использовали цветы и продукты. Но еврейские правители и представители власти и духовенства всегда выступали против возложения цветов на места захоронений. Хотя в Талмуде в некоторых местах и упоминается, что в погребении Берахот использовались цветочки и специи, но основным мнением по этому поводу оставалось то, что это является языческим обычаем.
На традиционных еврейских кладбищах надгробия покрыты галькой. Эти камни имеют разные размеры, варьирующиеся от яйца до футбольного мяча. Сложены эти камни без рисунка или орнамента, просто в свободном порядке. Если вы посетите военное еврейское кладбище в Иерусалиме, то вы увидите могилы солдат полностью заваленные камнями так, что они похожи на небольшие бастионы.
Многие люди воспринимают камни, ка нечто суровое, мрачное. Они считают их неподходящими подношениями на могилы. Но в иудаизме камни носят особый характер. Если вы откроете Библию, то из неё вы узнаете, что жертвенник, это всего лишь груда камней.
На них человек приносит жертву Богу. Авраам приносил в жертву своего сына на камне, называемом хашитьях, который считается основанием мира. Для евреев самым святым местом считается Стена Плача, представляющая собой груду камней. Как говорят евреи, есть люди с каменным сердцем, а есть достающие камни из сердец. Так почему же евреи кладут камни на могилы?
Этому древнему обычаю есть несколько объяснений от суеверий до практической стороны. Согласно суеверию, положенные на могилу камни удерживают внутри могилы душу умершего. Такое поверье уходит корнями в Талмуд, где сказано, что души продолжают жить в течение какого-то времени в могиле, куда помещены тела мертвецов. Евреи считают, что могила, называемая ими постоянным домом, сохраняет некоторые аспекты души умершего.
Камни не просто какой-то знак, они считаются средством, удерживающим мертвецов на месте. В некоторых народных поверьях говорится о добрых душах, которые испытали ужасный страх перед смертью, поэтому они не могут найти покой. Для того, чтобы они не могли выбраться наружу из-под земли, выстраивается преграда из камней. Еврейская мифология имеет много историй о привидениях, выбравшихся в мир живых. Так что одним из объяснений почему евреи кладут камни на могилы, является гарантия, что души не выберутся на поверхность, оставаясь там, где им положено быть.
Согласно ещё одной версии считалось, что еврейские священнослужители могут стать нечистыми, если будут непосредственно контактировать с покойником. Поэтому, чтобы оградить их от таких контактов, могилы сверху выкладывали камнями. Гальки на надгробиях служили предупреждением для раввинов, что к этому месту нельзя приближаться.
Другая версия говорит нам о том, что как бы ни хороши и красивы были цветы, они быстро увядают. Этим цветы отличаются от долговечных камней. Об этом говорит Исайя. Любая плоть, буть то трава, со временем увядает, поэтому евреи считают, что принесённые на могилу цветы являются плохим символом долгой памяти.
Память должна длиться вечно, а для этого больше подходят камни, как символ её постоянства, так как не могут умереть. На многих надгробиях евреи пишут фразу, которая переводится, как “да будет его душа будет связана узами вечной жизни”.
Раньше среди евреев было много пастухов, но они не могли считать. Поэтому пастухи носили специальную сумку через плечо, в которой лежало столько камней, сколько овец было в стаде. Они не надеялись на свою память в подсчёте особей в отаре.
Кладя камни на могилу, евреи просят Бога удержать душу в Его праще. Бог заботится о душах, и каждый камешек, положенный на могилу, является напоминанием об умерших. Камень также является символом древности и основательности иудаизма. Когда человек сталкивается с хрупкостью жизни, иудейские традиции напоминают ему о постоянстве. Если другие вещи могут исчезнуть, то камни остаются вечными всегда.
Ещё одно из объяснений заключается в том, что лежащие на еврейских могилах камни защищают души умерших от проникновения в могилу злых духов и демонов, которые хотят похитить их. В Библии есть упоминание, когда Иисусу Навину Бог велел сложить памятник из двенадцати камней, символизирующих колена Израиля в веках.
Поэтому такое изображение израильтян вылилось в практику оставления на надгробиях камней. Когда-то давно евреи были кочевым народом, поэтому изначально они помечали свои поселения камнями. Евреи жили в засушливых местах, где было трудно копать могилы, поэтому захоронения были неглубокими. Чтобы их не разрыли дикие животные и не растащили останки, они клали на могилу тяжёлые камни. Этот обычай объясняется и практической стороной.
На протяжении тысячелетий евреи верны своим древним традициям. В наше время каждый еврей, посещая кладбище, приносит с собой гальку. Чем больше камней на могиле, тем чаще её посещали близкие и друзья покойного. По их количеству можно узнать, сколько человек посетили могилу, почтив память покойного.